Г.Н. Горелов (1880-1966). Автопортрет. 1939 г. Холст, масло. Частное собрание.
Гавриил Никитич Горелов (1880-1966) - русский и советский художник. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1947). Лауреат Сталинской премии третьей степени (1950). Учился в Пензенском художественное училище (1898-1903) у Константина Савицкого, потом в Петербургской Академии художеств (1911), где был учеником Ильи Репина и Франца Рубо. По окончании Академии был премирован поездкой в Италию, где работал над картиной «Оргия в апартаментах Александра VI Борджиа» (завершена в 1956 году). Вернувшись в Россию, входил в Товарищество передвижных художественных выставок (1912-1916), краткое время преподавал в Харьковском художественном училище. В 1925-1926 гг. входил в АХРР, писал многофигурные композиции на революционные и особенно исторические темы. В 1937-1938 гг. преподавал в Московском областном художественном педагогическом училище памяти 1905 года.
Гавриил Никитич (Никитьевич, Никитович) Горелов родился 22 марта (3 апреля по новому стилю) 1880 года в Московской губернии, Клинского уезда, в селе Покровском в крестьянской семье. Родители Никита Осипович Горелов и Анисья Матвеевна Горелова. У них было семеро детей: три сына - Иван, Николай, Гавриил и четыре дочери - Ефросинья, Александра, Анастасия и Евдокия. С ранних лет Гаврила любил рисовать. В 8 лет поступил в школу, по окончании которой был отдан в ученье к иконописцу. С 15 лет уже жил самостоятельно, работал у подрядчиков, а заработанные деньги посылал родным, впоследствии на свой же заработок и учился. В 1898 году в возрасте 18 лет поступил в Пензенское художественное училище. «Я решил ехать в Пензу, — рассказывает Г.Н. Горелов, - во вновь открытое училище. Для этого мне надо было представить туда увольнительное свидетельство из сословия крестьян; не без труда я его получил и вместе с прошением послал, а почти и вслед сам туда поехал. В Пензе я держал экзамен в головной класс. В течение зимы я сделал большие успехи и был переведен в следующие классы». Так в 1898 г. Гавриил Никитич поступил в училище, где учился до 1903 года. Директором и преподавателем в училище был замечательный русский жанровый живописец, академик, действительный член Императорской академии Художеств Константин Аполлонович Савицкий (1844-1905). Одновременно с Гореловым в училище учился Аристарх Лентулов и позднее Владимир Татлин. Все годы обучения Горелова в училище Савицкий всячески помогал и поддерживал его. Окончив училище с отличием в 1903 г. по рекомендации его директора был принят в петербургское Высшее художественное училище при Императорской Академии Художеств без экзаменов.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Эскиз к картине «Осмеяние жидовствующих». 1900 г. Картон, бумага, масло.
33,5 х 45,5 см. Музей Российской академии художеств, Санкт-Петербург.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Портрет художника Петра Антоновича Краснова (1871-1952).
1901 г. Холст, масло. 107 x 72 см. Самарский художественный музей.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Натурщик, сидящий на фоне гипсового рельефа. Учебный этюд. 1904 г.
Холст, масло. 103 х 117 см. Музей Российской академии художеств, Санкт-Петербург.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Сцена из времен Петра I (Похороны на свиньях). Учебный эскиз. 1904 г.
Холст, масло. 103 х 178 см. Музей Российской академии художеств, Санкт-Петербург.
Г.Н. Горелов (1880-1966), И.И. Бродский (1884-1939). Афиша. Концерт А.К. Глазунова
в пользу учащихся СПб. Консерватории. 3 декабря 1906 г. Литография. 101 х 76 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Колокола - на пушки. 1906 г. Холст, масло.
Одесский национальный художественный музей, Украина.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Ряженые в деревне. 1906 г. Холст, масло. 178 x 212 см.
Одесский национальный художественный музей, Украина.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Ряженые, или Гадание. 1908-1909 гг. Бумага на картоне, акварель.
25 х 35,2 см. Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова, Уфа.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Осмеяние жидовствующих при Иоанне III. 1909 г. Холст, масло. 199 x 416 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Осмеяние (сожжение) еретиков в 1504 году в Москве. 1909 г. Репродукция.
За эту картину Горелов получил Золотую медаль в 1909 г. на Международной выставке в Мюнхене.
Золотая медаль, полученная Гореловым в 1909 г. за картину «Осмеяние еретиков»,
на Международной выставке в Мюнхене.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Сцена из времен Петра I. Эскиз. 1910 г. Холст, масло. 38 х 71 см.
Музей Российской академии художеств, Санкт-Петербург.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Крестьяне. 1910 г. Холст, масло. 192 x 226 см. Арт-фонд семьи Филатовых.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Чтение грамоты Троицкой Лавры в Нижнем Новгороде в 1611 г.
(с призывом крепко стоять за веру и Отечество в это смутное время).1911 г. Литография.
23х27,3 см. (лист); 12х8,9 см. (р.и.). Государственный музей А.М. Горького, Нижний Новгород.
В 1904 году началась русско-японская война и Гавриила Никитича призвали в армию, но брат Иван пошел служить за него, чтобы Гавриил Никитич смог дальше учиться. Ранее призывали в армию «от двора» по старшинству. Но так, как Гавриила Никитич был к тому времени женат, то в армию пошел Иван Никитич. С войны Иван Никитич не вернулся. Он погиб в 1904 году.
Через полгода после поступления в Училище Горелов был принят И.Е. Репиным в свою мастерскую. Находясь в классах и мастерской, участвовал и получал премии на конкурсах Академии художеств и давал работы на Всероссийский конкурс Общества поощрения художеств.
В 1906 г. за работу «Колокола на пушки» Горелов получил 1 премию. В 1907 г. за картину «Степан Разин на пути в Москву» - юбилейная премия, как за лучшее произведение конкурса, что дало возможность поехать за границу.
В 1908 г. присуждена 1 премия за картину «Осмеяние еретиков», которая в 1909 году на Международной выставке в Мюнхене удостоена золотой медали, за неё же в 1910 году на Весенней выставке получена 1 премия имени А.И. Куинджи.
В 1911 г. Горелов получил 1 премию за картину «Осмеяние трупа Ивана Милославского», которая была снята царским правительством с Международной выставки в Риме, чтобы не позорить честь Петра I.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Осмеяние трупа Ивана Милославского (Похороны Милославского). 1911 г.
Холст, масло. 253 x 557,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В 1697 году Петром I был раскрыт заговор на его жизнь, замышленный стрелецким полковником Иваном Цыклером, окольничим Алексеем Соковниным, сочувствовавшим раскольникам, и стольником Федором Пушкиным, не желавшим посылать за границу сыновей. Все трое были казнены 4 марта в селе Преображенском, причем экзекуцию сопровождали весьма типичные для характера Петра приготовления. Накануне было вынуто из могилы недавно погребенное тело дяди царевны Софьи Ивана Милославского, одного из недоброжелателей Петра, и привезено к месту казни на свиньях. Гроб был поставлен возле плах, и на труп Милославского стекала кровь казнимых. Столь дикое действо, мало совместимое с общим направлением деятельности Петра, было, тем не менее, историческим фактом.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Осмеяние Петром I трупа боярина Милославского. Эскиз к картине. 1913 г.
Холст, масло, тушь. 33,8 х 66,8 см. Красноярский художественный музей им. В.И. Сурикова.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Элегия Надсона. 1912-1913 гг. Репродукция.
С.Я. Надсон - Похороны
Слышишь - в селе, за рекою зеркальной,
Глухо разносится звон погребальный
В сонном затишье полей;
Грозно и мерно, удар за ударом
Тонет в дали, озаренной пожаром
Алых вечерних лучей...
1879 г.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Казнь Степана Разина. 1913 г. Репродукция.
В академии Горелов написал работу «Стенька Разин на пути к Москве» (упоминаемую Гиляровским в книге «Москва и москвичи»), за которую получил огромную по тем временам премию – 2 000 рублей. Академию закончил в 1911 году. И после этого снова получил крупную премию за достижения в живописи.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Русский городок и Феодоровский Государев Собор. (На переднем плане Юрий Ломан).
1916 г. Холст, масло. Музей-заповедник «Царское Село», г. Пушкин, Санкт-Петербург.
Федоровский городок - Дом для причта и служащих Фёдоровского Государева собора, его строительство было начато в 1913 г. по указанию Николая II. Расположен в городе Пушкин, в Санкт-Петербурге. Однако из-за начавшейся войны был превращен в лазарет, в котором лечились раненые 30 офицеров и 200 солдат. Лев Карохин в своей книге сообщал, что «один из любимых учеников И.Е. Репина художник Гавриил Никитич Горелов, устроил себе творческую мастерскую в одной из сторожевых башен ограды Феодоровского городка». В настоящее время Федоровский городок является Патриаршим подворьем.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Федоровский городок. 1916 г. Холст, масло. 65 х 175 см.
Музей-заповедник «Царское Село», г. Пушкин, Санкт-Петербург.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Федоровский городок. 1916 г. Холст, масло. 65 х 175 см.
Музей-заповедник «Царское Село», г. Пушкин, Санкт-Петербург.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Федоровский городок. 1916 г. Холст, масло. Музей-заповедник «Царское Село»,
г. Пушкин, Санкт-Петербург.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Федоровский городок. 1916 г. Холст, масло. 67 х 84 см.
Музей-заповедник «Царское Село», г. Пушкин, Санкт-Петербург.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Фёдоровский городок. Фрагмент (1). 1916 г. Холст, масло.
Музей-заповедник «Царское Село», г. Пушкин, Санкт-Петербург.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Фёдоровский городок. Фрагмент (2). 1916 г. Холст, масло.
Музей-заповедник «Царское Село», г. Пушкин, Санкт-Петербург.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Фёдоровский городок. Фрагмент (3). 1916 г. Холст, масло.
Музей-заповедник «Царское Село», г. Пушкин, Санкт-Петербург.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Вид лазарета в Федоровском городке. 1916 г. Холст, масло. 83 х 66 см.
Музей-заповедник «Царское Село», г. Пушкин, Санкт-Петербург.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Вид трапезной в Федоровском городке. 1916 г. Холст, масло. 65 х 82 см.
Музей-заповедник «Царское Село», г. Пушкин, Санкт-Петербург.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Вид Федоровского собора. 1916 г. Холст, масло. 82 х 65 см.
Музей-заповедник «Царское Село», г. Пушкин, Санкт-Петербург.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Вид Федоровского собора в Царском Селе. 1916 г. Холст, масло. 82 х 67 см.
Музей-заповедник «Царское Село», г. Пушкин, Санкт-Петербург.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Федоровский собор, иконостас. 1916 г. Холст, масло.
Музей-заповедник «Царское Село», г. Пушкин, Санкт-Петербург.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Чудо при погребении св. Александра Невского. (Дипломная работа).
1912 г. Холст, масло. Репродукция.
В 1911 году Гавриил Горелов окончил Академию художеств, представив дипломную работу «Чудо при погребении Александра Невского», для которой ему позировал сам Илья Ефимович Репин. Работа высоко оценивается Советом Академии и за неё художник получает золотую медаль, звание художника и право пенсионерской поездки за границу за казённый счёт. В этом же году новоиспечённый выпускник Академии отправляется в Италию, в Рим, где в течение года работает не покладая рук. Он копирует картину Рубенса «Вакханалия». Приехав в Рим, Гавриила Никитич изучает старых мастеров итальянского Возрождения. Попав в Ватикан, он с разрешения российского посланника при Папе, копирует стенные росписи Пинтуриккио в апартаментах Борджиа. Здесь из-под его кисти выходит ряд произведений на тему «Оргия в апартаментах папы Александра VI Борджиа», за которые ему присуждается право на вторую заграничную командировку. В годы учебы в Академии в жизни молодого художника произошло еще одно памятное событие: он познакомился с А.М. Горьким на острове Капри в Италии.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Оргия в апартаментах Папы Александра VI Борджиа. 1915-1856 гг.
Холст, масло. Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, Москва.
Возвратившись в 1957 году из Италии в Москву после окончания работы над картиной
«Оргия в апартаментах папы Александра VI Борджиа», Горелову пришлось писать
объяснительную записку, как была написана картина. Прелюбопытный документ.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Фрески в зале святых в апартаментах Борджиа в Ватикане. 1915-1856 гг.
Холст, масло. 60 х 83 см. Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2005 г. Эстимейт $900-1200 дол.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Обнаженные на солнце. Этюд к картине «Оргии в апартаментах папы
Александра VI Борджиа».1916 г. Картон, масло. 44 х 64 см. Частное собрание.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Обнаженная. Этюд к картине «Оргии в апартаментах папы Александра VI
Борджиа». 1910-1919 гг. Холст, масло. 64 x 96 см. Галерея Леонида Шишкина, Москва.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Этюд обнаженной натуры к картине
«Оргии в апартаментах папы Александра VI Борджиа». 1915-1856 гг.
Холст, масло. Частное собрание.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Сцена из времен Петра I. Вариант «Осмеяния трупа Ивана Милославского».
1916 г. Холст, масло. 51,5 х 153,5 см. Музей Российской академии художеств, Санкт-Петербург.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Сцена из времен Петра I. Вариант «Осмеяния трупа Ивана Милославского».
1916 г. Холст, масло. Днепропетровский художественный музей, Украина.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Этюд портрета. Журнал «Лукоморье». 1916 г. Холст, масло.
Перед отъездом за границу Г.Н. Горелов заключил договор с издателем Кнебелем написать 20 исторических картин, исполнены были только 12, империалистическая война 1914 года помешала их издать. По приезде из заграницы в 1914 году Горелов преподавал в Харьковском художественном училище и работал для издательства Кнебеля.
В начале 1916 года он возвращается в Петроград и пишет панно «Возвращение Дианы с охоты». Участвовал на выставках Общества передвижников, «Весенней» и за границей.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Семейный портрет. 1919 г. Холст, масло. 71 х 87 см.
Б. Институт русского реалистического искусства, Москва.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Война двух миров. 1919 г. Холст, масло. 96,5 x 211 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Конноармейцы под Воронежем после разгрома белогвардейского корпуса
генерала Мамонтова. 1919 г. Холст, масло. ff.traflinks.com
Г.Н. Горелов (1880-1966). Эскиз к картине «Конный корпус Буденного под Воронежем». 1920-е гг.
Холст, масло. 59,5 х 139 см. Галерея Леонида Шишкина, Москва.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Эскиз к картине «1-ая конная армия в Воронеже». 1920 г.
Холст, масло. 68 х 144 см. Аукцион ArtLib.ru. Цена 10.000 у.е.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Конный корпус под Воронежем. 1929 г. Литография 36,1 х 53,5 см.
Государственный центральный музей современной истории России, Москва.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Пугачевщина. 1921 г. Холст, масло. 35 х 53 см.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Крестьянское восстание. 1923 г. Холст, масло. 96 х 151 см.
Саратовский художественный музей им А.Н. Радищева.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Сцена из русской истории. 1920-е гг. Холст, масло. 59 х 82 см.
Галерея Леонида Шишкина, Москва.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Царевна Софья. 1921 г. Холст, масло. 99 х 69,4 см.
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»,
Архангельск.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Портрет мальчика. 1920-е гг. Холст, масло.
Частное собрание.
За границей Горелов кроме Италии посещает Германию и Франции. Много и плодотворно работает. Планы художника нарушает разразившаяся на полях Европы Мировая война, и в 1914 году он вынужденно возвращается в Россию. Вернувшись, Горелов входит в Товарищество Передвижных Художественных Выставок и некоторое время преподаёт в Харьковском художественном училище, а также работает для издательства Кнебеля, с которым перед поездкой за границу заключил договор на написание 20-и исторических полотен, из которых было написано 12. В 1915 году он переезжает в Петроград. Здесь художник начал работать как монументалист.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Колонный зал в траурные дни (Тело Ленина в Колонном зале). 1924 г.
Холст, масло. Государственный исторический музей, Москва.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Похороны вождя. 1926 г. Холст, масло. Б. Музей революции, Москва.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Памяти Ленина (В деревне в день похорон В.И. Ленина»). 1926 г.
Холст, масло. 38 х 54,5 см. Галерея Леонида Шишкина, Москва.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Нападение крестьян на помещичью усадьбу в 1905 году. 1925 г.
Хромолитография. 54 х 72 см. Музей «Новый Иерусалим», Московская обл.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Пугачев в Казани в июле 1774 года творит суд. 1925 г. Открытка.
Химкинская картинная галерея.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Историческая сцена (Суд Пугачева над помещиком). 1925 г. Холст, масло.
68,5 х 86 см. Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2008 г. Эстимейт 35.000 руб.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Казнь Пугачева. 1925 г. Холст, масло. Б. Музей революции, Москва.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Расправа с пугачевцами. 1924 г. Открытка. Химкинская картинная галерея.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Экзекуция в деревне (Порка крестьян в деревне). 1925 г. Холст, масло.
Государственный центральный музей современной истории России, Москва.
Г.Н. Горелов (1880-1966). 9 января 1905 года. 1925 г.
Г.Н. Горелов (1880-1966). На качелях. 1925 г. Холст, масло. 38,5 x 69 см. Частное собрание.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Ярмарка. 1925 г. Холст, масло. 65 х 42 см.
Частное собрание.
Октябрьский переворот 1917 года самым серьёзным образом изменил масштабы его творчества. Если раньше Горелов писал отдельные эпизоды русской истории, то теперь он переходит к изображению широких народно-революционных событий. Степан Разин, Емельян Пугачев и Иван Болотников становятся излюбленными героями его исторических картин.
В 1919 году Горелов участвует в конкурсе «Великая Октябрьская Социалистическая Революция» тремя своими картинами и получает сразу две премии II и III ранга за картины: «Крестьянское Восстание» и «Революция в деревне», а третья «Взятие Зимнего дворца» была приобретена в Музей Революции в Петрограде. В 1920 году он работает над темой «Степан Разин» и пишет панно к Октябрьским торжествам.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Степан Разин на Волге. 1924 г. Холст, масло. Государственный центральный музей
современной истории России, Москва.
Владимир Гиляровский в своей книге «Москва и москвичи» так описывал картину Горелова «Степан Разин на Волге»:
«Это с Дона челны налетели,
Взволновали простор голубой,-
То Степан удалую ватагу
На добычу ведет за собой…»
Это первый выплыв Степана «по матушке по Волге».
Г.Н. Горелов (1880-1966). Пугачевщина. 1928 г. Холст, масло. 52,5 х 68,5 см. (в раме 54,5 х 70,5 см.).
Пермский краеведческий музей.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Суд Пугачева над помещиками. Плакат. 1928 г. Бумага, литография.
41 x 56 см. Пермская художественная галерея.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Разгром крестьянского восстания. Плакат. 1929 г. Литография. 46 х 28,5 см.
Самарский художественный музей.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Праздник в деревне. 1928 г. Холст, масло. 37 х 41 см.
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников», Москва.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Русская зима. 1928 г. Холст, масло. 103,5 х 64 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2005 г. Эстимейт $6.000-7.000 дол.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Обнаженная со спины. 1930 г. Холст, масло.
Частное собрание.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Разговор. 1939 г. Холст, масло. Частное собрание.
Одновременно с этим Гавриил Никитич чутко реагирует на все знаменательные события из жизни молодой республики Советов. Темами его произведений становятся образы руководителей республики, участвующие в строительстве нового молодого государства.
В 1924 году Гавриил Горелов с семьёй переезжает в Москву и начинает преподавание рисования в школе 9-ти летке для беспризорников Волоколамского Детгородка, где организовывает художественную студию. Горелов участвует на конкурсе памятника тов. Свердлова и получает II премию.
Он также с большим интересом работает в Музее Революции и пишет картины для выставки АХРР «Степан Разин на Волге» и для музея Революции «Призыв Разиным голытьбы».
Г.Н. Горелов (1880-1966). Начальник политотдела 1-й Конной Армии И.Л. Перельсон.
1930 г. Холст, масло. 145 х 99 см. Центральный музей Вооруженных Сил РФ, Москва.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Портрет красного командира Н.И. Телегина. 1930-е гг.
Холст, масло. 100,5 х 75,5 см. Галерея Леонида Шишкина, Москва.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Конная атака. 1930-е гг. Холст, масло. 35 x 28 см. Аукционный дом СОВКОМ,
Москва, 2005 г. Эстимейт 260.000 - 390.000 руб.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Бегство белых. 1930 г. Холст, масло. 120 x 296 см.
Саратовский художественный музей им А.Н. Радищева.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Разоренная деревня (после налета банды Григорьева) 1930 г.
Литография. 36 х 50,5 см. Самарский художественный музей.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Расстрел 26 бакинских комиссаров. 1930-е гг. Холст, масло. 93 х 151 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2024 г. Эстимейт 250.000 - 500.000 руб.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Портрет юноши (Cын Ростислав, 1916 г.р.). 1930-е гг.
Холст, масло. 39,5 х 29 см. Галерея Леонида Шишкина, Москва.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Портрет врача Павлова. 1930 г. Холст, масло. 101,6 x 70,5 см.
Коллекция галереи «Лазарь», Чарльз-Сити, штат Вирджиния, США.
Г.Н. Горелов (1880-1966). В театре. 1930-е гг. Холст, масло. 33,5х39,5 см. Аукционный дом СОВКОМ,
Москва, 2008 г. Эстимейт 10.000 руб.
В 1924 году после того, как Товарищество передвижных художественных выставок влилось в Ассоциацию художников революционной России (АХРР), Горелов становится членом этой Ассоциации.
В 1925 году им были исполнены для экспозиции в Музее Революции три картины: «Пугачев творит суд в Казани», «Казнь Пугачева» и «Расправа с пугачевцами». С 1925 по 1927 годы Горелов был заведующим музея бывшего Донского Монастыря и написал «Похороны Вождя» и «9 января 1905 года» для выставок АХРР.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Ленин и мальчики. Эскиз. 1930-е гг. Холст, масло. Частное собрание.
Картина была написана по заказу «Музея Революции Союза ССР» и является эскизом к картине «По грибы на другой берег». Сейчас находится в Государственном центральном музее современной истории России, Москва.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Покупка сельскохозяйственных машин в сельскохозяйственной кооперации.
1933 г. Холст, масло. 42 х 55 см. Государственный центральный музей современной истории России, Москва.
В конце 1920-х - 1930-е гг. Г.Н. Горелов совершает поездки по стране. Он был на Урале, Северном Кавказе, Донбассе, Днепрострое и других местах. Это было началом нового этапа творчества художника: обращение к индустриальной тематике, образам советских людей. Итогом поездки стали картины: «Старый Белорецикий завод» (1935) - в огромные ковши сталелитейного завода поступает раскаленный металл, портрет знатных рабочих Горьковского автозавода, который вступил в строй в годы первых пятилеток (1935).
Г.Н. Горелов (1880-1966). Старый Белорецкий завод на Урале. Литейный цех. 1935 г. Фанера, масло.
121,5 х 152 см. Ярославский художественный музей.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Строительство Днепровской ГЭС. 1930-е гг. Холст, масло. 110 x 190 см.
Частное собрание.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Экскурсия на выставке произведений И.Е. Репина в Третьяковской галерее.
1935 г. Холст, масло. Национальный музей Республики Калмыкия им. Н.Н. Пальмова, г. Элиста.
Картина Г. Горелова «Экскурсия в Третьяковской галерее» получила серебряную медаль на международной выставке
в Париже.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Красноармейцы в Третьяковской галерее на выставке картин
художника И.Е. Репина. 1938 г. Холст, масло. Художественная выставка «ХХ лет РККА и ВМФ».
В 1938 году к двадцатилетнему юбилею Красной Армии Г.Н. Горелов пишет картину «Красноармейцы в Третьяковской галерее». На ней мы видим красноармейцев у картины И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Художник показал прямую связь между вольнолюбивым казачеством XVII века и славными победами и традициями Красной Армии. Картина Г. Горелова «Красноармейцы в Третьяковской галерее» экспонировалась на Всемирной выставке в Нью-Йорке.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Портрет художника Митрофана Борисовича Грекова
(1882-1934). 1934 г. Холст, масло. 150 х 100 см.
Новочеркасский музей истории донского казачества.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Мужской портрет. 1934 г. Холст, масло. 54,7 х 42 см.
Симферопольский художественный музей.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Пруд. 1930-е гг. Холст, масло. 64 x 100,5 см. Аукционный дом СОВКОМ,
Москва, 2005 г. Эстимейт $3.800 - 4.000 дол.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Плотина. 1934 г. Холст, масло. 80,3 х 100,3 см. Частное собрание.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Стога. 1936 г. Холст, масло. 68 х 69,5 см. Частное собрание.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Стога. 1930-е гг. Холст, масло. 72 х 66 см. Аукционный дом СОВКОМ,
Москва, 2007 г. Эстимейт 70.000-90.000 руб.
С 1937 по 1938 г. Горелов был преподавателем Художественного училища имени 1905 г. и летом в 1939 году руководил ИЗО студией имени Н. К. Крупской (от студии имею ценный подарок). Юбилейная выставка И. Е. Репина к столетию его рождения, устроенная в Третьяковской галерее навела на мысль изобразить экспозицию работ своего глубокочтимого и любимого учителя, написать пять композиций под названием «Экскурсии в Третьяковской галерее».
В 1937 году Гавриил Никитич Горелов получил серебряную медаль Международной выставки в Париже.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Руководители партии и правительства осматривают модель дворца Советов
в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Москва, 1937 г. Холст, масло. 210 х 415 см.
Ярославский художественный музей.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Прощание с А.М. Горьким. 1936 г. Холст, масло. 180 х 286 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2010 г. Эстимейт $300.000-450.000 руб.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Прощание с А.М. Горьким. 1936 г. Холст, масло. 180 х 286 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2010 г. Эстимейт $300.000-450.000 руб.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Максим Горький на смертном одре. 1936 г. Холст, масло, 52 х 68 см.
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2021 г.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Серго Орджоникидзе на смертном одре. 1937 г. Холст, масло. 52 х 68 см.
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2021 г.
По поводу последних картин критики в шутку назвали Горелова специалистом по написанию похорон.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Портрет пианиста Артюхова. 1937 г. Холст, масло.
Воронежский художественный музей им. И.Н. Крамского.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Портрет белорусского поэта Максима Танка (1912-1995).
1939 г. Холст, масло. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Портрет жены. Этюд. 1935 г. Холст, масло.100 x 85 см.
Частное собрание.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Портрет девушки в зелёном. 1938 г. Холст, масло.
Частное собрание.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Портрет девушки. 1938 г. Холст, масло.
Частное собрание.
В 1934-1937 годах Горелов работает в Крыму над диорамой «Бой у Чонгарского моста» к панораме «Штурм Перекопа» совместно с художником Афанасием Ефремовичем Куликовым (1884-1949), несколько раз выезжает на места боев для сбора материалов. Панораму составляли макет панорамы «Штурм Перекопа», макет диорамы «Первая Конная в тылу у Врангеля», макет диорамы «Переход через Сиваш», макет диорамы «Бой у Чонгарского моста», макет диорамы «Разгром Врангеля у Юшунских позиций». В 1940 году панорама «Штурм Перекопа» устанавливается в здании Симферопольской картинной галереи. В годы Великой Отечественной войны предпринимается попытка эвакуировать художественную коллекцию галереи через Керчь, но большая ее часть гибнет под фашистским артобстрелом. Известно, что часть подготовительных эскизов и этюдов, написанных в процессе работы над панорамой, удалось сохранить. Они хранятся в Музее героической обороны и освобождения Севастополя. В фондах Симферопольского художественного музея представлено 20 эскизов Афанасия Ефремовича Куликова к панораме «Штурм Перекопа».
Г.Н. Горелов (1880-1966). Портрет И.В. Сталина. 1940 г. Холст, масло. 220 х 120 см.
Тульский областной художественный музей.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Диорама Бой за Чонгарский мост. Эскиз. 1935 г. Холст, масло.140 х 521 см.
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Этюд к панораме Штурм Перекопа. Группа первого плана. 1940 г.
Холст, масло. 100 х 110 см. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Этюд к панораме Штурм Перекопа. Сидящие. 1940 г. Холст, масло. 100 х 110 см.
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Этюд к панораме Штурм Перекопа. Выездной. 1940 г. Холст, масло. 100 х 110 см.
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Этюд к панораме «Штурм Перекопа». Командиры. 1940 г.
Холст, масло. 107 х 97 см. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Этюд к панораме Штурм Перекопа. На откосе дамбы.
Красноармеец. 1940 г. Холст, масло. 80 х 60 см. Государственный музейно-выставочный центр
«РОСИЗО», Москва.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Этюд к панораме Штурм Перекопа. Типаж. 1940 г.
Холст, масло. 80 х 60 см. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»,
Москва.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Этюд к панораме Штурм Перекопа. Ведут раненного. 1940 г.
Холст, масло. 80 х 60 см. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Этюд к панораме Штурм Перекопа. Бой. 1940 г. Холст, масло. 121 х 182 см.
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Этюд к панораме Штурм Перекопа. Разбитая кухня. 1940 г. Холст, масло.
50 х 70 см. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Этюд к панораме Штурм Перекопа. Чонгар. Мост, центр. 1940 г. 60 х 80 см.
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Этюд к панораме Штурм Перекопа. Мост утром. 1940 г. Холст, масло.
60 х 80 см. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.
Г.Н. Горелов (1880-1966). Эскиз к картине «9 января». 1940 г. Холст, масло. 52 x 68 см.
Галерея Леонида Шишкина, Москва.
Сын художника студент Юрий Горелов поедает пирожок в окружении свой семьи, отца Горелова
Гавриила Никитича и матери Гореловой Татьяны Николаевны.
В годы Великой Отечественной войны Гавриил Горелов создал ряд произведений на военную тему: «Заседание Комитета Обороны» (1942) для музея Революции, «Штыковой бой» (1942), «Партизаны», «Александр Невский ведет псов рыцарей» и др. В 1943 г. работал над панорамой «Оборона Тулы», в 1945 г. создал панно «Минин и Пожарский с новгородским ополчением» для дворца культуры города Златоуста.