4 сентября 2025 года в Новом Манеже, в Москве открылась выставка старейшего российского художника Вячеслава Михайлова «Страсти по...», приуроченная к 80-летию мастера. В экспозиции - порядка 150 работ, созданных за 40 лет творчества: от монументальных библейских полотен до пронзительных портретов русских классиков.
Вячеслав Саввич Михайлов - советский и российский живописец, график, чья кисть создала немало шедевров. Появился на свет в 1945 году в селе Арзгир, что в Ставропольском крае. Обучался в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, в мастерской профессора Евсея Евсеевича Моисеенко (1916-1988).
Вячеслав Михайлов
В конце 1970-х годов совместно с художниками Валерием Луккой и Феликсом Волосенковым основал творческое объединение, которое отвергало академические рамки, находя новые горизонты самовыражения. Одним из таких нововведений стало акцентирование на «физиологии фактуры»: использование в живописи рельефных красочных слоев, намеренных разрывов холста, нарочито грубых заплат и швов, включение в художественное полотно различных предметов бытового обихода.
Автопортрет, 1998-2006
Автопортрет, 2009
Рождество, 2012
Вход в Иерусалим, 2013
Творчество Михайлова удостоилось признания: в 1999 году он стал «Заслуженным художником России», состоит в Союзе художников России с 1979 года, а также является членом Национальной ассоциации художников Италии ITALART.
Иоанн Креститель, 1999
Неверие Фомы, 2014
Поцелуй Иуды, 2012
Христос в пустыне, 2000
Вячеслав Михайлов, виртуоз, чьи рисунки, отчётливо демонстрирующие преемственность с репинской школой, поражали академиков ещё в годы студенчества, при желании мог бы снискать славу первого портретиста, но избрал вместо салонной карьеры тернистый путь поиска собственного, узнаваемого стиля. Один из выдающихся художников своего поколения, «невырубаемая топором» фигура питерского искусства рубежа веков, как было сказано в пресс-релизе его персональной выставки в московском ЦДХ (2003), он, по своему внутреннему заключению, является художником фигуративно-реалистического направления.
Тайная вечеря, 1989
Бичевание
Без названия
Спас нерукотворный, 2006
Фальшивый оракул, 1987
Легенда о Сизифе, 1990
Его «субъективистская» версия экспрессионизма, нередко доходящая по форме до абстракции, основана на реалистическом взгляде на мир, на твёрдом ощущении материальности окружающего. Эта реальность подчёркивается ощутимой плотностью и подчас гипертрофированной объемностью его живописи, созданной наслаиванием и застывшими подтёками рельефных паст.
Буцефал, 1999
Пастораль, 2000
Святой Мартин и нищий II, 2015
Переходящая ручей, 2009 г. Прекрасный пример заимствования!
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669). Женщина, идущая вброд. 1654 г.
Дерево, масло. 61.8 x 47 см. Лондонская национальная галерея.
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669). Вирсавия в купальне. 1654 г. Холст, масло. 142 х 142 см.
Лувр, Париж.
Немейский лев, 2012
Из серии «Погружение в античность»
За последние пять лет работы мастера демонстрировались на персональных выставках в Великобритании, Нидерландах, США и России (Санкт-Петербург, Москва). В 2015 году Государственный Русский музей организовал масштабную ретроспективную экспозицию. Регулярный участник международных проектов в России и за рубежом.
Добрый пастырь, 2010-2011
Крюков канал
Пейзаж II, 2017
Линцская симфония Антона Лубченко, 2019
Во время написания своих картин Вячеслав Саввич любит слушать симфоническую музыку -
Моцарта и других классиков.
Волна, 2014
Вячеслав Михайлов у картины «Четвертая война» на персональной выставке в Новом Манеже. Москва, 2025 г. Название картины «Четвертая война» художник позаимствовал у Альберта Эйнштейна, который еще давно констатировал, что после Третьей мировой войны, когда люди поубивают друг друга, будет Четвертая война, в которой они будут убивать друга палками, как в каменном веке, потому что человечество не может жить без войны.
Выставка художника Вячеслава Михайлова «Страсти по...» в «Новом Манеже», в Москве будет работать по 5 октября 2025 года.
Новый Манеж. Москва, Георгиевский переулок, 3 строение 3. Построен в 1888 г. в качестве электростанции. В 1908 году здание было впервые использовано в качестве выставочного пространства. В 1995 г. здание было преобразовано в «Малый Манеж», а позднее переименовано в «Новый Манеж».