• Авторизация


ХУДОЖНИК АЛЕКСАНДР СЕМЁНОВИЧ ВЕДЕРНИКОВ (1898-1975), «РУССКИЙ МАТИСС», ЧАСТЬ I 18-10-2025 19:33 к комментариям - к полной версии - понравилось!


1970-е Ведерников А.С. Начало 1970-х годов (525x700, 112Kb)
Александр Семёнович Ведерников. Начало 1970-х годов.

Александр Семёнович Ведерников (1898-1975) - известный советский художник, живописец-акварелист, график, керамист. «Русский Матисс» - так называли художника современники. Александр Ведерников учился В Свободных художественных мастерских - Нижегородском государственном художественном техникуме у А.В. Куприна и А.В. Фонвизина в 1921-1925 гг., во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНее в Ленинграде у О.Э. Браза и А.Е. Карева в 1924-1928 гг., а также у П.Н. Филонова. Член объединения «Круг художников» в 1928-1930 гг., входил в группу Мастера Аналитического Искусства во второй половине 1920-х гг. Работал преимущественно в графичесих техниках (карандашный рисунок, акварель, цветная литография). Главная тема его произведений – Ленинград. Обладал индивидуальной, благородно-сдержанной манерой живописи. Благотворное влияние на его творчество оказала французская школа живописи, в первую очередь, Анри Матисс. Тесно общался с художниками Детского отдела Госиздата, который возглавлял Владимир Лебедев.

Babichev_vol_IV_01_p (549x700, 185Kb)
А.С. Ведерников на этюдах на Волге. 1930-е гг. Архив С.Э. Курбатовой,
Санкт-Петербург.

Александр Семёнович Ведерников родился 23 ноября 1898 года в большом волостном селе Городец Балахнинского уезда Нижегородской губернии Российской империи в многодетной старообрядческой семье купцов-пароходчиков. Мама Александра была из бедной семьи кустарей-кожевенников, а его дед по материнской линии был известным иконописцем, писавшем иконы в особом «староверском» стиле. В семье Ведерниковых было четверо детей, живших в большом родительском доме, сохранившимся до наших дней.

1928 Пригород. Марля на картоне, масло. 40,5x56 см. ГТГ (700x509, 135Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Пригород. 1928 г. Марля на картоне, масло. 40,5 x 56 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1930-е На окраине. Х, м. 30x38,5 см. ГТГ (700x544, 113Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). На окраине. 1930-е гг. Холст, масло. 30 x 38,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1930-e Белый пароход (700x451, 108Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Белый пароход. 1930 г. Из серии «Берега Волги».

1930-е -- Баржи на Неве. Собр. В. Володина, Москва (700x526, 113Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Баржи на Неве. 1930-е гг. Собрание В. Володина, Москва.

1930-1940-е Адмиралтейство. (700x477, 106Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Адмиралтейство. 1930 г. Бумага, акварель. 20 х 29,5 см.
Частное собрание.

1930-e Буксир у Ростральной колонны. Х.,м. 70,5х90 см. Собр. Р.Бабичева (700x547,136Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Буксир у Ростральной колонны. 1930-е гг. Холст, масло. 70,5 х 90 см.
Собрание Романа Бабичева.

1930-е На Васильевском острове. Х, м. 59,5 х 63,7 см. Собр. Р.Бабичева (700x656, 198Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). На Васильевском острове. 1930-е гг. Холст, масло. 59,5 х 63,7 см.
Собрание Романа Бабичева.

1930-е У Тучкова моста. х.,м. 65,5х87,5 см. Собр. Р.Бабичева (700x530, 143Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). У Тучкова моста. 1930-е гг. Холст, масло. 65,5 х 87,5 см.
Собрание Романа Бабичева.

1930 Нева с баржами. Х, м. 62 х 83 см. ГМИ СПб (700x466, 118Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Нева с баржами. 1930 г. Холст, масло. 62 х 83 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

1930-е Невский пейзаж (Праздник на Неве). Х, м. 53 х 53 см. Гал. Л.Шишкина (2) (696x700, 132Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Праздник на набережной. 1930-е гг. Холст, масло. 53 х 53 см.
Галерея Леонида Шишкина.

Детство Александра прошло в Городце, располагавшемся на берегу Волги, которую будущий художник любил всем сердцем. По рассказам сестры Александра, он любил проводить время у реки, любуясь ее спокойным течением и особой торжественной величавостью, любил он и родное село, подолгу пропадая в базарные дни в шумных торговых рядах, где шла бойкая торговля прядильными донцами, украшенными знаменитой городецкой росписью. При этом, главным, что его привлекало, была вызывавшая живой мальчишеский интерес работа местных маляров, расписывавших домашний инструмент и кухонную утварь. Любовь к русскому народному искусству, зародившаяся у Александра в детстве, осталась у него на всю жизнь.

1930-е Сидящая. Бум, тушь. 30,5 х 24 см. Чуваш ХМ. (543x700, 107Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Сидящая. 1930-е гг. Бумага, тушь. 30,5 х 24 см.
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

1930-е Обнаженная. Бум, акв. 59х42. Аук СОВКОМ 2024. Эстим. 50.000-200.000 руб (465x700, 108Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Обнаженная. 1930-е гг. Бумага, акварель. 59 х 42 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2024 г. Эстимейт 50.000 - 200.000 руб.

1930-е Портрет девушки. Бум; акв, кар. 19,7 х 14,8 см Русский Север (523x700, 117Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Портрет девушки. 1930-е гг. Бумага, акварель, карандаш.
19,7 х 14,8 см. Государственное музейное объединение «Художественная культура
Русского Севера», Архангельск.

1930-е Пейзаж с дорогой» Бумага, гуашь. 30,5х19,5 см. Коллекция Валерия Воронина (455x700, 90Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Пейзаж с дорогой. 1930-е гг. Бумага, гуашь.
30,5 х 19,5 см. Коллекция Валерия Воронина.

1930-е У стадиона им.Ленина. Х, м. 69,5 х 89. Собр. Р.Бабичева (700x547, 138Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Ленинград. У стадиона им. Ленина. 1930-е гг. Холст, масло. 69,5 х 89 см.
Собрание Романа Бабичева. Стадион имени В.И. Ленина. Построен в 1925 году.
Переименован в «Петровский» в 1992 году.

1936 У Тучкова моста зимой» (700x518, 116Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). У Тучкова моста зимой. 1936 г.

1935 Тучков мост. Х, м. 70x90 см. ГРМ (700x541, 125Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Тучков мост (Тучкова набережная). 1935 г. Холст, масло. 70 x 90 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1930-е Баржи на Неве. Х, м. 63 х 51,5 см. ГМИ СПб. (700x588, 99Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Баржи на Неве. 1930-е гг. Холст, масло. 63 х 51,5 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

1930-е Малая Невка. Х, м. 73,8 х 98,7 см.Собр. Р.Бабичева. (700x530, 142Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Малая Невка. 1930-е гг. Холст, масло. 73,8 х 98,7 см.
Собрание Романа Бабичева.

1934 Вид на Невку. Х, м. 50x69 см. ГРМ (700x503, 139Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Вид на Невку. 1934 г. Холст, масло. 50 x 69 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1932 Вид на яхт-клуб. Х, м. 51x68,7 см. ГТГ (700x518, 136Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Вид на яхт-клуб. 1932 г. Холст, масло. 51 x 68,7 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В 1907 году мальчика Сашу отдали учиться в местную старообрядческую школу, где он и увлекся рисованием. В 1912 году начал обучение в частном реальном училище Милова в Нижнем Новгороде. Учителя рисования, работавшие в училище, Владимир Инюшкин (1960-1918) и Михаил Милов (1872-1924) сразу обратили внимание на талантливого ученика, оценив его природное дарование, много занимались с ним индивидуальнои посодействовали приему талантливого подростка в местную частную художественную студию, где он мог бесплатно заниматься живописью по воскресеньям. Пять лет продолжалось обучение Александра в реальном училище, которое он окончил в 1917 году.

1935 Модель на диване. Бум, акв. 41,5 x29,5. ГРМ (490x700, 124Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Модель на диване. 1935 г. Бумага, акварель.
41,5 x29,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1935 Натурщица. Бум, акв. 30,4 x 20,9. ГРМ (500x700, 167Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Натурщица. 1935 г. Бумага, акварель. 30,4 x 20,9 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1930-е Площадь Л.Толстого. Х, м. 45х59 см. ХМ Карелии (700x531, 130Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Площадь Льва Толстого. 1930-е гг. Холст, масло. 45 х 59 см.
Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск.

1935 Нева. Заготовка льда. Х, м. (Собр. Ю.М.Носова, Москва) (700x549, 121Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Нева. Заготовка льда. 1935 г. Холст, масло. Собрание Ю.М. Носова, Москва.

До середины ХХ века функции холодильников, домашних и промышленных, исполняли ледники – сараи или погреба, набитые льдом, медленно таявшим в течение года. Снабжали горожан невскими «сосулями» специальные артели. В Ленинграде этим делом занимались заготовщики льда из Невы.

ФОТО Заготовка льда на Неве (700x468, 108Kb)
Заготовка льда на Неве а Петрограде. Фотография.

1936 Город зимой. Х, м., 62,5 х 73 см. Собр. Р.Бабичева (700x601, 194Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Город зимой. 1936 г. Холст, масло. 62,5 х 73 см.
Собрание Романа Бабичева.

1937 Аврора у Петропавловской крепости. ЧС, Москва (700x544, 148Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Крейсер «Аврора» у Петропавловской крепости. 1937 г.
Частное собрание, Москва.

1937 Первый снег. Х, м. 69,5х99 см. ХМ Карелии (700x490, 91Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Первый снег. 1937 г. Холст, масло. 69,5 х 99 см.
Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск.

1938 Вид на Мойку из окна мастерской. 1938 — копия (508x700, 155Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Вид на Мойку из окна мастерской. 1938 г.

1938 Женщина за столом.httpspetroart.ru (331x700, 64Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Женщина за столом. 1938 г.
https://petroart.ru.

1930-е конец.  В мастерской. Бум, акв. 24 х 28 см. Гал. Л.Шишкина (700x603, 148Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). В мастерской. Конец 1930-х гг. Бумага, акварель. 24 х 28 см.
Галерея Леонида Шишкина.

ФОТО Анри Матисс. Мастерская художника. 1911. ГМИИ им. А.С. Пушкина (700x570, 223Kb)
Анри Матисс (1869-1954). Мастерская художника. 1911 г. Холст, масло. 177 х 209 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

Октябрьский переворот Александр Ведерников встретил восторженно. Как и абсолютное большинство его сверстников из глубинки, сразу загорелся идеями нового времени, которые были просты и понятны даже для юноши из старообрядческой семьи. В 1919—1920 годах служил в рядах Красной Армии в запасном инженерном батальоне, оформлял спектакли и праздники в армейском клубе. В 1921-1923 годах учился в Нижегородском художественном техникуме у Александра Васильевича Куприна (1880-1960) и Артура Владимировича Фонвизина (1883-1973). После окончания техникума в 1924 году для продолжения профессионального образования уехал в город на Неве, где поступил на живописное отделение ленинградского ВХУТЕИНа.

1938 Две модели на диване. Бум, акв. 31 х 44. Собр. Р.Бабичева (700x497, 143Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Две модели на диване. 1938 г. Бумага, акварель. 31 х 44 см.
Собрание Романа Бабичева.

1938 Обнаженная модель. Бум, акв. 44,4 x 31,7. ГРМ (513x700, 163Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Обнаженная модель. 1938 г. Бумага, акварель.
44,4 x 31,7 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1938 На Елагином острове. Х, м. 62 х 54 см. Собр. Р.Бабичева (560x700, 168Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). На Елагином острове. 1938 г. Холст, масло. 62 х 54 см.
Собрание Романа Бабичева.

1938 Осенний Ленинград. Х, м, 70 х 90 см. ГРМ (700x536, 124Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Осенний Ленинград. 1938 г. Холст, масло. 70 х 90 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1938 Зима в Ленинграде. Х, м. 58 х 77 см. ГМИ СПб. (700x532, 71Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Зима в Ленинграде. 1938 г. Холст, масло. 58 х 77 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

1939 Нева зимой. ЧС, Москва (700x462, 92Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Нева зимой. 1939 г. Частное собрание, Москва.

1938 Баржи на Неве. ЧС, Москва (700x465, 97Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Баржи на Неве. 1938 г. Частное собрание, Москва.

1938 Ленинград. Пейзаж с белым балконом. х.,м. 80х107. Собр РБ (700x524, 75Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Ленинград. Пейзаж с белым балконом. 1938 г. Холст, масло. 80 х 107 см.
Собрание Романа Бабичева.

1938 Канал Грибоедова зимой. х.,м. 70х90. ЧС Москва (700x576, 119Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Канал Грибоедова зимой.1938 г. Холст, масло. 70 х 90 см.
Частное собрание, Москва.

1935 Большой пароход у причала. Х, м. 69х91 см. ХМ Карелии (700x523, 118Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Большой пароход у причала. 1935 г. Холст, масло. 69 х 91 см.
Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск.

1930-е Индустриальный пейзаж. Бум, акв. 37х49,5. Аук СОВКОМ (700x513, 102Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Индустриальный пейзаж. 1930-е гг. Бумага, акварель. 37 х 49,5 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2008 г. Эстимейт 50.000 - 80.000 руб.

1930-е Индустриальный пейзаж. Бум, акв.  32 х 26,4 см. СОВКОМ 2024. Эстим. 25.000-50.000 rub. (575x700, 126Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Промышленный пейзаж. 1930-е гг. Бумага, акварель.
32 х 27 см. Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2024 г. Эстимейт 25.000 - 50.000 руб.

1930-е Индустриальный пейзаж. Шлюз бум.,акв 52,5х36,5. СОВКОМ 2011. Эстим. 100.000-150.000 руб.jpg (449x700, 110Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Индустриальный пейзаж. Шлюз. 1930-е гг.
Бумага, акварель. 52,5 х3 6,5 см. Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2011 г.
Эстимейт 100.000 - 150.000 руб.

Александр Ведерников учился у Осипа Эммануиловича Браза (1873—1936) и Алексея Еремеевича Карева (1879—1942). В 1927 году в знак протеста против деятельности ректора института Эдуарда Эдуардовича Эссена (1879—1931) прервал учебу в институте и покинул его стены, получив справку об окончании четырех курсов живописного факультета. Лишь спустя почти тридцать лет в 1954 году Ведерников защитил диплом на графическом факультете ЛИЖСА имени И. Е. Репина с присвоением звания художника-графика. Его дипломной работой стала серия акварелей «Пейзажи Ленинграда и Волги».
После окончания учебы Ведерников остался жить и работать в Ленинграде, влюбившись в город белых ночей и разводных мостов с первой встречи. Пробовал свои силы в различных художественных жанрах, работая в разных техниках. Писал преимущественно пейзажи, а также натюрморты и интерьеры. Работал в технике акварели, масляной живописи, печатной графики. В период 1927—1933 годов работал учителем рисования в 216 средней школе для трудновоспитуемых детей в Ленинграде.

1939 Псков. Пейзаж с церковью», бум, акв, 33 х 42 см. ГТГ (700x557, 118Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Псков. 1939 г. Пейзаж с церковью. Бумага, акварель, 33 х 42 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1940-е В пригороде. Х, м. 50,2х61,3 см. Н-Новгород ХМ (700x574, 153Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). В пригороде. 1940-е гг. Холст, масло. 50,2 х 61,3 см.
Нижегородский государственный художественный музей.

1940 конец лета. Усадьба Грузино. Х, м. 62 х 54,3 см. Собр. Р.Бабичева (600x700, 205Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Усадьба Грузино. Конец лета 1940 г. Холст, масло. 62 х 54,3 см.
Собрание Романа Бабичева.

1940-е втор.пол.- 1950-е Композиция. Гипс на фанере, гуашь. 80,5 х 58. Собр. Р.Бабичева (502x700, 192Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Композиция. Вторая половина 1940-х - 1950-е гг.
Гипс на фанере, гуашь. 80,5 х 58 см. Собрание Романа Бабичева.

1940-е втор.пол.- 1950-е Офицер с дамой. Гипс на фанере, гуашь. 56,5 х 41. Собр. Р.Бабичева (518x700, 180Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Офицер с дамой. Вторая половина 1940-х - 1950-е гг.
Гипс на фанере, гуашь. 56,5 х 41. Собрание Романа Бабичева.

1940-е втор.пол.- 1950-е Офицер на лошади. Гипс на фанере, гуашь. 70 х 50,5. Собр. Р.Бабичева (509x700, 182Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Офицер на лошади. Вторая половина 1940-х - 1950-е гг.
Гипс на фанере, гуашь. 70 х 50,5. Собрание Романа Бабичева.

1941 Взморье. Б, цв. литогр. 43,8х56 см. ГМИ СПб (700x536, 126Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Взморье. 1941 г. Бумага, цветная литография. 43,8 х 56 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

1942 Зима. литография 40х55 (700x494, 88Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Зима. 1942 г. Литография. 40 х 55 см. Коллекция leningradart.com.

1940-е Ленинград. Набережная Тучкова. Бум, акв. 44х31. Аук СОВКОМ (2) (700x501, 120Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Ленинград. Набережная Тучкова. 1940-е гг. Бумага, акварель. 44 х 31 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2014 г. Эстимейт 70.000 - 120.000 руб.

1942 Чернышев мост» (700x540, 84Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Чернышев мост. 1942 г. Бумага, литография.

Начиная с 1928 года участвовал в различных художественных выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. В этом же году вошел в объединение «Круг художников». В 1935 году принял участие в Первой выставке ленинградских художников в Русском музее, а позже и в других крупнейших довоенных выставках в Ленинграде.
Жил художник в коммунальной квартире на 2-й линии Васильевского острова, д. 55 (после войны номер дома изменился на 61), кв. 13. Квартира находилась на 6 этаже. Окна выходили на набережную Малой Невы, вид из окна запечатлен на многочисленных пейзажах Ведерникова. С 1932 года, после образования ЛССХ, Ведерников стал членом Ленинградского Союза советских художников. Постепенно основным художественным жанром его творчества стал пейзаж, в основном ленинградский. При этом он преимущественно стал работать в графических техниках (карандашный рисунок, акварель, цветная литография).

1943 Натюрморт с желтыми цветами. Х, м. 76 х 57 см. Собр. Р.Бабичева (534x700, 182Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Натюрморт с желтыми цветами. 1943 г. Холст, масло. 76 х 57 см.
Собрание Романа Бабичева.

1945 Общий вид разрушенного дворца в Пушкине. Бум, акв. 31,9 x 44,9 см. ГРМ (700x503, 120Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Общий вид разрушенного дворца в Пушкине. 1945 г. Бумага, акварель. 31,9 x 44,9 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1945 Разрушенный балкон дворца в Пушкине. Бум, акв. 44 x 31,1 см. ГРМ (497x700, 115Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Разрушенный балкон дворца в Пушкине. 1945 г.
Бумага, акварель. 44 x 31,1 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1942-1954 Зима. (Сфинкс у Египетского моста). Бум, цв. литогр. Гос. музей городской скульптуры (700x524, 126Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Зима. (Сфинкс у Египетского моста). 1942-1954 гг. Бумага, цветная литография.
Государственный музей городской скульптуры, Санкт-Петербург.

1940-е Пейзаж с автобусом. Х, м. 47x56,2см. ГТГ (700x574, 153Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Пейзаж с автобусом. 1940-е гг. Холст, масло. 47 x 56,2 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1946 Пейзаж с белым пароходом. Х, м. 59x78 см. ГТГ (700x529, 108Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Пейзаж с белым пароходом. 1946 г. Холст, масло. 59 x 78 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1946 Чернышова площадь. Бум, акв. 31,7 х 44,5 см. ГРМ.jpg (700x653, 116Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Ленинград. Чернышёва площадь. 1946 г. Холст, масло. 61 х 65,5 см.
Собрание Романа Бабичева.

1946 Чернышова площадь. Бум, акв. 31,7 х 44,5 см. ГРМ (700x504, 144Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Чернышёва площадь. 1946 г. Бумага, акварель. 31,7 х 44,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1946 Чернышёва площадь. Х, м. 58,7 х 79,7 см. РБ (700x505, 156Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Чернышёва площадь. 1946 г. Холст, масло. 58,7 х 79,7 см.
Собрание Романа Бабичева.

1946 Тучков мост, Бум, акв, 39 х 50,5 см., ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. (700x530, 102Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Тучков мост. 1946 г. Бумага, акварель, 39 х 50,5 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

1940-е конец. Две девушки. Бум, темпера, гуашь, масло, тушь. 87,9 x62. ГРМ (490x700, 94Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Две девушки. Конец 1940-х гг. Бумага, темпера,
гуашь, масло, тушь. 87,9 x 62 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1940-е конец. Сидящая женщина в черной шубе. Бум, акв, темп. 78,5 х 64,5 см. Собр. РБ (581x700, 144Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Сидящая женщина в черной шубе. Конец 1940-х гг.
Бумага, акварель, темпера. 78,5 х 64,5 см. Собрание Романа Бабичева.

1934 Альбер Марке и сотрудники ГМНЗИ (700x532, 95Kb)
Альбер Марке и сотрудники Государственного музея нового западного искусства. Москва, 1934 г.

В ленинградских пейзажах Александра Ведерникова этих лет заметно увлечение живописью Альбера Марке (1875-1947), который в 1934 году приезжал с женой в СССР. Он побывал в Ленинграде, Москве, Харькове, Ростове, Тбилиси, Батуми. Александр Ведерников в середине - второй половине 1930-х также принадлежал к кругу «ленинградских маркистов» - художников, увлечённых достижениями новой французской живописи, в частности, работами Альбера Марке (отсюда и применявшееся по отношению к ним выражение «французят»). Помимо А. Ведерникова в этот круг входили Н. Лапшин, В. Гринберг и некоторые другие. По общему мнению, исследователей творчества А. С. Ведерникова, именно на этот период приходится расцвет его таланта пейзажиста, в этот период им были написаны лучшие работы в жанре городского пейзажа настроения. В 1940 году в ЛОССХ прошла первая персональная выставка произведений художника.

ФОТО Альбер Марке. Везувий, 1909. ГМИИ им. А.С. Пушкина (700x518, 144Kb)
Альбер Марке (1875-1947). Везувий. 1909 г. Холст, масло. 61 х 80 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

1947 Интерьер с черной ширмой. Х, м. 49,5 х 61,5 см. Соьр. РБ (700x553, 202Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Интерьер с черной ширмой. 1947 г. Холст, масло. 49,5 х 61,5 см.
Собрание Романа Бабичева.

1947 Обнаженная модель на фоне красного ковра. Бум, масло, темпера. 88,5 х 64,1 см. Собр. РБ (515x700, 158Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Обнаженная модель на фоне красного ковра. 1947 г.
Бумага, масло, темпера. 88,5 х 64,1 см. Собрание Романа Бабичева.

1947 Обнаж. можель в мастерской. Бум, масло, темп. 88,6 х 64,3. Собр. Р.Бабичева  (510x700, 137Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Обнаженная модель в мастерской. 1947 г.
Бумага, масло, темпера. 88,6 х 64,3 см. Собрание Романа Бабичева.

1946 Обнаженная натура. Бум, акв. 44 х 32 см. Центр. выст. зал Манеж, СПб (506x700, 138Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Обнаженная натура. 1946 г. Бумага, акварель.
44 х 32 см. Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург.

1947 Сидящая модель в черном платье перед зеркалом. Б, темп, тущь, кисть. 87,8х62,2.Собр РБ.jpg (496x700, 120Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Сидящая модель в черном платье перед зеркалом. 1947 г.
Бумага, темпера, тушь, кисть. 87,8 х 62,2 см. Собрание Романа Бабичева.

1947 Ленинград. Нахимовское училище. Х, м. 63x76,5 см. ГТГ (700x572, 98Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Ленинград. Нахимовское училище. 1947 г. Холст, масло. 63 x 76,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1947 Туман на Неве у Тучкова моста. Х, м. 69 x 99 см. ГРМ (700x496, 108Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Туман на Неве у Тучкова моста. 1947 г. Холст, масло. 69 x 99 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1947 Первый снег. 1947 (700x582, 95Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Первый снег. 1947 г. Холст, масло. 64 х 74,5 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

1947 У рынка. Б. цв. автолито. 35 х 50,5 см, ГМИ СПб2 (700x488, 109Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). У рынка. 1947 г. Бумага, цветная автолитография. 35 х 50,5 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

1948 В Пушкине. Парк. Бум, акв, тушь. 44 х 32 см. ЧС, Мск (506x700, 127Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). В Пушкине. Парк. 1948 г. Бумага, акварель, тушь.
44 х 32 см. Частное собрание, Москва.

1948 Букет на балконе. Холст, темпера. 73х54 см. ХМ Респ. Карелии (500x700, 127Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Букет на балконе. 1948 г. Холст, темпера. 73 х 54 см.
Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск.

Ведерников охотно обращался к изображению берегов Невы, водной поверхности, тумана. Это пейзажи очень близки работам других ленинградских художников Владимира Гринберга (1896-1942), Вячеслава Пакулина (1901-1951), Александра Русакова (1898-1952). Скромный мотив, подчеркнуто обыденное состояние города поэтизируются переживанием автора, создающего камерный лирический образ. Его пейзажи порта, берегов Невы, Невки, узких каналов с горбатыми мостиками стали появляться на выставках уже в конце 1920-х годов и очень скоро завоевали признание и любовь зрителей.
Помимо творческой деятельности Ведерников занимался педагогической работой. В 1936-1937 гг. он непродолжительное время преподавал на архитектурном факультете ЛИЖСА ВАХ в должности доцента. В период с 1936 по 1960 с перерывами преподавал в Ленинградском инженерно-строительном институте.

1948 Девушка с белым букетом. Х, м. 60,5 х 47,5 см. Собр. Р.Бабичева (553x700, 188Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Девушка с белым букетом. 1948 г. Холст, масло.
60,5 х 47,5 см. Собрание Романа Бабичева.

1948 Девушка с кошкой. Х, м. 59,5 х 46 см. Собр РБ (534x700, 154Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Девушка с кошкой. 1948 г. Холст, масло. 59,5 х 46 см.
Собрание Романа Бабичева.

1949 Модель в оранжевом кресле. Х, м. 68 x 48,5 см. ГРМ (560x700, 172Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Модель в оранжевом кресле. 1949 г. Холст, масло.
68 x 48,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1948 Яхтклуб. Бум, акв. 32,4 х 44,2. Чуваш ХМ (700x510, 101Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Яхт-клуб. 1948 г. Бумага, акварель. 32,4 х 44,2 см.
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

1949 Вид на Петроградскую сторону. Х, м, темпера. 75х100 см. ХМ Карелии (700x518, 135Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Вид на Петроградскую сторону. 1949 г. Холст, масло, темпера. 75 х 100 см.
Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск.

1948 У Фондовой Биржи. Бум, акв, 32 х 43 см., Музей  ИЗО Респ. Карелия, Петрозаводск  (2) (700x486, 138Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). У Фондовой Биржи. 1948 г. Бумага, акварель, 32 х 43 см.
Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск.

1949 Вокзал в Прибалтике. Х, м. 60х65,5 см. ХМ Карелии (700x623, 98Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Вокзал в Прибалтике. 1949 г. Холст, масло. 60 х 65,5 см.
Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск.

1947 Строится стадион им. С.М. Кирова. Б, цв. автолито. 27,7х40. ГМИ СПб (700x491, 127Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Строится стадион им. С.М. Кирова. 1947 г. Бумага, цветная автолитография.
27,7 х 40 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

Строительство стадиона имени Сергея Мироновича Кирова в Ленинграде было начато еще в 1932 году. Строительство было прервано летом 1941 года в связи с началом Великой Отечественной войны и блокадой Ленинграда. Строительство стадиона возобновилось летом 1945 года. К 1949 году стадион был технически готов уже на 90%, отсутствовали только табло. Торжественное открытие стадиона состоялось 30 июля 1950 года матчем ленинградских команд «Зенит» и «Динамо». После перестройки в 1959 г. стадион вмещал до 110 000 зрителей и был одним из крупнейших стадионов в мире. К Олимпийским играм 1980 г. стадион был вновь капитально перестроен. Однако, в сентябре 2006 года стадион был снесён. На его месте был построен новый стадион - Крестовский, который открылся в 2017 году.

1949 Строительство стадиона имени С. М. Кирова 2 (700x480, 121Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Строительство стадиона имени С.М. Кирова. 1949 г.
Бумага, цветная автолитография. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

1949 Строительство стадиона имени С. М. Кирова (700x480, 140Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Строительство стадиона имени С.М. Кирова. 1949 г.
Бумага, цветная автолитография. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

1950-е Малая Невка у стадиона им. Кирова. 1950-е (700x507, 119Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Малая Невка у стадиона им. Кирова. 1950-е гг.
Бумага, цветная автолитография.

22 июня 1941 года художник встретил в Ленинграде. Вместе со всеми горожанами участвовал в возведении оборонительных укреплений на подступах к городу на Неве. Первую, самую тяжелую блокадную зиму провел в осажденном городе. 3 февраля 1942 года по льду замерзшей Ладоги был эвакуирован на Большую землю и далее в Городец, где в летние военные месяцы работал в колхозе, а также преподавал рисование и черчение в средней школе им. М. Горького. В 1945 году вернулся в Ленинграде, после этого каждое лето выезжал в Городец к сестре Т.С.Ганиной. Здесь он увлеченно работал над картинами «Городец-на-Волге», «Канал и шлюзы Горьковской ГЭС», «Горьковский мост через Волгу» и другие. Лирические, тонкие по колориту картины Ленинграда, пейзажи Волги у Городца, красочные декоративные натюрморты - все эти произведения художника неоднократно экспонировались на выставках России и за рубежом.

1950-е Натурщица у трюмо. 195 (508x700, 203Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Натурщица у трюмо. 1950-е гг. Цветная автолитография.
54,2 х 39,5 см. Собрание Романа Бабичева.

1950-е Женщина в полосатом халате.Х, м. 60x47 см. ГТГ (549x700, 198Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Женщина в полосатом халате. 1950-е гг. Холст, масло.
60 x 47 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1950-е Интерьер. (493x700, 104Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Интерьер. 1950-е гг. Бумага, гуашь.
43 х 30,9 см. Частное собрание.

1950-e Модель. (553x700, 106Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Модель. 1950-е гг. Бумага, гуашь.
31,3 × 24,5 см. Частное собрание.

1950-е Обнаженная. Бум, см. техн. 29х20. Аук СОВКОМ (474x700, 96Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Обнаженная. 1950-е гг. Бумага, смешанная техника.
29 х 20 см. Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2013 г. Эстимейт 75.000-150.000 руб.

1950-1940-е Ленинградский проспект. Х, м. 75х64 см. ХМ Карелии (610x700, 208Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Ленинградский проспект. 1940-1950-е гг. Холст, масло.
75 х 64 см. Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск.

1950-е На реке. Бумага, литография, ЧС (700x491, 151Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). На реке. 1950-е гг. Бумага, литография. Частное собрание.

1950-е Телега у пристани. Х, м. 40x60 см. ГТГ (700x461, 95Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Телега у пристани. 1950-е гг. Холст, масло. 40 x 60 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1950 Тучков мост. Ленинград. Х, м. 57,5x72. ГРМ (700x558, 131Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Тучков мост. Ленинград. 1950 г. Холст, масло. 57,5 x 72 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1951 Вечер. Б, цв. лито. 32,5х39. ГМИ СПб (700x572, 104Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Вечер. 1951 г. Бумага, цветная литография. 32,5 х 39 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

1951 В порту. Бум, акв. 36,5х50. Аук СОВКОМ (700x509, 84Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). В порту. 1951 г. Бумага, акварель. 36,5 х 50 см. Аукционный дом СОВКОМ,
Москва, 2009 г. Эстимейт 60.000 - 100.000 руб.

В послевоенный период Ведерников работал преимущественно в технике акварели и тиражной графики. В 1945 году исполнил зарисовки разрушенных во время войны памятников русской архитектуры в Пскове, Царском Селе, Пулково. В 1950—1970 годы мастер много работал в области станковой литографии. Несмотря на свои многочисленные работы маслом и акварелью, Ведерников широко известен как мастер многоцветных станковых литографий.

1951 На стадионе им. С. М. Кирова. Карт, темпера. 42 х 57 см. ГРМ (700x523, 94Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). На стадионе им. С.М. Кирова. 1951 г. Картон, темпера. 42 х 57 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1951 Петроградская сторона. Б. цв. автолито. 35,7х47,5. ГМИ СПб. (700x538, 118Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Петроградская сторона. 1951 г. Бумага, цветная автолитография.
35,7 х 47,5 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

1951 Обуховский мост. Бум. светло-корич. автолитогр. цвет. 32х45. ГМИ СПб (700x503, 139Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Обуховский мост. 1951 г. Бумага светло-коричневая, автолитография цветная.
32 х 45 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

1950-е Л-д. Стрелка Василь острова. Бум, акв.  36,3 х 52,2 см. РБ (700x496, 119Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Ленинград. Стрелка Васильевского острова. 1950-е гг. Бумага, акварель.
36,3 х 52,2 см. Собрание Романа Бабичева.

1950-е У Петропавловской креаости. Бум, акв, гуашь. 37,3 х 45 см. РБ (700x582, 150Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). У Петропавловской крепости. 1950-е гг. Бумага, акварель, гуашь. 37,3 х 45 см.
Собрание Романа Бабичева.

1951 У Петропавловской крепости. Бум, акв. 32х44. Аук СОВКОМ (700x517, 101Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). У Петропавловской крепости. 1951 г. Бумага, акварель. 32 х 44 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2010 г. Эстимейт 150.000 - 200.000 руб.

1950-е У причала. Бум, акв. 36,8 х 52 см. РБ  (700x493, 124Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). У причала. 1950-е гг. Бумага, акварель. 36,8 х 52 см.
Собрание Романа Бабичева.

1951 У причала». Бумага, акварель. 24х30 см. Кол В.Воронина (700x552, 91Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). У причала. 1951 г. Бумага, акварель. 24 х 30 см.
Коллекция Валерия Воронина.

1952 Летний сад. Этюд. Карт, м. 17,4х23,5 см. Музей Царскосельская кол-я (700x504, 126Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Летний сад. Этюд. 1952 г. Картон, масло. 17,4 х 23,5 см.
Музей «Царскосельская коллекция», г. Пушкин, Санкт-Петербург.

1953 Ленинград. У Эрмитажа. 1953 (518x700, 148Kb)
А.С. Ведерников (1898-1975). Ленинград. У Эрмитажа. 1953 г. Бумага, литография.

1941 В.А. Гринберг. Портрет А. Ведерникова. 1941 (440x700, 98Kb)
В.А. Гринберг (1896-1942). Портрет А.С. Ведерникова. 1941 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Спустя почти тридцать лет после окончания ВХУТЕМАСа, в 1954 году Александр Ведерников защитил диплом на графическом факультете ЛИЖСА имени И.Е. Репина с присвоением звания художника-графика. Его дипломной работой стала серия акварелей «Пейзажи Ленинграда и Волги».

ИСТОЧНИКИ

Антон Успенский. Между авангардом и соцреализмом. Из истории советской живописи 1920-1930-х годов. Москва, Издательство «Искусство-XXI век»,2024 (490x700, 87Kb)
Антон Успенский. Между авангардом и соцреализмом. Из истории советской живописи
1920-1930-х годов. Москва, Издательство «Искусство-XXI век», 2024 г. –
Стр. 158, 169-172, 242-243, 264-266, 309 и др.

1.Ведерников,_Александр_Семёнови - Википедия

2.Энциклопедия мировой живописи - Ведерников Александр Семёнович

(Продолжение следует)


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
Доброго и лёгкого понедельника!
Слава44 20-10-2025-14:40 удалить
Ответ на комментарий Алла_Студентова # Алла_Студентова, Спасибо! Понедельник - день тяжелый


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ХУДОЖНИК АЛЕКСАНДР СЕМЁНОВИЧ ВЕДЕРНИКОВ (1898-1975), «РУССКИЙ МАТИСС», ЧАСТЬ I | Слава44 - Дневник Слава44 | Лента друзей Слава44 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»