РУССКИЙ СОВЕТСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ХУДОЖНИК-АВАНГАРДИСТ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ БАРАШОВ (1897-1962), УЧАСТНИК ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ21-07-2025 15:45к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Художник Михаил Васильевич Барашов (1897-1962)
Михаил Васильевич Барашов (1897-1962) – русский советский театральный художник-авангардист, график, педагог, общественный деятель, участник гражданской и Великой Отечественной войн. Учился на историко-филологическом факультете Казанского университета (конец 1910-х, не окончил). В 1919 году добровольцем вступил в Красную Армию, в 1920 - демобилизован. Продолжил учебу в Казанском художественно-техническом институте (АРХУМАС, 1921–1924) у В.Э. Вильковисской и Н.И. Фешина; окончил со званием художника-практика по литографии. После отъезда из Казани в 1925 году Михаил Барашов работал в театрах Крыма (с 1927 г) - Симферополя, Севастополя, Ялты, Керчи. В 1930–1933 гг. Михаил Барашов работал в театрах Дальнего Востока. С 1933 года жизнь и творчество художника были неразрывно связаны с Астраханью, где он и умер в 1962 г.
Казанский Императорский университет. Фото до 1917 г.
Михаил Васильевич Барашов родился 28 сентября (10 октября по новому стилю) 1897 года в деревне Барашово Вятской губернии в крестьянской семье. Окончил гимназию в Казани. Учился на историко-филологическом факультете Казанского университета (конец 1910-х, не окончил). В 1919 добровольцем вступил в Красную Армию, в 1920 - демобилизован. Продолжил учебу в Казанском художественно-техническом институте (АРХУМАС, 1921–1924) у В.Э. Вильковисской и Н.И. Фешина; окончил со званием художника-практика по литографии.
М.В. Барашов (1897-1962). На пашне. Начало 1920-х гг. Бумага, линогравюра. 17,5х22,8 см. (лист);
10,2х15 см. (р.и.). Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан (ГМИИ РТ), Казань.
М.В. Барашов (1897-1962). Пашня. Начало 1920-х гг. Бумага, линогравюра. 17х21,8 см. (лист);
12,5х17 см. (р.и.). ГМИИ РТ, Казань.
М.В. Барашов (1897-1962). Строительство. Начало 1920-х гг. Бумага, линогравюра. 16,2х10,2 см. (лист);
21,7х15 см. (р.и.). ГМИИ РТ, Казань.
М.В. Барашов (1897-1962). Кузнецы. Начало 1920-х гг. Бумага светло-серая, линогравюра. 16,6х23,8 см. (лист);
10,3х16,4 см. (р.и). ГМИИ РТ, Казань.
М.В. Барашов (1897-1962). Эскиз декораций к драме Ф. Шиллера «Коварство и любовь». 1922 г.
Бумага с наклеенной вырезкой, гуашь, коллаж. 17х26 см. (лист); 12,5х18 см. (р.и.).
Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина.
М.В. Барашов (1897-1962). Альбом «Около Казанской рампы». Казань, 1923 г.
Бумага, автолитографии. 34,7 х 27 см. ГМИИ РТ, Казань.
М.В. Барашов (1897-1962). М.В. Барашов (1897-1962). 1. Дружеские шаржи на артистов театра Кривое зеркало. Бумага, тушь, карандаш. 32х16,8 см. 2. Дружеский шарж на артиста театра «Кривое зеркало». «Кампука». Бумага, акварель, карандаш. 29х17 см. Оба 1923 г. - ГМИИ РТ, Казань.
М.В. Барашов (1897-1962). 1. Дружеский шарж на артиста театра «Кривое зеркало» «Судьба мужчины». Бумага, акварель. 22х13 см. 2. Дружеский шарж на артиста театра «Кривое зеркало» «Школа этуалей». Бумага, тушь. 22х11 см. Оба 1923 г. - ГМИИ РТ, Казань.
М.В. Барашов (1897-1962). Дружеский шарж на артиста театра «Кривое зеркало».
Неизвестный артист. 1924 г. Бумага, тушь, акварель. 26 х 17 см. ГМИИ РТ, Казань.
М.В. Барашов (1897-1962). Гастроль Рычалова. Дружеский шарж на артиста театра
«Кривое зеркало». 1923 г. Бумага, тушь, акварель. 24 х 15 см. ГМИИ РТ, Казань.
Михаил Барашов работал в техниках литографии и офорта. Пейзажист. Автор серии офортов «Нижняя Волга» (1951, 1960). Занимался плакатом, экслибрисом. Научный сотрудник, инструктор-литограф (1925), заведующий литографской мастерской АРХУМАСа (1925–1926).
Как художник-декоратор Михаил Барашов сотрудничал в КЭМСТе, оформил спектакли «Степан Разин» Василия Каменского (1923), «Принцесса Турандот» Карло Гоцци (1923).
М.В. Барашов (1897-1962). Афиша театра КЭМСТ к спектаклю «Степан Разин».
Жизнепев. 1923 г. Бумага, литография. 57,5 х 38,5. ГМИИ РТ, Казань.
КЭМСТ (Конструктивно-экспериментальная мастерская современного театра), творческое объединение актеров, художников, поэтов. Существовало в Казани в 1923–1926 гг., как одно из направлений деятельности Левого фронта искусств (ТатЛЕФ). Первоначально по инициативе Б.Н. Симолина, И.В. Пшеничного, М.В. Барашова, С.В. Виноградова, С.Д. Казакова, К.И. Сотонина образовалась группа под названием «Мастерская театральных зрелищ КЭМСТ», целями которой были коренное обновление выразительных средств театрального искусства.
М.В. Барашов (1897-1962). На реке Казанке. 1923 г. Бумага, акварель, карандаш цветной. 18 х 23 см.
ГМИИ РТ, Казань.
М.В. Барашов (1897-1962). Композиция. Лист из графического альманаха Всадник № 4. 1923 г.
Бумага, автолитография цветная. 12,6 х 14,3 см. ГМИИ РТ, Казань.
М.В. Барашов (1897-1962). Композиция. Лист из графического альманаха Всадник № 4. 1923 г.
Бумага, автолитография цветная.12 х 12,5 см. ГМИИ РТ, Казань.
М.В. Барашов (1897-1962). Композиция. Лист из графического альманаха Всадник № 4. 1923 г.
Бумага, гравюра цветная на фанере. 9,8х11,2 см. (лист); 8,9х10,3 см. (р.и.). ГМИИ РТ, Казань.
М.В. Барашов (1897-1962). Композиция. Лист из графического альманаха Всадник № 4. 1923 г.
Бумага, автолитография цветная.12 х 18,2 см. ГМИИ РТ, Казань.
М.В. Барашов (1897-1962). Раздумье у театральной афиши. Автопортрет. 1923 г. Бумага, акварель, карандаш.
17,6 х 20 см. ГМИИ РТ, Казань.
М.В. Барашов (1897-1962). Уличная сцена (Шарманщик). 1920-е гг. Бумага, акварель, карандаш цветной.
23,5 х 27 см. ГМИИ РТ, Казань.
М.В. Барашов (1897-1962). Портрет студентки Веры Стрелковой. 1923 г. Бумага, гуашь. 15,8 х 19,1 см.
ГМИИ РТ, Казань.
М.В. Барашов (1897-1962). Портрет художника Константина Константиновича
Чеботарева (1892-1974) с трубкой. 1923 г. Бумага, литография.
Собрание «Галеев Галереи», Москва.
М.В. Барашов (1897-1962). Дружеский шарж. (Режиссер Н.А. Шевалев). 1920-1930-е гг.
Бумага, сухая игла. 12,2х9,2 см. (лист); 11,8х8,8 см. (р.и.). ГМИИ РТ, Казань.
М.В. Барашов (1897-1962). Дружеский шарж. (Директор В.И. Кочетков). 1920-1930-е гг.
Бумага, сухая игла. 11,9х8,9 см. (лист); 11,6х8,6 см. (р.и.). ГМИИ РТ, Казань.
С 1923 года Михаил Барашов - участник выставок («Русский книжный знак», Казань). Член коллектива «Всадник» (1923–1924), участник одноименного альманаха (1923, № 4); член и экспонент ТатЛЕФ (1925–1927), Астраханского отделения Союза художников СССР (с 1936). Участвовал в выставках: 3-й конкурсной выставке дипломных работа Казанского художественно-технического института (1924), казанского плаката (1929) в Казани.
М.В. Барашов (1897-1962). Обложка и титульный лист альбома «МАСТФОР». Казань, 1924 г. Бумага, литография. ГМИИ РТ, Казань.
М.В. Барашов (1897-1962). 1. Дружеский шарж на актрису театра «Мастфор». Бумага, тушь, перо, кисть, акварель. 23х15,2 см. 2. Дружеский шарж на актрису театра «Мастфор». Бумага, тушь, перо, кисть, акварель. 23,2х15 см. Оба 1924 г. - ГМИИ РТ, Казань.
М.В. Барашов (1897-1962). Иллюстрация из альбома «МАСТФОР». 1924 г.
Бумага, литография. Собрание «Галеев Галереи», Москва.
М.В. Барашов (1897-1962). Афиша спектакля мастерской Фореггера.
Казань, 10-11 мая 1924 г. Бумага, цветная литография.
Собрание «Галеев Галереи», Москва.
М.В. Барашов (1897-1962). Портрет Натальи Дмитриевны Вороновой-Симолиной,
артистки КЭМСТА, жены режиссёра театра Б.Н. Симолина. 1924 г.
Бумага, акварель. 27,7 х 17,8 см. ГМИИ РТ, Казань.
М.В. Барашов (1897-1962). Актриса в кепке. (Портрет Н.Д. Вороновой). 1923-1925 гг.
Бумага, автолитография. 50,7х35,5 см. (лист); 43х25 см. (р.и.). ГМИИ РТ, Казань.
М.В. Барашов (1897-1962). Тигровая шкура. Дружеский шарж на артистку театра
«Кривое зеркало». 1923 г. Бумага, тушь. 23 х 16 см. ГМИИ РТ, Казань.
М.В. Барашов (1897-1962). Судьба мужчины. Дружеский шарж
на артиста театра «Кривое зеркало». 1923 г. Бумага, тушь. 26 х 16 см.
ГМИИ РТ, Казань.
М.В. Барашов (1897-1962). Экслибрис Л. Буракова. Из книги
«Казанские книжные знаки». 1923 г. Бумага, цинкография.
4,4 х 2,9 см. ГМИИ РТ, Казань.
М.В. Барашов (1897-1962). Экслибрис Э.Р. (Э.Рымович). Из книги «Казанские книжные знаки».
1923 г. Бумага, линогравюра. 5,8 х 5,5 см. ГМИИ РТ, Казань.
М.В. Барашов (1897-1962). Экслибрис «Из книг Н. Варламова». Из книги
«Казанские книжные знаки». 1923 г. Бумага, линогравюра. 4,9 х 5,7 см.
ГМИИ РТ, Казань.
После отъезда из Казани в 1925 году Михаил Барашов работал в театрах Крыма (с 1927 г) - Симферополя, Севастополя, Ялты, Керчи. Оформил спектакли «Шахта № 10» В.Н. Билль-Белоцерковского (1928), «Рельсы гудят» В.М. Киршона (1929) для Симферопольского драматического театра. В 1930–1933 гг. Михаил Барашов работал в театрах Дальнего Востока.
М.В. Барашов (1897-1962). Южный пейзаж. 1924 г. Бумага, акварель. 28 х 21 см.
ГМИИ РТ, Казань.
М.В. Барашов (1897-1962). 1. Эскиз эстрадного костюма к вечерам малых форм театра«КЭМСТ». Бумага, линогравюра. 25,1х11,3 см. 2. Эскиз эстрадного костюма к вечерам малых форм театра «КЭМСТ». Бумага, линогравюра. 25,1х11,5 см. 3. Эскиз эстрадного костюма к вечерам малых форм театра «КЭМСТ». Бумага, линогравюра. 25,1х11,6 см. Все три 1924 г - ГМИИ РТ, Казань.
М.В. Барашов (1897-1962). Эскиз костюма к «вечерам малых форм» театра КЭМСТ.
1926 г. Бумага, карандаш, акварель, гуашь. 17,9 х 12,5 см. ГМИИ РТ, Казань.
М.В. Барашов (1897-1962). Эскиз эстрадного костюма к «вечерам малых форм»
театра «КЭМСТ». 1924 г. Бумага, тушь, акварель. 18,9 х 13 см. ГМИИ РТ, Казань.
М.В. Барашов (1897-1962). Эскиз костюма к «вечерам малых форм» театра КЭМСТ.
1924-1926 гг. Бумага, карандаш, акварель, гуашь. 18,8 х 12,9 см. ГМИИ РТ, Казань.
М.В. Барашов (1897-1962). Эскиз костюма к «вечерам малых форм» театра КЭМСТ.
1924 г. Бумага, акварель, карандаш, гуашь. 17 х 12,5 см. ГМИИ РТ, Казань.
М.В. Барашов (1897-1962). Эскиз костюма к «вечерам малых форм» театра КЭМСТ.
1924-1926 гг. Бумага, карандаш, акварель, гуашь. 18,7 х 12,2 см. ГМИИ РТ, Казань.
М.В. Барашов (1897-1962). Эскиз костюма к «вечерам малых форм» театра КЭМСТ.
1925 г. Бумага, тушь, перо, кисть, акварель, карандаш. 20 х 12,7 см. ГМИИ РТ, Казань.
М.В. Барашов (1897-1962). Эскиз костюма к «вечерам малых форм» театра КЭМСТ.
1924-1926 гг. Бумага, акварель, карандаш, гуашь.18,7 х 12,2 см. ГМИИ РТ, Казань.
М.В. Барашов (1897-1962). Эскиз костюма к «вечерам малых форм» театра КЭМСТ.
1924-1926 гг. Бумага, акварель, карандаш, гуашь. 18,7 х 12,2 см. ГМИИ РТ, Казань.
М.В. Барашов (1897-1962). Артистка драмтеатра Е.П. Долинская. 1926 г.
Бумага, гуашь, карандаш, аппликация. 34,5 х 20,9 см. ГМИИ РТ, Казань.
С 1933 года жизнь и творчество Михаила Барашова были неразрывно связаны с Астраханью. Здесь он в течение 25 лет работал в местном драматическом театре, преподавал в художественном училище. В 1933–1962 гг. - главный художник Астраханского драматического театра им. С.М. Кирова. Оформил более 150 спектаклей, среди них — «Егор Булычов» (1934) и «Последние» (1936) А.М. Горького, «Сирано де Бержерак» Э. Ростана (1938), «Ленин в 1918 году» Т.С. Златогоровой и А.Я. Каплера (1939), Кража» Дж. Лондона (1955), «Благочестивая Марта» Тирсо де Молины (1958), «Живой труп» Л.Н. Толстого (1961), «Ленинградский проспект» И.В. Штока (1962) и другие.
М.В. Барашов (1897-1962). Натюрморт. Любимая пепельница художника. 1928 г. Бумага, гуашь. 27,5 х 34,5 см.
ГМИИ РТ, Казань.
М.В. Барашов (1897-1962). Афиша к спектаклю «Ленин в 1918 году»
Т.С. Златогоровой и А.Я. Каплера. 1939 г. Астраханская государственная
картинная галерея им. П.М. Догадина.
М.В. Барашов (1897-1962). Эскиз декорации к пьесе Николая Погодина «Кремлевские куранты». 1940 г.
бумага, гуашь. 29,7 х 47,7 см. Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина.
М.В. Барашов (1897-1962). Эскиз декорации к пьесе Лопе де Вега «Лауренсия» (Фуэнте Авехуна). 1936 г.
Бумага, акварель. 18 х 25,5 см. Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина.
М.В. Барашов (1897-1962). Афиша к спектаклю «Маскарад» М.Ю. Лермонтова. 1946 г.
Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина.
М.В. Барашов (1897-1962). Эскиз женского костюма Нины к спектаклю
«Маскарад» М.Ю. Лермонтова. 1946 г. Бумага, карандаш, гуашь, белила. 24,6 х 14,8 см.
Государственный Центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
М.В. Барашов (1897-1962). Эскиз женского костюма. Неустановленный спектакль.
1940-1950-е гг. Бумага, карандаш, гуашь, белила. 19,9 х 13,2 см.
Государственный Центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
М.В. Барашов (1897-1962). Эскиз женского костюма. Неустановленный спектакль.
1940-1950-е гг. Бумага, карандаш, гуашь, белила. 19,8 х 13,2 см.
Государственный Центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
М.В. Барашов (1897-1962). Эскиз женского костюма. Неустановленный спектакль.
1940-1950-е гг. Бумага, карандаш, гуашь, белила, кисть. 20 х 13,4 см.
Государственный Центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
Старший лейтенант Михаил Васильевич Барашов. 1942-1945 гг.
В 1942 году Михаил Барашов был призван в ряды Советской армии. Участвовал в Великой Отечественной войны в составе 2-го эшелона штафронта Украинского фронта. Был награждён орденами и медалями «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг». После войны продолжил активную творческую и общественную деятельность.
М.В. Барашов (1897-1962). Эскиз декорации к спектаклю «Сталинградцы» по пьесе Юлия Чепурина.
1940-1950-е гг. Бумага, гуашь. 15,7 х 28 см. Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина.
М.В. Барашов (1897-1962). Афиша к спектаклю «За тех, кто в море» Бориса Лавренева. 1946 г.
Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина.
М.В. Барашов (1897-1962). Эскиз декорации к спектаклю «За тех, кто в море» Бориса Лавренева. 1946 г.
Бумага, акварель. 29,2 х 40,8 см. Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина.
М.В. Барашов (1897-1962). Афиша к спектаклю «Любовь Яровая» Константина Тренёва. 1947 г.
Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина.
М.В. Барашов (1897-1962). Афиша к спектаклю «Великой государь» Владимира Соловьева. 1947 г.
Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина.
М.В. Барашов (1897-1962). Эскиз декораций к спектаклю «Великий государь» Владимира Соловьева.
1947 г. Бумага, гуашь. 26,5 х 45 см. Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина.
М.В. Барашов (1897-1962). Эскиз мужских костюмов к спектаклю «Великой государь» Владимира Соловьева.
1947 г. Бумага, карандаш, акварель, гуашь, бронзовая и серебряная краски. 22,4 х 29,3 см.
Государственный Центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
М.В. Барашов (1897-1962). Эскиз мужских костюмов: гонец, лекарь и дьяк к спектаклю «Великой государь»
Владимира Соловьева. 1947 г. Бумага, карандаш, акварель, гуашь, бронзовая и серебряная краски. 22,2 х 43,8 см.
Государственный Центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
М.В. Барашов (1897-1962). Эскиз мужских костюмов. к спектаклю «Великой государь» Владимира Соловьева.
1947 г. Бумага, карандаш, акварель, гуашь, бронзовая и серебряная краски. 22 х 43,5 см.
Государственный Центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
М.В. Барашов (1897-1962). Эскиз костюма царя Федора Иоанновича
и женского костюма к спектаклю «Великой государь» Владимира Соловьева. 1946 г.
Бумага, карандаш, акварель, гуашь. 22,7 х 14,5 см.
Государственный Центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
М.В. Барашов (1897-1962). Эскиз мужского костюма к спектаклю «Великой государь»
Владимира Соловьева. 1947 г. Бумага, карандаш, акварель, гуашь, бронзовая краска. 22 х 11,4 см.
Государственный Центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
М.В. Барашов (1897-1962). Афиша к спектаклю «Особняк в переулке» по пьесе
братьев Тур (псевдоним Л.Д. Тубельского и П.Л. Рыжея). 1949 г.
Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина.
М.В. Барашов (1897-1962). Афиша к спектаклю «Незабываемый 1919-й» по пьесе Всеволода Вишневского.
1950 г. Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина.
Работы Михаила Барашова экспонировались на крупных художественных выставках работ художников-фронтовиков, посвященной 25-й годовщине доблестной Красной Армии (1943), астраханских художников (областные, 1946–1949, 1951), ретроспективной выставке произведений астраханских художников, посвященной 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции (1957), произведений художников-астраханцев и художников, учившихся или работавших в Астрахани, посвященной 400-летию города (1958) в Астрахани; произведений театра и кино художников Российской Федерации в Москве (1956). В 1958 году его эскизы декораций были представлены на масштабной выставке, посвященной 400-летию Астрахани, в Астраханской картинной галерее. За годы работы в драматическом театре им было оформлено более 150 постановок.
М.В. Барашов (1897-1962). Эскиз декорации к пьесе Яна Райниса «Вей, ветерок», I акт. 1951 г.
Бумага, гуашь. 27 х 38 см. Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина.
М.В. Барашов (1897-1962). Эскиз декорации к пьесе Яна Райниса «Вей ветерок». 1951 г. Картон, гуашь.
27 х 39,5 см. Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина.
М.В. Барашов (1897-1962). Эскиз декорации к трагедии «Фельдмаршал Кутузов» Владимира Соловьева.
1950-1960-е гг. Бумага, гуашь. 15 х 30 см. Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина.
М.В. Барашов (1897-1962). Эскиз декорации к спектаклю «Родина» по роману А.Н. Толстого «Хождение по мукам».
1950-е гг. Картон, гуашь. 16,3 х 23,5 см. Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина.
М.В. Барашов (1897-1962). Афиша к спектаклю «Битва за жизнь» по пьесе
М. Волиной и Е. Шатровой «Битва за жизнь». 1951 г.
Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина.
М.В. Барашов (1897-1962). Афиша к спектаклю «Забавный случай»
Карло Гольдони. 1950-1960-е гг. Астраханская государственная картинная
галерея им. П.М. Догадина.
В то же время проживая в Астрахани, в этом сказочном рыбном краю, куда летом съезжались рыбаки чуть ли не со всего Советского Союза, художник Михаил Барашов не мог остаться в стороне от рыболовецкой и рыбной темы. Он создал многочисленные «рыболовецкие» сюжеты в основном в технике линогравюры и офорта. Эту серию Барашов начал где-то в 1950 году с офортов «Выборка сетей» (1950), «Лирическая минутка» (1950), «Пошли ставить сети» (1951) и других. Рыбацкая серия продолжалась у художника почти до конца его жизни - «Мальчики-рыболовы» (1960), «Рыбак-любитель» (1960), «Старый рыбак» (1961) и другие.
М.В. Барашов (1897-1962). Выборка сетей. 1950 г. Бумага, офорт, акватинта. 23х32,5 см. (лист);
21х29,6 см. (р.и.). ГМИИ РТ, Казань.
М.В. Барашов (1897-1962). Притонение ночью. 1951 г. Бумага, офорт, акватинта. 20,5х29,8 см. (лист);
13,2х22,2 см. (р.и.). ГМИИ РТ, Казань.
М.В. Барашов (1897-1962). Пошли ставить сети. 1951 г. Бумага, офорт. 8,8 х 24,7 см.
Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств, Ижевск.
М.В. Барашов (1897-1962). Лирическая минутка. 1950 г. Бумага, акватинта. 11,5 х 24,5 см.
Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств, Ижевск.
М.В. Барашов (1897-1962). Вечер на Волге. 1959 г. Бумага, линогравюра. 21 х 20 см.
Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина.
М.В. Барашов (1897-1962). На Волге. Село Мумра. 1960 г. Бумага, офорт.
62х47 см. (лист); 53х36,2 см. (р.и.). ГМИИ РТ, Казань.
Михаил Барашов преподавал в Астраханском художественном училище им. П.А. Власова с 1936 по 1962 год, на художественных курсах Дома народного творчества в Астрахани, был избранным Председателем Художественного совета Астраханского отделения Художественного фонда РСФСР. Супруга М.В. Барашова, Ольга Петровна Кулагина (1904-1989),– актриса, искусствовед, была директором Астраханской областной картинной галереи с 1947 по 1952 год. В период ее руководства был сделан капитальный ремонт и отмечен 30-летний юбилей галереи. В собрании Астраханской картинной галереи находится 28 работ М.В. Барашова (живопись, графика, скульптура). В фондах галереи находится еще более 10 работ М. Барашова: эскизы декораций пьес Я. Райниса «Вей, ветерок», В. Соловьева «Великий государь», Ф. Шиллера «Коварство и любовь», Я. Якобсона «Шакалы», Б. Лаврентьева «За тех, кто в море», Н. Погодина «Кремлевские куранты», а также гравюра «В Жаркой» и линогравюры «Разлив» и «Вечер на Волге».
М.В. Барашов (1897-1962). Афиша к спектаклю Астраханского театра драмы
им. С.М. Кирова «Кремлевские куранты» Николая Погодина. 2-я постановка. 1956 г.
Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина.
М.В. Барашов (1897-1962). Эскиз декорации к спектаклю «Кремлевские куранты» Николая Погодина.
1956 г. Картон, гуашь. 29,5 х 48 см. Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина.
М.В. Барашов (1897-1962). Эскиз декорации к спектаклю «Кремлевские куранты» Николая Погодина.
1956 г. Картон, гуашь. 29,5 х 48 см. Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина.
М.В. Барашов (1897-1962). Эскиз декорации к спектаклю «Кремлевские куранты» Николая Погодина.
1956 г. Картон, гуашь. 29,5 х 48 см. Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина.
М.В. Барашов (1897-1962). Эскиз декорации к пьесе Я. Якобсона «Шакалы» 1952 г. Картон, гуашь. 30 х 53,5 см.
Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина.
М.В. Барашов (1897-1962). Афиша к спектаклю «На золотом дне»
Д.Н. Мамина-Сибиряка. 1956 г. Астраханская государственная
картинная галерея им. П.М. Догадина.
М.В. Барашов (1897-1962). Эскизы женского костюма к спектаклю «Девушка с кувшином» по одноименной пьесе Лопе де Вега. 1. Бумага, акварель, карандаш. 26,3х13 см. 2. Бумага, акварель, карандаш. 26,2х11,4 см. Оба 1951 г. - Государственный Центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
М.В. Барашов (1897-1962). Эскиз женского костюма к спектаклю «Девушка с кувшином»
по одноименной пьесе Лопе де Вега. 1951 г. Бумага, акварель, карандаш, бронзовая краска.
20,3 х 14,3 см. Государственный Центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
М.В. Барашов (1897-1962). Эскиз женского костюма к спектаклю «Девушка с кувшином»
по одноименной пьесе Лопе де Вега. 1951 г. Бумага, акварель, карандаш, бронзовая краска.
20,1 х 14,2 см. Государственный Центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
М.В. Барашов (1897-1962). Эскиз женского костюма к спектаклю «Девушка с кувшином»
по одноименной пьесе Лопе де Вега. 1951 г. Бумага, акварель, карандаш, бронзовая краска.
20,1 х 14,2 см. Государственный Центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
М.В. Барашов (1897-1962). Эскиз женского костюма к спектаклю «Девушка с кувшином»
по одноименной пьесе Лопе де Вега. 1951 г. Бумага, акварель, карандаш. 27 х 15,1 см.
Государственный Центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
М.В. Барашов (1897-1962). Эскиз женского костюма к спектаклю «Кремлевские куранты»
Николая Погодина. 1956 г. Бумага, карандаш, акварель. 23,8 х 10,7 см.
Государственный Центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
М.В. Барашов (1897-1962). Эскиз занавеса к опере Р. Леонкавалло «Паяцы». 1959 г. Бумага, карандаш,
акварель, гуашь. 28,5 х 41 см. Государственный Центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
В 1958 году в Астрахани, где никогда не было своего оперного театра, был создан первый самодеятельный оперный театр на базе клуба имени 15 лет Октября Астраханского рыбоконсервного холодильного комбината. Инициаторами его организации стали дирижер оперы Г.С. Цейхенштейн, музыканты-педагоги С.А. Жигарева, А.Л. Шубова и др. Художником-постановщиком пригласили М.В. Барашова. 31 октября 1958 г. в Доме культуры Астраханского рыбоконсервно-холодильного комбината состоялась премьера оперы Р. Леонкавалло «Паяцы». В мае 1959 г. на сцене областного драматического театра состоялся показ второй работы коллектива – оперы Дж. Пуччини «Чио-Чио-Сан». В 1960-1961 гг. были показаны оперы Дж. Верди «Травиата», Ж. Бизе «Кармен», Дж. Пуччини «Тоска» и П.И. Чайковского «Пиковая дама». Первой крупной работой с участием большого хора и балета, в сопровождении симфонического оркестра стала постановка оперы А. Рубинштейна «Демон» 13 декабря 1965 г. Увы, самодеятельный оперный театр из-за отсутствия финансирования прекратил свою деятельность в 1970 году, и с тех пор ничего подобного в Астрахани не было. И только в 2012 г. был построен современный Астраханский государственный театр оперы.
М.В. Барашов (1897-1962). Эскиз мужских костюмов Тонио к опере Р. Леонкавалло «Паяцы». 1959 г.
Бумага, карандаш, акварель, гуашь. 19 х 27 см. Государственный Центральный театральный музей
им. А.А. Бахрушина, Москва.
М.В. Барашов (1897-1962). На Веселеньком острове. 1958 г. Бумага, линогравюра цветная.
17,5х26,6 см. (лист); 17 х26 см. (р.и.). ГМИИ РТ, Казань.
М.В. Барашов (1897-1962). В селе Травино. 1959 г. Бумага, линогравюра цветная. 35,7х23 см. (лист);
33,6х22,4 см. (р.и.). ГМИИ РТ, Казань.
М.В. Барашов (1897-1962). Разлив. 1959 г. Бумага, цветная линогравюра. 20 х 29 см.
Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина.
М.В. Барашов (1897-1962). В Маячном ночью. 1960 г. Бумага светло-зеленая, линогравюра цветная.
35,7х56,5 см. (лист); 26,7х46,5 см. (р.и.). ГМИИ РТ, Казань.
М.В. Барашов (1897-1962). Мальчики-рыболовы. 1960 г. Бумага светло-зеленая, линогравюра цветная.
35,6х56,3 см. (лист); 27х45 см. (р.и.). ГМИИ РТ, Казань.
М.В. Барашов (1897-1962). Рыбак - любитель. 1960 г.
Бумага, линогравюра цветная. 40,5х23,6 см. (лист);
21,1х38,3 см. (р.и.). ГМИИ РТ, Казань.
М.В. Барашов (1897-1962). Старый рыбак. 1961 г.
Бумага светло-бежевая, линогравюра цветная. 39х22,5 см. (лист);
34х20,1 см. (р.и.). ГМИИ РТ, Казань.
М.В. Барашов (1897-1962). Пультрыбница. 1960 г. Бумага тонированная,
линогравюра. 43,5х23,3 см. (лист); 39х22 см. (р.и.). ГМИИ РТ, Казань.
Речной пейзаж. К деревянному причалу подходит судно. На носу название «Осмий».
М.В. Барашов (1897-1962). Село Жаркое. 1960 г. Офорт. 71,5х54,5 см. (лист);
37х58,3 см. (р.и.). ГМИИ РТ, Казань.
Среди многочисленных спектаклей в Астраханском драматическом театре им. С.М. Кирова, которые оформил Михаил Барашов, были спектакли русских и советских классиков – драматургов, таких как «Егор Булычев и другие» по пьесе А.М. Горького (1934), «Петр I» по инсценировке романа А. Толстого, «Кремлевские куранты» по пьесе Н. Погодина, ставившаяся дважды в 1940 и 1956 году, «Родина» по инсценировке романа Алексея Толстого «Хождение по мукам» (1948), «Преступление и наказание» по инсценировке романа Ф. Достоевского, спектакль по пьесе В.В. Маяковского «Мистерия-Буфф» (1961) и комедия «Дон Хиль Зеленые штаны» Тирсо де Молины в 1962 г.
М.В. Барашов (1897-1962). Эскиз декораций к пьесе В.В. Маяковского «Мистерия-Буфф». 1961 г.
Картон, гуашь, белила, карандаш. 40 х 49,9 см. Астраханская государственная картинная галерея
им. П.М. Догадина.
М.В. Барашов (1897-1962). Эскиз декораций к пьесе В.В. Маяковского «Мистерия-Буфф». 1961 г.
Картон, гуашь, белила, карандаш. 36,9 х 49,7 см. Астраханская государственная картинная галерея
им. П.М. Догадина.
М.В. Барашов (1897-1962). Эскиз мужских костюмов к пьесе «Дон Хиль Зеленые штаны»
Тирсо де Молины. 1962 г. Бумага, карандаш, акварель, гуашь, чернила. 30,2 х 21,1 см.
Государственный Центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
.В. Барашов (1897-1962). Эскиз мужских костюмов к пьесе «Дон Хиль Зеленые штаны»
Тирсо де Молины. 1962 г. Бумага, карандаш, акварель, гуашь, чернила. 30,3 х 21 см.
Государственный Центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
М.В. Барашов (1897-1962). Эскиз женского костюма к пьесе «Дон Хиль Зеленые штаны»
Тирсо де Молины. 1962 г. Бумага, карандаш, акварель, гуашь. 29,8 х 20,8 см.
Государственный Центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
М.В. Барашов (1897-1962). Эскиз женского костюма к пьесе «Дон Хиль Зеленые штаны»
Тирсо де Молины. 1962 г. Бумага, карандаш, акварель, гуашь. 29,5 х 21,3 см.
Государственный Центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
М.В. Барашов (1897-1962). Эскиз мужского костюма к пьесе «Дон Хиль Зеленые штаны»
Тирсо де Молины. 1962 г. Бумага, карандаш, акварель, гуашь, чернила. 30 х 21 см.
Государственный Центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
М.В. Барашов (1897-1962). Эскиз костюма к пьесе «Дон Хиль Зеленые штаны»
Тирсо де Молины. 1962 г. Бумага, карандаш, акварель, гуашь. 29,9 х 21,3 см.
Государственный Центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
М.В. Барашов (1897-1962). Эскиз мужского костюма к пьесе «Дон Хиль Зеленые штаны»
Тирсо де Молины. 1962 г. Бумага, карандаш, акварель, гуашь, чернила. 29,9 х 21 см.
Государственный Центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
Михаил Васильевич Барашов умер 7 сентября 1962 года Астрахани в возрасте 65 лет и похоронен там же на Старом русском кладбище.
Мемориальная выставка Михаила Васильевича Барашова состоялась в Астрахани в 1967 году. Его творчество представлено во многих музейных собраниях, среди них — ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан в Казани, Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина и другие.
Могила Михаила Васильевича Барашова на Старом русском кладбище в Астрахани.
Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.
Дневник РУССКИЙ СОВЕТСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ХУДОЖНИК-АВАНГАРДИСТ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ БАРАШОВ (1897-1962), УЧАСТНИК ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ | Слава44 - Дневник Слава44 |
Лента друзей Слава44
/ Полная версияДобавить в друзья
Страницы:
раньше»