РУССКИЙ СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-АВАНГАРДИСТ ДМИТРИЙ НИКОНОВИЧ ЛОПАТНИКОВ (1898-1973), УЧЕНИК ПАВЛА КУЗНЕЦОВА 25-07-2025 16:45к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Здание ВХУТЕМАСа в праздничном оформлении к Х годовщине Октябрьской революции. Москва, 1927 г.
Дмитрий Никонович Лопатников (1898-1973) – русский советский художник-авангардист, живописец, педагог. Работал в стилистике ОСТовского экспрессионизма. Учился в Саратове в Боголюбском рисовальном училище у П.А. Троицкого и П.С. Уткина (1915-1917). В 1918-1919 годах Лопатников служил художником при штабе 11-й Армии (РККА). В 1919-1920 – студент Саратовских свободных художественных мастерских у П.С. Уткина и А.И. Савинова. Учился в московском ВХУТЕМАСе (1921-1926) на основном отделении у А.А. Экстер и Н.А. Удальцовой, с 1922 – на станково-фресковом отделении живописного факультета у П.В. Кузнецова. В 1934 году был командирован Наркомпросом на Саратовский Крекинг-завод, в 1935 - совершил поездку в Дагестан. Известен своими станковыми жанровыми картинами, выполнил серию рисунков и этюдов на индустриальную тему. Член Союза художников СССР. Имя Дмитрия Лопатникова включено в «Энциклопедию русского авангарда» (Москва, 2013 г.)
Студенты Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ): П.С. Уткин, В.П. Половинкин,
М.С. Сарьян, П.В. Кузнецов, М.В. Кузнецов (сидит). Фото нач.1900-х гг.
Дмитрий Никонович Лопатников родился в 1898 году в селе Багаевка Саратовской губернии в семье Никона Лаврентьевича Лопатникова. В 1915-м поступил в Боголюбовское рисовальное училище в Саратове, где проучился до 1917 года у П.А. Троицкого и П.С. Уткина. В 1918-1919 годах Лопатников служил художником при штабе 11-й Армии (РККА) на Южном фронте. Затем в 1919-1920 гг. он был студентом Саратовских свободных художественных мастерских (СХМ) у П.С. Уткина и А.И. Савинова. У Лопатникова – богатое художественное образование. С 1921 по 1926 год он продолжил учебу в московском ВХУТЕМАСе на Основном отделении у известных художниц-авангардисток А.А. Экстер и Н.А. Удальцовой, с 1922 г. – на станково-фресковом отделении живописного факультета под руководством П.В. Кузнецова, оказавшего на молодого художника сильное влияние. Очень интересное замечание оставил В.И. Ленин после посещения ВХУТЕМАСа 21 февраля 1921 г.: «Ребята хорошие, но черт знает чему их там учат». Более лаконичное и четкое определение трудно подыскать.
Д.Н. Лопатников (1898-1973). Портрет Л.С. Кутузовой. 1925 г.
Холст, масло. 90 х 70 см. Собственность Л.С. Кутузовой.
После ее смерти местонахождение неизвестно.
Д.Н. Лопатников (1898-1973). Жатва (не датирована). Холст, масло. 94,5 x 113 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус (Узбекистан)
В 1925 году Дмитрий Лопатников был в числе членов - учредителей общества художников «4 искусства»*. Он был первым из студентов П.В. Кузнецова принят в члены общества, как правило другие начинали только экспонентами. В 1927 году Лопатников работал художником в издательстве «Московский рабочий». В 1928 году он уезжает в Казань, где преподает в Казанском техникуме изобразительного искусства (1928-1932). По возвращении в Москву также занимается преподавательской деятельностью и вступает в члены Московского отделения союза советских художников (МОССХ). В 1934 году Лопатников был командирован Наркомпросом на введенный в эксплуатацию Саратовский Крекинг-завод (ныне крупнейший Саратовский нефтеперерабатывающий завод), после возвращения с которого написал картину «Саратовский Крекинг-завод» (1935). В том же 1935 году, в июле совершил творческую поездку в Дагестан с художниками М.В. Раубе-Горчилиной** и Н.П. Тарасовым. Выполнил серию рисунков и этюдов на индустриальную тему. Однако, в 1938 году Лопатников в числе других неудобных власти художников был переведен из членов МОССХа в кандидаты.
** Мария Вячеславовна Раубе-Горчилина (1900-1979) – русская и советская художница, в 1917-1923 гг. училась в МУЖВЗ и ВХУТЕМАСе у С.В. Малютина, В.Н. Яковлева и В.Д. Фалилеева. С 1928 года занималась оформлением выставок и росписью тканей. С 1947 года работала на «Мосфильме» художником по костюмам. О художнике Н.П. Тарасове см. мой пост
. 1. Каталог выставки общества «4 искусства». Москва, 1926 г. 2. Афиша Четвертой выставки общества «4 искусства». Москва, 1929 г.
* 4 искусства - художественное объединение, существовавшее в Москве и в Ленинграде в 1924-1931 годах. Мастера объединения, в основном старшего поколения, с пиететом относились к проблемам сохранения культуры и сберегали язык произведения, его художественную форму - весьма важные части художественного произведения. Всего состоялось четыре выставки общества: в Москве - в 1925, 1926 и 1929 годах и в Ленинграде в 1928 году. Со стороны официозной критики общество обвиняли за узкую цеховщину и полнейшее игнорирование общественно-политической установки страны Советов. Не восприняв новой жизни и не желая говорить откровенно о своих истинных идеалах, художники «4 искусств» вынуждены ограничиваться или лирическими намеками, или беспредметничеством. В 1932 году после создания единого Союза художников общество «4 искусства» прекратило свое существование.
Д.Н. Лопатников (1898-1973). Новости (Крестьянский труд). 1927 г. Холст, масло. 101 х 131 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус (Узбекистан)
Новости (Крестьянский труд). Летний день. Жатва. В центре многофигурной сюжетной композиции - группа людей, собирающих урожай пшеницы. У края картины мужчина в лиловой рубашке и белых брюках читает газету, сидя на деревянной чурке. На втором плане - девять человек, слушающих новости и работающих. В центре - пожилой мужчина в красной рубахе и серые штаны, по бокам - две женщины. На третьем плане - комбайн с двумя мужчинами и готовые снопы пшеницы. Колорит - мажорная гамма желтых, синих, красных и лиловых цветов.
Д.Н. Лопатников (1898-1973). Новости. 1927 г. Холст, масло. Национальная галерея Республики Коми,
Сыктывкар. Из коллекции Даниила Тимофеевича Яновича (1879-1940), основателя музея.
На левой планке работы Дмитрия Лопатникова «Новости» синим карандашом сделана надпись: «Лопатников. Труд крестьянской коммуны. Соб. Ком. Совнаркома». Как известно, к выставке, посвященной 10-летию Октября, картины писались по заказу Совнаркома СССР. В Нукусском музее находится вариант картины с названием «Жатва», поступивший в 1970-е годы от К.С. Муромцевой, вдовы художника (Москва).
«Дмитрий Лопатников, как только выдавался час-другой, свободный от преподавания (чем он зарабатывал после окончания ВХУТЕМАСа), брал кисть, чтобы рассказать о разных разностях. В россыпи «микроновелл» были заключены высшие для него ценности, укладывающиеся в рамки обычной человеческой жизни: простые занятия, доброта дружества, веселье праздников. В живописи его, основанной на желтой и голубой доминанте, утверждение – как славен, умыт, свеж этот малый большой мир. Безыскусность картинок, что походят на него самого – отзывчивого, старательного, - намного ближе к духу народного творчества, к слиянию профессиональной и народной культуры, чем культивируемая ныне знатоками секретов профессии изощренная игра в наив» (О. Ройтенберг. М., 2013, с.257)
Д.Н. Лопатников (1898-1973). Торговец махоркой. 1928 г. Холст, масло. 70 x 51 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус (Узбекистан)
Д.Н. Лопатников (1898-1973). Мальчик-колхозник. 1930 г. Холст, масло. 86 х 66 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Здание Большого Центрального Дворца в Нью-Йорке (Grand-Central-Palace-NYC), где проходила
Первая выставка Советского искусства в 1929 году. Здание было снесено в 1964 году.
В 1929 г году Дмитрий Лопатников участвовал в Первой выставке советского искусства в США. Выставка была организована Всесоюзным Обществом культурной связи с заграницей (ВОКС) и спонсирована Амторгом (Американская торговая корпорация). Она была открыта с 1 февраля по 3 марта 1929 года в Нью-Йорке, на двенадцатом этаже в Большом Центральном дворце. Затем в марте экспонировалась в Филадельфии, далее в Бостоне и Детройте. Выставка состояла из двух частей: 1-я часть - Выставка современного искусства Советской России. Живопись, графика, скульптура. 2-я часть - Выставка прикладного искусства Советской России. В выставке приняли участие 108 художников, в общей сложности было экспонировано 622 экспоната, из них 242 - живопись, 343 – графика, 37 – скульптура.
К выставке был издан иллюстрированный каталог (на английском языке): «Exhibition of contemporary art of Soviet Russia painting, graphic, sculpture. Grand Central Palace, New York, February, 1929. Amtorg Trading Corporation, 1929. «Выставка современного искусства Советской России. Живопись. Графика. Скульптура». Вступительные статьи Христиана Бристона и П. Новицкого. Нью-Йорк, февраль 1929 г.
Среди участников этой выставки были: М.М. Аксельрод, Н.И. Альтман, К.Ф. Богаевский, Ф.С. Богородский, Л.А. Бруни, Г.С. Верейский, С.В. Герасимов, А.Д. Гончаров, И.Э. Грабарь, Е.С. Зернова, К.Е. Зефиров, П.П. Кончаловский, П.В. Кузнецов, Н.Н. Купреянов, А.В. Куприн, Б.М. Кустодиев, А.А. Лабас, Н.Е. Лансере, А.В. Лентулов, Л.М. Лисицкий, М.С. Сарьян, А.Г. Тышлер, Р.Р. Фальк, Д.П. Штеренберг, К.Ф. Юон и другие, в том числе и Дмитрий Никонович Лопатников.
Каталог выставки современного искусства Советской России. Живопись. Графика. Скульптура.
Нью-Йорк, 1929 г. Фронтиспис и титульный лист.
По отзывам посетителей и критиков выставка была встречена очень тепло. «Наиболее сильное впечатление производит картина Козлова «Вооруженное восстание», изображающая кровавую бойню: в центре фигура, бросающая гранату. Интересна, также своей художественной интерпретацией картина Зерновой - «Пулеметчики», «Две женщины» Дейнека интересны оригинальной манерой рисунка. Удовлетворяют нас также работы Кашиной, Пахомова, ЛОПАТНИКОВА, Лабаса, Моргунова, Грабаря, Юона и др.» Одна из экспонированных на выставке картин художника Абрама Ефимовича Архипова (1862-1930), известная под названием «Иван Родин» по сей день находится в фондах Метрополитен-музея в Нью-Йорке, благодаря известному защитнику окружающей среды и меценату Джорджу Пратту, выкупившему ее специально для музея. Из небольшой заметки 11 февраля в той же газете известно, что за 11 дней выставки-базара нью-йоркские коллекционеры приобрели 30 картин современных российских художников и около 50 гравюр на дереве, рисунков и литографий.
Две страницы из каталога американской выставки 1929 года с репродукциями картин П.В. Кузнецова,
учителя Д.Н. Лопатникова.
П.В. Кузнецов (1878-1968). Стрижка барашков. 1912 г. Холст, темпера. 77,5 х 81,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
П.В. Кузнецов (1878-1968). Сартянка. Из альбома «Горная Бухара». 1923 г. Цветная литография.
40,8 х 29,8 см. (лист); 30,8 х 22,2 см. (р.и.). Пермская государственная художественная галерея.
Обложка иллюстрированного проспекта «Выставка прикладного искусства
Советской России». Нью-Йорк, 1929 г.
Вторая часть выставки была «Выставкой прикладного искусства советской России», к которой тоже был выпущен отдельный каталог (Soviet Russian Art and Handicraft Exposition. На англ. яз.). Нью-Йорк: Гранд Централь Палас, 1929. 16 с., ил. 26,7×18,3 см.
Крупнейшая нью-йоркская газета «The New York Times» дает следующий отзыв: «Большая советская выставка, заполнившая залы Grand Centrale Palace живописью, графикой, скульптурой, игрушками, деревянными изделиями, фарфором, палехскими лакированными изделиями, металлическими изделиями, текстилем - вызывает большой интерес. Посетители выставки не могут не восторгаться свежей энергией, которую приобрела Россия при Советах, изолированная от других стран. Каждое произведение дышет свежестью, энергией и своеобразной самобытностью. Художники перестали изображать иконы и свою технику и искусство направили на новый материал, представляющий сейчас большой интерес. Эта выставка, являясь собранием художественных произведений искусства, знакомит нас одновременно с различными школами и течениями в русском искусстве и с успехами кустарей-крестьян. По этой выставке американский народ лучше усваивает быт современной России, чем по сведениям, черпаемым из газет и журналов».
Наиболее известные картины Дмитрия Лопатникова «Девушка и рожь», «Жатва», «Внучка и Сталин», «Портрет Л.С. Кутузовой» (1925), «Новости, или Крестьянский труд» (1927), «Торговец махоркой» (1928), «Мальчик-колхозник» (1930, ГТГ), «Карусель» (1932), «Саратовский Крекинг-завод» (1935), «На берегу в раздумье», «Цыганка с картами». Местонахождение многих картин Д. Лопатникова неизвестно и нет их репродукций.
Д.Н. Лопатников (1898-1973). На берегу в раздумье. 1930-е гг. Холст, масло. 49 x 49 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус (Узбекистан)
Д.Н. Лопатников (1898-1973). Обнаженная. Холст, масло. 35 х 44 см. Аукцион Avito.ru.
Лот продан за 15.000 руб.
Дмитрий Лопатников, кроме американской, участвовал во многих выставках, в том числе и всесоюзных: «Дети в советском искусстве» (1931, Третьяковская галерея), передвижная Всекохудожника (1932), «Советские художники за XV лет» (1933), групповая отчетная в залах МОССХ (1935; И. Антропов, Э. Визин, Е. Гуревич, А. Колосов, М. Лапин, Д. Лопатников, М. Филиппович), молодежная (1936), 4-я Саратовская (1940). Персональная выставка художника состоялась в Москве в Молодежном клубе при ЖЭКе Калининского района в 1970 году. Его картины экспонировались на выставках – в Музее искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого в Нукусе (1988), в Государственном Русском музее в С-Петербурге (1991), галерее «Капитани» в Италии, Милан (1993).
Д.Н. Лопатников (1898-1973). Карусель. 1932 г. Холст, масло. 48 х 68 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус (Узбекистан)
Д.Н. Лопатников (1898-1973). Карусель (вариант репродукции). 1932 г. Холст, масло. 48 х 68 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус (Узбекистан)
Д.Н. Лопатников (1898-1973). Саратовский Крекинг-завод. 1935 г. Холст, масло. 55 х 65 см.
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.
На фото Дмитрий Лопатников с женой и двоюродной сестрой.
Дмитрий Никонович Лопатников умер в 1973 году в Москве в возрасте 75 лет.
Творчество Д. Н. Лопатникова представлено в Государственной Третьяковской галерее в Москве, Музее искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого в Нукусе, Национальной галерее Республики Коми в Сыктывкаре.
ИСТОЧНИКИ
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. - Том II Л-Я, Биографии. Стр. 43, 85.
Ольга Ройтенберг. «Неужели кто-то вспомнил, что мы были…». Из истории
художественной жизни. 1925-1935. Москва, Издательство «Галарт», 2008 г.
Стр. 75, 193, 252-253, 502, 524.