Народный художник России, скульптор Александр Рукавишников в своей мастерской в Солнечногорске
за работой над памятником маршалу Константину Рокоссовскому. 2014 г. Фото: Клим Березуцкий.
2 октября 2025 года выдающемуся скульптору, народному художнику Российской Федерации Александру Рукавишникову исполняется 75 лет. Автор огромного числа памятников — Владимиру Высоцкому на Ваганьковском кладбище, Льву Яшину, Юрию Никулину, Александру II, Муслиму Магомаеву, Мстиславу Ростроповичу, Сергею Михалкову и многим другим знаменитостям - на самом деле не только великий трудяга, но и самобытный философ.
Александр Рукавишников родился в Москве, ныне - действительный член Российской академии художеств, профессор. Мастер монументальных и станковых композиций, скульптурных портретов. Лауреат Государственной премии Российской Федерации и кавалер множества наград. В том числе ордена «Знак Почета», ордена Почета, ордена Звезды Италии, Сретенского ордена I степени (Сербия), ордена Александра Невского, Серебряной медали Французской академии искусств за скульптуру «Джон Леннон» и многих других.
«СО ЖВАЧКОЙ» БУДУ БОРОТЬСЯ»: ИНТЕРВЬЮ СО СКУЛЬПТОРОМ АЛЕКСАНДРОМ РУКАВИШНИКОВЫМ ГАЗЕТЕ «ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА», 2 ОКТЯБРЯ 2025 Г.
— Александр Иулианович, юбилей вы, конечно, зажмете, а в творческом плане как его встречаете?
— Надоели всякого рода торжества, стараюсь избегать их. Открыл недавно небольшую выставку. Галерея Файн-арт на «Винзаводе» (FINEART GALLERY) предложила мне сделать выставку плоских работ. Называется она «Рукав ¾». Рукав же бывает короткий, длинный, а бывает — такой. На ней представлены картинки, скульптура — всего одна, причем деревянная. Говорят, народ ходит, это хорошо. Рисую я всю жизнь, приятно, что теперь не только для себя. Недавно были открыты две новые станции метро, к которым я «приложил руку». Горжусь тем, что прицепился к составу художников московского метро.
Новая станция метро «Сокольники» на Большой Кольцевой Линии (БКЛ). Открыта 1 марта 2023 г.
Но об этом подробнее в свое время.
Александр Рукавишников за установкой скульптуры «Апостол Павел» в Дамаске, Сирия. 2005 г.
А.И. Рукавишников (род.1950). Апостол Павел. Дамаск. Сирия. 2005 г.
В 2005 году Александр Рукавишников награжден Антиохийским Патриархом двумя памятными орденами за установленные в Сирии скульптуры «Христос в Силах» (Маалюля) и «Апостол Павел» (в Дамаске).
А.И. Рукавишников (род.1950). Апостол Павел. Дамаск. Сирия. 2005 г.
А.И. Рукавишников (род.1950). Христос в Силах. 2007 г. Бронза.
Трехметровое скульптурное изображение Спасителя создано на пожертвования россиян и подарено в 2008 году народу Сирии. По информации сирийского агентства Syrian Truth в 2014 году из монастыря Святой равноапостольной Феклы в Маалюле боевиками сброшена с постамента, а позднее вывезена за пределы Сирии с целью последующей продажи бронзовая статуя Христа.
А.И. Рукавишников (род.1950). Христос в Силах. Фрагмент. 2007 г. Бронза.
А.И. Рукавишников у памятника выдающемуся цирковому атлету ХХ века
Александру Ивановичу Зассу. 2008 г.
А.И. Рукавишников (род.1950). Памятник выдающемуся цирковому атлету ХХ века Александру Ивановичу Зассу
(Самсону). Оренбург, 2008 г.
А.И. Рукавишников (род.1950). Памятник Дмитрию Солунскому в Дмитрове. Архитектор Нарский
Ростислав Викторович. Памятник открыт 8 ноября 2008 г.
Дмитрий Солунский (ум.306 г. н.э.) - христианский святой, почитаемый в лике великомучеников. В старинных русских стихах великомученик Димитрий представляется помощником русских в борьбе с Мамаем.
А.И. Рукавишников (род.1950). Памятник Дмитрию Солунскому в Дмитрове.
Архитектор Ростислав Викторович Нарский. Фрагмент. 2008 г.
А.И. Рукавишников (род.1950). Памятник Якову Дьяченко, Хабаровск. 2008 г.
Яков Васильевич Дьяченко (1817-1871) - полковник (1869), первостроитель Хабаровска.
А.И. Рукавишников (род.1950). Памятник Якову Дьяченко, Хабаровск. Фрагмент. 2008 г.
А.И. Рукавишников (род.1950). Памятник баскетбольному тренеру Александру Гомельскому
на Ваганьковском кладбище, Москва. 2008 г.
А.И. Рукавишников (род.1950). Памятник Сергею Рахманинову открыт 14 июня 2009 года.
Открытие было приурочено к 1150-летию Великого Новгорода.
А.И. Рукавишников (род.1950). Фрагмент памятника криминальному авторитету Вячеславу Иванькову
(Япончику) на Ваганьковском кладбище. Москва, 2011 г.
А.И. Рукавишников (род.1950). Мемориальная доска генералу армии Владимиру Леонидовичу Говорову.
Москва, 2010 г.
— Не представляю, что можно ощущать, оказавшись на станции, оформление которой сделано тобой. Сколько станций метро вы уже оформили?
— Пять. Работать в метро очень интересно. Для меня это стало возможным благодаря Николаю Шумакову - великому архитектору. Мы знакомы три десятилетия, но поработать вместе долго не выходило: только задумаем что-то, но тут будто высшие силы вмешиваются: то кого-то подвинут с кресла на кресло, то преставится какой начальник, после чего раз - и распадается проект. Но потом все сошлось. Для меня работа в метро - это каждый раз определенная загадка. И с «Академической» было так же. Я ведь делаю уменьшенную в разы версию оформления, а потом она печатается на дюралюминии и стекле. Но как это будет выглядеть в полном размере, в контексте и интерьере - до поры есть тайна великая… Тут путевая стена - 162 метра в длину и пять в высоту. И их - две. Масштаб того, что в понятие «Российская академия наук» входит - представляешь?
А.И. Рукавишников у памятника Мстиславу Ростроповичу в студии Солнечногорска. 2012 г.
А.И. Рукавишников (род.1950). Памятник Мстиславу Ростроповичу (1927-2007) в Москве,
угол Брюсова и Елисеевского переулков. 2012 г. Бронза, гранит.
Александр Рукавишников давно знаком с Ростроповичем. Вот фотография: Мстислав Ростропович
и Александр Рукавишников. Москва, 1995 г.
А.И. Рукавишников (род.1950). Фрагмент памятника Мстиславу Ростроповичу в Москве.
2012 г. Бронза, гранит.
А.И. Рукавишников (род.1950). Памятник Муслиму Магомаеву (1942-2008).
Москва, 2011 г.
А.И. Рукавишников (род.1950). Памятник Муслиму Магомаеву (1942-2008).
Фрагмент. Москва, 2011 г.
А.И. Рукавишников (род.1950). Американский художник Энди Уорхол (1928-1987).
2011 г. Бронза. Художественная галерея «Арт Каталог», Москва.
А.И. Рукавишников (род.1950). Город победителя. 2012 г. Дерево, сталь.
Инвалид, прошедший войну, лишившийся рук и ног? Собственность автора.
А.И. Рукавишников (род.1950). Памятник Юлиану Семёнову (1931-1993).
Ялта, у гостиницы «Ореанда», 2012 г.
А.И. Рукавишников (род.1950). Памятник Василию Николаевичу Хитрово –
основателю Палестинского общества в Москве, ул. Забелина, д.3. 2012 г.
А.И. Рукавишников (род.1950). Памятник боевому генералу Афганской войны В.П. Дубынину.
Каменск-Уральский, 2013 г.
А.И. Рукавишников (род.1950). Памятник Павлу Дерунову, почётному гражданину города Рыбинска,
Герою Социалистического Труда, генеральному директору Рыбинского моторного завода. 2013 г.
А.И. Рукавишников (род.1950). 1-2. Вселенная. 2013 г. Дерево, бронза. Беременная женщина на сносях смотрит
на небо, на Вселенную
А.И. Рукавишников (род.1950). Большая девочка №2, как в прямом (2,5 метра),
так и в переносном смысле. 2013 г. Бронза, дерево, полудрагоценные камни.
А.И. Рукавишников (род.1950). Памятник студенту Антону Павловичу Чехову (1860-1904).
Москва на территории МГУ. 2014 г. Бронза, мрамор. Фото: Евгений Чесноков.
Панно на станции метро «Яхромская» - одна из самых удачных работ Александра Рукавишникова последних лет. Это панно-воспоминание, пронизанное ностальгией о некой идеальной послевоенной Москве. Оно наполнено узнаваемыми образами: памятник Юрию Долгорукому и высотка на Котельнической набережной (они как раз были заложены в год 800-летия Москвы), горожане — спешащие прохожие, постовые и военные, физкультурники и строители. При этом в панно нет пафоса соцреализма, наоборот, сплошная иллюзорность и призрачность. Это достигается с помощью техники, в которой создано панно. Сам Рукавишников называет ее «острый коготь» — изображение, сделанное на тонированном грунте (левкасе), процарапывается. Конечно, то, что мы видим на «Яхромской», не оригинал, а отсканированная и в несколько раз увеличенная копия, напечатанная на алюминии.
— Пять станций уже сделано…
— Но все равно надо иметь запас предыдущего опыта и определенного нахальства, чтобы заявить - да, я сделаю. А есть у тебя нужный багаж за плечами или нет - всегда вопрос.
А.И. Рукавишников (род.1950). Панно на станции Метро «Яхромская». Фото Алексея Куликова. Станция открыта 7 сентября 2023 года. Полноценный ввод в эксплуатацию северного вестибюля станции состоялся 5 января 2025 года. Но об этом подробнее в свое время.
В.В. Путин на церемонии открытия в Москве памятника Сергею Михалкову. 2014 г.
А.И. Рукавишников (род.1950). Памятник Сергею Михалкову.
Михалков прожил 96 лет с 1913 по 2009 г. 2014 г.
А.И. Рукавишников у памятника генералу Скобелеву в мастерской.
г. Солнечногорск, 2014 г.
А.И. Рукавишников (род.1950). Памятник генералу Скобелеву у Академии Генерального штаба.
Москва. 2014 г.
Михаил Дмитриевич Скобелев (1843-1882) - военный деятель Российской империи, генерал-адъютант (1878) и генерал от инфантерии (1881), герой Туркестанских походов и Русско-турецкой войны 1877—1878 годов, освободитель Болгарии.
А.И. Рукавишников. Работа над статуей Гладиатора около стадиона
«Открытие Арена». 2013 г.
А.И. Рукавишников (род.1950). Гладиатор (Спартак). Москва, стадион «Открытие Арена».
2014 г. Бронза, алюминий.
А.И. Рукавишников (род.1950). Голова Гладиатора (Спартака). 2014 г.
А.И. Рукавишников (род.1950). Памятник ученому-естествоиспытателю
Владимиру Ивановичу Вернадскому (1863-1945). Тамбов, 2014 г. Бронза, гранит.
А.И. Рукавишников (род.1950). Памятник ученому-естествоиспытателю Владимиру Ивановичу Вернадскому.
Фрагмент. Тамбов, 2014 г. Бронза, гранит.
А.И. Рукавишников у скульптуры «Прощание славянок». 2014 г.
А.И. Рукавишников (род.1950). Прощание славянок. 2014 г. Бронза.
Собственность автора.
А.И. Рукавишников (род.1950). Прощание Славянок. Копия в парке. 2014 г. Бронза. 270 х 360 х 140 см.
— Вы сейчас описали алгоритм нормального творческого процесса ответственного человека. И любому таланту свойственны сомнения и терзания. Самоуверенность - прерогатива бездарностей. Разве нет?
— Может быть. Но у меня есть свои принципы. Есть ряд шедевров, которые для меня являются непререкаемыми образцами: Марк Аврелий конный, Ника Самофракийская, Дельфийский возница, Бельведерский торс. Работая, я внутренне опираюсь на них как на некий уровень. Не сравнивая себя, конечно, но тем не менее…
— Ночами пашете?
— Ой, нет. Это я раньше, молодым, работал ночью, теперь стоит ночь не поспать - тычусь носом в мольберт.
— А кто скульптору обычно мешает? Например, когда-то вы во время нашего разговора критиковали родственников тех, чьи памятники делали...
Недавно вдова человека, которому хотели поставить памятник, слишком активно вмешивалась в проект. Я вежливо отказался от работы. Всегда задаюсь вопросом: кто пострадает от такого вмешательства? У меня солидный возраст, и мои произведения могут нравиться или нет - это нормально. Но это был не конкурс, и на последнем этапе началось активное вмешательство. Я сказал «нет». Не представляю, как такое возможно. Если бы я обратился к Манцу, я бы принял его работу без вопросов.
А.И. Рукавишников (род.1950). Открытие памятника Константину Константиновичу Рокоссовскому
(1896-1968). Москва, бульвар Рокоссовского. 2015 г.
А.И. Рукавишников (род.1950). Памятник Константину Константиновичу Рокоссовскому (1896-1968). Фрагмент.
Москва, бульвар Рокоссовского, 2015 г.
А.И. Рукавишников за работой над памятником балерине Марине Семёновой для Новодевичьего кладбища.
А.И. Рукавишников (род.1950). Памятник балерине Марине Семёновой (1908-2010)
на Новодевичьем кладбище. 2015 г.
А.И. Рукавишников (род.1950). Вспоминая Ангелину (1). 2010-2014 гг. Бронза.
Серия, посвящена маме Александра Рукавишникова — Ангелине Филипповой. Серия включает в себя 8 скульптур, изображающих девочек с пони. Папа Ангелины Николай Васильевич Филиппов в молодости был увлечен цирком, жонглировал профессионально, и маленькая Ангелина много времени проводила за кулисами манежа.
А.И. Рукавишников (род.1950). Вспоминая Ангелину (2). 2010-2014 гг. Бронза.
А.И. Рукавишников (род.1950). Вспоминая Ангелину (3). 2010-2014 гг. Бронза.
А.И. Рукавишников (род.1950). Памятник царевичу Дмитрию в Угличском Кремле
по мотивам картины Михаила Нестерова. 2015 г. Бронза.
А.И. Рукавишников (род.1950). Памятник актёру Льву Дурову (1931-2015)
на Новодевичьем кладбище в Москве. 2016-2017 гг.
А.И. Рукавишников (род.1950). Памятник актёру Льву Дурову (1931-2015)
на Новодевичьем кладбище в Москве. Фрагмент. 2016-2017 гг
А.И. Рукавишников (род.1950). Из серии «Розамунда». Прогулка. 2015 г. Бронза.
А.И. Рукавишников (род.1950). Девочка и мальчик на самокатах. 2017 г. Бронза.
А.И. Рукавишников (род.1950). Девочки на проволоке. 2019 г. Бронза.
Загадочным образом верхняя девочка держит равновесие и не падает.
А.И. Рукавишников (род.1950). Девочки на проволоке. Фрагмент. 2019 г. Бронза.
— Какие чувства вы испытываете, когда проезжаете мимо своих работ в городе? Сердце трепещет?
— Нет, я лишь пытаюсь смотреть на них и оценивать объективно. Например, достаточно ли лаконичен Достоевский, прочитывается ли концептуально его поза, в форму которой заложена структура натянутого лука, ощущается ли та напряженность, которую я в него вкладывал? Есть шикарный памятник Островскому у Малого театра, сделал его замечательный скульптор Андреев. Но Островский сидит иначе. А Достоевский - вот так сидит, напряженно, пытаясь разобраться, что же такое человек...
— Вас обижает, что его дразнят «геморроем»?
— Нет. Мне многие говорили, что это их любимый памятник. Это важнее.
А.И. Рукавишников (род.1950). Фаина (Фанни Каплан). 2019 г. Бронза. 2018 г.
Фанни Ефимовна Каплан (при рождении Фейга Хаимовна Ройтблат (род.1890, Новичи, Волынская губерния) - революционерка-анархистка, эсерка и террористка. 30 августа 1918 г. на заводе Михельсона в Замоскворецком районе Москвы состоялся митинг рабочих. На нём выступал Владимир Ленин. После митинга во дворе завода он был ранен несколькими выстрелами Фанни Каплан. Каплан была арестована тут же, на трамвайной остановке. Можно бесконечно спорить о поднявшей руку на Ленина почти слепой революционерке Фанни Каплан, но факт остаётся факт. Приговором военного суда Каплан была приговорена с смертной казни. Много слухов ходило, что она осталась живая и работала библиотекарем на Колыме. Однако по воспоминаниям коменданта Кремля П.Д. Малькова, он лично расстрелял Каплан 3 сентября 1918 г. во дворе Кремля, а ее тело сожгли в бочке с бензином.
А.И. Рукавишников (род.1950). Памятник Николаю Урванцеву, первооткрывателю Норильска. 2017 г. Бронза. 650-килограммовую бронзовую скульптуру доставили из Москвы, из мастерской художника и установили у городского музея, рядом с первый домом, который был построен геологоразведочной экспедицией под руководством Николая Урванцева в 1921 году.
А.И. Рукавишников (род.1950). Похищение Европы. 2019 г. Бронза. Здесь Европа представлена в образе
русской крестьянки, а от быка-Зевса осталась одна голова.
А.И. Рукавишников (род.1950). Трансформация после Брейгелей. 2024 г.
В последнее время А. Рукавишников, называющий себя «нонактуалистом», также создал серию выразительных скульптур, посвященную творчеству знаменитых фламандских художников, по сути, это маленький театр в бронзе. Впервые "театр" прибыл на гастроли в Ульяновск в марте 2024 г. В экспозиции копии картин великих фламандцев, а рядом – более 30 бронзовых фигур, словно сошедших с полотен. Каждый зритель может соотнести трехмерные копии с соответствующей картиной Брейгеля («Перепись в Вифлееме», «Жатва», «Крестьянский танец», «Детские игры», «Фламандские пословицы»…).
А.И. Рукавишников (род.1950). Три крестьянки. Трансформация фрагмента картины Питеры Брейгеля.
Рукав-школа. 2020 г. Бронза.
А.И. Рукавишников (род.1950). Музыканты. По картине Питера Брейгеля
«Крестьянский танец». 2008 г. Бронза.
А.И. Рукавишников (род.1950). Открытие художественной композиции «Заседание штаба Западного фронта».
Красновидово, Московской области. 2020 г.
А.И. Рукавишников (род.1950). Художественная композиция «Заседание штаба Западного фронта».
Красновидово, Московской области, 2020 г.
А.И. Рукавишников (род.1950). Белград. Оригинал памятника Стефану Немане с крестом. 2021 г.
Стефан І Неманя (1113-1199) х сербский великий жупан Рашки, основатель династии Неманичей. Канонизирован Сербской православной церковью как преподобный Симеон Мироточивый. В Белграде по поводу памятника был скандал, якобы Вучич по просьбе арабов, поскольку памятник является частью «Белграда на воде», снял крест и установил меч.
А.И. Рукавишников (род.1950). Белград. Оригинал памятник Стефану Немане. 2021 г.
Уже без креста.
А.И. Рукавишников (род.1950). Белград. Памятник Стефану Немане с мечом. 2021 г.
Памятник высотой 23 м стал самым большим монументом Белграда.
А.И. Рукавишников (род.1950). Белград. Памятник Стефану Немане с мечом. Фрагмент. 2021 г.
А.И. Рукавишников (род.1950). Памятник мэру Москвы Юрию Михайловичу Лужкову (1936-2019),
Георгий Победоносец на Новодевичьем кладбище. 2021 г.
На бронзовых (позолоченных?) пластинах памятника изображены все деяния бывшего мэра Москвы.
А.И. Рукавишников (род.1950). Мемориальная доска Юрию Никулину у дома 2/6 на Большой Бронной улице,
где артист жил с 1970 по 1997 годы. 2021 г.
А.И. Рукавишников (род.1950). Памятник режиссеру Евгению Багратионовичу Вахтангову
(1883-1922) в театре, носящем его имя. 2020 г.
— А у меня любимый памятник - Вахтангову на Арбате. Он потрясающе туда вписался. Без лести: вы подходите к работе нестандартно. А как искать «свой язык»?
— Нужно уметь аналитически и объективно оценивать свои работы, искать собственный язык, соблюдая мировые традиции. «Нестандартное» — это попытка драматургии между привычным и новым видением. Например, Чехов ассоциируется с пенсне, но он был красивым человеком — метр девяносто. Всегда нужна драматургия. Я говорю ученикам: собирайте коллекцию своих работ, в них должно светиться ваше «я» в мировом искусстве. На качественной живописи можно построить биографию, но хочется, чтобы вдруг появился Тулуз-Лотрек или Ричард Линднер. Важно сочетание спонтанности и рациональности.
А.И. Рукавишников (род.1950). Памятник оперной певице, народной артистке СССР
Галине Павловне Вишневской (1926-2012) на ул. Остоженка. Москва, 2022 г.
А.И. Рукавишников (род.1950). Каток. 2023 г. Скульптура экспонировалась
на отчетной годовой выставке академиков в Музейно-выставочном комплексе
Российской академии художеств, Москва.
А.И. Рукавишников (род.1950). Новая станция «Сокольники»
Большой Кольцевой Линии (БКЛ). 2023 г.
Вот наконец-то мы и добрались до оформления Александром Рукавишниковым московских станций метро. Новая станция «Сокольники» Большой Кольцевой Линии (БКЛ) была открыта 1 марта 2023 г. Путевые стены новой станции украсили коллажи Рукавишникова. Оформление станции посвящено труду строителей метрополитена. На стенах и балконе холла созданы художественные композиции, передающие фотоснимки и плакаты 1940–1950-х годов. На потолке выполнено панно в виде исторической схемы подземки.
А.И. Рукавишников (род.1950). Станция метро «Сокольники» (БКЛ). 2023 г.
А.И. Рукавишников (род.1950). Станция метро «Сокольники» (БКЛ). 2023 г.
На путевых стенах станции разместили портреты Татьяны Федоровой – первой и единственной женщины, которая была начальником шахты, Николая Краевского, получившего орден Ленина за высокие показатели проходки, а также Ивана Филимонова, который первым применил «московский» способ проходки тоннелей мелкого заложения.
А.И. Рукавишников (род.1950). Станция метро «Сокольники» (БКЛ). 2023 г.
А.И. Рукавишников (род.1950). Станция метро «Сокольники» (БКЛ). 2023 г.
А.И. Рукавишников (род.1950). Станция метро «Сокольники» (БКЛ). 2023 г.
В оформлении станции «Сокольников» (БКЛ) ярко прослеживаются черты супрематизма и конструктивизма: большое декоративное панно на одной из путевых стен и часть потолка станции оформили в стилистике работ Казимира Малевича, Владимира Татлина и Эль Лисицкого.
А.И. Рукавишников (род.1950). Станция метро «Сокольники» (БКЛ). 2023 г.
— Вот это объясните, пожалуйста.
— Вдруг ты пишешь или лепишь, а потом включаешь рацио и понимаешь: «Так это Поллак!» Я говорю об умении посмотреть на свое творчество и оценить, не похоже ли оно на кого-то. Ведь бывает, что ты любишь, скажем, Гойю, или Филонова, и непроизвольно «шарашишь» под него. Это может быть этапом, важно, чтобы потом появился, условно, Де Кирико — с его изменением пропорций, рисованием всех без затылков, странной архитектурой... Чтобы возникло то, что по каким-то причинам цепляет.
— Вас Мунк цепляет?
— Меня — нет, но на фоне многого другого… Понимаешь, чтобы оценить того, кто цепляет, надо постараться попасть в ту страну и среду, а главное в то время и тот контекст, в котором творил этот художник.
— У вас на столе нет ни одного предмета в простоте, даже подставки для карандашей сделаны вами. А под потолком висят всякие диковины — топоры, пилы, мандолина. Всюду создаете свой мир?
— А в этом есть что-то, согласись. Все рядом: вот — штуки, которые уже не используются, хомут для лошади, например, или конек вон тот.
А.И. Рукавишников (род.1950). Панно на станции метро «Яхромская». 2023 г.
В 1947 году Москве исполнилось 800 лет, и к празднованию шла большая подготовка. Ко Дню города были заложены знаменитые «Семь сестёр» (7 высотных зданий) и памятник Юрию Долгорукому. На стадионе «Динамо» прошёл большой спортивный праздник. Вечером был запущен фейерверк. Эти и другие события были отражены в большой композиции размером 160 на 5 метров, созданной архитекторами Николаем Шумаковым, Александром Некрасовым и художником Александром Рукавишниковым. Первоначально станцию так и хотели назвать «800 лет Москвы» по названию соседней одноименной улицы, однако по настоянию мэра Собянина назвали «Яхромская» в честь подмосковного города Яхрома. Станция «Яхромская» была открыта 7 сентября 2023 года. Полноценный ввод в эксплуатацию северного вестибюля станции состоялся 5 января 2025 года.
А.И. Рукавишников (род.1950). Панно на станции метро «Яхромская» (1). 2023 г.
А.И. Рукавишников (род.1950). Панно на станции метро «Яхромская» (2). 2023 г.
А.И. Рукавишников (род.1950). Панно на станции метро «Яхромская» (3). 2023 г.
А.И. Рукавишников (род.1950). Панно на станции метро «Яхромская» (4). 2023 г.
А.И. Рукавишников (род.1950). Панно на станции метро «Яхромская» (5). 2023 г.
А.И. Рукавишников (род.1950). Панно на станции метро «Яхромская» (6). 2023 г.
А.И. Рукавишников (род.1950). Панно на станции метро «Яхромская» (7). 2023 г.
А.И. Рукавишников (род.1950). Панно на станции метро «Яхромская» (8). 2023 г.
А.И. Рукавишников (род.1950). Панно на станции метро «Яхромская» (9). 2023 г.
А.И. Рукавишников (род.1950). Панно на станции метро «Яхромская» (10). 2023 г.
А.И. Рукавишников (род.1950). Панно на станции метро «Яхромская» (11). 2023 г.
— Вернемся к ученикам. Как вам современные ребята? И как вам преподается?
Я стараюсь быть живым и интересным преподавателем, но, когда вижу новые лица, хочется двигаться дальше. Но есть и неординарные ученики, которых легко испортить. Я нахожу подход к каждому, опираясь на индивидуальность. Мои ученики называют себя «Школой Рукавишникова», и это приятно. Забавно, что спустя годы они признаются: «Мы только сейчас начали понимать, что вы имели в виду!» Хотя историк Соловьев после лекций говорил: «Знали бы вы, какое счастье — ничего не понимать!» Время делает из кого-то философов, а из кого-то - культурных людей.
А.И. Рукавишников (род.1950). Панно на станции метро «Яхромская» (12). 2023 г.
А. Рукавишников: «Мое отношение к искусству советской эпохи - тема для целой диссертации. Этот пресловутый соцреализм… Во-первых, он неоднозначен. Есть мировые шедевры в этом стиле - и в скульптуре, и в живописи. И мы в работе над панно (для метро) опирались на эти шедевры. Тут у меня есть преимущество: я жил в то время, встречал художников, которые работали в 60–80-е годы. Поэтому я знаю советскую жизнь. И это важно. Когда иностранцы пытаются изобразить советскую жизнь, то как бы они ни старались, у них, на мой взгляд, ничего не получается. Потому что они не знали этого времени и не могут понять эмоционального состояния тех людей».
А.И. Рукавишников (род.1950). Панно на станции метро «Яхромская» (13). 2023 г.
А.И. Рукавишников (род.1950). Панно на станции метро «Яхромская» (14). 2023 г.
А.И. Рукавишников (род.1950). Панно на станции метро «Яхромская» (15). 2023 г.
А.И. Рукавишников (род.1950). Панно на станции метро «Яхромская» (16). 2023 г.
Россия - родина слонов. Шутка! Но вот «Яхромская» - единственная станция Московского метро, на которой есть изображение слона. Тут запечатлено реальное историческое событие празднования 800-летнего юбилея столицы. Торжества были очень яркими и пышными. Среди праздничных мероприятий было шествие со слоном.
А.И. Рукавишников (род.1950). Панно на станции метро «Яхромская» (17). 2023 г.
А.И. Рукавишников (род.1950). Панно на станции метро «Яхромская» (18). 2023 г.
А.И. Рукавишников (род.1950). Панно на станции метро «Яхромская» (19). 2023 г.
А.И. Рукавишников (род.1950). Панно на станции метро «Яхромская» (20). 2023 г.
— Вы философ. Ну и культурный человек…
— Да? А я всегда считал себя недоучкой.
— Как говорят, «ржу-ни-могу». Кто же это вам посеял такие комплексы, Александр Иулианович?
— Да просто, когда я читаю научные статьи Блока про поэзию, понимаю, что мы - с разных планет. Я и терминов таких не знаю. Или если взять статью Набокова про -«Евгения Онегина», где он разбирает все построчно. Там любая фраза - отсыл к каким-то событиям прошлого.
— Да, только истинный недоучка может читать статьи Блока и Набокова! Развеселили вы меня.
— Нет-нет, я не кокетничаю, я двоечник. В школе даже колы получал, потому что в диктанте по 45 ошибок мог сделать. Невнимательный был, писал то «корова», то «кАрова», сидел, рисовал какую-то ерунду на промокашках. Но с появлением гаджетов общество так очевидно деградировало, что это позволило мне стать на общем фоне вполне нормальным (хохочет). Недавно послушал, как какие-то «мисски» отвечают на вопросы, предполагающие наличие интеллекта, и вновь подумал, что ничего не знать — это, наверное, и правда великое счастье.
Художник и скульптор Александр Рукавишников.
Довольно поздно обратившись к живописи, Александр Рукавишников, в своих монументальных опусах, которые сродни фресковым циклам, он развивает идею самодовлеющей ценности художественного произведения, в создании гуманистической антитезы мифологическим, виртуальным ценностям технократической цивилизации ХХI века, новой реальности, противостоящей обезличиванию унификации и глобализации культуры, среды нашего обитания.
А.И. Рукавишников (род.1950). Две женщины и медведь. 2017. Левкас, техника «острый коготь».
Галерея VS unio, Москва.
Сейчас в галере FINEART работает выставка «Рукав ¾» с «картинками» мастера. Так он называет свои «плоские» произведения — живописные и графические. В том числе выполненные на дереве и на металле. По признанию мастера, в своих работах он пытается передать «ощущение, подобное тому, что получаешь от легкого удара головой о связку лука, висящую в темной комнате. Если своими произведениями мы будем добиваться такого чувства у зрителя, это положительно повлияет на нас и всё вокруг».
А.И. Рукавишников (род.1950). В бытовке. Левкас, техника «острый коготь». Галерея VS unio, Москва.
Изображение напоминает сюжет «Тайной вечери» и что за это последовало...
А.И. Рукавишников (род.1950). В бытовке. Левкас, техника «острый коготь».
С этой картиной А. Рукавишникова случился настоящий скандал. Трое представителей движения «Сорок сороков» 30 сентября с.г. пришли на персональную выставку «Рукав 3/4» Александра Рукавишникова, которая проходит в галерее Fineart на «Винзаводе», и потребовали снять картину «В бытовке». Их оскорбило, что на полотне «изображен Господь Иисус Христос, употребляющий водку в окружении пьяной компании из четырех мужчин». Художник отказался последовать требованиям православных активистов. В претензии движения «Сорок сороков» говорится, что сотрудники галереи, которые допустили появление на выставке картины «В бытовке», нарушили закон об оскорблении чувств верующих. Владелица галереи Марина Образцова в составленном полицией акте отметила, что Рукавишников снимать работу отказался.
Другие картины А. Рукавишникова на выставке в галерее Fineart на «Винзаводе»
А.И. Рукавишников (род.1950). Лошадь и пулемет. 2005 г. Галерея Fineart на «Винзаводе», Москва.
А.И. Рукавишников (род.1950). Масленница. 2006 г. Галерея Fineart на «Винзаводе», Москва.
А.И. Рукавишников (род.1950). Без названия (1). Галерея Fineart на «Винзаводе», Москва.
А.И. Рукавишников (род.1950). Без названия (2). Галерея Fineart на «Винзаводе», Москва.
А.И. Рукавишников (род.1950). Дозор. 1992 г. Холст, масло. 200 х 300 см. Галерея VS unio, Москва.
А.И. Рукавишников (род.1950). Без названия (3).
Галерея Fineart на «Винзаводе», Москва.
— Что же вас так потрясло?
— Да спросили у одной красавицы, кто такая Агния Барто, и она ответила вопросом: «Наверное, тоже мамочка?» Правда, когда несколько лет назад обсуждали моего несложившегося Булгакова (Памятник героям «Мастера и Маргариты», выполненный А. И. Рукавишниковым, на Патриарших прудах решили не ставить. — «ВМ»), один товарищ из худсовета аккуратно уточнил у меня: «А этот Иш… Еш... Иешуа — это кто?» И это человек, который обсуждал мой эскиз! Эх. Живешь вот в таком мире… А он даже не жестокий, он — дурацкий.
— И комментировать не хочется! То развеселили, то расстроили… А ведь у вас такой юбилей классный. Хотя отвлекла я вас надолго, и это, наверное, раздражает. Вы ведь работаете каждый день?
— Сегодня не работал, были всякие переговоры. Но они нужны, это пустые разговоры меня утомляют. Только я не хочу, чтобы прозвучало как-то так: «Ах, я сегодня не работал, кошмар…» Работа… Она напоминает рыбную ловлю. В ней есть вынужденная медитация. Когда ты отключаешь телефон, к тебе никто не лезет и ты превращаешься просто в самого себя.
А спиртное употребляете?
- Могу бокал вина за обедом выпить. Или пару рюмок водки. Не более того. Было время, когда курил. Какие-то сигары, трубки. Но потом вдруг понял, что мне это не нужно. Перед выходом на улицу стал задумываться, есть ли у меня курево в кармане. Разозлился - и бросил.
И В ЗАКЛЮЧЕНИЕ, НЕСКОЛЬКО РАННИХ И НЕДАТИРОВАННЫХ СКУЛЬПТУР АЛЕКСАНДРА РУКАВИШНИКОВА
А.И. Рукавишников (род.1950). Одиночество. 1985 г. Бронза, мрамор.
Предоставлено Арт-галерея VS Unio, Москва.
А.И. Рукавишников (род.1950). Мавка - персонаж украинской демонологии,
злой дух. 1989 г.
А.И. Рукавишников (род.1950). Язычество II. 1989 г. Бронза, мрамор, гранит, дерево.
А.И. Рукавишников (род.1950). Большая языческая богиня. 1989 г.
А.И. Рукавишников (род.1950). Большая языческая богиня. 1991 г.
А.И. Рукавишников (род.1950). Дорога к дому (с пьяным мужем). 2022 г.
А.И. Рукавишников (род.1950). Семья. Выставка в ГТГ, 2022 г. Бронза.
А.И. Рукавишников (род.1950). Свадьба. Выставка в ГТГ, 2022 г.
А.И. Рукавишников (род.1950). Языческий храм. 1993 г.
А.И. Рукавишников (род.1950). Христос. 1997 г.
А.И. Рукавишников (род.1950). Без названия (Памяти разрушенного Роттердама?).
А.И. Рукавишников (род.1950). Мясное животноводство. 2008 г.
А.И. Рукавишников (род.1950). Похищение Европы. Выставка в ГТГ, 2022 г.
А.И. Рукавишников (род.1950). Тюдоры. 2002 г.
А.И. Рукавишников (род.1950). Женщина с рыбой. 2008 г. Бронза.
А.И. Рукавишников (род.1950). Мамы. 2020 г. Бронза.
Александр Рукавишников на открытии памятника Валерию Харламову, 25 октября 2017 года.
Фото ИЗВЕСТИЯ, Михаил Терещенко.
— Любите вызовы? Самому себе?
— Думаю, моя судьба неплохая, особенно в молодости: лауреат Премии Ленинского комсомола, молодой скульптор, мастер карате. Но настоящий художник должен меняться. Я меняюсь и не хочу жаловаться, но такой бы судьбы и возможностей творчества я не хотел…Я бы хотел сделать что-то для современных городов и Москвы, чтобы они стали культурными столицами. Пока не встречаю понимания.
— Нам далеко до этих «культурных столиц»?
— В Лондоне, где полно шедевров, встречаются и посредственные работы. Но в Чикаго на Дейли-Плаза есть скульптура Пабло Пикассо из ржавого металла высотой 40 метров. Заказчик понимает сложность и стоимость, но идет на это.
— А судьи кто?
— В России много памятников, но качество не всегда высокое. Пустота лучше плохих памятников. Ребенок может подумать, что это и есть скульптура.
— Понятен ваш подход, но есть вещи, которые раздражают. Например, памятник человеку с автоматом на Садовом кольце.
— Все относительно. Критика обывателей иногда лучше пропустить. Пушкин и Салтыков-Щедрин писали о критиках, а Врубеля долго не замечали. Кто я, чтобы оценивать? Через сто лет мы не знаем, что будет цениться.
Александр Рукавишников в Театре Олега Табакова. 2020 г. Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем
Александр Рукавишников награжден несколькими серебряными и двумя золотыми медалями Российской академии художеств, а также имеет высшую награду Российской академии художеств – Золотой крест, за персональную выставку «Сечения» 2014 г. С 1997 года Александр Иулианович является членом Президентской комиссии по культуре. Награжден орденами Дружбы, Почета, «Знак Почета».
Работы А. И. Рукавишникова хранятся в собраниях Третьяковской галереи, Русского музея, музея Людвига, Siemens, Hermes, John Wilson, многочисленных частных и корпоративных коллекциях.