Александр Ефимович Лопухин (1897-1986). Автопортрет. 1944 г. Бумага, офорт.
Калининградский музей изобразительных искусств.
Александр Ефимович Лопухин (1897-1986) – русский, советский художник-акварелист, график, сценограф. В раннем творчестве художник был близок к объединению «Мир искусства», Союзу русских художников. Участвовал в выставке группы «Объединенное искусство» (ОБИС, 1925) в Москве. В 1918-1919 гг. учился в Московском ВХУТЕМАСе у П.В. Кузнецова и В.Д. Фалилеева. Участник Гражданской войны (1919-1921). В 1920-е гг. участвовал в организации «Окон РОСТА», художественный редактор в издательствах: «Труд и книга», «Труд», «Гудок». В начале 1930-х гг. работал в 12-ой архитектурно-художественной мастерской Моссовета по оформлению первой очереди станций Московского метрополитена. В годы Великой Отечественной войны был направлен в Свердловск, где руководил оформлением площадей, заводов, госпиталей. В 1944-1953 гг. – главный художник Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве. Принимал активное участие в восстановлении музея и организации различных тематических экспозиций собрания музея, а также многочисленных передвижных выставок. Член Союза художников СССР.
Павел Варфоломеевич Кузнецов. Фото 1909-1910 гг.
Александр Ефимович Лопухин родился 27 ноября 1897 года в Москве. Первоначальное образование получил в Московском университете (1915-1916). В 1918-1919 гг. учился в Московском ВХУТЕМАСе у Павла Варфоломеевича Кузнецова (1878-1968) и Вадима Дмитриевича Фалилеева (1879-1950). В 1915 г. выходит в свет первая книга с иллюстрациями А.Е. Лопухина.
Александр Лопухин вошел в историю изобразительного искусства вдохновенным певцом русской природы. Ее бесконечная переменчивость не только в разное время года, но и в течение одного только дня нашла талантливое и многогранное отражение в творчестве признанного мастера акварели, который за свою долгую жизнь успел создать сотни великолепных пейзажей. И каждый из них – уникален и неповторим.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Малаховка. Летний домик. 1913 г. Бумага, гуашь. 29,7 х 26,9 см.
Калининградский музей изобразительных искусств.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Москва. 1913 г. Картон, масло. 28 х 22,5 см.
Калининградский музей изобразительных искусств.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Зимний вечер. 1914 г. Холст, масло. 32,7 х 23,2 см.
Калининградский музей изобразительных искусств.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Подмосковье. 1914 г. Бумага, цветной мел, пастель. 15,3 х 24 см.
Калининградский музей изобразительных искусств.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Лето. 1914 г. Бумага, гуашь. 26,8 х 20,4 см.
Калининградский музей изобразительных искусств.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Крым. Ай-Петри. 1915 г. Бумага, акварель, гуашь.
34,6 х 26,1 см. Калининградский музей изобразительных искусств.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Томилино. Под Москвой. 1915 г. Бумага, гуашь. 26,5 х 35,6 см.
Калининградский музей изобразительных искусств.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Сквозь ольшаник. 1915 г. Бумага, гуашь. 35,5 х 26,7 см.
Калининградский музей изобразительных искусств.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Стволы деревьев. 1915 г. Бумага, гуашь. 26,6 х 35,5 см.
Калининградский музей изобразительных искусств.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Пейзаж. 1915 г. Холст, масло. 33,2 х 25 см.
Калининградский музей изобразительных искусств.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Городской пейзаж. 1916 г. Холст, масло. 32,2 х 26,8 см.
Калининградский музей изобразительных искусств.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Ростов Великий. 1916 г. Бумага, гуашь. 35 х 22,5 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2007 г. Эстимейт 6.000 - 8.000 руб.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Дома. Окна. 1916 г. Бумага, масло. 22 х 14 см.
Частное собрание.
В 1917 году Александр Лопухин принимал участие в Февральской и Октябрьской революциях. В 1917-1918 гг. работал в художественном отделе Московского Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. В 1918 г. - главный художник Орловского драматического театра. В 1919-1921 г.г. - добровольно вступил в ряды Красной Армии. Воевал на фронтах Гражданской войны. В 1921 г. Александр Лопухин работал художником в мастерской Политического управления Реввоенсовета (ПУР).
Частное собрание.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Comedia dell` arte II. 1916 г. Бумага, акварель, тушь. 18 х 17,8 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2008 г. Цена 4.000 руб.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Comedia dell` arte. 1916 г. Бумага, акварель, тушь. 21,5 х 17,7 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2008 г. Цена 4.000 руб.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Полководец. 1920 г. Бумага, акварель, карандаш.
37,5 х 25 см. Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2007 г. Эстимейт 3.500 - 4.500 руб.
Автор рисунка Ф.И. Захаров. Гравер А.Е. Лопухин. Экслибрис.
Русское общество друзей книги. 1920 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Книжный знак Григория Альбертовича Стерна.
Экслибрис. 1924 г. Бумага, гравюра. 10 х 5,5 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
В 1921 году Александр Лопухин был командирован эмиссаром Главмузея в Туркестанскую республику (Ташкент, Самарканд). В 1925 году он впервые участвовал в художественной выставке «Объединение искусств» (ОБИС) в Историческом музее в Москве.
Мастер силой своего дарования смог запечатлеть в акварели – технике сложной и даже капризной, но позволяющей выразить самые тонкие нюансы: как цвета и света, так и настроения самого автора, его удивление и восхищение окружающим миром. К технике акварели обращались в своем творчестве К. Брюллов, В. Суриков, М. Врубель, В. Серов, И. Репин, А. Бенуа и многие другие знаменитые мастера изобразительного искусства.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Биби Ханум. Самарканд. 1921 г. Дерево, масло. 52,5 х 45,3 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2021 г. Эстимейт 200.000 - 400.000 руб.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Ташкент. Мавзолей. 1921 г. Холст, масло. 22,6 х 20,8 см.
Калининградский музей изобразительных искусств.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Натурщица с драпировкой. Набросок. 1924 г.
Бумага, карандаш. 23 х 36,8 см. Мордовский музей изобразительных искусств
им. С.Д. Эрьзи, Саранск.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Обнаженная натурщица. Набросок. 1922 г.
Бумага, карандаш. 20,4 х 10,8 см. Мордовский музей изобразительных искусств
им. С.Д. Эрьзи, Саранск.
Писательница Герминия Цур Мюлен (1883-1951).
В 1922 г. Александр Лопухин участвовал в организации и работал в «Окнах РОСТА».
1923-1932 гг. - Художественный редактор в издательствах «Труд и книга», «Труд», «Гудок».
В 1924 году художник красочно оформил сказку «Цветы королевского сада» австрийской писательницы Герминии Цур Мюлен (1883-1951) в пересказе с немецкого М. Переплетчиковой. В книге в иносказательном виде рассказывается о подвиге юноши, защищавшего права рабочих. На месте убитого стражей юноши выросли красивые красные цветы. А сама писательница была вынуждена в 1933 г. эмигрировать из Германии от фашистского режима сначала в Вену, а потом в Англию, где она в бедности скончалась.
Герминия Цур Мюлен. Цветы королевского сада. Сказка. Пересказ с немецкого М. Переплетчиковой.
Рисунки А. Лопухина. Москва, Издательство «Красная новь», 1924 г. 16 с., ил. Тираж 5000 экз.
Две стороны обложки.
Герминия Цур Мюлен. Цветы королевского сада. Сказка. Рисунки А. Лопухина (1-2). 1924 г.
Герминия Цур Мюлен. Цветы королевского сада. Сказка. Рисунок А. Лопухина (3). 1924 г.
Герминия Цур Мюлен. Цветы королевского сада. Сказка. Рисунки А. Лопухина (4-5). 1924 г.
Герминия Цур Мюлен. Цветы королевского сада. Сказка. Рисунки А. Лопухина (6-7). 1924 г.
Герминия Цур Мюлен. Цветы королевского сада. Сказка. Рисунки А. Лопухина (8-9). 1924 г.
Герминия Цур Мюлен. Цветы королевского сада. Сказка. Рисунок А. Лопухина (10). Концовка. 1924 г.
Выставка акварелей, рисунков и офортов Александра Лопухина в студии им. И. Нивинского.
Пригласительный билет. 1937 г.
В 1933-1934 г.г. Александр Лопухин работал в 12-й архитектурно-художественной мастерской Моссовета по оформлению первой очереди станций Московского метрополитена. В 1935-1939 г.г. - в Экспериментальной офортной студии имени И.И. Нивинского.
В работе с техникой акварели предельно раскрывается темперамент художника, обнажается самый нерв его творческой индивидуальности – чувство цвета, степень и характер колористической одаренности. Именно поэтому история акварели демонстрирует обилие направлений, богатство самостоятельных манер, стилей и почерков, будто соревнующихся в своей неповторимости. Наряду с яркими достижениями больших мастеров, обозначающими вершины ее возможностей, чрезвычайно важна и общая культура акварели, создаваемая трудами широкого круга профессионалов, а иногда и просто любителями, и отражающая мироощущение целого поколения.
А.Е. Лопухин (1897-1986). 1. Сидящая натурщица. Набросок. 1937 г. Бумага, карандаш. 41,6 х 29 см. 2. Обнаженная натурщица. Набросок. 1937 г. Бумага, карандаш. 41,5 х 30,2 см. Оба - Мордовский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи, Саранск.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Подруги. Набросок. 1938 г. Бумага, карандаш. 39,8 х 31,8 см.
Мордовский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи, Саранск.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Шхуна у причала. Октябрь. Гагры. 1933 г. Бумага, акварель. 31,5 х 43,5 см.
Мордовский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи, Саранск.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Москва. Завод. 1937 г. Офорт, акватинта. 15 х 28 см.
Музейное объединение «Музеи Москвы».
А.Е. Лопухин (1897-1986). Парашютная вышка. Москва. 1938 г.
Картон, масло. 21,7 х 14,5 см. Музейное объединение «Музеи Москвы».
А.Е. Лопухин (1897-1986). Москва. Тучи над городом. Март 1938 г.
Бумага, акварель. 52 х 43,5 см. Музейное объединение «Музеи Москвы».
А.Е. Лопухин (1897-1986). Солнце село. Церковь Николы в Хамовниках. 1938 г. Картон, масло,15 х 21 см.
Музейное объединение «Музеи Москвы».
А.Е. Лопухин (1897-1986). Вечер. 1939 г. Бумага, офорт. 20,5 х 30 см. Аукционный дом «Литфонд»,
Москва, 2017 г.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Львов. Собор. 1940 г. Бумага, тушь, перо. 32 х 22 см.
Мордовский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи, Саранск.
В 1939 году после Освободительного похода Красной Армии в Польшу и по решению Верховного Совета УССР Западная Украина с городом Львовом была присоединена к Украине и таким образом вошла в Советский Союз. И естественный был интерес художника увидеть новые западные пейзажи страны. В 1960-1970-е годы А.Е. Лопухин много путешествовал и работал в Латвии, тогда тоже входившей в состав СССР.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Львов. Набросок. 1940 г. Бумага, тушь. 37 х 25 см.
Мордовский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи, Саранск.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Лермонтов. 1941 г. Бумага, офорт. 38,8х29,5 см. (лист);
15,8х12,8 см. (р.и.). Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2023 г.
В 1941 году в СССР планировали широко отметить 2 (15) июля 100-летие со дня смерти М.Ю. Лермонтова,
но из-за начала Великой Отечественной войны торжества оказались не ко времени.
В 1942-1944 гг. Александр Лопухин был командирован в Свердловск, который в годы Великой Отечественной войны стал кузницей Победы. Его командировали не как наблюдателя, а как бойца культурного фронта. Он оформлял площади, госпитали, цеха Уралмашзавода - поднимал дух рабочих. Руководил художниками, создавал «визуальную поддержку» в тылу. И в редкие минуты затишья... писал. Работал в цехах Уралмашзавода над серией акварелей и рисунков «Рождение уральского танка» к выставке «Урал - кузница оружия».
А.Е. Лопухин (1897-1986). Уралмаш. Свердловск. 1942 г. Бумага, карандаш.
39,4 х 29,9 см. Ярославский художественный музей.
А.Е. Лопухин (1897-1986). В цехе. Уралмаш. Свердловск. 1942 г.
Бумага, карандаш. 39,4. х 29,9 см. Ярославский художественный музей.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Бригада Коваленко на паровом трехтонном молоте. Кузнечный цех. Уралмаш.
Свердловск. 1942 г. Бумага, карандаш. 31,4 х 39,9 см. Ярославский художественный музей.
А.Е. Лопухин (1897-1986). В кузнице. 1944 г. Бумага, карандаш. 30,9 х 40,1 см.
Ярославский художественный музей.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Уралмаш. Прессовый цех. Свердловск. 1942 г.
Бумага, карандаш. 52,5 х 41,5 см. Удмуртский музей изобразительных искусств,
Ижевск.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Свердловск. Базар. 1943 г. Бумага, тушь. 21 х 18,5 см.
Удмуртский музей изобразительных искусств,
Ижевск.
Рисунки А. Лопухина со Свердловском, сделанные в 1943 году, завораживают. Работая акварелью, автор создает почти импрессионистические этюды, где люди, здания, закат не имеют четких контуров, будто сотканы из воздуха и света, но присутствует ощущение пространства и легкости. Пейзажи созданы в тяжелое военное время, но при этом полны света, возвышенности и утонченности. Вместо плакатной броскости - легкость, полупрозрачность. Такой контраст трогает до глубины души. Его работы - глоток красоты и надежды в кромешном аду войны. Это не бегство от реальности - это победа искусства над хаосом.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Свердловск. Белая ночь. 1943 г. Бумага, акварель. 41,2 х 52,5 см.
Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Театр оперы и балета им. Луначарского. Последний луч. 1943 г.
Бумага, акварель. 32,8 х 41 см. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Свердловск. Осенний день. Пруд. 1943 г. Бумага, акварель. 41,1 х 52,3 см.
Пермская художественная галерея.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Свердловск. Ветреный день. 1942 г. Бумага, акварель. 40,6 х 52,6 см.
Нижнетагильский музей изобразительных искусств.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Свердловск. Площадь Народной Мести (сейчас Вознесенская площадь).
Улица К. Либкнехта. Бумага, акварель. 41 х 32,8 см. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Свердловск. Круглый дом (Гостиница «Исеть»). 1943 г. Бумага, тушь, перо.
39,5 х 30,7 см. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Свердловск. Круглый дом. 1943 г. Бумага, тушь. 39,9 х 31,8 см.
Нижнетагильский музей изобразительных искусств.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Свердловск. Театр оперы и балета им. Луначарского. 1943 г.
Бумага, тушь, перо. 39,5 х 30,5 см. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Свердловск. Дом печати, Тургеневская улица и сквер
на площади Парижской коммуны. 1943 г. Бумага, тушь, перо. 38,5 х 31 см.
Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Свердловск. Водная станция «Динамо» на пруду. 1943 г.
Бумага, тушь, перо. 40 х 31,5 см. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Свердловск. Парк Дворца пионеров. 1943 г.
Бумага, тушь, перо. 40 х 32 см. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
Члены Политбюро в ГМИИ имени А.С.Пушкина в зале подарков Сталину. 1949 г.
В 1944 году после возвращения из Свердловска в Москву Александра Лопухина назначают Главным художником ГМИИ им. А.С. Пушкина, где проработал до 1953 г. Он принимал участие в восстановлении музея и организации всесоюзных и зарубежных выставок. В 1949 г. Пушкинский музей чуть не стал Музеем подарков И.В. Сталину к 70-летию вождя. В один день 30 сотрудников Музея были уволены. В течение 48-и часов полностью демонтировали недавно открытую постоянную экспозицию (около 1500 слепков и картин). 10 суток оставшиеся сотрудники вели прием на хранение поступавшие отовсюду дары вождю. Подарки продолжали поступать и после открытия выставки. Музей полностью преобразился. Классический портик закрыл гигантский портрет; залы с трудом вмещали обилие разнообразных экспонатов.
Группа осматривает подарки Сталину на выставке, посвященной 70-летию вождя.
Москва. ГМИИ им. А.С. Пушкина. 1949-1953 гг.
На три года с 1949 до 1953 г. Пушкинский музей фактически утратил свою экспозицию и функции. Но документы свидетельствуют, что сотрудники, действуя в крайне стесненных обстоятельствах, делали все для обеспечения сохранности музейной коллекции. После смерти Сталина в марте 1953 года встал вопрос о сохранении выставки навечно. Но 10-го августа того же года поступил приказ Министерства культуры СССР о расформировании «Выставки подарков И.В. Сталину». 26 декабря 1953 года состоялось открытие собственной обновленной экспозиции Музея.
А.Е. Лопухин (1897-1986). 1. Москва с Антипьевского переулка. 1944 г. Бумага, акварель, карандаш. 40 х 31,8 см. Мордовский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи, Саранск. 2. Вид на Андроньевский переулок. 1944 г. Частное собрание.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Снег в горах. 1946 г. Адлер. Бумага, акварель.
Калининградский музей изобразительных искусств.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Вечереет. Весна. 1948 г. Бумага, акварель. 30,4 х 39.5 см.
Мордовский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи, Саранск.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Голубое море. Хоста. 1949 г. Картон, масло. 15 х 20,9 см.
Калининградский музей изобразительных искусств.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Весною. Заросший канал. 1951 г. Холст, масло. 24 х 33,5 см.
Калининградский музей изобразительных искусств.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Март. Городская весна. 1951 г. Холст, масло. 24,1 х 33,4 см.
Калининградский музей изобразительных искусств.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Подмосковье. Станция Сходня. Летний пейзаж. 1951 г. Холст, масло. 24 х 33,6 см.
Государственный исторический музей, Москва.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Ветлы. 1952 г. Картон, масло. 13,7 х 15,5 см.
Калининградский музей изобразительных искусств.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Кусково. 1952 г. Холст, масло. 29 х 24,1 см.
Калининградский музей изобразительных искусств.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Братцево. 1952 г. Холст, масло. 22,8 х 33,8 см.
Калининградский музей изобразительных искусств.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Зима. Голубые сумерки. 1952 г. Картон, масло. 24,5 х 35 см.
Калининградский музей изобразительных искусств.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Подмосковье. Усадьба Суханово. Вид речки Гвоздни. Летний пейзаж. 1952 г.
Картон, масло. 23 х 33,7 см. Государственный исторический музей, Москва.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Село Никольское в Подмосковье. Пейзаж с болотом и церковью на заднем плане.
1952 г. Картон, масло. 24,5 х 35 см. Государственный исторический музей, Москва.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Натюрморт на черном стекле. 1951 г. Бумага, гуашь. 42 х 31 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва. Продано.
Александр Лопухин успешно работал и в технике офорта, и в театрально-декоративной сфере, проявил себя замечательным портретистом, мастером жанровых сцен. Но ничто так не притягивало и не вдохновляло его, как русская природа. Именно в пейзажных мотивах Лопухин нашел отклик своим представлениям о прекрасном. И хотя эти произведения написаны много лет назад, их очарование – не отцветает, оно вечно, как и само искусство. Актуальность же такого искусства – только возрастает, потому что наступление человека на природу продолжается. И неизвестно, живы ли еще те чудесные уголки родной русской природы, незабываемые встречи с которыми дарят нам акварели Александра Лопухина. Но в истории изобразительного искусства они остались навсегда.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Усадьба Братцево. Вид портика дворца с прилегающей частью парка. 1953 г.
Картон, масло. 24,5 х 35 см. Государственный исторический музей, Москва.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Усадьба Братцево. Вид части дворца и парка. Зимний пейзаж. 1953 г.
Картон, масло. 25,2 х 34 см. Государственный исторический музей, Москва.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Кусково. 1953 г. Картон, масло. 23,6 х 33,5 см.
Калининградский музей изобразительных искусств.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Сенеж. 1953 г. Картон, масло. 24,4 х 34 см.
Калининградский музей изобразительных искусств. Почти Ван Гог!
А.Е. Лопухин (1897-1986). Белая ночь. Вечер над городом. 1953 г. Холст, масло. 24 х 34 см.
Калининградский музей изобразительных искусств.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Март. Москва. 1954 г. Холст, масло. 30,8 х 40,1 см.
Калининградский музей изобразительных искусств.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Строительство ТЭЦ Ленинградского района. Москва. 1956 г.
Бумага, акварель. 39 х 52 см. Музейное объединение «Музеи Москвы».
А.Е. Лопухин (1897-1986). Зимнее утро. Москва. Сквер у Киевского вокзала. 1957 г. Бумага, акварель.
27,3 х 35,5 см. Мордовский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи, Саранск.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Коломенское. Вид церкви Вознесения и части церкви
Казанской Богоматери. 1956 г. Бумага, акварель. 52,8х41,8 см. (лист); 40х30,5 см. (р.и.).
Государственный исторический музей, Москва.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Переславль-Залесский. У монастырского пруда. 1957 г.
Бумага, акварель. 38 х 31,5 см. Государственный исторический музей, Москва.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Собор в Переславле-Залесском. 1957 г. Бумага, акварель, карандаш.
39,6 х 51,1 см. Костромской музей-заповедник.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Вид на церкви в центре Переславля-Залесского. 1957 г. Бумага, акварель.
39,7 х 51,7 см. Государственный исторический музей, Москва.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Зима в Переславле. Никольская надвратная церковь Горицкого монастыря.
1957 г. Бумага, акварель. 33 х 41,8 см. Государственный исторический музей, Москва.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Переславль-Залесский. Вид на Горицкий монастырь со стороны улицы
Большая Крестьянская. 1957 г. Бумага, акварель. 35 х 50 см. Государственный исторический музей, Москва.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Полдень в старом Суздале. 1958 г. Бумага, акварель. 41,5 х 51,5 см.
Государственный исторический музей, Москва.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Суздаль. Покровский монастырь. 1958 г. Бумага, акварель. 30 х 42 см.
Государственный исторический музей, Москва.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Ленинград. Прачечный мостик. 1958 г. Бумага, акварель. 29,7 х 41,7 см.
Ярославский художественный музей.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Ленинград. Набережная Мойки. 1958 г. Бумага, акварель. 20 х 26 см.
Государственный исторический музей, Москва.
В Калининградском областном музее изобразительных искусств находится самая большая коллекция работ Александра Ефимовича Лопухина, более 150 произведений. В экспозиции представлены пейзажи художника, выполненные акварелью. Каждая работа – это утонченное признание художника в любви своей Родине, большим городам и небольшим деревням, величественным монументам и хрупким избушкам. Каждая работа – это настоящий глоток свежего воздуха для тех, кто устал от повседневной суеты и хочет вырваться из городского заточения во вдохновенный мир природы, воздушный и чистый, как прозрачная акварель. Большинство его произведений – пейзажи, портреты, жанровые зарисовки. Много времени он уделял театрально-декорационному искусству.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Москва. Москворецкая набережная (Москва-река с Устьинского моста).
19 декабря 1958 г. Бумага, акварель. 30 х 41,6 см. Музейное объединение «Музеи Москвы».
А.Е. Лопухин (1897-1986). Гоголевский бульвар. 1958 г. Бумага, акварель. Arbat-Msk.Ru
А.Е. Лопухин (1897-1986). На площади Маяковского. 24 декабря 1959 г. Бумага, акварель. 32,2 х 41,7 см.
Музейное объединение «Музеи Москвы».
А.Е. Лопухин (1897-1986). Памятник К.А. Тимирязеву. 1959 г. Бумага, акварель, карандаш. 32,3 х 43,7 см.
Костромской музей-заповедник.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Стройка в Черкизове. 1959 г. Литография. 39,3 х 31,4 см.
Мордовский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи, Саранск.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Первое мая на площади Свердлова. Москва. 1960 г. Бумага, акварель. 35 х 51,9 см.
Ярославский художественный музей.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Москва-река. 1960 г. Бумага, акварель. 22,5 х 29,5 см. Аукционный дом Егоровых,
Москва. Эстимейт 3.600 - 4.500 руб.
А.Е. Лопухин (1897-1986). У Казанского вокзала. 1963 г. Литография. 30,5 х 40 см.
Мордовский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи, Саранск.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Рига с Даугавы. 1966 г. Бумага, акварель. 32,6 х 54,6 см.
Костромской музей-заповедник.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Клайкалнциемс. Латвия. Зимний улов. 1966 г. Бумага, акварель. 39 х 55 см.
Мордовский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи, Саранск.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Озеро Лайметциемс. Латвия. 1966 г. Бумага, акварель, карандаш. 38,5 х 54,3 см.
Костромской музей-заповедник.
Такого озера Лайметциемс в современной Латвии нет. Есть озеро Лапмежциемс и поселок коттеджного типа
Аматциемс.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Озеро Каплере. Болотце. Латвия. 1966 г. Бумага, акварель. 38,3 х 54,5 см.
Костромской музей-заповедник.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Лачупе. Латвия. Выпал снег. 1966 г. Бумага, акварель. 42,2 х 54,1 см.
Костромской музей-заповедник.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Церковь Николы на Болвановке на Таганке. Москва.
1966 г. Бумага, акварель. 51,5 х 39,6 см. Ярославский художественный музей.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Троице-Сергиев монастырь. 1966 г. Бумага, акварель, гуашь.
37.5 х 38 см. Антикварный магазин «Каруна и Ко», Москва.
Обращаю ваше внимание - каким каллиграфическим почерком Лопухин подписывал свои картины!
А.Е. Лопухин (1897-1986). Бигаун. Латвия. Хляби небесные. 1967 г. Бумага, акварель. 46,1 х 66,1 см.
Костромской музей-заповедник.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Майори. Латвия. 1970 г. Бумага, акварель, карандаш. 46,5х61,5 см.
Костромской музей-заповедник.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Сабиле (Старый Сабиле). Латвия. 1970 г. Бумага, акварель. 50,5 х 66,3 см.
Мордовский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи, Саранск.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Новоспасский монастырь зимой. 9 января 1971 г. Бумага, акварель.
46,4 х 60,7 см. Музейное объединение «Музеи Москвы».
А.Е. Лопухин (1897-1986). На Западной Двине. 1970 г. Бумага, акварель, карандаш. 46,4 х 61 см.
Костромской музей-заповедник.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Поковка ствола. 1970 г. Бумага, акварель. 49 х 66 см.
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.
Кроме Калининградского областного музея изобразительных искусств работы Александра Лопухина находятся в ряде российских музейных собраний, в том числе в ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве, Музейном объединении «Музей Москвы», Костромском музее-заповеднике, Мордовском музее изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи в Саранске, Нижнетагильском музее изобразительных искусств, Пермской художественной галерее, Чувашском государственном художественном музее в Чебоксарах, Ярославском художественном музее и других музеях и частных собраниях.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Траханеево. Московская область. 28 марта 1972. Бумага, акварель.
Музей изобразительных искусств Тюмень.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Весной повеяло. Траханеево. 3 апреля 1972. Бумага, акварель. Частное собрание.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Клязьма. Деревья под дождем. 8 апреля 1972. Бумага, акварель.
Звенигородский музей-заповедник.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Клязьма. 1972 г. Бумага, акварель. Калининградский музей изобразительных искусств.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Полустанок. 1972 г. Бумага, акварель. 61 х 46 см. Частное собрание.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Авари. Латвия. Лесное озеро. 1974 г.
Бумага, акварель, карандаш. 61,3 х 46,1 см. Костромской музей-заповедник.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Стирнурагс. Латвия. 1974 г. Бумага, акварель. 45 х 61 см.
Аукционный дом ALTERS, Москва.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Плакучая ива. 1974 г. Бумага, акварель. 42,4 х 60,8 см.
Костромской музей-заповедник.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Осеннее кружево. 1975 г. Бумага, акварель, карандаш. 46,5 х 61,4 см.
Костромской музей-заповедник.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Завечерело. 1976 г. Бумага, акварель. 47 х 62 см.
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.
А.Е. Лопухин (1897-1986). На лов. 1977 г. Бумага, акварель, карандаш. 43,2 х 61,3 см.
Костромской музей-заповедник.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Василий Блаженный. Москва. (Церковь Василия Блаженного). 1975-1977 гг.
Бумага, акварель. 49,8 х 61,7 см. Мордовский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи, Саранск.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Спунвупе. Латвия. 1980 г. Бумага, акварель, карандаш. 48,5 х 62,5 см.
Костромской музей-заповедник.
А.Е. Лопухин (1897-1986). Автопортрет. 1937 г. Бумага, тушь, перо. 22 х 17,7 см.
Приморская картинная галерея, Владивосток.
Точная дата смерти Александра Ефимовича Лопухина неизвестна, по одним источникам он умер в Москве в 1985 году,
по другим – в 1986 году в возрасте около 89 лет.