АМЕРИКАНСКИЙ ХУДОЖНИК-СИМВОЛИСТ ЭЛИУ ВЕДДЕР / ELIHU VEDDER (1836, НЬЮ-ЙОРК-1923, РИМ), ИСПЫТАВШИЙ ВЛИЯНИЕ ПРЕРАФАЭЛИТОВ. ЧАСТЬ III10-07-2025 23:36к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Джон Фергюсон Вейр (1841-1926). Портрет Элиу Веддера. 1902 г.
Холст, масло. 72,3 х 60 см. Музей изящных искусств, Бостон.
Карьера Элиу Веддера, родившегося в Нью-Йорке в 1836 году и умершего в Риме в 1923 году, длилась около 65 лет. Он начал рисовать в то время, когда имя Курбе воспламеняло молодёжь и вызывало негодование критиков, а умер, когда кубизм уже стал академическим направлением. Его работы не относились ни к одному из них. Хотя он был хорошо знаком с различными художественными течениями своего времени, он был слишком поглощён собственными представлениями, мечтами и изобретениями, чтобы надолго увлечься какой-то одной модой. Прожив большую часть жизни в Италии, Веддер во многом был настоящим художником-эмигрантом. Он рано понял, что искусство само по себе является родиной, и был верен ему. Для него Италия была самым близким подобием этой земли.
Мистер Веддер в костюме для пикника и менуэта. Фото до 1910 г.
В конце 1880-х годов Веддер вернулся к образам, которые больше напоминали его раннюю знаковую картину в стиле символизма «Память» 1870 года, и создал этюд к картине «Душа в рабстве» (1886-1896). Волны на картине более упорядочены, а ночное небо освещено невидимой луной. Крылатая женщина сидит с закрытыми глазами на краю волн, привязанная полосками ткани к земному шару. Слева тёмная морская черепаха перебирается через небольшую волну.
Элиу Веддер (1836–1923). Душа в рабстве. Этюд. 1886-1896 гг.
Картон, масло. 27,6 x 23,5 см, Музей изящных искусств, Хьюстон, штат Техас.
В этой мрачной символистской картине под названием «Душа в рабстве» Веддер объединил свои ключевые интересы: идеализированное изображение человека, абстрактный дизайн и темы внутреннего духовного конфликта. Глубоко вдохновленный переводом мистических персидских стихов, выполненным писателем Эдвардом Фицджеральдом в «Рубайят Омара Хайяма» (Веддер проиллюстрировал роскошное издание 1884 года), он создал множество картин, изображающих человека, стоящего перед дилеммой выбора между добром и злом, которые здесь символизируют бабочка и змея. За фигурой Веддер изобразил свой фирменный «двойной завиток» - мотив, который он неоднократно использовал в иллюстрациях к Рубайяту, чтобы показать силы, которые сходятся, а затем расходятся вокруг краткой точки, составляющей жизнь отдельного человека.
Элиу Веддер (1836–1923). Душа в рабстве. 1891-1892 гг.
Холст, масло. 96,1 х 60,9 см. Бруклинский музей, Нью-Йорк.
В 1891–1892 годах Веддер написал переработанную и законченную версию «Души в рабстве», в которой его первоначальный замысел превратился в поразительную сцену, в которой преобладают закрученные складки ткани и облака. Веддер создал множество картин, изображающих человека, стоящего перед дилеммой выбора между добром и злом, которые здесь символизируют бабочка и змея. Глобус исчез, а фигура держит в руках маленькую змею - отсылку к первородному греху и грехопадению, а также белую бабочку - символ удачи.
Элиу Веддер (1836–1923). Душа в рабстве. Эскиз. 1891-1892 гг. Рельеф.
https://www.1st-art-gallery.com/Elihu-Vedder/Soul-In-Bondage
Элиу Веддер (1836–1923). Эскиз для «Стеллы Фунесты» («Злой звезды»). 1892 г.
Синяя бумага, уголь, пастель. 44,5 x 40,3 см. Музей искусств округа Лос-Анджелес
(LACMA), Калифорния.
Элиу Веддер (1836–1923). Враг, сеющий плевелы. 1892 г. Холст, масло. 24,6 x 52,2 см.
Бруклинский музей, Нью-Йорк.
Элиу Веддер (1836–1923). Изобилие дней недели 1893 г. Холст, масло. 187,6 × 456,2 см. (!)
Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен, штат Коннектикут, США.
Эта потолочная панель Элиу Веддера изначально украшала столовую особняка Коллиса и Арабеллы Хантингтон на Пятой авеню. Сцена олицетворяет изобилие во все дни недели. Центральная мужская фигура, Аполлон (воскресенье), окружена женщинами, олицетворяющими четыре времени года. Слева от Аполлона крупная женская фигура - Луна (понедельник), а справа - Венера (пятница), поднимающаяся из своей раковины. В четырех углах вверху слева изображен пожилой Сатурн (суббота), затем (по часовой стрелке) Меркурий (среда), Марс (вторник) и Юпитер (четверг). Каждая из этих планетарных фигур включает свои астрологические символы. Между семью главными фигурами маленькие гении держат рога изобилия, переполненные изобилием.
Элиу Веддер (1836–1923). Эскиз центрального круга потолка Хантингтона. Аполлон и его спутники.
1893 г. Зеленая бумага, черные, белые и цветные мелки, акварель и карандаш. D=60,3 см.
Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен.
Элиу Веддер (1836–1923). Эскиз центрального круга потолка Хантингтона. Аполлон и его свита.
Эскиз. 1893 г. Бумага, черный, белый и синий мелки. 26,7 × 24,8 см.
Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен.
Элиу Веддер (1836–1923). Закат. 1892-1893 гг. Пастель, графит, акварель и сусальное золото
на серой бумаге. 50,8 х 37,8 х 1,9 см. Бруклинский музей, Нью-Йорк.
Элиу Веддер (1836–1923). Душа хризантемы. 1894 г. Бромидная фототипия,
мелки, графит и металлическая краска. 24 x 18 дм. Галерея Мансон Уильямс.
В 1892 году Веддер продал картину «Хризантема (голова)», ставшую источником для фототипии, права на которую он получил в 1894 году. Работа из галереи Мансон Уильямс. — раскрашенная вручную версия этой репродукции. В 1868 году Веддер создал рисунок «Душа подсолнуха», предшествующий «Душе хризантемы». Жёлтая хризантема в викторианской символике означала пренебрежение любовью, ревность и презрение, что отражает чувства нимфы Клитии, превратившейся в подсолнух после отвержения Аполлоном. С 1880 года Веддер продавал фоторепродукции своих работ, раскрашиванием которых занималась его жена и, возможно, дочь Анита. Регина Сория утверждает, что работы, раскрашенные Анитой при жизни отца, можно считать подлинным творчеством Веддера.
Элиу Веддер (1836-1923). 1-2. Памятная медаль для Колумбийской выставки в честь 400-летия высадки Колумба
в Америке, 21 октября 1492 г. Бронза. Диаметр 64 см. Слева под Солнцем дата 1892, справа подпись автора буква V.
В 1890-е годы Элиу Веддер стал признанным и успешным художником-оформителем. В 1892 году ему было доверено разработать памятную медаль для Колумбийской выставки в честь 400-летия высадки Колумба в Америке 21 октября 1492 г. Веддер получал заказы на настенные росписи от крупных архитекторов и от ведущих журналов. Веддер получал заказы на настенные росписи от крупных архитекторов и от ведущих журналов. Его самыми значимыми фресками были росписи в столовой дома Коллиса Поттера Хантингтона в Нью-Йорке в 1892–1893 годах (ныне Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен, Коннектикут), в здании факультета искусств Уокера (в здании Художественной галереи) в Боудин-колледже, Брансуик, штат Мэн, в 1895–1900 годах, а также мозаики для Библиотеки Конгресса в Вашингтоне, округ Колумбия в 1897 году.
Элиу Веддер (1836–1923). Рим, олицетворение искусства. Эскиз для оформления Боуден-колледжа. 1894 г.
Холст, масло. 75,1 x 140,1 см. Бруклинский музей, Нью-Йорк.
В 1890-х годах новый классицизм в архитектуре привёл к спросу на большие декоративные настенные росписи, отсылающие к классическому прошлому. Это завершённый этюд для фрески, изображающей Рим, которую Элиу Веддер выполнил для Художественного центра Уокера в кампусе колледжа Боудойн в штате Мэн. Эта фреска присоединилась к панелям, символизирующим Афины, Венецию и Флоренцию (ключевые исторические художественные центры) трёх других художников. Используя традиционный аллегорический визуальный язык, Веддер представил центральную обнажённую женскую фигуру как Природу — главный источник вдохновения искусства. По обе стороны от неё расположены олицетворения элементов искусства (любовь, цвет и форма справа и знание, мысль и душа слева).
Элиу Веддер (1836–1923). Правительство. Роспись вестибюля Главного читального зала, здание Библиотеки Конгресса имени Томаса Джефферсона, Вашингтон. 1896 г. Главная фигура сидит на постаменте с надписью «ПРАВИТЕЛЬСТВО» и держит табличку с надписью «ПРАВИТЕЛЬСТВО / НАРОДА / СОЗДАННОЕ НАРОДОМ / ДЛЯ НАРОДА». Фотография 2007 г.
Элиу Веддер (1836–1923). Правительство. Фрагмент росписи Вестибюля Главного читального зала,
здание Библиотеки Конгресса имени Томаса Джефферсона, Вашингтон. 1896 г. Фотография 2007 г.
Элиу Веддер (1836–1923). Мир и процветание. 1896 г. Фреска. Вестибюль главного читального зала,
здание Библиотеки Конгресса имени Томаса Джефферсона, Вашингтон.
В «Мире и процветании» (1896) Веддера в вестибюле Главного читального зала символическая фигура опирается руками на лавровые венки, что символизирует победу. Слева юноша расписывает урны, а за его спиной стоит лира. Справа другой юноша сажает дерево будущего с помощью лома и лопаты.
Элиу Веддер (1836–1923). Фреска «Хорошее управление», Здание Библиотеки Конгресса имени Томаса
Джефферсона, Вашингтон, 1898 г. Фотография 1994 г.
На фотографии полукруглой панели пятичастной фрески под названием «Правительство» изображена женщина, сидящая на «хорошем управлении» с весами в руках, а по обе стороны от нее — по человеку в классической одежде.
Элиу Веддер (1836–1923). Порочное, или Коррумпированное законодательство. Фреска. Вестибюль главного читального зала, здание Томаса Джефферсона Библиотеки Конгресса США, Вашингтон, округ Колумбия. 1898 г. Фотография 1994 г.
Другая фреска в вестибюле главного читального зала, «Коррумпированное законодательство» (1898), представляет собой более сложную композицию, в которой показаны последствия плохого управления. Центральная фигура больше похожа на шлюху, чем на богиню, и держит в левой руке несправедливые весы. Справа от картины, в левой части, изображен юрист с открытой книгой, на которой написано «Закон». У его ног из урны выпадают банкноты, лежат небольшие мешки с зерном и маленький переносной «сейф». Слева, умоляя центральную фигуру, изображена молодая девушка с пустым веретеном и шпулькой для прядения. Позади неё — осколки разбитого горшка и разрушенная стена.
Элиу Веддер (1836–1923). Порочное Законодательство. Панно для Американского конгресса. Богиня удачи,
оставайся с нами. 1893 г. Холст, масло. 78,1 × 149,2 см. Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен.
Этот люнет над камином передаёт пожелание, чтобы удача длилась вечно. Два мальчика пытаются удержать прекрасную крылатую богиню удачи: один привязывает её колесо к колонне, а другой держит табличку с надписью «Dea Fortuna resta con noi» («Богиня удачи, оставайся с нами»). Элиу Веддер отказался от поездки на Всемирную Колумбийскую выставку 1893 года в Чикаго, чтобы создать этот камин для великолепного нью-йоркского особняка Коллиса и Арабеллы Хантингтон. Это была одна из десяти росписей, созданных художником для столовой.
Элиу Веддер (1836–1923). Анархия. Здание Библиотеки Конгресса имени Томаса Джефферсона
(Вашингтон, округ Колумбия). 1887-1898 гг. Фотография.
Полукруглая панель с фрески под названием «Правительство» в здании Джефферсона Библиотеки Конгресса, на которой изображены две женщины и один мужчина, обнажённые или в классической одежде, с орудиями разрушения среди руин с надписью «анархия».
Элиу Веддер (1836–1923). Минерва мира. Мозаика. Центральная арочная панель,
ведущая в Галерею посетителей. Здание Библиотеки Конгресса имени Томаса Джефферсона,
Вашингтон, округ Колумбия. 1896 г.
Веддер также создал прекрасную мозаику, которая находится на центральной арочной панели, ведущей в Галерею посетителей Библиотеки Конгресса: Минерва Мира (1897). Минерва, происходящая от этрусской богини, была римской богиней мудрости, хранительницей цивилизации и покровительницей искусств, торговли и стратегии. Здесь она изображена как Минерва мира. Веддер подчёркивает, что мир достигался путём войны, и показывает миниатюрную статую Ники, греческой крылатой богини победы, известной римлянам как Виктория. Ника держит пальмовую ветвь мира и лавровый венок победы.
Надпись внизу по-латыни: «Nil invita Minerva, quae monumentum aere perennius exegit», означает Не по принуждению, а по желанию Минерва воздвигает памятник, более долговечный, чем бронза, и является цитатой из «Науки поэзии»
Элиу Веддер (1836–1923). Минерва. Голова. Подготовительный этюд. 1896 г.
Холст, масло. 125 x 80 см. Кристис НЙ 2005. Прод.USD 28.800 дол.
Шлем и щит Минервы лежат на земле, но она по-прежнему бдительно держит копьё в правой руке. В левой руке она держит свиток, в который смотрит, перечисляя области знаний, от сельского хозяйства до зоологии и финансов. Это показывает, что Минерва связана с мудростью и знаниями. Слева от правого колена Минервы изображена сова, символизирующая мудрость.
Элиу Веддер (1836–1923). «Фортуна». 1894 г. Холст, масло. 55,9 x 40,6 см.
Частное собрание.
В римской религии Фортуна была богиней судьбы и удачи, как хорошей, так и плохой. Чаще всего её изображали закутанной в вуаль и/или слепой, чтобы подчеркнуть случайность, с которой она была связана. Она была воплощением капризности. На этом обновлённом портрете богини Веддер изобразил её беззаботной, легкомысленной женщиной с крыльями стрекозы (или, возможно, подёнки), сидящей рядом с мешком золотых монет.
Элиу Веддер (1836–1923). Муза трагедии. 1894 г.
Холст, масло. 41,9 x 26 см. Частное собрание.
Элиу Веддер (1836–1923). Хранитель порога. 1897-1898 гг. Холст, масло. D=132,1 см.
Музей искусств Карнеги, Питсбург, штат Пенсильвания, США.
Римские божества-покровители были особенно сложными по своей структуре. Мелкие домашние божества, которых называли ларами, часто ассоциировались с пенатами и более значимым двуликим богом Янусом. Картина Веддера «Хранитель порога», написанная в 1897–1898 годах, по-видимому, больше всего отсылает к ларам, поскольку на ней изображены порог здания и священное пламя. «Хранитель порога» Элиу Веддера бросает вызов традиционным религиозным сценам. «Хранитель порога» не сосредоточен вокруг Христа или его учеников, вместо этого, главная фигура — мистический и таинственный человек, изображенный в облаке тайны.
Элиу Веддер (1836–1923). Хранитель порога. Фрагмент. 1897-1898 гг. Холст, масло. D=132,1 см.
Музей искусств Карнеги, Питсбург, штат Пенсильвания, США.
В центре изображения — мистическая фигура, сидящая на пороге, разделяющем два мира. Фигура выделяется четким контуром и цветом, подчеркивая её важность. Человек держит крис и ладан, символизирующие защиту и очищение. На лбу у него бинди, связанный с луной, символизирующей бесконечный цикл изменений. Фигура сидит на змее, олицетворяющей мудрость и скрытое знание. На плите под ней видны загадочные символы, представляющие тайные знания или мертвый язык. Картина изображает переходную точку во времени, охраняемую фигурой с глубоким пониманием следующего этапа. Религиозные образы и туманная мистика создают ощущение тайны.
Элиу Веддер (1836–1923). Кумская Сивилла. 1898 г. Холст, масло. 74 x 99,1 см.
Элиу Веддер (1836–1923). Этюд портрета Джейн Джексон для картины «Кумская Сивилла».
1898 г. Холст, масло. 51,4 x 43,8 см. Музей искусств округа Лос-Анджелес (LACMA), Калифорния.
«В своей автобиографии «Отступления В.», опубликованной в 1910 году, Веддер писал: «В то время у меня была студия в старом Гибсон-билдинг на Бродвее. Я часто проходил мимо угла, где старая негритянка продавала арахис. Её покорно опущенная голова и взгляд, полный терпеливой стойкости и смирения, тронули моё сердце, и мы подружились. Она была рабыней на Юге, и в то время её сын, высокий красивый парень, по её словам, сражался в армии Союза». В конце концов я уговорил её позировать мне и сделал набросок её головы, а также сфотографировал её.... Много лет спустя, когда он писал картину с изображением сивиллы, ему на ум пришло задумчивое лицо Джейн Джексон, и так Джейн Джексон стала Кумской сивиллой.
Элиу Веддер (1836–1923). Святой Лазарь восстает из гроба. 1899 г. Холст, масло. 52 x 80 см.
Музей изящных искусств, Бостон.
Элиу Веддер (1836–1923). Голова молодой женщины. 1898 г. Холст, масло. Галерея GoodArt Брайана Йодера.
Элиу Веддер (1836–1923). Коралловое ожерелье, Италия. 1898 г.
Холст, масло. 36,2 x 36,2 см. Debra Force Fine Art, Inc., Нью-Йорк.
Элиу Веддер (1836–1923). Рассвет. 1898 г. Бумага, цветной карандаш,
гуашь, золотая краска и графит. 37,9 x 23 см.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Американского художника Элиу Веддера помнят за несколько его достижений, но редко вспоминают как цельную творческую личность. Его необыкновенные иллюстрации к «Рубайяту» Омара Хайяма, опубликованные в 1884 году, - это ранний и убедительный пример того, какой силой может обладать декоративный стиль. Однако его обезоруживающе простые, насыщенные красками изображения итальянских пейзажей воспевают радость непосредственного восприятия. Его творчество, по-видимому, прочно связано с двумя противоположными традициями, каждая из которых по-своему революционна для XIX века. Однако, пожалуй, самым революционным в творчестве Веддера был его отказ принимать чью-либо сторону, признавать, что восприятие и видение противоречат друг другу.
Элиу Веддер (1836–1923). Сердце розы. 1898 г. Холст, масло. D=34,3 см. Частное собрание.
Элиу Веддер (1836–1923). Утренняя слава. 1899 г. Бумага на холсте, масло. 35,5 x 35,3 см.
Музей изящных искусств, Бостон.
Элиу Веддер (1836–1923). Девушка пронзает дельфина копьем. 1900 г.
Бумага, уголь, мел. 43,8 х 30,8 см. Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Элиу Веддер (1836–1923). Классическая обнаженная, или Венера Анадиомена. 1901 г.
Холст, масло. 67 x 97,5 см. Частное собрание.
Элиу Веддер (1836–1923). Морской бриз. 1899 г. Холст, масло. 38,1 x 53,3 см. Частное собрание.
Элиу Веддер (1836–1923). Художник и его студенты перед моделью. 1898 г. Картон на дереве, масло.
15,2 x 30,5 cм. Частное собрание.
Элиу Веддер (1836–1923). Холм с овцами, Перуджа. 1899 г. Холст, масло. 62,2 х 86,4 см.
Частное собрание.
Элиу Веддер (1836–1923). Старый колодец, Бордигера. 1899 г. Холст, масло. 48,9 x 98,4 см.
Частное собрание.
Элиу Веддер с велосипедом. Фотография ок.1910 г.
Элиу Веддер (1836–1923). Логово морского змея. 1899 г. Холст, масло. 30,5 x 76,2 см.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк. Оригинал
В 1864 году Веддер завершил работу над большой картиной, на которой изображено огромное мифическое существо, зарывающееся в песок на берегу. Сейчас эта картина находится в Музее изящных искусств в Бостоне. Она была написана по эскизу, который Веддер переработал тридцать пять лет спустя, чтобы создать это полотно. Огромные размеры морского змея, его толстое, извивающееся тело и неуместное расположение в спокойной обстановке наводят на мысль о том, что Веддер находился под влиянием кошмарных демонов, подобных тем, что изображены на картинах Гюстава Доре и Франсиско де Гойи, особенно на акватинтах последнего, опубликованных в 1799 году под названием «Капричос».
Элиу Веддер (1836–1923). Плачущая Мария Магдалина. По эскизу 1884 г. 1901 г. Холст, масло.
42,9 x 54,6 см. Аукционный дом Bonhams, Нью-Йорк, 2024 г. Лот продан за $24.320 дол.
Композиция данной работы, написанной Элиу Веддером в 1901 году, очень напоминает его работу 1884 года. Веддер усовершенствовал этот ранний образ Магдалины, переведя его маслом на холст и уделив больше внимания ее скорби. Как и его прежний рисунок, он изображает ее сидящей на бесплодном пейзаже со склоненной в отчаянии головой. Кроме того, она показана с длинными развевающимися волосами и одеждами, которые заключают ее в форме, подобной чреву. Он также включает сосуд с миром у ее ног, намекая на Помазание Иисуса, как это принято в традиционных изображениях Марии Магдалины.
Элиу Веддер (1836–1923). Смерть Медузы. 1905-1910 гг. Бумага, мел. Художественный музей штата Делавэр,
Уилмингтон, США.
Элиу Веддер (1836–1923). Эскиз спинки стула с восточными мотивами. 1900 г.
Бумага, карандаш, мел и пастель. 20,3 х 16,2 см. Частное собрание.
Элиу Веддер (1836–1923). Альбом для рисования. 1906 г. Бумага, литография.
14,6 х 8,9 см. Библиотека Хантингтона, Художественный музей и Ботанический сад,
Лос-Анджелес.
Элиу Веддер (1836–1923). Распятие. Возвращение с Голгофы. 1907 г. Бумага на холсте,
мел, акварель. 81,9 х 73 см. Частное собрание.
Элиу Веддер (1836–1923). Скорбящая душа между Верой и Сомнением. Литография. 1910 г.
По одноименной картине 1887 г.
Элиу Веддер (1836–1923). Рисунок Кейт Филд в возрасте 20 лет. 1910 г. С портрета маслом работы
мистера Веддера, который сейчас находится в Бостонском музее изящных искусств.
Элиу Веддер (1836–1923). Музыка. 1910 г. Холст, масло. 21,6 х 33 см. Музей американского искусства
Новой Британии, штат Коннектикут, США.
Элиу Веддер (1836–1923). Капри. 1913 г. Тёмно-серая бумага, пастель, уголь.
29,9 × 17,3 см. Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Элиу Веддер (1836–1923). Элементы, созерцающие первого человека. 1913 г.
Бумага, масло. 40,6 x 25,4 см. Художественный музей университета Бригама Янга,
г.Прово. штат Юта, США.
Этот восхитительно свободный и живописный набросок маслом, вероятно, был связан со стихотворением, которое он процитировал в своей автобиографии и которое называлось «Пришествие человека». В нём описывалось, как стихии восхищались человеком, пока не проявилась его разрушительная природа. Здесь человек изображён почти в эмбриональной форме, на руках у фигуры справа. Судя по всему, он не стал превращать этот набросок в законченную картину, но он особенно пронзителен, учитывая начало Первой мировой войны в следующем году.
Элиу Веддер (1836–1923). Развод разума (Divorce of Reason). Дерево, масло 31,7х 43,8 см.
Частное собрание.
В основу сюжета картины положен рубаи №61 из книги Омара Хайяма:
«Вот снова день исчез, как ветра легкий стон,
Из нашей жизни, друг, навеки выпал он.
Но я, покуда жив, тревожиться не стану
О дне, что отошел, и дне, что не рожден»
(Перевод О. Румер)
Элиу Веддер (1836–1923). Эскиз к финалу истории о Русалочке и рыбаке. Дерево, масло. 10,2 x 20,3 см.
Редингский общественный музей, штат Пенсильвания, США.
Элиу Веддер (1836–1923). Одалиска. Дерево, масло. 22,3 х 40 см. Частное собрание.
Элиу Веддер (1836–1923). Восход солнца и сон. Бумага, уголь. 25,4 x 17,8 см.
Частное собрание.
Элиу Веддер (1836–1923). Женщина в белом. Холст на дереве, масло. 40,3 х 32,4 см.
Частное собрание.
Элиу Веддер (1836–1923). Голова женщины. Холст, масло. 33 x 25,4 см. Частное собрание.
Элиу Веддер (1836–1923), circle. Классические фигуры. После Альма-Тадемы.
Дерево, масло. 38,1 х 26,7 см. Частное собрание.
Элиу Веддер (1836–1923). Цветной эскиз картины «Терновый венец». Холст, масло. 34,3 x 37,1 см.
Редингский общественный музей, штат Пенсильвания, США.
Часто называемый «визионером», Элиу Веддер наиболее известен своими аллегорическими и символическими работами, а также свежими и искрящимися изображениями итальянских пейзажей. Веддер интересовался спиритуализмом и особенно идеей о том, что идеальный мир лежит за пределами мира видимости, и придерживался убеждения, что истинный смысл жизни — это нечто иное, чем то, что различимо. Этот подход, лежащий в основе эскиза Тернового венца , является основной концепцией символизма. Этот небольшой эскиз маслом, вероятно, был дизайном для трехчастного алтаря, или триптиха.
Элиу Веддер (1836–1923). Подпись рыцаря. Холст, масло. 20,3 x 25,4 см. Частное собрание.
Элиу Веддер (1836–1923). Мужчина в профиль. Холст, масло. 29,2 х 24,1 см.
Частное собрание.
Элиу Веддер (1836–1923). Портрет Тито. Дерево, масло. 25,5 x 24 см. Частное собрание.
Элиу Веддер (1836–1923). Поэт несет все печали мира. Холст, масло. 34,3 х 27,3 см.
Частное собрание.
Элиу Веддер (1836–1923). 1. У озера Монте-Колоньола. 1st-art-gallery.com. 2. Маленькая святыня, Субиако, Италия. Холст на дереве, масло. 22,9 x 11,4 см. Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2008 г. Лот продан за $4.750 дол.
Элиу Веддер (1836–1923). Надвигающаяся буря. Холст на картоне, масло. 26,7 x 36,8 см.
Частное собрание.
Элиу Веддер (1836–1923). Умбрийский пейзаж, Италия. Холст на мазоните, масло. 17,2 x 29,5 см.
Частное собрание.
Элиу Веддер (1836–1923). Лигурия, Италия. Холст, масло. Частное собрание.
Элиу Веддер (1836–1923). Рядом с Орте (Near Orte), Италия. Холст, масло. Частное собрание.
Элиу Веддер оставался верен исследованию собственных мечтаний и представлений в своём творчестве. Как писал влиятельный искусствовед Диего Анджели, «Элиу Веддер был одним из самых вдумчивых художников». Именно поиск смысла, подпитываемый исследованием собственного подсознания, придал его декоративному искусству визуальную значимость. Сновидческие образы на его картинах закрепили за Веддером репутацию блестящего и дальновидного художника.
Элиу Веддер (1836–1923). Сидящая девушка за красной занавеской. Холст, масло. 24,5 x 21,1 см.
Коллекция Саймона Паркса, Нью-Йорк.
Элиу Веддер (1836–1923). Нарцисс. Холст, масло. 30,5 x 24,1 см.
Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 1998 г. Лот продан за $3.450 дол.
Элиу Веддер (1836–1923), follower. Женский портрет.
Холст, масло. 53 х 24 см. Частное собрание.
Элиу Веддер (1836–1923). Странная история. Холст, масло. 25,4 х 20,3 см.
Частное собрание.
Элиу Веддер (1836–1923). Ла-Корниш, недалеко от Марселя. Холст на картоне, масло. 27,9 x 35,6 см.
Частное собрание.
Элиу Веддер (1836–1923). Ноктюрн.
Холст на мазоните, масло. 29,2 x 9,5 см.
Частное собрание.
Элиу Веддер в последний раз покинул Соединённые Штаты 22 марта 1901 года и жил то в Риме, то на своей вилле на острове Капри. После смерти жены Кэрри в 1909 году, а затем и сына Эноха в 1916 году Веддер находил утешение в поэзии. Веддер опубликовал свою автобиографию «Отступления от В.» (1910), за которой последовали «Разные настроения в стихах» (1914) и «Сомнение и прочее» (1922).
Элиу Веддер (1836–1923). Ноктюрн. Принт. 27 x 37,9 см. Национальная галерея искусств, Вашингтон.
На таблице надпись:
«В эту Вселенную, и почему, не зная,
Ни откуда, как вода, волей-неволей текущая,
И из нее, как ветер в пустыне, куда,
Я не знаю, волей-неволей дующая»
(Элиу Веддер)
Элиу Веддер (1836–1923). Затмение Солнца Луной. Иллюстрация из книги «Сомнение и другие вещи» (1). 1922 г.
Элиу Веддер (1836–1923). Иллюстрация из книги «Сомнение и другие вещи» (2). 1922 г.
Элиу Веддер (1836–1923). Иллюстрация из книги «Сомнение и другие вещи» (3). 1922 г.
Элиу Веддер (1836–1923). Иллюстрация из книги «Сомнение и другие вещи» (4). 1922 г.
Элиу Веддер (1836–1923). Луна. Иллюстрация из книги «Сомнение и другие вещи» (5). 1922 г.
Бумага, акварель, пастель, карандаш. 43,2 х 40,6 см. Частное собрание.
Элиу Веддер (1836–1923). Иллюстрация из книги «Сомнение и другие вещи» (6-7). 1922 г.
Элиу Веддер (1836–1923). Очарование (Еnchantment).
Иллюстрация из книги «Сомнение и другие вещи» (7). 1922 г.
Элиу Веддер (1836–1923). Обложка книги Уильяма Тайлера Олкотта
«Звезды для молодежи». 1923 г.
Элиу Веддер в итальянском саду. Фотография ок.1910 г.
Веддер время от времени возвращался в Соединённые Штаты, но с 1906 года и до своей смерти жил только в Италии. Элиу Веддер умер 29 января 1923 года в возрасте около 87 лет. Он похоронен на протестантском кладбище Кампо Честио, Читта Метрополитана ди Рома, в Риме. Сын Енох умер 2 апреля 1916 года, когда навещал своих родителей в Италии. О живых потомках Элиу Веддера ничего не известно, так как оба его выживших ребёнка умерли, не оставив потомства.
ИСТОЧНИКИ
И.Г. Мосин. Прерафаэлизм. Иллюстрированная энциклопедия. Санкт-Петербург,
ООО СЗКЭО «Кристалл», Москва «Оникс», 2006 г. – Стр. 59-60.