РУССКИЙ СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-АВАНГАРДИСТ НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ ТЫРСА (1887-1942), ЧЛЕН ОБЪЕДИНЕНИЯ «МИР ИСКУССТВА», ЧАСТЬ III15-10-2025 23:20к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Н.А. Тырса. Фото из собственного собрания «Советские художники». 1937 г.
Картины Николая Андреевича Тырсы (1887-1942) - пейзажи, натюрморты, интерьеры, изображения обнаженных моделей - вырастали из натурных этюдов и, в отличие от иллюстраций, носили созерцательный характер, но они заряжены восторгом перед богатством и красочностью мира и увлекают темпераментностью воплощения этого мира на холсте. В те же годы для него самостоятельный интерес приобрела литография, которую раньше он использовал лишь в иллюстрациях. Идея распространения высокохудожественных массовых картинок увлекла его и подвигла на создание отличных многокрасочных эстампов (в том числе знаменитого «Букета», 1939), а неутомимость ума подтолкнула к изобретению совершенно новой техники «размывки тушью по камню», небывало расширившей возможности литографии. В детской книге Тырса теперь работал меньше, зато обратился к книгам для взрослых и исполнил прекрасные иллюстрации к «Пиковой даме» А.С. Пушкина (1936), «Анне Карениной» Л.Н. Толстого (1939) и «Герою нашего времени» М.Ю. Лермонтова (1940). Первую самую суровую блокадную зиму Тырса оставался в городе. Зимой 1941 года тяжело заболел. 29 января 1942 года по льду замерзшей Ладоги ослабленный от голода и тяжело больной художник был эвакуирован не Большую землю и далее в Вологду, где через две недели скончался от дистрофии.
В 1936 году Николай Тырса принял участие в первом совещании по детской литературе при ЦК ВЛКСМ, выступил с речью о художественном оформлении детской книги и эстетическом воспитании. Говорил Николай Андреевич вдохновенно, поражая блестящим ораторским талантом и огромной эрудицией. В своей речи он затронул самые насущные проблемы иллюстрации детской книги, вступил в бой с консервативными школьными учителями. О своей работе Тырса сказал: «В будущем, которое принадлежит нашим детям, есть и моя кровь, мои нервы, моя радость».
В том же году он начал руководить занятиями в студии живописи и рисунка при ленинградском Доме архитекторов. В 1937 году Николай Тырса уехал на два года в Киев на преподавательскую работу. Возможно, благодаря тому что он постепенно ушел в тень своих более активных товарищей по цеху, не добился высокого положения и громкой славы в 1930-х годах, волна репрессий, развернувшаяся в стране в этот период, обошла его стороной. В 1938–1939 гг. в Киеве Тырса возглавлял мастерскую монументальной живописи в Киевском художественном институте.
Н.А. Тырса (1887-1942). Женский портрет (Портрет Е.Я.Р.). 1935 г. Холст, масло. 54 x 42 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Н.А. Тырса (1887-1942). На диване. 1935 г. Картон, масло. 48 х 63 см.
Вологодская областная картинная галерея.
Н.А. Тырса (1887-1942). Модель в синем халате. 1936 г. Бумага на картоне,
масло, гуашь. 68,5 х 50,5 см. Тульский музей изобразительных искусств.
Н.А. Тырса (1887-1942). Модель в мастерской. 1935 г. Картон, масло. 66,5 х 49,5 см.
Вологодская областная картинная галерея.
Н.А. Тырса (1887-1942). Лето. 1935 г. Холст, масло. 84,2 х 64,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Н.А. Тырса (1887-1942). Окно в сад. 1935 г. Холст, масло. 85 х 65 см.
Пермская государственная художественная галерея.
Н.А. Тырса (1887-1942). Натюрморт с тыквой. 1935 г. Холст, масло. 65 х 80 см.
Государственная картинная галерея Армении, Ереван.
Н.А. Тырса (1887-1942). Натюрморт с букетом цветов. 1935 г.
Бумага, акварель. Частное собрание.
Н.А. Тырса (1887-1942). Туберозы в кувшине. 1935 г. Бумага, гуашь. 19,5 х 13 см.
Дом антикварной книги «В Никитском», Москва, 2016 г. Эстимейт 40.000-45.000 руб.
Н.А. Тырса (1887-1942). Букет цветов. 1936 г. Литография. 47,8 x 41,4 см. (лист).
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк. Дар Государственного Эрмитажа, 1976 г.
Н.А. Тырса (1887-1942). Горошек в бокале. 1936 г. Картон, масло. 49,5 х 39,5 см.
Вологодская областная картинная галерея.
Н.А. Тырса (1887-1942). Натюрморт с битой птицей (Натюрморт с курицей).
1936 г. Бумага, карандаш, акварель. 19,5 х 13 см.
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург.
Н.А. Тырса (1887-1942). Натюрморт с битой птицей (Курица на доске). 1936 г. Бумага на фанере, масло.
51 х 69,8 см. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург.
В это время Николай Андреевич увлекся иллюстрированием произведений классиков русской литературы. Он проиллюстрировал повесть А.С. Пушкина «Пиковая дама» (1936), роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина» (1938), рассказ Константина Федина* «Рисунок с Ленина» (1939). Перед самой войной Тырса выполнил ряд иллюстраций к роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (1940).
*Константин Александрович Федин (1892-1977) - русский советский писатель и журналист. Первый секретарь и председатель правления Союза писателей СССР. Член Академии наук СССР и Немецкой академии искусств. Герой Социалистического Труда. Был номинирован на Нобелевскую премию по литературе (1968).
А.С. Пушкин. Пиковая дама. Ред. текста, ст. и коммент. Д.П. Якубовича. Пять иллюстраций Н.А. Тырсы. Автолитографии в две краски. Ленинград, ГИХЛ, 1936 г. Обложка. 2. Иллюстрация к повести А.С. Пушкина «Пиковая дама». Лиза у окна. 1936 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Н.А. Тырса (1887-1942). Иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Пиковая дама». 3. Германн касается руки Лизы, передавая ей записку. 4. Германн в спальне графини. Оба - 1936 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Н.А. Тырса (1887-1942). Иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Пиковая дама». 5. Видение Германна. Графиня у Германна. 6. Германн в игорном доме. Здесь Тырса изобразил в кресле на переднем плане самого Пушкина с бокалом шампанского. Оба – 1936 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Н.А. Тырса (1887-1942). 1936 Пляж у Петропавловской крепости. 1939 г. Бумага, цветная автолитография.
39,8 x 55,4 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Н.А. Тырса (1887-1942). Пляж в Сочи. 1937 г. Бумага на картине, акварель, графитный карандаш.
16.5 х 32 см. Частное собрание.
Н.А. Тырса (1887-1942). Обнаженная на пляже в Сочи. 1937 г.
Бумага, акварель. 32 х 16,5 см. Частное собрание.
Н.А. Тырса (1887-1942). Лодки на пляже. 1937 г. Бумага, акварель. Частное собрание.
Н.А. Тырса (1887-1942). Южный пейзаж с озером (Арба на берегу моря). 1936 г. Бумага, масло.
70,5 х 53,6 см. Вологодская областная картинная галерея.
Н.А. Тырса (1887-1942). Комната с буржуйкой в Сухуми. 1937 г.
Бумага, итальянский карандаш, акварель. 19,6 × 12,8 см.
Частное собрание.
Н.А. Тырса (1887-1942). Из серии про куропаток. Куропатки среди стогов. 1937 г. Бумага, акварель.
14,5 х 19 см. Частное собрание.
В 2024 году ГМИИ им. А.С. Пушкина представил выставку «Николай Тырса смотрит на Матисса», посвящённую памятному эпизоду в истории Государственного музея нового западного искусства. На выставке были показаны акварели Николая Тырсы, на которых запечатлена экспозиция зала Анри Матисса в ГМНЗИ, а также некоторые произведения, располагавшиеся в этом пространстве, и архивные материалы.
Н.А. Тырса (1887-1942). Зал Матисса в Государственном музее нового западного искусства. 1935 г.
Ленинградский художник Николай Тырса в 1930-е годы был увлечён искусством Анри Матисса. В один из приездов в Москву Тырса уделил время зарисовкам в зале 12 ГМНЗИ, зафиксировав музейное пространство в определённый исторический момент. Акварели Николая Тырсы – уникальные в своем роде произведения: благодаря им мы можем представить, как выглядел в цвете зал с картинами Матисса. Эти графические листы являются живым свидетельством колоссального интереса отечественных художников к искусству французского мастера. Представленные на выставке акварели Николая Тырсы демонстрировались впервые.
Н.А. Тырса (1887-1942). Интерьер зала Музея нового западного искусства
(с «Танцем» Матисса). Около 1935 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Н.А. Тырса (1887-1942). Интерьер зала Музея нового западного искусства
(с «Семейным портретом» Матисса). 1935 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Н.А. Тырса (1887-1942). Зал Матисса в Государственном музее нового
западного искусства. Около 1935. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Н.А. Тырса (1887-1942). Портрет Анны. 1936 г. Холст, масло, 64 х 43 см.
Вологодская областная картинная галерея.
Н.А. Тырса (1887-1942). Портрет молодой женщины с книгой. 1936 г.
Картон, масло. 72,5 x 56,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Н.А. Тырса (1887-1942). Москва. 1937 г. Бумага, карандаш, акварель. 26,2 х 19,2 см.
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург.
Н.А. Тырса (1887-1942). Южные цветы. Из цикла «Сухумские натюрморты». 1936 г.
Бумага на картоне, масло. 53,7 х 71 см. Собрание Романа Бабичева, Москва.
Н.А. Тырса (1887-1942). Натюрморт. Цветы. 1937 г. Картон, гуашь, масло. 67 x 82 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Н.А. Тырса (1887-1942). Букет садовых цветов. 1938 г. Бумага, акварель.
Собрание семьи художника.
Н.А. Тырса (1887-1942). Букет с настурцией. 1933 г. Бумага, акварель.
56,7 х 35,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Н.А. Тырса (1887-1942). Букет. 1930-е гг. Бумага, акварель. https://sinitza.gallery.ru
Н.А. Тырса (1887-1942). Маки. 1929 г. Бумага, акварель, смешанная техника.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Т.В. Шишмарева в группе художников с натурщицей. 1920-е гг.
Татьяна Владимировна Шишмарёва (1905-1994) - советский и российский художник-акварелист, график, книжный иллюстратор. В конце жизни написала воспоминания о В. Лебедеве, С. Лебедевой, Н. Лапшине, Н. Тырсе, Ю. Васнецове и др.
Н.А. Тырса (1887-1942). Обнаженная на полосатой ткани. До 1942 г. Холст, масло. 54,5 х 66 см.
Аукционный дом MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2010 г. Эстимейт GBP 100.000–120.000 фунтов.
«Обнажённая на полосатой ткани» - прекрасное полотно Николая Тырсы, пожалуй, самого жизнерадостного из всех ленинградских художников. Кажущаяся простота и непринуждённость его картин, написанных с натуры, искусно маскируют мастерство, с которым мало кто может сравниться. Сложность задачи, которую поставил перед собой художник, очевидна. Эта «Ленинградская Олимпия», лежащая в непринуждённой позе среди ярко-оранжевых и жёлтых финских тканей, изысканна в своём головокружительном сочетании оттенков. Цвет её обнажённого страстного тела, эффектно оттенённого ярким текстилем, едва приглушён холодным бледно-голубым пятном на покрывале и почти тёмно-синим оконным проёмом.
Н.А. Тырса (1887-1942). Две лежащие обнаженные (Уснувшие натурщицы). До 1942 г.
Бумага верже, акварель. 46 х 62 см. 431-е торги AI Аукциона, 2022 г., Москва.
Н.А. Тырса (1887-1942). Молодая обнаженная. 1935 г. Бумага на картоне, масло.
65,5 на 49 см. Частное собрание.
Н.А. Тырса (1887-1942). Сидящая обнаженная. 1935 г. Холст, масло. 76 х 59,5 см.
Частное собрание.
Н.А. Тырса (1887-1942). Модель на красной ткани. 1937 г. Холст, масло. 70,5 х 61,5 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2007 г. Эстимейт 5.000.000-10.000.000 руб.
Н.А. Тырса (1887-1942). Розовая модель. 1935 г. Бумага, гуашь, акварель. 68 х 51 см.
Тульский музей изобразительных искусств.
Н.А. Тырса (1887-1942). Утро молодой девушки. Эскиз к картине маслом
«Обнаженная». 1935 г. Бумага, акварель. 32 х 21,2 см. Частное собрание.
Дебютировав на выставках «Мира Искусства» в 1915-1916 годах угольными рисунками воспитанник Льва Бакста -Тырса — снискал много заслуженных похвал и эпитетов, утверждавших его как наследника классической линии искусства. Критика, поначалу причислявшая его к кругу Яковлева-Шухаева, сразу определила его своеобразие - «метало-бронзовый стиль» (Пунин), выставив ему абсолютный балл за техническое совершенство. Закрепившийся за ним ярлык «угольщика» в дореволюционное время заметно мешал раскрытию другого таланта - мастерства колориста, которое вызревало в нем с начала 1910-х годов.
Н.А. Тырса (1887-1942). Иллюстрации к роману Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Литографии. 1. Свидание Анны с сыном. 1938 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. 2. Свидание Анны с сыном. 1938 г. Музей-заповедник «Ясная Поляна», Тульская обл.
К сожалению, роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина» с иллюстрациями Н.А. Тырсы отдельным изданием в 1930-е годы при жизни художника не выходил. Были неполные поздние издания в 1950-е гг. и др. Сохранились рисунки художника, которые разбросаны по разным музеям – в Пушкинском музее в Москве находится 5 литографий, есть литографии в Музее-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна», в Русском музее в Петербурге и других музеях. Тираж литографий был достаточно большой.
Н.А. Тырса (1887-1942). Иллюстрации к роману Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Литографии. 3. Встреча Анны с Вронским на станции Бологое. 1939 г. ГРМ. 4. Анна и Вронский в Италии. 1938 г. Музей-заповедник «Ясная Поляна», Тульская обл.
Н.А. Тырса (1887-1942). Иллюстрации к роману Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Литографии. 5. Встреча Анны
с Долли. 1939 г. 6. Скачки. Вронский перед заездом. 1938 г. Оба - ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Н.А. Тырса (1887-1942). Иллюстрации к роману Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Литографии. 7. Каренин после отъезда Анны. 8. На вечере у княжны Бетси Тверской. Оба – 1938 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Н.А. Тырса (1887-1942). Иллюстрации к роману Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Литографии. 9. Объяснение Левина и Кити. 10. Возвращение Левина в свое имение. Оба – 1939 г. Музей-заповедник «Ясная Поляна», Тульская обл.
Творческое наследие Николая Тырсы объемно и многогранно. Его работы разнообразны по жанру: среди них много портретов, натюрмортов, пейзажей, обнаженной натуры, иллюстраций детской и классической литературы. Творчество этого мастера включает также плакаты и предметный дизайн в области изделий из стекла. Незадолго до начала Великой Отечественной войны, 14 июня 1941 года в Русском музее в Ленинграде открылась большая первая и последняя прижизненная персональная выставка произведений художника, но продлилась лишь неделю - началась война.
Н.А. Тырса (1887-1942). Иллюстрации к книге Константина Федина «Рисунок с Ленина». Автолитографии. Государственное издательство «Художественная литература», Ленинград, 1939 г. Обложка и титульный лист.
Н.А. Тырса (1887-1942). Ленин с изобретателем. Иллюстрация к книге К. Федина «Рисунок с Ленина». 1939 г.
Н.А. Тырса (1887-1942). Ленин и Сталин в 1919 году. Журнал «ЧИЖ», 1939 г. № 11-12.
Н.А. Тырса (1887-1942). Ленин на трибуне. Иллюстрация к книге
К. Федина «Рисунок с Ленина». 1939 г.
Н.А. Тырса (1887-1942). Иллюстрация к рассказам о Ленине «У витрины магазина». 1940 г.
Н.А. Тырса (1887-1942). Заставка к книге «Михаил Зощенко. Рассказы о Ленине». 1939 г.
Н.А. Тырса (1887-1942). Эскиз обложки журнала «ЧИЖ». 1938 г. № 10.
Иллюстрация Н. Тырсы на обложке журнала «Костёр». 1938 г. № 8.
Иллюстрация Н. Тырсы на обложке журнала «Костёр» 1939 № 5.
Борис Житков. Про слона, Рисунки Н. Тырсы. 6-е издание. Гослитиздат, 1935 г. 2. Борис Житков Про слона.
Детиздат ЦК ВЛКСМ, 1938 г.
Борис Житков. Про слона. Рисунки Н. Тырсы и Н. Петровой. Детгиз, Москва, 1955 г. Обложка и титульный лист.
Н.А. Тырса (1887-1942). Эскиз обложки книги Н. Григорьева «Сапер Ребров». 1938 г.
В 1940-1941 гг. Николай Тырса занялся еще и стеклоделием. Работая вместе с А.А. Успенским под руководством В.И. Мухиной (1889-1953) в экспериментальном цехе художественного стекла при Ленинградской зеркальной фабрике, он спроектировал около двух десятков изделий из стекла - графинов, стаканов и ваз, отличавшихся лаконизмом и благородством оригинальной формы и тонким ощущением природы стекла; его можно считать одним из основателей ленинградской школы художественного стекла. Однако, как гласит легенда, приоритет в изобретении оригинального граненого двухсотграммового стеклянного стакана целиком принадлежит Вере Игнатьевне Мухиной. И этому есть документальные доказательства.
Стеклянный стакан В.И. Мухиной. Стакан Кольчугинский Мельхиор, граненый,
250 мл, прозрачное стекло. Цена 170 руб. Кто и зачем на самом деле придумал граненый стакан?
Художественное стекло по эскизам Н. Тырсы. 1940-1941 гг. Музей художественного стекла, Санкт-Петербург.
А.А. Успенский. Салатник. Н.А. Тырса. Графин со стопкой. Стекло (в центре). В.И. Мухина. Кашпо.
Ленинградский завод художественного стекла. 1940-1941 гг.
Н.А. Тырса (1887-1942). Прибор для воды. Стекло. 1940-1941 гг.
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Статья Л.Я. Гинзбург. Иллюстрации Н.А. Тырсы. Государственное Издательство Художественной Литературы, Ленинград, 1941 г. Обложка и титульный лист.
Н.А. Тырса (1887-1942). Иллюстрации к роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». 1. Княжна Мэри.
2. Печорин и княжна. 1940 г.
Н.А. Тырса (1887-1942). Иллюстрации к роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». 3. Печорин и княжна
на прогулке. 4. Печорин на коне. 1940 г.
Н.А. Тырса (1887-1942). Иллюстрации к роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». 5. Грушницкий и княжна. 6. Тамань. 1940 г.
Анна Ахматова. «Из шести книг». Стихотворения. Портрет работы Н.А. Тырсы. Ленинград,
Издательство «Советский писатель», 1940 г.
Начало Великой Отечественной войны Николай Тырса встретил в родном Ленинграде. Вместе со всеми участвовал в рытье окопов на подступах к городу. Когда город был окружен кольцом блокады, как мог помогал его защитникам, участвовал в выпуске плакатов и листовок в «Боевом карандаше». Первую самую суровую блокадную зиму оставался в городе, каждый вечер приходя к себе домой на улицу Глинки. Зимой 1941 года тяжело заболел. 29 января 1942 года по льду замерзшей Ладоги ослабленный от голода и тяжело больной художник был эвакуирован не Большую землю и далее в Вологду. С собой Тырса взял только краски и еще любимый им, единственный в России, офорт Пикассо.
Н.А. Тырса (1887-1942). Тревога. Текст С. Спасского. Боевой карандаш №56. 1941 г.
Литография. 55 х 35,9 см. Государственный музей «Смольный», Санкт-Петербург.
Тревога! На небо взлетели
Столбы голубого огня.
Гремят по невидимой цели
Зенитки, наш город храня.
И знает разбуженный город:
Зенитчик без промаха бьет.
И, взрывом коротким распорот,
Враждебный горит самолет.
С. Спасский.
Н.А. Тырса (1887-1942). Урожай. Плакат. Автор текста Н. Тихонов. 1941 г.
Литография. 61,7 х 41,7 см. Музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда»,
Санкт-Петербург.
Н.А. Тырса (1887-1942). «Поймешь в стране Советов ты, что значат наши силы…». Эскиз.
1941 г. Бумага, литография, гуашь, тушь, белила. 10,4 х 14,9 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Н.А. Тырса (1887-1942). На пляже. 1939 г. Цвет. литография. 43,3 х 32,2 см.
Собрание Романа Бабичева, Москва.
Н.А. Тырса (1887-1942). Букет на фоне окна. 1939 г. Картон, масло, 38,8 х 27, 9 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2006 г. Эстимейт $12.000 -13.000 дол.
Н.А. Тырса (1887-1942). Букет. 1939 г. Бумага, гуашь. 44 х 32 см.
Частное собрание, Санкт-Петербург.
Н.А. Тырса (1887-1942). Букет. 1938-1939 гг. Картон, масло. 73 х 53,5 см.
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.
Н.А. Тырса (1887-1942). Натюрморт с букетом и дымковской игрушкой №2. 1939 г.
Бумага, цветная автолитография. 60,3 х 46,7 см. Государственная Третьяковская галерея,
Москва.
Н.А. Тырса (1887-1942). Букет в бокале. 1940 г. Бумага, цветная литография.
57,5 х 42,1 см. Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков.
Н.А. Тырса (1887-1942). Букет и вятская игрушка. 1940 г.
Бумага на картоне, масло. 65 х 48,7 см. Частное собрание.
Н.А. Тырса (1887-1942). Букет цветов. 1940 г. Бумага, гуашь. 65,5 х 44,5 см.
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.
Н.А. Тырса (1887-1942). Натюрморт с полевыми цветами в стакане и глиняные игрушки.
Холст, масло. 62 х 43.5 см. Аукционный дом MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2009 г.
Эстимейт GBP 20.000-30.000 фунтов.
Н.А. Тырса (1887-1942). Цветы и яблоки. Холст, масло. 69 х 41,3 см.
Частное собрание.
В первые годы Великой Отечественной войны Вологда фактически была превращена в город-госпиталь. Сюда эшелонами направлялись раненые с фронтов. Сюда же по Дороге жизни направляли обессиленных блокадой ленинградцев. Череповец и Вологда были первыми станциями, куда прибывали вывезенные из блокадного кольца люди. Самых тяжелых снимали с поездов здесь. Умерших, хоронили на местном Пошехонском кладбище в братских могилах. Один его участок горожане называют Малой Пискаревкой. В 1988 году на краю Пошехонского кладбища был открыт мемориал в память о погибших в Вологде ленинградцах. Автор памятника - архитектор В. Сторожук. У основания монумента зарыта капсула с землей с Пискаревского мемориального кладбища.
В память о погибших в Вологде ленинградцах в 1988 году на Пошехонском кладбище был открыт мемориал.
Автор памятника архитектор В. Сторожук.
Н.А. Тырса (1887-1942). Портрет девочки. Холст, масло. Частное собрание.
Н.А. Тырса (1887-1942). Женский портрет в красной шляпе. До 1942 г.
http://sinitza.gallery.ru
Н.А. Тырса (1887-1942). Портрет сидящей девушки. До 1942 г.
Н.А. Тырса (1887-1942). Баржа на Мойке. Companybest.ru
Н.А. Тырса (1887-1942). Осень 1926 года. Бумага, акварель. 31 х 21 см.
Частное собрание.
Н.А. Тырса (1887-1942). Первомайское утро. 1940 г. Открытка.
Н.А. Тырса (1887-1942). Эскиз обложки к книге М. Слонимского «Повесть о Левинэ».
1936 г. Бумага, акварель, автолитография. 26 х 18,5 см. Частное собрание.
Н.А. Тырса (1887-1942). Пробный оттиск обложки Борис Житков «Злое море». До 1942 г.
Меньше двух недель прожил больной художник в Вологде. Николай Андреевич Тырса умер 10 февраля 1942 года в вологодском госпитале и был похоронен на местном Пошехонском кладбище. О месте упокоения художника сегодня свидетельствует могильная плита с надписью: «Выдающийся русский художник Николай Андреевич Тырса. 1887–1942». Дочь художника Ольга Николаевна после эвакуации отца осталась в Ленинграде и умерла в апреле 1942 от дистрофии. Была похоронена в братской могиле на Волковском кладбище.
И в заключение, несколько ранних и неопубликованных работ Николая Тырсы:
Н.А. Тырса (1887-1942). Портрет дочери. 1929 г.
Н.А. Тырса (1887-1942). Эскиз товарных знаков кооператива «Петрокожтрест». 1923 г.
Бумага, карандаш, ручка, чернила. 24,5 × 25,7 см. Аукционный дом «Литфонд»,
Москва, 2018 г.
Н.А. Тырса (1887-1942). Эскиз рекламы мастерской по ремонту примусов «Примус.
Полный ремонт». Вторая половина 1920-х гг. Бумага, карандаш, гуашь, тушь, перо. 35 × 20,5 см.
Частное собрание.
Н.А. Тырса (1887-1942). Портрет жены художника. 1920-е гг. Бумага, акварель.
20,3 х 17 см. Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2019 г.
Н.А. Тырса (1887-1942). Женский портрет (Жена художника). 1926 г.
Собрание семьи художника.
Н.А. Тырса (1887-1942). Пейзаж в Тайцах. 1926 г. Бумага, акварель. 21,3 x 34,6 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Н.А. Тырса (1887-1942). Кобрино, задворки. Конец 1920-х гг.
Н.А. Тырса (1887-1942). Иллюстрация к книге Л. Пантелеева и Григория Белых
«Республика ШКИД». 1927 г.
Н. Тихонов. Фриц. Рисунки Н. Тырсы. Госиздат, Москва - Ленинград, 1929 г. Обложка.
Н. Тихонов. Фриц. Рисунки Н. Тырсы. Госиздат, Москва - Ленинград, 1929 г.
Титульный лист.
Н.А. Тырса (1887-1942). Ленинград. Площадь Урицкого (Дворцовая площадь). Вариант. 1932 г.
Бумага, акварель. 24,5 х 29,5 см. Собрание семьи художника.
Н.А. Тырса (1887-1942). Под яблонями. 1930 г. Бумага, акварель. Собрание семьи художника.
Н.А. Тырса (1887-1942). Гатчина. 1930-е гг. Бумага, акварель. Собрание семьи художника.
Н.А. Тырса (1887-1942). Шхуна на Неве. 1934 г.
Н.А. Тырса (1887-1942). Купание мальчиков. 1930 г.
Н.А. Тырса (1887-1942). Натюрморт с мясом. 1929 г. Бумага, акварель. Собрание семьи художника.
Н.А. Тырса (1887-1942). Натюрморт с корзиной. 1932 г. Бумага, акварель.
Собрание семьи художника.
Николай Андреевич Тырса (1887-1942)
Николай Тырса - один из лидеров Ленинградской школы 1920–1930-х годов, блестящий акварелист, выдающийся художник книги. Начинал исключительно как рисовальщик, и уже в 1915 году о нем писали, как о мастере со своей концепцией пластики. Тырса проектировал и оформлял интерьеры, создавал эскизы для журналов мод и плакаты, участвовал в оформлении празднеств в Петрограде, был уполномоченным в комиссии Наркомпроса по охране памятников искусства и старины, а позже — членом многих художественных советов. Тырса был блестящим педагогом и знатоком искусства. С середины 1920-х в его искусстве идет нарастание живописной стихии (в 1930-х он обратился к живописи маслом), вместе с которой приходит иная образная система с богатой эмоциональной тональностью и импровизационностью письма.
Мемориальная доска на доме, где жил художник Николай Андреевич Тырса.
Санкт-Петербург, ул. Глинки, дом 15.
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ НИКОЛАЯ ТЫРСЫ
Персональные выставки: Ленинград-Санкт-Петербург (1941.1946,1967,1993). Москва (1969, ГМИИ им. Пушкина). Вологда (1982). Показательно, что вступительная статья в каталоге персональной выставки Тырсы, проходившей в ГМИИ им. А.С. Пушкина в 1969 году, начиналась словами Матисса: «Художник должен уметь всю жизнь смотреть на мир глазами ребенка», «должен видеть все так, как если бы он видел это в первый раз».
1. Каталог выставки произведений Н.А. Тырсы (1872-1942). В. Петров (вст. ст.), А.М. Земцова (сост.). Ленинград. Ленинградский союз советских художников, 1946 г. Обложка и титульный лист.
2. Николай Андреевич ТЫРСА. Каталог выставки. Государственный Русский музей. Ленинград, Издательство «Художник РСФСР», 1967 г. Обложка и титульный лист.
3. Николай Тырса. 1887-1942. Живопись, график а, художественное стекло. Каталог выставки. Состав. Сурис Борис Давыдович. С-Петербург, 1992 г. 4. Б.Сурис - Нинолай Тырса. Изд-во Искусство России, 1996 г.
5. НиколайТырса. Каталог выставки. Сост. О. Г. Вербина, И. Галеев. Изд-во Скорпион, Галеев-Галерея. Москва, 2004г. -145 с., 139 ил. Обложка и титульный лист.
6. Тырса Николай Андреевич (1887-1942). Живопись / Графика. Каталог выставки. Издательство «Скорпион», Москва, 2004 г. – 143 стр. Тираж 500 экз. 7. Афиша юбилейной выставки Николая Тырсы (1887-1942) в Галеев-Галерее, Москва, 2007 г.
ИСТОЧНИКИ
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том II Л-Я, Биографии. Стр. 439-440, 452.
Антон Успенский. Между авангардом и соцреализмом. Из истории советской живописи
1920-1930-х годов. Москва, Издательство «Искусство-XXI век», 2024 г. –
Стр. 30-31, 157-158, 180-182, 320 и др.
Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.
Дневник РУССКИЙ СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-АВАНГАРДИСТ НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ ТЫРСА (1887-1942), ЧЛЕН ОБЪЕДИНЕНИЯ «МИР ИСКУССТВА», ЧАСТЬ III | Слава44 - Дневник Слава44 |
Лента друзей Слава44
/ Полная версияДобавить в друзья
Страницы:
раньше»