Гавриил Никитич Горелов (1880-1966) - русский советский исторический художник. Учился в Пензенском художественном училище (1898-1903) у К.А. Савицкого, в 1903-1911 гг. – в петербургском Высшем художественном училище при Императорской Академии Художеств, с весны 1904 г. - в мастерской И.Е. Репина, с 1908 г. – в мастерской Ф.А. Рубо, а затем у П.П. Чистякова. В 1911 г. – получил звание художника за картину «Чудо при погребении Александра Невского». В 1911-1912 гг. – пенсионер Академии Художеств в Италии, Франции, Германии. Жил в Москве. С 1912 г. – член Товарищества передвижных выставок. В 1914-1915 гг. преподавал в Харьковском художественном училище, в 1937-1938 гг. – в Московском художественном училище памяти 1905 года. В 1924-1932 гг. – член ассоциации АХРР. Писал многофигурные композиции на революционные и особенно исторические темы, С 1947 г. – заслуженный деятель искусств РСФСР, с 1953 г. – действительный член АХ СССР. Лауреат Сталинской премии 3 степени (1950). Умер в Москве в 1966 г. в возрасте 86 лет и похоронен на Новодевичьем кладбище.
Гавриил Никитич Горелов. Фотография конец 1940-х - начало1950-х гг.
С первых дней Великой Отечественной войны Г.Н. Горелов оставался в Москве, никуда не выезжая в эвакуацию, и приступил к написанию картин, в которых снова обращается к темам исторического и батального характера, а также пишет много работ, посвященных героическим защитникам Отечества от фашистских захватчиков. В его произведениях звучат имена великих русских полководцев Александра Невского, Минина, Пожарского. Это картины «Партизаны в лесу» (1942), «Штыковой бой» (1942), «Подвиг товарища Павловой» (1942). В 1942 г. создает «Заседание Комитета Обороны» для Музея Революции, «Войска идут на фронт», ряд портретов, «Куликовская битва», «Александр Невский ведет псов рыцарей» (1947). В это же время он работал над картиной «Восстание Болотникова» и «Первый призыв Минина к народу» (1945) для Комитета по делам искусств.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Заседание Комитета Обороны. 1942 г. Холст, масло. 125 х 200 см.
Государственный центральный музей современной истории России, Москва.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Войска Советской Армии проходят по Красной площади. 1942 г.
Бумага на фанере, акварель, белила. 45 x 64 см. Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Штыковой бой. 1942 г. Холст, масло. 150 х 100 см.
Государственный центральный музей современной истории России, Москва.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Окно ТАСС N 415. «Бей по врагу ударной работой -
рабочему нет важнее заботы!» 1942 г. Плакат. 237 х 95 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Портрет генерал-лейтенанта И.И. Масленникова. 1941-1945 гг.
Бумага, акварель. 75 х 60 см. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Мужской портрет. 1940-е гг. Холст, масло. 43 х 28 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2008 г. Эстимейт 15.000 - 20.000 руб.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Мужской портрет. 1940-е гг. Холст, масло. 49 х 64 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2008 г. Эстимейт 20.000 руб.
Г.Н. Горелов (1880-1966). В музее. 1940-е гг. Холст, масло. 75 х 96 см. Аукционный дом СОВКОМ,
Москва, 2009 г. Эстимейт 80.000 - 100.000 руб.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Пасмурный день. Берег реки. 1940-1950-е гг. Холст, масло.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Окно на даче. 1940-1960-е гг. Холст, масло. 49,2 х 44,1 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2011 г. Эстимейт 15.000 - 25.000 руб.
Г.Н. Горелов (1880-1966). «Мы стоим за мир и отстаиваем дело мира». Сталин. 1945-1949 гг.
Бумага, акрил, гуашь. 21,5 x 41 см. Частное собрание.
В 1943 году Г.Н. Горелов едет в Тулу собирать материал для панорамы «Осада города войсками Василия Шуйского».
Картина «Восстание Болотникова» была написана в 1944 г. Напомним, что Болотников был холопом князя Телятевского из имения Микулино Волоколамского уезда. На широком полотне вождь крестьянского восстания Болотников, окруженный восставшими, идущих бить бояр, дворян и приказных, «учинив так, чтобы всяк всякому был равен». Войско Болотникова изображено на берегу речки близ Нижних Котлов, где 2 декабря 1606 года царь Василий Шуйский дал бой восставшим.
В 1945 году исполнено панно «Минин и Пожарский с новгородским ополчением» для дворца культуры города Златоуста, «Новгородское ополчение на пути к Москве» (1947) и «Минин приветствует народ с победой» (1947). На последней — центральная группа во главе с Мининым изображена на фоне храма Василия Блаженного – жемчужины древнерусского зодчества. Глядя на нее, вспоминаются слова: «Отступать некуда! Позади Москва!».
Г.Н. Горелов (1880-1966). Восстание Ивана Болотникова 1606-1607 гг. 1941-1944 гг. Холст, масло. 375 х 585 см.
Саратовский художественный музей имени А.Н. Радищева.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Бой болотниковцев с войсками Шуйского (Взятие крепости войсками Болотникова).
1950-е гг. Холст, масло. 62,5 х 125,5 см. Галерея Леонида Шишкина, Москва.
Захар Прилепин: «В моей домашней коллекции живописи есть, к моему счастью, одна из незаконченных работ
Гавриила Горелова «Взятие крепости войсками Болотникова». Сам по себе замысел, конечно, замечательный.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Александр Невский ведет псов-рыцарей во Псков. 1947 г. Холст, масло. 200 х 400 см.
Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Минин приветствует народ с победой. 1947 г. Холст, масло. 290 х 490 см.
Пермская государственная художественная галерея.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Минин приветствует народ с победой. Фрагмент. 1947 г.
Холст, масло. 290 х 490 см. Пермская государственная художественная галерея.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Портрет жены в профиль. 1945 г. Холст, масло. 99,5 х 81,5 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2005 г. Эстимейт $1.500-1.800 дол.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Народный художник Белорусской ССР З.И. Азгур перед двумя
портретными бюстами Георгия Димитрова и Феликса Дзержинского (сзади). 1944 г.
Холст, масло. 144 x 99 см. Частное собрание.
В 1945 году З.И. Азгур женился на Галине Гореловой, дочери академика Гавриила Горелова.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Т.Г. в черном. (Жена художника Татьяна Николаевна Горелова).
1948 г. Холст, масло. Частное собрание.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Вид на Москву. 1947 г. Холст, масло. 110 x 95 см.
Частное собрание.
Горелов Гавриил Никитич. Фотография, середина 1950-х гг.
За создание полотен, продолжавших традиции русской исторической живописи, Г.Н. Горелову в 1947 году Указом президиума Верховного Совета РСФСР присвоено почётное звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1948 году он пишет две картины «Казнь Степана Разина».
В послевоенные годы творчество Горелова приняло ещё более идеологизированный характер. В 1948-1949 гг. Г.Н. Горелов пишет ряд портретов рабочих советских фабрик и заводов. А в 1950 году постановлением Совета министров Союза ССР присуждена Сталинская премия третьей степени за портреты «Знатный мастер прокатного цеха завода „Серп и Молот“ А.С. Субботин», «Знатный сталевар завода „Серп и Молот“ М.Г. Гусаров с бригадой» и «Знатный сварщик завода «Серп и Молот» т. Хирин».
Г.Н. Горелов награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и медалью «В память 800-летия Москвы».
Г.Н. Горелов (1880-1966). Знатный мастер прокатного цеха завода «Серп и Молот» А.С. Субботин.
1949 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Знатный сталевар завода «Серп и Молот» М.Г. Гусаров с бригадой.
1949 г. Холст, масло. 200 x 200 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В 1953 году картина экспонировалась на Выставке советского и предреволюционного русского
изобразительного искусства в Берлине.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Знатный сталевар завода «Серп и Молот» М.Г. Гусаров
с бригадой. Фрагмент. 1949 г. Холст, масло. Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург.
Г.Н. Горелов (1880-1966). П.И. Сергеев - начальник цеха тонкосуконной фабрики
«Освобожденный труд». 1940-е гг. Картон, масло. 69,8 х 49,5 см. Аукционный дом СОВКОМ,
Москва, 2010 г. Эстимейт 30.000 - 50.000 руб.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Вид на Александровский сад. 1950-1960-е гг. Холст, масло. 58 х 141 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2007 г. Эстимейт 30.000 - 40.000 руб.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Выборы в Верховный Совет СССР. 1950-е гг. Холст, масло. 148 х 197 см.
Б. Институт русского реалистического искусства, Москва.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Трибуны зала заседаний. 1950-е гг. Холст, масло. 69,5 х 86,5 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2006 г. Эстимейт $1.000 – 1.200 дол.
Г.Н. Горелов (1880-1966). В зале заседаний. 1950-е гг. Холст, масло. 59,5 х 84,5 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2011 г. Эстимейт 10.000 - 15.000 руб.
Г.Н. Горелов (1880-1966). В зале заседаний. Эскиз. 1950-е гг. Холст, масло. 59 х 84 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2011 г. Эстимейт 30.000 - 60.000 руб.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Колонный зал. Эскиз. 1950-е Холст, масло. 44 х 56 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2009 г. Эстимейт 10.000 - 20.000 руб.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Строительство элеватора. 1950-е гг. Холст, масло. 41 х 49 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2005 г. Эстимейт $1.200 – 1.400 дол.
ОТЗЫВЫ О ТВОРЧЕСТВЕ Г.Н. ГОРЕЛОВА
1960-е годы
В период хрущевской оттепели некоторые работы Г.Н. Горелова начали подвергаться идеологической критике, так советские искусствоведы считали, что его исторические картины, написанные в период Великой Отечественной войны, принижают значение широких народных масс, например, в томе XIII (дополнительном) «Истории русского искусства» (издательство «Наука», 1964 г.) говорилось следующее: «В некоторых исторических картинах, написанных тогда Г. Гореловым на темы больших народных движений прошлого, народ выступает скорее как пассивная и безликая масса, чем как действенная сила истории».
Г.Н. Горелов (1880-1966). Встреча В.И. Ленина на Финляндском вокзале. 1950-е гг. Холст, масло.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Портрет жены. 1950-е гг. Холст, масло. 69,5 х 49 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2022 г. Эстимейт 40.000 - 80.000 руб.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Портрет женщины. 1950-е гг. Холст, масло.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Портрет девушки. 1950-е гг. Холст, масло.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Портрет художника Заира Исааковича Азгура. Середина 1950-е гг.
Холст на картоне, масло. 64 x 48 см. Волоколамский Кремль, Московская обл.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Портрет молодого человека в папахе. Середина 1950-е гг.
Холст, масло. 39 x 34,5 см. Волоколамский Кремль, Московская обл.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Старик с поднятой рукой. 1950-е гг. Холст, масло.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Портрет архимандрита. 1950-е гг. Холст, масло.100 х 68 см.
Частное собрание.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Запорожец. 1956 г. Бумага, уголь, акварель. 80 х 56 см.
Государственный исторический музей, Москва.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Портрет мальчика. Холст, масло. 56 х 43 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2008 г. Эстимейт 50.000 руб.
Отзывы. 1990—2000-е годы
В 1990-е годы в среде либеральных публицистов и журналистов было распространено мнение о художнике Гаврииле Горелове, как о советском «придворном художнике», например, писатель Владлен Сироткин в своей книге писал:
«Самое же поразительное - «свой музей» пытался было создать и Сталин. Сама эта идея оформилась еще до войны. В 1937 г. придворный сталинский художник Гавриил Горелов написал даже картину «Сталин и другие члены Политбюро осматривают макет Дворца Советов» и в 1953 г. - «Сталин и три богатыря» (изображающей И. В. Сталина в рост на фоне знаменитого полотна «Богатыри»)». После которых журнал «Weekend» представлял Гавриила Горелова «махровым соцреалистом» и «передвижником старой выучки».
Г.Н. Горелов (1880-1966). Сталин и три богатыря. Начало 1950-х гг. Холст, масло.
В 1990-е годы влиятельное издание «Коммерсантъ» именовало картину «Сталин и три богатыря» советским официозом и «кунстштюком 50-х годов», а приложение к газете «Коммерсантъ» увидело Гавриила Горелова специалистом по написанию похорон.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Портрет жены. 1951 г. Холст, масло. 81 х 51 см.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Дочь Галина (Жена художника Азгура). 1953 г.
Холст, масло. 100 х 75 см. Антикварный магазин – салон «А. Витт и Д. Леонтьев»,
Москва. Цена 600.000 руб.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Портрет театрального художника
Фёдора Фёдоровича Федоровского (1883-1955). 1953 г. Холст, масло. 110 х 74,3 см.
Пермская государственная художественная галерея.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Портрет Михаила Лынькова (1899-1975),
Председателя Союза писателей Белоруссии (с 1938 по 1948 гг.) 1954 г.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Директор школы N 605 Дзержинского района г. Москвы
Раиса Дмитриевна Брусничкина. 1956 г. Холст, масло. 122 х 85 см.
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Этюд женской головы. 1950-е гг. Картон, масло. 55 х 75 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2012 г. Эстимейт 120.000 - 180.000 руб.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Этюды женских и мужских голов. 1951 г.
Холст, масло. 59,5 х 39 см. Аукционный дом СОВКОМ, Москва.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Эскизы к картине. 1965 г. Холст, картон, масло. 69 х 49 см.
Отзывы. 1990-е гг.
В середине 1990-х годов Газета «Коммерсантъ» отмечала такую особенность работ Горелова, как совмещение произведения искусства с исторической ценностью, определяя картины его кисти раритетными. Однако в статье «Рождественские скидки на сталинизм» та же газета на примере работ Горелова отметила более чем умеренный интерес российской общественности 2000-х годов к советской живописи.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Стоянка первобытного человека. Эскиз. 1950-е гг. Холст, масло. 39,5 х 100 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2007 г. Эстимейт 30.000 - 40.000 руб.
В середине 1950-х годов Г.Н. Горелов работал над темами: Палеолитический, неолитический и бронзовый век для Государственного исторического музея, при работе над ними все время пользовался консультацией тов. Городцова и других научных сотрудников Исторического музея. Названные темы художник хотел видеть в монументальных картинах на стенах Исторического музея. Предлагал, свой труд выполнить бесплатно, но в этом ему было отказано. (Отказ мотивировали тем, что картины будут отвлекать внимание посетителя музея от экспонатов).
Г.Н. Горелов (1880-1966). Стоянка первобытного человека. Эскиз. 1950-е гг. Холст, масло. 41 х 136,5 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2007 г. Эстимейт 35.000 - 40.000 руб.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Бронзовый век. Эскиз панно для Исторического музея. 1950-е гг.
Холст, масло. 40 x 100 см. Государственный исторический музей, Москва.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Все богатства страны принадлежат народу. Открытие Волго-Донского судоходного канала имени В.И. Ленина. Репродукция работы. Коллектив художников: А. Герасимов, Г. Горелов, Н. Денисовский, Н. Дрючин, Р. Зенкова, С. Папекян. 1954 г. Б. Главный павильон ВДНХ.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Расцвет культуры народов СССР. Студенты у здания МГУ. Репродукция работы. Коллектив художников: А. Герасимов, Г. Горелов, Н. Денисовский, Н. Дрючин, Р. Зенкова, С. Папекян. 1954 г. Б. Главный павильон ВДНХ.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Наше счастливое детство. 1952 г. Холст, масло.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Дети в деревне. 1950-е гг. Картон, масло. Частное собрание.
Г.Н. Горелов (1880-1966). У рождественской ёлки. 1958 г. Холст, масло. 101 x 76 см.
Частное собрание.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Портрет жены. Холст, масло. 72,5 х 52,5 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2004 г. Эстимейт $2.000 - 2.500 дол.
Отзывы. 1990-е гг.
«Независимая Газета» определяла Гавриила Горелова, как «очень хорошего художника» и, напротив, называла академический соцреализм популярным в России, приводя в пример «приличного размера холст Гавриила Горелова».
«Новая газета» отметила, что Горелов писал портреты передовиков производства и получил за это Сталинскую премию. Газета «Известия» в статье о выставке «Большая картина», открытой в Русском музее в 2004 году, обратила внимание на «несколько великолепных картин Гавриила Горелова».
Г.Н. Горелов (1880-1966). С.М. Киров и А.М. Горький инспектируют строительство ДнепроГЭС. 1953 г.
Холст, масло. 109,2 х 149,9 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2006 г. Лот продан за GBP 11.400 фунтов.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Два этюда мужских голов. Холст, масло. 41,5 х 59,2 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2006 г. Эстимейт $4.000-7.000 дол.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Татьяна Горелова. Этюд. 1960-е гг. Картон, масло. 50 х 70 см.
Частное собрание.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Портрет жены. 1960 г. Холст, масло. 69,5 х 48,5 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 19 сентября 2025 г. Эстимейт 25.000-100.000 руб.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Женский портрет. 1960-е гг. Холст (дублированный), масло.
44 х 30,5 см. Галерея «Art-town», Москва.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Женщина в красном платке. 1960-е г.
Картон, масло. 70 х 49,5 см. https://Auction.ru. Цена 30.000 руб.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Фигуры женщин. Этюд к картине. 1960-е гг.
Картон, масло. 69 х 49 см. Галерея «Art-town», Москва.
Г.Н. Горелов (1880-1966). На отдыхе. 1961 г. Холст, масло. 205 х 339 см.
Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО, Москва.
В 2010 году газета «Ведомости» характеризовала Горелова «первостатейным соцреалистом». Предприниматель Миллиардер Алексей Ананьев приобрел для музея Институт русского реалистического искусства несколько работ художника.
Художник очень любил рисовать своих земляков – тружеников совхозов «Теряевский» и «Шестаковский». Они в картинах «Полдень» и «Свиноферма», которые экспонировались в залах Академии художеств в Москве.
Последней наиболее значительной работой Г.Н. Горелова была картина «Ленин с народом» В ней художник передал момент посещения Ильичем Центрального дома работников искусств в Москве. Картина экспонировалась на юбилейной выставке Горелова в одном из залов Академии художеств.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Выступление В.И. Ленина перед работниками искусства в 1921 г. 1963 г.
Холст, масло. 300 х 600 см. (!) Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2009 г. Эстимейт 2.500.000-3.500.000 руб.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Полдень. 1956 г. Холст, масло. 200 х 345 см.
Ростовский областной музей изобразительных искусств, Ростов-на-Дону.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Облака. 1960-е гг. Холст, масло. 62,3 х 99,3 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2012 г. Эстимейт 150.000 - 250.000 руб.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Дойка коров. 1960-е гг. Холст, масло. 97 х 129 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2005 г. Эстимейт $1.200 – 1.400 дол.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Портрет жены. 1961 г. Холст, масло. 49 x 69 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2008 г. Эстимейт 50.000 - 70.000 руб.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Портрет жены Г.Н. Гореловой. 1963 г. Холст, масло. 70 x 50 см.
Волоколамский Кремль, Московская обл.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Портрет Гореловой. 1965 г. Картон, масло. 70 х 50 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2008 г. Цена 15.000 руб.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Т.Н. в зеленом платке. Этюд. 1965 г. Холст на картоне, масло. 49 х 69 см.
Галерея «Art-town», Москва.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Этюд мужика в тулупе. До 1966 г. Холст на картон, масло.
70 х 58 см. Музей Российской академии художеств, Санкт-Петербург.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Токарь завода шлифовальных станков
Павел Борисович Быков. 1966 г. Холст, масло. 122 х 85 см.
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.
Последние годы Гавриил Никитич много работал над пейзажами. Его творчество отмечено способностью уловить суть русских пейзажей и уникальной чуткостью к природе. Он известен своими пейзажами, которые характеризуются безмятежной атмосферой и способностью уловить суть природы. Он любил рисовать русскую деревню в летний полдень, стога сена, как у Клода Моне, любоваться тишиной и поэтическими уголками в саду у террасы, около распустившихся кустов, раннюю весну на реке, с холодной бурной водой и посеревшими глыбами льда. И еще писал цветы. Он говорил, что писать цветы так же сложно, как портрет.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Художественный смотр в выставочном зале на Кузнецком мосту. Эскиз. 1960-е гг.
Холст, масло. 82 х 106 см. Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2005 г. Эстимейт $4.500 – 4.700 дол.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Облака. 1961 г. Холст, картон, масло. 50 х 70 см.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Опушка леса. Холст, масло. 35 х 47 см. Аукционный дом СОВКОМ,
Москва, 2021 г. Эстимейт 5.000 - 10.000 руб.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Пейзаж. Холст на картоне, масло. 49 х 48 см. Аукционный дом СОВКОМ,
Москва, 2008 г. Эстимейт 60.000 - 100.000 руб.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Сжатое поле. Холст, масло. 54 х 71 см. Аукционный дом СОВКОМ,
Москва, 2007 г. Эстимейт 145.000 - 170.000 руб.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Пейзаж. Картон, масло. 22 х 49 см. Аукционный дом СОВКОМ,
Москва, 2019 г. Эстимейт 5.000 руб.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Старый дуб. Этюд. 1955 г. Картон, масло.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Цветы на столе. 1965 г. Холст, масло. 49,5 x 70 см. Частное собрание.
Групповое фото, в центре сидит художник Горелов Гавриил Никитич. 1950-е гг.
Дети Гавриила Никитича. В семье было трое детей. Художник Ростислав Горелов, художник Галина Горелова (Азгур) (жена скульптора Заира Азгура), художник Юрий Горелов. Внуки — Максим Горелов, Ольга Горелова.
Сын Ростислав Гаврилович Горелов, 1916 года рождения, тоже учился на художника, но в 1930-е натурально попал в серьезную антисоветскую террористическую организацию.
Если б по этому поводу снимали сегодня сериал, то сына бы расстреляли, а отца отправили на Колыму. Но в реальности было чуть иначе. Сын-террорист и в тюрьме работал в художественной мастерской, и за хорошее поведение вышел досрочно, отсидев 2 года. На сверхуспешной работе отца посадка сына-террориста никак не сказалась. Он остался в когорте виднейших советских художников.
Ростислав Гавриилович Горелов (1916-2004). За Родину! (Подвиг связиста Н.С. Новикова
под Москвой в 1941 году). 1947 г. Холст, масло. 148 х 190 см. Ярославский художественный музей.
Ростислав Гавриилович Горелов (1916-2004). А.Т. Твардовский.
Бумага, карандаш. 28,2 х 21,7 см. Литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
Вадим Дмитриевич Фалилеев (1879-1950). Портрет Гавриила Никитича Горелова.
Офорт. 29,4 х 21 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Вадим Дмитриевич Фалилеев – еще один мой земляк, родился в 1879 году в селе Маис, ныне Никольский район Пензенской области. Учился в Пензенском художественном училище в 1899-1901 гг. одновременно с Гавриилом Гореловым.
И в заключение, несколько ранних и недатированных работ Гавриила Горелова:
Г.Н. Горелов (1880-1966). Копия картины Валентина Серова «Девушка, освещенная солнцем».
Г.Н. Горелов (1880-1966). На прогулке. 1900-е гг. Картон, масло. 35 x 37 см.
Аукционный дом «Три века», Москва. Эстимейт 18.000 - 35.000 руб.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Перед царским выходом в утро Христова Воскресения. Журнал «Нива».
Г.Н. Горелов (1880-1966). В старой Руси. Зачатки конституции. Договор с князем. Репродукция.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Крестьянские дети (Зимой на соломе). Холст на картоне, масло.
34,7 х 30,5 см. Ивановский областной художественный музей.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Этюд аплодирующего мужчины. Холст, масло. 83,5 х 59 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2005 г. Эстимейт $3.000 – 5.000 дол.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Этюды к картине. Холст, масло. 84 х 49 см.
Галерея Леонида Шишкина, Москва.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Эскиз. 1930-е гг. Холст, масло. 70 х 54 см.
Галерея Леонида Шишкина, Москва.
Справа - художник Гавриил Никитич Горелов, слева - неизвестный художник. Середина 1950-х гг.
Гавриил Никитич Горелов умер 16 августа 1966 года от лёгочно-сердечной недостаточности в возрасте 86 лет.
Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Могила художника Гавриила Горелова на Новодевичьем кладбище Москвы.
Гавриил Горелов – автор нескольких десятков картин, которые хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, Центральном музее Вооруженных сил РФ, Государственном центральном музее современной истории России, Музее религии и быта, Саратовском художественном музее имени А.Н. Радищева, в музее-галерее «Новый Эрмитаж - I» и других музеях и картинных галереях в нашей стране и за рубежом.
Однако за всю продолжительную творческую жизнь Гавриил Никитич Горелов удостоился единственной персональной выставки в 1950 году и небольшой книжицей, изданной в 1949 году в серии «Мастера советского искусства», но зато с заложкой ляссе.
1. Художник «Г.Н. Горелов» из серии «Мастера советского искусства». Москва, Советский художник, 1949 г. На обложке картина «Портрет знатного сталевара М.Г. Гусарова с бригадой», 1949 г. 2. Лауреат Сталинской премии, Заслуженный деятель искусств РСФСР Гавриил Никитич Горелов. Каталог выставки. Москва, Советский художник, 1950 г.