АНГЛИЙСКАЯ ХУДОЖНИЦА ЭВЕЛИН ПИКЕРИНГ ДЕ МОРГАН / EVELYN DE MORGAN (1855-1919), ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНИЦА ПРЕРАФАЭЛИТОВ. ЧАСТЬ II28-06-2025 17:05к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Эвелин Пикеринг Де Морган. Фотография до 1919 г.
«Не думайте, что единственная причина заниматься искусством — сделать жизнь прекрасной.
Реальность, которой оно учит, истинна и прекрасна».
(Эвелин Де Морган)
Эвелин Де Морган (1855-1919) – английская амбициозная и талантливая художница, скульптор, чьи работы были связаны с Братством прерафаэлитов, а также с эстетическим и символическим направлениями. Её работы подвергались критике, но сейчас её вклад в более широкое движение прерафаэлитов переосмысливается. После обучения в Национальной школе искусств в Лондоне она получила стипендию в Школе искусств Слейда. Спиритуализм был доминирующим мотивом в её творчестве, она уделяла особое внимание средневековым сюжетам и аллегориям. В 1877 году её вместе с Мари Стилман пригласили на выставку в престижную галерею Гросвенор. В 1887 году она вышла замуж за керамиста Уильяма Де Моргана. В 1902–1903 годах она выставлялась в Германии, а в 1906 году провела свою первую персональную выставку в Лондоне. Эвелин Де Морган умерла 2 мая 1919 года, пережив на два года своего мужа.
Эвелин Де Морган. Фотография 1875 г. Фонд Де Морган, Лондон.
Поздние работы Эвелин Де Морган, написанные на рубеже веков, становятся более сложными по композиции и символике, но при этом теряют лаконизм и ясность, которые были одним из главных достоинств творчества де Морган. Среди несомненных удач этого периода «Сле-пота и Алчность, изгоняющие Радость из Города» (1897) «Долина Теней» (1899), «Духи Бури» (1900), «Мелодия осени» (1905) и другие.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Борей и Орифия. 1896 г.
Холст, масло. 137,2 x 96,5 см.
Музей Де Морган, Лондон.
Эвелин постоянно возвращалась к теме мифологии в течение первых трёх десятилетий своей творческой карьеры. Несомненно, отчасти это было связано с тем, что эта тема была одинаково популярна на арт-рынке того времени. На этой картине Борей, греческий бог северного ветра, изображён, как обычно, в виде крылатого мужчины зрелого возраста с развевающимися на ветру волосами. Согласно легенде, он похитил Орифия (дочь Эрехтея) с берегов Илисса и имел от неё нескольких детей. Однако образ Борея, созданный Эвелин, более чувствительный и нежный по сравнению с более стандартными изображениями этого персонажа в вакхическом стиле.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Венец славы. 1896 г.
Холст, масло. 105,4 x 54 см.
Частное собрание.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Елена Троянская. 1898 г.
Холст, масло. 124 х 73,8 см. Музей Де Морган, Лондон.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Кассандра. 1898 г.
Холст, масло. 124 x 73,8 см. Музей Де Морган, Лондон.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Прикованный к земле (Земное). 1897 г. Холст, масло. 87,6 х 118 см.
Музей Де Морган, Лондон.
Уолтер Шоу Спарроу (1900) так объяснял эту картину:
«В тёмной и пустынной стране престарелый король размышляет о своих золотых сокровищах, в то время как к нему приближается тёмный ангел смерти, облачённый в мантию, похожую на облако. Она усыпана звёздами, а в тёмном крыле ангела тускло сияет луна - всё это типично для элементов, в которые вскоре превратится скряга. Вдалеке в небо поднимается освобождённый дух».
Эвелин Де Морган (1855-1919). Слепой и Купидон (Безрассудство и Алчность) в погоне за радостями города.
1897 г. Холст, масло. 96,5 x 137,2 см. Музей Де Морган, Лондон.
Здесь Купидон, бережно прячущий свои драгоценности в плаще и носящий золотую корону, прикован к Слепому цепями и шипами. Они изгоняют ангела радости из города. На свитке справа написано:
«Охотящаяся радость влетает в ворота.
Слепая слепота остаётся в одиночестве.
Купидон - судьба города.
Голодные псы ненасытны,
Остаются прикованными к незрячей подруге».
Это предупреждение о том, что не стоит так зацикливаться на мирских благах и имуществе, чтобы забыть о радости жизни и радости грядущей жизни.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Долина теней (The Valley of Shadows). 1899 г. Холст, масло.
Музей Де Морган, Лондон.
Это символическая и религиозная картина, относящаяся к романтизму. Она исследует темы борьбы, веры и божественного вмешательства. Художница использовала насыщенные, эмоциональные образы и яркие цвета для повествования о глубоком духовном путешествии. Картина изображает библейскую идею о спасении от тьмы через следование свету Бога. Де Морган использовала для этой картины редкий золотой пигмент собственного изобретения, что делает ее уникальной.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Голова молодой девушки.
Светло-коричневый картон, цветные мелки. 31 x 23 см.
Аукцион Christie’sНью-Йорк, февраль 2025 г. Эстимейт $6.000-8.000 дол.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Этюд женской головы. Бумага, карандаш. 20,3 x 17,8 см.
Частное собрание.
Эвелин, как и ее муж, проявляла живой интерес к спиритизму и оккультным наукам, что нашло отражение в полотнах художницы, наполненных тайными знаками и тяготеющих к символизму. Многие ее картины включают священные и аллегорические фигуры, сцены и легенды, как правило, содержащие мораль. Вместе с мужем художница разработала метод живописи с использованием глицерина, который, хотя и был очень трудоемким, давал яркие, насыщенные цвета, которые она искала.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Духи шторма (Ангелы бури). 1900 г. Холст, масло. 122,5 x 176,5 см.
Музей Де Морган, Лондон.
Картина изображает стихии дождя, грома и молнии в виде сильных женских духов, сеющих хаос в море. Слева - дух Дождя в жёлтом, льющий серую воду. Справа - краснокрылая Молния с крылатыми ногами, метающая молнии. В центре - дух Грозовых туч в тёмно-синем, с крыльями, сливающимися с тучами. Вдали от хаоса виден оазис спокойствия, символизирующий надежду на лучшее будущее. Картина была написана в разгар Англо-бурской войны, поэтому её можно рассматривать как символическое изображение хаоса войны и надежды на возвращение к миру.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Восемь мужчин и женщин из Библии. Все 1900 г. Холст, темпера. Происхождение: куплено как лот 286 на аукционе Holloway Auction Company, Inc., Блафтон, штат Индиана, США, 10 июля 2012 г.
Слева направо: 1. Дебора. 384,5 x 70 см. 2. Авраам. 384,5 x 70 см. 3. Давид. 382 x 68,5 см. 4. Доркас. 368 x 69 см.
5. Исайя. 377,5 x 69 см. 6. Мария из Вифании. 382 x 68 см. 7. Никодим. 360 x 66 см. 8. Руфь, 377 x 71 см.
Гобелены впервые были представлены на выставке в 2014 году «Пробуждение красоты: коллекция викторианского искусства Кроутера-Облака» в Национальной галерее Словении в Любляне. Единственное, что известно об их происхождении (помимо места покупки), это то, что они, возможно, много лет хранились в подвале английской церкви. Подписи на каждой работе представляют собой комбинацию из двух монограмм, основанных на инициалах «J» и «M», за которыми следуют инициалы «eDeM». В четырёх из восьми работ буква «D» в последовательности инициалов написана с заглавной буквы, что указывает на «De M». Это свидетельствует о том, что в работе участвовала Эвелин Де Морган. Однако очевидно, что в ней участвовал и другой художник. Между настенными росписями, помимо их гендерного разделения, нет очевидной сюжетной связи. На пяти изображениях изображены персонажи Ветхого Завета, а остальные взяты из Нового Завета.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Восемь мужчин и женщин из Библии. 1900 г.
1. Дебора. Холст, темпера. 384,5 x 70 см. 2. Авраам. 384,5 x 70 см.
Аукцион Holloway, Блафтон, США, 2012 г.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Восемь мужчин и женщин из Библии. 1900 г.
3. Давид. Холст, темпера. 382 x 68,5 см. 4. Доркас. Холст, темпера. 368 x 69 см.
Аукцион Holloway, Блафтон, США, 2012 г.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Восемь мужчин и женщин из Библии. 1900 г.
5. Исайя. Холст, темпера. 377,5 x 69 см. 6. Мария из Вифании. Холст, темпера.
382 x 68 см. Аукцион Holloway, Блафтон, США, 2012 г.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Восемь мужчин и женщин из Библии. 1900 г.
7. Никодим. Холст, темпера. 360 x 66 см. 8. Руфь. Холст, темпера. 377 x 71 см.
Аукцион Holloway, Блафтон, США, 2012 г.
Эвелин Де Морган использовала свои картины маслом, чтобы затрагивать политические, социальные и моральные проблемы Англии XIX века, включая тюремную реформу и избирательное право. Эти темы отражены и выражены в ее работах, наряду с ее спиритуалистическими убеждениями, посредством широкого использования аллегории и символики, взятой из классической мифологии. Первоначально работая в рамках эстетического движения, Де Морган переняла их стилистические элементы, но отвергла мантру движения « искусство ради искусства » и вместо этого сосредоточилась на внедрении повествования в свои изображения. Позже она отошла от эстетизма, черпая вдохновение у итальянских художников, таких как Боттичелли, и стала одной из немногих женщин-художниц, напрямую связанных с Братством прерафаэлитов.
Эвелин Де Морган (1855-1919). 1. Медуза. Скульптура. 2. Mater Dolorosa. Скульптура. Обе - Журнал «The Studio», №19, май 1900 г.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Милосердие и Истина встретились, Праведность и Мир поцеловались.
Журнал «The Studio», №19, май 1900 г.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Душа в аду. 1901-1902 гг. Холст, масло. 67,5 x 87,5 см.
Музей Де Морган, Лондон.
На картине изображён мужчина в богатом одеянии, страдающий без видимых причин. В каталоге выставки Красного Креста 1916 года картина она описывалась следующим образом: «Этот человек, окружённый всем прекрасным и желанным, силой своего тёмного духа пребывает в созданном им самим аду. Рядом с ним вы видите его уродливого фамильяра». Обычно такие работы художника интерпретируются как призыв к отказу от материальных благ ради духовного богатства. Однако включение картины в выставку Красного Креста меняет её смысл: она становится аллегорией на страну, мучающую сама себя.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Королева Элеонора и Прекрасная Розамунда. 1901-1902 гг.
Холст, масло. 75,6 x 66,7 см. Музей Де Морган, Лондон.
Розамунда, любовница Генриха II, жила в Вудстоке в доме «Лабиринт», созданном для её защиты. Однако королева Элеонора обнаружила её и отравила, используя нить, чтобы найти выход. На картине Розамунда изображена в объятиях Генриха, окружённая символами чистоты, а Элеонора - с ядом и тёмными символами. Однако эта легенда противоречит историческим фактам: Элеонора была в заточении, когда Розамунда умерла в 1176 году.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Дочери Тумана. 1910 г. Холст, масло. 119,4 x 101 см.
Музей Де Морган, Лондон.
Эти Дочери Тумана могут быть связаны с историей Ганса Христиана Андерсена «Русалочка». Она убивает себя ради жизни, но, будучи русалкой, не имеет бессмертной души. В этой истории дочери воздуха приветствуют Русалочку и говорят ей, что если она будет творить добро в течение 300 лет, то сможет обрести бессмертную душу. Дочери Тумана одеты в прозрачные одеяния и сидят среди облаков и радуг. Четвёртая Дочь стоит, собираясь потянуться к звезде позади неё и к окружающему её свету, что говорит о том, что она обрела свою бессмертную душу.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Бедняк, который спас город. 1901 г.
Холст, масло. 115,6 х 53,3 см. Музей Де Морган, Лондон.
Бедный человек в унынии сидит на колючках, символизирующих его страдания, в то время как жители города в ярких одеждах празднуют спасение. У ног человека лежит книга с отрывком из Экклезиаста, гласящим, что мудрость лучше силы, но мудрость бедного презирается. В отличие от героев-завоевателей, этот дипломат, спасший город, остался забытым. Эта картина была написана ближе к концу Англо-бурской войны, когда общественная поддержка кампании ослабевала по мере распространения сообщений о зверствах и усиливались сомнения в обоснованности и справедливости позиции британского правительства. Картина отражает спиритуалистические и пацифистские убеждения Эвелин, ее разочарование в военных решениях и веру в путь к миру через мудрость.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Этюд к картине «Бедняк, который спас город».
1901 г. Бумага, пастель. Музей Де Морган, Лондон.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Эскиз мужской головы в профиль, обращенный вправо.
Бумага, пастель. 33 х 21 см. Музей Де Морган, Лондон.
Эвелин Де Морган была очарована человеческим телом и выполнила множество набросков одетых и обнаженных тел для каждой из своих картин, демонстрируя стремление к точности в представлении человеческой формы. Эта всесторонняя подготовительная работа очевидна в ее картинах в подробных, реалистичных фигурах, тщательных композициях и характерных лицах.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Любовный напиток. 1903 г.
Холст, масло. 104,1 х 52 см. Музей Де Морган, Лондон.
Эвелин Де Морган написала несколько картин на средневековые темы и в стиле, ставшем популярным благодаря прерафаэлитам. Среди этих картин были «Королева Элеонора и прекрасная Розамунда» и «Песочные часы». На картине «Любовный напиток» (1903) изображена женская фигура, которую часто принимают за ведьму. Миссис Стирлинг описала её как ведьму в ярко-жёлтом платье, варящую зелье для разрушения любви. На полке рядом с ней стоят книги по чёрной магии, на одной из которых написано «Парацельс». Однако правильнее было бы отнести эту картину к серии аллегорических картин Де Морган о пути души к просветлению.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Эскиз к картине «Любовный напиток»
(Портрет Джейн Моррис, жены Уильяма Морриса). 1903 г. Бумага, пастель.
33,9 х 21,5 см. Музей Де Морган, Лондон.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Святая Кристина, раздающая драгоценности отца бедным. 1904 г.
Холст, масло. Музей Де Морган, Лондон.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Святая Кристина, раздающая драгоценности отца бедным. Композиционный этюд.
Архитектура на заднем плане. Крайнее левое здание создано по образцу Воспитательного дома во Флоренции.
1904 г. Бумага, пастель. 48 х 63 см. Музей Де Морган, Лондон.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Святая Кристина раздает драгоценности отца бедным.
Эскиз рыжеволосой головы Святой Кристины. 1904 г. Холст, масло. 65 х 54,4 см.
Музей Де Морган, Лондон.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Святая Кристина, раздающая драгоценности отца бедным.
Эскиз бородатого мужчины. 1904 г. Бумага, пастель. 34 х 21 см. Музей Де Морган, Лондон.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Святая Кристина, раздающая драгоценности
отца бедным. Фрагмент. 1904 г. Холст, масло. Музей Де Морган, Лондон.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Этюд женской головы – лицо наклонено. 1914 г.
Бумага, пастель. Музей Де Морган, Лондон.
Решительная и независимая женщина, Де Морган отвергала гендерные нормы и стереотипы своего времени и использовала свое искусство, чтобы комментировать их. Она помещала женщин-героинь в центр своих ранних работ, а в более поздних работах, таких как «Золотая клетка» (1905), она подчеркивала бытовые и социальные ограничения, налагаемые на женщин. Аналогичным образом в «Песочных часах» (1904-1905) она комментировала недостижимые идеалы молодости и красоты, пропагандируемые Братством прерафаэлитов.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Песочные часы. 1904-1905 гг. Холст, масло. 121,2 x 108,2 см.
Музей Де Морган, Лондон.
Моделью для этой картины послужила «красавица» прерафаэлитского движения Джейн Моррис (1839-1914), ушедшая на покой. Она изображена в преклонном возрасте, под короной виднеется прядь седых волос, а руки выглядят морщинистыми и старыми. Она восседает на троне в богато украшенных, роскошных одеждах. Кажется, что украшения в стиле прерафаэлитов душат её. Она задумчиво смотрит на песочные часы, где быстро пересыпается песок. У её ног - умирающая роза и книга «Mos Janua Vitae» - «Смерть - врата жизни». За открытой дверью стоит Бессмертный, радостно поющий на солнце среди весенних цветов. Модницей была Джейн Моррис, вдова Уильяма Морриса.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Портрет Джейн Берден Моррис, жены Уильяма Морриса.
Этюд для картины «Песочные часы». 1904 г. Бумага, мел, пастель. 46 х 35,8 см.
Музей Де Морган, Лондон.
По словам миссис Стерлинг, сестры художницы, «миссис Де Морган дважды рисовала миссис Моррис, один раз на причудливом портрете под названием «Песочные часы» и один раз как обычную британскую матрону в повседневной одежде», настоящий этюд. Джейн Моррис много лет была подругой Де Морган, и в этот период они были среди ее самых близких оставшихся в живых друзей.
Эвелин Де Морган (1855-1919). The Cadence of Autumn (Дары осени; Ритмы осени). 1905 г. Холст, масло. 93 x 183 см. Музей Де Морган, Лондон.
К 1905 году Эвелин Де Морган было 50 лет, она пережила англо-бурскую войну и начало Первой мировой войны. Поэтому, возможно, неудивительно, что ее мысли все больше и больше погружаются в тему конца жизни и смерти. Использование четырех времен года для изображения жизненного цикла является хорошо отрепетированным сюжетом в философии, христианстве и искусстве, и Эвелин воспользовалась возможностью проиллюстрировать свою озабоченность этой темой. Следуя традиции средневековых и ренессансных картин Страшного суда, левая половина «Осенней каденции» представляет сторону спасения, а правая - сторону ада. Каденция - это завершение музыкальной фразы, и, создавая эту работу, Эвелин объявляет осень своей жизни концом сезона веселья и изобилия и началом серой холодной зимы, приближением старости и, в конечном итоге, смерти.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Этюд женской головы в профиль к картине
«The Cadence of Autumn». 1905 г. Бумага, пастель. 35,2 х 25,3 см.
Музей Де Морган, Лондон.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Порт после шторма. 1905 г. Холст, масло. 95,3 x 154 см.
Музей Де Морган, Лондон.
Картина указывает на то, что женщина обрела мирную смерть после бурной жизни. Она благополучно преодолела штормовые моря справа от неё и достигла безопасной гавани. Ангел Смерти даёт ей возможность отдохнуть и поразмышлять, прежде чем они вместе отправятся в путь к свету мирной земли позади неё.
Эвелин Де Морган (1855-1919). «Свет во тьме светит и тьма не объяла его». 1906 г.
Холст, масло. 61 х 45,8 см. Музей Де Морган, Лондон.
Картина иллюстрирует Евангелие от Иоанна: свет Христа, несмотря на тьму, благословляет пленников, скрывающих лица от страха и сомнений. Она напоминает, что достаточно поднять головы и открыть уши, чтобы увидеть и услышать послание Христа.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Траур Деметры по Персефоне. 1906 г. Холст, масло. 51,2 x 45,8 см.
Музей Де Морган, Лондон.
Деметра - богиня плодородия в греческой мифологии. Её дочь Персефона была похищена Аидом, и Деметра отказалась позволять земле плодоносить, что грозило голодом. Боги договорились, что Персефона будет проводить треть года с Аидом, а две трети — с матерью. Когда Персефона возвращалась, земля расцветала. Так древние греки объясняли смену времён года.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Спящая Земля и пробуждающаяся Луна. 1905 г.
Холст, масло. Журнал «Студия», том 79. Лондон, 1920 г.
Тему контраста и выбора между землёй и духом можно увидеть во многих других работах Эвелин. К ним относятся «Спящая земля и Пробуждающаяся луна» (1905), в которых циклическое движение души между двумя мирами представлено золотой фигурой, окружённой полупрозрачной луной, которая наблюдает за призрачной женщиной на тёмной земле, бессознательной и связанной узами.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Спящая Земля и пробуждающаяся Луна. Не датирована.
Холст, масло. Местонахождение неизвестно.
Коммерчески и финансово успешные персональные выставки Де Морган и финансовая стабильность были очень необычны для женщин-художниц в то время, и она проложила путь для большего признания женщин-художниц. После ее смерти большая часть ее работ была куплена или сохранена ее сестрой и не выставлялась на всеобщее обозрение. В результате, несмотря на высокое качество ее работ и ее влияние на более позднее движение прерафаэлитов, Де Морган канула в относительную безвестность.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Богоматерь Мира. 1907 г. Холст, масло. 195,2 х 100,2 см. Музей Де Морган, Лондон.
Эта картина была написана в ответ на англо-бурскую войну. Здесь мы видим христианского рыцаря, который собирается отправиться на битву. Он преклонил колени в церкви и молится Пресвятой Деве Марии (Богоматери Мира). Изображение Эвелином Пресвятой Девы Марии, окружённой небесными радугами и увенчанной лавровыми венками, является мощным и узнаваемым символом спасения, искупления и надежды перед лицом тщетности попыток установить мир путём ведения войны. Обращает на себя внимание богатая, в прерафаэлитском стиле, рама.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Богоматерь Мира. 1907 г.
Холст, масло. 195,2 х 100,2 см. (рама). Музей Де Морган, Лондон.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Пленница. 1907-1908 гг. Холст, масло. 83,6 x 68 см.
Музей Де Морган, Лондон.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Поклонение Маммоне. 1909 г. Холст, масло. 61.2 x 53 см.
Музей Де Морган, Лондон.
Эвелин, спиритуалистка, исследовала темы материализма и духовного благополучия в своих картинах. На одной из них, написанной в 1909 году, изображена женщина, отчаянно цепляющаяся за колено статуи Маммоны, бога мирских благ. Она отвергла любовь к Богу ради золота, обрекая себя на погибель.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Борей и опавшие листья. 1910-1914 гг. Холст, масло. 91,3 x 119,8 см.
Музей Де Морган, Лондон.
Борей - древнегреческий бог северного ветра и самый важный из четырёх богов ветра. Он был крылатым и имел два лица: одно, чтобы видеть, куда он направляется, и другое, чтобы видеть, откуда он пришёл. На этой картине он изображён кружащимся вокруг большого корявого дерева, а листья, изображённые в виде девушек с золотыми волосами, падают на землю.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Вечерняя звезда над морем. 1910-1914 гг. Холст, масло. 30,7 x 38,5 см.
Музей Де Морган, Лондон.
Картина Эвелин - пример её поздних, радостных мистических работ. Вечерняя звезда изображена женщиной в прозрачных тканях с нимбом из разноцветных колец, напоминающих небесные сферы. Свет от звезды проникает в море и на берег. Её форма также ассоциируется с компасом.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Запертые ворота. 1910-1914 гг.
Холст, масло. 66 x 50,8 см. Музей Де Морган, Лондон.
Эта картина - одна из последних, написанных Эвелин, и она осталась незаконченной. На ней изображён король с кошельком, полным денег, который поднимается по каменистым ступеням на небеса и останавливается у запертых ворот. Мораль заключается в том, чтобы отказаться от погони за богатством и удачей ради обретения высшего счастья.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Портрет мужа, Уильяма де Морган. 1909 г.
Холст, масло. 68,8 x 54,8 см. Национальная портретная галерея, Лондон.
В ответ на конфликты конца XIX и начала XX веков, включая Вторую англо-бурскую войну и Первую мировую войну, творчество Де Морган становилось все более пацифистским по тону, и она создала более пятнадцати картин на эту тему. Они сочетают как символические, так и реалистичные изображения ужасов и разрушений войны с образами духовности и мира. Эти образы перевернули официальные повествования того периода, которые прославляли войну и фокусировались на личном долге и героизме.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Смерть бабочки. 1910-1914 гг. Холст, масло. 30,7 x 38,5 см.
Музей Де Морган, Лондон.
Бабочка, олицетворяющая собой даму с золотыми волосами, падает на землю; радуга позади неё символизирует её доброту и спасение. Ангел смерти с тёмными крыльями появляется справа от картины, чтобы забрать бабочку.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Солнечный луч и летний душ (Луч солнца и поток лета). 1910-1914 гг.
Холст, масло. 25,5 x 40,8 см. Музей Де Морган, Лондон.
Солнечный Луч в облике молодой женщины, облачённой в золото, сидит на скале, прячась от надвигающегося ливня. Над ней голубое и ясное небо. Слева приближается Летний Ливень, женщина, облачённая в тёмно-синее и розовое, отбрасывающая тень на землю и море. Её одеяния превращаются в дождевые тучи и капли дождя. Радуга лежит между её дождём и маленьким солнечным лучом.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Сумерки. 1910-1914 гг. Холст, масло. 30,5 x 46,2 см. Музей Де Морган, Лондон.
Картина Эвелин - аллегория стихий. День спит на скале, а за ним пробуждаются Сумерки в синих и розовых одеждах, волочащие облака и звёзды. За её головой восходит луна, освещая землю и море розовым и синим светом. Эвелин изобразила эти элементы в виде женских фигур.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Ночь и рассвет. 1910-1914 гг. Холст, масло.35,7 x 46 см.
Музей Де Морган, Лондон.
Ночь примостилась в нижней части картины, словно собираясь уснуть, положив тёмную голову на руки, окружённая луной, звёздами и ночным небом. Над ней восходит Заря в образе двух молодых женщин, окружённых цветами восходящего солнца и одетых в золотые диадемы. Лучи восходящего солнца освещают их золотые волосы.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Лунный свет погружается в море. 1910-1919 гг.
Холст, масло. 99 x 70,8 см. Музей Де Морган, Лондон.
Эвелин, феминистка, создает сильный женский рассказ, где героини сами управляют своей судьбой, опровергая миф о влиянии луны на менструальный цикл. В ее работах все персонажи - молодые, сильные и уверенные женщины. Мне особенно нравится ее радужная палитра в Moonbeams. Троица включает Богинь, представляющих фазы жизни. Деметра символизирует цикл жизни, Персефона - смерть и возрождение, а Геката - небо, землю и море. Она помогала Деметре искать Персефону с факелом. Художники изображали ее в тройной форме. Мавр Сервий Гоноратус видел в троице Луну, освещающую ночь. Другая интерпретация — дева-мать-старуха, отражающая цикл луны и отношение к женщинам.
Эвелин Де Морган (1855-1919). 1918 г. Холст, масло. 44,5 х 29,2 см.
Национальный фонд, Найтшейз-Корт, близ Тивертона, Девон.
Возможно, что версия, принадлежащая Национальному фонду, является подготовительным
масляным наброском для версии, принадлежащей коллекции музея Де Морган.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Этюд обнажённой женщины для картины
«Лунный свет погружается в море». 1910-1919 г. Папиросная бумага, цветные мелки.
36,9 х 23,5 см. Частное собрание.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Этюд наклоненной женщины для картины
«Лунный свет погружается в море». 1910-1919 г. Бумага, пастель. 24,5 x 15 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2014 г. Эстимейт GBP 3.000 - 5.000 фунтов.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Рисунок женской головы в профиль справа.
Желтоватая бумага, карандаш, цветные мелки. 32,4 x 21,3 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2010 г. Лот продан за GBP 5.250 фунтов.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Портрет женщины. Желтоватая бумага,
карандаш, цветные мелки. 30,5 x 20,3 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2012 г.
Лот продан за GBP 1.375 фунтов.
Большой интерес к творчеству де Морган к первому десятилетию ХХ века значительно снизился. В 1916 году художница создала цикл из 13 аллегорических полотен, навеянных событиями Первой мировой войны, пожертвовав средства, вырученные от их продажи на нужды Красного Креста. Картины этого цикла - «Красный Крест (Аллегория Фландрии)» (1916), «Поля убитых» (1916), «S.O.S» (1916) и другие, лишенные гармоничной целостности ранних работ, поражают образной мощью и большой внутренней силой.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Красный крест. 1914-1916 гг.
Холст, масло. 85 х 59,5 см. Музей Де Морган, Лондон.
«Красный крест» Де Моргана — одна из самых успешных картин на тему войны. На ней изображен воскресший Христос, возносимый ангелами, в красной одежде с вытянутыми руками, символизирующими распятие. Под ним простирается бельгийское поле с белыми крестами, отмечающими павших солдат. Картина перекликается с поэмой Эмиля Каммарта, описывающей опустошенную Бельгию. Использование христианской иконографии необычно для Де Моргана, но было распространено среди поэтов как символ жертвы и искупления.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Красный крест. Эскиз. Фигура Христа и ангелов.
1914-1916 гг. Рисунок на бумаге. Музей Де Морган, Лондон.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Эскиз головы ангела для картины «Красный крест».
Ок.1916 г. Коричневая бумага, пастель, мел. 30,1 x 20,6 см. Частное собрание.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Подготовительный этюд женской головы. 1914 г.
Бумага, цветные мелки, пастель. 35,7 x 23,5 см. Частное собрание.
Эвелин Де Морган (1855-1919). S.O.S. (Спасите наши души). 1914-1916 гг.
Холст, масло. 93,4 x 65,5 см. Музей Де Морган, Лондон.
На картине «S.O.S» (1914) одинокая фигура, олицетворяющая надежду, взывает о помощи из бурных, кишащих паразитами вод в конце конфликта, в то время как «Красный Крест» изображает Христа в кроваво-красных одеждах рядом с многочисленными погибшими в безымянных могилах, снова даруя надежду на спасение. Обе эти картины были выставлены в 1916 году на выставке, которую Эвелин организовала для сбора средств в пользу британского и итальянского Красного Креста.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Композиционный этюд к картине маслом «SOS».
1914-1916 гг. Бумага, пастель. Музей Де Морган, Лондон.
Эвелин создавала пастельные композиционные этюды для всех своих картин, и их можно считать произведениями искусства сами по себе. Они показывают ее техническую виртуозность, распространенную не только на масляные краски, но и на другие техники.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Видение. 1914 г. Холст, масло. 61 х 79 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2011 г.
Эстимейт GBP 20.000 – 30.000 фунтов.
Эвелин Де Морган (1855-1919). The Search-Light (Луч света, или Прожектор. Аллегория). 1914-1916 гг.
Холст, масло. 63,5 x 111,8 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2022 г. Лот продан за GBP 75.600 фунтов.
Картина «Прожектор», впервые выставленная в 1916 году на выставке Красного Креста, изображает противостояние добра и зла. Дьявольская фигура с крыльями летучей мыши парит над разрушенным ландшафтом, символизируя хаос и крах цивилизации. Крылатый ангел освещает сцену прожектором и бросает радугу, олицетворяя надежду и спасение. Эта борьба света и тьмы часто встречается в творчестве Эвелин, отражающем спиритуалистические идеи.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Композиционный этюд мужских и женских фигур для картины «The Search-Light».
1914-1916 гг. Бумага, пастель. Музей Де Морган, Лондон.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Эскиз стоящей обнаженной женской фигуры
для картины «Пришествие мира» 1914-1918 гг. Бумага, пастель.
Это композиционный этюд для картины, которая сгорела при пожаре в 1991 году. Этюд, написанной в ответ на войну, изображает фигуру в белом с лавровым венком, оливковой ветвью и радужным сиянием на краю пропасти. За ней видны руины цивилизации. Эта фигура символизирует начало конца конфликта и является спасителем, а не жертвой. И снова позиция Де Морган явно пацифистская и лишена следов ура-патриотизма или ложного патриотизма.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Этюд женской головы. Бумага, красный мел.
Те же качества отличают и одно из последних полотен Де Морган «Золотая клетка» (1919), посвященное на первый взгляд, той же самой теме женской несвободы, что и ее более ранняя картина «Пленница» (1907). Однако при более внимательном изучении бросается в глаза метафорический подтекст, позволяющий воспринимать ее, как томление души, стремящейся покинуть тесную телесную оболочку.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Золотая клетка. 1919 г. Холст, масло. 91 х 108,7 см.
Музей Де Морган, Лондон.
Главная тема работ Эвелин - избирательное право для женщин. На её картине молодая женщина в роскошных золотых одеждах тоскливо смотрит на веселящихся людей. У её ног разбросаны драгоценности и книги, а в клетке в углу сидит золотая канарейка, символизируя её заточение в патриархальном обществе. Пожилой джентльмен угрюмо смотрит на неё, возможно, сожалея о её отказе от знаний и богатства. Надписи на книгах на полке гласят: «Poetry», «Music», «Art», «Death – Medical Treatise».
Эвелин Де Морган (1855-1919). Пленницы. 1915 г. Холст, масло. 58,5 x 84,2 см. Музей Де Морган, Лондон.
Миссис Стирлинг писала об этой картине: «Эта картина Эвелин Де Морган уступает по технике исполнения и была написана, когда её силы были на исходе. «Пленники», которую ее брат считал «отходами» и которую спасла для коллекции музея Де Морган ее сестра Вильгельмина. В тёмной пещере с фаллическими сталактитами и сталагмитами собрались женщины в классических нарядах. Им угрожают тёмные драконы. Три женщины прячут глаза, охваченные отчаянием, но две из них готовы бороться: одна отбивается от драконов и движется к свету, другая почти встаёт. Женщина слева смирилась с приближением дракона. Картина символизирует борьбу с физической, моральной и духовной опасностью.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Скорбящие. 1915-1916 гг. Холст, масло. 59 x 88 см.
Усадьба Уайтвик - Национальный фонд, Вулверхамптон.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Ангел смерти, или Ангел, играющий на свирели душам в Аду. 1916 г.
Холст, масло. 50,8 x 61 см. Частное собрание.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Рождество (The Nativity). Без даты.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Ангел, играющий душам в Аду. Эскиз. 1916 г.
Бумага, пастель. 36,8 x 23,5 см. Библиотека Хантингтона, художественный музей
и ботанический сад, Лос-Анджелес.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Смерть дракона. 1914-1918 гг. Холст, масло. 114,4 x 151,4 см.
Музей Де Морган, Лондон.
Эта сцена, написанная в конце Первой мировой войны, изображает кульминацию войны как финальное апокалиптическое противостояние добра и зла. Сияющий ангельский дух спускается с небес, чтобы победить зло (представленное здесь в образах, заимствованных из «Откровения Иоанна Богослова», в виде драконов), и низвергает его в огненное озеро. Некоторые проклятые души также низвергаются в огненную бездну, в то время как другие отходят от края пропасти к огню. Справа женщина в жёлтых одеждах с трудом поднимается к ангелу и свету. Она не отрывает взгляда от света - её оковы разбиты, и её дракон улетает, лишь мельком взглянув на свой ангельский дух, который победил его. Хотя сцена по-прежнему изображает опустошённую пустошь, силы добра явно одержали верх над силами зла.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Поле погибших. 1916 г. Холст, масло. 62 х 46,3 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2022 г. Лот продан за GBP 88.200 фунтов.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Этюд к картине «Умереть за Отечество»»
(Pro Patria Mori). 1919 г. Бумага, пастель. 81,5 х 56 см.
Картина сгорела при пожаре в 1991 г.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Мария и Мария Магдалина. 1919 г.
Картина сгорела при пожаре в октябре 1991г.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Уход души в момент смерти. 1917-1919 гг. Холст, масло. 78,8 x 120,8 см.
Музей Де Морган, Лондон.
Картина написана после смерти мужа Уильяма и за год-два до смерти самой Эвелин. На ней изображены две женские фигуры на фоне бесплодного пейзажа. Стройная фигура в правой части символизирует душу, зовущую умирающее тело, лежащее с закрытыми глазами в левой части. Тень дракона, олицетворяющая зло, нависает над умирающей, но её дух пересекает пруд, освещённый солнцем, и попадает в мир духов. Картина иллюстрирует спиритуалистическую веру в то, что душа покидает тело в момент смерти и устремляется к свету.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Победа, венчающая воина. Холст, масло.
Журнал «The Studio». том 26. 1914 г.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Голова молодой девушки. Бумага, уголь. 62,5 x 46 см.
Аукцион Dominicwinter.co.uk, 2018 г. Лот продан за GBP 3.400 фунтов.
Эвелин Де Морган (1855-1919). Портрет Этель Пикеринг. Бумага, карандаш. 19 х 14 см.
Галерея Маас, Лондон.
Эвелин Де Морган (1855-1919)
Эвелин Де Морган умерла в Лондоне 2 мая 1919 года в возрасте около 64 лет и похоронена в одну могилу с мужем,
умершим на два года раньше, на Бруквудском кладбище Лондона.
Гробница Уильяма (1839-1917) и Эвелин Де Морган (1855-1919). Кладбище Бруквуд, Палес-Кладбище, Уокинг, Суррей, Большой Лондон.
Согласно сайту «Британские памятники архитектуры», Эвелин Де Морган спроектировала эту «высокую стелу в неогреческом стиле», на которой изображён ангел, «умоляющий женскую фигуру Смерти с перевёрнутым факелом, которая отворачивается». Над ним находится фронтон с ушками, внутри которого изображена пара сердец. Надпись описывает Уильяма как «художника — гончара - изобретателя - романиста» и заканчивается словами «Печаль - удел земли / Жизнь духа - радость»
В Великобритании, несмотря на все мытарства с Музеем Де Морган, очень уважают ее творчество:
1. Evelyn Pickering De Morgan and the Allegorical Body, 2002. – 248 p., il. 2. Evelyn De Morgan 2015 Calendar.
3. Luna Evelyn D. Morgan Cross Stitch Pattern. 2021. - 87 p., il. 4. Evelyn De Morgan Coloring Book Adult coloring book for relaxation and stress relief. 2022. - 82 p., il.
5. The Poems of Evelyn Pickering De Morgan. 2022. - 142 p., il. (Стихи Эвелин Де Морган - Серены Троубридж). 6. The Red Dress Cross Stitch Pattern – Evelyn De Morgan Regular and Large Print Cross Stitch Pattern. 2025. - 85 p., il.
Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.
Дневник АНГЛИЙСКАЯ ХУДОЖНИЦА ЭВЕЛИН ПИКЕРИНГ ДЕ МОРГАН / EVELYN DE MORGAN (1855-1919), ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНИЦА ПРЕРАФАЭЛИТОВ. ЧАСТЬ II | Слава44 - Дневник Слава44 |
Лента друзей Слава44
/ Полная версияДобавить в друзья
Страницы:
раньше»