Александр Семёнович Ведерников. Начало 1970-х годов.
Александр Семёнович Ведерников (1898-1975) - известный советский художник, живописец-акварелист, график, керамист. «Русский Матисс» - так называли художника современники. Александр Ведерников учился В Свободных художественных мастерских - Нижегородском государственном художественном техникуме у А.В. Куприна и А.В. Фонвизина в 1921-1925 гг., во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНее в Ленинграде у О.Э. Браза и А.Е. Карева в 1924-1928 гг., а также у П.Н. Филонова. Член объединения «Круг художников» в 1928-1930 гг., входил в группу Мастера Аналитического Искусства во второй половине 1920-х гг. Работал преимущественно в графичесих техниках (карандашный рисунок, акварель, цветная литография). Главная тема его произведений – Ленинград. Обладал индивидуальной, благородно-сдержанной манерой живописи. Благотворное влияние на его творчество оказала французская школа живописи, в первую очередь, Анри Матисс. Тесно общался с художниками Детского отдела Госиздата, который возглавлял Владимир Лебедев.
А.С. Ведерников на этюдах на Волге. 1930-е гг. Архив С.Э. Курбатовой,
Санкт-Петербург.
Александр Семёнович Ведерников родился 23 ноября 1898 года в большом волостном селе Городец Балахнинского уезда Нижегородской губернии Российской империи в многодетной старообрядческой семье купцов-пароходчиков. Мама Александра была из бедной семьи кустарей-кожевенников, а его дед по материнской линии был известным иконописцем, писавшем иконы в особом «староверском» стиле. В семье Ведерниковых было четверо детей, живших в большом родительском доме, сохранившимся до наших дней.
А.С. Ведерников (1898-1975). Пригород. 1928 г. Марля на картоне, масло. 40,5 x 56 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.С. Ведерников (1898-1975). На окраине. 1930-е гг. Холст, масло. 30 x 38,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.С. Ведерников (1898-1975). Белый пароход. 1930 г. Из серии «Берега Волги».
А.С. Ведерников (1898-1975). Баржи на Неве. 1930-е гг. Собрание В. Володина, Москва.
А.С. Ведерников (1898-1975). Адмиралтейство. 1930 г. Бумага, акварель. 20 х 29,5 см.
Частное собрание.
А.С. Ведерников (1898-1975). Буксир у Ростральной колонны. 1930-е гг. Холст, масло. 70,5 х 90 см.
Собрание Романа Бабичева.
А.С. Ведерников (1898-1975). На Васильевском острове. 1930-е гг. Холст, масло. 59,5 х 63,7 см.
Собрание Романа Бабичева.
А.С. Ведерников (1898-1975). У Тучкова моста. 1930-е гг. Холст, масло. 65,5 х 87,5 см.
Собрание Романа Бабичева.
А.С. Ведерников (1898-1975). Нева с баржами. 1930 г. Холст, масло. 62 х 83 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
А.С. Ведерников (1898-1975). Праздник на набережной. 1930-е гг. Холст, масло. 53 х 53 см.
Галерея Леонида Шишкина.
Детство Александра прошло в Городце, располагавшемся на берегу Волги, которую будущий художник любил всем сердцем. По рассказам сестры Александра, он любил проводить время у реки, любуясь ее спокойным течением и особой торжественной величавостью, любил он и родное село, подолгу пропадая в базарные дни в шумных торговых рядах, где шла бойкая торговля прядильными донцами, украшенными знаменитой городецкой росписью. При этом, главным, что его привлекало, была вызывавшая живой мальчишеский интерес работа местных маляров, расписывавших домашний инструмент и кухонную утварь. Любовь к русскому народному искусству, зародившаяся у Александра в детстве, осталась у него на всю жизнь.
А.С. Ведерников (1898-1975). Сидящая. 1930-е гг. Бумага, тушь. 30,5 х 24 см.
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.
А.С. Ведерников (1898-1975). Обнаженная. 1930-е гг. Бумага, акварель. 59 х 42 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2024 г. Эстимейт 50.000 - 200.000 руб.
А.С. Ведерников (1898-1975). Портрет девушки. 1930-е гг. Бумага, акварель, карандаш.
19,7 х 14,8 см. Государственное музейное объединение «Художественная культура
Русского Севера», Архангельск.
А.С. Ведерников (1898-1975). Пейзаж с дорогой. 1930-е гг. Бумага, гуашь.
30,5 х 19,5 см. Коллекция Валерия Воронина.
А.С. Ведерников (1898-1975). Ленинград. У стадиона им. Ленина. 1930-е гг. Холст, масло. 69,5 х 89 см.
Собрание Романа Бабичева. Стадион имени В.И. Ленина. Построен в 1925 году.
Переименован в «Петровский» в 1992 году.
А.С. Ведерников (1898-1975). У Тучкова моста зимой. 1936 г.
А.С. Ведерников (1898-1975). Тучков мост (Тучкова набережная). 1935 г. Холст, масло. 70 x 90 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.С. Ведерников (1898-1975). Баржи на Неве. 1930-е гг. Холст, масло. 63 х 51,5 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
А.С. Ведерников (1898-1975). Малая Невка. 1930-е гг. Холст, масло. 73,8 х 98,7 см.
Собрание Романа Бабичева.
А.С. Ведерников (1898-1975). Вид на Невку. 1934 г. Холст, масло. 50 x 69 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.С. Ведерников (1898-1975). Вид на яхт-клуб. 1932 г. Холст, масло. 51 x 68,7 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
В 1907 году мальчика Сашу отдали учиться в местную старообрядческую школу, где он и увлекся рисованием. В 1912 году начал обучение в частном реальном училище Милова в Нижнем Новгороде. Учителя рисования, работавшие в училище, Владимир Инюшкин (1960-1918) и Михаил Милов (1872-1924) сразу обратили внимание на талантливого ученика, оценив его природное дарование, много занимались с ним индивидуальнои посодействовали приему талантливого подростка в местную частную художественную студию, где он мог бесплатно заниматься живописью по воскресеньям. Пять лет продолжалось обучение Александра в реальном училище, которое он окончил в 1917 году.
А.С. Ведерников (1898-1975). Модель на диване. 1935 г. Бумага, акварель.
41,5 x29,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.С. Ведерников (1898-1975). Натурщица. 1935 г. Бумага, акварель. 30,4 x 20,9 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.С. Ведерников (1898-1975). Площадь Льва Толстого. 1930-е гг. Холст, масло. 45 х 59 см.
Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск.
А.С. Ведерников (1898-1975). Нева. Заготовка льда. 1935 г. Холст, масло. Собрание Ю.М. Носова, Москва.
До середины ХХ века функции холодильников, домашних и промышленных, исполняли ледники – сараи или погреба, набитые льдом, медленно таявшим в течение года. Снабжали горожан невскими «сосулями» специальные артели. В Ленинграде этим делом занимались заготовщики льда из Невы.
Заготовка льда на Неве а Петрограде. Фотография.
А.С. Ведерников (1898-1975). Город зимой. 1936 г. Холст, масло. 62,5 х 73 см.
Собрание Романа Бабичева.
А.С. Ведерников (1898-1975). Крейсер «Аврора» у Петропавловской крепости. 1937 г.
Частное собрание, Москва.
А.С. Ведерников (1898-1975). Первый снег. 1937 г. Холст, масло. 69,5 х 99 см.
Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск.
А.С. Ведерников (1898-1975). Вид на Мойку из окна мастерской. 1938 г.
А.С. Ведерников (1898-1975). Женщина за столом. 1938 г.
https://petroart.ru.
А.С. Ведерников (1898-1975). В мастерской. Конец 1930-х гг. Бумага, акварель. 24 х 28 см.
Галерея Леонида Шишкина.
Анри Матисс (1869-1954). Мастерская художника. 1911 г. Холст, масло. 177 х 209 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Октябрьский переворот Александр Ведерников встретил восторженно. Как и абсолютное большинство его сверстников из глубинки, сразу загорелся идеями нового времени, которые были просты и понятны даже для юноши из старообрядческой семьи. В 1919—1920 годах служил в рядах Красной Армии в запасном инженерном батальоне, оформлял спектакли и праздники в армейском клубе. В 1921-1923 годах учился в Нижегородском художественном техникуме у Александра Васильевича Куприна (1880-1960) и Артура Владимировича Фонвизина (1883-1973). После окончания техникума в 1924 году для продолжения профессионального образования уехал в город на Неве, где поступил на живописное отделение ленинградского ВХУТЕИНа.
А.С. Ведерников (1898-1975). Две модели на диване. 1938 г. Бумага, акварель. 31 х 44 см.
Собрание Романа Бабичева.
А.С. Ведерников (1898-1975). Обнаженная модель. 1938 г. Бумага, акварель.
44,4 x 31,7 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.С. Ведерников (1898-1975). На Елагином острове. 1938 г. Холст, масло. 62 х 54 см.
Собрание Романа Бабичева.
А.С. Ведерников (1898-1975). Осенний Ленинград. 1938 г. Холст, масло. 70 х 90 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.С. Ведерников (1898-1975). Зима в Ленинграде. 1938 г. Холст, масло. 58 х 77 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
А.С. Ведерников (1898-1975). Нева зимой. 1939 г. Частное собрание, Москва.
А.С. Ведерников (1898-1975). Баржи на Неве. 1938 г. Частное собрание, Москва.
А.С. Ведерников (1898-1975). Ленинград. Пейзаж с белым балконом. 1938 г. Холст, масло. 80 х 107 см.
Собрание Романа Бабичева.
А.С. Ведерников (1898-1975). Канал Грибоедова зимой.1938 г. Холст, масло. 70 х 90 см.
Частное собрание, Москва.
А.С. Ведерников (1898-1975). Большой пароход у причала. 1935 г. Холст, масло. 69 х 91 см.
Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск.
А.С. Ведерников (1898-1975). Индустриальный пейзаж. 1930-е гг. Бумага, акварель. 37 х 49,5 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2008 г. Эстимейт 50.000 - 80.000 руб.
А.С. Ведерников (1898-1975). Промышленный пейзаж. 1930-е гг. Бумага, акварель.
32 х 27 см. Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2024 г. Эстимейт 25.000 - 50.000 руб.
А.С. Ведерников (1898-1975). Индустриальный пейзаж. Шлюз. 1930-е гг.
Бумага, акварель. 52,5 х3 6,5 см. Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2011 г.
Эстимейт 100.000 - 150.000 руб.
Александр Ведерников учился у Осипа Эммануиловича Браза (1873—1936) и Алексея Еремеевича Карева (1879—1942). В 1927 году в знак протеста против деятельности ректора института Эдуарда Эдуардовича Эссена (1879—1931) прервал учебу в институте и покинул его стены, получив справку об окончании четырех курсов живописного факультета. Лишь спустя почти тридцать лет в 1954 году Ведерников защитил диплом на графическом факультете ЛИЖСА имени И. Е. Репина с присвоением звания художника-графика. Его дипломной работой стала серия акварелей «Пейзажи Ленинграда и Волги».
После окончания учебы Ведерников остался жить и работать в Ленинграде, влюбившись в город белых ночей и разводных мостов с первой встречи. Пробовал свои силы в различных художественных жанрах, работая в разных техниках. Писал преимущественно пейзажи, а также натюрморты и интерьеры. Работал в технике акварели, масляной живописи, печатной графики. В период 1927—1933 годов работал учителем рисования в 216 средней школе для трудновоспитуемых детей в Ленинграде.
А.С. Ведерников (1898-1975). Псков. 1939 г. Пейзаж с церковью. Бумага, акварель, 33 х 42 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.С. Ведерников (1898-1975). В пригороде. 1940-е гг. Холст, масло. 50,2 х 61,3 см.
Нижегородский государственный художественный музей.
А.С. Ведерников (1898-1975). Усадьба Грузино. Конец лета 1940 г. Холст, масло. 62 х 54,3 см.
Собрание Романа Бабичева.
А.С. Ведерников (1898-1975). Композиция. Вторая половина 1940-х - 1950-е гг.
Гипс на фанере, гуашь. 80,5 х 58 см. Собрание Романа Бабичева.
А.С. Ведерников (1898-1975). Офицер с дамой. Вторая половина 1940-х - 1950-е гг.
Гипс на фанере, гуашь. 56,5 х 41. Собрание Романа Бабичева.
А.С. Ведерников (1898-1975). Офицер на лошади. Вторая половина 1940-х - 1950-е гг.
Гипс на фанере, гуашь. 70 х 50,5. Собрание Романа Бабичева.
А.С. Ведерников (1898-1975). Взморье. 1941 г. Бумага, цветная литография. 43,8 х 56 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
А.С. Ведерников (1898-1975). Зима. 1942 г. Литография. 40 х 55 см. Коллекция leningradart.com.
А.С. Ведерников (1898-1975). Ленинград. Набережная Тучкова. 1940-е гг. Бумага, акварель. 44 х 31 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2014 г. Эстимейт 70.000 - 120.000 руб.
А.С. Ведерников (1898-1975). Чернышев мост. 1942 г. Бумага, литография.
Начиная с 1928 года участвовал в различных художественных выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. В этом же году вошел в объединение «Круг художников». В 1935 году принял участие в Первой выставке ленинградских художников в Русском музее, а позже и в других крупнейших довоенных выставках в Ленинграде.
Жил художник в коммунальной квартире на 2-й линии Васильевского острова, д. 55 (после войны номер дома изменился на 61), кв. 13. Квартира находилась на 6 этаже. Окна выходили на набережную Малой Невы, вид из окна запечатлен на многочисленных пейзажах Ведерникова. С 1932 года, после образования ЛССХ, Ведерников стал членом Ленинградского Союза советских художников. Постепенно основным художественным жанром его творчества стал пейзаж, в основном ленинградский. При этом он преимущественно стал работать в графических техниках (карандашный рисунок, акварель, цветная литография).
А.С. Ведерников (1898-1975). Натюрморт с желтыми цветами. 1943 г. Холст, масло. 76 х 57 см.
Собрание Романа Бабичева.
А.С. Ведерников (1898-1975). Общий вид разрушенного дворца в Пушкине. 1945 г. Бумага, акварель. 31,9 x 44,9 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.С. Ведерников (1898-1975). Разрушенный балкон дворца в Пушкине. 1945 г.
Бумага, акварель. 44 x 31,1 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.С. Ведерников (1898-1975). Зима. (Сфинкс у Египетского моста). 1942-1954 гг. Бумага, цветная литография.
Государственный музей городской скульптуры, Санкт-Петербург.
А.С. Ведерников (1898-1975). Пейзаж с автобусом. 1940-е гг. Холст, масло. 47 x 56,2 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.С. Ведерников (1898-1975). Пейзаж с белым пароходом. 1946 г. Холст, масло. 59 x 78 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.С. Ведерников (1898-1975). Ленинград. Чернышёва площадь. 1946 г. Холст, масло. 61 х 65,5 см.
Собрание Романа Бабичева.
А.С. Ведерников (1898-1975). Чернышёва площадь. 1946 г. Бумага, акварель. 31,7 х 44,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.С. Ведерников (1898-1975). Чернышёва площадь. 1946 г. Холст, масло. 58,7 х 79,7 см.
Собрание Романа Бабичева.
А.С. Ведерников (1898-1975). Тучков мост. 1946 г. Бумага, акварель, 39 х 50,5 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
А.С. Ведерников (1898-1975). Две девушки. Конец 1940-х гг. Бумага, темпера,
гуашь, масло, тушь. 87,9 x 62 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.С. Ведерников (1898-1975). Сидящая женщина в черной шубе. Конец 1940-х гг.
Бумага, акварель, темпера. 78,5 х 64,5 см. Собрание Романа Бабичева.
Альбер Марке и сотрудники Государственного музея нового западного искусства. Москва, 1934 г.
В ленинградских пейзажах Александра Ведерникова этих лет заметно увлечение живописью Альбера Марке (1875-1947), который в 1934 году приезжал с женой в СССР. Он побывал в Ленинграде, Москве, Харькове, Ростове, Тбилиси, Батуми. Александр Ведерников в середине - второй половине 1930-х также принадлежал к кругу «ленинградских маркистов» - художников, увлечённых достижениями новой французской живописи, в частности, работами Альбера Марке (отсюда и применявшееся по отношению к ним выражение «французят»). Помимо А. Ведерникова в этот круг входили Н. Лапшин, В. Гринберг и некоторые другие. По общему мнению, исследователей творчества А. С. Ведерникова, именно на этот период приходится расцвет его таланта пейзажиста, в этот период им были написаны лучшие работы в жанре городского пейзажа настроения. В 1940 году в ЛОССХ прошла первая персональная выставка произведений художника.
Альбер Марке (1875-1947). Везувий. 1909 г. Холст, масло. 61 х 80 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
А.С. Ведерников (1898-1975). Интерьер с черной ширмой. 1947 г. Холст, масло. 49,5 х 61,5 см.
Собрание Романа Бабичева.
А.С. Ведерников (1898-1975). Обнаженная модель на фоне красного ковра. 1947 г.
Бумага, масло, темпера. 88,5 х 64,1 см. Собрание Романа Бабичева.
А.С. Ведерников (1898-1975). Обнаженная модель в мастерской. 1947 г.
Бумага, масло, темпера. 88,6 х 64,3 см. Собрание Романа Бабичева.
А.С. Ведерников (1898-1975). Обнаженная натура. 1946 г. Бумага, акварель.
44 х 32 см. Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург.
А.С. Ведерников (1898-1975). Сидящая модель в черном платье перед зеркалом. 1947 г.
Бумага, темпера, тушь, кисть. 87,8 х 62,2 см. Собрание Романа Бабичева.
А.С. Ведерников (1898-1975). Ленинград. Нахимовское училище. 1947 г. Холст, масло. 63 x 76,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.С. Ведерников (1898-1975). Туман на Неве у Тучкова моста. 1947 г. Холст, масло. 69 x 99 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.С. Ведерников (1898-1975). Первый снег. 1947 г. Холст, масло. 64 х 74,5 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
А.С. Ведерников (1898-1975). У рынка. 1947 г. Бумага, цветная автолитография. 35 х 50,5 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
А.С. Ведерников (1898-1975). В Пушкине. Парк. 1948 г. Бумага, акварель, тушь.
44 х 32 см. Частное собрание, Москва.
А.С. Ведерников (1898-1975). Букет на балконе. 1948 г. Холст, темпера. 73 х 54 см.
Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск.
Ведерников охотно обращался к изображению берегов Невы, водной поверхности, тумана. Это пейзажи очень близки работам других ленинградских художников Владимира Гринберга (1896-1942), Вячеслава Пакулина (1901-1951), Александра Русакова (1898-1952). Скромный мотив, подчеркнуто обыденное состояние города поэтизируются переживанием автора, создающего камерный лирический образ. Его пейзажи порта, берегов Невы, Невки, узких каналов с горбатыми мостиками стали появляться на выставках уже в конце 1920-х годов и очень скоро завоевали признание и любовь зрителей.
Помимо творческой деятельности Ведерников занимался педагогической работой. В 1936-1937 гг. он непродолжительное время преподавал на архитектурном факультете ЛИЖСА ВАХ в должности доцента. В период с 1936 по 1960 с перерывами преподавал в Ленинградском инженерно-строительном институте.
А.С. Ведерников (1898-1975). Девушка с белым букетом. 1948 г. Холст, масло.
60,5 х 47,5 см. Собрание Романа Бабичева.
А.С. Ведерников (1898-1975). Девушка с кошкой. 1948 г. Холст, масло. 59,5 х 46 см.
Собрание Романа Бабичева.
А.С. Ведерников (1898-1975). Модель в оранжевом кресле. 1949 г. Холст, масло.
68 x 48,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.С. Ведерников (1898-1975). Яхт-клуб. 1948 г. Бумага, акварель. 32,4 х 44,2 см.
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.
А.С. Ведерников (1898-1975). Вид на Петроградскую сторону. 1949 г. Холст, масло, темпера. 75 х 100 см.
Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск.
А.С. Ведерников (1898-1975). У Фондовой Биржи. 1948 г. Бумага, акварель, 32 х 43 см.
Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск.
А.С. Ведерников (1898-1975). Вокзал в Прибалтике. 1949 г. Холст, масло. 60 х 65,5 см.
Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск.
А.С. Ведерников (1898-1975). Строится стадион им. С.М. Кирова. 1947 г. Бумага, цветная автолитография.
27,7 х 40 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
Строительство стадиона имени Сергея Мироновича Кирова в Ленинграде было начато еще в 1932 году. Строительство было прервано летом 1941 года в связи с началом Великой Отечественной войны и блокадой Ленинграда. Строительство стадиона возобновилось летом 1945 года. К 1949 году стадион был технически готов уже на 90%, отсутствовали только табло. Торжественное открытие стадиона состоялось 30 июля 1950 года матчем ленинградских команд «Зенит» и «Динамо». После перестройки в 1959 г. стадион вмещал до 110 000 зрителей и был одним из крупнейших стадионов в мире. К Олимпийским играм 1980 г. стадион был вновь капитально перестроен. Однако, в сентябре 2006 года стадион был снесён. На его месте был построен новый стадион - Крестовский, который открылся в 2017 году.
А.С. Ведерников (1898-1975). Строительство стадиона имени С.М. Кирова. 1949 г.
Бумага, цветная автолитография. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
А.С. Ведерников (1898-1975). Строительство стадиона имени С.М. Кирова. 1949 г.
Бумага, цветная автолитография. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
А.С. Ведерников (1898-1975). Малая Невка у стадиона им. Кирова. 1950-е гг.
Бумага, цветная автолитография.
22 июня 1941 года художник встретил в Ленинграде. Вместе со всеми горожанами участвовал в возведении оборонительных укреплений на подступах к городу на Неве. Первую, самую тяжелую блокадную зиму провел в осажденном городе. 3 февраля 1942 года по льду замерзшей Ладоги был эвакуирован на Большую землю и далее в Городец, где в летние военные месяцы работал в колхозе, а также преподавал рисование и черчение в средней школе им. М. Горького. В 1945 году вернулся в Ленинграде, после этого каждое лето выезжал в Городец к сестре Т.С.Ганиной. Здесь он увлеченно работал над картинами «Городец-на-Волге», «Канал и шлюзы Горьковской ГЭС», «Горьковский мост через Волгу» и другие. Лирические, тонкие по колориту картины Ленинграда, пейзажи Волги у Городца, красочные декоративные натюрморты - все эти произведения художника неоднократно экспонировались на выставках России и за рубежом.
А.С. Ведерников (1898-1975). Натурщица у трюмо. 1950-е гг. Цветная автолитография.
54,2 х 39,5 см. Собрание Романа Бабичева.
А.С. Ведерников (1898-1975). Женщина в полосатом халате. 1950-е гг. Холст, масло.
60 x 47 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.С. Ведерников (1898-1975). Интерьер. 1950-е гг. Бумага, гуашь.
43 х 30,9 см. Частное собрание.
А.С. Ведерников (1898-1975). Модель. 1950-е гг. Бумага, гуашь.
31,3 × 24,5 см. Частное собрание.
А.С. Ведерников (1898-1975). Обнаженная. 1950-е гг. Бумага, смешанная техника.
29 х 20 см. Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2013 г. Эстимейт 75.000-150.000 руб.
А.С. Ведерников (1898-1975). Ленинградский проспект. 1940-1950-е гг. Холст, масло.
75 х 64 см. Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск.
А.С. Ведерников (1898-1975). На реке. 1950-е гг. Бумага, литография. Частное собрание.
А.С. Ведерников (1898-1975). Телега у пристани. 1950-е гг. Холст, масло. 40 x 60 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
А.С. Ведерников (1898-1975). Тучков мост. Ленинград. 1950 г. Холст, масло. 57,5 x 72 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.С. Ведерников (1898-1975). Вечер. 1951 г. Бумага, цветная литография. 32,5 х 39 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
А.С. Ведерников (1898-1975). В порту. 1951 г. Бумага, акварель. 36,5 х 50 см. Аукционный дом СОВКОМ,
Москва, 2009 г. Эстимейт 60.000 - 100.000 руб.
В послевоенный период Ведерников работал преимущественно в технике акварели и тиражной графики. В 1945 году исполнил зарисовки разрушенных во время войны памятников русской архитектуры в Пскове, Царском Селе, Пулково. В 1950—1970 годы мастер много работал в области станковой литографии. Несмотря на свои многочисленные работы маслом и акварелью, Ведерников широко известен как мастер многоцветных станковых литографий.
А.С. Ведерников (1898-1975). На стадионе им. С.М. Кирова. 1951 г. Картон, темпера. 42 х 57 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
А.С. Ведерников (1898-1975). Петроградская сторона. 1951 г. Бумага, цветная автолитография.
35,7 х 47,5 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
А.С. Ведерников (1898-1975). Обуховский мост. 1951 г. Бумага светло-коричневая, автолитография цветная.
32 х 45 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
А.С. Ведерников (1898-1975). Ленинград. Стрелка Васильевского острова. 1950-е гг. Бумага, акварель.
36,3 х 52,2 см. Собрание Романа Бабичева.
А.С. Ведерников (1898-1975). У Петропавловской крепости. 1950-е гг. Бумага, акварель, гуашь. 37,3 х 45 см.
Собрание Романа Бабичева.
А.С. Ведерников (1898-1975). У Петропавловской крепости. 1951 г. Бумага, акварель. 32 х 44 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2010 г. Эстимейт 150.000 - 200.000 руб.
А.С. Ведерников (1898-1975). У причала. 1950-е гг. Бумага, акварель. 36,8 х 52 см.
Собрание Романа Бабичева.
А.С. Ведерников (1898-1975). У причала. 1951 г. Бумага, акварель. 24 х 30 см.
Коллекция Валерия Воронина.
А.С. Ведерников (1898-1975). Летний сад. Этюд. 1952 г. Картон, масло. 17,4 х 23,5 см.
Музей «Царскосельская коллекция», г. Пушкин, Санкт-Петербург.
А.С. Ведерников (1898-1975). Ленинград. У Эрмитажа. 1953 г. Бумага, литография.
В.А. Гринберг (1896-1942). Портрет А.С. Ведерникова. 1941 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Спустя почти тридцать лет после окончания ВХУТЕМАСа, в 1954 году Александр Ведерников защитил диплом на графическом факультете ЛИЖСА имени И.Е. Репина с присвоением звания художника-графика. Его дипломной работой стала серия акварелей «Пейзажи Ленинграда и Волги».
ИСТОЧНИКИ
Антон Успенский. Между авангардом и соцреализмом. Из истории советской живописи
1920-1930-х годов. Москва, Издательство «Искусство-XXI век», 2024 г. –
Стр. 158, 169-172, 242-243, 264-266, 309 и др.