• Авторизация


ХУДОЖНИК АЛЕКСАНДР СЕМЁНОВИЧ ВЕДЕРНИКОВ (1898-1975), «РУССКИЙ МАТИСС», ЧАСТЬ II 20-10-2025 18:28 к комментариям - к полной версии - понравилось!


ФОТО Александр Ведерников (525x700, 79Kb)
Александр Семёнович Ведерников. 1970-е гг.

Александр Семёнович Ведерников (1898–1975) - известный советский художник. «Русский Матисс» - так называли художника современники. Учился в художественных мастерских в Нижнем Новгороде (1921–1923) у A.В. Куприна, A.В. Фонвизина, во ВХУТЕИНе в Ленинграде (1924–1928) у О.Э. Браза и А.Э. Карева. Он был членом общества «Круг художников» (1928–1930). Начал участвовать в выставках с 1928 года. Искусствовед Александра Струкова, разбирая перипетии жизни и творчества Ведерникова, отмечает: «Находясь в поисках своего художественного языка, Ведерников буквально осуществил „смешенье французского с нижегородским“ в духе времени…». Действительно, влияние Пикассо, Марке и Матисса очевидно невооруженным глазом. Представляя ленинградского художника не только как литографа и акварелиста, но и в первую очередь как живописца и автора абстрактных композиций, Струкова отмечает его самобытный подход к изображению пейзажа: чтобы «работа была реалистична без тупого подглядывания на натуру».


Во второй половине 1920-х гг. Александр Ведерников входил в группу «Мастера Аналитического Искусства» (МАИ). В годы пребывания в МАИ он написал в духе творчества Филонова большое полотно «Рабочий, сидящий за столом», в котором «сделанность» и точечную манеру, культивировавшуюся в МАИ, соединил со сферической перспективой К.С. Петрова-Водкина. На столе пролетария - тарелка с рыбой. После «Селедки» Петрова-Водкина прошло почти 10 лет, а от символичности рыбы не осталось и следа. Картина «Рабочий, сидящий за столом» хранилась в семье Ведерникова. Его вдовой она была передана искусствоведу П.П. Ефимову, от которого поступила в Музей истории Санкт-Петербурга. Он же атрибутировал это произведение, как работу члена МАИ Э.А. Тэнисмана, исполненную для выставки в Доме печати в 1927 г. По-видимому, Ведерников послужил лишь моделью для изображения рабочего.

ФОТО Теннисман-Рабочий, сидящий за столом. 1927 г (327x700, 103Kb)
Э.А. Тэнисман (1898-1941/1942). Рабочий, сидящий за столом. 1927 г.
Холст, масло. 179 х 85 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

Случай, который предшествовал уходу Ведерникова из группы и прекращению занятий у Филонова, описан в воспоминаниях Татьяны Глебовой и свидетельствует о критическом отношении ученика к высказываниям мастера. Как художник, который «посещал Филонова в 1925 г.», Ведерников упомянут в комментариях к дневникам мэтра. Хотя на данный момент работы Ведерникова, выполненные под воздействием «идеологии» Филонова, неизвестны, саму возможность их существования нужно иметь в виду.

1953 Стрелка Васильевского острова. Бум, литография цветная, 31,7 х 42 см. Музей ХХ-ХХ1 в (700x531, 157Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Стрелка Васильевского острова. 1953 г. Бумага, литография цветная.
31,7 х 42 см. Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков.

1953 Ленинград. Мост Ломоносова. 1953 (700x494, 193Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Ленинград. Мост Ломоносова. 1953 г. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме,
Санкт-Петербург.

1953 Устье Невы. Бум, авто. 42,7 × 56,2 см  Аук дом Егор (700x468, 114Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Устье Невы. 1953 г. Бумага, автолитография. 42,7 х 56,2 см.
Аукционный дом Егоровых, Москва.

1954 Ленинград. У канала Грибоедова и Крюкова канала. 1954 (700x504, 163Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Ленинград. У канала Грибоедова и Крюкова канала. 1954 г.
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург.

1954 Ленинград. Университетская набережная и Кунсткамера. 1954 (700x503, 149Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Ленинград. Университетская набережная и Кунсткамера. 1954 г.
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург.

1954 Мост на Мойке. Б, цв. автолито. 31,8х44. ГМИ СПб (700x504, 109Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Мост на Мойке. 1954 г. Бумага, цветная автолитография. 31,8 х 44 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

Существовавший на этом месте деревянный подъемный мост в 1720-х годах назывался «Петровским». В 1730-х годах мост переименовали в «Зелёный», по цвету его окраски. В 1777 (по другим данным - в 1768) году появилось другое название – «Полицейский». После Октябрьской революции, в октябре 1918 года, мост был переименован в «Народный». 13 января 1998 года мосту возвращено название «Зелёный».

1955 Народный мост. Бум, цв. литогр. Гос. музей городской скульптуры, СПб (700x512, 116Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Народный мост. 1955 г. Бумага, цветная литография.
Государственный музей городской скульптуры, Санкт-Петербург.

1954 Начало зимы». Бумага, автолит. 47х62; 32,5х46,5. Кол В.Воронина (700x495, 83Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Начало зимы. 1954 г. Бумага, автолитография. 32,5 х 46,5 см.
Коллекция Валерия Воронина.

1954 Кронштадт. Бум, акв, гуашь. 38 х 52 см. ГРМ (700x495, 113Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Кронштадт. 1954 г. Бумага, акварель, гуашь. 38 х 52 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1954 Натюрморт с женской фигурой. Б. цв. литогр. 62х47. Астрахан КГ (506x700, 107Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Натюрморт с женской фигурой. 1954 г.
Бумага, цветная литография. 62 х 47 см. Астраханская картинная галерея
им. П.М. Догадина.

1954 Мастерская. Бум, цв. лито. Пермская ХГ (490x700, 112Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Мастерская. 1954 г. Бумага, цветная литография.
Пермская государственная художественная галерея.

1954 Букет цветов в оранжевом кувшине. Б, цв. автолито. 42,4х30. Омский ХМ (498x700, 175Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Букет цветов в оранжевом кувшине. 1954 г.
Бумага, цветная автолитография. 42,4 х 30 см. Омский областной музей
изобразительных искусств им. М.А. Врубеля.

1954 Ромашки. Натюрморт. Бум, автолитогр. цветная. 59,5 х 42,5 см. Музей С.Коненкова РАХ, Мск (511x700, 137Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Ромашки. Натюрморт. 1954 г.
Бумага, цветная автолитография. 59,5 х 42,5 см.
Мемориальный музей-мастерская Сергея Конёнкова, Москва.

Александр Ведерников всю свою жизнь писал пейзажи (в основном ленинградские), натюрморты, а в 1920-е гг. - жанровые полотна. Работал преимущественно в графических техниках (карандашный рисунок, акварель, цветная литография).
В дальнейшем работал в обобщенно-декоративной манере, восходящей к фовизму; в ленинградских пейзажах заметно увлечение живописью Альбера Марке. Ведерников охотно обращался к изображению берегов Невы, водной поверхности, тумана. Скромный мотив, подчеркнуто обыденное состояние города поэтизируются переживанием автора, создающего камерный лирический образ.

1955 На Неве (700x489, 145Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). На Неве. 1955 г. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург.

1955 Яхт-клуб. Бум, автолито. цветная; 41,6 х 59,6 см. (Омский обл музей ИЗО им,Врубеля (700x522, 123Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Яхт-клуб. 1955 г. Бумага, цветная автолитография. 41,6 х 59,6 см.
Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля.

1956 У Ростральной колонны. Б, цв. авто. 35х50,5. ГМИ СПб. (700x488, 126Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). У Ростральной колонны. 1956 г. Бумага, цветная автолитография. 35 х 50,5 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

1956 Вид на море Горьковской ГЭС. Бум, автолитография, 47 х 62 см. ЧС (700x505, 115Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Вид на море у Горьковской ГЭС. 1956 г. Бумага, цветная автолитография.
47 х 62 см. Частное собрание.

1955 Ветер.Б. автолито. 41,7 × 59,5 см. Аук дом Егоровых (700x495, 146Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Ветер. 1955 г. Бумага, автолитография. 41,7 х 59,5 см.
Аукционный дом Егоровых, Москва.

1955 Дождь на Тучковой набережной. 1955 (700x493, 188Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Дождь на Тучковой набережной. 1955 г. https://babs71.livejournal.com.

1955 Парусники. Бум, акв. 37,5х51. Аук СОВКОМ (700x511, 86Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Парусники. 1955 г. Бумага, акварель. 37,5 х 51 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2012 г. Эстимейт 75.000 – 150.000 руб.

1956 Зимний пейзаж. Бум, акв. 26,5 х 31 см. Гал Л.Шишкина (700x601, 136Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Зимний пейзаж. 1956 г. Бумага, акварель. 26,5 х 31 см.
Галерея Леонида Шишкина.

1955 Рабочий стол в доме художника. Б, цв. лито. 52х37. ГМИ СПб (497x700, 110Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Рабочий стол в доме художника. 1955 г.
Бумага, цветная литография. 52 х 37 см. Государственный музей истории
Санкт-Петербурга.

1956 Интерьер с ширмой, Б, хромолито.52,8х37,5 см.ГМИИ им.Пушкина (499x700, 118Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Интерьер с ширмой. 1956 г. Бумага, хромолитография.
52,8 х 37,5 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

1955 Натюрморт с яблоками. Б, цв. линогр. 42,7х30см. Омский ХМ (489x700, 128Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Натюрморт с яблоками. 1955 г. Бумага, цветная линогравюра.
42,7 х 30 см. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля.

Александр Ведерников был дружен с другим художником ленинградской школы Николаем Лапшиным. Н. Лапшин пробовал работать с природными пигментами, привезенными ему А. Ведерниковым. Как утверждал Лапшин, «разработанный им метод он осуществлял гораздо совершеннее, чем его друг А. Ведерников». В декабре 1941 года в блокадном Ленинграде Николай Лапшин, почти ослепший, диктовал Александру Ведерникову воспоминания о своей жизни, которые были изданы только в 2005 году. Ведерников остался живой, он был вывезен на Большую землю в Городец 3 февраля 1942 года вместе с женой и сыном, а Н. Лапшин умер от голода 24 февраля 1942 года в блокадном Ленинграде.

1955 Женщина с книгой. Б. цв. лито. 54,5х47,7. Пермская ХГ (501x700, 121Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Женщина с книгой. 1955 г. Бумага, цветная литография.
54,5 х 47,7 см. Пермская государственная художественная галерея.

1956 Натурщица. Бумага__автолитография._50х37. Гал Арт-Бульвар, Мск (503x700, 107Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Натурщица. 1956 г. Бумага, автолитография. 50 х 37 см.
Галерея «Арт-Бульвар», Москва.

1957 Городец на Волге. Б, автолито. 47 × 62 см. Аук дом Егоровых 16.09.2025. Прод. 18.000 руб (700x503, 186Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Городец на Волге. 1957 г. Бумага, автолитография. 47 х 62 см.
Аукционный дом Егоровых, Москва, 16 сентября 2025 г. Лот продан за 18.000 руб.

1958 Волга. Городецкая пристань, Бум, автолитография, Музей иск-ва СПб. ХХ-ХХI вв (700x543, 171Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Волга. Городецкая пристань. 1958 г. Бумага, автолитография.
Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков.

1957 На_палубе_парохода. Бумага__цветная_автолитография._45х59. Гал Арт-Бульвар, Мск (700x491, 124Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). На палубе парохода. 1957 г. Бумага, цветная автолитография. 45 х 59 см.
Галерея «Арт-Бульвар», Москва.

1957 Зима (700x510, 149Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Зима. Станция. (Финляндская железная дорого). 1957 г. Бумага, литография.

1957 Волжский пейзаж. Бум, авто. 47х62 см Аук дом Егор (700x500, 140Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Волжский пейзаж. 1957 г. Бумага, автолитография. 47 х 62 см.
Аукционный дом Егоровых, Москва.
1957 Три парохода. Бум, автолито. Пермская ХГ (700x483, 107Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Три парохода. 1957 г. Бумага, автолитография. 35 х 51 см.
Пермская государственная художественная галерея.

1958 На Волге пасмурный день. Бум, автолитография. 41,5 × 59,3 см. Аук дом Егоровых (700x511, 113Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). На Волге пасмурный день. 1958 г. Бумага, автолитография. 41,5 х 59,3 см.
Аукционный дом Егоровых, Москва.

1957 У бульвара Профсоюзов. Б, цв. авто. 43,5х35. ГМИ СПб (417x510, 81Kb)1959 У бульвара Профсоюзов. Б, цв. лито. 28 х 24. Чуваш ХМ (381x510, 67Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). 1. У бульвара Профсоюзов. 1957 г. Бумага, цветная автолитография. 43,5х35 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга. 2. У бульвара Профсоюзов. 1959 г. Бумага, цветная литография. 28х24 см. Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

1957 Скверик у Эрмитажа. Б, цв. автолито. 42,5х30,5. ГМИ СПб (501x700, 90Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Скверик у Эрмитажа. 1957 г.
Бумага, цветная автолитография. 42,5 х 30,5 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

В послевоенный период Александр Ведерников работал преимущественно в технике акварели и тиражной графики. В 1945 году исполнил зарисовки разрушенных во время войны памятников русской архитектуры в Пскове, Царском Селе, Пулково. В 1950—1970 годы мастер много работал в области станковой литографии. Несмотря на свои многочисленные работы маслом и акварелью, Ведерников широко известен как мастер многоцветных станковых литографий.

1958 Натюрморт с мандолиной. Б, цв лито. 62 х 47,5. Музей иск-ва ХХ-ХХ1 вв. (700x700, 206Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Натюрморт с мандолиной. 1958 г. Бумага, цветная литография. 62 х 47,5 см.
Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков.

1958 Натюрморт в интерьере. 1958 (700x504, 165Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Натюрморт в интерьере. 1958 г. Бумага, литография. 47,3 × 62 см.
Частное собрание.

1958 Натюрморт. Б, цв. лито.  54,9х39,8 см. ГМИИ им.Пушкина (492x700, 124Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Натюрморт. 1958 г. Бумага, цветная литография.
54,9 х 39,8 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
1958 Натюрморт с петушком. Бум. литогр цвет. 53,5х38,5. ГМИ СПб (522x700, 139Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Натюрморт с петушком. 1958 г. Бумага, цветная литография.
53,5 х 38,5 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

1958 Пейзаж с видом на набережную. Б, автолито.58,8х41,2. Гал Арт-Бульвар, Мск (505x700, 127Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Пейзаж с видом на набережную. 1958 г.
Бумага, автолитография. 58,8 х 41,2 см. Галерея «Арт-Бульвар», Москва.

1958 Яхты. Бум, автолитография. 44 × 58 см. Аук дом Егоровых (700x501, 152Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Яхты. 1958 г. Бумага, автолитография. 44 х 58 см.
Аукционный дом Егоровых, Москва.

1958 Пароход у пристани Волги, Бум, автолитография, ЧС (700x545, 185Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Пароход у пристани на Волге. 1958 г. Бумага, автолитография.
Частное собрание.

1958 Пристань на Волге. Бум, авто. 47  62 см. Аук дом Егор (700x522, 167Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Пристань на Волге. 1958 г. Бумага, автолитография. 47 х 62 см.
Аукционный дом Егоровых, Москва.

1958 У волжских берегов. Бум, авто. 47  62 см Аук дом Егор (700x487, 144Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). У волжских берегов. 1958 г. Бумага, автолитография. 47 х 62 см.
Аукционный дом Егоровых, Москва.

1959 Волга на повороте. Бум, литогр. Аук дом Егор (700x487, 118Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Волга на повороте. 1959 г. Бумага, литография.
Аукционный дом Егоровых, Москва.

1958 Первый снег на Неве. Бум, автолитогр. цвет. 32,8х44,3 из. см. Омский ХМ (700x518, 79Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Первый снег на Неве. 1958 г. Бумага, цветная автолитография.
32,8 х 44,3 см. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля.

1959 Из серии «Берега Волги» Бум, автолитография  47 × 62 см. Аук дом Егоровых (700x503, 118Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Из серии «Берега Волги». 1959 г. Бумага, автолитография. 47 х 62 см.
Аукционный дом Егоровых, Москва.

1959 Из серии По Волге (открытка) ГРМ (700x472, 162Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Из серии «По Волге». Открытка. 1959 г.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В конце 1950-х годов Ведерников увлекся цветной литографией - именно в эту, оттепельную, оптимистическую эпоху появляются яркие и красочные интерьеры и натюрморты, по которым его и прозвали «Русским Матиссом».
С французским мастером действительно довольно много общего - сочность палитры, разудалая примитивность форм, плоскостность - но это не бездумное подражание, в этом выразилось настроение художника и ощущение эпохи: оттепель, оптимизм и светлая вера в радостное будущее - к этой многоцветности он пришел к концу 1950-х годов.

1959 Площадь у Зимнего дворца. Бум, цв. лито. 21 х 28 чс. Чуваш ХМ. (2) (700x522, 93Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Площадь у Зимнего дворца. 1959 г. Бумага, цветная литография. 21 х 28 см.
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

1959 Пароход у набережной Макарова. Б, цв. автолито. 38х52,5. ГМИ СПб (700x510, 106Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Пароход у набережной Макарова. 1959 г. Бумага, цветная автолитография.
38 х 52,5 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

1959 Перевоз. Из серии Берега Волги. Бум, автолитография. 47,3 × 62 см Аук дом Егоровых (700x499, 116Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Перевоз. Из серии «Берега Волги». 1959 г. Бумага, автолитография.
47,3 х 62 см. Аукционный дом Егоровых, Москва.

1959 Почтовая пристань на Волге. Бум, хромолитогр, 47,2х62. 35,8х53,5 см. ГМИИ им.Пушкина (700x471, 97Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Почтовая пристань на Волге. 1959 г. Бумага, хромолитография. 35,8 х 53,5 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

1959 Новые берега Волги. Бум, автолитография.47 × 62 см. Аук дом Егоровых (700x498, 93Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Новые берега Волги. 1959 г. Бумага, автолитография. 47 х 62 см.
Аукционный дом Егоровых, Москва.

1959 У товарной пристани. Бум, автолитография, 42 × 59,5 см. ЧС (700x537, 174Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). У товарной пристани. 1959 г. Бумага, автолитография, 42 х 59,5 см.
Частное собрание.

1960 Баржи. Бум, акв. 33х34. Аук СОВКОМ (700x518, 73Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Баржи. 1960 г. Бумага, акварель. 33 х 34 см. Аукционный дом СОВКОМ,
Москва, 2007 г. Эстимейт 50.000 – 70.000 руб.

1960 Зима. Бум, цвю литогр. 37х47 см; 57х62 смАнгарского городского округа Городской (700x539, 126Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Зима. 1960 г. Бумага, цветная литография. 37 х 47 см.
Ангарский Городской музей, Иркутская обл.

1960 Индустриальный пейзаж. Бум, акв. 30х41,5. Аук СОВКОМ (700x498, 73Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Индустриальный пейзаж. 1960 г. Бумага, акварель. 30 х 41,5 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2006 г. Эстимейт $2.000 – 2.500 дол.

1960 На берегу. Бум, акв. 29,5х40,5. Аук СОВКОМ (700x506, 70Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). На берегу. 1960 г. Бумага, акварель. 29,5 х 40,5 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2006 г. Эстимейт $2.000 – 2.500 дол.

1960 На Малой Неве. 1960. (700x489, 142Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). На Малой Неве. 1960 г. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме,
Санкт-Петербург.

1960 Набережная Макарова, 1960 г. (700x519, 137Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Набережная Макарова, 1960 г. Бумага, литография.
Картина экспонировалась на выставке «Ленинградская литография. Место встречи». К 55-летию выставки 27 ленинградских художников в Лондоне и Нью-Йорке. Печатная графика. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург, 2017 г.

1960 Набережная. бумага; автолитография цветная. Пермская ХГ (Успенский).jpg 35.0х45. (700x547, 130Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Набережная. 1960 г. Бумага, цветная автолитография. 35 х 45 см.
Пермская государственная художественная галерея.

Значение автолитографии прежде всего в том, что художник сам создает печатную форму, рисуя непосредственно на камне. К тому же весь процесс печати происходит при его непосредственном участии. Поэтому оттиски сохраняют выразительность авторского почерка, тонкость, которые свойственны лишь подлинным произведениям искусства. Возможность тиражирования делает вещь доступной и позволяет знакомить с ней не только посетителей выставок, но и более широкий круг зрителей.

1960 Обнаженная. Бумага, акварель, белила, 36 х 30 см. Аук дом Литфонд,2017 (580x700, 132Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Обнаженная. 1960 г. Бумага, акварель, белила, 36 х 30 см.
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2017 г.

1960 Натурщица в интерьере. Б, цв. автолито, 62х47. Музей ХХ-ХХ1 в. (500x700, 169Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Натурщица в интерьере. 1960 г.
Бумага, цветная автолитография. 62 х 47 см. Музей искусства
Санкт-Петербурга XX-XXI веков.

1959 Натурщица. Б, цв. линргр. 21 х 29 см, Вологда (513x700, 161Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Натурщица. 1959 г. Бумага, цветная линогравюра.
21 х 29 см. Вологодская областная картинная галерея.

1961 Выст в НЙ и Лондоне (507x700, 139Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Дама в кресле. 1961 г. Бумага, литография.
Картина экспонировалась на выставке «Ленинградская литография. Место встречи». К 55-летию выставки 27 ленинградских художников в Лондоне и Нью-Йорке. Печатная графика. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург, 2017 г.

1960 Жен. фигура. Ь, акв, бел. 57 х 44. Музей ХХ-ХХ1 в. (571x700, 156Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Женская фигура. 1960 г. Бумага, акварель, белила. 57 х 44 см.
Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков.

1960 Акробатки Б, цв. лито, акв, граф.  и цвет. кар-ши. 44,5 х 34,6. Собр. РБ. (549x700, 173Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Акробатки. 1960 г. Бумага, цветная литография,
акварель, графитный и цветные карандаши. 44,5 х 34,6 ми.
Собрание Романа Бабичева.

1960 Набережная. Б. цв. лито, 20,6х28 см. Муз Царскосель. кол (700x522, 196Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Набережная. 1960 г. Бумага, цветная литография. 20,6 х 28 см.
Музей «Царскосельская коллекция», г. Пушкин, Санкт-Петербург.

1960 Три букета. Бум, авто. 47 x 62 см Аук дом Егор (700x553, 194Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Три букета. 1960 г. Бумага, автолитография. 47 x 62 см.
Аукционный дом Егоровых, Москва.

1960 Натюрморт с кружкой. Бум, линогр цвет. 53,7х41 см. Омский ХМ им.Врубеля (536x700, 126Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Натюрморт с кружкой. 1960 г.
Бумага, линогравюра цветная. 53,7 х 41 см.
Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля.
Картина экспонировалась на выставке «Ленинградская литография. Место встречи». К 55-летию выставки 27 ленинградских художников в Лондоне и Нью-Йорке. Печатная графика. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург, 2017 г.

1960 Натюрморт с ананасом. Б, цв. лигогр. 62,5х47,5.см ХМ Алтайского края (575x700, 181Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Натюрморт с ананасом. 1960 г.
Бумага, цветная литография. 62,5 х 47,5 см.
Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул.

1960 Натюрморт. Бум, авто. 58,8  44 см Аук дом Егор (497x700, 175Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Натюрморт. 1960 г. Бумага, автолитография.
58,8 х 44 см. Аукционный дом Егоровых, Москва.

1960-е  Интерьер. Б, цв. лито. 28х21 см см. Муз-зап Шушенское.jpg (525x700, 113Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Интерьер. 1960-е гг. Бумага, цветная литография.
28 х 21 см. Музей-заповедник «Шушенское», Красноярский край.

1934 Альбер и Марсель Марке на выставке ВХУТЕИНа. Нина Кашина слева на фоне работ Ф. Шурпина. 1934 г. (700x473, 98Kb)
Альбер и Марсель Марке на выставке ВХУТЕИНа. Нина Кашина слева на фоне работ Ф. Шурпина. 1934 г.

Произведения Ведерникова кажутся такими простыми и в то же время удивительно точно схваченными. Вроде бы и контуры размыты и деталей каких-то особенных нет, а впечатление - как будто на реальный пейзаж смотришь, настолько он ощутим.
Благотворное влияние на его творчество оказала французская школа живописи, в первую очередь, Анри Матисс и Альбер Марке. В 1934 году Альбер Марке (1875-1947) с женой приезжал в СССР, был в Ленинграде, Москве, Харькове, Ростове, Тбилиси, Батуми, встречался с художниками, посещал мастерские, видел свои картины в Государственном музее нового западного искусства, куда они попали из национализированных коллекций Ивана Морозова и Сергея Щукина, сфотографировался в экспозиции и даже подарил музею литографию и пару офортов.

1960-e В ванной. цв. автолитография (700x598, 125Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). В ванной. Конец 1960-х гг. Бумага, цветная автолитография.
Музей рисунка. http://drawing-museum.org.

1960-е Беседа двух обнаженных. Бум, акв. 30×36. ЧС (700x591, 96Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Беседа двух обнаженных. 1960-е гг. Бумага, акварель. 30 х 36 см.
Аукционный дом №1, Москва, 2020 г. Эстимейт 12.000 - 20.000 руб.

1960-е кон - нач 1970-х Эскиз зеленого блюда с женщиной в кресле. Бум, акв. 32,9х24,9. Иваново ХМ (700x700, 167Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Эскиз зеленого блюда с женщиной в кресле. Конец 1960-х - начало 1970-х гг.
Бумага, акварель. 32,9 х 24,9 см. Ивановский областной художественный музей.

1960-е Обнаженная в кресле. Бум, акв. (499x700, 92Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Обнаженная в кресле. 1960-е гг. Бумага, акварель.
Частное собрание.

1960-е Интерьер ++ на красном фоне Бум, гуашь. 10 x 15,5 cm. rexstar.ru (700x476, 104Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Интерьер на красном фоне. 1960-е гг. Бумага, гуашь. 10 x 15,5 см.
Галерея АртПанорама, Москва.

1960-е Интерьер ++ с мебелью в стиле ампир. Бум, акв. 20 x 16. АртПанорама (553x700, 112Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Интерьер с мебелью в стиле ампир. 1960-е гг.
Бумага, акварель. 20 x 16 см. Галерея АртПанорама, Москва.

1960-е Интерьер ++. цв., автолитография (468x700, 157Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Интерьер. 1960-е гг. Бумага, цветная автолитография.
https://petroart.ru/art/v/vedernikov.

1960-е Натюрморт ++ с арбузом.33 х 25 см Бум, темпера. Аук дом Егор (539x700, 131Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Натюрморт с арбузом. 1960-е гг. Бумага, темпера.
33 х 25 см. Аукционный дом Егоровых, Москва.

1960-е Натюрморт ++ с цветами и яблоками. Б, цв. лито. 42 х 30 см. Калуга ХМ (506x700, 160Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Натюрморт с цветами и яблоками. 1960-е гг.
Бумага, цветная литография. 42 х 30 см. Калужский музей изобразительных искусств.

1960-е Натюрморт ++ с двумя кувшинами. Б, акв, гуашь, тушь, кисть. 63,5 х 48,2. Собр.РБ (530x700, 135Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Натюрморт с двумя кувшинами. 1960-е гг.
Бумага, акварель, гуашь, тушь, кисть. 63,5 х 48,2 см.
Собрание Романа Бабичева.

1960-1970-е Натюрморт ++ с зеленым кувшином (на оборотной стороне акварельный набросок) 29,7  23,2 см Аук дом Егор (544x700, 175Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Натюрморт с зеленым кувшином. 1960-1970-е гг.
Бумага, акварель. 29,7 х 23,2 см. Аукционный дом Егоровых, Москва.

1960-1962 Рябина ++и виноград. Б, цв. лито. 47х37. ЕК ГМИИ (567x700, 128Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Рябина и виноград. 1960-1962 гг.
Бумага, цветная литография. 47 х 37 см.
Екатеринбургский музей изобразительных искусств.

Александр Ведерников был художником-экспериментатором в прямом смысле слова. При ленинградском Союзе художников работала экспериментальная мастерская, в которой исследовались различные техники графики. Подолгу бывая в этой мастерской, Ведерников пришел к собственному варианту цветной печати.
Как и многие художники в советское время, Ведерников в какой-то момент впал в немилость у властей из-за так называемого «формализма» - этим странным словом клеймили всех, кто хоть немного выпадал из нормативов соцреализма. Но, к счастью для всех, художник все же не растерял вот этого особого «цветастого» мироощущения, столь ярко выразившегося в его натюрмортах и интерьерах.

1960-е Обнаженная. Бумага, соус, акварель. 35,8х29,8. СОВКОМ 16.09.2025 г. Эстим. 30.000-60.000 р (571x700, 129Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Обнаженная. 1960-е гг. Бумага, соус, акварель.
35,8 х 29,8 см. Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 16 сентября 2025 г.
Эстимейт 30.000 – 60.000 руб.

1960-е Обнаженная. (560x700, 89Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Обнаженная. 1960-е гг. Бумага, акварель.
https://all-drawings.livejournal.com.

1960-e У стадиона. цв. автолитография (700x515, 92Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). У стадиона. 1960-е гг. Бумага, цветная автолитография.
https://ru.pinterest.com.

1960-е В порту. Бум, акв. 26,5 × 27 см Аук дом Егор — копия (700x679, 175Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). В порту. 1960-е гг. Бумага, акварель. 26,5 х 27 см.
Аукционный дом Егоровых, Москва.

1960-е Ленинград. Пейзаж. бум.,акв. 21х25 (700x578, 134Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Ленинград. Пейзаж. 1960-е гг. Бумага, акварель. 21 х 25 см.
https://ru.pinterest.com.

1960-е На Васильевском острове. Бум, акв, ЧС (700x520, 98Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). На Васильевском острове. 1960-е гг. Бумага, акварель. Частное собрание.

1960-е Пейзаж с мачтами, литография, Мастерскаяпечатнойграфики (700x518, 92Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Пейзаж с мачтами. 1960-е гг. Бумага, литография.
Мастерская печатной графики, Санкт-Петербург.

1960-е Юрьевец на Волге. Бум, акв. 14 x 20. АртПанорама (700x499, 100Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Юрьевец на Волге. 1960-е гг. Бумага, акварель. 14 x 20 см.
Галерея АртПанорама, Москва.

1961 Набережная Макарова. Бум, автолитогр. 42х52; 30,5х42 см. Кол. В.Воронина (700x506, 181Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Набережная Макарова. 1961 г. Бумага, цветная автолитография. 30,5 х 42 см.
Коллекция Валерия Воронина.

1961 Ветка ++ снежинки. Бум, авто.  61,7 х 46,5 см Аук дом Егор (500x700, 141Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Ветка снежинки. 1961 г. Бумага, автолитография.
61,7 х 46,5 см. Аукционный дом Егоровых, Москва.

1960-е Натюрморт ++. 1960-е (512x700, 136Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Натюрморт. 1960-е гг. https://toffana.ru/vedernikov

Натюрморты Ведерникова очень модернистские, в них можно увидеть отголоски очень многих течений начала ХХ века, которые подспудно, почти тайком начали открываться советским художникам в период оттепели. Для нас сейчас это кажется диким, но в те годы картины авангардистов были под запретом, их прятали в запасниках и увидеть их можно было только имея тесные знакомства среди музейщиков. Альбомы с репродукциями доставали с большим трудом и показывали только близким друзьям. В общем, познакомиться с достижениями модернизма было довольно сложно.

1960-е кон. - нач. 1970 х Женский портрет. Бум, акв. 32,7х24,9. Иваново ХМ (532x700, 102Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Женский портрет. Конец 1960-х - начало 1970-х гг.
Бумага, акварель. 32,7 х 24,9 см. Ивановский областной художественный музей.

1960-е Ж-на с голубем. Бум; акв, белила. 23,2×17. ЧС (507x700, 118Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Женщина с голубем. 1960-е гг.
Бумага, акварель, белила. 23,2 х 17 см. Частное собрание.

1961 Натюрморт с мандолиной.-Б, цв. лито. 31х42, Новокузнецк ХМ (700x525, 130Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Натюрморт с мандолиной. 1961 г. Бумага, цветная литография. 31 х 42 см.
Новокузнецкий художественный музей.

1961 Интерьер ++. Б, цв. лито. 25,5х19 см. Муз-зап Шушенское (525x700, 137Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Интерьер. 1961 г. Бумага, цветная литография.
25,5 х 19 см. Музей-заповедник «Шушенское», Красноярский край.

1961 Интерьер с зеркалом. Бум, авто. 67,3 × 50,3 см Аук дом Егор (494x700, 184Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Интерьер с зеркалом. 1961 г.
Бумага, цветная автолитография. 67,3 х 50,3 см.
Аукционный дом Егоровых, Москва.

1961 Натюрморт ++ с кувшинами. Бум, акв, гуашь. 71 х 53 см. ГРМ (535x700, 111Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Натюрморт с кувшинами. 1961 г. Бумага, акварель, гуашь.
71 х 53 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1961 Китайские яблочки. Б. цв. лито. 42 х 30,5 . Чуваш ХМ. (511x700, 115Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Китайские яблочки. 1961 г. Бумага, цветная литография.
42 х 30,5 см. Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

1961 Натюрморт с калиной и клубникой Бум, авто. 61,7 х 47 см  Аук дом Егор (510x700, 177Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Натюрморт с калиной и клубникой. 1961 г.
Бумага, автолитография. 61,7 х 47 см. Аукционный дом Егоровых, Москва.

1962 Желтый натюрморт. Х, темпера. 55 x 44,5 см. ГРМ (555x700, 172Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Желтый натюрморт. 1962 г. Холст, темпера. 55 x 44,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1962 Натюрморт. Бум, авто. 61,7 x 46,7 см Аук дом Егор (573x700, 136Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Натюрморт. 1962 г. Бумага, автолитография.
61,7 x 46,7 см. Аукционный дом Егоровых, Москва.

В своей последней биографии Николай Лапшин написал: «Моя дружба с В.В. Лебедевым и Н.А. Тырсой продолжалась и дала мне очень, очень много; это была та художественная среда, которая необходима для каждого художника. Мы увлекались "французами" и всей культурой живописи. Просматривали массу иллюстрированного материала, выписывали журналы, а Лебедеву удалось выписать много книг из-за границы. Н.А.Тырса заботливо выписал мне через Дом ученых книгу (об Альбере Марке). Чудную книгу, которая еще больше утвердила меня в своей любви к этому художнику. Отчасти к нашей компании примыкал и А.А. Успенский, который увлекался художником (Рayлем Дюфи). И выписал монографию этого художника. Тырса особенно любил Ренуара, Матисса, Лебедев сперва был увлечен Сёра, затем Пикассо и особенно Эдуардом Мане».

1962 На стрелке Васильевского острова. 1962 (700x462, 131Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). На стрелке Васильевского острова. 1962 г. Авторская литография.
15 х 10 см. Общество Поощрения Художеств, Санкт-Петербург.

1961 Пристань. Б, автолито. 47,5 × 62 см. Аук дом Егоровых (700x488, 111Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Пристань. 1961 г. Бумага, автолитография. 47,5 х 62 см.
Аукционный дом Егоровых, Москва.

1961 Первый снег на набережной Макарова Бум, акв. Аук дом Егор (700x529, 137Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Первый снег на набережной Макарова. 1961 г. Бумага, акварель.
Аукционный дом Егоровых, Москва.

1962 Ленинградский пейзаж. цв. литография (700x456, 114Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Ленинградский пейзаж. 1962 г. Бумага, цветная литография.
Открытка из набора авторских эстампов. Тираж 500 экз.

1962 Из серии эстампов Флот. 12 открыток (700x464, 135Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Из серии «Флот». 1962 г. Открытка из набора авторских эстампов.
Тираж 500 экз.

1962 Яхг-клуб. Цв. бум, автолитонр. 30.5 х 41.5 см Аук дом Егор (700x499, 111Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Яхт-клуб. 1962 г. Бумага, цветная автолитография. 30,5 х 41,5 см.
Аукционный дом Егоровых, Москва.

1962 Яхт-клуб. Б.г. Бум, акв. или литогр.43,530,5 см. Духовщинский районный историко-худ. музей (700x485, 115Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Яхт-клуб. 1955 г. Бумага, литография.43,5 х 30,5 см.
Духовщинский районный историко-художественный музей, Смоленская обл.

1962 Натюрморт с рыбами. Б, цв. лито. 41,5 х 30,5. Чуваш ХМ (518x700, 118Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Натюрморт с рыбами. 1962 г. Бумага, цветная литография. 41,5 х 30,5 см. Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.
Картина экспонировалась на выставке «Ленинградская литография. Место встречи». К 55-летию выставки 27 ленинградских художников в Лондоне и Нью-Йорке. Печатная графика. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург, 2017 г.

А какие у Ведерникова женские образы... Не могу определиться, какой жанр у Ведерникова мне больше нравится, наверное, всё-таки ленинградские городские пейзажи. А вам какой?

ИСТОЧНИКИ

Антон Успенский. Между авангардом и соцреализмом. Из истории советской живописи 1920-1930-х годов. Москва, Издательство «Искусство-XXI век»,2024 (490x700, 87Kb)
Антон Успенский. Между авангардом и соцреализмом. Из истории советской живописи
1920-1930-х годов. Москва, Издательство «Искусство-XXI век», 2024 г. –
Стр. 158, 169-172, 242-243, 264-266, 309 и др.

1.Все краски оттепели. Советско-французское искусство Александра Ведерникова

2.Тихий француз - Анна Толстова о выставке Альбера Марке в ГМИИ им. А. С. Пушкина (2016 г.)

(Продолжение следует)


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ХУДОЖНИК АЛЕКСАНДР СЕМЁНОВИЧ ВЕДЕРНИКОВ (1898-1975), «РУССКИЙ МАТИСС», ЧАСТЬ II | Слава44 - Дневник Слава44 | Лента друзей Слава44 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»