СТАРЕЙШИЙ АБХАЗСКИЙ ХУДОЖНИК, КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР КОНСТАНТИНОВИЧ ШЕРВАШИДЗЕ-ЧАЧБА (1867-1968), СЦЕНОГРАФ «РУССКИХ БАЛЕТОВ» СЕРГЕЯ ДЯГИЛЕВА 16-07-2025 19:00к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Владимир Россинский (1874-1919). Портрет Александра Шервашидзе-Чачбы.
1913 г. Холст, масло. 89 х 63 см. Частное собрание.
На портрете изображён Александр Шервашидзе-Чачба во время учёбы
в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
АЛЕКСАНДР ШЕРВАШИДЗЕ-ЧАЧБА: ХУДОЖНИК В ИЗГНАНИИ
«Только то искусство живёт, которое было рождено жизнью»
Александр Константинович Шервашидзе-Чачба (1867-1968) – первый профессиональный абхазский художник, график, живописец, сценограф, искусствовед, художественный критик и общественный деятель. Князь Александр Шервашидзе-Чачба был правнуком правителя абхазского княжества Келешбея Чачбы, «местоблюститель княжеского престола» Абхазии (с 1918 г.). Шервашидзе - это грузинская форма фамилии Чачба, которая закрепилась в письменной традиции Грузии в эпоху позднего Средневековья. Художник учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Василия Поленова, Парижской школе-студии Фернана Кормона, руководил сценографией в трех ведущих театрах Санкт-Петербурга, но большую часть своей жизни прожил во Франции, работал с «Русскими балетами» С.П. Дягилева в Париже и Лондоне. В возрасте 100 лет умер в Монако и только в 1985 году его прах был перевезен на родину в Абхазию, а Сухуми.
Герб рода Шервашидзе-Чачба, утверждённый 14 сентября 1901 года
Константин Георгиевич Шерванадзе-Чачба (1812-1883), отец художника. 2. Наталья Матвеевна д’Анлуа де ла Гард (1843-1913), мать художника.
Отец будущего художника, отставной майор Константин Георгиевич был младшим сыном последнего правителя Абхазии Георгия II (Сефер-бея). Придерживаясь прогрессивных взглядов, он принимал активное участие в общественной жизни, в частности в создании первого абхазского букваря, но в 1832 году был вовлечён в заговор с целью восстановления абхазской государственности, упразднённой при его отце в 1810 году, после раскрытия которого был навсегда изгнан с родных земель. Он женился на дочери французского профессора музыки, пианистке Наталье Матвеевне д’Анлуа де ла Гард. Семья поселилась в Феодосии. Именно там 24 декабря 1867 года у них родился сын Александр, третий из четырёх детей. Родители будущего художника рано разошлись. Александр и его младший брат Владимир остались с отцом.в
Нижегородское военное училище имени Аракчеева. Кадетский корпус.
Согласно планам Константина Георгиевича, дети непременно должны были сделать военную карьеру, поэтому Александра отправили в Нижегородское военное училище имени Аракчеева, однако юноша, который в то время лелеял тайную страсть к искусству, учился там очень неохотно.
«Он (Александр Шервашидзе-Чачба) был обременён официальными обязательствами, военная карьера его не привлекала, учёба в военном училище ему не нравилась, и он был ленив» (Из воспоминаний дочери художника Русудан Шервашидзе-Чачба)
Александр Константинович Шервашидзе-Чачба в детстве. Семейный архив Шервашидзе-Чачба
Москва. Бывшее здание ВХУТЕМАСа в начале XX века.
Смерть любимого отца сделала учёбу для Александра невыносимым бременем. Мать художника Наталья Матвеевна д'Анлуа в то время жила в Киеве и была замужем за учителем средней школы Николаем Павловичем Васильевым-Яковлевым. По ходатайству отчима Александр был зачислен в Киевское реальное училище, которое окончил в 1889 году. В 24 года Александр становится вольнослушателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Именно в это время Александр Шервашидзе написал свои первые картины маслом, такие как «В саду» и «Приближается ночь». Талант студента заметил преподаватель училища, профессор Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927), который посоветовал молодому человеку продолжить обучение в Париже.
Александр Шервашидзе-Чачба (1867-1968). В саду. 1892 г. Национальная картинная галерея
Республики Абхазия, Сухуми.
«... Я учусь в школе живописи и скульптуры В. Д. Поленова в Москве, по совету которого в 1893 году я отправился в Париж, чтобы изучать живопись и, самое главное, рисунок, который в школе был очень слабым, и в этом не было вины В.Д. Поленова...» (Из письма Александра Шервашидзе-Чачбы Евреиновой Анне Александровне - жене театрального деятеля и переводчика Николая Евреинова)
В Париже Александр учился в Школе-студии известного на всю Европу преподавателя Фернана Кормона, учениками которого в разные годы были Винсент Ван Гог и Анри Тулуз-Лотрек. Князь изучал рисунок, живопись, композицию, анатомию, различные стили и направления в живописи.
Русские художники Э.О. Визель и И.И. Ендогуров в мастерской Фернана Кормона в Париже. 1893-1894 гг.
«В школе Кормона главным постулатом было сохранение в художнике любви к искусству и свободы творчества, не связывание его с классическими канонами, а предоставление возможности полностью раскрыть индивидуальный талант. Именно там, в Кормоне, Александр Шервашидзе-Чачба окончательно сформировался как художник, как творец» (Арт-критик Сурам Сакания)
Александр Шервашидзе-Чачба (1867-1968). Сидящая обнаженная натурщица.
Опубликовано в журнале «В мире искусств». Киев, 1907 г. №11-12.
Рисунок предположительно сделан в мастерской Кормона в Париже.
Молодой художник проводил много времени в музеях Парижа, изучая манеру и стиль других художников. Затем он начал писать первые статьи об искусстве, которые публиковались в журналах «Аполлон», «Мир искусства», «Золотое руно», «Искусство» и других. Он одним из первых высоко оценил творчество импрессионистов. В Париже Шервашидзе знакомится со многими молодыми русскими художниками - Александром Бенуа, Игорем Грабарем, Валентином Серовым, Максимилианом Волошиным, Виктором Борисовым-Мусатовым другими художниками - и становится членом русского художественного кружка «Монпарнас».
Александр Константинович Шервашидзе-Чачба.
Семейный архив Шервашидзе-Чачба.
Александр Шервашидзе-Чачба (1867-1968). Портрет жены Екатерины Падалки. 1905 г.
В Париже Александр Шервашидзе-Чачба знакомится со своей будущей женой Екатериной Васильевной Падалкой. Екатерина Васильевна родилась 30 октября 1876 года в Москве, о чем в метрической книге Московской Панкратиевской, что близ Сухаревской Башни, церкви сделана запись: «Родители – потомственный дворянин Василий Васильевич Падалка и законная жена его Елизавета Александровна (урождённая Робер), оба православного вероисповедания». В Париже Екатерина училась в Парижском Университете (Сорбонне) на математическом факультете, но денег на жизнь не хватало, поэтому иногда ей приходилось работать моделью. Так состоялось знакомство будущих супругов. Портрет Екатерины Падалки «Дама в красной шляпе» принадлежит кисти художника. В 1900 году Екатерина Васильевна окончила Университет и поступила на работу в страховое общество «Нью-Йорк», продолжая подрабатывать натурщицей. 29 мая 1905 года в Свято-Троицкой Александра Невского церкви в Париже Екатерина Васильевна Падалка была повенчана с князем Александром Константиновичем Шервашидзе, заканчивающим свое художественное образование в студии Фернана Кормона в Париже. Александру Константиновичу было 38, а Екатерине Васильевне 29 лет. Но жизнь не была к ним благосклонна - их первенец Миша умер в младенчестве. Финансовое положение молодой семьи тоже было довольно сложным.
Екатерина Васильевна Падалка с сыном Мишей
Семейный архив Шервашидзе-Чачба
«Александр Константинович, несмотря на свою породистую внешность, был очень беден и вёл скромный образ жизни. Он был женат на женщине с прекрасными душевными качествами, умной и образованной... и он, и она были очень бедны» (Из книги Александра Бенуа «Мои воспоминания»)
Александр Константинович Шервашидзе-Чачба с сыном Мишей.
Семейный архив Шервашидзе-Чачба
Екатерина Васильевна Падалка с сыном Мишей, город Клямар под Парижем, 1909 год.
Семейный архив Шервашидзе-Чачба.
Александр Шервашидзе-Чачба (1867-1968). Автопортрет. 1905 г.
Национальная картинная галерея Республики Абхазия, Сухуми.
Перед открытием художественной выставки в Париже 1906 г. Слева направо: Александр Шервашидзе-Чачба, Александр Бенуа, Лев Бакст, Сергей Дягилев, Игорт Грабарь, Елизавета Кругликова. Рисунок Елизаветы Кругликовой. Источник иллюстрации: Сергей Дягилев и русское искусство. В 2-х тт. Т.1 Москва, Изобразительное искусство, 1982 г.
В 1906 году Александр Шервашидзе-Чачба принял участие в выставке русских художников в Париже. Представленный французской публике «Автопортрет» имел огромный успех. За эту картину Александр Константинович был принят в Национальное общество художников Франции.
Александр Константинович Шервашидзе-Чачба, Санкт-Петербург.
Семейный архив Шервашидзе-Чачба.
В конце 1906 года Александр Шервашидзе-Чачба переехал из Парижа в Санкт-Петербург и получил приглашение на работу от главного художника императорских театров Александра Головина. С 1907 года по 1918 год А. Шервашидзе-Чачба работает сначала художником-декоратором, а затем, вплоть до 1918 года, главным декоратором Петербургских императорских театров: Мариинского. Александринского и Старинного. Его первой работой на сцене стали декорации к опере Гуно «Фауст» для Мариинского театра. Затем последовали «Тристан и Изольда» Рихарда Вагнера и «Тантрис-дурачок» Хардта — обе эти постановки были осуществлены в Александринском театре Всеволодом Мейерхольдом. Критики высоко оценили не только работу режиссёра, но и декорации. Максимилиан Волошин назвал их «ценным историческим произведением, созданным в результате серьёзного изучения старинных миниатюр и иллюстраций». В ноябре 1909 года Александр Шервашидзе был секундантом Максимилиана Волошина на его дуэли с Николаем Гумилевым.
Годовое собрание художников членов общества «Мир искусства». Стоят (слева направо): А.Т. Матвеев, А.К. Шервашидзе, С.П. Яремиг, П.В. Кузнецов, О.А. Браз, М.И. Рабинович, И.Я. Билибин, А.И. Таманов, Н.Е. Лансере, В.В. Кузнецов, Б.М. Кустодиев; сидят (слева направо): К.С. Петров-Водкин, Е.Е. Лансере, Н.Д. Милиоти, М.В. Добужинский, А.П. Остроумова-Лебедева, Н.К. Рерих, А.Н. Бенуа, А.Ф. Гауш. С-Петербург, 1 марта 1914 г. Фотограф Штейнберг Яков Владимирович.
Петербургский период является значительными в творческой деятельности Александра Шервашидзе-Чачбы. Здесь им было оформлено более 40 спектаклей, таких, как «Талисман» - Дриго; «Лакмэ» - Делиба; «Евгений Онегин» - П.И. Чайковского; «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Макбет» - У. Шекспира; «Тяжба» - Н.В. Гоголя и др., с участием артистов: Ф.И. Шаляпина, Л. Собинова, М. Кшесинской, О. Преображенской, В. Давыдова, М.Савиной, Г.Ершова и др. Только для постановки шекспировских спектаклей художник создал около 105 эскизов костюмов.
Фотопортрет в группе художников «Мир искусства». 1914 год. На фотографии вверху чернилами проставлены номера — от 1 до 18, на обороте пояснение: «Годовое собрание о-ва художников „Мир искусства“. Присутствующие: 1. М.В. Добужинский. 2. А.Ф. Гауш. 3. О.Е. Браз. 4. Н.К. Рерих. 5. И.Я. Билибин. 6. Б.М. Кустодиев. 7. В.В. Кузнецов. 8. П. В. Кузнецов. 9. Е. Е. Лансере. 10. Н. Е. Лансере. 12. Н. Д. Милиоти. 13. А.П. Остроумова-Лебедева. 14. К.С. Петров-Водкин. 15. А.И. Таманов. 16. Кн. А.К. Шервашидзе. 17. С.П. Яремич. 18. М.И. Рабинович. Российская государственная библиотека.
«Нет правды, ─ а много правд. Нет правдивого изображения жизни, ─ а прошедшее сквозь темперамент художника впечатление этой жизни» (Александра Шервашидзе-Чачба. Из статьи об импрессионистах)
Александр Шервашидзе-Чачба (1867-1968). Эскиз декорации к опере Гуно «Фауст».
Императорский Мариинский театр. Санкт-Петербург, 1907 г.
Александр Шервашидзе-Чачба (1867-1968). Эскиз декорации к опере Вагнера «Тристан и Изольда».
Императорский Мариинский театр. Санкт- Петербург, 1909 г.
Александр Шервашидзе-Чачба (1867-1968). Портрет Александра Бенуа. 1908 г.
Литография. 25,3 х 16,1 см. Музей Леопольда и Альберта, Лондон.
Александр Шервашидзе-Чачба работал в С-Петербурге на равных с такими выдающимися русскими художниками, как А.Н. Бенуа, А.Я. Головин, В.А. Серов и Н. А. Рерих.
«Я был главным декоратором Императорских театров в Санкт-Петербурге - ... Я был главным декоратором Императорских театров в Санкт-Петербурге - моё имя каждый день красовалось на афишах Мариинского, Александринского и Михайловского театров — я был всего лишь учеником и «другом» Головина, крупного декоратора - художника; скромного театрального художника - меня, но я был известен всему Петербургу, хотя и не стремился к этому» (Из письма Александра Шервашидзе-Чачбы Евреиновой Анне Александровне - жене театрального деятеля и переводчика Николая Евреинова).
Александр Шервашидзе-Чачба (1867-1968). Эскиз декорации к опере Генри Перселла «Миранда».
1911 г. Бумага, гуашь, 51 х 84 см. Вятский зудожественный музей им. А.М. и В.М. Васнецовых.
Александр Шервашидзе-Чачба (1867-1968). Двор. Эскиз декорации для постановки комедии Тирсо де Молины
«Благочестивая Марта». 1912 г. Холст, гуашь, темпера. 71 х 90 см. Государственный центральный театральный
музей имени А.А. Бахрушина, Москва.
Екатерины Васильевны и Александра Константиновича было ещё двое детей — сын Константин и дочь Русудан. Однако вскоре после рождения дочери Александр Константинович уходит из семьи к актрисе Наталье Бутковской, с которой познакомился в «Старом театре». После этого Екатерина Васильевна ради сына, больного туберкулёзом, переезжает с детьми в Феодосию. Русудан с Константином иногда встречались с отцом в Коктебеле, куда Александр приезжал с новой женой к своему другу, поэту и художнику Максимилиану Волошину. Последняя встреча детей с отцом состоялась в 1920 году.
Последняя встреча Александра Константиновича с дочерью Русуданой (Биной)
и сыном Константином (Тусей), Коктебель, 1920 г. Семейный архив Шервашидзе-Чачба
Александр Константинович с сыном Константином, Финляндия.
Семейный архив Шервашидзе-Чачба.
Бина и Туся с собаками Живым и Бабкой «на войне».
Семейный архив Шервашидзе-Чачба
После Октябрьской революции и падения империи художник отправляется на родину своих предков - в Абхазию. В 1918 году вместе с женой и режиссёром Николаем Евреиновым он организовал в Сухуме детскую художественную школу, где преподавал рисование, и драматическую студию, в которой выступал в качестве сценографа. В Сухуме публике были представлены спектакли Евреинова: «Весёлая смерть», «Степик и Манюрочка», «Школа эталонов». Особым успехом у зрителей пользовалась постановка «Козьма Прутков».
Александр Шервашидзе-Чачба со второй женой Натальей Ильиничной Бутковской.
«Н.Н. Евреинов был очень требовательным режиссёром, репетиции проходили ежедневно с 11 до 19 часов без перерыва. Александр Константинович приходил в театр рано утром и работал до вечера, декорации писали на чердаке студенты студии и он сам. Высокий, худощавый, всегда чрезвычайно опрятный, он держался очень просто, со всеми находил общий язык. Очень сдержанный, никогда не повышал голоса. Если нужно было сделать замечание, он делал это спокойно, не обижая виновного. Этот театр заинтересовал многих» (Из статьи Русудан Шервашидзе-Чачба — цитата одного из участников тех выступлений, театрального деятеля С. И. Мульмана)
Александр Шервашидзе-Чачба, его жена Наталья Ильинична Бутковская
и Николай Николаевич Евреинов.
Александр Шервашидзе-Чачба и его жена Наталья Ильинична Бутковская.
Александр Шервашидзе-Чачба (1867-1968). Эскиз костюма Коломбины для комедии
Николая Евреинова «Весёлая смерть», Сухуми, 1919 г. Национальная картинная галерея
Республики Абхазия, Сухуми.
Александр Шервашидзе-Чачба (1867-1968). Декорации к комедии Николая Евреинова
«Весёлая смерть», Сухуми, 1919 г. Национальная картинная галерея Республики Абхазия, Сухуми.
В Сухуме Александр жил со своим двоюродным братом Георгием Михайловичем Шервашидзе-Чачба, с которым часто проводил время художник-революционер Владимир. Все вместе они нередко бывали на сухумской вилле семьи Шервашидзе-Чачба «Чеми». Находясь в Сухуме, Александр Шервашидзе в своих дневниках много размышляет о духовном возрождении своего народа.
1. Знаменитый абхазский писатель, князь Георгий Михайлович Шервашидзе-Чачба. 2. Брат Александра Шервашидзе-Чачбы, Владимир Константинович Шервашидзе-Чачба, с женой Анной Алексеевной Шервашидзе-Чачбой (Беляевой)
«Внешняя красота города так же необходима, как чистый воздух, солнечный свет, это душа города, без внешней красоты город мёртв, обречён на жалкое и вульгарное существование скотного двора при бедном хозяйстве. ... Мы живём среди людей с красивыми, древними обычаями, с большой внутренней духовной культурой, и мы должны сделать наш город красивым. Ничего случайного, всё продумано и всё рассчитано на общую гармонию... Я вижу, как все князья и дворяне в Сухуми занимаются в городе коммерческими делами. Прежде всего нужно думать о Родине. Богатство Родины - это ваше богатство... Мне очень грустно, когда я думаю о том, что всё, что вы так цените в абхазах, в общем в нашем народе, может исчезнуть. Я представляю их стройными, ловкими, очень вежливыми, с большим чувством собственного достоинства, молчаливыми, умеренными во всём, упорными и стойкими. В этом и заключается наша культура... Я твёрдо скажу: лучше жить в паце... лучше быть дикарём (на первый взгляд) «необразованным» неграмотным абхазом, чем недочеловеком, каким я вижу тех, кто живёт в Сухуме. Те, кто приезжает из отдалённых горных деревень, мне дороже, чем жители Сухума. В них ещё много того, что описано Толстым в «Хаджи-Мурате», что так дорого, так прекрасно и что даёт право и делает счастливым громко заявить: «Я горец, я абхаз» (14 сентября 1917 года в Сухуми. Из дневников Александра Шервашидзе-Чачбы)
А. Рожков-Шервашидзе. Особняк Георгия Михайловича Шервашидзе-Чачба «Вилла Чеми». Рисунок.
«Мне кажется, что сухумский период деятельности его отца был хоть и недолгим, но самым дорогим для его сердца, несмотря на то, что он выступал в Санкт-Петербурге и крупных европейских городах с ведущими артистами того времени» (Из статьи дочери художника Русуданы Шервашидзе-Чачба).
Проект герба Азербайджанской демократической республики, подготовленный
Александром Чачбой к объявленному конкурсу 1920 года.
Однако из-за конфликтов с местными властями, которые преследовали абхазских родственников и друзей художника, в том числе его брата Владимира, Александру Шервашидзе и его жене пришлось покинуть Абхазию. Чтобы спасти художника и его семью, Нестор Лакоба лично сопроводил его до границы. Это было написано Николаем Евреиновым Максимилиану Волошину 10 июля 1924 года: «Александр Константинович бежал из Грузии от меньшевиков, которые преследовали его друзей-абхазов, теперь уже большевиков, и в Батуми его провожал сам Лакоба - нынешний председатель Совета народных комиссаров Абхазии…»
Известно, что на некоторое время Шервашидзе-Чачба переезжает в Баку, но Баку он посещает проездом, следуя из Сухума в Крым, рассчитывая укрыться там от нарастающей угрозы со стороны Красной армии. В итоге князю все же пришлось покинуть отечество и работать сценографом «Русского балета» сначала в Париже, а затем и в Лондоне.
Групповое фото участников первой выставки возрожденного объединения «Мир искусства». Слева направо: князь Александр Шервашидзе (председатель выставки), А. Мильман (казначей), Николай Ремизов (Ре-Ми), Борис Григорьев, Александр Яковлев (секретарь), Ханна Орлова (скульптор), Наталья Гончарова, неизвестное лицо, Савелий Сорин, Сергей Судейкин. Фотография из собрания А. Лемменса и С. Стоммельса. Париж, 1921 год.
Вид зала выставки. Париж, галерея La Boёtie. 16 июня – 10 июля 1921 г.
Вид зала выставки. Париж, галерея La Boёtie. 16 июня – 10 июля 1921 г.
Путь Александра Шервашидзе-Чачбы лежал во Францию. В 1920 году в Коктебеле в гостях у Максимилиана Волошина художник получил приглашение от известного театрального деятеля Сергея Дягилева, создателя знаменитой балетной труппы «Русские сезоны», поработать художником-постановщиком в его балетах. Дягилев считал, что Шервашидзе был «неотразимым русским художником», театральный декоратор и художник Иван Билибин - «лучшим декоратором во всей Франции», а великий танцор и хореограф Серж Лифарь - «непревзойдённым мастером, соучастником художественной и театральной революции на Западе». Помимо Дягилева, Шервашидзе работал в других театрах Парижа, Лондона и Брюсселя, участвовал в театральном турне по США. Отныне его судьба была связана с «Русскими балетами», где он проработал с 1920 по 1948 годы. О его деятельности за рубежом говорится в «Словаре современного балета» (Париж, 1957): «При всей своей скромности, он был весьма ценным работником Русских балетов, так как без него декорационные дерзания, к которым стремился и которых требовал Дягилев от художников, не могли бы достигнуть того высокого уровня и качеств, которые были им свойственны».
1. Александр Шервашидзе-Чачба в мастерской за написанием декораций. 2. Князь-художник.
Фото из французских журналов.
Долгое время об Александре Шервашидзе-Чачбе было известно лишь то, что он находится в Париже. Его дочь Русудана Александровна не поддерживала связь с отцом после 1929 года - времени последней переписки между её родителями.
Константин Шервашидзе-Чачба, Екатерина Васильевна Падалка, Русудана Александровна
Шервашидзе-Чачба. Вологда, 1929 г.
«Мой отец писал нам и, когда мог, оказывал финансовую поддержку в голодные двадцатые. Со временем наша переписка прервалась. Так наши судьбы разошлись. Моя мать, преодолевшая множество трудностей, воспитала нас и сумела сохранить в наших сердцах любовь и уважение к отцу... она умерла в 1955 году, так и не узнав ничего о судьбе отца. Она всегда переживала, что его работа останется за границей и не вернётся домой. Мой брат Константин, который плавал помощником капитана в Черноморском пароходстве, умер в 1938 году. Мы с отцом остались одни — он во Франции, а я на родине. Мы ничего не знали друг о друге, пока случай не помог мне найти его» (Из воспоминаний дочери Русуданы Шервашидзе-Чачба Константин Александрович Шервашидзе-Чачба)
1. Константин Александрович Шервашидзе-Чачба. 2. Русудана Шервашидзе-Чачба. Семейный архив Шервашидзе-Чачба.
В 1956 году в грузинском журнале «Дроша» была опубликована статья искусствоведа О.Д. Пиралишвили о творчестве Александра Шервашидзе-Чачба, в которой также сообщалось о его смерти. Два года спустя эта статья попадает в руки самого художника, и он пишет ответ автору статьи: «Я исправляю небольшую неточность: к моему удивлению, я всё ещё жив, не болен и живу совсем один. ... Я готов отдать всё, что у меня есть, музеям в Тбилиси и Сухуми».
После этого письма в Тбилиси прибыло 500 (пятьсот!) работ Александра Шервашидзе-Чачбы. Через некоторое время 220 из них были доставлены в Сухум. Кроме того, работы Александра Шервашидзе-Чачбы хранятся в Государственной театральной библиотеке Санкт-Петербурга и Государственном центральном театральном музее имени А. А. Бахрушина.
Александр Шервашидзе-Чачба. Семейный архив Шервашидзе-Чачба.
Именно статья Пиралишвили и ответ на неё Александра Константиновича стали поворотным моментом в постоянных поисках его дочерью Русуданой Александровной следов отца, связь с которым она и вся её семья потеряли довольно давно. С 1958 года началась активная переписка дочери художника Русуданы Александровны с отцом. Из этой переписки становится ясно, что Александр Шервашидзе-Чачба работал художником-постановщиком у С.П. Дягилева, а затем у его преемников вплоть до 1948 года, когда умерла его жена Наталья Бутковская.
Александр Шервашидзе-Чачба (1867-1968). Эскиз декораций к неизвестному спектаклю. 1909 г.
Национальная картинная галерея Республики Абхазия, Сухуми.
Александр Шервашидзе-Чачба (1867-1968). Портрет Марии Шервашидзе-Чачба.
1911 г. Национальная картинная галерея Республики Абхазия, Сухуми.
Александр Шервашидзе-Чачба (1867-1968). Портрет Натальи Ильиничны Бутковской. 1925 г.
Национальная картинная галерея Республики Абхазия, Сухуми.
Александр Шервашидзе-Чачба (1867-1968). Эскиз театрального костюма для балета
Игоря Стравинского «Весна священная». 1929 г. Национальная картинная галерея
Республики Абхазия, Сухуми.
Александр Шервашидзе-Чачба (1867-1968). Эскиз театрального костюма для балета
Игоря Стравинского «Весна священная». 1929 г. Национальная картинная галерея
Республики Абхазия, Сухуми.
Александр Шервашидзе-Чачба (1867-1968). Эскиз театрального костюма для балета
Игоря Стравинского «Весна священная». 1929 г. Национальная картинная галерея
Республики Абхазия, Сухуми.
Александр Шервашидзе-Чачба (1867-1968). Эскиз театрального костюма для балета
П.И. Чайковского «Лебединое озеро», хореография Мариуса Петипа, турне по Америке.
1936 г. Национальная картинная галерея Республики Абхазия, Сухуми.
Александр Шервашидзе-Чачба (1867-1968). Эскиз театрального костюма
для балета на музыку Карла Марии фон Вебера «Видение розы». 1933 г.
Национальная картинная галерея Республики Абхазия, Сухуми.
Александр Шервашидзе-Чачба (1867-1968). Эскиз театрального костюма
для балета Иоганна Штрауса «Видение Венеры». Национальная картинная галерея
Республики Абхазия, Сухуми.
Александр Шервашидзе-Чачба (1867-1968). Театральные эскизы. 1933 г.
Государственный музей искусства Санкт-Петербурга.
Александр Шервашидзе-Чачба (1867-1968). Театральные эскизы.
«С 1920 года я много работал для балетов С. Дягилева по эскизам французских художников - Пикассо, Дерена, Брака, художников нового направления в живописи... Это дало мне возможность заниматься любимым делом - писать большие полотна вручную, то есть создавать декорации. Дягилев высоко ценил то, что я сам писал на больших полотнах...» (Из письма Александра Шервашидзе-Чачбы своей дочери Русудане).
Небольшая гуашь Пикассо 1922 года «Две женщины, бегущие по пляжу» была многократно увеличена и использована в качестве занавеса в балете Дягилева «Голубой экспресс». Копия, сделанная Александром Шервашидзе, была настолько точной, что Пикассо подписал занавес своим именем. С тех пор это самая большая работа, когда-либо подписанная Пикассо.
Пабло Пикассо (1881-1973). Две женщины, бегущие по пляжу. 1922 г. Бумага, гуашь. 34 x 42,5 см.
Музей Пикассо, Париж.
Занавес Александра Шервашидзе-Чачбы для балета «Голубой экспресс» по эскизу картины Пабло Пикассо «Две женщины, бегущие по пляжу». Музыка Дариуса Мийо, либретто Жана Кокто, хореография Брониславы Нижинской, постановка Пабло Пикассо, костюмы Габриэль Шанель. 1924 г. Холст, гуашь. 1000 х 1100 см. Музей Виктории и Альберта, Лондон.
Этот занавес был создан для сезона «Русского балета», приуроченного к Олимпийским играм, в парижском Театре Елисейских Полей и впервые был представлен 26 мая 1924 года. Передняя часть «Голубого экспресса» была копией картины Пабло Пикассо «Две женщины, бегущие по пляжу (Забег)», написанной в Динаре в 1922 году, которую Дягилев увидел в мастерской художника. Оригинал имел небольшой размер - 34 x 42,5 см. (сейчас в Музее Пикассо, Париж), но за 24 часа художник-декоратор Дягилева князь Александр Шервашидзе-Чачба увеличил изображение до 6,78 x 8 метров на холсте размером 10 x 11 м. Вес холста 350 кГ. Широкая кайма позволяла вписать полотно в арку авансцены на сценах разного размера. Пикассо был настолько впечатлён точностью копии, что лично подписал её и посвятил Дягилеву. Когда картина была приобретена для Музея Виктории и Альберта, её рекламировали как «самую большую картину Пикассо в мире», но это не соответствует действительности. В Музее Виктории и Альберта хранятся еще несколько работ Александра Шервашидзе-Чачбы, в том числе задник для балета «Барабо» по мотивам картины Мориса Утрилло (1925) и две каймы для «Протея» (1938) по эскизам Джорджо де Кирико.
Задник, созданный Морисом Утрилло, и расписанный князем Шервашидзе-Чачбой для балета Джорджа Баланчина «Барабо» на музыку Витторио Риетти, впервые исполненного в лондонском Колизее «Русскими балетами» Сергея Дягилева 11 декабря 1925 года. Холст, масло. 1032 х 1230 см. Музей Виктории и Альберта, Лондон.
В довольно преклонном возрасте Александр Шервашидзе-Чачба создал декорации для балета «Шехеразада» в театре Монте-Карло, и эта работа, которую он в письме к дочери назвал «пустяком», заняла у него пять дней.
«В течение 5 дней и 8 часов в сутки, в возрасте 84 лет — на самом деле это было выше моих сил, — но я всё же преодолел старческое бессилие, и, надо признать, «Шехеразада» (под руководством Бакста) была моей самой успешной, впечатляющей, грандиозной и красочной работой» (Из письма Александра Шервашидзе-Чачбы своей дочери Русудане).
«Шопениана» в оркестровке Витторио Риети, сценография князя Александра Шервашидзе-Чачба
и костюмы Александра Бенуа. Солисты Нана Гольнер, Мишель Панайефф, Анна Волкова и Татьяна Рябушинская.
Фото Аннет и Базила Заровых, Монреаль, Канада.
Александр Константинович Шервашидзе-Чачба.
Семейный архив Шервашидзе-Чачба.
Почти в каждом письме дочери художник говорил об одном и том же — о непреодолимом желании вернуться на родину. Русудана Александровна пыталась помочь отцу снова увидеть родные края, но все попытки были тщетны. В 1959 году художник был вынужден покинуть Канны — хозяйка квартиры потребовала, чтобы он съехал. Новым местом жительства в преклонном возрасте стал Монте-Карло, куда художнику помогли переехать друзья. Но был один изъян. В Монако Александр Шервашидзе-Чачба лишился права на французскую пенсию и в последние годы был вынужден жить в пансионате княгини Монако.
Александр Константинович Шервашидзе-Чачба в гостевом доме принцессы
Грейс Келли, Монте-Карло. Семейный архив Шервашидзе-Чачба.
«Мне становится всё труднее выживать... Я получил приглашение от тифлисских директоров музея приехать, и они хотят устроить мне большой официальный приём. Мне это не нужно, я скромный и очень пожилой человек, но если тифлисские власти примут участие в моём визите, думаю, я могу надеяться, что мне разрешат приехать в Сухум. Если это возможно, то... Спроси в Тифлисе и в Сухуми, хотят ли они, чтобы я жил там с тобой, моя дочь. Чтобы осуществить моё желание, я должен поехать в Париж... но я не смог этого сделать из-за больших расходов... Телеграмма тебе обошлась мне в 1000 франков... как добраться, я знаю, так что для меня это не составит труда, а путешествие на самолёте будет очень лёгким — моё здоровье вполне удовлетворительное...» (Из письма Александра Шервашидзе-Чачбы своей дочери Русудане)
Александр Константинович Шервашидзе-Чачба. Май 1968 г.
В 1964 году Александр Шервашидзе-Чачба перенёс серьёзную операцию, после которой провёл два года в больнице. В 1968 году дочь художника Русудан наконец получила возможность увидеть своего пожилого отца во Франции. Она приехала в Париж 25 августа, но было уже слишком поздно - пятью днями ранее 17 августа 1968 года Александр Константинович Шервашидзе-Чачба скончался на 101 году жизни и был похоронен на русском кладбище в Ницце.
Во время этой поездки его дочь посетила виллу Анны Сориной - жены Михаила Джотовича Шервашидзе-Чачба - недалеко от Ниццы, где часто бывал Александр Константинович. У него была своя комната, и среди личных вещей отца она нашла множество записей, которые свидетельствовали о том, как сильно он тосковал по родине.
«Даже на фотографии своей жены, умершей в Каннах в 1948 году, он написал: «... Могу ли я попросить о переезде тела в Абхазию по случаю?» (Из воспоминаний его дочери Русуданы Шервашидзе-Чачба)
Перезахоронение останков Александра Константиновича Шервашидзе-Чачба, Сухум, улица Ленина,
12 мая 1985 года. Семейный архив Шервашидзе-Чачба.
Художник, который любил свою Родину, но так и не смог там жить, обрёл покой в Абхазии, когда в мае 1985 года его прах был привезён с русского кладбища в Ницце и 12 мая в торжественной обстановке перезахоронен в Сухуме. Удивительно, но последние километры - по морю - прах Александра Константиновича до Абхазии доставил катер «Нестор Лакоба».
Перезахоронение останков Александра Константиновича Шервашидзе-Чачба, Сухум, улица Ленина,
12 мая 1985 года. Семейный архив Шервашидзе-Чачба.
Александр Константинович Шервашидзе-Чачба.
Семейный архив Шервашидзе-Чачба.
«Молодым абхазцам, детям Страны Души! Апсны — твой древний зов звучит как далёкий звук, как эхо, как шелест листьев, как далёкое и сладкое воспоминание — о, моя мать Абхазия! — Каким глубоким сном спят твои усталые сыновья! Пьянящий мед твоих лесов, склон холмов, голубоватая даль, далекие снега, шумный бег твоих ручьев, гладкие воды озера, благоухающая прохлада лесов, зеленые пелены каменистых берегов, - о моя мать Абхазия, - отправляйся туда, к снегам, там ты видишь и слышишь, и живешь, чтобы каждый камень, каждый лист, опавший и сухой, чтобы каждый поворот пути был пройден, чтобы каждый новый образ родного смуглого лица, как смена утреннего неба, был твоим и жадным, и живым. Любознательный» (Из записных книжек Александра Шервашидзе-Чачбы)
И посмертные почести художнику Александру Константиновичу Шервашидзе-Чачбе в Абхазии:
Серебряная монета «Александр Чачба» номиналом 10 апсаров из серии «Выдающиеся личности Абхазии».
Эмиссия 1 января 2009 г. Серебро 925, реверс.
1. Выставка Александра Шервашидзе-Чачбы в Центральном выставочном зале Союза художников Абхазии. Сухум, с 15 по 24 декабря 2022 г. 2. И буквально, только месяк назад вышел в свет альбом о жизни и творчестве Александра Шервашидзе-Чачбы «Живопись, графика, театрально-декорационное искусство». Сухуми, 24 июня 2025 г.
Почтовая марка Абхазии - Художник Князь Чачба-Шервашидзе. 1997 г.
И ПОСЛЕДНЕЕ
Пожар, случившийся в Национальной картинной галерее Абхазии в конце января 2024 года, стал трагической страницей в истории искусства. В огне погибли 4000 картин. И среди них – работы художника с мировым именем Александра Шервашидзе-Чачбы. По разным источникам, пожар унес от 150 до 300 картин Александра Шервашидзе, большую часть из написанного мастером в разные периоды жизни. Возможно, это самая трагичная глава биографии художника, прожившего на свете сто лет и преодолевшего все трудности, случившиеся на его веку.