20 июня 2025 года в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге состоялась презентация выставки «Наш авангард», на которую были приглашены участники Петербургского экономического форума, а 21 июня выставка открылась для всех желающих. Для мирового сообщества русское искусство хорошо знакомо по трем визитным карточкам: икона, «передвижники» и авангард. То есть дух, литература и бунт. И главный бунтарь – Малевич. Так что выставка «Наш авангард» обречена на успех, окутанный облаком возмущений и осуждений от великого количества любителей духа и литературы в искусстве, ведь в авангарде, по их мнению, нет ни того, ни другого.
«Красный квадрат» Казимира Малевича повешен так, как его демонстрировал
сам автор на выставке 1915 года - в красном углу в качестве новой иконы.
Знаменитый проект памятника III Интернационалу Владимира Татлина.
1919-1920 гг. Макет.
... В первом зале при входе показывают лица "авангардистов", среди которых были как скрипачи Императорского театра и девицы из приличных семей, так и профессиональные литераторы и художники. В центре - огромный "Автопортрет и портрет Петра Кончаловского" Ильи Машкова.
К сожалению, в обзоре выставки, очевидно рассчитанного на высокообразованную публику, автором которого является искусствовед Антон Успенский, упоминается очень мало названий картин, хотя там они присутствуют, правда не на обычных белых табличках на стене, а внизу под картинами, почти на полу, написанные белой краской. Поэтому, в силу своих возможностей попытаемся расшифровать хотя бы некоторые из названий картин и скульптур на текущей выставке в Русском музее.
Конкретно, здесь справа всем известный портрет Анны Ахматовой (1914) работы Натана Альтмана, прямо наверху слева «Портрет А.Я. Таирова» (1918-1919) Аристарха Лентулова и справа «Портрет поэта-футуриста Василия Каменского» (1917) Давида Бурлюка; под ним «Портрет А.В. Фонвизина» (1910) Михаила Ларионова; слева в нижнем углу «Автопортрет с желтыми лилиями» (1907-1908) Натальи Гончаровой. К слову сказать, почти все картины из собрания Русского музея (ГРМ). Если я ошибусь, то поправьте меня.
Аристарх Лентулов «Портрет режиссера А.Я. Таирова».1918-1919 гг. Холст, масло. 104,7 x 99 см. ГРМ
Давид Бурлюк «Портрет поэта-футуриста Василия Каменского». 1917 г. Холст, масло. 104 × 104 см. ГРМ
Михаил Ларионов «Портрет А.В. Фонвизина». 1910 г. Холст, масло. 88 х 71 см. ГРМ
Натальи Гончаровой «Автопортрет с желтыми лилиями». 1907-1908 гг.
Холст, масло. 77,5 x 58,2 см. ГТГ
Прямо на стене (слева направо) наверху: Роберт Фальк «Автопортрет в желтом» (1924), Натан Альтман «Автопортрет» (1911) и Александр Головин «Портрет Н.Е. Добычиной» (1920); внизу: Аристарх Лентулов «Автопортрет в красном» (1913), Елена Гуро «Портрет художника Михаила Матюшина со скрипкой» (1903) и Борис Григорьев «Портрет коллекционера Александра Александровича Коровина» (1916). Здесь же скульптурный «Автопортрет» (1916) Натана Альтмана. И слева один большой портрет – это Петр Митурич «Портрет композитора Артура Лурье» (1915)
Роберт Фальк «Автопортрет в желтом». 1924 г. Холст, масло. 100 x 83 см. ГРМ
Натан Альтман «Автопортрет». 1911 г. Бумага, темпера. 63 х 46,5 см. ГРМ
Александр Головин «Портрет Н. Е. Добычиной». 1920 г. Холст, темпера. 97,4 х 99,5 см. ГРМ
Аристарх Лентулов «Автопортрет в красном». 1913 г. Холст, масло. 83 х 83 см. ГРМ
Елена Гуро «Портрет художника Михаила Матюшина со скрипкой». 1903 г.
Музей петербургского авангарда (Дом М.В. Матюшина), СПб.
Борис Григорьев «Портрет коллекционера Александра Александровича Коровина». 1916 г. ГРМ
Петр Митурич «Портрет композитора Артура Лурье». 1915 г. ГРМ
Натан Альтман «Портрет молодого еврея (Автопортрет)». 1916 г.
Горельеф. Гипс, медь, дерево. ГРМ
А что же есть в авангарде? Там имеется много всего, до очевидности избыточно много, и выставка наглядно демонстрирует эти множества ...
А это целый зал Казимира Малевича. Прямо по центру «Красный дом» (1932). ГРМ
Русские кубисты. Слева отдельно на стене: Любовь Попова «Воздух+Человек+Космос» (1913),
справа большая картина В.Д. Баранов-Россине «Фиорд. Христиания» (1915)
Любовь Попова «Воздух+Человек+Космос». 1913 г. Холст, масло, 125 x 107 см. ГРМ
В.Д. Баранов-Россине «Фиорд. Христиания». 1915 г.
Холст, масло, графитный карандаш. 99 х 72,5 см. ГРМ
Надежда Удальцова «Ресторан». 1915 г. Холст, масло. 34 x 116 см. ГРМ.
На виду все картины Натальи Гончаровой. Слева тетраптих «Евангелисты» (1911)
Зал русских кубистов. В левом углу Любовь Попова и В.Б. Баранов-Россине (см. выше). Крайняя справа Наталья Гончарова «Фабрика» (1912)
«Необходимо моё авторское пояснение что авангард – не стиль, а мировоззрение, чьи носители стремятся к революционному переустройству реальности через искусство. Их искусство – не опытная служанка чьей-то избалованной сетчатки, а требовательная госпожа, подвергающая сомнению саму вашу способность видеть и воспринимать реальность. Далее логичным кажется ход, что раз вы видите всё не так, то и мыслите совершенно неправильно. И начинается процесс вашего исправления и воспитания новым искусством. Есть гуманные классы для тех, кто готов только к мягкой силе, а есть курсы жесткого выживания. В первом случае, по окончании обучения, ты чувствуешь себя современно мыслящим любителем искусств. Во втором ты или преображенный солдат Джейн под руководством безжалостного Урфина Джуса Казимира, или тебя изрядно помяло квадратом и ты инвалид всяческих «измов», можешь за реализм без очереди со справкой» (Антон Успенский)
Слева «Матрос (Автопортрет)» (1911) Владимира Татлина, справа «Автопортрет» (1933)
Казимира Малевича.
Иллюстрации Василия Чекрыгина к книге В. Маяковского «Я» (1913)
Справа «Портрет Велимира Хлебникова» (1913). Рисунок Николая Кульбина.
В анфиладе направо – футуристическая книга, которая суть алхимическая лаборатория для смеси текста
и картинок и бабушка такого направления как "книга художника"
Михаил Ларионов «Рыбы при заходящем солнце» (1904)
Затем, если следовать хронологии освоения стилей русскими художниками начала ХХ века, следует камерный зальчик с превосходным импрессионизмом Ларионова и Бурлюка.
Слева «Индюшка» Михаила Ларионова, справа пейзаж Давида Бурлюка.
Михаил Ларионов «Индюшка». 1905 г. ГРМ
Давид Бурлюк «Пейзаж с цветочной клумбой». 1906 г. Холст, масло, темпера. 47 х 57 см. ГРМ
Нико Пиросмани «Князь с рогом вина» (1908)
Да, и Пиросмани тоже был показан на выставке «Союза молодежи»
Ольга Розанова. Вверху «В кафе» (1912-1913), внизу «Ресторан» (1911)
Алексей Моргунов «Мужской портрет (Чаепитие)». Начало 1910-х гг.
Холст, масло. 132 х 103 см. ГРМ
Крайняя слева картина Натальи Гончаровой «Подсолнухи» (1908-1909), следующая Иосиф Школьник
«Натюрморт с желтой скатертью» (1910-е), крайняя справа – Давид Бурлюк «Лошадь» (1907)
Наталья Гончарова «Подсолнухи». 1908 г. Холст, масло. 100 х 93 см. ГРМ
Иосиф Школьник «Натюрморт с желтой скатертью». 1910-х гг. Холст, клеевая краска. 75 x 88,5 см. ГРМ
Зал объединения "Союз молодежи" – самый пестрый и веселый. Все ещё молоды, задорны, готовы терпеть друг дружку на соседних стенах и не разбежались по кучкам писать манифесты, надувать щеки и клеймить врагов. Самый суровый здесь – еще молодой и уже аскетичный Павел Филонов. В центре его картина «Пир королей» (1912-1913)
Павел Филонов «Пир королей». 1912-1913 гг. Холст, масло. 175 х 215 см. ГРМ
Справа картина Николая Кульбина «Морской вид» (1910)
Николай Кульбин «Морской вид». Ок. 1910 г. Холст, масло. 97 х 62 см. ГРМ
В центре зала знаменитая «Зеленая полоса» Надежды Удальцовой, слева вдали Михаил Матюшин
«Движение в пространстве» (1921).
Михаил Матюшин «Движение в пространстве». Не позднее 1921 г. ГРМ.
Зал Казимира Малевича с его «Черным квадратом», «Черным крестом», архитектоном (в центре) и вдали
справа виднеется Александр Родченко.
Казимир Малевич. Архитектон. Скульптура. 1923 г.
Александр Родченко «Красное и желтое». 1918 г. Холст, масло. 90 x 62 см. ГРМ
Слева Владимир Лебедев «Контррельеф» (1921), следующий Константин Медунецкий «Цветоконструкция №7»
(1921), далее не идентифицируются.
Владимир Лебедев «Контррельеф». 1920 г. Дерево, металл, масло,
коллаж. 84,7 х 53,5 см. ГРМ
Константин Медунецкий «Цветоконструкция №7». 1921 г. Холст, масло. 67 x 63 см.
Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко.
Справа редкий скульптурный «Портрет» (1921) Беатрисы Сандомирской.
Беатриса Сандомирская (1894-1974). Портрет. 1921 г. Скульптура.
Дерево, железо. 53 х 24,7 х 27,1 см. ГРМ.
В верхнем углу «Красный квадрат» Казимира Малевича.
Монографических залов удостоились Татлин, Филонов и Малевич. Поразительно, но великому и ужасному
супрематисту никогда прежде не оказывали такую честь.
Казимир Малевич «Красный квадрат». 1915 г. Холст, масло. 53 × 53 см. ГРМ
Зал Казимира Малевича
Казимир Малевич «Спортсмены». 1928-1932 гг. Холст, масло. 142 x 164 см. ГРМ
Казимир Малевич «Композиция с Джокондой или (Частичное затмение)».
1914-1915 гг. Коллаж. ГРМ
Слева три картины Натальи Гончаровой, первая «Крестьяне» (1911), справа - Илья Машков
«Портрет мальчика в расписной рубашке» (1909)
Наталья Гончарова «Крестьяне». 1911 г. Холст, масло. 131 х 100,5 см. ГРМ
Илья Машков «Портрет мальчика в расписной рубашке». 1909 г.
Холст, масло. 119,5 х 80 см. ГРМ
Слева и в середине Марк Шагал «Красный еврей» (1915) и «Прогулка» (1917-1918)
Примитивистские работы Шагала после догматики беспредметного искусства выглядят обаятельно и мило
словно девичья вышивка на фоне военных чертежей.
Марк Шагал «Прогулка». 1917-1918 гг. Холст, масло. 170 х 163,5 см. ГРМ
Марк Шагал «Красный еврей». 1915 г. Картон, масло. 100 х 80,5 см. ГРМ
Слева в углу Петр Кончаловский «Матадор» (1910), в середине Иван Ларионов, брат Михаила (1910),
и крайний справа Александр Древин «Ужин» (1915)
Александр Древин «Ужин». 1915 г. Холст, масло. 130 x 143 см. ГРМ
Иван Федорович Ларионов «Портрет неизвестного в синей рубашке».
1910 г. Холст, масло. 88 х 71 см. ГРМ
Петр КОНЧАЛОВСКИЙ Матадор. 1910 г. Холст, масло. 125,5 × 97 см. ГРМ
Слева на переднем плане «Дама с фазанами» (1911) Ильи Машкова, справа вдали «Семейный портрет»
(1911) Петра Кончаловского.
Петр Кончаловский «Семейный портрет (на фоне китайского панно)». 1911 г.
Холст, масло. 177 х 238 см. ГРМ
Здесь просто невозможно разобраться, слишком мелкие фотографии. Хотя вот одну угадал,
крайняя слева Петр Кончаловский, итальянский пейзаж.
Петр Кончаловский «Сан Джиминиано». 1912 г. Холст, масло. 92 х 72 см. Хотя фотография из Третьяковской галереи, на самом деле картина находится в Русском музее. Ну и так далее, если еще посидеть денька 2-3, то можно и все картины подписать.
Петр Кончаловский «Сундук и глиняная посуда (Героический натюрморт)». 1919 г. Холст, масло. ГРМ
Показаны зависевшиеся в запасниках "Бубновые валеты", которых считают русскими последователями Сезанна:
Лентулов, Фальк, Куприн, Кончаловский, Машков. И самый главный кубист русского искусства
Василий Рождественский.
Василий Рождественский «Скрипка и книга». 1917 г. Холст, масло. 125 x 85 см. ГРМ
Александр Куприн «Красно-лиловый букет на розовом фоне». 1917 г.
Холст, масло. 103,5 х 93 см. ГРМ
Роберт Фальк «Портрет неизвестного (человек с бутылкой)». 1918 г.
Холст, масло. 138,5 х 114,2 см. ГРМ
Здесь кубистические композиции, похожи на творения Любови Поповой и Ольги Розановой.
Да, вот в конце ее знаменитая картина, похожая на «кирпичи» абстракциониста Марка Ротко.
Ольга Розанова «Беспредметная композиция. Цветопись». 1917 г.
Холст, масло. 62,5 х 40,5 см. ГРМ
Слева гигантское полотно Павла Филонова «Формула весны и движущие силы» (1927-1928)
Павел Филонов «Формула весны и движущие силы». 1927-1928 гг. Холст, масло. 250 х 285 см. ГРМ
Малоизвестный художник Сергей Яковлевич Светлов (1900-1966) «Мост». 1921 г.
Холст, масло. 69 х 100 см. ГРМ
Картина похожа на композицию Георгия Якулова, но не совсем такую.
Георгий Якулов «Декоративный эскиз». 1909 г. Бумага, картон, гуашь, акварель, золото. 54 х 75 см. ГРМ
Две композиции Василия Кандинского.
Справа - Василий Кандинский «Импровизация № 11». 1910 г. Холст, масло. 97,5 х 106,5см. ГРМ
Слева - Василий Кандинский «Святой Георгий». 1911 г. Холст, масло. 107 х 95 см. ГРМ
Справа в нише на стене фарфоровая агитационная тарелка Николая Суетина «Супрематизм». 1923 г.
Две скульптуры Бориса Королева: «Скульптура сопряжение форм» (1922) и «Саломея». ГРМ
Казимир Малевич «Супрематический чайник». 1922 г. Императорский фарфоровый завод.
Авангард жадно осваивал любые виды и жанры искусства, одновременно испытывая их на прочность и (или) собираясь заявить о их несостоятельности. На выставке кроме станковой живописи и графики, есть скульптура, объекты, коллажи плоские и объемные, фарфор и кое-что ещё с авторскими названиями вроде контр-рельефов Владимира Татлина.
Владимир Татлин «Контр-рельеф». 1914-1915 гг. Железо, медь, дерево, веревка. 71 x 118 см. ГРМ
Владимир Лебедев «Прачка». 1920 г. Бумага, гуашь, тушь. 28,5 х 20,5 см. ГРМ
Александр Наумов «Композиция. Крестьянин». 1920 г.
Холст на дереве, масло. 73 х 37 см. ГРМ
И остался один неразгаданный экспонат - гипсовая голова
Смею предположить, что это гипсовый «Автопортрет» художника Константина Кордобовского (1902-1988), чей акварельный автопортрет тоже находится в Русском музее. Скульптур изображает лицо пожилого человека с глубокими морщинами вокруг глаз, носа и рта.
Константин Кордобовский «Автопортрет». 1925 г. Бумага, акварель, тушь.
35,6 × 22 см. ГРМ
Давид Штеренберг «Натюрморт с рогаликом». 1914 г.
Холст, масло. 89 х 43 см. ГРМ
Казимир Малевич «Три девушки». 1928-1932 гг. Дерево, масло. 57 х 48 см. ГРМ
Фигуративного искусства, где можно опознать узнаваемые предметы и образы, тоже немало. Оно выглядит как старомодный родственник на молодежной вечеринке: старается говорить на сленге и даже осваивать современные выкрутасы в танцах. Становится трогательно и неловко.
Любовь Попова «Бакалейная лавка». 1916 г. Холст, масло. ГРМ
Павел Мансуров «Житель Америки». 1922 г.
Дерево, масло. 86 х 42 см. ГРМ
Хорошо показана Ольга Розанова, у которой, по ее мнению, была позаимствована идея беспредметных геометрических композиций Малевичем.
Давид Бурлюк «Мост (пейзаж с четырех точек зрения)». 1911 г. ГРМ
Давид Бурлюк ответственней прочих относился к показу нового искусства и на своем пейзаже «Мост»
с лицевой стороны подписал: «низ картины».
Давид Бурлюк «Мост». Фрагмент. 1911 г. ГРМ
Казимир Малевич завершает экспозицию выставки.
Казимир Малевич «Сложное предчувствие: Торс в желтой рубашке». 1932 г.
Холст, масло. 99 × 79 см. ГРМ
На выставке около 400 работ, из которых около 250 – живопись. Автор пространственного решения - архитектор Юрий Аввакумов. Открыт "Наш авангард" до 1 декабря, а далее эта выставка даже собирается стать частью постоянной экспозиции Русского музея.