• Авторизация


РУССКИЙ СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-АВАНГАРДИСТ НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ ТЫРСА (1887-1942), ЧЛЕН ОБЪЕДИНЕНИЯ «МИР ИСКУССТВА», ЧАСТЬ II 13-10-2025 18:00 к комментариям - к полной версии - понравилось!


1928 Автопортрет. Бум, сепия. 34 x 21,7. ГРМ (444x700, 106Kb)
Николай Андреевич Тырса (1887-1942). Автопортрет. 1928 г.
Бумага, сепия. 34 x 21,7 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Николай Андреевич Тырса (1887-1942) – русский советский живописец, график, педагог. Один из лидеров Ленинградской школы 1920–1930-х годов, блестящий акварелист, выдающийся художник книги. В 1905 году поступил на архитектурное отделение Высшего художественного училища живописи, скульптуры и архитектуры при петербургской Академии художеств. В 1907-1910 годах посещал Школу живописи и рисования Елизаветы Званцевой, учился под руководством Л.С. Бакста и М.В. Добужинского. В 1910-1911 годах посещал вечерние сеансы рисунка в мастерской В.В. Матэ. В 1918 году назначен комиссаром Первых Государственных свободных мастерских декоративных искусств, руководил их реорганизацией во ВХУТЕМАС. С 1921 года работал как художник книги. В 1932 году стал одним из членов-учредителей ЛОСХа, разработал новый способ цветной литографии - размывку кистью по камню. Николай Тырса был блестящим педагогом и знатоком искусства. Многие годы своей жизни он посвятил преподавательской работе.

1925 до Н.А. Тырса за работой. Фотография (532x700, 135Kb)
Н.А. Тырса за работой. Фотография. Около 1925 г.

Николай Тырса придумал определение – «ложный тип советского гражданина». К этому типу он относил и себя. Его «ложность» заключалась в том, что многое в нём было каким-то не таким… Вот, скажем: пенсне, котелок, бородка – разве так выглядит советский комиссар?! Буржуйско-интеллигентный вид не подходит ни среднему советскому гражданину, ни, тем более, представителю власти. Однако Николай Андреевич Тырса, которому в 1917 году было 30 лет, менять имидж не собирался. Но внешний облик самого художника, он как-нибудь сам решит, что ему носить. Да и не комиссар он был, а, скорее уж, снабженец и администратор, и то недолго. А некоторые реверансы в сторону новой власти приходилось делать, поскольку иначе судьба сына царского офицера из Кубанского казачьего войска, потомственного дворянина была бы незавидна, а жизнь – очень коротка.

1930-e Девушка в зеленом берете. (Галеев галерея) (629x700, 131Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Девушка в зеленом берете. 1930-е гг. Галеев-галерея, Москва.

1930-е Женский портрет. Х. м. 61,7 × 37 см. ЧС (459x700, 144Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Женский портрет. 1930-е гг. Холст, масло. 61,7 х 37 см.
Частное собрание.

1930-1940 Старый Петербург. У кирхи. Б, акв, кар. 66,5 х 50,5 см. Музей Петергоф (520x700, 135Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Старый Петербург. У кирхи. 1930-1940 гг.
Бумага, акварель, карандаш. 66,5 х 50,5 см.
Государственный музей-заповедник «Петергоф», Санкт-Петербург.

1930-1941 Пейзаж (Мойка). Открытка. Из комплекта Советское искусство (522x700, 136Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Пейзаж. Мойка. 1930-1941 гг. Открытка.
Из комплекта «Советское искусство 1930-х гг.»

1930 Обложка к книге Л. Пантелеева «Портрет» (700x464, 94Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Обложка к книге Л. Пантелеева «Портрет». 1930 г.

1930 Обложка к книге В.А. Каверина «Осада дворца» (700x475, 135Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Обложка к книге Вениамина Каверина «Осада дворца». 1930 г.

1930 Обложка книги В. Матвеева Комиссар золотого поезда (478x700, 212Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Обложка книги В. Матвеева «Комиссар золотого поезда». 1930 г.

1930 Обложка книги Бориса Житкова Под водой (522x700, 210Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Обложка книги Бориса Житкова «Под водой». 1930 г.

1930 Иллюстрация из книги Бориса Житкова Под водой (9 илл.) (458x700, 241Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Иллюстрация из книги Бориса Житкова «Под водой». 1930 г.

1930-е Дворцовая площадь. Бум, акв. 26,6 х 42,5. Вологда КГ (700x435, 98Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Дворцовая площадь. 1930-е гг. Бумага, акварель. 26,6 х 42,5 см.
Вологодская областная картинная галерея.

1930-е Вырубка. Бум, акв. Собр. гал. Арт-Диваж (522x677, 200Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Вырубка.1930-е гг. Бумага, акварель.
Собрание галереи «Арт-Диваж», Москва.

Впервые представленные на выставках 1914-1916 годов рисунки обнаженных моделей Николая Тырсы обнаружили одно из его определяющих качеств - приверженность натуре и живое индивидуальное ее восприятие. В этих юношеских дореволюционных штудиях Тырсы была подлинность большого искусства, которое высоко оценила критика. Н.Н. Пунин писал: «Они цельны, убедительны и непогрешимы, как всякая искренность.... Стиль есть то, что индивидуально в художнике ... У Тырсы есть свой стиль...Из всех современных мне художников я не берусь назвать ни одного, у которого стиль, не говоря уже о манере, был бы так хорошо выражен, но я назову десяток самых прославленных теперь имен, не имеющих ровно никакого стиля».

1930-е начало.  Любовники, Бум, акв, гуашь, 52 х 84 см. Галеев-Галерея, Москва. (700x422, 91Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Любовники. Начало 1930-х гг. Бумага, акварель, гуашь. 52 х 84 см.
Галеев-Галерея, Москва. Как ни странно, любовники на кровати - в носках и в обуви.

1930 Спящая модель (Сон) (700x350, 87Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Спящая модель (Сон). 1930 г. Бумага, акварель. http://sinitza.gallery.ru

1930 Спящая модель. Деталь (700x393, 106Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Спящая модель (Сон). Фрагмент. 1930 г. Бумага, акварель. http://sinitza.gallery.ru

1931 Модель. ССХ, СПб. (700x507, 156Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Модель. 1931 г. Бумага, акварель. Собрание семьи художника, Санкт-Петербург.

1930-е Натурщица на розовом фоне с голубой тканью на ногах (700x517, 119Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Натурщица на розовом фоне с голубой тканью на ногах. 1930-е гг. Бумага, акварель.
Частное собрание.

1931 Натурщица. (Модель на фоне финских тканей) Буи, акв. 51,2 x64,3. ГРМ (700x559, 131Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Отдых (Модель на фоне финских тканей). 1931 г. Бумага, акварель. 51,2 x 64,3 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1930-е Загорелая модель (700x628, 134Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Загорелая модель (На курорте). 1930-е гг. Бумага, акварель. Частное собрание.

1931 Лида. Х, м. 50 х 46 см. Частное собрание (672x700, 125Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Лида. 1931 г. Холст, масло. 50 х 46 см. Частное собрание.

1930-е Модель на зеленом фоне. Бум, акв. 66,7х48 см. Новосибирск ХМ (511x700, 172Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Модель на зеленом фоне. 1940-е гг. Бумага, акварель.
66,7 х 48 см. Новосибирский государственный художественный музей.

1930-е Натурщица с косынкой на шее (460x700, 73Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Натурщица с косынкой на шее. 1930-е гг.
Бумага, акварель. http://drawing-museum.org

Николай Тырса прекрасно владел и академическим, и свободным рисунком. Недаром критика связывала его то с нео-академистами, такими, как А.Е. Яковлев и В.И. Шухаев, то с авангардистами, о чем с печальной иронией писак сам художник писал по поводу своего участия в выставке «Мир искусства» 1915 года: «В Петроградской газете меня и Бруни причисляли к кубистам и атаковали как людей скандала, в «Биржевой» - удивлялись, что и «Миру искусства» понадобилось расшаркиваться перед футуристами, принимая нас на выставку».

1933 Аида (531x700, 122Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Лида. 1933 г. Холст, масло. Собрание галереи «Арт-Диваж»,
Москва.

1931 За глажением. Х, м. 62 х 43,5. Вологда ХГ (497x700, 128Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). За глажением. 1931 г. Холст, масло. 62 х 43,5 см.
Вологодская областная картинная галерея.

1930 Вечернее окно. Кобрино» Бум, акв. 65,8 x 48,2 см. ГТГ (517x700, 121Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Вечернее окно. Кобрино. 1930 г. Бумага, акварель. 65,8 x 48,2 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1932 За чтением. Бум, акв. Краснодарский (700x530, 130Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). За чтением. 1932 г. Бумага, акварель. 37,5 х 47,2 см.
Вологодская областная картинная галерея.

1930-е Натюрморт с яблоками и грушами. Х, м. (700x332, 84Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Натюрморт с яблоками и грушами. 1930-е гг. Холст, масло. 28,5 х 60,5 см.
Аукционный дом MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2009 г. Эстимейт GBP 20.000 – 30.000 фунтов.

1930-е ++ Цветы в банке, Х, м, 55 х 42 см. ЯХМ (526x700, 107Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Цветы в банке. 1930-е гг. Холст, масло. 55 х 42 см.
Ярославский художественный музей.

1930-е Букет на розовом. Х, м. 54 х 42 см. СОВКОМ 2010 г. Эстим. 1.200.000-1.500.000 руб. ОРИГИНАЛ (542x700, 180Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Букет на розовом. 1930-е гг. Холст, масло. 54 х 42 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2010 г. Эстимейт 1.200.000 - 1.500.000 руб.

1930-е Букет васильков в глиняной вазе. Х, м. 55.5 х 44.5 см Волгоградский музей..jpg (560x700, 165Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Букет васильков в глиняной вазе. 1930-е гг. Холст, масло.
55,5 х 44,5 см. Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.

1930-е Колокольчики в глиняном кувшине. Бум, акв. 57,7х47 см. Новосибирск ХМ (572x700, 163Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Колокольчики в глиняном кувшине. 1930-е гг. Бумага, акварель.
57,7 х 47 см. Новосибирский государственный художественный музей.

1930-е кон. Букет. Бум, цвет. автолитогр., 53,5×48 см (лист). Литфонд (521x700, 177Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Букет (Натюрморт с филимоновской игрушкой). 1939 г.
Бумага, цветная автолитография. 49,4 x 39,2 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В конце 1920-х годов Николай Тырса работал в распространенной технике ламповой копоти, но это не из-за того, что был дефицит красок и акварелей, просто картины маслом он начал писать гораздо позже, в начале 1930-х годов. В 1926–1928 гг. в технике ламповой копоти художник создал серию удивительных по исполнению графических портретов замечательной русской поэтессы Анны Андреевны Ахматовой (1889-1966). Позднее Тырса писал маслом и акварелью пейзажи, жанровые композиции (1928-1935). После закрытия всех свободных художественных обществ и объединений в 1932 году, Тырса был в числе членов-учредителей Ленинградского Отделения Союза Советских Художников (ЛОСХ), он один из организаторов юбилейной выставки «Художники РСФСР за 15 лет. Графика» (1933-1934. Москва). К 1933 году относятся первые опыты Тырсы в литографии.

1930-е Портрет В.И. Ленина. Б, черн акв, цв. кар-ши. 25 × 19,7 см. ЧС (504x700, 140Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Портрет В.И. Ленина. 1930-е гг. Бумага, черная акварель,
цветные карандаши. 25 х 19,7 см. Частное собрание.

1930-е Портрет женщины в желтой блузке. Х, м. 70х50. Пермская ХГ. (497x700, 126Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Портрет женщины в желтой блузке. 1930-е гг.
Холст, масло. 70 х 50 см. Пермская художественная галерея.

1933 Портрет дочери Маши (род.1920). Бум, сангина. 34 х 22,7. Вологда КГ (453x700, 105Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Портрет дочери Маши (род.1920). 1933 г.
Бумага, сангина. 34 х 22,7 см. Вологодская областная картинная галерея.

1930-е Эскиз обложки журнала мод Бум, акв. 41,5х31,7. СОВКОМ 2019 г. Эстим. 3.000-5.000 дол. (572x700, 167Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Эскиз обложки журнала мод. 1930-е гг. Бумага, акварель.
1,5 х 31,7 см. Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2019 г. Эстимейт $3.000-5.000 дол.

1930-е Пляжные моды. Пробный полиграфический отпечаток. 35 х 26 см. (528x700, 126Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Пляжные моды. Пробный полиграфический отпечаток.
1930-е гг. Бумага, акварель, карандаш. 35 х 26 см.

1932 Мойка. Крыши. Бум, акв. 51 x68,8.ГРМ (700x519, 179Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Мойка. Крыши. 1932 г. Бумага, акварель. 51 x 68,8 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1931 Мойка. (Баржа на Мойке, 1927). Бум, акв. 67х53 см. ГТГ (553x700, 140Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Мойка. 1931 г. Бумага, акварель. 67 х 53 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1932 Из окна. Кобрино. Бум, акв, ГРМ (484x700, 149Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Из окна. Кобрино. 1932 г. Бумага, акварель.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1932 Пейзаж Опушка. Кобрино. Бум, акв. 46,5х53,5. Тула Я (700x622, 160Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Пейзаж. Опушка. Кобрино. 1932 г. Бумага, акварель. 46,5 х 53,5 см.
Тульский музей изобразительных искусств.

1932 Пейзаж со стогами. Х, м. 55,5 х 67,3. Вологда КГ (700x602, 182Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Пейзаж со стогами. 1932 г. Холст, масло. 55,5 х 67,3 см.
Вологодская областная картинная галерея.
1933 Книга. Горький Максим. Детство. Иллюстрации Николая Тырсы. Серия #эксмодетство. Москва Эксмо. 2023. (3) (402x610, 129Kb)1933 Книга. Горький Максим. Детство. Иллюстрации Николая Тырсы. Серия #эксмодетство. Москва Эксмо. 2023. (393x610, 99Kb)
1. М. Горький. Детство. Первая часть трилогии. Обложка и иллюстрации в тексте Н.А. Тырсы. Москва-Ленинград, Государственное издательство художественной литературы, 1933 г. – 272 с., ил. 2. М. Горький. Детство. Иллюстрации Н. Тырсы. Москва, Издательство ЭКСМО, 2023 г. - 320 с., ил.

Ориентируясь на читателей-школьников и предпочитая темы современности или ближайшего прошлого, Николай Тырса оформил десятки книг, среди которых выделялись «Осада дворца» В.А. Каверина, «Республика ШКИД» Г.Г. Белых и Л. Пантелеева, «Снежная книга» В.В. Бианки, «Военные кони» Н.С. Тихонова, «Детство» М. Горького; чаще же всего он обращался к книгам Бориса Житкова, своего постоянного и любимого автора. В увлекательных, динамичных иллюстрациях Тырсы реалистическая точность соединялась с романтическим чувством.

1928 Л. Пантелеев, Григорий Белых - Республика ШКИД. Рис. Н. Тырсы. Москва-Ленинград Гос. издательство, 1928 г (474x700, 161Kb)
Л. Пантелеев, Григорий Белых. Республика ШКИД. Рис. Н. Тырсы.
Москва-Ленинград, Государственное издательство, 1928 г.

«То, что он сделал с “Республикой ШКИД”, казалось (и кажется) мне стоящим на грани волшебства, — писал в биографическом очерке “Тырса” Л. Пантелеев. — Это очень точный реалистический рисунок с едва уловимым оттенком гротеска. Короче говоря, это стиль самой повести…Не забуду, как поразило меня и моего соавтора, покойного Григория Георгиевича Белых, почти фотографическое сходство многих персонажей повести, людей, которых Николай Андреевич не видел и не мог видеть. Рисовал он, полагаясь только на наш далекий от совершенства текст и на собственную интуицию».

1934 Обложка. Из книги В.А.Каверина Страус Фома (538x700, 134Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Обложка книги В.А. Каверина «Страус Фома». 1934 г.

1931 Иллюстрация Н. Тырсы на обложке журнала «Ёж» 1931 № 11 (496x700, 198Kb)
Иллюстрация Н. Тырсы на обложке журнала «Ёж». 1931 г. № 11.

1933 Иллюстрация Н. Тырсы на обложке журнала «Чиж» 1933 № 5 (496x700, 175Kb)
Иллюстрация Н. Тырсы на обложке журнала «Чиж». 1933 г. № 5.

1930-е Таксидермист. Литография (497x700, 109Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Таксидермист. 1930-е гг. Литография.

1932 В джунглях Пробный отпечаток иллюстрации для журнала Еж. Цветная автолитография. 33 х 41 см (700x541, 173Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). В джунглях. Пробный отпечаток иллюстрации для журнала «ЁЖ». 1932 г.
Цветная автолитография. 33 х 41 см. Дом антикварной книги «В Никитском», Москва, 2016 г.
Эстимейт за пару 15.000 – 17.000 руб.

1932 В джунглях. Эскиз иллюстрации для журнала Еж. Бумага, акварель. 24,5 х 38 см. (700x439, 131Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). В джунглях. Эскиз иллюстрации для журнала «ЁЖ». 1932 г. Бумага, акварель.
24,5 х 38 см. Дом антикварной книги «В Никитском», Москва, 2016 г. Эстимейт за пару 15.000-17.000 руб.

1930-е Куропатки в поле. Бум, акв. 13,8 × 19,1 см. ЧС (700x512, 129Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Куропатки в поле. 1930-е гг. Бумага, акварель. 13,8 х 19,1 см.
Частное собрание.

1930-е Охота на куропаток. Бум, акв.14 × 19 см. ЧС (700x516, 144Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Охота на куропаток. 1930-е гг. Бумага, акварель. 14 х 19 см.
Частное собрание.

Книги, оформленные Николаем Тырсой, отличаются графической цельностью и изяществом. Его опыт живописца и графика позволял применить здесь и звучность цвета, и динамичное построение пространства, создать особый ритм разнообразными приемами фактуры, использовать острую наблюдательность анималиста, применить новые средства выразительности, присущие фотографии и кино. Позже Тырса иллюстрировал и классику. Однако именно детская книга стала новой областью и полем для эксперимента, где ленинградские художники искали новую меру условности и выразительности, соответствующую современному художественному языку, используя весь свой богатый опыт большого искусства. И нужна была временная дистанция, чтобы распознать в «детгизовской группе», как ее тогда называли, «самостоятельное, не замеченное современниками творческое течение».

1934 Колхозный урожай. Илл. к книге И.В.Сталин. Речь на 1-м Всесоюзном съезде колхозников-ударников 19 февраля 1933 г. (700x560, 136Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Колхозный урожай. Иллюстрация к книге «И.В. Сталин. Речь на 1-м Всесоюзном съезде колхозников-ударников 19 февраля 1933 г.». 1934 г. Бумага, хромолитография. 29 х 36 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

1934 В пролетке». 2-яразворотная вклейка к изданию «И.В. Сталин. Речь на 1-м Всесоюзном съезде колхозников-ударников 19 февраля 1933». 1. Л (700x496, 176Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). В пролетке. Вторая разворотная вклейка к книге «И.В. Сталин. Речь на 1-м Всесоюзном съезде колхозников-ударников 19 февраля 1933 г.». 1934 г. Бумага, автолитография. 24,3 х 32 см. Красноармейская картинная галерея, Московская обл.

1933 Колхозные будни. Б, принт. 19,8х22,9 см. ГИМ (700x602, 129Kb)
Н.А. Тырса ? (1887-1942). Колхозные будни. 1933 г. Бумага, печать. 19,8 х 22,9 см.
Государственный исторический музей, Москва.

1933 Колхозные будни. Принт. 16,9х22,9 см. ГИМ (700x602, 125Kb)
Н.А. Тырса ? (1887-1942). Колхозные будни. 1933 г. Бумага, печать. 16,9 х 22,9 см.
Государственный исторический музей, Москва.

1933 Колхозные будни. Принт. 19,9х22,8 см. ГИМ (700x602, 128Kb)
Н.А. Тырса ? (1887-1942). Колхозные будни. 1933 г. Бумага, печать. 19,9 х 22,8 см.
Государственный исторический музей, Москва.

1933 Колхозные будни». Уборка зерна. Принт. 19,9х22,8 см. ГИМ (700x604, 123Kb)
Н.А. Тырса ? (1887-1942). Колхозные будни. Уборка зерна. 1933 г. Бумага, печать. 19,9 х 22,8 см.
Государственный исторический музей, Москва.

1933 Колхозные будни». Принт. 19,8х22,7 см. ГИМ (700x604, 123Kb)
Н.А. Тырса ? (1887-1942). Колхозные будни. Зерноток. 1933 г. Бумага, печать. 19,8 х 22,7 см.
Государственный исторический музей, Москва.

1933 Колхозные будни». Полевой стан. Б, цв. печать. 19,8х22,7 см. ГИМ (700x604, 107Kb)
Н.А. Тырса ? (1887-1942). Колхозные будни. Полевой стан. 1933 г. Бумага, печать. 19,8 х 22,7 см.
Государственный исторический музей, Москва.

1932 Коновязь. Бумага, акварель. Бум, акв. 48,7 x 65. ГРМ (700x518, 110Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Коновязь. 1932 г. Бумага, акварель. 48,7 x 65 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Николай Тырса - потомственный казак. Вероятно, поэтому он так любит изображать коней и так хорошо их знает. Изображая отдыхающих лошадей, художник выбирает необычную высокую точку зрения. Взгляд сверху, направленный по диагонали, придает композиции динамику, сохраняя отголоски недавнего боевого или учебного похода. Тырса наслаждается грацией коней, подчеркивает красоту их тел. Он не скрывает своей романтической взволнованности от встречи с этими прекрасными животными, создавая тонкую цветовую гармонию пятен различной окраски лошадей.

1933 Колхозные будни». Животноводческая ферма. Принт. 19,9х22,7 см. ГИМ (700x622, 123Kb)
Н.А. Тырса ? (1887-1942). Колхозные будни. Животноводческая ферма. 1933 г. Бумага, печать.
19,9 х 22,7 см. Государственный исторический музей, Москва.

1933 Колхозные будни». Свиноферма. Принт.19,9х22,8 см. ГИМ (700x604, 136Kb)
Н.А. Тырса ? (1887-1942). Колхозные будни. Свиноферма. Бумага, печать. 19,9 х 22,8 см.
Государственный исторический музей, Москва.

1933 Колхозные будни». Сбор винограда. Б, принт. 19,8х22,9 см. ГИМ (700x604, 142Kb)
Н.А. Тырса ? (1887-1942). Колхозные будни. Сбор винограда. 1933 г. Бумага, печать. 19,8 х 22,9 см.
Государственный исторический музей, Москва.

Фотомонтаж sammlung.ru (700x392, 98Kb)
Николай Тырса и Анри Матисс. Фотомонтаж: sammlung.ru

Одними лишь иллюстрациями работы Николая Тырсы не исчерпывались. Он создал много графических портретов, а с 1930-х гг. увлекся масляной живописью - писал пейзажи, натюрморты, часто изображал обнаженных моделей. Тырса - один из ярких представителей Ленинградской пейзажной школы, последователи которой писали камерные и созерцательные городские пейзажи. В творчестве этой группы прослеживается влияние французских импрессионистов и, отчасти, Анри Матисса и Пьера Боннара.

1933 Мойка у синего моста. Бум. на Х, смеш. техн, Центр. гос. архив лит-ры и иск-ва, СПб. (700x421, 174Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Мойка у синего моста. 1933 г. Бумага на холсте, смешанная техника.
Центральный государственный архив литературы и искусства, Санкт-Петербург.

1933 Мойка осенью. Х, м. 45 х 68 см. ССХ, СПб. (700x511, 200Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Мойка осенью. 1933 г. Холст, масло. 45 х 68 см.
Собрание семьи художника, Санкт-Петербург.

1934 Мойка у Фонарного переулка. Бум, акв. 51 х 68 см. ГМИ СПб (700x520, 140Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Мойка у Фонарного переулка. 1934 г. Бумага, акварель. 51 х 68 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

1934 Мойка. Бум, акв. 57 х 70 см. ГМИ СПб (700x579, 127Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Мойка. 1934 г. Бумага, акварель. 57 х 70 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

1933 Вид у Крюкова канала. Бум, акв. 38,5 х 66,5 см. ГМИ СПб (700x407, 99Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Вид у Крюкова канала. 1933 г. Бумага, акварель. 38,5 х 66,5 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

1929 Мойка у Поцелуева моста. 1929.  (700x485, 167Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Мойка у Поцелуева моста. 1929 г. Бумага, акварель. www.pastvu.com

1934 Ленинград. Вид с Поцелуева моста. Бум, акв. 68,5 х 50,5. Томский ХМ (516x700, 103Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Ленинград. Вид с Поцелуева моста. 1934 г.
Бумага, акварель. 68,5 х 50,5 см. Томский областной художественный музей.

1934 Пейзаж. Бум, акв. ГРМ (511x700, 154Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Пейзаж. 1934 г. Бумага, акварель. 67 х 49,6 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Николай Тырса был блестящим педагогом и знатоком искусства. Многие годы своей жизни он посвятил преподавательской работе. В 1917-1922 гг. преподавал в бывшем Училище технического рисования барона Штиглица. В 1924-1930 гг. преподавал в Ленинградском институте гражданских инженеров. С 1930 до 1941 г. в переименованном Ленинградском институте инженеров коммунального строительства (с 1936 г. - заведовал кафедрой). С 1931 г. подрабатывал и преподавал, заведовал кафедрой в Вечернем строительном институте. В 1932–1936 руководил кафедрой рисунка и преподавал рисунок и акварель на архитектурном факультете Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств. В 1938-1939-м гг. руководил мастерской монументальной живописи в Киевском художественном институте.

1933 Смуглая модель. Х, м. 63 х 81 см. ЧС (700x545, 236Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Смуглая модель. 1933 г. Холст, масло. 63 х 81 см. Частное собрание.

1933 Натурщица. Собр. И. Денисова (2) (700x506, 133Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Натурщица на зелёном. 1933 г. Холст, масло. 57,5 х 80 см.
Собрание И. Денисова.

1934 Обнаж. натурщица (Сидящая модель). Х, м. 62x51. ГРМ (570x700, 128Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Обнаженная натурщица (Сидящая модель). 1934 г.
Холст, масло. 62 x 51 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1934 Сима в кресле. (572x700, 125Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Сима в кресле. 1934 г. Бумага, акварель. Частное собрание.

1930-е Рассматривающая репродукции.. Х. м. Выст в Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI 2024. (418x700, 107Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Рассматривающая репродукции. 1930-е гг. Холст, масло.
Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI вв.

1934 Обнаженная натурщица с книгой на финской ткани. Х, м. 68 х 49,3 см. Собр. Романа Бабичева. (535x700, 136Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Обнаженная натурщица с книгой на финской ткани. 1934 г.
Холст, масло. 68 х 49,3 см. Собрание Романа Бабичева, Москва.

1934 Обнаженная модель со спины. Бум, акв. 68 х 51 см. Аук СОВКОМ 2014 г. Эстим. 750.000-1.000.000 руб (2) (531x700, 113Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Обнаженная модель со спины. 1934 г. Бумага, акварель.
68 х 51 см. Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2014 г. Эстимейт 750.000-1.000.000 руб.

1931 Обнаженная на желтом фоне (Марианна). Карт, м. 55 х 38,5. Вологда (504x700, 131Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Обнаженная на желтом фоне (Марианна). 1931 г.
Картон, масло. 55 х 38,5 см. Вологодская областная картинная галерея.

Николай Тырса никогда не обращался к большой тематической картине, выражая себя в таких «нейтральных» жанрах, как пейзаж, портрет, натюрморт. Искусство Тырсы - это результат его «радостного» труда. Его часто называют «летним» художником, и не только потому, что в своих пейзажах он действительно избегает зимы или глубокой осени. Независимо от того, что и когда он пишет: этюд с загорелой моделью, туберозы или плотину в старом Кобрине, улыбку дочери или Ленинград в погожие дни весны или ранней осенью - Тырса всегда насыщает краски жизни радостью. Они узнаваемы, но не знакомо будничны, а узнаваемо праздничны. И «в этом раскрытии красоты окружающего мира, - как пишет Б.Сурис, исследователь его творчества, - пафос живописи Тырсы, ее существо».

1932 Натюрморт с грибами (700x504, 130Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Натюрморт с грибами. 1932 г. Бумага, акварель.
Собрание галереи «Арт-Диваж», Москва.

1930-е Цветы. Эскиз-вариант к эстампу «Букет» (700x671, 221Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Цветы. Эскиз-вариант к эстампу «Букет». 1930-е гг. http://sinitza.gallery.ru

1932 Натюрморт. Маки. Х, м. 40 x 34 см. Одесский ХМ, Укр (568x700, 209Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Натюрморт. Маки. 1932 г. Холст, масло. 40 x 34 см.
Одесский национальный художественный музей, Украина.

1932 Натюрморт с зеленым горошком. Бум, акв. 40 х 54,5. Вологда КГ (700x506, 132Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Натюрморт с зеленым горошком. 1932 г. Бумага, акварель. 40 х 54,5 см.
Вологодская областная картинная галерея.

1932 Цветы на полосатом фоне. Бум, акв. ГРМ (537x700, 161Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Цветы на полосатом фоне. 1932 г. Бумага, акварель.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1931 Натюрморт с виноградом. Карт, м. 52,5 х 48. Вологда КГ (625x700, 292Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Натюрморт с виноградом. 1931 г. Картон, масло. 52,5 х 48 см.
Вологодская областная картинная галерея.

1931 Букет. Х, м. 65 х 54 см. СОВКОМ 2006 г. Эстим. 17.000 - 19.000 $ дол. (549x700, 145Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Букет. 1931 г. Холст, масло. 65 х 54 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2006 г. Эстимейт $17.000-19.000 дол.

1934 Цветы в стакане, Х, м. 46 х 37 см, Самарский ХМ (551x700, 151Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Цветы в стакане. 1934 г. Холст, масло. 46 х 37 см.
Киевский национальный музей русского искусства, Украина.

1934 Букет. (Музей В.В. Маяковского) (581x700, 199Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Букет. 1934 г. Бумага, акварель. Музей В.В. Маяковского, Москва.

1930-е К.И.Рудаков. Портрет Н.А.Тырсы. Собрание М.В.Раца (473x700, 186Kb)
К.И. Рудаков (1891-1949). Портрет Н.А. Тырсы. 1930-е гг. Собрание М.В. Раца.

В 1936 году Николай Тырса принял участие в первом совещании по детской литературе при ЦК ВЛКСМ, выступил с речью о художественном оформлении детской книги и эстетическом воспитании. В это время Николай Андреевич увлекся иллюстрированием произведений классиков русской литературы: А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого. Перед самой войной он выполнил ряд иллюстраций к произведениям М.Ю. Лермонтова. В 1940 году художник вернулся в Ленинград, где в течение двух лет работал вместе с В. И. Мухиной в экспериментальном цехе Ленинградской зеркальной фабрики, занимаясь дизайном изделий из стекла (графинов, стаканов, ваз). В 1940 году он стал членом Ученого совета Русского музея, уделяя много времени и научной работе.

ИСТОЧНИКИ

ФОТО В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. Том I и II. Москва, Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. (700x515, 114Kb)
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том II Л-Я, Биографии. Стр. 439-440, 452.

Антон Успенский. Между авангардом и соцреализмом. Из истории советской живописи 1920-1930-х годов. Москва, Издательство «Искусство-XXI век», 2 (490x700, 87Kb)
Антон Успенский. Между авангардом и соцреализмом. Из истории советской живописи
1920-1930-х годов. Москва, Издательство «Искусство-XXI век», 2024 г. –
Стр. 30-31, 157-158, 180-182, 320 и др.

1. Ольга Вербина - Радостный мир Николая Тырсы

2. Ирина Орлова – К 130-летию Николая Тырсы

3. Николай Тырса и Анри Матисс.

(Окончание следует)


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник РУССКИЙ СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-АВАНГАРДИСТ НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ ТЫРСА (1887-1942), ЧЛЕН ОБЪЕДИНЕНИЯ «МИР ИСКУССТВА», ЧАСТЬ II | Слава44 - Дневник Слава44 | Лента друзей Слава44 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»