РУССКИЙ СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-АВАНГАРДИСТ НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ ТЫРСА (1887-1942), ЧЛЕН ОБЪЕДИНЕНИЯ «МИР ИСКУССТВА», ЧАСТЬ II13-10-2025 18:00к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Николай Андреевич Тырса (1887-1942). Автопортрет. 1928 г.
Бумага, сепия. 34 x 21,7 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Николай Андреевич Тырса (1887-1942) – русский советский живописец, график, педагог. Один из лидеров Ленинградской школы 1920–1930-х годов, блестящий акварелист, выдающийся художник книги. В 1905 году поступил на архитектурное отделение Высшего художественного училища живописи, скульптуры и архитектуры при петербургской Академии художеств. В 1907-1910 годах посещал Школу живописи и рисования Елизаветы Званцевой, учился под руководством Л.С. Бакста и М.В. Добужинского. В 1910-1911 годах посещал вечерние сеансы рисунка в мастерской В.В. Матэ. В 1918 году назначен комиссаром Первых Государственных свободных мастерских декоративных искусств, руководил их реорганизацией во ВХУТЕМАС. С 1921 года работал как художник книги. В 1932 году стал одним из членов-учредителей ЛОСХа, разработал новый способ цветной литографии - размывку кистью по камню. Николай Тырса был блестящим педагогом и знатоком искусства. Многие годы своей жизни он посвятил преподавательской работе.
Н.А. Тырса за работой. Фотография. Около 1925 г.
Николай Тырса придумал определение – «ложный тип советского гражданина». К этому типу он относил и себя. Его «ложность» заключалась в том, что многое в нём было каким-то не таким… Вот, скажем: пенсне, котелок, бородка – разве так выглядит советский комиссар?! Буржуйско-интеллигентный вид не подходит ни среднему советскому гражданину, ни, тем более, представителю власти. Однако Николай Андреевич Тырса, которому в 1917 году было 30 лет, менять имидж не собирался. Но внешний облик самого художника, он как-нибудь сам решит, что ему носить. Да и не комиссар он был, а, скорее уж, снабженец и администратор, и то недолго. А некоторые реверансы в сторону новой власти приходилось делать, поскольку иначе судьба сына царского офицера из Кубанского казачьего войска, потомственного дворянина была бы незавидна, а жизнь – очень коротка.
Н.А. Тырса (1887-1942). Девушка в зеленом берете. 1930-е гг. Галеев-галерея, Москва.
Н.А. Тырса (1887-1942). Женский портрет. 1930-е гг. Холст, масло. 61,7 х 37 см.
Частное собрание.
Н.А. Тырса (1887-1942). Старый Петербург. У кирхи. 1930-1940 гг.
Бумага, акварель, карандаш. 66,5 х 50,5 см.
Государственный музей-заповедник «Петергоф», Санкт-Петербург.
Н.А. Тырса (1887-1942). Пейзаж. Мойка. 1930-1941 гг. Открытка.
Из комплекта «Советское искусство 1930-х гг.»
Н.А. Тырса (1887-1942). Обложка к книге Л. Пантелеева «Портрет». 1930 г.
Н.А. Тырса (1887-1942). Обложка к книге Вениамина Каверина «Осада дворца». 1930 г.
Н.А. Тырса (1887-1942). Обложка книги В. Матвеева «Комиссар золотого поезда». 1930 г.
Н.А. Тырса (1887-1942). Обложка книги Бориса Житкова «Под водой». 1930 г.
Н.А. Тырса (1887-1942). Иллюстрация из книги Бориса Житкова «Под водой». 1930 г.
Н.А. Тырса (1887-1942). Дворцовая площадь. 1930-е гг. Бумага, акварель. 26,6 х 42,5 см.
Вологодская областная картинная галерея.
Н.А. Тырса (1887-1942). Вырубка.1930-е гг. Бумага, акварель.
Собрание галереи «Арт-Диваж», Москва.
Впервые представленные на выставках 1914-1916 годов рисунки обнаженных моделей Николая Тырсы обнаружили одно из его определяющих качеств - приверженность натуре и живое индивидуальное ее восприятие. В этих юношеских дореволюционных штудиях Тырсы была подлинность большого искусства, которое высоко оценила критика. Н.Н. Пунин писал: «Они цельны, убедительны и непогрешимы, как всякая искренность.... Стиль есть то, что индивидуально в художнике ... У Тырсы есть свой стиль...Из всех современных мне художников я не берусь назвать ни одного, у которого стиль, не говоря уже о манере, был бы так хорошо выражен, но я назову десяток самых прославленных теперь имен, не имеющих ровно никакого стиля».
Н.А. Тырса (1887-1942). Любовники. Начало 1930-х гг. Бумага, акварель, гуашь. 52 х 84 см.
Галеев-Галерея, Москва. Как ни странно, любовники на кровати - в носках и в обуви.
Н.А. Тырса (1887-1942). Спящая модель (Сон). 1930 г. Бумага, акварель. http://sinitza.gallery.ru
Н.А. Тырса (1887-1942). Спящая модель (Сон). Фрагмент. 1930 г. Бумага, акварель. http://sinitza.gallery.ru
Н.А. Тырса (1887-1942). Модель. 1931 г. Бумага, акварель. Собрание семьи художника, Санкт-Петербург.
Н.А. Тырса (1887-1942). Натурщица на розовом фоне с голубой тканью на ногах. 1930-е гг. Бумага, акварель.
Частное собрание.
Н.А. Тырса (1887-1942). Отдых (Модель на фоне финских тканей). 1931 г. Бумага, акварель. 51,2 x 64,3 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Н.А. Тырса (1887-1942). Загорелая модель (На курорте). 1930-е гг. Бумага, акварель. Частное собрание.
Н.А. Тырса (1887-1942). Лида. 1931 г. Холст, масло. 50 х 46 см. Частное собрание.
Н.А. Тырса (1887-1942). Модель на зеленом фоне. 1940-е гг. Бумага, акварель.
66,7 х 48 см. Новосибирский государственный художественный музей.
Н.А. Тырса (1887-1942). Натурщица с косынкой на шее. 1930-е гг.
Бумага, акварель. http://drawing-museum.org
Николай Тырса прекрасно владел и академическим, и свободным рисунком. Недаром критика связывала его то с нео-академистами, такими, как А.Е. Яковлев и В.И. Шухаев, то с авангардистами, о чем с печальной иронией писак сам художник писал по поводу своего участия в выставке «Мир искусства» 1915 года: «В Петроградской газете меня и Бруни причисляли к кубистам и атаковали как людей скандала, в «Биржевой» - удивлялись, что и «Миру искусства» понадобилось расшаркиваться перед футуристами, принимая нас на выставку».
Н.А. Тырса (1887-1942). Лида. 1933 г. Холст, масло. Собрание галереи «Арт-Диваж»,
Москва.
Н.А. Тырса (1887-1942). За глажением. 1931 г. Холст, масло. 62 х 43,5 см.
Вологодская областная картинная галерея.
Н.А. Тырса (1887-1942). Вечернее окно. Кобрино. 1930 г. Бумага, акварель. 65,8 x 48,2 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Н.А. Тырса (1887-1942). За чтением. 1932 г. Бумага, акварель. 37,5 х 47,2 см.
Вологодская областная картинная галерея.
Н.А. Тырса (1887-1942). Натюрморт с яблоками и грушами. 1930-е гг. Холст, масло. 28,5 х 60,5 см.
Аукционный дом MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2009 г. Эстимейт GBP 20.000 – 30.000 фунтов.
Н.А. Тырса (1887-1942). Цветы в банке. 1930-е гг. Холст, масло. 55 х 42 см.
Ярославский художественный музей.
Н.А. Тырса (1887-1942). Букет на розовом. 1930-е гг. Холст, масло. 54 х 42 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2010 г. Эстимейт 1.200.000 - 1.500.000 руб.
Н.А. Тырса (1887-1942). Букет васильков в глиняной вазе. 1930-е гг. Холст, масло.
55,5 х 44,5 см. Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.
Н.А. Тырса (1887-1942). Колокольчики в глиняном кувшине. 1930-е гг. Бумага, акварель.
57,7 х 47 см. Новосибирский государственный художественный музей.
Н.А. Тырса (1887-1942). Букет (Натюрморт с филимоновской игрушкой). 1939 г.
Бумага, цветная автолитография. 49,4 x 39,2 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
В конце 1920-х годов Николай Тырса работал в распространенной технике ламповой копоти, но это не из-за того, что был дефицит красок и акварелей, просто картины маслом он начал писать гораздо позже, в начале 1930-х годов. В 1926–1928 гг. в технике ламповой копоти художник создал серию удивительных по исполнению графических портретов замечательной русской поэтессы Анны Андреевны Ахматовой (1889-1966). Позднее Тырса писал маслом и акварелью пейзажи, жанровые композиции (1928-1935). После закрытия всех свободных художественных обществ и объединений в 1932 году, Тырса был в числе членов-учредителей Ленинградского Отделения Союза Советских Художников (ЛОСХ), он один из организаторов юбилейной выставки «Художники РСФСР за 15 лет. Графика» (1933-1934. Москва). К 1933 году относятся первые опыты Тырсы в литографии.
Н.А. Тырса (1887-1942). Портрет В.И. Ленина. 1930-е гг. Бумага, черная акварель,
цветные карандаши. 25 х 19,7 см. Частное собрание.
Н.А. Тырса (1887-1942). Портрет женщины в желтой блузке. 1930-е гг.
Холст, масло. 70 х 50 см. Пермская художественная галерея.
Н.А. Тырса (1887-1942). Портрет дочери Маши (род.1920). 1933 г.
Бумага, сангина. 34 х 22,7 см. Вологодская областная картинная галерея.
Н.А. Тырса (1887-1942). Эскиз обложки журнала мод. 1930-е гг. Бумага, акварель.
1,5 х 31,7 см. Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2019 г. Эстимейт $3.000-5.000 дол.
Н.А. Тырса (1887-1942). Пляжные моды. Пробный полиграфический отпечаток.
1930-е гг. Бумага, акварель, карандаш. 35 х 26 см.
Н.А. Тырса (1887-1942). Мойка. Крыши. 1932 г. Бумага, акварель. 51 x 68,8 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Н.А. Тырса (1887-1942). Мойка. 1931 г. Бумага, акварель. 67 х 53 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Н.А. Тырса (1887-1942). Из окна. Кобрино. 1932 г. Бумага, акварель.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Н.А. Тырса (1887-1942). Пейзаж. Опушка. Кобрино. 1932 г. Бумага, акварель. 46,5 х 53,5 см.
Тульский музей изобразительных искусств.
Н.А. Тырса (1887-1942). Пейзаж со стогами. 1932 г. Холст, масло. 55,5 х 67,3 см.
Вологодская областная картинная галерея.
1. М. Горький. Детство. Первая часть трилогии. Обложка и иллюстрации в тексте Н.А. Тырсы. Москва-Ленинград, Государственное издательство художественной литературы, 1933 г. – 272 с., ил. 2. М. Горький. Детство. Иллюстрации Н. Тырсы. Москва, Издательство ЭКСМО, 2023 г. - 320 с., ил.
Ориентируясь на читателей-школьников и предпочитая темы современности или ближайшего прошлого, Николай Тырса оформил десятки книг, среди которых выделялись «Осада дворца» В.А. Каверина, «Республика ШКИД» Г.Г. Белых и Л. Пантелеева, «Снежная книга» В.В. Бианки, «Военные кони» Н.С. Тихонова, «Детство» М. Горького; чаще же всего он обращался к книгам Бориса Житкова, своего постоянного и любимого автора. В увлекательных, динамичных иллюстрациях Тырсы реалистическая точность соединялась с романтическим чувством.
Л. Пантелеев, Григорий Белых. Республика ШКИД. Рис. Н. Тырсы.
Москва-Ленинград, Государственное издательство, 1928 г.
«То, что он сделал с “Республикой ШКИД”, казалось (и кажется) мне стоящим на грани волшебства, — писал в биографическом очерке “Тырса” Л. Пантелеев. — Это очень точный реалистический рисунок с едва уловимым оттенком гротеска. Короче говоря, это стиль самой повести…Не забуду, как поразило меня и моего соавтора, покойного Григория Георгиевича Белых, почти фотографическое сходство многих персонажей повести, людей, которых Николай Андреевич не видел и не мог видеть. Рисовал он, полагаясь только на наш далекий от совершенства текст и на собственную интуицию».
Н.А. Тырса (1887-1942). Обложка книги В.А. Каверина «Страус Фома». 1934 г.
Иллюстрация Н. Тырсы на обложке журнала «Ёж». 1931 г. № 11.
Иллюстрация Н. Тырсы на обложке журнала «Чиж». 1933 г. № 5.
Н.А. Тырса (1887-1942). Таксидермист. 1930-е гг. Литография.
Н.А. Тырса (1887-1942). В джунглях. Пробный отпечаток иллюстрации для журнала «ЁЖ». 1932 г.
Цветная автолитография. 33 х 41 см. Дом антикварной книги «В Никитском», Москва, 2016 г.
Эстимейт за пару 15.000 – 17.000 руб.
Н.А. Тырса (1887-1942). В джунглях. Эскиз иллюстрации для журнала «ЁЖ». 1932 г. Бумага, акварель.
24,5 х 38 см. Дом антикварной книги «В Никитском», Москва, 2016 г. Эстимейт за пару 15.000-17.000 руб.
Н.А. Тырса (1887-1942). Куропатки в поле. 1930-е гг. Бумага, акварель. 13,8 х 19,1 см.
Частное собрание.
Н.А. Тырса (1887-1942). Охота на куропаток. 1930-е гг. Бумага, акварель. 14 х 19 см.
Частное собрание.
Книги, оформленные Николаем Тырсой, отличаются графической цельностью и изяществом. Его опыт живописца и графика позволял применить здесь и звучность цвета, и динамичное построение пространства, создать особый ритм разнообразными приемами фактуры, использовать острую наблюдательность анималиста, применить новые средства выразительности, присущие фотографии и кино. Позже Тырса иллюстрировал и классику. Однако именно детская книга стала новой областью и полем для эксперимента, где ленинградские художники искали новую меру условности и выразительности, соответствующую современному художественному языку, используя весь свой богатый опыт большого искусства. И нужна была временная дистанция, чтобы распознать в «детгизовской группе», как ее тогда называли, «самостоятельное, не замеченное современниками творческое течение».
Н.А. Тырса (1887-1942). Колхозный урожай. Иллюстрация к книге «И.В. Сталин. Речь на 1-м Всесоюзном съезде колхозников-ударников 19 февраля 1933 г.». 1934 г. Бумага, хромолитография. 29 х 36 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Н.А. Тырса (1887-1942). В пролетке. Вторая разворотная вклейка к книге «И.В. Сталин. Речь на 1-м Всесоюзном съезде колхозников-ударников 19 февраля 1933 г.». 1934 г. Бумага, автолитография. 24,3 х 32 см. Красноармейская картинная галерея, Московская обл.
Н.А. Тырса ? (1887-1942). Колхозные будни. 1933 г. Бумага, печать. 19,8 х 22,9 см.
Государственный исторический музей, Москва.
Н.А. Тырса ? (1887-1942). Колхозные будни. 1933 г. Бумага, печать. 16,9 х 22,9 см.
Государственный исторический музей, Москва.
Н.А. Тырса ? (1887-1942). Колхозные будни. 1933 г. Бумага, печать. 19,9 х 22,8 см.
Государственный исторический музей, Москва.
Н.А. Тырса ? (1887-1942). Колхозные будни. Уборка зерна. 1933 г. Бумага, печать. 19,9 х 22,8 см.
Государственный исторический музей, Москва.
Н.А. Тырса ? (1887-1942). Колхозные будни. Зерноток. 1933 г. Бумага, печать. 19,8 х 22,7 см.
Государственный исторический музей, Москва.
Н.А. Тырса ? (1887-1942). Колхозные будни. Полевой стан. 1933 г. Бумага, печать. 19,8 х 22,7 см.
Государственный исторический музей, Москва.
Н.А. Тырса (1887-1942). Коновязь. 1932 г. Бумага, акварель. 48,7 x 65 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Николай Тырса - потомственный казак. Вероятно, поэтому он так любит изображать коней и так хорошо их знает. Изображая отдыхающих лошадей, художник выбирает необычную высокую точку зрения. Взгляд сверху, направленный по диагонали, придает композиции динамику, сохраняя отголоски недавнего боевого или учебного похода. Тырса наслаждается грацией коней, подчеркивает красоту их тел. Он не скрывает своей романтической взволнованности от встречи с этими прекрасными животными, создавая тонкую цветовую гармонию пятен различной окраски лошадей.
Н.А. Тырса ? (1887-1942). Колхозные будни. Животноводческая ферма. 1933 г. Бумага, печать.
19,9 х 22,7 см. Государственный исторический музей, Москва.
Н.А. Тырса ? (1887-1942). Колхозные будни. Свиноферма. Бумага, печать. 19,9 х 22,8 см.
Государственный исторический музей, Москва.
Н.А. Тырса ? (1887-1942). Колхозные будни. Сбор винограда. 1933 г. Бумага, печать. 19,8 х 22,9 см.
Государственный исторический музей, Москва.
Николай Тырса и Анри Матисс. Фотомонтаж: sammlung.ru
Одними лишь иллюстрациями работы Николая Тырсы не исчерпывались. Он создал много графических портретов, а с 1930-х гг. увлекся масляной живописью - писал пейзажи, натюрморты, часто изображал обнаженных моделей. Тырса - один из ярких представителей Ленинградской пейзажной школы, последователи которой писали камерные и созерцательные городские пейзажи. В творчестве этой группы прослеживается влияние французских импрессионистов и, отчасти, Анри Матисса и Пьера Боннара.
Н.А. Тырса (1887-1942). Мойка у синего моста. 1933 г. Бумага на холсте, смешанная техника.
Центральный государственный архив литературы и искусства, Санкт-Петербург.
Н.А. Тырса (1887-1942). Мойка осенью. 1933 г. Холст, масло. 45 х 68 см.
Собрание семьи художника, Санкт-Петербург.
Н.А. Тырса (1887-1942). Мойка у Фонарного переулка. 1934 г. Бумага, акварель. 51 х 68 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
Н.А. Тырса (1887-1942). Мойка. 1934 г. Бумага, акварель. 57 х 70 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
Н.А. Тырса (1887-1942). Вид у Крюкова канала. 1933 г. Бумага, акварель. 38,5 х 66,5 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
Н.А. Тырса (1887-1942). Мойка у Поцелуева моста. 1929 г. Бумага, акварель. www.pastvu.com
Н.А. Тырса (1887-1942). Ленинград. Вид с Поцелуева моста. 1934 г.
Бумага, акварель. 68,5 х 50,5 см. Томский областной художественный музей.
Н.А. Тырса (1887-1942). Пейзаж. 1934 г. Бумага, акварель. 67 х 49,6 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Николай Тырса был блестящим педагогом и знатоком искусства. Многие годы своей жизни он посвятил преподавательской работе. В 1917-1922 гг. преподавал в бывшем Училище технического рисования барона Штиглица. В 1924-1930 гг. преподавал в Ленинградском институте гражданских инженеров. С 1930 до 1941 г. в переименованном Ленинградском институте инженеров коммунального строительства (с 1936 г. - заведовал кафедрой). С 1931 г. подрабатывал и преподавал, заведовал кафедрой в Вечернем строительном институте. В 1932–1936 руководил кафедрой рисунка и преподавал рисунок и акварель на архитектурном факультете Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств. В 1938-1939-м гг. руководил мастерской монументальной живописи в Киевском художественном институте.
Н.А. Тырса (1887-1942). Смуглая модель. 1933 г. Холст, масло. 63 х 81 см. Частное собрание.
Н.А. Тырса (1887-1942). Натурщица на зелёном. 1933 г. Холст, масло. 57,5 х 80 см.
Собрание И. Денисова.
Н.А. Тырса (1887-1942). Обнаженная натурщица (Сидящая модель). 1934 г.
Холст, масло. 62 x 51 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Н.А. Тырса (1887-1942). Сима в кресле. 1934 г. Бумага, акварель. Частное собрание.
Н.А. Тырса (1887-1942). Рассматривающая репродукции. 1930-е гг. Холст, масло.
Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI вв.
Н.А. Тырса (1887-1942). Обнаженная натурщица с книгой на финской ткани. 1934 г.
Холст, масло. 68 х 49,3 см. Собрание Романа Бабичева, Москва.
Н.А. Тырса (1887-1942). Обнаженная модель со спины. 1934 г. Бумага, акварель.
68 х 51 см. Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2014 г. Эстимейт 750.000-1.000.000 руб.
Н.А. Тырса (1887-1942). Обнаженная на желтом фоне (Марианна). 1931 г.
Картон, масло. 55 х 38,5 см. Вологодская областная картинная галерея.
Николай Тырса никогда не обращался к большой тематической картине, выражая себя в таких «нейтральных» жанрах, как пейзаж, портрет, натюрморт. Искусство Тырсы - это результат его «радостного» труда. Его часто называют «летним» художником, и не только потому, что в своих пейзажах он действительно избегает зимы или глубокой осени. Независимо от того, что и когда он пишет: этюд с загорелой моделью, туберозы или плотину в старом Кобрине, улыбку дочери или Ленинград в погожие дни весны или ранней осенью - Тырса всегда насыщает краски жизни радостью. Они узнаваемы, но не знакомо будничны, а узнаваемо праздничны. И «в этом раскрытии красоты окружающего мира, - как пишет Б.Сурис, исследователь его творчества, - пафос живописи Тырсы, ее существо».
Н.А. Тырса (1887-1942). Натюрморт с грибами. 1932 г. Бумага, акварель.
Собрание галереи «Арт-Диваж», Москва.
Н.А. Тырса (1887-1942). Цветы. Эскиз-вариант к эстампу «Букет». 1930-е гг. http://sinitza.gallery.ru
Н.А. Тырса (1887-1942). Натюрморт. Маки. 1932 г. Холст, масло. 40 x 34 см.
Одесский национальный художественный музей, Украина.
Н.А. Тырса (1887-1942). Натюрморт с зеленым горошком. 1932 г. Бумага, акварель. 40 х 54,5 см.
Вологодская областная картинная галерея.
Н.А. Тырса (1887-1942). Цветы на полосатом фоне. 1932 г. Бумага, акварель.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Н.А. Тырса (1887-1942). Натюрморт с виноградом. 1931 г. Картон, масло. 52,5 х 48 см.
Вологодская областная картинная галерея.
Н.А. Тырса (1887-1942). Букет. 1931 г. Холст, масло. 65 х 54 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2006 г. Эстимейт $17.000-19.000 дол.
Н.А. Тырса (1887-1942). Цветы в стакане. 1934 г. Холст, масло. 46 х 37 см.
Киевский национальный музей русского искусства, Украина.
Н.А. Тырса (1887-1942). Букет. 1934 г. Бумага, акварель. Музей В.В. Маяковского, Москва.
К.И. Рудаков (1891-1949). Портрет Н.А. Тырсы. 1930-е гг. Собрание М.В. Раца.
В 1936 году Николай Тырса принял участие в первом совещании по детской литературе при ЦК ВЛКСМ, выступил с речью о художественном оформлении детской книги и эстетическом воспитании. В это время Николай Андреевич увлекся иллюстрированием произведений классиков русской литературы: А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого. Перед самой войной он выполнил ряд иллюстраций к произведениям М.Ю. Лермонтова. В 1940 году художник вернулся в Ленинград, где в течение двух лет работал вместе с В. И. Мухиной в экспериментальном цехе Ленинградской зеркальной фабрики, занимаясь дизайном изделий из стекла (графинов, стаканов, ваз). В 1940 году он стал членом Ученого совета Русского музея, уделяя много времени и научной работе.
ИСТОЧНИКИ
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том II Л-Я, Биографии. Стр. 439-440, 452.
Антон Успенский. Между авангардом и соцреализмом. Из истории советской живописи
1920-1930-х годов. Москва, Издательство «Искусство-XXI век», 2024 г. –
Стр. 30-31, 157-158, 180-182, 320 и др.
Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.
Дневник РУССКИЙ СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-АВАНГАРДИСТ НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ ТЫРСА (1887-1942), ЧЛЕН ОБЪЕДИНЕНИЯ «МИР ИСКУССТВА», ЧАСТЬ II | Слава44 - Дневник Слава44 |
Лента друзей Слава44
/ Полная версияДобавить в друзья
Страницы:
раньше»