АМЕРИКАНСКИЙ ХУДОЖНИК-СИМВОЛИСТ ЭЛИУ ВЕДДЕР / ELIHU VEDDER (1836, НЬЮ-ЙОРК-1923, РИМ), ИСПЫТАВШИЙ ВЛИЯНИЕ ПРЕРАФАЭЛИТОВ. ЧАСТЬ II09-07-2025 15:40к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Элиу Веддер. Фотография до 1910 г.
Нищий богемный путешественник до 50 лет, впоследствии успешный художник и иллюстратор, Элиу Веддер (1836-1923) собрал в своей живописи все возможные загрязнения и противоречия второй половины девятнадцатого века: декадентство, символизм, экзотику. Он провел свое детство на Кубе, обучался искусству в Нью-Йорке, а затем в Париже, в возрасте 20 лет он объездил половину Италии без гроша в кармане, вернулся в Америку и сводил концы с концами, рисуя картинки для своей первой рекламы. Тем временем он писал свои самые визионерские работы, те, которые лучше всего представляют его и по которым его помнят. Когда его талант наконец признали, он вернулся в Италию, сначала обосновавшись в Риме, а затем окончательно поселившись на Капри. Однако к тому времени волшебный момент мучительного творчества закончился: в последней части своей жизни он был творческим человеком, вставленным в систему: он рисовал для Тиффани, расписывал фресками читальный зал Библиотеки Конгресса в Вашингтоне. В своих странствиях он встречался и знакомился с Уитменом и Мелвиллом в Соединенных Штатах, Гюставом Моро в Париже, Маккьяйоли в Италии, прерафаэлитами в Англии. Он был очарован живописью эпохи Возрождения и пришел к своему собственному своеобразному и эклектичному символизму.
Элиу Веддер (1836-1923). Рождественская открытка (обладательница 1-го приза
конкурса рождественских открыток Луиса Пранга). 1881 г. Литография. 25,5 х 18 см.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Вернувшись в Нью-Йорк, Веддер начал заниматься декоративно-прикладным искусством в Америке, создавая рождественские открытки в начале 1880-х годов. В 1881 году он выиграл конкурс рождественских открыток в Пранге, что положило начало его активному участию в сфере декоративно-прикладного искусства. Вскоре он стал востребованным дизайнером витражей, книжных иллюстраций и настенных росписей. Его самыми известными иллюстрациями были к «Рубайяту» Омара Хайяма в 1884 году.
Омар Хайам «Рубаи». Переводчик Эдвард Фицджеральд. Рисунки Элиу Веддера. Издательство Riverside Press (Риверсайд Пресс), Cambridge, Massachusetts (Кембридж, Массачусетс), Бостон, 1884 г. Обложка и титульный лист. Размер обложки 44,6 x 39 x 6 см. Коллекция Метрополитен-музея, Нью-Йорк.
С момента публикации «Рубайят» Омара Хайяма с иллюстрациями Элиу Веддера обрёл беспрецедентную популярность. Первое издание, вышедшее в 1884 году, было распродано за шесть дней. Критики поспешили провозгласить его шедевром американского искусства, а Веддера — выдающимся американским художником. Веддер создал дизайн для всей книги: обложку и форзац, выразительные рисунки и эксцентричные рукописные буквы. Эти яркие, похожие на сон иллюстрации, выполненные тушью, мелом, карандашом и акварелью, являются одним из первых примеров закрученного, изогнутого стиля ар-нуво.
Элиу Веддер (1836-1923). Омар Хайам «Рубаи». Форзац и заглавная виньетка. 1884 г.
Элиу Веддер (1836-1923). Омар Хайам «Рубаи». №3. 1884 г.
Элиу Веддер (1836-1923). Омар Хайам «Рубаи». №5. 1884 г.
Омар Хайям был математиком, астрономом и суфийским мистиком. Сам Веддер находился под влиянием других мистиков, таких как Уильям Блейк и У.Б. Йейтс. Макет страницы и образы очень напоминают поэтические гравюры Блейка .
Элиу Веддер создал 56 сложных рисунков в качестве иллюстраций к классической персидской поэме XII века «Рубайят» Омара Хайяма. Сочетание завораживающе красивых рисунков Веддера с глубокими стихами Хайяма привело к созданию одной из самых популярных книг в истории, которая прославила Веддера и произвела революцию в издательском деле. «Благодаря своему академическому и в то же время «визионерскому» стилю Веддер был идеальным художником для интерпретации «Рубайят»; он примирил критиков, призывавших к точному отображению наблюдаемой реальности, с теми, кто отстаивал приоритет чувств и эмоций над объективной формой».
«Рубайят» (множественное число от «рубаи», что означает «четверостишие») был написан около 1120 года персидским математиком, астрономом и поэтом Омаром Хайямом. Он оставил после себя более 1000 эпиграмм о быстротечности бытия и бесполезности математики, науки или религии в попытках разгадать запутанный смысл жизни. В середине XIX века Эдвард Фицджеральд создал первое английское издание, переведя 75 четверостиший из различных персидских рукописей «Рубайят». Хотя издание «Рубайят» Фицджеральда, вышедшее анонимно в 1859 году, не имело коммерческого успеха, поэма пришлась по душе молодым художникам-прерафаэлитам, таким как Данте Габриэль Россетти, и писателям-эстетам, в том числе Алджернону Суинберну. В Англии и Америке этот тонкий томик передавался от художника к художнику и служил мерилом духовного и поэтического во времена воинствующего материализма.
В ноябре 2008 – феврале 2009 года в Вашингтоне состоялась выставка, организованная Смитсоновским музеем американского искусства, на которой были представлены 54 из 56 сложных рисунка, созданные Элиу Веддером в качестве иллюстраций к классической персидской поэме XII века «Рубайят» Омара Хайяма. Сочетание завораживающе красивых рисунков Веддера с глубокими стихами Хайяма привело к созданию одной из самых популярных книг в истории, которая прославила Веддера и произвела революцию в издательском деле. В «Рисунках к «Рубайяту» Омара Хайяма» был представлен полный набор оригинальных иллюстраций Веддера с небольшим издательским знаком. Также включена мистическая картина Веддера «Чаша смерти», написанная маслом в 1885-1911 годы и вдохновлённая одним из его рисунков к «Рубайяту».
Элиу Веддер (1836-1923). Омар Хайам «Рубаи». №53. Рубаи 100-101. 1884 г.
Около цветов справа загадочная аббревиатура «ТАМАМ», которая уже ранее
встречалась на пейзаже «Три дерева» в 1871 году.
Элиу Веддер (1836-1923). Омар Хайам «Рубаи». №54. Концовка. Подпись:
Начато май 1883 – окончено март 1884. Рим. 1884 г.
Как и многим другим художникам эпохи эстетизма, Веддеру нравилось экспериментировать с различными техниками. Хотя он был в первую очередь художником, он также занимался декоративной скульптурой, дизайном керамической плитки и витражей. В начале 1880-х годов, когда он жил в Нью-Йорке, он создал серию декоративных каминов, в которых обыгрывалась тема тепла, присущего домашнему очагу.
Элиу Веддер (1836-1923). Бог Солнца. 1882 г. Чугун. Центральная панель: 78,1 x 55,8 см.
Боковые панели: 78,1 x 36,8 см. Смитсоновский музей американского искусства, Вашингтон.
В 1881–1882 годах, пытаясь обеспечить себе стабильный доход, Элиу Веддер договорился со своими друзьями Джоном Лоу, Чарльзом Кэрилом Коулманом и братом последнего Кэрилом Коулманом о выпуске ограниченным тиражом декоративных предметов. Одним из таких предметов была каминная полка «Душа подсолнуха». Модель была выполнена из железа на заводе Chelsea Tile Works по его более раннему рисунку 1870 года. К сожалению, сохранилось мало записей о продажах этих изделий, среди которых были и другие спичечные коробки с такими же мистическими названиями, как «Бог Солнца» и «Японский дракон».
Элиу Веддер (1836-1923). Декоративная каминная плита (Plaque). Бронза.1882 г. Бронза. 78,1 x 132 см.
Институт искусств Миннеаполиса, штат Миннесота, США.
Элиу Веддер (1836-1923). Японский огненный дракон. 1881-1882 гг. Чугун. 80 х 161,9 х 1,3 см.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Элиу Веддер (1836-1923). Японский огненный дракон. Фрагмент (1). 1881-1882 гг. Чугун.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Элиу Веддер (1836-1923). Японский огненный дракон. Фрагмент (2).
1881-1882 гг. Чугун. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Элиу Веддер (1836-1923). Душа подсолнуха. Трехчастная каминная плита. Ок.1882 г. Чугун.
1stDibs.com, Inc. 2025 г.
Элиу Веддер (1836-1923). Душа подсолнуха. Центральная каминная плита. Ок.1882 г.
Чугун. 77,5 х 71,1 х 1,45 см. 1stDibs.com, Inc. 2025 г. Лот продан за $1968 дол.
Центральная панель трехчастной «Души подсолнуха». Также известна как «Бог солнца». Одна из четырех известных каминных плит, разработанных Веддером в сотрудничестве с Джоном Гарднером Лоу и Чарльзом Кэрилом Коулменом между 1881 и 1883 годами. Вес 55 фунтов
Элиу Веддер (1836-1923). Настенные подсвечники в стиле модерн с изображением Горгоны Медузы.
1883 г. Чугун. 36,8 х 26 см. Институт искусств Детройта, штат Мичиган, США.
Элиу Веддер (1836-1923). Лица в огне. 1887-1888 гг. Барельеф из бронзы. 78,7 x 56,2 см.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Эта барельефная панель, созданная в Риме, эстетически и тематически перекликается с чугунными каминами. Идеализированный сюжет и десять классических голов свидетельствуют об интересе Веддера к английским прерафаэлитам и символизму. В правом верхнем углу изображены лица, напоминающие жену художника и его умерших сыновей. Веддер называл их «потерянными или отсутствующими друзьями», ожившими в угасающем свете огня.
Элиу Веддер стал членом Клуба изразцов и Ассоциации «Столетие», разрабатывал обложки для изданий обеих организаций, а в 1882 году работал с Луисом Комфортом Тиффани над созданием витражей для резиденции А.Х. Барни. Веддер создавал украшения с астрологическими сюжетами, которые постоянно черпали вдохновение в темах судьбы и случая.
Элиу Веддер (1836-1923). Окно «Русалка», этюд витража для резиденции А.Х. Барни, Нью-Йорк.
1882 г. Мелованная бумага кремового цвета, цветной карандаш, кисть, золотая краска. 225 x 97 мм.
Национальный музей дизайна, Смитсоновский институт.
Элиу Веддер (1836-1923). Мир на Земле, доброжелательность к людям.
Дизайн рождественской открытки. 1882 г. Картон, акварель. 22,5 x 17,8 см.
Частное собрание.
Элиу Веддер (1836-1923). Луна. Рождество (Christmas). Название «Луна» было приписано автором
журнала «Harper's New Monthly Magazine», 1882 г. Картон, акварель, пастель, черная и синяя тушь.
31,4 х 27,9 см.
Элиу Веддер (1836-1923). Обложка иллюстрированного журнала «ВЕК» (The Century).
1882 г. Бумага, тушь и карандаш. 22,9 x 15,9 см.
Элиу Веддер (1836-1923). Идеальная голова. 1882 г. Холст, масло. 36 x 34,5 см.
Бруклинский музей, Нью-Йорк.
Элиу Веддер (1836-1923). Поглощённый (Absorbed). 1883 г. Холст на картоне, масло. 29,5 х 39,6 см.
Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2017 г. Лот продан за $6.000 дол.
Элиу Веддер (1836-1923). Летний полдень на Капри. 1883 г.
Холст, масло. 56 х 40 см. Частное собрание.
Элиу Веддер (1836-1923). Мария Магдалина. 1884 г. Бумага, карандаш, гуашь, золотая краска и графит.
54,6 x 57,2 см. Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Элиу Веддер (1836-1923). Этюд для картины «Брак виноградной лозы» (Study for The Marriage of the Vine).
1884 г. Бумага, черный и белый мел.
Элиу Веддер (1836-1923). Распускающаяся роза (см. рубаи Омара Хайяма №13-16).
1883 г. Бумага, уголь, белый мел. 48,3 x 21,9 см. William Doyle Galleries, Inc., 2023 г.
Элиу Веддер (1836-1923). Баллада о мертвых актерах. Иллюстрация
к стихотворению Уильяма Эрнеста Хенли. Из журнала «The Magazine of Art».
Лондон, 1886 г.
Элиу Веддер (1836-1923). Плеяды. 1885 г. Холст, масло. 61,3 х 95,6 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Согласно греческой мифологии, Плеяды были семью дочерьми Атласа и нимфы Плейоны. Веддер впервые изобразил эту тему в своей знаменитой книге «Рубайят Омара Хайяма» (1884), для которой он создал 56 полностраничных визуальных «сопровождений» к переводу текста XII века, выполненному Эдвардом Фицджеральдом. Связанные с четверостишиями с 34 по 36 рубаи, фигуры на картине «Плеяды» символически представляют гороскоп астронома и поэта Хайяма — как звёзды, под чьим влиянием он родился. Вместе они держат нить света, от которой сияют шесть звёзд; седьмая вырвалась из разорванной нити. Веддер часто обращался к образам из «Рубайят» в поисках творческого вдохновения, создавая связанные с ними декоративные рисунки и картины маслом, в том числе эту работу и её подготовительные эскизы.
Элиу Веддер (1836-1923). Плеяды. Эскизы к картине. 1. Серая бумага, уголь. 48,4 х 32,5 см.
2. Серая бумага, уголь. 42,9 х 33,7 см. Оба - 1883-1884 гг. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Элиу Веддер (1836-1923). Кубок любви (Чаша любви). 1887 г. Дерево, масло. 25,4 x 30,5 см.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
В 1884 году было опубликовано роскошное издание перевода Эдварда Фицджеральда «Рубайят Омара Хайяма», содержащее 56 иллюстраций Веддера. «Кубок любви» примерно того же года основан на одной из них. Саркофаг здесь похоронен в прошлом, поскольку молодая женщина подносит кубок любви смуглому мужчине, сидящему на нем. Справа находится Купидон, благословляющий отношения. Это очень европейская трактовка для такого персидского литературного произведения.
Элиу Веддер (1836-1923). Чаша смерти. 1885-1911 гг.
Холст, масло. 113,9 x 57 см.
Смитсоновский музей американского искусства, Вашингтон.
Веддер впервые написал эту картину в дополнение к своей «Чаше любви» (Ок.1887) в 1885 году, но значительно переработал её в 1911 году. На картине изображён ангел, который держит чашу перед лицом молодой женщины, падающей в обморок. Ангел поддерживает её. Свет зловещий, сквозь просвет в облаках видна половина луны. Возможно, это изображение распространённой темы ранней смерти, выполненное в более утончённой манере, чем обычный «Ангел смерти» или «Мрачный путь».
Элиу Веддер (1836-1923). Самсон. 1886 г. Дерево, масло. 45,1 х 69,9 см.
Институт искусств Детройта, штат Мичиган, США.
Элиу Веддер (1836-1923). Далила. 1886 г. Дерево, масло. 45,1 х 69,9 см.
Институт искусств Детройта, штат Мичиган, США.
Элиу Веддер (1836-1923). Последний мужчина. (См. иллюстрацию к 77 рубаи
Омара Хайяма). 1886-1891 гг. Холст, масло. 91,4 x 63,5 см. Частное собрание.
Элиу Веддер (1836-1923). Этрусская волшебница. 1886 г.
Холст, масло. 34 x 17,1 см. Частное собрание.
Элиу Веддер (1836-1923). Скорбящая душа между сомнением и верой. 1887 г. Холст, масло. 41 x 53 см.
Музей искусств Герберта Ф. Джонсона, Корнелльский университет, Итака, штат Нью-Йорк.
Эта картина в своей оригинальной раме представляет поиски Веддера над темой души, обрамленной мирскими знаниями с одной стороны, классической фигурой с лицом возраста и опыта, и христианской верой с другой, с лицом молодости и сострадания, окруженным нимбом. В письме к своей подруге и покровительнице Агнес Этель Трейси в 1887 году Веддер призвал ее сохранить «3 головы», заявив: «Вы никогда не получите от меня более замечательной картины».
Элиу Веддер (1836-1923). Три Парки (Судьбы, сокрытые в звёздах). 1887 г.
Холст, масло. Холст, масло. 113 x 82,6 см. Институт искусств, Чикаго.
Элиу Веддер изобразил трёх мойр из греческой мифологии, которые прядут нить жизни: Клото прядет нить, Лахесис определяет её длину, а Атропос перерезает её в назначенный час смерти. Их символические инструменты - веретено, прялка и ножницы - лежат на переднем плане, подчёркивая решающую роль мойр в вопросах жизни и смерти. Веддер создал эту картину по мотивам иллюстрации, которую он нарисовал для публикации Омара Хайяма «Рубайят» в 1884 году. Веддера привлекали таинственные, мистические сюжеты. Здесь он исследовал метафизические вопросы жизни, смерти и загробного мира - темы, лежащие в основе поэзии Хайяма.
Элиу Веддер (1836-1923). Эскиз к картине «Судьбы, сокрытые в звёздах». 1884-1887 гг.
Бумага, уголь, мел. 35,3 х 25,3 см. Национальная галерея искусства, Вашингтон.
Элиу Веддер (1836-1923). Личность. 1887 г. Бумага, чёрно-белая пастель.
39,3 x 21,5 см. Художественный музей при Гарвардском университете, Кембридж.
Воспроизведено и снабжено комментариями:
«Где-то в пустынном, продуваемом всеми ветрами пространстве -
В Сумеречной стране - на ничейной земле -
Две спешащие фигуры встретились лицом к лицу
И попросили друг друга остановиться.
"А ты кто такой?" - крикнул кто-то разинув рот,
содрогаясь в сумеречном свете.
- Я не знаю, - ответила вторая Фигура,
- Я умерла только прошлой ночью!»
(Из поэмы «Идентичность» Томаса Бейли Олдрича, 1836-1907)
В начале 1890-х годов Элиу Веддер построил свою виллу на острове Капри, где прожил до конца своих дней, но продолжал часто наведываться в Соединённые Штаты вплоть до 1901 года. После смерти своей жены Кэрри Роузкранс в 1909 году он начал писать стихи, и некоторые из его произведений были опубликованы в сборниках «Разные настроения в стихах» (1914) и «Сомнение и прочее» (1923)
Элиу Веддер (1836-1923). 1-2. Непобежденный Амур. 1887-1899 гг. Художественный музей Роллинза,
Уинтер-Парк, штат Флорида, США.
Элиу Веддер (1836-1923). Волшебная лампа Аладина. 1888 г. Коричневая бумага, гуашь,
сусальное золото и чёрные чернила. 24,2 x 18,7 см.
Художественный музей при Гарвардском университете, Кембридж.
Элиу Веддер (1836-1923). Эскиз к картине «Ведьма» (La Strega, the Witch). 1888-1889 гг.
Холст, масло. 19 х 19,7 см. Национальная академия дизайна, Нью-Йорк.
Элиу Веддер (1836-1923). Взгляд в ад, или Страх. 1888-1898 гг. Холст, масло.
40 х 52,4 см. Институт искусств, Чикаго.
В своих картинах и иллюстрациях Элиу Веддер исследовал вопросы разума, создавая сложные, фантастические композиции, часто на литературные или духовные темы. Картина «Взгляд в ад, или Страх» написана по мотивам «Ада» поэта XIV века Данте Алигьери, первой части его эпической поэмы «Божественная комедия». На картине пять женщин стоят перед вратами ада. При виде такого зрелища они выражают тревогу и страх, которые подчёркиваются развевающимися драпировками и волосами. Веддер сосредоточился на психологическом напряжении фигур, а не на самом зрелище, изобразив лишь полоску огненного пламени в левом нижнем углу.
Элиу Веддер (1836-1923). Оставь надежду всяк сюда входящий. (Надпись по-латыни
«Lasciate ocni speranza, voi ch’entrate»). 1888-1898 гг. Гравюра. 44,2 x 54,61 см.
Музей искусств колледжа Смита, Нортгемптон, США.
Гравюра по картине Элиу Веддера «Куманская Сивилла» 1876 г. American art and American art collections, 1889 г.
Гравюра У.Дж. Линтона по картине Элиу Веддера «Спящая девушка». 1879 г.
American art and American art collections, 1889 г.
Элиу Веддер (1836-1923). Восток (The Orient), или Восточная девушка. 1889 г. Холст, масло. 31,1 x 51,1 см.
Коллекция Саймона Паркса, Нью-Йорк.
Элиу Веддер (1836-1923). Форкиды. Закончена в галерее «Модерн», Форт-Уэрт.
American art and American art collections, 1889 г.
Элиу Веддер (1836-1923). Морская нимфа. 1890 г. Холст, масло. 41,9 x 20,3 см.
Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2004 г. Лот продан за $7.767 дол.
Элиу Веддер (1836-1923). Рыбак и русалка. 1888-1889 гг. Холст, масло. 41 x 71,8 см.
Художественный музей при Гарвардском университете, Кембридж.
Русалка была популярным персонажем в XIX веке. Ганс Христиан Андерсен впервые опубликовал «Русалочку» в 1837 году, и другие писатели, от Альфреда Теннисона до Оскара Уайльда, также обращались к этой теме. Независимо от того, изображалась ли она как коварная соблазнительница или беспомощная жертва, русалка олицетворяла жертвы, связанные с жизнью в двух мирах. Неудивительно, что это существо привлекало внимание современников, переживавших беспрецедентные культурные, политические и социальные изменения. Это полотно - последняя из пяти картин Веддера на эту тему. На всех них изображён рыбак, вытаскивающий из моря испуганную русалку, запутавшуюся в его сетях. Сюжет может быть основан на конкретном, пока не идентифицированном источнике.
(А я бы предложил свой альтернативный сюжет - «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина)
Элиу Веддер (1836-1923). Обнаженная. 1890 г.
Холст, масло. 50,5 х 18,4 см.
Музей изящных искусств, Бостон.
Элиу Веддер (1836-1923). Связанный Самсон. 1890 г. Оксфордский университет.
Элиу Веддер (1836-1923). Сфинкс, Египет. 1890 г. Холст, масло. 51,1 x 37,5 см.
Академия изящных искусств Пенсильвании, Филадельфия.
В 1889-1890 годах Веддер предпринял поездку в Египет, после чего в его творчестве появились ориентальные мотивы. Вернувшись в Рим, он примкнул к группе «Свободное искусство» (куда входили и несколько выходцев из Англии), идейным руководителем которой был известный итальянский писатель и поэт Габриеле Д’Аннунцио.
Элиу Веддер (1836-1923). Сфинкс. 1890 г. Бумага, масло. 14,9 x 27,3 см. Частное собрание.
Элиу Веддер (1836-1923). Нил в Египте. 1890 г. Холст, масло. 26,7 x 38,1 см. https://www.1st-art-gallery.com.
Элиу Веддер (1836-1923). Современные гробницы, Асуан, Египет. 1890 г. Холст на мазоните, масло.
27,9 x 49,2 см. Частное собрание.
Элиу Веддер (1836-1923). Дерево и могилы по дороге в Тель-эль-Армано, Египет. 1890 г. Холст, масло.
31,1 x 40 см. Частное собрание.
Элиу Веддер (1836-1923). Фигуры у стены в лунном свете. Дерево, масло. 16,7 x 29,4 см.
Коллекция Саймона Паркса, Нью-Йорк.
Элиу Веддер (1836-1923). Придорожная фигура с зонтиком. Ок.1890 г. Местонахождение неизвестно.
Чарльз Кек (1875-1951). Портрет Элиу Веддера. 1904 г. Бюст. Бронза.
51,4 x 46,4 x 24,8 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
В 1890-е годы Элиу Веддер стал признанным и успешным художником-оформителем и он получал заказы на настенные росписи от крупных архитекторов и от ведущих журналов. Его самыми значимыми фресками были росписи в доме Коллиса П. Хантингтона в 1892–1893 годах (ныне Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен, Коннектикут), в здании факультета искусств Уокера в Боудин-колледже, Брансуик, штат Мэн, в 1895–1900 годах, а также мозаики для Библиотеки Конгресса в Вашингтоне, округ Колумбия, в 1897 году.
ИСТОЧНИКИ
И.Г. Мосин. Прерафаэлизм. Иллюстрированная энциклопедия. Санкт-Петербург,
ООО СЗКЭО «Кристалл», Москва «Оникс», 2006 г. – Стр. 59-60.