• Авторизация


РУССКИЙ СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-АВАНГАРДИСТ НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ ТЫРСА (1887-1942), ЧЛЕН ОБЪЕДИНЕНИЯ «МИР ИСКУССТВА», ЧАСТЬ III 15-10-2025 23:20 к комментариям - к полной версии - понравилось!


1937 Тырса 1 (506x700, 97Kb)
Н.А. Тырса. Фото из собственного собрания «Советские художники». 1937 г.

Картины Николая Андреевича Тырсы (1887-1942) - пейзажи, натюрморты, интерьеры, изображения обнаженных моделей - вырастали из натурных этюдов и, в отличие от иллюстраций, носили созерцательный характер, но они заряжены восторгом перед богатством и красочностью мира и увлекают темпераментностью воплощения этого мира на холсте. В те же годы для него самостоятельный интерес приобрела литография, которую раньше он использовал лишь в иллюстрациях. Идея распространения высокохудожественных массовых картинок увлекла его и подвигла на создание отличных многокрасочных эстампов (в том числе знаменитого «Букета», 1939), а неутомимость ума подтолкнула к изобретению совершенно новой техники «размывки тушью по камню», небывало расширившей возможности литографии. В детской книге Тырса теперь работал меньше, зато обратился к книгам для взрослых и исполнил прекрасные иллюстрации к «Пиковой даме» А.С. Пушкина (1936), «Анне Карениной» Л.Н. Толстого (1939) и «Герою нашего времени» М.Ю. Лермонтова (1940). Первую самую суровую блокадную зиму Тырса оставался в городе. Зимой 1941 года тяжело заболел. 29 января 1942 года по льду замерзшей Ладоги ослабленный от голода и тяжело больной художник был эвакуирован не Большую землю и далее в Вологду, где через две недели скончался от дистрофии.

1930-е Н.А.Тырса, Т.В.Шишмарева, В.А.Гринберг. 1930-е гг. Ленинград (700x568, 87Kb)
Художники Н.А. Тырса, Т.В. Шишмарева, В.А. Гринберг. Фотография. Ленинград, 1930-е гг.

В 1936 году Николай Тырса принял участие в первом совещании по детской литературе при ЦК ВЛКСМ, выступил с речью о художественном оформлении детской книги и эстетическом воспитании. Говорил Николай Андреевич вдохновенно, поражая блестящим ораторским талантом и огромной эрудицией. В своей речи он затронул самые насущные проблемы иллюстрации детской книги, вступил в бой с консервативными школьными учителями. О своей работе Тырса сказал: «В будущем, которое принадлежит нашим детям, есть и моя кровь, мои нервы, моя радость».
В том же году он начал руководить занятиями в студии живописи и рисунка при ленинградском Доме архитекторов. В 1937 году Николай Тырса уехал на два года в Киев на преподавательскую работу. Возможно, благодаря тому что он постепенно ушел в тень своих более активных товарищей по цеху, не добился высокого положения и громкой славы в 1930-х годах, волна репрессий, развернувшаяся в стране в этот период, обошла его стороной. В 1938–1939 гг. в Киеве Тырса возглавлял мастерскую монументальной живописи в Киевском художественном институте.

1935 Женский портрет (Портрет Е.Я.Р.) (518x700, 139Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Женский портрет (Портрет Е.Я.Р.). 1935 г. Холст, масло. 54 x 42 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1935 На диване. Карт, м. 48 х 63. Вологда КГ (700x536, 146Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). На диване. 1935 г. Картон, масло. 48 х 63 см.
Вологодская областная картинная галерея.

1936 Модель в синем халате. Бум. на карт, масло, гуашь, 68,5 х 50,5. Тульский ХМ.jpg (482x700, 294Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Модель в синем халате. 1936 г. Бумага на картоне,
масло, гуашь. 68,5 х 50,5 см. Тульский музей изобразительных искусств.

1935 Модель в мастерской. Карт, м. 66,5 х 49,5. Вологда КГ (504x700, 166Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Модель в мастерской. 1935 г. Картон, масло. 66,5 х 49,5 см.
Вологодская областная картинная галерея.

1935 Лето. Х, м. 84,2 х 64,5 см. ГРМ (534x700, 155Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Лето. 1935 г. Холст, масло. 84,2 х 64,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1935 Окно в сад. Х, м. 85 х 65 см. Пермская ХГ (509x700, 155Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Окно в сад. 1935 г. Холст, масло. 85 х 65 см.
Пермская государственная художественная галерея.

1935 Натюрморт с тыквой. Х, м. 65 х 80 см. Гос. картинная галерея Армении (700x574, 170Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Натюрморт с тыквой. 1935 г. Холст, масло. 65 х 80 см.
Государственная картинная галерея Армении, Ереван.

Натюрморт с букетом цветов 3 (471x700, 110Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Натюрморт с букетом цветов. 1935 г.
Бумага, акварель. Частное собрание.

1935 Туберозы в кувшине. Бум, гуашь. 19,5 х 13 см. Аук В Никитском, 2016 г. Эстимейт 40000 - 45000 руб. (458x700, 137Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Туберозы в кувшине. 1935 г. Бумага, гуашь. 19,5 х 13 см.
Дом антикварной книги «В Никитском», Москва, 2016 г. Эстимейт 40.000-45.000 руб.

1936 Букет цветов. Литогр. 47,8x41,4 см (лист); 32,1x27 см. (р.и.) МОМА. Дар Государственного Эрмитажа, 1976 г (589x700, 200Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Букет цветов. 1936 г. Литография. 47,8 x 41,4 см. (лист).
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк. Дар Государственного Эрмитажа, 1976 г.

1936 Горошек в бокале. Карт, м. 49,5 х 39,5 см. Вологда ХГ (544x700, 147Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Горошек в бокале. 1936 г. Картон, масло. 49,5 х 39,5 см.
Вологодская областная картинная галерея.

1936 Натюрморт с битой птицей. (Натюрморт с курицей) Бум, кар, акв. 19,5х13. Музей АА в Фонтан Доме (459x700, 108Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Натюрморт с битой птицей (Натюрморт с курицей).
1936 г. Бумага, карандаш, акварель. 19,5 х 13 см.
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург.

1936 Натюрморт с битой птицей. (Курица на доске). Бум. на фанере, масло. 51,0х69,8. Музей АА в Фонтан. доме (700x505, 173Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Натюрморт с битой птицей (Курица на доске). 1936 г. Бумага на фанере, масло.
51 х 69,8 см. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург.

В это время Николай Андреевич увлекся иллюстрированием произведений классиков русской литературы. Он проиллюстрировал повесть А.С. Пушкина «Пиковая дама» (1936), роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина» (1938), рассказ Константина Федина* «Рисунок с Ленина» (1939). Перед самой войной Тырса выполнил ряд иллюстраций к роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (1940).
*Константин Александрович Федин (1892-1977) - русский советский писатель и журналист. Первый секретарь и председатель правления Союза писателей СССР. Член Академии наук СССР и Немецкой академии искусств. Герой Социалистического Труда. Был номинирован на Нобелевскую премию по литературе (1968).

1936 А.С. Пушкин. Пиковая дама.  (406x630, 121Kb)1936 Илл. к повести А.С. Пушкина Пиковая дама. Лиза у окна. ГРМ (1) (389x630, 141Kb)
А.С. Пушкин. Пиковая дама. Ред. текста, ст. и коммент. Д.П. Якубовича. Пять иллюстраций Н.А. Тырсы. Автолитографии в две краски. Ленинград, ГИХЛ, 1936 г. Обложка. 2. Иллюстрация к повести А.С. Пушкина «Пиковая дама». Лиза у окна. 1936 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
1936 Иллюстрация к произведению Пиковая дама. Выезд графини. (400x600, 157Kb)1936 Иллюстрация к произведению Пиковая дама. Германн в спальне графини. (367x600, 132Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Пиковая дама». 3. Германн касается руки Лизы, передавая ей записку. 4. Германн в спальне графини. Оба - 1936 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
1936 Иллюстрация к произведению Пиковая дама. Германн в спальне графини. (367x600, 129Kb)1936 Илл. к повести А.С. Пушкина Пиковая дама. Германн в игорном доме. ГРМ (1) (406x620, 158Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Пиковая дама». 5. Видение Германна. Графиня у Германна. 6. Германн в игорном доме. Здесь Тырса изобразил в кресле на переднем плане самого Пушкина с бокалом шампанского. Оба – 1936 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1936 Пляж у Петропавловской крепости. (700x530, 139Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). 1936 Пляж у Петропавловской крепости. 1939 г. Бумага, цветная автолитография.
39,8 x 55,4 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1937 Пляж в Сочи. Бум, акв, 16.5 х 32 см (2) (700x482, 136Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Пляж в Сочи. 1937 г. Бумага на картине, акварель, графитный карандаш.
16.5 х 32 см. Частное собрание.

1937 Обнаженная на пляже в Сочи. Бум, акв, 32 х 16,5 см. ЧС (354x700, 65Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Обнаженная на пляже в Сочи. 1937 г.
Бумага, акварель. 32 х 16,5 см. Частное собрание.

1937 Лодки на пляже (700x448, 64Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Лодки на пляже. 1937 г. Бумага, акварель. Частное собрание.

1936 Южный пейзаж с озером (Арба на берегу моря) Бум, масло. 70,5 х 53,6. Вологда КГ (700x504, 117Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Южный пейзаж с озером (Арба на берегу моря). 1936 г. Бумага, масло.
70,5 х 53,6 см. Вологодская областная картинная галерея.

1937 Комната с буржуйкой в Сухуми — копия (459x700, 158Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Комната с буржуйкой в Сухуми. 1937 г.
Бумага, итальянский карандаш, акварель. 19,6 × 12,8 см.
Частное собрание.

1937 Куропатки среди стогов. Бум, акв. 14,5 × 19 см. ЧС (700x526, 159Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Из серии про куропаток. Куропатки среди стогов. 1937 г. Бумага, акварель.
14,5 х 19 см. Частное собрание.

В 2024 году ГМИИ им. А.С. Пушкина представил выставку «Николай Тырса смотрит на Матисса», посвящённую памятному эпизоду в истории Государственного музея нового западного искусства. На выставке были показаны акварели Николая Тырсы, на которых запечатлена экспозиция зала Анри Матисса в ГМНЗИ, а также некоторые произведения, располагавшиеся в этом пространстве, и архивные материалы.

1935 Зал Матисса в ГМИИ им.Пушкина (700x433, 128Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Зал Матисса в Государственном музее нового западного искусства. 1935 г.

Ленинградский художник Николай Тырса в 1930-е годы был увлечён искусством Анри Матисса. В один из приездов в Москву Тырса уделил время зарисовкам в зале 12 ГМНЗИ, зафиксировав музейное пространство в определённый исторический момент. Акварели Николая Тырсы – уникальные в своем роде произведения: благодаря им мы можем представить, как выглядел в цвете зал с картинами Матисса. Эти графические листы являются живым свидетельством колоссального интереса отечественных художников к искусству французского мастера. Представленные на выставке акварели Николая Тырсы демонстрировались впервые.

1935 Интерьер зала Музея нового западного искусства (с «Танцем» Матисса). 1930-е. ГМИИ им. Пушкина (505x700, 148Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Интерьер зала Музея нового западного искусства
(с «Танцем» Матисса). Около 1935 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

1935 Интерьер зала Музея нового западного искусства. Около 1935. ГМИИ им. Пушкина (501x700, 134Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Интерьер зала Музея нового западного искусства
(с «Семейным портретом» Матисса). 1935 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

1935 Зал Матисса в Государственном музее нового западного искусства. Около 1935. ГМИИ им. Пушкина (526x700, 160Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Зал Матисса в Государственном музее нового
западного искусства. Около 1935. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

1936 Портрет Анны. Х, м, 64 х 43 см. Вологодская КГ (448x700, 143Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Портрет Анны. 1936 г. Холст, масло, 64 х 43 см.
Вологодская областная картинная галерея.

1936 Портрет молодой женщины с книгой. Карт, масло. 72,5 x 56,5. ГРМ (526x700, 148Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Портрет молодой женщины с книгой. 1936 г.
Картон, масло. 72,5 x 56,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1937 Москва. Бум, кар, акв. 26,2х19,2. Музей АА в Фонтан. доме (503x700, 162Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Москва. 1937 г. Бумага, карандаш, акварель. 26,2 х 19,2 см.
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург.

1936 Южные цветы. Из цикла Сухумские натюрморты. Б. на карт, м.53,7 х 71. Собр. Романа Бабичева (700x536, 129Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Южные цветы. Из цикла «Сухумские натюрморты». 1936 г.
Бумага на картоне, масло. 53,7 х 71 см. Собрание Романа Бабичева, Москва.

1937 Натюрморт. Цветы.Картон, гуашь, масло. 67 x 82 см. ГРМ (700x537, 152Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Натюрморт. Цветы. 1937 г. Картон, гуашь, масло. 67 x 82 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1938 Букет садовых цветов (1938). (541x700, 167Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Букет садовых цветов. 1938 г. Бумага, акварель.
Собрание семьи художника.

Букет ++ с настурцией. 1933 г. Бум, акв. 56,7 х 35,5 см. ГРМ (2) (450x700, 120Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Букет с настурцией. 1933 г. Бумага, акварель.
56,7 х 35,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Букет ++. httpsinitza.gallery.ru (550x700, 98Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Букет. 1930-е гг. Бумага, акварель. https://sinitza.gallery.ru

Маки (518x700, 107Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Маки. 1929 г. Бумага, акварель, смешанная техника.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1920-е Т.В.Шишмарева в группе художников с натурщицей. 1920-е гг. (463x700, 69Kb)
Т.В. Шишмарева в группе художников с натурщицей. 1920-е гг.
Татьяна Владимировна Шишмарёва (1905-1994) - советский и российский художник-акварелист, график, книжный иллюстратор. В конце жизни написала воспоминания о В. Лебедеве, С. Лебедевой, Н. Лапшине, Н. Тырсе, Ю. Васнецове и др.

Обнаженная на полосатой ткани. Б.г. Х, м. 54,5 х 66 см. ЧС (700x555, 109Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Обнаженная на полосатой ткани. До 1942 г. Холст, масло. 54,5 х 66 см.
Аукционный дом MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2010 г. Эстимейт GBP 100.000–120.000 фунтов.

«Обнажённая на полосатой ткани» - прекрасное полотно Николая Тырсы, пожалуй, самого жизнерадостного из всех ленинградских художников. Кажущаяся простота и непринуждённость его картин, написанных с натуры, искусно маскируют мастерство, с которым мало кто может сравниться. Сложность задачи, которую поставил перед собой художник, очевидна. Эта «Ленинградская Олимпия», лежащая в непринуждённой позе среди ярко-оранжевых и жёлтых финских тканей, изысканна в своём головокружительном сочетании оттенков. Цвет её обнажённого страстного тела, эффектно оттенённого ярким текстилем, едва приглушён холодным бледно-голубым пятном на покрывале и почти тёмно-синим оконным проёмом.

1947 до. Две лежащие обнаженные (Уснувшие натурщицы). Б.акв. 46х62 см. (700x531, 120Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Две лежащие обнаженные (Уснувшие натурщицы). До 1942 г.
Бумага верже, акварель. 46 х 62 см. 431-е торги AI Аукциона, 2022 г., Москва.

1935 Молодая обнаженная. Бум. на карт, масло. 65,5 на 49 см. ЧС (512x700, 111Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Молодая обнаженная. 1935 г. Бумага на картоне, масло.
65,5 на 49 см. Частное собрание.

1935 Сидящая обнаженная. Х, м. 76 х 59.5 см. (542x700, 120Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Сидящая обнаженная. 1935 г. Холст, масло. 76 х 59,5 см.
Частное собрание.

1937 Модель на красной ткани. Х, м. 70,5 х 61,5 см. СОВКОМ 2007 г. Эстим. 5.000.000-10.000.000 руб. (606x700, 123Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Модель на красной ткани. 1937 г. Холст, масло. 70,5 х 61,5 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2007 г. Эстимейт 5.000.000-10.000.000 руб.

1935 Розовая модель. Бум, гуашь, акв. 68 х 51 см. ТУЛА Я (529x700, 121Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Розовая модель. 1935 г. Бумага, гуашь, акварель. 68 х 51 см.
Тульский музей изобразительных искусств.

1935 Утро молодой девушки. Эскиз к картине маслом «Обнаженная (455x700, 86Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Утро молодой девушки. Эскиз к картине маслом
«Обнаженная». 1935 г. Бумага, акварель. 32 х 21,2 см. Частное собрание.

Дебютировав на выставках «Мира Искусства» в 1915-1916 годах угольными рисунками воспитанник Льва Бакста -Тырса — снискал много заслуженных похвал и эпитетов, утверждавших его как наследника классической линии искусства. Критика, поначалу причислявшая его к кругу Яковлева-Шухаева, сразу определила его своеобразие - «метало-бронзовый стиль» (Пунин), выставив ему абсолютный балл за техническое совершенство. Закрепившийся за ним ярлык «угольщика» в дореволюционное время заметно мешал раскрытию другого таланта - мастерства колориста, которое вызревало в нем с начала 1910-х годов.

1938 Анна. Илл. к роману Л.Н. Толстого Анна Каренина. Литография. ГМИИ (405x610, 125Kb)1938 Анна Каренина. Свидание Анны с сыном. Илл. к роману Л.Н. Толстого Анна Каренина. Литография (400x610, 125Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Иллюстрации к роману Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Литографии. 1. Свидание Анны с сыном. 1938 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. 2. Свидание Анны с сыном. 1938 г. Музей-заповедник «Ясная Поляна», Тульская обл.

К сожалению, роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина» с иллюстрациями Н.А. Тырсы отдельным изданием в 1930-е годы при жизни художника не выходил. Были неполные поздние издания в 1950-е гг. и др. Сохранились рисунки художника, которые разбросаны по разным музеям – в Пушкинском музее в Москве находится 5 литографий, есть литографии в Музее-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна», в Русском музее в Петербурге и других музеях. Тираж литографий был достаточно большой.

1939 Анна Каренина.Илл. к роману Л.Н. Толстого Анна Каренина. Встреча Анны с Вронским на станции Бологое. ГРМ (1) (400x640, 145Kb)1938 Анна и Вронский в Италии. Илл. к роману Л.Н. Толстого Анна Каренина. Литография. Музей Ясная Поляна (408x640, 140Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Иллюстрации к роману Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Литографии. 3. Встреча Анны с Вронским на станции Бологое. 1939 г. ГРМ. 4. Анна и Вронский в Италии. 1938 г. Музей-заповедник «Ясная Поляна», Тульская обл.
1939 Анна Каренина. Встреча Анны с Долли. Илл. к роману Л.Н. Толстого Анна Каренина. Литогр ГМИИ им.Пушкина (396x600, 106Kb)1938  Анна Каренина. Илл. к роману Л.Н. Толстого Анна Каренина. Скачки. Вронский перед заездом. ГМИИ (407x600, 124Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Иллюстрации к роману Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Литографии. 5. Встреча Анны
с Долли. 1939 г. 6. Скачки. Вронский перед заездом. 1938 г. Оба - ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
1938 Анна Каренина. Каренин после отъезда Анны. к роману Л.Н. Толстого Анна Каренина) ГМИИ (400x605, 108Kb)1938 Анна Каренина. На вечере у княжны Бетси Тверской. Илл. к роману Л.Н. Толстого Анна Каренина. Литогр. ГМИИ (393x605, 143Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Иллюстрации к роману Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Литографии. 7. Каренин после отъезда Анны. 8. На вечере у княжны Бетси Тверской. Оба – 1938 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

1939 Анна Каренина. Объяснение Левина и Кити. Илл. к роману Л.Н. Толстого Анна Каренина. Литография (400x610, 135Kb)
1939 Анна. Возвращение Левина в свое имение. Илл. к роману Л.Н. Толстого Анна Каренина. Литогр.Муз Ясная Поляна (392x610, 126Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Иллюстрации к роману Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Литографии. 9. Объяснение Левина и Кити. 10. Возвращение Левина в свое имение. Оба – 1939 г. Музей-заповедник «Ясная Поляна», Тульская обл.

Творческое наследие Николая Тырсы объемно и многогранно. Его работы разнообразны по жанру: среди них много портретов, натюрмортов, пейзажей, обнаженной натуры, иллюстраций детской и классической литературы. Творчество этого мастера включает также плакаты и предметный дизайн в области изделий из стекла. Незадолго до начала Великой Отечественной войны, 14 июня 1941 года в Русском музее в Ленинграде открылась большая первая и последняя прижизненная персональная выставка произведений художника, но продлилась лишь неделю - началась война.
1939 Илл. к книге К.Федина 'Рисунок с Ленина'. Автолитогр. Обложка. Литфонд 2022 (400x640, 131Kb)1939 Илл. к книге К.Федина 'Рисунок с Ленина'. ТИТУЛ (386x640, 67Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Иллюстрации к книге Константина Федина «Рисунок с Ленина». Автолитографии. Государственное издательство «Художественная литература», Ленинград, 1939 г. Обложка и титульный лист.

1939 Ленин с изобретателем. Илл. к книге К.Федина 'Рисунок с Ленина'. (700x630, 103Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Ленин с изобретателем. Иллюстрация к книге К. Федина «Рисунок с Ленина». 1939 г.

1939 Журнал ЧИЖ, № 11-12 (524x700, 189Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Ленин и Сталин в 1919 году. Журнал «ЧИЖ», 1939 г. № 11-12.

1939 Ленин на трибуне. Илл. к книге К.Федина 'Рисунок с Ленина'. (440x700, 118Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Ленин на трибуне. Иллюстрация к книге
К. Федина «Рисунок с Ленина». 1939 г.

1940 Иллюстрации к рассказам о Ленине «У витрины магазина». ГИМ. (687x700, 172Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Иллюстрация к рассказам о Ленине «У витрины магазина». 1940 г.

1939 Заставка к книге «М.Зощенко. Рассказы о Ленине» (700x405, 115Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Заставка к книге «Михаил Зощенко. Рассказы о Ленине». 1939 г.

1938 Обложка журнала Чиж. №10. Бумага, акварель, 24 х 40 см, 1938 год (2) (700x418, 149Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Эскиз обложки журнала «ЧИЖ». 1938 г. № 10.

1938 Иллюстрация Н. Тырсы на обложке журнала «Костёр» 1938 № 8 (531x700, 205Kb)
Иллюстрация Н. Тырсы на обложке журнала «Костёр». 1938 г. № 8.

1939 Иллюстрация Н. Тырсы на обложке журнала «Костёр» 1939 № 5 (528x700, 198Kb)
Иллюстрация Н. Тырсы на обложке журнала «Костёр» 1939 № 5.
1935 Житков, Б. Про слона  рис. Н. Тырсы. 6-е (398x510, 109Kb)1938 Житков Борис. Про слона (381x510, 133Kb)
Борис Житков. Про слона, Рисунки Н. Тырсы. 6-е издание. Гослитиздат, 1935 г. 2. Борис Житков Про слона.
Детиздат ЦК ВЛКСМ, 1938 г.
1955 Про слона (2) (400x580, 105Kb)1955 Про слона. ТИТУЛ (397x580, 99Kb)
Борис Житков. Про слона. Рисунки Н. Тырсы и Н. Петровой. Детгиз, Москва, 1955 г. Обложка и титульный лист.

1938 Николай Тырса, эскиз обложки книги Н.Григорьева Сапер Ребров, 1938 (468x700, 125Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Эскиз обложки книги Н. Григорьева «Сапер Ребров». 1938 г.

В 1940-1941 гг. Николай Тырса занялся еще и стеклоделием. Работая вместе с А.А. Успенским под руководством В.И. Мухиной (1889-1953) в экспериментальном цехе художественного стекла при Ленинградской зеркальной фабрике, он спроектировал около двух десятков изделий из стекла - графинов, стаканов и ваз, отличавшихся лаконизмом и благородством оригинальной формы и тонким ощущением природы стекла; его можно считать одним из основателей ленинградской школы художественного стекла. Однако, как гласит легенда, приоритет в изобретении оригинального граненого двухсотграммового стеклянного стакана целиком принадлежит Вере Игнатьевне Мухиной. И этому есть документальные доказательства.
1940-1941 СТАКАН (525x700, 73Kb)
Стеклянный стакан В.И. Мухиной. Стакан Кольчугинский Мельхиор, граненый,
250 мл, прозрачное стекло. Цена 170 руб.
Кто и зачем на самом деле придумал граненый стакан?

1940-1941 Художественное стекло по эскизам Н. Тырсы. Музей художественного стекла, СПб. (700x573, 182Kb)
Художественное стекло по эскизам Н. Тырсы. 1940-1941 гг. Музей художественного стекла, Санкт-Петербург.

1940-1941 Графин со стопкой. Стекло (в центре) (700x452, 85Kb)
А.А. Успенский. Салатник. Н.А. Тырса. Графин со стопкой. Стекло (в центре). В.И. Мухина. Кашпо.
Ленинградский завод художественного стекла. 1940-1941 гг.

1940-1941 Прибор для воды. Стекло (483x700, 74Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Прибор для воды. Стекло. 1940-1941 гг.

1941 Лермонтов 1. Л., Гос. Изд-во Худ. Литературы (Огиз Гослитиздат) (400x645, 95Kb) 1941 Лермонтов 2 (400x645, 76Kb)
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Статья Л.Я. Гинзбург. Иллюстрации Н.А. Тырсы. Государственное Издательство Художественной Литературы, Ленинград, 1941 г. Обложка и титульный лист.
1940 Княжна Мэри. Из иллюстраций к роману М.Ю.Лермонтова Герой нашего времени (400x635, 141Kb)1940 Печорин и княжна. Из иллюстраций к роману М.Ю.Лермонтова Герой нашего времени (400x635, 117Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Иллюстрации к роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». 1. Княжна Мэри.
2. Печорин и княжна. 1940 г.
1940 Печорин и княжна на прогулке. Из иллюстраций к роману М.Ю.Лермонтова Герой нашего времени (400x570, 121Kb)1940 Печорин на коне. Из иллюстраций к роману М.Ю.Лермонтова Герой нашего времени (400x570, 125Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Иллюстрации к роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». 3. Печорин и княжна
на прогулке. 4. Печорин на коне. 1940 г.
1940 Грушницкий и княжна. Из иллюстраций к роману М.Ю.Лермонтова Герой нашего времени (424x620, 136Kb)1940 Тамань. Из иллюстраций к роману М.Ю.Лермонтова Герой нашего времени (379x620, 79Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Иллюстрации к роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». 5. Грушницкий и княжна. 6. Тамань. 1940 г.

1940 Ахматова А. «Из шести книг». Стихотворения. Портрет работы Н.А.Тырсы. (700x483, 72Kb)
Анна Ахматова. «Из шести книг». Стихотворения. Портрет работы Н.А. Тырсы. Ленинград,
Издательство «Советский писатель», 1940 г.

Начало Великой Отечественной войны Николай Тырса встретил в родном Ленинграде. Вместе со всеми участвовал в рытье окопов на подступах к городу. Когда город был окружен кольцом блокады, как мог помогал его защитникам, участвовал в выпуске плакатов и листовок в «Боевом карандаше». Первую самую суровую блокадную зиму оставался в городе, каждый вечер приходя к себе домой на улицу Глинки. Зимой 1941 года тяжело заболел. 29 января 1942 года по льду замерзшей Ладоги ослабленный от голода и тяжело больной художник был эвакуирован не Большую землю и далее в Вологду. С собой Тырса взял только краски и еще любимый им, единственный в России, офорт Пикассо.

1941 Тревога. Боевой карандаш №56. Литогр. 55 х 35,9. ГРМ.jpg Музей Смольный, СПб (467x700, 153Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Тревога. Текст С. Спасского. Боевой карандаш №56. 1941 г.
Литография. 55 х 35,9 см. Государственный музей «Смольный», Санкт-Петербург.

Тревога! На небо взлетели
Столбы голубого огня.
Гремят по невидимой цели
Зенитки, наш город храня.

И знает разбуженный город:
Зенитчик без промаха бьет.
И, взрывом коротким распорот,
Враждебный горит самолет.
С. Спасский.

1941 Урожай. Плакат. Тихонов Н. (Автор текста) Принт. 61,7х41,7, Муз-зап. Прорыв блокады Ленинграда (506x700, 227Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Урожай. Плакат. Автор текста Н. Тихонов. 1941 г.
Литография. 61,7 х 41,7 см. Музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда»,
Санкт-Петербург.

1941 Поймешь в стране Советов ты, Бум, литогр, гуашь, тушь, белила. И. 10,4 х 14,9. Л. 10,4 х 14,9. ГРМ (700x484, 123Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). «Поймешь в стране Советов ты, что значат наши силы…». Эскиз.
1941 г. Бумага, литография, гуашь, тушь, белила. 10,4 х 14,9 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1939 На пляже.. Цвет. литогр. 43,3х32,2 см. Собр. Романа Бабичева (528x700, 131Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). На пляже. 1939 г. Цвет. литография. 43,3 х 32,2 см.
Собрание Романа Бабичева, Москва.

1939 Букет на фоне окна. Карт, масло, 38,8 х 27, 9 см. СОВКОМ 2006 г. Эстим. 12.000 -13.000 $ (476x700, 127Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Букет на фоне окна. 1939 г. Картон, масло, 38,8 х 27, 9 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2006 г. Эстимейт $12.000 -13.000 дол.

1939 Букет. 1939. Частное собрание (511x700, 185Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Букет. 1939 г. Бумага, гуашь. 44 х 32 см.
Частное собрание, Санкт-Петербург.

1938-1939 Букет. Карт, м. 73,0 х 53,5. СПб. театрал. музей (518x700, 157Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Букет. 1938-1939 гг. Картон, масло. 73 х 53,5 см.
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.

1939 Натюрморт с букетом и дымковской игрушкой. №2. Бум, цв. автолитогр. 60,3 × 46,7 (лист);43,7 × 32,5. ГТГ.jpg (521x700, 155Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Натюрморт с букетом и дымковской игрушкой №2. 1939 г.
Бумага, цветная автолитография. 60,3 х 46,7 см. Государственная Третьяковская галерея,
Москва.

1940 Букет в бокале.. Бум, цв. литогр. 40 х 30,5; 57,5 х 42,1 см. Музей иск-ва СПб. ХХ-ХХ1 в. ОРИГИНАЛ (529x700, 168Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Букет в бокале. 1940 г. Бумага, цветная литография.
57,5 х 42,1 см. Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков.

1940 Букет и вятская игрушка. Бум. на карт, м. 65х48,7 см. ЧС (516x700, 161Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Букет и вятская игрушка. 1940 г.
Бумага на картоне, масло. 65 х 48,7 см. Частное собрание.

1940 Букет цветов. Бум, гуашь. 65,5 х 44,5. СПб. театрал. музей (501x700, 182Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Букет цветов. 1940 г. Бумага, гуашь. 65,5 х 44,5 см.
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.

Н-т с полевыми цветами в стакане и глиняные игрушки. Х, м. 62 х 43.5 см. Аук дом MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2009 г. Эст 20.00-30.000 ф (487x700, 139Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Натюрморт с полевыми цветами в стакане и глиняные игрушки.
Холст, масло. 62 х 43.5 см. Аукционный дом MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2009 г.
Эстимейт GBP 20.000-30.000 фунтов.

Цветы ++ и яблоки. Х, м. 69 х 41,3 см. (Аукцион) (554x700, 184Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Цветы и яблоки. Холст, масло. 69 х 41,3 см.
Частное собрание.

В первые годы Великой Отечественной войны Вологда фактически была превращена в город-госпиталь. Сюда эшелонами направлялись раненые с фронтов. Сюда же по Дороге жизни направляли обессиленных блокадой ленинградцев. Череповец и Вологда были первыми станциями, куда прибывали вывезенные из блокадного кольца люди. Самых тяжелых снимали с поездов здесь. Умерших, хоронили на местном Пошехонском кладбище в братских могилах. Один его участок горожане называют Малой Пискаревкой. В 1988 году на краю Пошехонского кладбища был открыт мемориал в память о погибших в Вологде ленинградцах. Автор памятника - архитектор В. Сторожук. У основания монумента зарыта капсула с землей с Пискаревского мемориального кладбища.

Пошехонского кладбища был открыт мемориал в память о погибших в Вологде ленинградцах. Автор памятника — В. Сторожук. (700x523, 142Kb)
В память о погибших в Вологде ленинградцах в 1988 году на Пошехонском кладбище был открыт мемориал.
Автор памятника архитектор В. Сторожук.

Портрет девочки (551x700, 122Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Портрет девочки. Холст, масло. Частное собрание.

1947 до. Женский портрет в красной шляпе (599x700, 144Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Женский портрет в красной шляпе. До 1942 г.
http://sinitza.gallery.ru

1942 до. Портрет сидящей девушки (557x700, 97Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Портрет сидящей девушки. До 1942 г.

Баржа на Мойке. Companybest.ru (2) (467x700, 169Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Баржа на Мойке. Companybest.ru

Осень. Бум, акв. ЧС (474x700, 135Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Осень 1926 года. Бумага, акварель. 31 х 21 см.
Частное собрание.
1940 Первомайское утро. (Открытка) (488x640, 76Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Первомайское утро. 1940 г. Открытка.

1936 Эскиз обложки к книге М. Слонимского «Повесть о Левине». Б, акв, автолито 26 × 18,5; 15,5 × 10 см. ЧС (501x700, 189Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Эскиз обложки к книге М. Слонимского «Повесть о Левинэ».
1936 г. Бумага, акварель, автолитография. 26 х 18,5 см. Частное собрание.

1942 до Пробный_оттиск_обложки_Житков_Злое_море (504x700, 126Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Пробный оттиск обложки Борис Житков «Злое море». До 1942 г.

Меньше двух недель прожил больной художник в Вологде. Николай Андреевич Тырса умер 10 февраля 1942 года в вологодском госпитале и был похоронен на местном Пошехонском кладбище. О месте упокоения художника сегодня свидетельствует могильная плита с надписью: «Выдающийся русский художник Николай Андреевич Тырса. 1887–1942». Дочь художника Ольга Николаевна после эвакуации отца осталась в Ленинграде и умерла в апреле 1942 от дистрофии. Была похоронена в братской могиле на Волковском кладбище.

И в заключение, несколько ранних и неопубликованных работ Николая Тырсы:

1920 Портрет дочери (1929) (450x700, 113Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Портрет дочери. 1929 г.

1923 Эскиз товарных знаков кооператива. Петрокожтрест. 1923 г. Бумага, карандаш, ручка, чернила (643x700, 79Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Эскиз товарных знаков кооператива «Петрокожтрест». 1923 г.
Бумага, карандаш, ручка, чернила. 24,5 × 25,7 см. Аукционный дом «Литфонд»,
Москва, 2018 г.

1920-е втор.пол. Эскиз рекламы мастерской по ремонту примусов Примус. Полный ремонт. Бум, кар, гуашь, тушь, перо (584x700, 72Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Эскиз рекламы мастерской по ремонту примусов «Примус.
Полный ремонт». Вторая половина 1920-х гг. Бумага, карандаш, гуашь, тушь, перо. 35 × 20,5 см.
Частное собрание.

1920 Портрет жены художника. Бум, акв,20,3×17 см. Литфонд 2019 (571x700, 139Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Портрет жены художника. 1920-е гг. Бумага, акварель.
20,3 х 17 см. Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2019 г.

1926 Женский портрет (жена художника) (499x700, 115Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Женский портрет (Жена художника). 1926 г.
Собрание семьи художника.

1926 Пейзаж в Тайцах. Бум, акв; 21,3 x 34,6 ГТГ (700x426, 131Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Пейзаж в Тайцах. 1926 г. Бумага, акварель. 21,3 x 34,6 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1920-е Кобрино, задворки (к. 1920-х). (700x519, 148Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Кобрино, задворки. Конец 1920-х гг.

1927 Илл. к «Республике ШКИД (464x700, 97Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Иллюстрация к книге Л. Пантелеева и Григория Белых
«Республика ШКИД». 1927 г.

1929 Н. Тихонов. Фриц. Обл (700x456, 116Kb)
Н. Тихонов. Фриц. Рисунки Н. Тырсы. Госиздат, Москва - Ленинград, 1929 г. Обложка.

1929 Н. Тихонов. Фриц.ТИТУЛ (546x700, 90Kb)
Н. Тихонов. Фриц. Рисунки Н. Тырсы. Госиздат, Москва - Ленинград, 1929 г.
Титульный лист.

1932 Ленинград. Площадь Урицкого [Дворцовая пл.] (1932). (700x588, 127Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Ленинград. Площадь Урицкого (Дворцовая площадь). Вариант. 1932 г.
Бумага, акварель. 24,5 х 29,5 см. Собрание семьи художника.

1930 Под яблонями (1930) (700x496, 110Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Под яблонями. 1930 г. Бумага, акварель. Собрание семьи художника.

1930-е Гатчина (1930-е) (700x536, 110Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Гатчина. 1930-е гг. Бумага, акварель. Собрание семьи художника.

1934 Шхуна на Неве (1934). (700x487, 114Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Шхуна на Неве. 1934 г.

Купание мальчиков. (556x700, 210Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Купание мальчиков. 1930 г.

1929 Натюрморт с мясом (1929) (700x551, 123Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Натюрморт с мясом. 1929 г. Бумага, акварель. Собрание семьи художника.

1932 Натюрморт с корзиной (1932). (559x700, 160Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Натюрморт с корзиной. 1932 г. Бумага, акварель.
Собрание семьи художника.

ФОТО Тырса 1 (532x700, 62Kb)
Николай Андреевич Тырса (1887-1942)

Николай Тырса - один из лидеров Ленинградской школы 1920–1930-х годов, блестящий акварелист, выдающийся художник книги. Начинал исключительно как рисовальщик, и уже в 1915 году о нем писали, как о мастере со своей концепцией пластики. Тырса проектировал и оформлял интерьеры, создавал эскизы для журналов мод и плакаты, участвовал в оформлении празднеств в Петрограде, был уполномоченным в комиссии Наркомпроса по охране памятников искусства и старины, а позже — членом многих художественных советов. Тырса был блестящим педагогом и знатоком искусства. С середины 1920-х в его искусстве идет нарастание живописной стихии (в 1930-х он обратился к живописи маслом), вместе с которой приходит иная образная система с богатой эмоциональной тональностью и импровизационностью письма.

ФОТО Мемориальная доска на доме № 15 по улице Глинки, Санкт-Петербург (524x700, 153Kb)
Мемориальная доска на доме, где жил художник Николай Андреевич Тырса.
Санкт-Петербург, ул. Глинки, дом 15.

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ НИКОЛАЯ ТЫРСЫ

Персональные выставки: Ленинград-Санкт-Петербург (1941.1946,1967,1993). Москва (1969, ГМИИ им. Пушкина). Вологда (1982). Показательно, что вступительная статья в каталоге персональной выставки Тырсы, проходившей в ГМИИ им. А.С. Пушкина в 1969 году, начиналась словами Матисса: «Художник должен уметь всю жизнь смотреть на мир глазами ребенка», «должен видеть все так, как если бы он видел это в первый раз».

1946 Каталог выставки пр-й Н.А. Тырсы (1872-1942, В. Петров (вст. ст.), А.М. Земцова (сост.). Л.Ленингр-й союз советских (400x590, 43Kb)1946 Каталог выставки произведений Н.А. Тырсы, ТИТУЛ (402x590, 70Kb)
1. Каталог выставки произведений Н.А. Тырсы (1872-1942). В. Петров (вст. ст.), А.М. Земцова (сост.). Ленинград. Ленинградский союз советских художников, 1946 г. Обложка и титульный лист.
1967 ТЫРСА. Спб, Худ. РСФСР, 1967 г. 35 стр. (418x400, 101Kb)1967 ТЫРСА. Спб, Худ. РСФСР, 1967 г. 35 стр. Титул (395x400, 35Kb)
2. Николай Андреевич ТЫРСА. Каталог выставки. Государственный Русский музей. Ленинград, Издательство «Художник РСФСР», 1967 г. Обложка и титульный лист.
1992 Николай Тырса. 1887-1942. Живопись, графика, художественное стекло. Каталог выставки. С-Петербург, 1992 г. (2) (370x520, 91Kb)1996 Б.Сурис - Нинолай Тырса. Изд-во Искусство России, 1996 г. (417x520, 79Kb)
3. Николай Тырса. 1887-1942. Живопись, график а, художественное стекло. Каталог выставки. Состав. Сурис Борис Давыдович. С-Петербург, 1992 г. 4. Б.Сурис - Нинолай Тырса. Изд-во Искусство России, 1996 г.
2004 Н.Тырса. Каталог выставки.Сост. О. Г. Вербина, И.Галеев. Изд-во Скорпион, Галеев-Галерея. М, 2004 г.145 с., 139 ил. (430x505, 108Kb)2004 Н.Тырса. Каталог выставки.Сост. О. Г. Вербина, И.Галеев. Изд-во Скорпион, Галеев-Галерея. М, 2004 г.ТИТУЛ (377x505, 34Kb)
5. НиколайТырса. Каталог выставки. Сост. О. Г. Вербина, И. Галеев. Изд-во Скорпион, Галеев-Галерея. Москва, 2004г. -145 с., 139 ил. Обложка и титульный лист.

2004 Николай Тырса. Каталог выставки. Изд-во Скорпион, Арт-Диваж. М, 2004 г. (350x450, 646Kb)2007 Афиша юбилейной выставки Н.Тырсы в Галеев Галерее, 2007 г. (450x450, 95Kb)
6. Тырса Николай Андреевич (1887-1942). Живопись / Графика. Каталог выставки. Издательство «Скорпион», Москва, 2004 г. – 143 стр. Тираж 500 экз. 7. Афиша юбилейной выставки Николая Тырсы (1887-1942) в Галеев-Галерее, Москва, 2007 г.

ИСТОЧНИКИ

ФОТО В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. Том I и II. Москва, Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. (700x515, 114Kb)
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том II Л-Я, Биографии. Стр. 439-440, 452.

Антон Успенский. Между авангардом и соцреализмом. Из истории советской живописи 1920-1930-х годов. Москва, Издательство «Искусство-XXI век», 2 (490x700, 87Kb)
Антон Успенский. Между авангардом и соцреализмом. Из истории советской живописи
1920-1930-х годов. Москва, Издательство «Искусство-XXI век», 2024 г. –
Стр. 30-31, 157-158, 180-182, 320 и др.

1. Антон Успенский - Николай Тырса: в полноте

2. Тырса Н.А. – Галерея знаний и склад искусств «Прошлый век»


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник РУССКИЙ СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-АВАНГАРДИСТ НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ ТЫРСА (1887-1942), ЧЛЕН ОБЪЕДИНЕНИЯ «МИР ИСКУССТВА», ЧАСТЬ III | Слава44 - Дневник Слава44 | Лента друзей Слава44 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»