НЕИЗВЕСТНЫЙ РУССКИЙ ХУДОЖНИК-АВАНГАРДИСТ ВАСИЛИЙ БОРИСОВИЧ ЛОГИНОВ (1888-1938), УЧЕНИК РОБЕРТА ФАЛЬКА18-07-2025 15:00к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Роберт Фальк среди своих студентов ВХУТЕМАСа. 1923 г
Василий Борисович Логинов (1888-1938) – русский советский живописец, график. Работал иллюстратором, художником-оформителем. Учился во ВХУТЕМАСе в 1920-м году у Роберта Фалька. Василий родился в 1888 году в деревне Сергиево Гжатского уезда Смоленской губернии. Отец, Борис Васильевич Логинов (1929—2003), художник по металлу, чеканщик, которому в глухие советские годы пришлось работать в одном из военных «ящиков» и проектировать аппараты для атомной промышленности. Василий Борисович в 1920 году был командирован во ВХУТЕМАС Политотделом 16-й армии. Еще будучи студентом ВХУТЕМАСа Логинов дебютировал на Первой выставке РОСТа, написавшим в 1927 году картину «Гармонисты». Василий Логинов трагически погиб под поездом в 1938 году на Московско-Рижской железной дороге.
Москва, ВХУТЕМАС. 1927 г. Праздничное оформление к Х годовщине Октябрьской революции.
Василий Борисович Логинов (1888-1938). Абстрактная композиция. 1920-е гг.
Фронтиспис книги «Себе оставлю имя…». Москва, 2013 г.
Василий Борисович Логинов (1888-1938). Гармонисты. 1927 г. Репродукция из книги О. Ройтенберг.
Москва, 2008 г.
Труппа «Русского балета». В центре Сергей Павлович Дягилев.
Василий Борисович Логинов, в составе бригады художников-декораторов под руководством Ф.Ф. Федоровского (ученика В. Серова, К. Коровина, М. Врубеля, Ф. Шехтеля), ездил в 1913 году в Париж вместе с «Русскими сезонами» С.П. Дягилева. В студии живописи П.И. Келина он занимался с Юрием Завадским. В книге опубликован карандашный портрет Логинова-старшего, нарисованный самим Завадским в 1912 году. Бабушка, Нина Александровна Беляева-Логинова (1900-1947), подруга А.А. Судакевич-Мессерер, матери театрального художника и сценографа Бориса Мессерера, расписывала декорации к первым послевоенным премьерам Большого театра: балетам С. Прокофьева «Золушка» и «Ромео и Джульетта». Из ее работ в книге воспроизводятся пейзажные акварели, «наполненные нотками грусти, созерцательностью и медитативностью». Двоюродный дед, Николай Борисович Логинов (1897-1919), еще до революции 1917 года закончил Императорское Строгановское училище, но погиб в Гражданскую войну при невыясненных обстоятельствах. Сохранились его студенческие работы, по которым видно, что из молодого таланта мог вырасти большой мастер.
Ольга Ройтенберг. «Неужели кто-то вспомнил, что мы были…». Из истории художественной жизни.
1925-1935. Москва, Издательство «Галарт», 2008 г.
Искусствовед Ольга Ройтенберг пыталась установить подробности биографии Василия Логинова. Оказалось, что родственники Василия Логинова еще были живы, жена его - театральный художник Нина Беляева, и сын Борис жили в Москве в одном из Сретенских переулков, в Даевом переулке. Наконец-то О. Ройтенберг встречается с Борисом Васильевичем Логиновым. Сын сберег пару фотографий, папку с рисунками, кое-какие документы отца. Выясняется, что с 17-ти лет Логинов работал в ювелирной мастерской Лорие и в артели серебряников в Нижних Торговых рядах на Красной площади. В 1912 году учился в художественной студии П.И. Келина.
Василий Борисович Логинов (1888-1938). Поле. Жницы. Эскиз к картине «Крестьяне». 1927 г.
Эскиз «Поле. Жницы» для несохранившейся картины «Крестьяне» передает сложную ритмическую систему с линейными доминантами, наподобие жанровых картин Поля Гогена.
Поль Гоген (1848-1903). Урожай в Бретани. 1889 г. Холст, масло. 92 х 73,3 см.
Институт искусств Курто, Лондон.
Картин Логинова не сохранилось ни одной. Ни «Гармонистов», ни «Крестьян». А было ли еще что - уже не узнать. Так что приходится судить о художественных достоинствах живописного стиля Логинова по случайно сохранившимся крохам. В папке ворох натурных рисунков небольшого размера - пейзажи, портреты, листики с эскизами костюмов к неосуществленной постановке «Горе от ума» (возможно, ими он участвовал на выставке 1923 года «Театрально-декорационное искусство Москвы»); обложки журнала «Даешь!» и детской книжки «Кошкин дом», еще какие-то иллюстрации неизвестно к чему; фрагменты декоративно-оформительских работ, акварельные эскизы композиции «Крестьяне»», наброски к «Гармонистам», гуашь «Цирк на улице».
Василий Борисович Логинов (1888-1938). У околицы. Эскиз. 1920-1930-е гг. Эскиз сгенерирован ИИ
У Логинова остались неопубликованные наброски неравноценного художественного достоинства. Сказывалась, видно, пагубная нерегулярность в работе. Когда же, оторвавшись от текучки дел, удирал из Москвы на 3-4 месяца в родные Гжатские края в Сергиев, Шинкино - помаленьку обретал форму. Тема с вариациями Логинова - деревенская обрядность. Что-то сходу получалось - на лету схватывал характерное (Стирка, На старой мельнице, В кузнице, Роют погреб, Масленица, За чаем, На околице, Деревенское застолье, Накануне Николы). Чаще бился долго, возвращаясь к одним и тем же мотивам. Пробовал и так, и эдак. Задача – предмет в пространстве, пространство внутри предмета (Жатва, Сенокос, Уборка хлеба, Поле. Жницы, несколько вариантов «Строительства моста»). Нашел ли, что искал? Завершил задуманное? Или бросил на полпути – на стадии подготовительных набросков, едва намеченных эскизов? Как угадать?
Василий Борисович Логинов ? (1888-1938). 1. Весна. Холст, масло. 56 x 22 см.
2. Осень. Холст, масло. 56 x 22 см. Оба - 1921 г. Частное собрание.
На фотографии 1913 года В.Б. Логинов в Париже среди группы художников-декораторов Русского оперного театра, рядом с Ф.Ф. Федоровским. Логинов вместе с Ф.Ф. Федоровским работал над декорациями к двум оперным спектаклям: «Хованщина» М.П. Мусоргского (1913) и «Майская ночь» Н.А. Римского-Корсакова (1914), которые были представлены в Париже в «Русских сезонах» С.П. Дягилева.
Ф.Ф. Федоровский (1883–1955). Скит. Эскиз декорации к опере М.П. Мусоргского «Хованщина».
Антреприза С. П. Дягилева. Париж.
Ф.Ф. Федоровский (1883–1955) - выдающийся русский художник-сценограф, легенда Большого театра,
создатель сотен декораций и эскизов костюмов к операм и балетам.
Ф.Ф. Федоровский (1883–1955). Эскиз костюмов к опере М.П. Мусоргского «Хованщина». 1912 г.
Ф.Ф. Федоровский (1883–1955). Эскизы костюмов для двух образов князя Хованского к опере
М.П. Мусоргского «Хованщина». 1913 г. Константиновский дворец, Санкт-Петербург.
Ф.Ф. Федоровский (1883–1955). Эскиз костюмов боярина Шакловитого и писца к опере М.П. Мусоргского
«Хованщина». 1913 г.
Ф.Ф. Федоровский (1883–1955). Украинское село. Эскиз декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова
«Майская ночь». 1914 г.
Ф.Ф. Федоровский (1883–1955). Украинское село. Эскиз декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова
«Майская ночь». 1914 г. Холст, масло. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
Роберт Фальк среди своих студентов ВХУТЕМАСа. 1923 г.
После начала Первой мировой войны в 1914 году Логинов был призван на фронт. Служил в действующей армии, в первом пограничном Заамурском полку. После ранения в 1915-1916 гг. учился в школе прапорщиков. После Октябрьской революции с 1917 г работал в комиссии по охране памятников культуры. С 1920 г. учился во ВХУТЕМАСе в мастерской Роберта Фалька, но неизвестно в каком году окончил. В 1923 г. Логинов работал художником-оформителем на первой сельскохозяйственной выставке. Иллюстрирует детские книги, рисует для журналов. Конец 1920-х голов приносит первый успех на первой выставке «РОСТа» (помимо «Гармонистов» рецензенты хвалили его картину «Крестьяне»). В Московском клубе металлистов, куда зачислен в штат, делает живой журнал «Металлический крокодил». С 1930 – он художник-оформитель музея «Архангельское».
Плакат ко Всероссийской сельско-хозяйственной и кустарно-промышленной выставке 1923 года.
На территории будущего Парка Горького в 1923 году построили 38 павильонов, а всего на площади более чем 27 тысяч квадратных метров разместилось 255 зданий. Выставку создавали архитекторы Иван Жолтовский (главный архитектор), Вячеслав Олтаржевский, Алексей Щусев, Иван Фомин, Владимир Щуко, Константин Мельников, Федор Шехтель, а также скульпторы Сергей Коненков и Иван Шадр. А в художественном оформлении участвовали Александра Экстер, Вера Мухина, Кузьма Петров-Водкин, Аристарх Лентулов и еще почти две тысячи художников со всех концов Советского Союза.
А.А. Экстер и В.И. Мухина – павильон газеты «Известия» на с/х выставке.
Фотография 1923 года.
«Себе оставлю имя...» (О династии художников, дизайнеров). Василий Логинов, 1888-1938; Нина Беляева-Логинова, 1900-1947; Николай Логинов, 1897-1919; Борис Логинов, 1929-2003; Василий Логинов, 1956-2009. Москва, Издательство «Ин-октаво», 2013 г. - 303 с., ил. (Строгановские династии)
«Себе оставлю имя...» (О династии художников, дизайнеров). Василий Логинов, 1888-1938, Нина Беляева-Логинова, 1900-1947, Николай Логинов, 1897-1919, Борис Логинов, 1929-2003, Василий Логинов, 1956-2009. Москва, Издательство «Ин-октаво», 2013 г. - 303 с., ил. (Строгановские династии);
Архивные материалы, извлеченные из фондов РГАЛИ и опубликованные впервые, делают книгу не только художественным, но историческим событием. В результате кропотливой работы, напоминающей археологические раскопки, выявлены новые факты, связанные со «Свободными государственными художественными мастерскими» (1918-1920 годы) и Смоленским УНОВИСом. На страницах книги прозвучали забытые имена молодых художников, «учившихся живописи и композиции, рисунку и конструированию у великих мастеров движения художественного авангарда и впитавших всю богатейшую культуру Серебряного века». Среди них: Л.Я. Зевин, В.Л. Сидоренков, М.Г. Николадзе, В.С. Кизевальтер, Б.Ф. Рыбченков, С.Г. Вепренцева, Г.Г. Филипповский и другие. К сожалению, в творческом плане большинство из них не перешагнуло конец 1930-х годов. Многие погибли. Однако сегодня работы некоторых представлены в новой Третьяковке. Будем надеяться, что когда-нибудь к ним присоединятся не менее достойные произведения В.Б. Логинова.
Василий Борисович Логинов трагически погиб под поездом в 1938 году на Московско-Рижской железной дороге в возрасте 50 лет. Обстоятельства смерти до сих пор неизвестны.
ИСТОЧНИКИ
Ольга Ройтенберг. «Неужели кто-то вспомнил, что мы были…». Из истории
художественной жизни. 1925-1935. Москва, Издательство «Галарт», 2008 г.
Стр. 29, 101-102, 304, 36-307, 311, 502.
Антон Успенский. Между авангардом и соцреализмом. Из истории советской
живописи 1920–1930-х годов. Москва, Издательство «Искусство XXI век», 2024 г.
Стр. 41, 44.