ФЛАМАНДСКИЙ ХУДОЖНИК-МАНЬЕРИСТ СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕИЯ БАРТОЛОМЕУС СПРАНГЕР / BARTHOLOMAUS SPRANGER (1546-1611), ЧАСТЬ II20-09-2025 17:45к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Ян Харменс Мюллер (1571-1628). Портрет Бартоломеуса Спрангера. 1597 г.
Гравюра на меди. Галерея Альбертина, Вена. Графический кабинет.
Фламандский художник, уроженец Антверпена, Бартоломеус Спрангер (1546–1611), представитель позднего маньеризма, довел стиль этого направления в искусстве XVI века с его взвинченными линиями, спиралевидной композицией, вытянутостью фигур, соединением спиритуализма и эротизма до гипертрофированных форм. Приехав в Прагу в 1581 году, Спрангер очень скоро приобрел известность в Центральной и Северной Европе. Узнаваемый стиль Спрангера быстро распространился в этом регионе благодаря множеству гравюр с копиями его произведений и несомненно повлиял на молодых нидерландских художников, в том числе на Хендрика Гольциуса, Абрахама Блумерта и Питера Пауля Рубенса. Как и у всех маньеристов, звезда Спрангера закатилась в начале XVII века. О нем забыли, а если и вспоминали, то только для того, чтобы поругать за «тяжеловесность, грубость и деформацию форм», по словам британского критика середины XIX столетия. Лишь в ХХ веке Спрангер занял заслуженное им место в истории искусства.
Пражский Град. Гравюра XV в.
Бартоломеус Спрангер, прислушиваясь к итальянцам, усердно осваивал искусство рисования пером и тушью на бумаге, став непревзойденным рисовальщиком, заслужившим похвалу Ван Мандера: «Что касается его рисунков: никто не знает ему равных, настолько исключительно тонко он владеет пером; и в этом я разделяю мнение тех, кто лучше большинства знаком с работой пером, в частности Гольциуса, который сказал мне, что не знает никого, равного ему». Знаменитый художник-гравёр Хендрик Гольциус и другие гравёры создали множество оттисков гравюр по эскизам Бартоломеуса Спрангера, но и сам Спрангер также сделал несколько гравюр самостоятельно, и его работы пользовались большой популярностью примерно в 1600 году. Это тем более примечательно, что Спрангер был прежде всего живописцем: в конце концов, именно за его мастерство Рудольф II даровал ему престижный титул придворного художника (Hofkünstler).
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Минерва с музами и Пегасом. 1583 г. Рисунок пером, коричневые чернила.
Галерея Альбертина, Вена. Графический кабинет.
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Нептун и Амфитрита. Середина XVI г.
Рисунок пером, коричневые чернила. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Венера с Купидоном, Меркурием и Путти.
1566-1611 г. Рисунок. Музей Ульриха, Германия.
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Диана и Актеон. 1580-1585 гг.
Рисунок пером, коричневые чернила. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
На этом рисунке изображена история Дианы и Актеона, рассказанная в «Метаморфозах» Овидия (книга III: 138–253). Актеон, сидящий на скале в левом верхнем углу, смотрит вниз на Диану, которая купается в окружении нимф в уединённом лесу. Когда купальщицы пытаются прикрыться, Диана брызгает водой в незваного гостя, который в наказание превращается в оленя. Хотя назначение рисунка точно не известно, скорее всего, он был создан в качестве эскиза для станковой картины. Необычная композиция в вертикальном формате хорошо подходит для этой цели.
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Филлис, едущая верхом на Аристотеле. 1586-1595 гг.
Гравюра Яна Саделера Старшего (1550-1600). Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Святое семейство со Святым Иоанном Крестителем
и тремя ангелами. 1581 г. Гравюра Яна Саделера Старшего. Национальная галерея, Прага.
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Святой Антоний, Святой Иоанн Креститель
и Святая Елизавета. 1582-1637 гг. Гравюра Криспейна де Пассе Старшего (1564–1637).
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Адам и Ева. 1585 г. Гравюра Хендрика Гольциуса
(1558-1617). Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Венера и Купидон. 1585 г. Гравюра Саделера.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Венера, получающая дары. 1586-1601 гг.
Гравюра Эгидиуса Саделера II (1568-1629). Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Свадьба Амура и Психеи. 1587 г. Гравюра Хендрика Гольциуса.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
На протяжении своей карьеры Спрангер неоднократно возвращался к теме Амура и Психеи. Наиболее значимым для данной работы является, по словам Ван Мандера, «величественный и удивительно хорошо продуманный» рисунок 1583–1585 годов, изображающий «Свадьбу Купидона и Психеи», который позже был использован для создания крупноформатной гравюры Хендриком Гольциусом в 1587 году. Сложная композиция с участием олимпийцев, естественно, напоминает более раннюю картину Спрангера, и у них много общего в плане лиц и поз, что, возможно, наводит на мысль о том, что он обратился к своим ранним работам в поисках вдохновения. Неизвестно, задумывался ли этот рисунок, как эскиз для картины, но, безусловно, важно то, что его первоначальное изображение истории о Купидоне и Психее послужило основой для многочисленных доработок и повторных обращений к различным элементам сюжета.
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Свадьба Амура и Психеи. 1587 г.
Гравюра Хендрика Гольциуса. Художественные музеи Гарвардского университета,
Кембридж, США.
Его графическое наследие указывает на то, что Спрангер часто обращался к бумаге и перу, чтобы выразить свой художественный замысел. Рисунок был неотъемлемой частью его искусства и определял общее эстетическое качество его конечного выражения, будь то картина, рисунок или гравюра. Рисунки Спрангера часто сосредоточены на человеческом облике, преображённом каким-то образом — сатир с копытами, Невежество с ослиными ушами. Он часто обращался к человеческому телу как к музе - неожиданный объект для художника, изначально получившего образование на Севере, чтобы писать пейзажи. Но когда он отправился на юг, по проторенной дороге в Италию, пейзажное образование Спрангера стало лишь далёким воспоминанием.
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Аллегория времени и искусства. 1585-1590 гг. Рисунок.
Музей князей Любомирских, Вроцлав, Польша.
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Тело Христа, поддерживаемое ангелом. 1587 г.
Гравюра Хендрика Гольциуса. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Марс и Венера. 1588 г. Гравюра Хендрика Гольциуса.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк. Рейксмузеум, Амстердам.
На этой впечатляющей эротической гравюре Хендрик Гольциус изобразил супружескую измену Венеры и Марса. Они обнимаются на кровати под балдахином, а Купидон и три крылатых путти наблюдают за ними. В окне слева виден Аполлон, всевидящий бог солнца, который мчится на своей колеснице, чтобы предупредить мужа Венеры Вулкана о её неверности. Согласно надписи в нижней центральной части, гравюра основана на ныне утраченном рисунке Бартоломея Спрангера.
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Меркурий, обнимающий Венеру. 1588-1634 гг.
Гравюра Питера де Жоде I (1570-1634). Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Геркулес и Омфала. 1590 г.
Гравюра Антона Эйзенхойта (1554-1603). Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Святое семейство с розой и блюдом из фруктов.
1590 г. Гравюра. Студия Фабрицио Паццальи, Урбино, Италия.
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Святое Семейство и два музицирующих ангела. 1590 г.
Гравюра Яна Мюллера. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Первородный грех (Адам и Ева).
1590-1611 Рисунок. Национальный музей, Варшава.
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Венера, почитаемая нимфами. 1591 г.
Гравюра Яна Мюллера. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Примерно в 1590 году Ян Мюллер, один из самых востребованных гравёров эпохи маньеризма, начал создавать гравюры по эскизам Бартоломеуса Спрангера, придворного художника императора Рудольфа II Пражского. Рудольф, правивший с 1576 по 1612 год, окружал себя художниками, писателями, учёными и математиками, которые превыше всего ценили новизну и изобретательность.
Венера, римская богиня любви, восседает на троне под открытым небом рядом с огромной колонной, драпировка которой придаёт сцене величественность и приковывает к ней взгляд зрителя. Вокруг Венеры - нимфы и сатиры, несущие корзины с фруктами и цветами и даже голубя. Три гения (маленьких купидона) с обожанием окружают её, а один парит над ней, осыпая цветами. Классическая архитектура и продуманные жесты придают праздничной сцене торжественность. Однако надпись под картиной предостерегает от такого изобилия и роскоши, призывая целомудренного зрителя бежать от них, как от бешеной собаки.
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Христос Триумфатор.
Гравюра. 30,5 х 18,5см. Частное собрание.
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Три Марии у гробницы. Гравюра Эгидия Саделера II.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Святой Доминик читающий: «Quantum inter alios,
florent mage Lylia flores» (Как и многие другие, цветы лилии цветут словно по волшебству).
1573 г. Гравюра Корнелиса Корта (1533-1578). Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Бартоломеус Спрангер, наиболее известен своими изображениями влюбленных пар в невозможных позах. Сложные композиции художника, загадочные сюжеты и похотливые персонажи приводили в восторг его эксцентричного покровителя Рудольфа II, разжигая в ненасытном коллекционере аппетит к эзотерическим и эротическим образам. Однако, несмотря на то, что картины Спрангера висели в Пражском Граде, скрытые от посторонних глаз, его эскизы получили международную известность благодаря гравюрам, выполненным более чем 20 мастерами.
Индивидуальный стиль Спрангера, сочетающий элементы нидерландского маньеризма и итальянского влияния, оказал большое влияние на других художников в Праге и за её пределами, главным образом посредством его рисунков, которые широко распространялись через гравюры. Известный гравёр своего времени Хендрик Гольциус с 1583 года использовал многие картины Спрангера для своих произведений. Рисунки Спрангера гравировал Эгидий Саделер. Эти гравюры «произвели переворот в искусстве Северной Европы, названный „шпрангеровской революцией“ и означал начало распространения искусства маньеризма в Нидерландах».
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Вакх и Ариадна. Гравюра.
Частное собрание.
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Плутон и Прозерпина. Гравюра.
Частное собрание.
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Геркулес и Омфала. 1593 г. Гравюра Эгидия Саделера.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Минерва ведет Геракла и Сципиона в Храм Славы.
1591 г. Гравюра Яна Мюллер. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Ореад извлекает занозу из ноги сатира. 1590 г.
Гравюра Яна Мюллера. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
На протяжении своей карьеры Спрангер менял свой графический метод передачи человеческих форм, но основные аспекты оставались в основном неизменными. Его фигуры характерно мускулистые, но в то же время мягкие и чувственные - эта оппозиция и неоднозначность представляют дух Пражской школы. За редкими исключениями, такими как «Аллегория искусства», его фигуры находятся в движении или состоянии текучести, и Спрангер мастерски передавал их застывшее движение. Он подходил к рисованию не как к чисто концептуальному процессу, а как к средству создания правильной линии, задавая контуры и концепции своих фигур. Мощные мазки пера Спрангера и напористые линии присутствуют во всех медиа, а текучесть и взаимозаменяемость этих медиа - суть достижений Шпрангера, характеризующая его эстетическое кредо.
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Святой Иоанн Богослов. 1596 г. Оригинальный офорт автора.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Вакх и Церера. 1590 г. Бумага, сангвина.
Национальный музей древнего искусства, Лиссабон.
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). «Sine Cerere et Baccho Friget Venus»
(Без Цереры и Вакха Венера замерзнет). 1597 г. Гравюра Яна Мюллера.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Апофеоз искусства. 1597 г. Гравюра Яна Мюллера.
Национальная галерея, Прага.
В 1597 году, когда армия императора Священной Римской империи Рудольфа II вела затяжную войну с Османской империей, Ян Мюллер создал эту удивительную гравюру - монументальную аллегорию архитектуры, живописи и скульптуры. Три сестры-искусства изображены в виде невероятно длинноногих, изящных обнажённых женщин, которых поддерживает фигура Славы и которые поднимаются по извилистой лестнице из облаков, чтобы попасть ко двору Зевса на горе Олимп.
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Апофеоз искусства. Фреска, нанесенная на холст. 255,3 x 251 см.
Частное собрание.
«Апофеоз искусства» выполнен по эскизу Бартоломеуса Спрангера. Гравюра напечатана с двух досок на двух соединённых листах бумаги и имеет высоту более 60 см. С начала 1590-х годов Мюллер был любимым гравером Корнелиса ван Харлема и художников, работавших при дворе Рудольфа. Мюллер был невероятно искусным гравером, который мог адаптировать свой стиль под их работы. В «Апофеозе» можно увидеть чудесные плавные и сужающиеся линии, которым он изначально научился у Хендрика Гольциуса. Линии Мюллера ещё более смелые и образуют завораживающие узоры на телах аллегорических фигур. Перекрёстная штриховка настолько густая, что облака больше похожи на жевательную резинку, чем на водяной пар. Они извиваются и поднимаются к Олимпу, где образуют удобный мягкий помост для собравшихся божеств.
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Победа мудрости над неведением. 1597 г.
Гравюра на меди Эгидия Саделера. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Мифологическая сцена. Амур и Психея. 1600 г. Гравюра Яна Мюллера.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Венера и Меркурий. 1600 г. Гравюра Яна Мюллера.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Почти во всех работах Спрангера, посвященных мифологическим сюжетам с эротическим подтекстом, гравер Ян Мюллер использовал динамичные, расширяющиеся и сужающиеся линии, чтобы передать манерные позы и гипертрофированную мускулатуру персонажей Спрангера. Иногда плотная штриховка становится настолько густой, что почти скрывает физические очертания, как, например, на ягодицах Венеры и Купидона, стоящего рядом с ней.
Естественно, что Венера, богиня любви, часто становится героиней таких историй, но обычно она изображается в паре с Марсом, богом войны. Здесь же она изображена с Меркурием, который откинулся на спинку стула, обняв её рукой, а она положила колено ему на бедро. Три маленьких купидона подбадривают пару: один отдёргивает занавеску, чтобы их скрыть, другой хватает кадуцей Меркурия - его жезл глашатая, - а третий прячется за Венерой, но показывает одну из волшебных стрел любви. Меркурий в крылатых сандалиях и шлеме - посланник богов, а также бог красноречия и покровитель воров. Согласно приведённой ниже надписи, он использует эти качества, чтобы украсть любовь Венеры.
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Минерва и Меркурий вручают Персею его оружие
и прикрепляют крылья к его обуви. 1604 г. Гравюра Яна Мюллера. Метрополитен-музей,
Нью-Йорк.
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Поклонение пастухов. 1606 г. Гравюра Яна Мюллера.
Музей искусств округа Лос-Анджелес, Калифорния.
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Портрет Питера Брейгеля Младшего. 1606 г.
Гравюра Эгидия Саделера II. Национальная галерея искусства, Вашингтон.
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Геракл (с косой) и Антей. 1610 г.
Гравюра Лукаса Килиана (1579–1637). Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Геракл и Омфала. 1599 г. Римсунок.
Национальная галерея, Прага.
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Психея у ложа спящего Купидона. 1602-1605 гг.
Бумага, коричневые чернила, черный мел. Библиотека Лейденского университета,
Нидерланды.
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Ангел с трубой. Прага, 1605 г.
Рисунок пером на желтой бумаге.
Во время составления иллюстрированного каталога к выставке 2014-2015 гг. выяснилось, что существует давно утерянный рисунок ангела, созданный художником в последние годы жизни. После долгих поисков его нашли у книготорговца в Мюнхене, который использовал «красивую картинку» для создания постеров со своей рекламой. Находка долго не была опознанной, так как не была подписана. На ней был указан лишь год - 1605, - и место, Прага.
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Аполлон и Музы. 1700 г. Рисунок. Институт искусств, Чикаго.
Бартоломеус Спрангер (1546–1611), follower. Юпитер в облике Дианы, соблазняющий Каллисто.
1800 г. Бумага, коричневые чернила. Частное собрание.
Нептун и Центавр. По мотивам гравюры Иоганна Заделера I.
По рисунку Бартоломеуса Спрангера. Конец XVI - начало XVII века.
Бронза с патиной. Н=31,8 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
В своих многочисленных мифологических композициях Спрангер часто заимствовал сюжеты из «Метаморфоз» Овидия. Сохранились многочисленные рисунки Спрангера, а также декоративные скульптуры «Нептун и Центавр» из Метрополитен-музея и «Бахус и Церера» из Эшмолеанского музея. С 1580-х годов его произведения переводятся в гравюры и получают широкое распространение. Он оказал большое влияние на Академию Харлема и работавших в ней художников Хендрика Гольциуса, Эйтевала, Блумарта, Ван Мандера, а также поддерживал тесные связи с кругом Ламберта Сустриса в Мюнхене. Создание в Праге Академии также способствовало распространению в Европе вкуса к элегантному и утонченному искусству.
Бартоломеус Спрангер (1546–1611), after. Бахус и Церера. Ореховое дерево.
46,6 x 31,6 x 6,5 см. Музей искусств и археологии Эшмола, Оксфорд, Англия.
И в заключение, несколько ранних работ и работ школы Бартоломеуса Спрангера
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Шабаш ведьм. 1567 г. Дерево, масло.
Местонахождение неизвестно. Одна из первых картин маслом Спрангера.
Бартоломеус Спрангер (1546–1611), атрибуция. Поклонение волхвов.
Холст, масло. 114 х 90 см. Частное собрание.
Бартоломеус Спрангер (1546–1611), circle. Поклонение пастухов. Дерево, масло. 40,5 х 37,5 см.
Частное собрание.
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Представление Иисуса в храме. XVII век.
Холст, масло. 57 x 45 см. Частное собрание.
Бартоломеус Спрангер (1546–1611), атрибуция. Святое Семейство с ангелами.
Дерево, масло. 32,5 x 22,5 см. Аукционный дом CAMBI, Генуя, 2022 г.
Эстимейт EUR 3.000 – 4.000 евро.
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Святое Семейство со Cвятым Иоанном
и ангелом. Конец XVI в. Холст, масло. 107 х 78 см. Музей Феша, г. Аяччо,
остров Корсика.
Бартоломеус Спрангер (1546–1611), circle. Христос благословляет маленьких детей. Дерево, масло.
31,3 x 43 см. Колледж Святой Хильды, Оксфордский университет.
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Суд Мидаса. Вероятно, XVII век. Холст, масло. 60 х 98 см.
Частное собрание.
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Собрание Богов – Свадьба Амура и Психеи. Дерево (дуб), масло.
39,5 х 82,5 см. Частное собрание.
Бартоломеус Спрангер (1546–1611), follower. Диана и Актеон. Холст, масло. 99 x 116,9 см.
Частное собрание.
Бартоломеус Спрангер (1546–1611), circle. Похищение Европы (не реставрирована). Медь, масло.
40,5 х 55 см. Частное собрание.
Бартоломеус Спрангер (1546–1611), scuole. Лето, или Аллегория вида.
Трофей Второй мировой войны. XVI век. Холст, масло. 159 х 112 см.
Лувр, Париж.
Бартоломеус Спрангер (1546–1611), follower. Венера, почитаемая нимфами и фавном.
Холст, масло. 98 х 76 см. Частное собрание.
Бартоломеус Спрангер (1546–1611), follower. Флора. Медь, масло. 28,2 x 19 см.
Частное собрание.
Бартоломеус Спрангер (1546–1611), follower. Венера и Марс. Дерево, масло.
40,3 x 30,5 см. Частное собрание.
Бартоломеус Спрангер (1546–1611), follower. Сара представляет Агарь Аврааму.
1600 г. Дерево, масло. 28,9 х 18,9 см. Картинная галерея Далвича, Англия.
Бартоломеус Спрангер (1546–1611), атрибуция. Венера, Купидон и Пан.
Медь, масло. 22 х 17. Частное собрание.
Бартоломеус Спрангер (1546–1611), follower. «Sine Cerere et Baccho friget Venus»
(Без хлеба и вина нет любви). 1700 г. Холст, масло. 68 x 52 см. Частное собрание.
Бартоломеус Спрангер (1546–1611), after. Фавн с раненой ногой. XVII век.
Дерево, масло. 35 х 23,2 см. Картинная галерея Далвича, Лондон.
Бартоломеус Спрангер (1546–1611), circle. Аллегория алхимии. Медь, масло. 22 х 18 см.
Местонахождение неизвестно.
Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Автопортрет. 1595-1599 гг.
Холст, масло. 54 х 42,7 см. Галерея Уффици, Флоренция.
Бартоломеус Спрангер умер 27 июня 1611 года в Праге в возрасте 65 лет.
Наилучшая коллекция произведений Бартоломеуса Спрангера находится в Музее истории искусств в Вене. В большинстве музейных собраний есть образцы его гравюр. Картины Спрангера имеются в Национальной галерее в Праге, в музее Вавельского замка в Кракове и некоторых других музеях.
Бартоломеус Спрангер - роскошь и эротизм в имперской Праге. 2014 г. 380 с., 313 ил.
В 2014-2015 гг. впервые в Нью-Йорке, в музее Метрополитен состоялась большая ретроспективная выставка «Бартоломеус Спрангер. Блеск и эротика в императорской Праге». Специально к выставке был подготовлен каталог всех представленных полотен. Редактор каталога Салли Метцлер в интервью газете «The New York Times» отметила: «Это выставка - не просто обзор „хитов“, это история становления гениального художника благодаря постоянному труду. В 11 лет он уже работал — рисовал эскизы, потом пробовал себя как пейзажист, — и в результате долгих поисков нашел себя в мифологических сюжетах»
ИСТОЧНИКИ
1. Отто Бенеш. Искусство Северного Возрождения. Москва, Издательство «Искусство», 1973 г. Стр. 178, 180, ил.114, 116. 2. Отто Бенеш. Искусство Северного Возрождения. Москва, Издательство «Искусство-ХХI век, 2014 г. 448 с., ил.