Джеймс Коллинсон (1825-1881). Автопортрет. 1858 г. Холст, масло. 52 x 43 см.
Музей Борн-Холл, Эпсом и Юэлл, Англия.
Джеймс Коллинсон (1825-1881) - английский художник Викторианской эпохи, один из семи основателей Братства прерафаэлитов. Его первая выставка в Королевской академии художеств в 1847 году привлекла внимание Данте Габриэля Россетти, который описал Коллинсона как «рожденного ошеломителя». Приглашенный вступить в Братство, он обручился с сестрой Россетти - Кристиной Россетти, помолвка была недолгой после его возвращения в католичество и поступления в иезуитский колледж Стонихерст в 1850 году. Главным образом религия помешала ему остаться в Братстве, хотя он не смог завершить свое послушничество и вернулся к живописи в 1855 году. В 1858 году Коллинсон женился на Элизе Уилер, сводной сестре католического художника Джона Роджерса Герберта. В 1857-1858 гг. принимал участие в выставке британских художников в США. Коллинсон умер от пневмонии в 1881 г. в возрасте 55 лет в Кэмбервелле, южный Лондон.
Первая всемирная выставка в Лондоне. 1851 г.
Джеймс Коллинсон (англ. James Collinson) родился 9 мая 1825 года в Плесли, Мэнсфилд, графство Ноттингемшир. Он был седьмым и последним ребёнком Роберта Коллинсона, книготорговца, торговца канцелярскими принадлежностями, печатника и помощника почтмейстера, и его жены Мэри Харви. В раннем возрасте Джеймс обучался живописи у миссис Энн Полсон, местной художницы из Мэнсфилда. В 1846 году Коллинсон перебрался в Лондон, где поступил учиться в Школу искусств при Королевской академии художеств и познакомился со своими сокурсниками Данте Габриэлем Россетти, Уильямом Холманом Хантом и Джоном Эвереттом Милле. В 1846 году Коллинсон впервые выставился в Обществе британских художников, а с 1856 года выставлялся в Британском институте. В 1847 году он выставил свою первую картину в Королевской академии «Дебют мальчика-посыльного», которая получила признание критиков.
Джеймс Коллинсон (1825-1881). Благотворительный дебют мальчика-посыльного. 1847 г.
Холст, масло. 57,8 x 75,5 см. Частное собрание.
Для всех было полной неожиданностью, когда в 1848 году Коллинсон появился на выставке с картиной под названием «Дебют мальчика-посыльного». Чтобы изобразить застенчивого бедного мальчика, появляющегося перед своей семьей в униформе своего прихода, было честной идеей, и хотя его открытие не выходило далеко за рамки первоначального замысла, рисунок был довольно подробный. Все друзья обвинили себя за то, что проигнорировали Коллинсона, но Россетти пошел дальше и заявил, что «Коллинсон был прирожденным потрясателем устоев», и сразу же завязал с ним тесную дружбу.
Джеймс Коллинсон (1825-1881). Благотворительный дебют мальчика-посыльного. Фрагмент (1). 1847 г.
Холст, масло. Частное собрание.
Джеймс Коллинсон (1825-1881). Благотворительный дебют мальчика-посыльного. Фрагмент (2). 1847 г.
Холст, масло. Частное собрание.
Джеймс Коллинсон (1825-1881). Благотворительный дебют мальчика-посыльного.
Фрагмент (3). 1847 г. Холст, масло. Частное собрание.
Эта работа настолько восхитила Данте Габриэля Россетти, что он предложил молодому человеку вступить в только что основанное Братство прерафаэлитов: таким образом, Коллинсон стал одним из семи его членов. Тихий и незаметный юноша, он имел в Братстве прозвище «Соня», данное ему Хантом за то, что после каждой шумной дружеской вечеринки его приходилось будить, чтобы попрощаться. Тем не менее, он принимал участие в работе группы (хоть и не самое активное), выполнил для журнала «Росток» (The Germ), издаваемого Братством, несколько гравюр.
Один из номеров журнала «The Germ» (Росток), издаваемый
Братством прерафаэлитов. 1898 г.
Джеймс Коллинсон (1825-1881). Младенец Иисус. 1850 г. Бумага, гравюра. 14,3x22,8 см. (лист); 12x18,5 см. (р.и.).
Галерея Тейт, Лондон.
Джеймс Коллинсон (1825-1881). Итальянские художники-портретисты в придорожной пивной. 1849 г.
Холст, масло. 79 x 109 см. Частное собрание.
В начале XIX века в Великобританию начали приезжать итальянские мастера по изготовлению гипсовых фигур, чтобы продавать дешёвые гипсовые статуэтки. Такие торговцы изображениями имели давнюю традицию на своей родине. За пределами Лондона торговля была менее развитой, но в ней по-прежнему доминировали итальянцы. Большинство, но не все, уличные торговцы, продававшие фигурки, были мальчиками, и таких итальянских мальчиков иногда называли «мальчиками-изображениями». Фигурки, которые они продавали, предназначались для потребителей всех социально-экономических слоёв и украшали интерьеры от самых обычных домов до величественных загородных особняков. Коллинсон выставил свою картину «Итальянские художники в пивной на обочине дороги» в Королевской академии в 1849 году, в том же году, что и Джон Эверетт Милле выставил свою «Изабеллу и Лоренцо», а Холман Хант показал «Риенцо».
Джеймс Коллинсон (1825-1881). Образ мальчика. Эскиз к картине «Придорожная пивная».
1849 г. Картон, масло. 29 x 25 см. Коллекция викторианского искусства Кроутера-Облака.
Джеймс Коллинсон (1825-1881). Ответ на письмо эмигранта. 1850 г. Холст, масло. 70,1 х 91,2 см
Манчестерская художественная галерея
Коллинсон уже был одним из членов Братства прерафаэлитов, и хотя эта картина не отражает их технику, она разделяет их интерес к сюжетам из современной жизни, наиболее распространённым в начале 1850-х годов. На картине изображена семья, собравшаяся вместе, чтобы ответить другу или родственнику, эмигрировавшему в Австралию. За десять лет до того, как Коллинсон написал эту картину, туда эмигрировало более миллиона человек. Поэтому она вызвала большой интерес у публики. Интерьер коттеджа выглядит реалистичным, а не идеализированным. Точно так же правдоподобно выглядит то, что ответ пишет мальчик, а не его менее образованные родители.
Джеймс Коллинсон (1825-1881). Ответ на письмо эмигранта. Фрагмент.
1850 г. Холст, масло. Манчестерская художественная галерея.
Джеймс Коллинсон (1825-1881). Мать с ребёнком у калитки, вдалеке - Калвер-Клифф,
остров Уайт. 1849-1850 гг. Дерево, масло. 52,7 х 42,2 см.
Йельский центр британского искусства, Нью-Хейвен, штат Коннектикут, США.
Джеймс Коллинсон (1825-1881), атрибуция. Портрет женщины, одетой в чёрное,
с Библией в руках, сидящей в кресле. 1849-1850 гг. Холст, масло. 92 x 71 см.
Коллекция викторианского искусства Кроутера-Облака.
Джеймс Коллинсон (1825-1881). Фальстаф. 1851 г. Картон, масло. 29,5 x 24,5 см.
Частное собрание.
Джеймс Коллинсон (1825-1881). Отречение королевы Елизаветы Венгерской
(Инцидент из жизни Святой Елизаветы Венгерской). 1850 г. Холст, масло. 120,3 x 181,6 см.
Художественная галерея Йоханнесбурга, ЮАР.
Это шедевр Коллинсона в стиле прерафаэлитов, над которым он работал в 1848–1850 годах. Он дважды выставлял картину в 1851 году: сначала в Национальном институте изящных искусств, на так называемой «Свободной выставке» в Портлендской галерее в Лондоне под названием «Случай из жизни Святой Елизаветы Венгерской», а затем в Манчестерском институте под названием «Смирение Святой Елизаветы». Под более поздним названием она была снова показана в Ливерпульской академии в 1852 году. Однако сегодня картину чаще всего называют «Отречение королевы Елизаветы Венгерской».
Джеймс Коллинсон (1825-1881). Отречение королевы Елизаветы Венгерской
(Инцидент из жизни Святой Елизаветы Венгерской). 1850 г. Холст, масло. 120,3 x 181,6 см.
Художественная галерея Йоханнесбурга, ЮАР.
Это иллюстрация к истории о знатной женщине XIII века, которая по духовным причинам отреклась от своего трона, имущества и семьи, чтобы стать аскетом и служить бедным. Святая Елизавета на самом деле никогда не была королевой Венгрии. Она родилась в 1207 году нашей эры в семье короля Венгрии Андраша II и его жены Гертруды Меранской. В детстве Елизавета была помолвлена с первенцем Германа, ландграфа Тюрингии. В 1211 году её увезли в Вартбург, Тюрингию, чтобы она воспитывалась при дворе Людовингов, и она так и не вернулась на родину. В 1221 году она вышла замуж за Людвига IV Тюрингского. Овдовев в юном возрасте, она отказалась от короны и мира, чтобы посвятить свою жизнь Христу. Она покинула враждебный двор в замке Вартбург близ Айзенаха и жила при дворе властного монаха Конрада Марбургского, где основала францисканский госпиталь для бедных. Она умерла в 1231 году в возрасте двадцати четырёх лет. Место её захоронения вскоре стало местом паломничества, и в 1235 году Папа Григорий IX причислил её к лику святых.
Джеймс Коллинсон (1825-1881). Отречение королевы Елизаветы Венгерской
(Инцидент из жизни святой Елизаветы Венгерской). Фрагмент. 1850 г. Холст, масло.
Художественная галерея Йоханнесбурга, ЮАР.
Джеймс Коллинсон (1825-1881). Случай из жизни святой Елизаветы Венгерской. 1850 г. Бумага, чернила.
30,4 x 45,2 см. Бирмингемский художественный музей.
Джеймс Коллинсон (1825-1881). Случай из жизни святой Елизаветы Венгерской. Фрагмент (1). 1850 г.
Бумага, чернила. Бирмингемский художественный музей.
Джеймс Коллинсон (1825-1881). Случай из жизни святой Елизаветы Венгерской. Фрагмент (2).
1850 г. Бумага, чернила. Бирмингемский художественный музей.
Джеймс Коллинсон (1825-1881). Урок письма. 1850 г. Дерево, масло. 53,5 х 43 см.
Частное собрание.
Посещая церковь Христа на Олбани-стрит, Коллинсон познакомился с другими членами семьи Россетти, включая Кристину Россетти. Коллинсон перешёл в католичество, но Кристина Россетти согласилась выйти за него замуж только в том случае, если он вернётся в Англиканскую церковь, что он и сделал в 1848 году, незадолго до их помолвки. В том же году он был избран членом Братства прерафаэлитов по предложению Д.Г. Россетти. Коллинсон написал длинное стихотворение и гравюру «Младенец Иисус» для второго выпуска «Ростка». Помолвка Коллинсона с Кристиной Россетти закончилась весной 1850 года, когда он вернулся к католицизму. 20 мая 1850 года Коллинсон вышел из Братства P.R.B. на том основании, что членство в нем несовместимо с его католической верой, но продолжил дружить с её членами. В 1852 году он продал свой мольберт и принадлежности для рисования и 15 января 1853 года поступил в иезуитский колледж Ходдер-Плейс в Ланкашире, недалеко от Стонихерста, в качестве послушника для подготовки к священству.
Джеймс Коллинсон (1825-1881). План эмиграции. 1852 г. Холст, масло. 56,5 х 76,2 см.
Коллекция Эндрю Ллойда Уэббера, Лондон.
Коллинсон выставил «План эмиграции» в Национальном институте изящных искусств в Портлендской галерее в 1852 году, а позже в том же году - в Ливерпульской академии. Это ещё один пример социального реализма Коллинсона, посвящённого теме эмиграции. Он является прекрасным дополнением к его более раннему «Ответу на письмо эмигранта». Кристофер Ньюолл объяснил значение названия:
Название «План эмиграции» отсылает к различным мерам, принятым короной для оказания помощи рабочим с хорошей репутацией в переезде в Австралию вместе с жёнами и детьми. Им либо оплачивали проезд, либо предоставляли сельскохозяйственные угодья в колонии. В 1850-х и 1860-х годах около четверти всех иммигрантов в Австралию и Канаду получали ту или иную государственную помощь. Цель этих реклам, которые широко обсуждались в прессе и пропагандировались как Карлайлом, так и Чарльзом Диккенсом, состояла в том, чтобы поощрять установление моделей семейной жизни в колониях, а также облегчать страдания растущего населения страны.
Джеймс Коллинсон (1825-1881). Искушение (Друзья). 1855 г. Дерево, масло. 53,3 x 42,5 см.
Частное собрание.
Джеймс Коллинсон (1825-1881). Осада Севастополя, по рассказу очевидца.
1856 г. Дерево, масло. 26 х 21 см. Частное собрание.
Джеймс Коллинсон (1825-1881). Детство (I’m a Child). 1855 г. Холст, масло.
Национальная галерея Канады, Оттава.
Джеймс Коллинсон (1825-1881). Хозяйка квартиры (Сдается внаём - To Let). 1856 г.
Холст, масло. 84,7 х 69,7 см. Музеи и художественные галереи Шеффилда.
В 1857 году Коллинсон представил в Королевской академии основные версии двух своих самых популярных и коммерчески успешных композиций: «Сдается внаём» и «На продажу (На базаре)». Первая картина сейчас находится в Художественной галерее в Шеффилде и Художественном музее Филадельфии в США.
Картина изображает привлекательную молодую вдову в трауре, одетую в чёрное. Она, возможно, сдаёт комнату, чтобы увеличить свой доход. Малиновый бант на её шее сочетается с красной камелией в горшке. Это бытовая жанровая сцена в стиле викторианских художников. Вопрос о моральной цели картины остаётся спорным. Дама, судя по кольцу на руке, отодвигает штору, чтобы показать табличку «Сдается внаём». Одна из критиков зашла так далеко, что предположила, что эта фигура изображает не домовладелицу (или вообще не леди), а женщину, предлагающую себя в качестве товара для аренды невидимому зрителю-мужчине…
Джеймс Коллинсон (1825-1881). Сдается внаём (To Let). 1855-1860 гг. Холст, масло.
58,4 x 45,7 см. Художественный музей Филадельфии, США.
Картины, написанные Коллинсоном в период пребывания в Братстве, выполнены в полном соответствии с задачами, которые молодые радикалы ставили перед собой. Его полотно «Отречение королевы Елизаветы Венгерской» (1850), как и первые картины других «братьев», можно считать образцом прерафаэлизма: об этом говорит все от драматического эпизода истории, выбранного в качестве сюжета, до скрупулезной техники исполнения и энергичного колорита. Образцом жанровой живописи Коллинсона в этот период является картина «Ответ на письмо эмигранта» (1850), поднимающая актуальную для Англии тех лет тему эмиграции. Два года спустя эта тема приобретет для членов Братства особое звучание, когда его покинет скульптор Томас Вулнер.
Джеймс Коллинсон (1825-1881). Фрагменты картины «На базаре» или «На продажу». Слева направо:
Галерея Тейт, Лондон; Художественный музей Филадельфии; Музей и художественная галерея Ноттингема.
Всего Коллинсон написал три версии картины «На базаре» или «На продажу» (For Sale), которые находятся в лондонской Галерее Тейт, Художественном музее Филадельфии и Музее и художественная галерее Ноттингема (Ноттингемском замке). На овальной картине изображена женщина в викторианском костюме. Она стоит в шляпке с тёмной вуалью и красным бантом, в светло-голубом платье с многослойными рукавами, панталонах, белых перчатках. В левой руке - расшитый, так называемый «кошелек скряги», в правой - пробка или колпачок. Слева от неё стол с фарфоровой куклой в оранжевом наряде, фотографиями священника и Христа, бутылками. Стена позади украшена золотой снежинкой на зелёном фоне. Справа - стол с красной скатертью, магнолией в горшке под стеклянным куполом, шкатулкой, банкой и на желтой бумаге объявление: «Церковный базар Святой Бригитты». За магнолией - панель с розами, клетчатым шариком и веером. Рядом портрет женщины и шляпка с перьями и лентами. На стене, по-видимому, подтяжки.
Джеймс Коллинсон (1825-1881). Пустой кошелёк (копия «На продажу»). 1857 г.
Холст, масло. 61 x 49,2 см. Галерея Тейт, Лондон.
Действительно, в Лондоне есть такая церковь Святой Бригитты. И действительно благотворительные базары были очень популярны во 2-й половине XIX столетия. Слева мы видим вышитую заготовку для домашних туфель, куклу, раскрашенные гравюры на религиозную тематику, уголок схемы для «берлинской вышивки», бутылку, флакон; справа - шляпку, на стене вышитые мужские подтяжки и метёлку из перьев на красивой точеной деревянной ручке, снова схему для «берлинской вышивки» с крупными цветами, мячик на шкатулке, веер, бонбоньерку, флакон с нюхательной солью, коробочку, украшенную белыми и цветными бусинами, красный флакон ... - это все традиционные товары для благотворительных базаров.
Джеймс Коллинсон (1825-1881). На продажу (For Sale). 1855-1860 гг. Холст, масло. 58,4 x 45,7 см.
Художественный музей Филадельфии, США.
На ярмарках, которые устраивали состоятельные женщины, были богато украшенные киоски, где продавались изделия ручной работы, такие как вышитые тапочки и мужские подтяжки, изображённые на этой картине. Хотя такие мероприятия были популярны на протяжении всего XIX века, хозяйки ярмарок часто подвергались жёсткой критике за то, что использовали ярмарки для привлечения романтического внимания посетителей-мужчин. В картине «На продажу» Джеймс Коллинсон визуализирует эти обвинения, изображая краснеющую молодую женщину, которая игриво обращается с кошельком скряги (символом романтической привязанности) и его кольцами.
Джеймс Коллинсон (1825-1881). На продажу. 1857 г. Холст, масло. 58,4 x 45,7 см.
Музей и художественная галерея Ноттингема.
Овальная картина с изображением женщины в викторианском костюме в три четверти роста. Она стоит, глядя на зрителя, в шляпке с тёмной вуалью, откинутой назад, и с большим красным бантом на шее. Платье из светло-голубого и серого материала с длиннвми рукавами, которые спереди собраны бантами и оборками. Поверх платья в пол на кринолине надеты панталоны. На ней также белые перчатки. В левой руке она держит богато расшитый кусок красной ткани - возможно, это «кошелёк скряги»? - а в правой - пробку или какой-то колпачок. Позади неё, слева, стоит стол, на котором лежат фарфоровая кукла в кричащем оранжевом наряде, маленькая фотография священника, ещё одна, поменьше, с изображением Христа, несущего крест, а перед ними - две бутылки, одна из которых с одеколоном.
Джеймс Коллинсон (1825-1881). На базаре. 1857 г. Дерево, масло. 84,4 х 70,9 см.
Музеи и художественные галереи Шеффилда.
Но, оказывается, есть еще и четверная версия картины «На продажу» из музея в Шеффилде, если считать копию из Галереи Тейт за оригинал, как утверждают некоторые. Сложно понять, почему эта тема волновала художника: сатира ли это на царившие в Британии 2-й половины XIX века нравы или отголоски личных переживаний художника. Известно, что он был крайне религиозен и даже менял веру: переходил из англиканской церкви в католицизм, потом обратно, чтобы жениться на любимой девушке, потом расторг помолвку и снова перешел в католицизм. В конце концов он женился на женщине, старше себя (ему было 33, ей 40). Был ли это брак по расчету, на который так надеется юная героиня его картин «На продажу» или «Пустой кошелек», неизвестно, как неизвестно и то, была ли тема «любви на продажу» отголоском истории с неудачной помолвкой Коллинсона.
Джеймс Коллинсон (1825-1881). На продажу. Фрагмент (1). 1855-1860 гг. Холст, масло.
Художественный музей Филадельфии.
Джеймс Коллинсон (1825-1881). На продажу. Фрагмент (2). 1855-1860 гг. Холст, масло.
Художественный музей Филадельфии.
Джеймс Коллинсон (1825-1881). На продажу. Фрагмент (3). 1855-1860 гг. Холст, масло.
Художественный музей Филадельфии.
Коллинсон прервал обучение в период с сентября 1854 по январь 1855 года, не закончив религиозное образование, и возобновил карьеру художника. С 1855 года Коллинсон возобновил участие в выставках Королевской Академии. В его жанровых полотнах по-прежнему угадываются отголоски прежнего стиля, однако нарочитая назидательность в духе викторианской морали лишила их прежней остроты и энергии. Вернувшись к живописи, художник, однако, не смог восстановить былые теплые отношения с членами Братства. Уход из группы и разрыв помолвки с Кристиной легли между ними непроходимой пропастью, что не помешало, однако, Уильяму Майклу Россетти пригласить Коллинсона принять участие в выставке британских художников, которая была показана в Америке в 1857-1858 годах. А еще он был секретарём Общества британских художников с 1861 по 1870 год.
Джеймс Коллинсон (1825-1881). Сын земли. 1856 г. Холст, масло. 30,5 х 25 см.
Манчестерская художественная галерея.
На картине «Сын земли» бедный крестьянин сидит перед плакатом, рекламирующим строительство железной дороги в Крыму после того, как Британия вступила в войну между Турцией и Россией. Железная дорога была нужна для перевозки грузов и людей на фронт, а также для транспортировки раненых обратно к Чёрному морю. На обеспокоенном лице мужчины видна его дилемма: продолжать ли ему жить в бедности на родине или столкнуться с неизвестными трудностями на чужбине. Коллинсон, один из основателей Братства прерафаэлитов, был известен своей скрупулёзной техникой и интересом к темам из современной жизни.
Джеймс Коллинсон (1825-1881), after. Горничная приносит лекарство и суп
своему хозяину, который простудился. 1857 г. Литография.
Галерея Wellcome Collection, Лондон.
Джеймс Коллинсон (1825-1881). Утешение для инвалида. 1860 г.
Холст, масло. 33 x 27 см. Частное собрание.
Джеймс Коллинсон (1825-1881). Где остальные покупки? (Обсчитали). 1858 г.
Частное собрание.
Джеймс Коллинсон (1825-1881). Короткий пенни (A-penny-short). 1858 г.
Холст, масло. 53 x 43 см. Частное собрание.
Возможно, имелось в виду английское выражение «a penny short», которое
переводится на русский язык, как «ни копейки», «ни гроша».
Джеймс Коллинсон (1825-1881). In trouble (В беде, или Пустой кошелек). 1857 г.
Холст, масло. 40,5 x 29,5 см. Частное собрание.
9 февраля 1858 года в Бромптонской часовне Коллинсон женился на Элизе Уилер, сводной сестре католического художника Джона Роджерса Герберта. К июлю 1859 года пара переехала в Вудкот, Нью-Роуд, в Эпсоме, графство Суррей. В том же месяце у них родился единственный ребёнок, Роберт Винсент Коллинсон. К 1864 году семья жила по адресу Сент-Джонс-Парк, 15, Аппер-Холлоуэй, Мидлсекс. Коллинсон время от времени ездил во Францию, в том числе подолгу жил в Бретани в конце 1870-х годов, где его сын Роберт учился в Ренне. К 1875 году Коллинсоны жили по адресу Колд-Харбор-лейн, 370, Брикстон.
Джеймс Коллинсон (1825-1881), атрибуция. 1858 На службу. 1858 г. Холст, масло. 25,4 x 30,5 см.
Частное собрание.
Эта картина типична для многих жанровых полотен, написанных Коллинсоном в более поздний период его творчества. Все они выполнены профессионально, но в целом не представляют большого научного интереса. Как отметил один из критиков, эта конкретная картина «деликатно изображает страдания родителей и жениха, провожающих деревенскую девушку, которая уезжает в город, несомненно, из-за финансовых трудностей». Кроме того, её младший брат и младшая сестра пришли проводить её, пока она ждёт приближающийся дилижанс, виднеющийся вдалеке.
Джеймс Коллинсон (1825-1881). Сестры. Фрагмент. 1860 г. Холст, масло.
Частное собрание.
Джеймс Коллинсон (1825-1881). Сестры. Фрагмент. 1860 г. Холст, масло. Частное собрание.
Джеймс Коллинсон (1825-1881). Новое развлечение. 1858 г.
Холст, масло. 35,5 x 30,5 см. Частное собрание.
Джеймс Коллинсон (1825-1881). «Слишком горячо» (Too Hot). Из «Иллюстрированных
лондонских новостей», 28 февраля 1863 года. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Джеймс Коллинсон (1825-1881). Перед стартом гнедая скаковая лошадь, которую держит конюх. 1862 г.
Картон, масло. 50,8 х 68,6 см. Частное собрание.
Тем не менее, его работы регулярно появлялись в лондонских экспозициях. Коллинсон был постоянным участником выставок Общества британских художников, а в период с 1861 по 1870 год выполнял в нем функции секретаря. В конце 1870-х годов он побывал во Франции, длительное время провел в Бретани, где его сын Роберт тогда учился на священника в семинарии Святого Томаса в Хаммерсмите. Там же, в Бретани Коллинсон написал несколько морских пейзажей, не хуже раннего Айвазовского. В 1880 году Коллинсон вернулся в Лондон. Джеймс и его жена жили на Истлейк-роуд, 19, в Кэмберуэлле. Коллинсон продолжал рисовать как минимум до 1880 года, потому что три его картины были выставлены в Обществе британских художников в 1881 году. В 1878 году он написал «Святое семейство», одну из своих самых прерафаэлитских картин с 1850-х годов.
Джеймс Коллинсон (1825-1881). Пейзаж с ветряной мельницей, Сен-Мало, Франция. 1877 г. Холст, масло.
35,6 х 51,4 см. Музеи и художественные галереи Ноттингема.
На среднем плане изображены портреты Данте Габриэля Россетти и его сестры Кристины Россетти.
Джеймс Коллинсон (1825-1881). Военно-морские корабли (1). Холст, масло. 44 х 69,5 см.
Частное собрание.
Джеймс Коллинсон (1825-1881). Военно-морские корабли (2). Холст, масло. 44 х 69,5 см.
Частное собрание.
Джеймс Коллинсон (1825-1881). Военно-морские корабли (3). Холст, масло. 49,5 х 75 см.
Частное собрание.
Джеймс Коллинсон (1825-1881). Прибрежный пейзаж с лодками и фигурами. Картон, масло. 22 х 29 см.
Аукцион TOOVEY'S, Спринг Гарденс, Вашингтон, Западный Суссекс.
Джеймс Коллинсон (1825-1881). Прибрежный пейзаж с лодками и фигурами. Картон, масло. 22 х 29 см.
Аукцион TOOVEY'S, Спринг Гарденс, Вашингтон, Западный Суссекс.
Джеймс Коллинсон (1825-1881). Морской пейзаж с кораблями. Картон, масло. 22 х 30 см.
Частное собрание.
Валери Кокс рассказала о том, как современники-художники поначалу воспринимали Коллинсона:
В воспоминаниях Ханта и других записях современников Коллинсон описывается как добросовестный художник, который иногда участвовал в общественной жизни, но при этом не отличался чувством юмора и имел тенденцию засыпать во время собраний Братства P.R.B. и даже когда ему позировала натурщица за плату. Такое пренебрежительное отношение проявлялось ещё до создания Братства». На самом деле Коллинсона прозвали «Соня», вероятно, в отсылке к Соне* из «Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэрролла. Хелен Ньюман предположила, что Коллинсон, возможно, даже послужил прототипом персонажа Сони и что он, вероятно, страдал от нарколепсии.
*Соня (англ. Dormouse, от лат. dormire - спать) - персонаж книги Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес», которого зачастую использовали вместо подушки.
Джеймс Коллинсон (1825-1881). Пейзаж в гавани с замком вдалеке. Холст, масло. 44,5 х 59,7 см.
Частное собрание.
Джеймс Коллинсон (1825-1881), follower. Уличная сценка. Частное собрание.
Джеймс Коллинсон (1825-1881), circle. Игрушечная кукла. Дерево, масло. 18 х 23 см. Частное собрание.
Джеймс Коллинсон (1825-1881). Сцена с рыцарями и монахами. Гравюра по картине Фрэнка Хайда
«За короля!» (To The King)
Джеймс Коллинсон (1825-1881). Чёт или нечёт. Холст, масло. 38,1 x 45,7 см. Частное собрание.
Джеймс Коллинсон (1825-1881). Положительные эмоции, или Азартные игры с собакой.
Холст, масло. 65 х 57 см. Частное собрание.
Джеймс Коллинсон (1825-1881). Мальчик-садовник. Холст, масло.
Эшмолеанский музей искусства и археологии, Оксфорд.
Джеймс Коллинсон (1825-1881). Святое семейство. 1878 г. Холст, масло. 110,5 х 85,1 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2003 г. Лот продан за GBP 20.315 фунтов
«Святое семейство» было написано, когда Коллинсон жил еще в Бретани, и город на заднем плане, возможно, был списан с Сен-Мало. Джон Кристиан отметил очевидное влияние прерафаэлитов, когда картина была продана на аукционе Christie’s в 2003 году:
«Сюжет задуман как «Возвращение из Египта», тема, которую часто затрагивали старые мастера. Христос уже не младенец, и Святое Семейство посещает Святой Дух в образе голубя. На заднем плане, вдалеке, виднеется египетский храм. Однако на переднем плане изображены растения, которые чаще встречаются в английском загородном саду: на лужайке, усыпанной маргаритками, можно увидеть мальву, наперстянку и одуванчики, а также платан и ливанский кедр, а слева - улей. Они изображены с необычайной тщательностью, и хотя картина написана в 1878 году, она, несомненно, отражает симпатию Коллинсона к движению прерафаэлитов, начавшемуся тридцатью годами ранее».
«Святое семейство» никогда не выставлялось, и Коллинсон, возможно, написал его в подарок своему единственному сыну Роберту, которому тогда было 19 лет и который поступил в католическую семинарию в Ренне, чтобы стать священником. Роберт Коллинсон завещал картину сестрам милосердия на Манчестер-сквер.
Джеймс Коллинсон (1825-1881), атрибуция. Сбор ракушек на пляже. Холст, масло. 40,5 х 51 см. (овал).
Частное собрание.
Джеймс Коллинсон (1825-1881). Мать и дитя (Молодая мать).
Холст, масло. 25,4 х 20,3 см. Частное собрание.
Джеймс Коллинсон (1825-1881). Частный и конфиденциальный портрет.
Холст, масло. 44 x 35,5 см. Частное собрание.
Джеймс Коллинсон (1825-1881). Бретонская девушка с кроликом.
Холст, масло. 51 х 36 см. Частное собрание.
Джеймс Коллинсон (1825-1881). Девушка с апельсинами. Холст, масло.
Частное собрание.
В этом доме в Лондоне по адресу Гауэр-стрит, 7, Блумсбери в 1848 году было основано
Братство прерафаэлитов.
Джеймс Коллинсон умер от пневмонии 24 января 1881 года в Кэмбервелле, южный Лондон на Полет-роуд, 16,
в возрасте 55 лет и был похоронен на старом кладбище Кэмберуэлла на Форест-Хилл-роуд.
Синяя мемориальная доска, установленная в 1998 году организацией English Heritage в Лондоне
по адресу Гауэр-стрит, 7, Блумсбери, где было в 1848 году основано Братство прерафаэлитов.
ИСТОЧНИКИ
1. И.Г. Мосин. Прерафаэлизм. Иллюстрированная энциклопедия. Санкт-Петербург, ООО СЗКЭО «Кристалл», Москва, «Оникс». .2006 г. – Стр.95-96. 2. Lucinda Hawksley - Essential Pre-Rafaelites, Parragon Book, 2003 г. – Стр.28-29, 38-39.
Перси Бейт. Прерафаэлиты. Пер. с первого англ. издания 1901 года Ю. Кулишенко.
Москва, Издательство ЭКСМО, 2019 г. – Стр. 125, 129-130.
Ответ на комментарий Алла_Студентова #Алла_Студентова, Дорогая Алла, спасибо за поздравление. Никогда не думал, что доживу до стольких лет. Отец умер в 63 года, мама - в 72.