Андрей Владимирович Ремнёв на фоне картины «Мерный лоскут». 2020 г.
Андрей Владимирович Ремнёв - современный российский художник, известный сюжетами обворожительной повседневности традиционного общества России и Европы минувших столетий. Родился в 1962 году в Яхроме в окрестностях Москвы. Ремнев окончил Московскую школу художеств и престижную Суриковскую академию. Затем стажировался в Германии, работал во Франции, Швейцарии, на Кипре. В течение 8 лет изучал иконопись под руководством иконописца о. Вячеслава (Савиных) в Спасо-Андрониковском монастыре в г. Москве. Но свою художественную технику Ремнев строит на сочетании приемов древнерусской иконописи, русской живописи XVIII века, композиционных находок «Мира Искусства» и русского конструктивизма. Подобно художникам прошлого Ремнев использует натуральные пигменты, стертые вручную на яичном желтке. Сегодня работы Андрея Ремнёва стали широко известны. Многие по ошибке причисляют его к классикам, полагая, что современные мастера на создание подобных шедевров не способны.
Андрей Ремнёв на фоне картины «Стрелка». 2015 г.
В картинах Андрея Ремнёва, связанных с темой русской народной жизни, часто возникает образ идеального русского провинциального города. Белые дома с красными крышами стоят по берегам тихих и широких разливов рек, все добротно и прибрано, кругом порядок и размеренность. В свое время на Ремнёва восторженное впечатление произвел город Гороховец и фотографии Нижнего Новгорода фотохудожника Карелина. Воспоминания об этих городах послужили прообразом идеального города. Его обитатели сами являются идеальными образами русского народа, в которых художник видит и открывает зрителю его лучшие черты («Продавец игрушек», «Стружки», «Стрелка»).
Неизвестный художник. Вельможа (А.Д. Меньшиков). 2018 г. Холст, масло. 80 х 70 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Рисунки изразцов на печке А. Ремнёва.
А.В. Ремнёв (род.1962). Марина. 1987 г. Холст, масло. Первая картина художника,
которую приобрел Союз художников МОСХ.
А.В. Ремнёв (род.1962). Портрет Жасмин (Portrait of Yasmin). 2018 г. Холст, масло.
https://www.reddit.com
А.В. Ремнёв (род.1962). Портрет детей. 2019 г. Холст, масло.
А.В. Ремнёв (род.1962). Волга-матушка. 2019 г. Холст, масло. 70 х 65 см. https://vk.com/andreyremnev
Картина была написана к выставке «Мать и Дитя» в галерее Dorothy Circus Gallery в Риме.
А.В. Ремнёв (род.1962). Золотой раб. 2019 г. Холст, масло. 132 х 81 см.
https://vk.com/andreyremnev
А.В. Ремнёв (род.1962). Золотой раб. Фрагмент. 2019 г. Холст, масло. 132 х 81 см.
https://vk.com/andreyremnev
А.В. Ремнёв (род.1962). Мерный лоскут. 2020 г. Холст, масло. 150 х 100 см.
https://www.remnev.ru
А.В. Ремнёв (род.1962). Тихие шаги. 2020 г. Холст, смешанная техника. 45 х 31 см.
https://vk.com/andreyremnev
А.В. Ремнёв (род.1962). Третья стража. 2020 г. Холст, масло. 90 х 100 см. https://www.remnev.ru/
ИЗ ИНТЕРВЬЮ АНДРЕЯ РЕМНЁВА ФРАНЦУЗСКОМУ ИЗДАНИЮ «Le Courrier de Russie» (РУССКИЙ КУРЬЕР),
декабрь 2014 ГОДА:
Р.К.: Как картина ворвалась в вашу жизнь?
А.Р.: Как и все дети, я брал уроки рисования в городском доме культуры до тринадцати лет, затем мне захотелось продолжить, и каждое воскресенье я садился на автобус и проезжал двадцать километров с большим количеством пересадок, чтобы учиться у профессионального художника. После окончания средней школы я поступил в художественное училище и проучился там четыре года, не произведя на него особого впечатления, затем отслужил военную службу и вернулся в Московскую академию художеств. Это была мечта каждого: в советское время художники, художники жили хорошо, у меня была перспектива хорошего будущего, но когда я закончил учебу, Советский Союз распался… Сначала я много путешествовал по Европе в приемных семьях, а затем вернулся в Россию, чтобы преподавать в Суриковской школе изящных искусств, что дало мне новый источник вдохновения.
А.В. Ремнёв (род.1962). Куратор. 2021 г. Холст, масло. 90 x 90 см. https://vk.com/andreyremnev
Как написали комментаторы ВКонтакте – здесь уже без искусствоведов не понять.
А.В. Ремнёв (род.1962). Дионисии. 2021 г. Дерево, левкас, темпера, 31 х 27 см.
https://vk.com/andreyremnev
А.В. Ремнёв (род.1962). Гоби. 2021 г. Дерево, левкас, темпера, 27 х 31 см. https://vk.com/andreyremnev
А.В. Ремнёв (род.1962). Грозовой фронт. 2021 г. Дерево, левкас, панель, 27 х 31 см.
https://vk.com/andreyremnev
А.В. Ремнёв (род.1962). Каменные Бабы. 2021 г. Дерево, левкас, темп. 27 х 31 см.
https://vk.com/andreyremnev
А.В. Ремнёв (род.1962). Бегство в Египет. 2021 г. Дерево, левкас, темп. 27 х 31 см.
https://vk.com/andreyremnev
Русский Курьер (продолжение): Каким образом?
А.Р.: Я был замкнут в своей работе, и когда мне нужно было поговорить, поделиться своим опытом, я мог делать это со студентами и многое от них получал. Они помогают мне разобраться в текущих событиях, в сегодняшней жизни, заряжают энергией. Мои ученики питают мое вдохновение.
Р.К.: Как бы вы описали эту энергию?
А.Р: Дискуссии об искусстве, о том, как они рисуют, о том, как они видят мир, эти студенты не знают, хорошо или плохо то, что они делают, и я вижу в их работах то, что они неосознанно выражают и что они не умели ценить. Художники очень полагаются на эмоции, и иногда перед произведением искусства чувствуется больше эмоций, чем во время разговора. Мы можем смотреть вместе с другими на произведение, ничего не говоря, в нем есть всевозможные энергии. Следует добавить, что в художественной академии преподаватели и студенты имеют одинаковые культурные основы, будь то живопись Средневековья, Матисс, Ван Гог или импрессионисты, мы учились у одних и тех же художников, академических или нет.
А.В. Ремнёв (род.1962). Сон Папагено. 2021 г. Смешанная техника. 150 х 100 см.
https://www.remnev.ru. Папагена, персонаж оперы Моцарта «Волшебная флейты»,
ловец птиц, который ищет свою половину, девушку Папагену.
А.В. Ремнёв (род.1962). На цыпочках. 2010 г. Фотография 2021 гг.
Холст, масло. 34 х 24 см. https://vk.com/andreyremnev
А.В. Ремнёв (род.1962). Травница. 2021 г. Смешанная техника. 70 х 60 см.
https://vk.com/andreyremnev. Картина написана во время пандемии
под впечатлением от сообщений о работе врачей.
А.В. Ремнёв (род.1962). Травница. 2021 г. Холст, темпера. 120 х 100 см.
https://vk.com/andreyremnev
А.В. Ремнёв (род.1962). Травницы. 2021 г. Дерево, левкас, темпера. 27 х 31 см.
https://vk.com/andreyremnev
А.В. Ремнёв (род.1962). Разнотравье. 2021 г. Дерево, левкас, темпера. 27 х 31 см.
https://vk.com/andreyremnev
А.В. Ремнёв (род.1962). Урожай. 2021 г. Дерево, левкас, темпера. 30,5 х 26,5 см.
https://vk.com/andreyremnev
А.В. Ремнёв (род.1962). Средняя Азия. 2021 г. Дерево, левкас, темпера, 31 х 27 см.
https://vk.com/andreyremnev
А.В. Ремнёв (род.1962). Обоняние. 2021 г. Дерево, левкас, темпера. 31 х 27 см.
https://vk.com/andreyremnev
А.В. Ремнёв (род.1962). Самоизоляция. 2021 г. Дерево, левкас, темпера. 31 х 27 см.
https://vk.com/andreyremnev.
Р.К.: Как насчет ваших картин? Не могли бы вы их коротко охарактеризовать?
А.Р: Это сложно. Что я могу сказать, так это то, что до советских времен русская живопись соответствовала европейской школе, а затем цепочка оборвалась, и художники, которые создавали искусство ради искусства, исчезли в Советском Союзе, например, художники в стиле ар-деко. Мне близок ар-деко и конструктивизм Малевича, Шагала, Кандинского, но у меня также есть собственное восприятие текущих событий. Моя живопись понятна всем, возможно, это не чистое искусство, но для меня важны эмоции, которые содержат мои работы; мои картины воспринимаются так, как я их вижу, так, как я хочу, чтобы их воспринимали. Что, кстати, интересно и забавно, так это то, что в Европе и в России их воспринимают одинаково. Судя по отзывам, которые я читаю, везде я наблюдаю одну и ту же реакцию.
А.В. Ремнёв (род.1962). Волга-Матушка. 2022 г. Холст, масло. 120 х 75 см.
https://vk.com/andreyremnev
А.В. Ремнёв (род.1962). Точка покоя. 2022 г. Холст, масло. 202 х 117 см.
https://www.remnev.ru
А.В. Ремнёв (род.1962). Точка покоя. Фрагмент. 2022 г. Холст, масло. https://www.remnev.ru
А.В. Ремнёв (род.1962). Зенит (Качели). 2021 г. Холст, темпера. Вариант картины «Точка покоя», 2022 г.
Картина экспонировалась на выставке в Центре искусств, Москва, ул. Волхонка, д.15 в 2023 году.
А.В. Ремнёв (род.1962). Жизнь, натюрморт (Life, still life). 2022 г. Холст, масло.
https://vk.com/andreyremnev
А.В. Ремнёв (род.1962). Марко Поло (Оглавление). 2023 г. Холст, масло, темпера.
95 х 85 см. https://vk.com/andreyremnev
Композиция картины рассказывает о пограничном состоянии героини между праздным любопытством и увлеченностью. Поза фигуры очень типична и характерна для изображения такого момента, какой не раз сам наблюдал, а может и переживал в жизни. Но обратить мое внимание на пластическую выразительность жеста мне помогла скульптура друга-ваятеля. Обогатить смыслы взаимодействия девы и книги помогает изразцовый задник. Изображения на изразцах по технике исполнения сохраняют живописную логику майолики и выполнены темперой. Композиции сюжетов придуманы специально для этой картины и в сочетании с позой героини натолкнули на название холста: Марко Поло - имя великого путешественника, оставившего миру книгу о своих странствиях.
А.В. Ремнёв (род.1962). Птицелов. 2023 г. Холст, темпера. Картина с выставки.
А.В. Ремнёв (род.1962). Река Истра. Не позднее 2024 г. Картина с выставки.
А.В. Ремнёв (род.1962). Осень (?). 2023 г. Холст, масло. Картина с выставки.
А.В. Ремнёв (род.1962). Женский портрет. 2023 г. Холст, темпера. Картина с выставки.
А.В. Ремнёв (род.1962). Канарейка. 2023 г. Холст, темпера. Картина с выставки.
Р.К.: Какая реакция?
А.Р.: Есть традиционные художники и современные художники, и я выбрал традиционный подход, он мне больше нравится. Современные художники и критики, я полагаю, не ценят то, что я делаю, но они не могут винить меня в отсутствии профессионализма.
Я не могу сказать, предпочитаю ли я одну из своих картин
Р.К.: У вас есть любимая картина?
Я люблю их всех, это часть моей жизни, это эмоция, это совокупность эмоций, которые я испытал в какой-то момент творчества. Я не могу сказать, предпочитаю ли я один из них.
А.В. Ремнёв (род.1962). Волхова. 2023 г. Холст, масло. 40 х 60 см. https://www.remnev.ru
А.В. Ремнёв (род.1962). Линия горизонта. 2023 г. Холст, масло. 85 х 130 см. https://vk.com/andreyremnev
Эта вариация любимого сюжета А. Ремнёва, в отличие от большинства, вдохновлена не русскими пейзажами,
а израильскими. Интересно осознавать и узнавать хрестоматийный ландшафт в такой новой подаче.
А.В. Ремнёв (род.1962). На Реках Вавилонских. 2023 г. Холст, темпера. 120 х 100 см.
https://vk.com/andreyremnev
А.В. Ремнёв (род.1962). Иштар. 2023 г. Холст, масло. 80 х 75 см. https://www.remnev.ru
А.В. Ремнёв (род.1962). Покров. Из серии «Русские праздники». 2023 г. Холст, масло.
А.В. Ремнёв (род.1962). Святки. Из серии «Русские праздники». 2023 г. Холст, темпера.
А.В. Ремнёв (род.1962). Пасха. Из серии «Русские праздники». 2023 г. Холст, темпера.
Р.К.: Как насчет России?
А.Р.: Мое восприятие происходит на биологическом уровне: все мои друзья-художники, уехавшие работать в Европу, в конечном итоге достигают отсутствия эмоций. Я тоже ездил туда на работу, мне там все нравится, но эмоциональное восприятие там как будто спит и просыпается в России. Я думал, что я единственный в своем роде, но все мои друзья-художники говорят то же самое. Я бы хотел поехать работать в Европу, но я глубоко привязан к России, к Москве.
А.В. Ремнёв (род.1962). Поле Брани. 2023 г. Холст, масло. 60 х 60 см. https://vk.com/andreyremnev
А.В. Ремнёв (род.1962). Странник. 2023 г. Холст, масло. 70 х 60 см.
https://vk.com/andreyremnev
А.В. Ремнёв (род.1962). Шатры. 2023 г. Холст, масло. 30 х 50 см. https://vk.com/andreyremnev
А.В. Ремнёв (род.1962). Глас хлада тонка. 2024 г. Холст, масло. 95 х 85 см.
https://vk.com/andreyremnev
А.В. Ремнёв (род.1962). Итиль. 2024 г. Холст, масло. 100 х 90 см. https://vk.com/andreyremnev
А.В. Ремнёв (род.1962). Шемаха. 2023 г. Холст, темпера. https://vk.com/andreyremnev
А помните у А.С. Пушкина была Шамаханская царица - персонаж «Сказки о золотом петушке»
А.В. Ремнёв (род.1962). Из цикла «Шатры». 2023 г. Холст, темпера.
https://vk.com/andreyremnev
А.В. Ремнёв (род.1962). Круча. Холст, темпера. 2021 г. 120 х 60 см.
https://vk.com/andreyremnev
На одной из последних выставок Андрея Ремнёва под названием «Русло» значительная часть экспонируемых работ была объединена темой воды. «Пейзаж «Круча» относится к фантазийным ландшафтам и родился как рабочий этюд для большой заказной работы. Здесь реализовалась мечта еще студенческих времен адаптировать условную красочную палитру фресок XVII века Ростова Великого для работы с развитым живописным пространством и состоянием природы. Сочетание матовой поверхности красочного слоя, лежащего на грунте, имитирующем штукатурку, дает особое звучание цвета».
А.В. Ремнёв (род.1962). Молога. 2023 г. Холст, масло. 120 х 140 см, https://vk.com/andreyremnev
В своем творчестве Андрей Ремнёв также поднимает культурно-экологическую тему затопленных городов. «Образ затопленного города очень волнует меня. Города обычно уходят под воду. Есть мифические вроде Китежа, а есть реальные. Корчева, Весьегонск, Калязин, Молога, которые частично или совсем были поглощены стихией. Причем произошло это по вине человека. Ощущение рукотворности этого процесса я очень хорошо чувствую, когда смотрю на гидросооружения канала Москва-Волга. С самого детства и по сей день сила почти мистического ужаса от воды, скованной бетоном, не проходит. Сердце города - базарная площадь и торговые ряды. Торговки тканями – героини картины. Лоскуты, которые они продают, как свитое Ангелом Апокалипсиса пространство, где реальность перепуталась с вымыслом», – свидетельствует Андрей Ремнёв.
А.В. Ремнёв (род.1962). Печка. 1992 г. Холст, масло. 90 х 125 см. https://in.pinterest.com
А.В. Ремнёв (род.1962). Папагена и Папагено (Персонажи оперы Моцарта
«Волшебная флейта»). 2007 г. Холст, масло. 120 х 90 см. https://www.remnev.ru
А.В. Ремнёв (род.1962). Папагена и Папагено (Персонажи оперы Моцарта «Волшебная флейта»).
Фрагмент. 2007 г. Холст, масло. 120 х 90 см. https://www.remnev.ru
А.В. Ремнёв (род.1962). Охота на Актеона (Артемида-охотница). Холст, масло.
А.В. Ремнёв (род.1962). Людмила, жена Вещего Олега (?). Холст, масло.
А.В. Ремнёв (род.1962). Сиринга. Холст, масло. 120 х 65 см.
https://www.remnev.ru.
Романовский музей. Россия, Кострома.
Впервые в Романовском музее в 2023 году представлена экспозиция, в которой соединились две художественные техники: фресковая живопись и живопись на холсте (пейзажи, портреты). Выставка «Победа над тенью» - плод многолетних трудов Андрея Ремнёва. Творческий метод Андрея Ремнёва отличается смешением стилей: одном произведении сочетаются разные эпохи, стили и направления. В его произведениях библейские сюжеты и народные традиции, дополняя друг друга, объединяются в одно неразрывное целое. Образы, которые создает художник, тяготеют к иконописным, но в них просматриваются черты модерна и классицизма. «Кроме очевидной метафоры, название «Победа над тенью» отражает особенности изображения: следуя иконописной традиции, художник отказывается от прорисовки теней, практически на всех его картинах тень условна.
Афиша выставки Андрея Ремнёва «Победа над тенью» в Романовском музее.
Россия, Кострома, ноябрь 2023 г.
А.В. Ремнёв (род.1962). Гороховец. 1987 г. Картон, масло.
А.В. Ремнёв (род.1962). Интерьер Храма Воскресения. 1989 г. Холст, масло.
А.В. Ремнёв (род.1962). Интерьер Храма Воскресения. 1989 г. Холст, масло.
А.В. Ремнёв (род.1962). Интерьер Храма Воскресения. 1989 г. Холст, масло.
А.В. Ремнёв (род.1962). Валы. 1990 г. Картон, масло.
А.В. Ремнёв (род.1962). Арка. 1991 г. Картон, масло.
А.В. Ремнёв (род.1962). Ольга. 1989 г. Холст, масло.
А.В. Ремнёв (род.1962). Лариса. 1991 г. Холст, масло.
А.В. Ремнёв (род.1962). Святая Марина. 1997 г. Холст, темпера.
Всего на выставке «Победа над тенью» экспонировалось около 50 работ Андрея Ремнёва: живописные полотна и фрески, объединённые одним понятием - церковная стенопись. Основу экспозиции составляют фрески - копии стенной живописи XVII века Зачатьевской церкви Спасо-Яковлевского Дмитриева монастыря в Ростове Великом.
Представленные на выставке живописные работы Андрея Ремнёва непосредственно связаны с изучением ростовских росписей и городом Ростовом Великим. Особое звучание этот проект получает именно в Костроме, поскольку одним из создателей церковного живописного убранства ростовских храмов в XVII веке был выдающийся костромской иконописец Гурий Никитин.
Копии стенной живописи XVII века Зачатьевской церкви Спасо-Яковлевского Дмитриева монастыря в Ростове Великом. По всей вероятности, копии этих икон были написаны Андреем Ремнёвым во время учебы в Институте имени Сурикова в 1986-1991 гг. Техника: оргалит, темпера.
А.В. Ремнёв (род.1962). Сретенье. Копия фрески.
Принесение младенца Иисуса Христа его родителями на 40-й день после Рождества
в Иерусалимский храм на встречу с Симеоном Богоприимцем.
А.В. Ремнёв (род.1962). Спас Вседержитель на престоле. Копия иконы.
МАЛЕНЬКИЕ ГОЛЛАНДЦЫ
Корр.: — Одно время вы часто ездили в Голландию, что можно сказать о голландских заказчиках?
А.Р. -- У них давние традиции коллекционирования живописи, приходишь в дом, а там работы XVI-XVII века, и в семье они передаются по наследству. Мне было интересно, что мои работы становились частью такой коллекции.
Я написал несколько портретов, например, вот этот портрет мальчика, он из семьи Ван Эйков. Я, конечно, находился под впечатлением фамилии, побывал у них дома и портрет написан по реальным впечатлениям этого посещения. Ракурс сверху дал возможность изобразить именно ребенка.
А.В. Ремнёв (род.1962). Портрет мальчика из семьи Ван Эйков, Голландия. Частное собрание.
А.Р. - Мальчика я сразу нарисовал, а к изображению собаки заказчики отнеслись очень внимательно и проблем с собакой было гораздо больше. Это любимец семьи по кличке Толстой. Он какой-то жутко породистый и было важно очень точно его изобразить, помню, я укорачивал морду, в итоге получился «портрет собаки с мальчиком») Наконец-то заказчиков все удовлетворило, но мне важно, что я процитировал пластический ход с картины Ван Эйка, такой наборный пол есть в одной из его картин.
А это портрет брата этого мальчика.
А.В. Ремнёв (род.1962). Парный портрет братьев Ван Эйков, Голландия. Частное собрание.
А.В. Ремнёв (род.1962). Парный портрет братьев Ван Эйков, Голландия. Фрагмент.
Частное собрание.
А.В. Ремнёв (род.1962). Заказной портрет мальчика. Частное собрание.
А.В. Ремнёв (род.1962). Заказной портрет девочки.
Частное собрание.
И несколько последних работ Андрея Ремнёва 2025 года:
А.В. Ремнёв (род.1962). Добрый День. 2025 г. Холст, масло. 80 х 75 см.
https://vk.com/andreyremnev
А.В. Ремнёв (род.1962). Ника. 2025 г. Холст, темпера. 95 х 85 см.
https://vk.com/andreyremnev
9 мая 2025 года наша страна отмечала 80-летие Победы над фашистской Германией.
Ника – символическая фигура Победы.
А.В. Ремнёв (род.1962). Преображение. 2025 г. Холст, смешанная техника.
110 х 95 см. https://www.remnev.ru
Преображение в православной церкви отмечается 19 августа. Согласно Евангелию в этот день Христос явился во славе своим ученикам. В народе праздник получил название Яблочный Спас, в этот день принято освящать как раз яблоки. Это стало основой для сюжета картины: на освящение в храм могли принести помимо яблок необычный плод – ананас. Сад же на Руси издревле считался образом Эдема, где произрастают прекрасные деревья и цветы.
Платье. ткань, китайская тушь. Ручная роспись Андрея Ремнёва.
Подытоживая вышесказанное, хотелось бы отметить, что в нынешнее время Андрей Ремнёв является доцентом кафедры живописи МГАХИ им. Сурикова, что не мешает ему по-прежнему творить свою уникальную живопись. Живописные образы Андрея Ремнёва не раз становились источником вдохновения для дизайнеров высокой моды. Под впечатлением от работ Ремнёва была создана коллекция осень-зима 2015 г. испанского модного дома «Delposo», а коллекция весна-лето 2018 г. итальянского модного дома «Vivetta» создавалась при непосредственном участии художника. А 12 декабря 2017 г. Андрей Ремнёв избран членом-корреспондентом международной Академии культуры и искусства.
Андрей Ремнёв на выставке «Русло» в музее Русского пейзажа в Плёсе. Лето 2024 г.
1. Обложка журнала «Аэрофлот Premium» с интервью Андрея Ремнёва. Январь 2018 г. 2. Андрей Ремнёв. Выставка «Русло» в Музее пейзажа, Плёс. 20.04 – 14.07.2024 г.
И, разумеется, свои восхитительные работы Андрей Ремнёв продолжает регулярно выставлять на Всероссийских и зарубежных выставках как групповых, так и персональных. Думается, не стоит много говорить о том, что его неординарные полотна, пропитанные русским духом, живописными традициями и авторским художественным видением, всегда высоко отмечаются критиками и тепло принимаются публикой как отечественной, так и зарубежной.
1. Андрей Ремнёв. Афиша выставки живописи «Вверх на Север». Художественная галерея им. Н.А. Некрасова в селе Вятское. С 12 апреля по 13 июня 2025 г. 2. Художественная галерея имени Льва Ивановича Ошанина. Г. Рыбинск, с 15 июня по 16 августа 2025 г.
Искусство принадлежит народу. Андрей Ремнёв среди гостей на выставке «Русло» в Музее пейзажа.
Плёс, лето 2024 года.
Все знаковые имена в мире современного искусства, как бы разнообразно и концептуально ни было их творчество, работают на очень высоком профессиональном уровне. Посмотрите, что сегодня делают Джефф Кунс, Дэмьен Хёрст, Ян Фабр. А вот какое место каждый из них займет в истории искусства, покажет время. Хорошо известно одно: все великие художники - долгожители в искусстве были мудрыми людьми, которые прекрасно понимали свое значение.