Ренессанс (или эпоха Возрождения) - это период в истории, который олицетворяет восстановление интереса к античности, искусству, науке и гуманитарным наукам после средневековья.
Северное и итальянское Возрождение — два уникальных периода в истории искусства и культуры Европы. Оба они ознаменовали возвращение к классическим идеалам, однако между ними есть и существенные различия.
У Возрождения было несколько центров, и каждый дал ему свой неповторимый облик.
В Италии Ренессанс развивался в условиях городской республики, при поддержке папства и меценатов вроде Медичи или Гонзага. На Севере Европы — в более строгом, религиозном и бюргерском контексте.
В течение эпохи Возрождения произошло разделение на два основных направления: итальянский Ренессанс, который процветал в Италии, и северный Ренессанс, преимущественно в странах Северной Европы, таких как Германия, Франция, Нидерланды и Англия.
Искусство Нидерландов, Германии и Франции (главных очагов северного Возрождения) в XV веке развивалось как продолжение готики. Конец XV и XVI столетие были для стран Европы временем потрясений, динамичной и бурной эпохой их истории. Повсеместные религиозные войны, борьба с господством католической церкви, Реформация, революция в Нидерландах, драматический накал на исходе Столетней войны Франции и Англии, кровавые распри католиков и гугенотов во Франции.
Леонардо да Винчи. «Благовещение Девы Марии». 1472-1475 гг. Уффици, Флоренция.
Не стоит противопоставлять северное и итальянское Возрождение, ведь это не борьба, а диалог, два художественных языка одной эпохи. И в этом диалоге - сила европейской культуры: в многообразии, в способности видеть мир с разных сторон, не теряя глубины...
В отличие от итальянского Возрождения, северное было более приспособлено к религиозным представлениям. Католическая церковь играла важную роль в северной европейской культуре, что отразилось в работах художников и архитекторов. Перерождение интереса к Библии и религиозной символике было центральным моментом северного Возрождения.
Хуберт ван Эйк, Ян ван Эйк, Богоматерь, Бог-Отец и Иоанн Креститель - фрагмент Гентского алтаря. 1432 г.
Один из ключевых факторов, отличающих итальянский и северный Ренессанс, заключается в различии в художественном стиле. Итальянский Ренессанс прославился благодаря работам художников, таких как, например, Леонардо да Винчи и Рафаэль - они были сосредоточены на гармонии формы и пропорциях. Итальянские художники усвоили уроки античности и использовали их в своих работах, стремясь к совершенству и симметрии в изображении человеческой фигуры и архитектуры.
Сандро Боттичелли, «Весна», 1482 г.
Северное Возрождение более акцентировано на деталях, реализме и использовании масла в живописи, что позволяло создавать более точные и детализированные произведения. Важные художники северного Возрождения, такие как Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн и Ян ван Эйк, активно использовали технику масляной живописи и стремились создать более реалистичные изображения.
Ян ван Эйк, «Мадонна в церкви». ок. 1438-1440 гг.
Еще одно ключевое отличие заключается в акценте на интеллектуальные и научные достижения. Итальянское Возрождение в значительной степени характеризуется гуманитарными науками, такими как философия, литература и история, а также различными исследованиями. В то время как северный Ренессанс ориентировался на научное исследование и развитие, включая астрономию, математику и физику.
Гуго ван дер Гус, «Поклонение волхвов». Триптих. XV в. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Иногда различия сужают до некой формулы: в Италии в центре мира был человек, а в Нидерландах и Германии — природа. Отсюда появление новых жанров в искусстве: вместо алтарных картин и статуй, предназначенных для католических храмов — светский портрет, бытовой жанр, натюрморт и пейзаж, сельский, городской, архитектурный (к примеру, в живописи малых голландцев или пейзажи художников дунайской школы).
«Сотворение Адама» - фреска Микеланджело, написанная около 1511 года.
В итальянской традиции человек — это центр мира, активный творец, устремлённый к познанию и совершенству. В Северной Европе акценты немного другие. Здесь человек — не центр, а часть сложной и тревожной картины мира.
Итальянское Возрождение тяготеет к высотам идеала: художники обращаются к античным мифам, героическим сюжетам, обнажённой человеческой фигуре как воплощению гармонии.
Ян ван Эйк, «Портрет четы Арнольфини». 1434 г.
Северное Возрождение ближе к повседневности. Художники смотрят на человека в его обыденной жизни — за столом, на рынке или в мастерской. Темы нравственности, аллегории греха и добродетели — всё это становится языком северной живописи.
Даже сцены из Библии разворачиваются в антураже фламандского дома, с тяжёлой мебелью, кувшином на столе и видом из окна. Важна не возвышенность, а правдивость.
Иероним Босх, «Искушение святого Антония».
В Италии живопись становится неотъемлемой частью политической жизни. Искусство служит прославлению республики, утверждению власти, величию церкви и меценатству влиятельных семей, например, Медичи.
На Севере заказчики — это не столько представители власти, сколько горожане: бюргеры, купцы, ремесленники. Они заказывают домашние алтари, портреты, различные жанровые сцены. Искусство становится почти интимным. Картина — не выражение государственной идеи, а отражение частной жизни, веры и моральных размышлений.
Леонардо да Винчи. «Благовещение Девы Марии». 1472-1475 гг. Уффици, Флоренция.
Не стоит противопоставлять северное и итальянское Возрождение, ведь это не борьба, а диалог, два художественных языка одной эпохи. И в этом диалоге — сила европейской культуры: в многообразии, в способности видеть мир с разных сторон, не теряя глубины...
Сравнительный анализ картин Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»
и Яна ван Эйка «Мадонна Лукка».