• Авторизация


ФЛАМАНДСКИЙ ХУДОЖНИК-МАНЬЕРИСТ СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕИЯ БАРТОЛОМЕУС СПРАНГЕР / BARTHOLOMAUS SPRANGER (1546-1611), ЧАСТЬ II 20-09-2025 17:45 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Jan Harmensz. Muller - Портрет Спрангера. 1611. Грав. Ин-т иск, Чикаго (498x700, 165Kb)
Ян Харменс Мюллер (1571-1628). Портрет Бартоломеуса Спрангера. 1597 г.
Гравюра на меди. Галерея Альбертина, Вена. Графический кабинет.

Фламандский художник, уроженец Антверпена, Бартоломеус Спрангер (1546–1611), представитель позднего маньеризма, довел стиль этого направления в искусстве XVI века с его взвинченными линиями, спиралевидной композицией, вытянутостью фигур, соединением спиритуализма и эротизма до гипертрофированных форм. Приехав в Прагу в 1581 году, Спрангер очень скоро приобрел известность в Центральной и Северной Европе. Узнаваемый стиль Спрангера быстро распространился в этом регионе благодаря множеству гравюр с копиями его произведений и несомненно повлиял на молодых нидерландских художников, в том числе на Хендрика Гольциуса, Абрахама Блумерта и Питера Пауля Рубенса. Как и у всех маньеристов, звезда Спрангера закатилась в начале XVII века. О нем забыли, а если и вспоминали, то только для того, чтобы поругать за «тяжеловесность, грубость и деформацию форм», по словам британского критика середины XIX столетия. Лишь в ХХ веке Спрангер занял заслуженное им место в истории искусства.

Прага. Гравюра  1493 г. (700x277, 92Kb)
Пражский Град. Гравюра XV в.

Бартоломеус Спрангер, прислушиваясь к итальянцам, усердно осваивал искусство рисования пером и тушью на бумаге, став непревзойденным рисовальщиком, заслужившим похвалу Ван Мандера: «Что касается его рисунков: никто не знает ему равных, настолько исключительно тонко он владеет пером; и в этом я разделяю мнение тех, кто лучше большинства знаком с работой пером, в частности Гольциуса, который сказал мне, что не знает никого, равного ему». Знаменитый художник-гравёр Хендрик Гольциус и другие гравёры создали множество оттисков гравюр по эскизам Бартоломеуса Спрангера, но и сам Спрангер также сделал несколько гравюр самостоятельно, и его работы пользовались большой популярностью примерно в 1600 году. Это тем более примечательно, что Спрангер был прежде всего живописцем: в конце концов, именно за его мастерство Рудольф II даровал ему престижный титул придворного художника (Hofkünstler).

1580-1585 Minerva and the Muses. Граф. кабинет Albertina, Vienna (700x478, 170Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Минерва с музами и Пегасом. 1583 г. Рисунок пером, коричневые чернила.
Галерея Альбертина, Вена. Графический кабинет.

16 век серед. Нептун и Амфитрита. МЕТРО (518x700, 181Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Нептун и Амфитрита. Середина XVI г.
Рисунок пером, коричневые чернила. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

1566-1611 Venus mit Amor, Merkur und Putten. Муз Ульриха, Герман (504x700, 148Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Венера с Купидоном, Меркурием и Путти.
1566-1611 г. Рисунок. Музей Ульриха, Германия.

1580-1585 Диана и Актеон. МЕТРО (546x700, 204Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Диана и Актеон. 1580-1585 гг.
Рисунок пером, коричневые чернила. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

На этом рисунке изображена история Дианы и Актеона, рассказанная в «Метаморфозах» Овидия (книга III: 138–253). Актеон, сидящий на скале в левом верхнем углу, смотрит вниз на Диану, которая купается в окружении нимф в уединённом лесу. Когда купальщицы пытаются прикрыться, Диана брызгает водой в незваного гостя, который в наказание превращается в оленя. Хотя назначение рисунка точно не известно, скорее всего, он был создан в качестве эскиза для станковой картины. Необычная композиция в вертикальном формате хорошо подходит для этой цели.

16 век. Филлис и Аристотель (555x700, 204Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Филлис, едущая верхом на Аристотеле. 1586-1595 гг.
Гравюра Яна Саделера Старшего (1550-1600). Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

1581 Die Hl. Familie mit dem Johannesknaben, (486x700, 176Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Святое семейство со Святым Иоанном Крестителем
и тремя ангелами. 1581 г. Гравюра Яна Саделера Старшего. Национальная галерея, Прага.

1582-1637 Святой Антоний, святой Иоанн Креститель и святая Елизавета + 2 (538x700, 210Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Святой Антоний, Святой Иоанн Креститель
и Святая Елизавета. 1582-1637 гг. Гравюра Криспейна де Пассе Старшего (1564–1637).
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

1585 Адам и Ева. Грав. ЧС (525x700, 182Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Адам и Ева. 1585 г. Гравюра Хендрика Гольциуса
(1558-1617). Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

1585 Венера и Купидон. МЕТРО (497x700, 180Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Венера и Купидон. 1585 г. Гравюра Саделера.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

1586-1601 Венера, Получающая Подарки + (469x700, 198Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Венера, получающая дары. 1586-1601 гг.
Гравюра Эгидиуса Саделера II (1568-1629). Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

1587 Пир богов на свадьбе Купидона и Психеи + Гольц (700x354, 177Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Свадьба Амура и Психеи. 1587 г. Гравюра Хендрика Гольциуса.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

На протяжении своей карьеры Спрангер неоднократно возвращался к теме Амура и Психеи. Наиболее значимым для данной работы является, по словам Ван Мандера, «величественный и удивительно хорошо продуманный» рисунок 1583–1585 годов, изображающий «Свадьбу Купидона и Психеи», который позже был использован для создания крупноформатной гравюры Хендриком Гольциусом в 1587 году. Сложная композиция с участием олимпийцев, естественно, напоминает более раннюю картину Спрангера, и у них много общего в плане лиц и поз, что, возможно, наводит на мысль о том, что он обратился к своим ранним работам в поисках вдохновения. Неизвестно, задумывался ли этот рисунок, как эскиз для картины, но, безусловно, важно то, что его первоначальное изображение истории о Купидоне и Психее послужило основой для многочисленных доработок и повторных обращений к различным элементам сюжета.

1587 Свадьба Амура и Психеи (After) Грав. Хендрик Гольциуч. ХМ Гарвард. ун-та. (458x700, 184Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Свадьба Амура и Психеи. 1587 г.
Гравюра Хендрика Гольциуса. Художественные музеи Гарвардского университета,
Кембридж, США.

Его графическое наследие указывает на то, что Спрангер часто обращался к бумаге и перу, чтобы выразить свой художественный замысел. Рисунок был неотъемлемой частью его искусства и определял общее эстетическое качество его конечного выражения, будь то картина, рисунок или гравюра. Рисунки Спрангера часто сосредоточены на человеческом облике, преображённом каким-то образом — сатир с копытами, Невежество с ослиными ушами. Он часто обращался к человеческому телу как к музе - неожиданный объект для художника, изначально получившего образование на Севере, чтобы писать пейзажи. Но когда он отправился на юг, по проторенной дороге в Италию, пейзажное образование Спрангера стало лишь далёким воспоминанием.

1585-1590 Аллегория времени и искусства. Музей князей Любомирских, Национальный музей Оссолинских (700x562, 117Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Аллегория времени и искусства. 1585-1590 гг. Рисунок.
Музей князей Любомирских, Вроцлав, Польша.

1590 Классическая батальная сцена; оборотная сторона Пётр и Иоанн исцеляют калеку у ворот Храма. МЕТРО (700x506, 214Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Классическая батальная сцена. 1590 г. Рисунок пером, коричневые чернила.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

1587 Тело Христа, поддерживаемое ангелом. Гравюра резцом на меди Хендрика Гольциуса по рисунку Б. Спрангера. МЕТРО (508x700, 204Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Тело Христа, поддерживаемое ангелом. 1587 г.
Гравюра Хендрика Гольциуса. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

1588 Марс и Венера. После Спрангера Хендрик Гольциус. МЕТРО _ Рексмузеум (532x700, 215Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Марс и Венера. 1588 г. Гравюра Хендрика Гольциуса.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк. Рейксмузеум, Амстердам.

На этой впечатляющей эротической гравюре Хендрик Гольциус изобразил супружескую измену Венеры и Марса. Они обнимаются на кровати под балдахином, а Купидон и три крылатых путти наблюдают за ними. В окне слева виден Аполлон, всевидящий бог солнца, который мчится на своей колеснице, чтобы предупредить мужа Венеры Вулкана о её неверности. Согласно надписи в нижней центральной части, гравюра основана на ныне утраченном рисунке Бартоломея Спрангера.

1588-1634 Меркурий , Обнимающий Венеру = Йод (485x700, 210Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Меркурий, обнимающий Венеру. 1588-1634 гг.
Гравюра Питера де Жоде I (1570-1634). Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

1590 Геркулес и Омфала + 2. ЧС (504x700, 200Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Геркулес и Омфала. 1590 г.
Гравюра Антона Эйзенхойта (1554-1603). Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

1590 Святое семейство с розой и блюдом из фруктов, Грав. ЧС (507x700, 234Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Святое семейство с розой и блюдом из фруктов.
1590 г. Гравюра. Студия Фабрицио Паццальи, Урбино, Италия.
Святое семейство и два музицирующих ангела. 1590. Гравюра Jan Harmensz Müller (486x700, 159Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Святое Семейство и два музицирующих ангела. 1590 г.
Гравюра Яна Мюллера. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

1590-1611 Первородный грех (Адам и Ева). Рисунок Спрангера. Нац. музей, Варшава (404x700, 141Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Первородный грех (Адам и Ева).
1590-1611 Рисунок. Национальный музей, Варшава.

1591 Венера, почитаемая нимфами. МЕТРО (505x700, 198Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Венера, почитаемая нимфами. 1591 г.
Гравюра Яна Мюллера. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Примерно в 1590 году Ян Мюллер, один из самых востребованных гравёров эпохи маньеризма, начал создавать гравюры по эскизам Бартоломеуса Спрангера, придворного художника императора Рудольфа II Пражского. Рудольф, правивший с 1576 по 1612 год, окружал себя художниками, писателями, учёными и математиками, которые превыше всего ценили новизну и изобретательность.
Венера, римская богиня любви, восседает на троне под открытым небом рядом с огромной колонной, драпировка которой придаёт сцене величественность и приковывает к ней взгляд зрителя. Вокруг Венеры - нимфы и сатиры, несущие корзины с фруктами и цветами и даже голубя. Три гения (маленьких купидона) с обожанием окружают её, а один парит над ней, осыпая цветами. Классическая архитектура и продуманные жесты придают праздничной сцене торжественность. Однако надпись под картиной предостерегает от такого изобилия и роскоши, призывая целомудренного зрителя бежать от них, как от бешеной собаки.

Святое семейство. Грав. ЧС (502x700, 188Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Святое семейство. Гравюра (подписана).
Частное собрание.

КРИСТУС ТРИУМФАТОР (427x700, 153Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Христос Триумфатор.
Гравюра. 30,5 х 18,5см. Частное собрание.

Три Марии у гробницы. Aegidius Sadeler II (546x700, 232Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Три Марии у гробницы. Гравюра Эгидия Саделера II.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Св. Доминик Quantum inter alios, флорент-маг Лилия Флорес. Грав. Cornelis Cort. 1573. МЕТРО (492x700, 185Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Святой Доминик читающий: «Quantum inter alios,
florent mage Lylia flores» (Как и многие другие, цветы лилии цветут словно по волшебству).
1573 г. Гравюра Корнелиса Корта (1533-1578). Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Бартоломеус Спрангер, наиболее известен своими изображениями влюбленных пар в невозможных позах. Сложные композиции художника, загадочные сюжеты и похотливые персонажи приводили в восторг его эксцентричного покровителя Рудольфа II, разжигая в ненасытном коллекционере аппетит к эзотерическим и эротическим образам. Однако, несмотря на то, что картины Спрангера висели в Пражском Граде, скрытые от посторонних глаз, его эскизы получили международную известность благодаря гравюрам, выполненным более чем 20 мастерами.
Индивидуальный стиль Спрангера, сочетающий элементы нидерландского маньеризма и итальянского влияния, оказал большое влияние на других художников в Праге и за её пределами, главным образом посредством его рисунков, которые широко распространялись через гравюры. Известный гравёр своего времени Хендрик Гольциус с 1583 года использовал многие картины Спрангера для своих произведений. Рисунки Спрангера гравировал Эгидий Саделер. Эти гравюры «произвели переворот в искусстве Северной Европы, названный „шпрангеровской революцией“ и означал начало распространения искусства маньеризма в Нидерландах».

Вакх и Ариадна. Гравюра. ЧС (490x700, 106Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Вакх и Ариадна. Гравюра.
Частное собрание.

Плутон и Прозерпина. Грав. ЧС (483x700, 120Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Плутон и Прозерпина. Гравюра.
Частное собрание.

1600 Геркулес и Омфала (After) Гравюра Эгидий Саделер (1570-1629). МЕТРО (522x700, 193Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Геркулес и Омфала. 1593 г. Гравюра Эгидия Саделера.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Минерва ведет Геракла и Сципиона в Храм Славы. 1591 г. Ян Мюллер. МЕТРО (470x700, 193Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Минерва ведет Геракла и Сципиона в Храм Славы.
1591 г. Гравюра Яна Мюллер. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

1590 Ореад извлекает занозу из ноги сатира. МЕТРО (527x700, 199Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Ореад извлекает занозу из ноги сатира. 1590 г.
Гравюра Яна Мюллера. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

На протяжении своей карьеры Спрангер менял свой графический метод передачи человеческих форм, но основные аспекты оставались в основном неизменными. Его фигуры характерно мускулистые, но в то же время мягкие и чувственные - эта оппозиция и неоднозначность представляют дух Пражской школы. За редкими исключениями, такими как «Аллегория искусства», его фигуры находятся в движении или состоянии текучести, и Спрангер мастерски передавал их застывшее движение. Он подходил к рисованию не как к чисто концептуальному процессу, а как к средству создания правильной линии, задавая контуры и концепции своих фигур. Мощные мазки пера Спрангера и напористые линии присутствуют во всех медиа, а текучесть и взаимозаменяемость этих медиа - суть достижений Шпрангера, характеризующая его эстетическое кредо.

1596 Святой Иоанн Богослов. Гравюра. МЕТРО (700x518, 227Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Святой Иоанн Богослов. 1596 г. Оригинальный офорт автора.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

1590 Вакх и Церера (atrib.) Бум, сангвина. Нац музей древнего иск-ва, Лиссабон (498x700, 154Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Вакх и Церера. 1590 г. Бумага, сангвина.
Национальный музей древнего искусства, Лиссабон.

1597 Sine Cerere et Baccho Friget Venus [Без Цереры и Вакха Венера холодеет] + Мюллер (508x700, 181Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). «Sine Cerere et Baccho Friget Venus»
(Без Цереры и Вакха Венера замерзнет). 1597 г. Гравюра Яна Мюллера.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

1597 Апофеоз искусства + (518x700, 193Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Апофеоз искусства. 1597 г. Гравюра Яна Мюллера.
Национальная галерея, Прага.

В 1597 году, когда армия императора Священной Римской империи Рудольфа II вела затяжную войну с Османской империей, Ян Мюллер создал эту удивительную гравюру - монументальную аллегорию архитектуры, живописи и скульптуры. Три сестры-искусства изображены в виде невероятно длинноногих, изящных обнажённых женщин, которых поддерживает фигура Славы и которые поднимаются по извилистой лестнице из облаков, чтобы попасть ко двору Зевса на горе Олимп.

Апофеоз иск-ва. Фрагмет. Фреска, нанесен. на холст. холст 255,3 x 251 см. ЧС (688x700, 155Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Апофеоз искусства. Фреска, нанесенная на холст. 255,3 x 251 см.
Частное собрание.

«Апофеоз искусства» выполнен по эскизу Бартоломеуса Спрангера. Гравюра напечатана с двух досок на двух соединённых листах бумаги и имеет высоту более 60 см. С начала 1590-х годов Мюллер был любимым гравером Корнелиса ван Харлема и художников, работавших при дворе Рудольфа. Мюллер был невероятно искусным гравером, который мог адаптировать свой стиль под их работы. В «Апофеозе» можно увидеть чудесные плавные и сужающиеся линии, которым он изначально научился у Хендрика Гольциуса. Линии Мюллера ещё более смелые и образуют завораживающие узоры на телах аллегорических фигур. Перекрёстная штриховка настолько густая, что облака больше похожи на жевательную резинку, чем на водяной пар. Они извиваются и поднимаются к Олимпу, где образуют удобный мягкий помост для собравшихся божеств.

1597 Победа мудрости над неведением. Резцовая гравюра на меди Э. Саделера по рисунку Б. Спрангера. МЕТРО (496x700, 180Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Победа мудрости над неведением. 1597 г.
Гравюра на меди Эгидия Саделера. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

1600-e Cupid & Psyche (After Bartholomeus Spranger) (3) (700x516, 207Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Мифологическая сцена. Амур и Психея. 1600 г. Гравюра Яна Мюллера.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

1600 Венера и Меркурий + Ян Мюллер. МЕТРО (510x700, 190Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Венера и Меркурий. 1600 г. Гравюра Яна Мюллера.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Почти во всех работах Спрангера, посвященных мифологическим сюжетам с эротическим подтекстом, гравер Ян Мюллер использовал динамичные, расширяющиеся и сужающиеся линии, чтобы передать манерные позы и гипертрофированную мускулатуру персонажей Спрангера. Иногда плотная штриховка становится настолько густой, что почти скрывает физические очертания, как, например, на ягодицах Венеры и Купидона, стоящего рядом с ней.
Естественно, что Венера, богиня любви, часто становится героиней таких историй, но обычно она изображается в паре с Марсом, богом войны. Здесь же она изображена с Меркурием, который откинулся на спинку стула, обняв её рукой, а она положила колено ему на бедро. Три маленьких купидона подбадривают пару: один отдёргивает занавеску, чтобы их скрыть, другой хватает кадуцей Меркурия - его жезл глашатая, - а третий прячется за Венерой, но показывает одну из волшебных стрел любви. Меркурий в крылатых сандалиях и шлеме - посланник богов, а также бог красноречия и покровитель воров. Согласно приведённой ниже надписи, он использует эти качества, чтобы украсть любовь Венеры.

1604 Минерва и Меркурий вручают Персею его оружие и прикрепляют крылья к его обуви.Грав. Ян Харменс Мюллер ЧС (497x700, 200Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Минерва и Меркурий вручают Персею его оружие
и прикрепляют крылья к его обуви. 1604 г. Гравюра Яна Мюллера. Метрополитен-музей,
Нью-Йорк.

1606 Поклонение пастухов. Грав. Ян Харменс. Мюллер. ЛАСМА (534x700, 215Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Поклонение пастухов. 1606 г. Гравюра Яна Мюллера.
Музей искусств округа Лос-Анджелес, Калифорния.

1606 Портрет Питера Брейгеля Младшего + Эгидий Саделер II по мотивам Спрангера. Грав. Нац гал иск, Ваштнг (484x700, 187Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Портрет Питера Брейгеля Младшего. 1606 г.
Гравюра Эгидия Саделера II. Национальная галерея искусства, Вашингтон.

1610 Геракл и Антей. Грав Лукас Килиан (1579–1637), МЕТРО (502x700, 187Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Геракл (с косой) и Антей. 1610 г.
Гравюра Лукаса Килиана (1579–1637). Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

1599 Геракл и Омфала. Бум, серо-коричневые мазки, усиленные белилами. Нац гал, Прага (509x700, 154Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Геракл и Омфала. 1599 г. Римсунок.
Национальная галерея, Прага.

1602-1605 Психея у ложа спящего Купидона (595x700, 188Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Психея у ложа спящего Купидона. 1602-1605 гг.
Бумага, коричневые чернила, черный мел. Библиотека Лейденского университета,
Нидерланды.

1605 Ангел, трубящий в горн (492x700, 138Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Ангел с трубой. Прага, 1605 г.
Рисунок пером на желтой бумаге.

Во время составления иллюстрированного каталога к выставке 2014-2015 гг. выяснилось, что существует давно утерянный рисунок ангела, созданный художником в последние годы жизни. После долгих поисков его нашли у книготорговца в Мюнхене, который использовал «красивую картинку» для создания постеров со своей рекламой. Находка долго не была опознанной, так как не была подписана. На ней был указан лишь год - 1605, - и место, Прага.

1700 Apollo and the Muses + 2. Ин-т иск, Чикаго (700x545, 185Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Аполлон и Музы. 1700 г. Рисунок. Институт искусств, Чикаго.

1800 Юпитер в облике Дианы, соблазняющий Каллисто, Рис.пл Споангеру. Бум, корич. черн. ЧС (590x700, 163Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546–1611), follower. Юпитер в облике Дианы, соблазняющий Каллисто.
1800 г. Бумага, коричневые чернила. Частное собрание.

Нептун и Центавр. Конец 16 - нач. 17 в. Бронза. МЕТРО (469x700, 93Kb)
Нептун и Центавр. По мотивам гравюры Иоганна Заделера I.
По рисунку Бартоломеуса Спрангера. Конец XVI - начало XVII века.
Бронза с патиной. Н=31,8 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

В своих многочисленных мифологических композициях Спрангер часто заимствовал сюжеты из «Метаморфоз» Овидия. Сохранились многочисленные рисунки Спрангера, а также декоративные скульптуры «Нептун и Центавр» из Метрополитен-музея и «Бахус и Церера» из Эшмолеанского музея. С 1580-х годов его произведения переводятся в гравюры и получают широкое распространение. Он оказал большое влияние на Академию Харлема и работавших в ней художников Хендрика Гольциуса, Эйтевала, Блумарта, Ван Мандера, а также поддерживал тесные связи с кругом Ламберта Сустриса в Мюнхене. Создание в Праге Академии также способствовало распространению в Европе вкуса к элегантному и утонченному искусству.

Бахус и Церера(after) Дерево. 46.6 x 31.6 x 6.5 cm. Музей Эшмола, Оксфорд (462x700, 142Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546–1611), after. Бахус и Церера. Ореховое дерево.
46,6 x 31,6 x 6,5 см. Музей искусств и археологии Эшмола, Оксфорд, Англия.

И в заключение, несколько ранних работ и работ школы Бартоломеуса Спрангера

1567 Шабаш ведьм. Дер, м.Место неизв. (473x700, 167Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Шабаш ведьм. 1567 г. Дерево, масло.
Местонахождение неизвестно. Одна из первых картин маслом Спрангера.

Поклонение волхвов. АТТР.  Х, м. 114 х 90. ЧС (551x700, 161Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546–1611), атрибуция. Поклонение волхвов.
Холст, масло. 114 х 90 см. Частное собрание.

Поклонение пастухов (Circle). Дкр, масло. 40,5 х 37,5 см. ЧС (660x700, 258Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546–1611), circle. Поклонение пастухов. Дерево, масло. 40,5 х 37,5 см.
Частное собрание.

Представление Иисуса, XVIII век. Х, м. 57 x 45 см. ЧС (549x700, 171Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Представление Иисуса в храме. XVII век.
Холст, масло. 57 x 45 см. Частное собрание.

Святое Семейство с ангелами. АТТР, Дер, м. 32,5 x 22,5 см. Аук CAMBI, Генуя, 2022. Эст. 3.000–4.000 евро (495x700, 155Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546–1611), атрибуция. Святое Семейство с ангелами.
Дерево, масло. 32,5 x 22,5 см. Аукционный дом CAMBI, Генуя, 2022 г.
Эстимейт EUR 3.000 – 4.000 евро.

1590-е Святое семейство со святым Иоанном и ангелом. Конец 16 в.  Х, м. 107 х 78 см.  Галерея кардинала Феша (511x700, 151Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Святое Семейство со Cвятым Иоанном
и ангелом. Конец XVI в. Холст, масло. 107 х 78 см. Музей Феша, г. Аяччо,
остров Корсика.

Христос Благословляет Маленьких Детей (КРУГ) Дер, м. 31,3 см x 43 см. Колледж Святой Хильды, Оксфордский университет (700x534, 147Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546–1611), circle. Христос благословляет маленьких детей. Дерево, масло.
31,3 x 43 см. Колледж Святой Хильды, Оксфордский университет.

Das Urteil des Midas , Wohl 17. Jh. Х, м. 60 х 98. ЧС (700x425, 140Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Суд Мидаса. Вероятно, XVII век. Холст, масло. 60 х 98 см.
Частное собрание.

СОБРАНИЕ БОГОВ — СВАДЬБА АМУРА И ПСИХЕИ. Дуб, м. 39,5 х 82,5. ЧС (700x331, 107Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Собрание Богов – Свадьба Амура и Психеи. Дерево (дуб), масло.
39,5 х 82,5 см. Частное собрание.

ФОТО Диана и Актеон. ПОСЛЕД. Х, м. 99 x 116,9 см.ЧС (700x602, 160Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546–1611), follower. Диана и Актеон. Холст, масло. 99 x 116,9 см.
Частное собрание.

ФОТО Похищение Европы. (КРУГ). Медь, масло. 40,5 х 55 см. ЧС — копия (700x563, 210Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546–1611), circle. Похищение Европы (не реставрирована). Медь, масло.
40,5 х 55 см. Частное собрание.

Лето или Аллегория вида. Школа Спрангера. Трофей. 16 в. Х, м. 159 х 112 см. ЛУВР — копия (544x700, 128Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546–1611), scuole. Лето, или Аллегория вида.
Трофей Второй мировой войны. XVI век. Холст, масло. 159 х 112 см.
Лувр, Париж.

Венера, почитаемая нимфами и фавном (follower) Х, м. 98 х 76 см. ЧС (548x700, 116Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546–1611), follower. Венера, почитаемая нимфами и фавном.
Холст, масло. 98 х 76 см. Частное собрание.

ФОТО Флора.ПОСЛЕД.  Медь, масло. 28,2 x 19 см. ЧС (487x700, 129Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546–1611), follower. Флора. Медь, масло. 28,2 x 19 см.
Частное собрание.

ВЕНЕРА И МАРС Follower. Дер, м. 40,3 x 30,5 см ЧС (502x700, 131Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546–1611), follower. Венера и Марс. Дерево, масло.
40,3 x 30,5 см. Частное собрание.

1600 Сара представляет Агарь Аврааму (Follower) Дер, м. 28,9  х 18,9 см. Картин. галерея Далвича, Англия (451x700, 119Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546–1611), follower. Сара представляет Агарь Аврааму.
1600 г. Дерево, масло. 28,9 х 18,9 см. Картинная галерея Далвича, Англия.

ФОТО Венера, Купидон и Пан. АТТР. Медь, масло. 22 х 17. ЧС (537x700, 120Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546–1611), атрибуция. Венера, Купидон и Пан.
Медь, масло. 22 х 17. Частное собрание.

1700 Sine Cerere et Baccho friget Venus' (Без хлеба и вина нет любви). Follower. Х, м. 68 x 52 см. ЧС (2) (523x700, 141Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546–1611), follower. «Sine Cerere et Baccho friget Venus»
(Без хлеба и вина нет любви). 1700 г. Холст, масло. 68 x 52 см. Частное собрание.

Фавн с раненой ногой (after). 17 век. Дер, м. 35 х 23,2 см. Картин. гал. Далвича, Лондон (465x700, 152Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546–1611), after. Фавн с раненой ногой. XVII век.
Дерево, масло. 35 х 23,2 см. Картинная галерея Далвича, Лондон.

An allegory of Alchemy (circle) oil on copper. 22 х 18 см. Место. неизв. (510x700, 112Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546–1611), circle. Аллегория алхимии. Медь, масло. 22 х 18 см.
Местонахождение неизвестно.

1595-1599 Автопортрет. Х, м. 54 х 42,7 см. Гал. Уффицм, Флоренция (494x600, 112Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Автопортрет. 1595-1599 гг.
Холст, масло. 54 х 42,7 см. Галерея Уффици, Флоренция.

Бартоломеус Спрангер умер 27 июня 1611 года в Праге в возрасте 65 лет.

Наилучшая коллекция произведений Бартоломеуса Спрангера находится в Музее истории искусств в Вене. В большинстве музейных собраний есть образцы его гравюр. Картины Спрангера имеются в Национальной галерее в Праге, в музее Вавельского замка в Кракове и некоторых других музеях.

ФОТО Бартоломей Шпрангер роскошь и эротизм в имперской Праге. 2014 г. - 380 с., 313 ил. (609x700, 138Kb)
Бартоломеус Спрангер - роскошь и эротизм в имперской Праге. 2014 г. 380 с., 313 ил.

В 2014-2015 гг. впервые в Нью-Йорке, в музее Метрополитен состоялась большая ретроспективная выставка «Бартоломеус Спрангер. Блеск и эротика в императорской Праге». Специально к выставке был подготовлен каталог всех представленных полотен. Редактор каталога Салли Метцлер в интервью газете «The New York Times» отметила: «Это выставка - не просто обзор „хитов“, это история становления гениального художника благодаря постоянному труду. В 11 лет он уже работал — рисовал эскизы, потом пробовал себя как пейзажист, — и в результате долгих поисков нашел себя в мифологических сюжетах»

ИСТОЧНИКИ
ФОТО Отто Бенеш. Искусство Северного Возрождения. Москва, 1973 г. (400x560, 84Kb)ФОТО Отто Бенеш - Искусство Северного Возрождения, М, Искусство-ХЪХ1 век, 2014 г. - 448 с., ил. Тир. 1000 экз. (396x560, 91Kb)
1. Отто Бенеш. Искусство Северного Возрождения. Москва, Издательство «Искусство», 1973 г. Стр. 178, 180, ил.114, 116. 2. Отто Бенеш. Искусство Северного Возрождения. Москва, Издательство «Искусство-ХХI век, 2014 г. 448 с., ил.

1.Бартоломей Шпрангер: роскошь и эротизм в имперской Праге

2. Бартоломеус Шпрангер: последний вздох маньеризма

3.Bartholomaeus Spranger, Flemish, 1546-1611


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ФЛАМАНДСКИЙ ХУДОЖНИК-МАНЬЕРИСТ СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕИЯ БАРТОЛОМЕУС СПРАНГЕР / BARTHOLOMAUS SPRANGER (1546-1611), ЧАСТЬ II | Слава44 - Дневник Слава44 | Лента друзей Слава44 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»