• Авторизация


АНГЛИЙСКИЙ ХУДОЖНИК СИДНЕЙ ГАРОЛЬД МЕТЕЯРД / SIDNEY HAROLD METEYARD (1868-1947), ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ ПРЕРАФАЭЛИТОВ 17-06-2025 20:00 к комментариям - к полной версии - понравилось!


1908 Автопортрет (486x700, 81Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Автопортрет. 1908 г.

Сидней Гарольд Метеярд (1868-1947) - английский плодовитый художник и дизайнер витражей. Метеярд учился у Э.Р. Тейлора в Бирмингемской школе искусств, а в 1886 году стал её преподавателем в течение 45 лет. На него оказал большое влияние Эдвард Бёрн-Джонс (1833–1898), с которым он познакомился в школе. И во многих его работах присутствует та же лёгкая задумчивость и склонность к символическим или мифологическим темам. Он был чрезвычайно разносторонним художником, создавал витражи и иллюстрированные книги, в том числе издание «Золотой легенды» Генри Лонгфелло, а также иллюстрировал почётные списки, украшал эмалевые таблички и расписывал алтари. В последние годы Сидней Метеярд начал терять зрение и за год до смерти практически ослеп. Художник умер в местечке Кукхилл, графство Вустершир, 4 апреля 1947 года в возрасте 78 лет и был похоронен на кладбище Брандвуд-Энд в Бирмингеме после службы в церкви Святого Павла в Кукхилле.

Birmingham School of Art. (700x525, 194Kb)
Бирмингемская школа искусств.

Сидней Гарольд Метеярд (англ. Sidney Harold Meteyard) родился 2 ноября 1868 года в Сторбридже, Западный Мидленд. Его отцом был Освальд Джордж Метиард (ум. 4 мая 1906 года), а матерью - Эмма Мария Метиард, урождённая Ратленд (1838–1925). Сидней учился в Бирмингемской школе искусств у Эдварда Тейлора (1838-1912), где впоследствии в течение 45 лет (начиная с 1886 года) преподавал различные ремесла (в том числе техники эмали и витража, в которых сам много и плодотворно работал вместе с женой), заслужив репутацию доброго и понимающего педагога.
1896 The Magdalene 2 (291x700, 99Kb)1896 The Magdalene (221x700, 78Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Святая Магдалина. 1896 г.

1895 Вечер. Х, м. 69 x 29 дюймов. Сотбис Л-н 1979 г. (294x700, 62Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Вечер. 1895 г.
Холст, масло. 175,3 х 73,7 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 1979 г.

1900 Психея у ворот Купидона. Psyche at Cupid's Gate. Peter Nahum At The Leicester Galleries (266x700, 83Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Психея у ворот Купидона. 1900 г.
Холст, масло. Питер Нахум в галерее Лестера, Мейфэр, Лондон.
Надпись по-английски внизу картины:
«Но дрожа, пока надеясь, она пробиралась в маленькую дверь под стеной».

1901 Надежда, утешающая любовь в рабстве. Х, м. Музеи и худож галерея Бирмингема (700x682, 215Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Надежда, утешающая Любовь в оковах. 1901 г. Холст, масло. 104,2 х 109,2 см.
Музеи и художественная галерея Бирмингема.

1901 Надежда, утешающая любовь в рабстве. Х, м. Музеи и худож галерея Фрагмент (700x672, 133Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Надежда, утешающая Любовь в оковах. Фрагмент (1). 1901 г. Холст, масло.
Музеи и художественная галерея Бирмингема.

1901 Надежда, утешающая любовь в рабстве. Х, м. Музеи и худож галерея Фрагмент 2 (700x672, 148Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Надежда, утешающая Любовь в оковах. Фрагмент (2). 1901 г. Холст, масло.
Музеи и художественная галерея Бирмингема.

1904 Святой Георгий и убитый дракон. Х, м. 110 x 112 cms (693x700, 221Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Святой Георгий и поверженный дракон. 1904 г. Холст, масло. 110,5 x 112,5 см.
Частное собрание.

1904 Святой Георгий и убитый дракон. Х, м. 110 x 112 cm. Фрагм (700x700, 152Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Святой Георгий и поверженный дракон. Фрагмент. 1904 г. Холст, масло.
Частное собрание.

1888 Автопортрет в возрасте 20 лет. self-portrait. Х, м. 41 x 31 cm. ЧС (500x700, 62Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Автопортрет в возрасте 20 лет. 1888 г.

Сидней Метиард был ведущим членом Бирмингемской группы - кружка молодых художников, возникшего в 1880-х годах как местное ответвление прерафаэлитского движения. Как и многие члены группы, он учился у Эдварда Тейлора в Муниципальной школе искусств. Он также участвовал в создании фресок, которые они расписывали в ратуше Бирмингема (около 1890 года), и в двух их проектах по созданию иллюстраций: «Книга иллюстрированных рождественских гимнов» (1893) и «Поиск» (1894–1896).

1905 Венера и Адонис (Марс). Х, м. 105.5 x 110.5 cm. Сотбис Л-н 1979 г. (700x670, 215Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Венера и Адонис (Венера и Марс). 1905 г. Холст, масло. 105,5 x 110,5 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 1979 г.

1905 The Lady of Shalott. Выставка в ;орол акад. (225x700, 69Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Леди Шалотт. 1905 г. Холст, масло.
Выставка в Королевской академии художеств. «Леди Шалотт» - лирическая баллада английского
поэта XIX века Альфреда Теннисона и одно из его самых известных произведений.
В сети эта картина ошибочно приписывается художнице Анне Ли Мерритт (1844-1930, Anna Lea Merritt)
«Любовь заперта» (Love Locked Out) 1889 года из Галереи Тейт.

1889 Love Locked Out (От любви покоя нет) х м 115,6 x 64,1 cm. Гал Тейт, Лондон (392x700, 117Kb)
Анна Ли Мерритт (1844-1930). Любовь заперта (Love Locked Out). 1889 г.
Холст, масло. 115,6 x 64,1 см. Галерея Тейт, Лондон.

1907 Тристан и Изольда. Бум, акв, гуашь, темпера. 53 х 61 см. ЧС (619x700, 210Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Тристан и Изольда. 1907 г. Бумага, акварель, гуашь, темпера.
53 х 61 см. Частное собрание.

1900 Любовь в праздности, или Икар (Эрос) Х, м. 87,6 x 106 см. ЧС (700x571, 228Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Эрос, Любовь в праздности, или Икар. 1908 г. Холст, масло. 87,6 x 106 см.
Частное собрание.

1913 Меня уже тошнит от этих теней, - сказала Леди из Шаллота. Х, м. 30 x 45 inches. Фонд прерафаэлитов, Вулверхэмптон, (700x476, 121Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). «Меня уже тошнит от этих теней», - сказала Леди Шалотт. 1913 г.
Холст, масло. 76,2 х 114,3 см. Фонд прерафаэлитов, Вулверхэмптон.

Этот сюжет привлекал прерафаэлитов, которые часто изображали эмоциональные пиковые моменты. Метеярд же выбрал момент полного эмоционального опустошения. Его Леди Шалотт мертва внутри, а сон лишь отражает это, не принося покоя.
Эта картина была признана «худшим проявлением анемии» в обзоре Королевской академии Daily Mirror за 1913 год. Сюжет взят опять из стихотворений популярного среди прерафаэлитов поэта лорда Альфреда Теннисона. Это олна из первых и других картин Метеярда, которые все такие яркие и красивые.
Леди Шалотт была проклята и заточена в замке, наблюдая за жизнью через бойницы. Она коротала время, вышивая сцены, которые видела за окном. Между Шалотт и Камелотом было озеро, где влюбленные искали уединение. В лунном свете девушка видела лишь тени своих чувств. Она решила выйти из тюрьмы и села в лодку, направляясь к Камелоту. Утром горожане нашли ее бледное мертвое тело в лодке, плывущей мимо причала.

1913 Пусть удача сопутствует тебе, песня, ибо в день твоего рождения феи танцевали у очага (Илл к стих. Джон Мильтон) Б, акв, гуашь. 30,5 x 19,7 см. ЧС (460x700, 157Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). «Пусть удача сопутствует тебе, песня, ибо в день твоего рождения феи танцевали у очага». Иллюстрация к стихотворению Джона Мильтона «Упражнения на каникулах». 1913 г. Б, акв, гуашь. 30,5 x 19,7 см. Частное собрание.

1913 Задумчивый il_penseroso_1913 (492x700, 89Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Мыслитель (Penseroso). Иллюстрация
к поэме Джона Мильтона «Потерянный рай». 1913 г.

1913 PElleas And Melisande. Б, акв, гуашь. 38 x 98 см. Peter Nahum At The Leicester Galleries. (259x700, 74Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Пеллеас и Мелисанда. 1913 г.
Бумага, акварель, гуашь. 38 x 98 см.
Питер Нахум в галерее Лестера, Мейфэр, Лондон.

В 1886 году Сидней Метеярд стал преподавателем в Школе искусств, где обучал эмалированию, лепке, работе с кожей и другим ремеслам. Сам он, помимо написания картин, был плодовитым дизайнером витражей, выполнял алтарные работы в Бордсли (1916) и Саутпорте (1921), украшал почетные списки, изготавливал эмалевые таблички (часто в сотрудничестве со своей женой и бывшей ученицей Кейт Иди) и самостоятельно иллюстрировал еще две книги, «Золотую легенду» Генри Лонгфелло (1910) и «День с Джоном Милтоном» Мэй Байрон (1913).

0001 the 1st Edition of The Golden Legend (397x520, 100Kb)0 Title page for The Golden Legend, printed with gold ink. 1910 (2) (400x520, 105Kb)
Генри Лонгфелло. Золотая легенда, Обложка и иллюстрации Сидней Метеярд. Издательство Hodder & Stoughton, Лондон, 1910 г. Обложка отпечатана с позолотой и титульный лист.

Стихотворение Генри Лонгфелло «Золотая легенда» опубликовано в 1851 году. В прологе изображена буря, бушующая вокруг Страсбургского собора, когда Люцифер и его воздушные духи пытаются сорвать крест со шпиля, но их прогоняет звон колоколов. Эта неудача предвещает окончательное поражение Люцифера.
В первой части принц Генрих Гогенекский в своём замке Ваутсберг на Рейне подвергается искушению Люцифера. Генрих поражён странной болезнью, и знаменитые врачи Салерно сказали ему, что единственное лекарство - это кровь девушки, которая по собственной воле согласится умереть ради него. Полагая это маловероятным, он впадает в отчаяние и позволяет Люциферу, переодетому странствующим лекарем, напоить его алкоголем в такой степени, что он лишается своего положения в обществе и власти правителя и становится изгоем.

1 Благовещение. Мария у колодца (700x574, 270Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Благовещение. Мария у колодца. Иллюстрация к «Золотой легенде»
Г. Лонгфелло. 1910 г.

1 Благовещение. Мария у колодца. Деталь. (597x700, 135Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Благовещение. Мария у колодца. Фрагмент.
Иллюстрация к «Золотой легенде» Г. Лонгфелло. 1910 г.

2 Люцифер и его ангелы (431x700, 156Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Люцифер и его ангелы.
Иллюстрация к «Золотой легенде» Г. Лонгфелло. 1910 г.

3 Люцифер и принц Генри (553x700, 62Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Люцифер и принц Генри. Иллюстрация к «Золотой легенде»
Г. Лонгфелло. 1910 г.

4 Принц и Элси в саду (398x700, 107Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Принц и Элси в саду.
Иллюстрация к «Золотой легенде» Г. Лонгфелло. 1910 г.

5 Elsie's Prayer (614x700, 144Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Молитва Элси. Иллюстрация к «Золотой легенде»
Г. Лонгфелло. 1910 г.

Сидней Метеярд выставлялся в Королевском бирмингемском обществе художников (член-корреспондент с 1902 года, член с 1909 года, позже секретарь), а также сотрудничал с Королевской академией (1900–1918), Новой галереей, Ливерпульскими осенними выставками и Парижским салоном. О самом художнике известно слишком мало. Он продолжал преподавать в Школе искусств до 1933 года, когда вышел на пенсию, и, в отличие от других членов группы - Пейнов, Гересов и Гаскинов, которые в разное время уехали колонизировать Котсуолдс, - никогда не покидал Бирмингем. Он умер в Алчестере в Страстную пятницу 1947 года.

6 Люцифер, летящий над городом (700x436, 156Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Люцифер, летящий над городом. Иллюстрация к «Золотой легенде»
Г. Лонгфелло. 1910 г.

Во второй части принц Генрих находит убежище в доме одной из своих вассалок, Урсулы, чья дочь Элси, проникшись к нему большим сочувствием, узнав о лекарстве от его болезни, предлагает себя в жертву, несмотря на опасения матери. Элси надеется, что, отдав свою жизнь за Генриха, она станет ближе к Христу. Элси и Генрих отправляются в Салерно.
В третьей части Элси и Генри едут в Салерно, хотя Генри тревожит судьба, которая ждёт Элси. Они проезжают мимо группы паломников, к которой присоединяется монах, на самом деле являющийся переодетым Люцифером. Люцифер злорадствует над судьбой Элси, а Элси и Генри находят утешение друг в друге.

7 Вестник тайны (The Herald of the Mystery) (329x700, 107Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Вестник тайны (The Herald of the Mystery).
Иллюстрация к «Золотой легенде» Г. Лонгфелло. 1910 г.

8 Поклонение волхвов (Мудрецы Востока) (488x700, 66Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Поклонение волхвов (Мудрецы Востока).
Иллюстрация к «Золотой легенде» Г. Лонгфелло. 1910 г.

9 Herod ИРОД  Если бы я был мертв! (432x700, 123Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Ирод: «Если бы я был мертв! Если бы я был мертв!».
Иллюстрация к «Золотой легенде» Г. Лонгфелло. 1910 г.

10 Барбаросса (418x700, 106Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Барбаросса. Иллюстрация
к «Золотой легенде» Г. Лонгфелло. 1910 г.

11 Friar Claus (700x699, 212Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Монах Клаус: «О, восхитительный напиток, о, причиняющий боль». Иллюстрация
к «Золотой легенде» Г. Лонгфелло. 1910 г. Б, кар, синие чернила, акв. 28х28 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2014 г.
Лот продан за GBP 375 фунтов.

12 Скрипторий (527x700, 165Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Скрипторий. Иллюстрация к «Золотой легенде»
Г. Лонгфелло. 1910 г.

13 Аббат Эрнестус (480x700, 153Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Аббат Эрнестус. Иллюстрация
к «Золотой легенде» Г. Лонгфелло. 1910 г.

14 Леди Ирмиргард (308x700, 84Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Леди Ирмингард.
Иллюстрация к «Золотой легенде» Г. Лонгфелло. 1910 г.

Ирмингард и ее отец (2) (700x511, 152Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Ирмингард и ее отец. Иллюстрация к «Золотой легенде»
Г. Лонгфелло. 1910 г.

Хотя на Бирмингемскую группу в целом сильно повлияли прерафаэлиты, они были в особом долгу перед Эдвардом Бёрн-Джонсом, уроженцем Бирмингема, который в 1885 году стал президентом Королевской академии художеств и проявлял большой интерес как к работе Школы искусств, так и к развитию новой Городской художественной галереи. Никто не ощущал влияние Бёрн-Джонса сильнее, чем Метиард. Вероятно, он лично познакомился с Бёрн-Джонсом, когда тот приезжал в художественную школу, чтобы давать неформальные уроки, и, безусловно, был глубоко впечатлён великолепными произведениями искусства мастера, которые можно было увидеть в Бирмингеме: четырьмя огромными витражами, установленными в соборе в 1885–1897 годах, и не менее гигантской акварелью «Вифлеемская звезда», заказанной корпорацией для художественной галереи и завершённой в 1891 году. Интеллектуальный, формализованный стиль этих поздних работ неизменно находит отклик у Метийара, проявляясь в его витражах, эмалях и других декоративных произведениях, а также в его станковой живописи.

15 Irmingard and Walter (511x700, 213Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Ирмингард и Вальтер. Иллюстрация к «Золотой легенде»
Г. Лонгфелло. 1910 г.

В четвёртой части пара прибывает в Салерно, где Люцифер вновь появляется в образе монаха Анджело, врача из медицинской школы. Несмотря на сопротивление Принца, который теперь заявляет, что намеревался лишь проверить её преданность, Элси остаётся непреклонной в своём решении умереть за него. Люцифер планирует забрать душу Элси себе, а не позволить ей вознестись на Небеса. Он затаскивает Элси во внутренние покои, но в последнюю минуту Генри выламывает дверь и спасает её от «доктора» и вечного проклятия.
В пятой части лесничий сообщает встревоженной Урсуле, что её дочь жива. Чудесным образом исцелившись, принц Генрих женится на Элси и возвращается на своё законное место. В финальной сцене Генрих и Элси вечером в день своей свадьбы. Эпилог содержит мораль и объясняет, что болезнь принца Генриха была излечена любовью. Преданность Элси сравнивают с течением горного ручья, который охлаждает и орошает засушливую равнину.

16 Пляска смерти (1) (435x700, 108Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Пляска смерти (1). Иллюстрация
к «Золотой легенде» Г. Лонгфелло. 1910 г.

17 Пляска смерти (2) (435x700, 115Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Пляска смерти (2). Иллюстрация
к «Золотой легенде» Г. Лонгфелло. 1910 г.

18 Святая Екатерина 1 (700x469, 162Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Святая Екатерина. Иллюстрация к «Золотой легенде» Г. Лонгфелло. 1910 г.

19 Принц Генри, Элси и Люцифер (490x700, 60Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Принц Генри, Элси и Люцифер.
Иллюстрация к «Золотой легенде» Г. Лонгфелло. 1910 г.

20 Возвращение Элси (1) (492x700, 176Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Возвращение Элси. Иллюстрация
к «Золотой легенде» Г. Лонгфелло. 1910 г.

21 Шарлемань и мертвая Фастрада (700x487, 156Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Шарлемань и мертвая Фастрада. Иллюстрация к «Золотой легенде»
Г. Лонгфелло. 1910 г.

22 Принц и Элси на террасе The Prince and Elsie (700x434, 47Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Принц и Элси на террасе. Иллюстрация к «Золотой легенде»
Г. Лонгфелло. 1910 г.

23 Ангелы записывающие (302x700, 81Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Ангелы записывающие.
Иллюстрация к «Золотой легенде» Г. Лонгфелло. 1910 г.


«Золотая легенда» Сидней Метеярд

Их никогда не было много: за 18 лет в Королевской академии было выставлено не более 15, и сегодня известна лишь горстка из них. Наиболее доступной является картина Метеярда «Надежда, утешающая Любовь в оковах» (Бирмингемская художественная галерея), которая была выставлена в Королевской академии в 1901 году, хотя два прекрасных образца из частных коллекций, «Святой Георгий и поверженный дракон» (1904) и «Меня уже тошнит от этих теней» (1913), иллюстрация к «Леди Шалотт» Теннисона, были включены в выставку «Последние романтики» в Барбикане в 1989 году. В последние годы аукцион Christie’s продавал только две картины маслом работы Метеярда: уже упомянутый «Святой Георгий» и «Любовь в праздности» (1908).

1915 Святая Цецилия. (700x624, 217Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Святая Цецилия. 1915 г. Холст, масло. 78,1 x 91,4 см. (рама).
Аукцион Christie’s, Лондон, 2004 г. Лот продан за GBP 59.750 фунтов.

На картине изображена хорошо известная история Святой Цецилии, покровительницы музыки, которую поэт Альфред Теннисон упоминает в своём стихотворении «Дворец искусства». Однако это вряд ли имеет большое значение, поскольку художники обращались к этой теме ещё со времён Ренессанса. На самом деле она была тесно связана с академической традицией, и на ум сразу приходят работы Рафаэля, Доменикино и Рейнольдса. Несмотря на то, что прерафаэлиты были против этого обычая, они не отвергали его. Скорее наоборот: Россетти дал ему характерную причудливую интерпретацию в иллюстрации к «Дворцу искусства» в знаменитом издании «Моксон Теннисон» 1857 года. Бёрн-Джонс часто обращался к этой теме в контексте витражей, и по крайней мере один из своих эскизов он воплотил в станковой картине.

1915 Святая Цецилия. Х, м. 78.1 x 91.4 cm. Кристис Л-н 2004. Прод GBP 59,750 фунтов. (700x610, 214Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Святая Цецилия. 1915 г. Холст, масло. 78,1 x 91,4 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2004 г. Лот продан за GBP 59.750 фунтов.

1947 ++ до. Пенелопа за ткацким станком. АТТР. Х, м.  99.1 x 66 cm. Кристис Л-н  2018. Прод 43.750 фунтов (464x700, 147Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947), атрибуция. Пенелопа за ткацким станком. До 1947 г.
Холст, масло. 99,1 x 66 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2018 г.
Лот продан за GBP 43.750 фунтов.

Эта недавно обнаруженная картина, хотя и не подписана, имеет много общего по стилю и тематике с некоторыми известными работами бирмингемского художника Сиднея Гарольда Метиарда. Картина, изображающая историю Пенелопы из «Одиссеи» Гомера, фокусируется на самой Пенелопе, её ткацком станке и ионийском пейзаже за ним. На горизонте виднеется небольшой флот, намекающий на возвращение Одиссея, а пламя, горящее в левом верхнем углу картины, символизирует неизменную верность Пенелопы. Маки в левом нижнем углу - это символ памяти о её утраченной любви, а также источник опиума, который помогает Пенелопе забыть о своём горе из-за его долгого отсутствия. Их присутствие также может быть шутливой отсылкой к имени Поппи, которое иногда используется как прозвище Пенелопы.

Песочные часы. Х, м. 46 x 30,5 см. ЧС (463x700, 82Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Песочные часы. Холст, масло. 46 x 30,5 см.
Частное собрание.

Сивилла (в раме). Бум, красн. мел. 34.3 x 22.3 cm. Кристис Л-н 2008. Прод 16.250 фунтов (547x700, 239Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Сивилла. Бумага, красный мел. 34,3 x 22,3 см. (рама).
Аукцион Christie’s, Лондон, 2008 г. Лот продан за GBP 16.250 фунтов.

Сивилла (в раме). Фрагмент (437x700, 129Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Сивилла. Фрагмент. Бумага, красный мел.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2008 г. Лот продан за GBP 16.250 фунтов.

Портрет молодой женщины. Х, м. 43 x 33 см. ЧС (525x700, 119Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Портрет молодой женщины. Холст, масло. 43 x 33 см.
Частное собрание.

Лесная нимфа. Х, м. 102.2 x 48.3 cm ЧС (322x700, 109Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Лесная нимфа.
Холст, масло. 102,2 x 48,3 см.
Частное собрание.

Возвращение Орфея. Х, м. 103 х 45,8 см. Кристис Л-н 2022. Эстим 200.000-300.000 фунтов (308x700, 131Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Возвращение Орфея. Холст, масло. 103 х 45,8 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2022 г. Эстимейт GBP 200.000 - 300.000 фунтов.

Кончина Артура. Бум, акв, гуашь, кар. 43.2 x 25.3 cm. Кристис Л-н 1999. Прод 12 650 фунтов (427x700, 156Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Кончина Артура. Бумага, акварель, гуашь, карандаш.
43,2 x 25,3 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 1999 г. Лот продан за GBP 12.650 фунтов.

Рыцарь из легенд о короле Артуре. Х, м. 54,5 x 19 см. Кристис Л-н 2016. 6,875 фунтов (244x700, 60Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Рыцарь из легенд о короле Артуре.
Холст, масло. 54,5 x 19 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2016 г.
Лот продан за GBP 6.875 фунтов.

Есть ещё одна связь картины «Меня уже тошнит от этих теней» (1913) с тем, что картина вызывает ассоциации с Теннисоном, поскольку на ней изображена хорошо известная история святой Цецилии, покровительницы музыки, которую Теннисон упоминает в своём стихотворении «Дворец искусства». Однако это вряд ли имеет большое значение, поскольку художники обращались к этой теме ещё со времён Ренессанса. На самом деле она была тесно связана с академической традицией, и на ум сразу приходят работы Рафаэля, Доменикино и Рейнольдса. Несмотря на то, что прерафаэлиты были против этого обычая, они не отвергали его. Скорее наоборот: Россетти дал ему характерную причудливую интерпретацию в иллюстрации к «Дворцу искусства» в знаменитом издании «Моксон Теннисон» 1857 года. Бёрн-Джонс часто обращался к этой теме в контексте витражей, и по крайней мере один из этих эскизов он воплотил в станковой картине. Пышный и эклектичный портрет Дж. У. Уотерхауса, прославившийся рекордной ценой, которую он выручил при продаже в июне 2000 года, был выставлен в Королевской академии в 1895 году. Существуют версии Дж. М. Страдвика, Э. Р. Фрэмптона и других представителей позднего прерафаэлитского направления.

Церковь Святого Эдуардa, (700x525, 194Kb)
Церковь Святого Эдуардa, город Стоу-он-Уолд, графство Глостершир.

С этой церкви Святого Эдуарда в небольшом городке Стоу-он-Уолд (Stow-on-the-Wold) с населением всего около 2000 человек в графстве Глостершир началась карьера витражиста Сиднея Метеярда, по эскизам которого в этой церкви было установлено несколько окон-витражей, которые изготовили в компании Морррис & Co в 1921 году. Из более недавних исторических сведений: в этой церкви в 2002 году состоялись похороны бас-гитариста известной британской рок-групп «The Who» Джона Энтвистла (1944-2002), моего ровесника.

1921 One of 2 north clerestory windows, . Церковь Св. Эдуарда, Стоу-он-Волд. designed by Sidney Mete…  Flickr 1 — копия (541x700, 194Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Милосердие и Надежда. Одно из двух окон северного
верхнего этажа. Церковь Святого Эдуарда, Стоу-он-Волд, Глостершир. 1921 г.

1921 One of 2 north clerestory windows, . Церковь Св. Эдуарда, Стоу-он-Волд. designed by Sidney Mete…  Flickr 2 — копия (571x700, 189Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Вера и Мир. Одно из двух окон северного верхнего этажа.
Церковь Святого Эдуарда, Стоу-он-Волд, Глостершир. 1921 г.

1921 Витраж в Церкви Св. Эдуарда, Стоу-он-Уолд, Глостершир. Вера и Мир (375x700, 129Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Милосердие. Фрагмент (1) витража
«Милосердие и Надежда». Церковь Св. Эдуарда, Стоу-он-Волд, Глостершир. 1921 г.

1921 Витраж в Церкви Св. Эдуарда, Стоу-он-Уолд, Глостершир. Вера и Мир. Фрагмент (700x521, 163Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Милосердие. Фрагмент (2) витража «Милосердие и Надежда».
Церковь Св. Эдуарда, Стоу-он-Волд, Глостершир. 1921 г.

1921 Stow on the Wold, Gloucestershire (2) Милосердие и Надежда (487x700, 154Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Надежда. Фрагмент витража «Милосердие и Надежда».
Церковь Св. Эдуарда, Стоу-он-Волд, Глостершир. 1921 г.

1921 Stow-on-the-Wold, Gloucestershire (286x700, 102Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Вера. Фрагмент витража «Вера и Мир».
Церковь Святого Эдуарда, Стоу-он-Волд, Глостершир. 1921 г.

1921 Stow on the Wold, Gloucestershire (1) (535x700, 160Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Мир. Фрагмент витража «Вера и Мир».
Церковь Святого Эдуарда, Стоу-он-Волд, Глостершир. 1921 г.

Сиднея Метеярда часто называют учеником Эдварда Бёрн-Джонса, но это влияние больше заметно в выборе сюжетов Метиардом, чем в исполнении его работ. Метиард жил в Бирмингеме и в период с 1898 по 1937 год выставил более шестидесяти работ в Бирмингемском обществе художников. В 1930-х годах он стал вице-президентом общества, а в 1940-х — почётным секретарём. Несмотря на то, что Метиард преподавал, учился и работал вместе с другими художниками из Бирмингемской группы, его стиль заметно отличается от большинства других художников из этого круга, за исключением Луиса Фэрфакса Макли (с которым он был связан браком с его первой женой) и ученицы Метиарда и его второй жены, художницы-эмальера Кейт Иди, которая сотрудничала с ним в работе над витражами и часто позировала ему.
Церковь Св. Уинифреда (700x466, 44Kb)
Церковь Святого Уинифреда была построена в поместье Уэлбек в 1913-1916 годах для герцога Портлендского по проекту Д. Макинтайра, одобренному архитектором Луисом Эмблером.
В этой церкви Сидней Метеярд в 1933 году продолжил свою карьеру художника-витражиста. Ему принадлежат три окна в апсиде с изображением Иисуса Христа и Святых Андрея и Георгия.

1. На северном окне изображён святой Андрей. (217x700, 41Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947).
На северном окне изображён Святой Андрей.
Церковь Святого Уинифреда, Уэлбек. 1933 г.

2 На среднем окне изображён Христос. (252x700, 46Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947).
На среднем окне изображён Христос.
Церковь Святого Уинифреда, Уэлбек. 1933 г.

3 На южном окне изображён Святой Георгий. (217x700, 43Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947).
На южном окне изображён Святой Георгий.
Церковь Святого Уинифреда, Уэлбек. 1933 г.

1933 West Window, Cookhill, (525x700, 184Kb)
Сидней Метеярд (1868–1947). Мемориальное окно Уильяму Форстеру и его семье
в церкви Святого Павла, Кукхилл. 1933 г.
В том же 1933 году Сидней Метеярд разработал мемориальное окно в память об Уильяме Форстере
и его жене Саре Энн, их дочери Кэтлин Мэри и сестре Мэри Энн Угнан.

1933 Forster_Window_Upper_Detail_(1799128255) (700x378, 85Kb)
Сидней Метеярд (1868–1947). Фрагмент мемориального окна, посвященного Уильяму Форстеру
и его семье в церкви Святого Павла, Кукхилл. 1933 г.

1933 Его здесь нет, ибо Он воскрес. Витраж в память о Кукхилле в соборе Святого Павла, (490x700, 198Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). «Его здесь нет, ибо Он воскрес». Витраж в соборе
Святого Павла в Кукхилле. 1933 г.

Великолепное западное окно в церкви Святого Павла в Кукхилле, самое большое и прекрасное в церкви, работа художника из Бирмингема Сиднея Метейярда, установлено в 1933 году. Окно посвящено четырем членам семьи Форстер и изображает Марию Магдалину у Гроба Христа, которых встречает ангел, возвещающий им о воскресении Христа. По обе стороны стоят архангелы Гавриил и Михаил.

1933 окно в церкви Святого Павла в Кукхилле, Фрагмент. Мария (слева) (532x700, 170Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Мария Магдалина (слева). Фрагмент окна, посвященного
четырем членам семьи Форстер в церкви Святого Павла в Кукхилле. 1933 г.

1933 окно в церкви Святого Павла в Кукхилле, Фрагмент. Архангел Гавриил (слева за спиной) (525x700, 161Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Архангел Гавриил (слева за Марией Магдалиной).
Фрагмент окна, посвященного четырем членам семьи Форстер в церкви
Святого Павла в Кукхилле. 1933 г.

1933 окно в церкви Святого Павла в Кукхилле, Фрагмент 2. Архангел Михаил (справа) (525x700, 167Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Архангел Михаил (справа). Фрагмент окна,
посвященного четырем членам семьи Форстер в церкви Святого Павла
в Кукхилле. 1933 г.

1933 West Window, Cookhill,  Фрагмент 1 крайний слева (525x700, 111Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Фрагмент (крайний слева). Мемориальное окно
Уильяму Форстеру и его семье в церкви Святого Павла, Кукхилл. 1933 г.

1933 West Window, Cookhill,  Фрагмент 2 крайний справа (523x700, 102Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Фрагмент (крайний справа). Мемориальное окно
Уильяму Форстеру и его семье в церкви Святого Павла, Кукхилл. 1933 г.

Церковь Буртон-он-Хилл посвящена святому Лаврентию. (700x525, 138Kb)
Церковь Буртон-он-Хилл в Глостершире, посвященная Святому Лаврентию.
Англиканская церковь Святого Лаврентия в Буртон-он-зе-Хилл в округе Котсуолд графства Глостершир, Англия, была построена в XII веке. Это памятник архитектуры I степени.

Продолжим наши изыскания о позднем творчестве Сиднея Метеярда, когда он продожил свои витражные конструкции, но не забывал и станковую живопись. В 1935 году ог создал замечательный триптих «Благовещение» для церкви Буртон-он-зе-Хилл в округе Котсуолд графства Глостершир. При этом надо учитывать, что художник отличался редкой скромностью и отсутствием амбиций и до конца дней продолжал жить в окрестностях Бирмингема. В последние годы жизни Метеярд начал терять зрение и за год до смерти практически ослеп.

1935 Bourton-on-the-Hill, Gloucestershire (3) (700x417, 163Kb)
Сидней Метеярд (1868–1947). Триптих «Благовещение».1935 г. Панель, масло. Церковь Буртон-он-зе-Хилл
в округе Котсуолд графства Глостершир.

1935 Bourton-on-the-Hill, Gloucestershire (700x463, 151Kb)
Сидней Метеярд (1868–1947). Центральная панель. Фрагмент. Триптих «Благовещение». 1935 г.
Панель, масло. Церковь Буртон-он-зе-Хилл в округе Котсуолд графства Глостершир.

1935 The Annunciation. St. Gabriel... Bourton-on-the-Hill Church, Gloucestershire (577x700, 198Kb)
Сидней Метеярд (1868–1947). Правая панель. Триптих «Благовещение». 1935 г.
Панель, масло. Церковь Буртон-он-зе-Хилл в округе Котсуолд графства Глостершир.

1935 The Annunciation. St. Gabriel... Bourton-on-the-Hill Church, Gloucestershire (2) (376x700, 139Kb)
Сидней Метеярд (1868–1947). Левая панель. Триптих «Благовещение».1935 г.
Панель, масло. Церковь Буртон-он-зе-Хилл в округе Котсуолд графства Глостершир.

1936 1 Благовещение - Витраж. Церковь Св. Ботольфа, Фарнборо, Уорикшир (393x700, 125Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Благовещение. Витраж.
Церковь Святого Ботольфа, Фарнборо, Уорикшир. 1936 г.

1936 Благовещение - Витраж. Церковь Св. Ботольфа, Фарнборо, Уорикшир. Фрагмент 1 (700x525, 214Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Благовещение. Фрагмент витража. Церковь Святого Ботольфа,
Фарнборо, Уорикшир. 1936 г.

1936 Благовещение - Витраж. Церковь Св. Ботольфа, Фарнборо, Уорикшир. Фрагмент 2 (393x700, 167Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Благовещение. Левый фрагмент витража.
Церковь Святого Ботольфа, Фарнборо, Уорикшир. Надпись вверху витража гласит:
«Hail Thou That Art Highly Favoured» (Приветствую Тебя, Высокоблагодатный). 1936 г.

1936 Благовещение - Витраж. Церковь Св. Ботольфа, Фарнборо, Уорикшир. Фрагмент 3 (466x700, 152Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Благовещение. Правый фрагмент витража.
Церковь Святого Ботольфа, Фарнборо, Уорикшир. 1936 г.

1939 The Meteyard Window, St Mary's Church, Moseley. Северное крыльцо, два светильника и ажур, (524x700, 129Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Витраж Метеярда, церковь Святой Марии, Мосли.
Северное крыльцо, два светильника и ажур. 1939 г.

Витражи Метеярда также находятся в церкви Св. Албана и Св. Патрика в Хайгейте, 1926 год. Сидни нарисовал запрестольный образ с изображением распятия для церкви Св. Освальда. Он также отвечал за два светильника и ажур в церкви Св. Марии в Мосли: Северное крыльцо, два светильника и ажур, 1939 год.

1922 Нора Иди (1922) Сидни Метиард (584x700, 103Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Портрет Кейт Иди. 1922 г.

Современники описывали Сиднея Метеярда, как очень застенчивого человека. В первый раз Сидни женился в 1892 году на Лиззи Саре Уилкс Фэрфакс Макли (в аристократических семьях имена и фамилии детей могли включать имена родителей и более старших родственников и фамилии 2-3 поколений, которыми родители хотели бы гордиться). Они проживут вместе 47 лет, до смерти Лиззи в 1939 году. А в 1940 году Метеярд, в возрасте 72 лет, женился на Кейт Иди, бывшей студентке Школы искусств Бирмингема и модели его картин. Ее отец был известным ювелиром, производившим лиможские эмали на основе картин Эдварда Бёрн-Джонса. Она также была членом Королевской Бирмингемской школы искусств. Сидней и Кейт много работали вместе над созданием витражей задолго до смерти первой жены Лиззи.
1939 после. Жасмин. Моделью для этого рисунка была его жена Кейт Иди» Бум, кар. Д=27,5 см. Гал Маас, Л-н (700x700, 140Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Жасмин. Моделью для этого рисунка была его жена Кейт Иди.
Бумага, карандаш. D = 27,5 см. Галерея Маас, Лондон.

Кейт Мюриэл Мейсон Иди родилась 4 мая 1878 года (в 2028 году ей исполнится 150 лет) в Харборне, на юго-западе Бирмингема. В 1881 году семья Иди жила на Спрингфилд-стрит, сейчас там современное жильё из-за бомбардировок Бирмингема в 1940–1941 годах. Её отец, Ричард, был гравёром и нанимал ещё шесть человек. В семье жила горничная, это означает, что у них действительно все было очень хорошо, и хотя Кейт была их первенцем, она недолго оставалась одна, за ней быстро последовали еще четыре сестры и братик. Фанни София Мейсон Иди, мать всех детей, трудилась над этим почти 20 лет. Ей удалось не умереть при родах и не сойти с ума от истощения после рождения восьмервх детей. Семья процветала: к началу XX века Ричард сменил профессию гравёра на должность агента по продаже оборудования, а к 1911 году стал торговцем металлами. Как оказалось, его дочь разделяла его любовь к металлам, хотя и выражала её немного по-другому. Она стала ювелиром и создала целую коллекцию украшений. В 1915 году она была избрана членом Королевского Бирмингемского общества художников, с которым она выставила витрину с драгоценностями в 1908-1909 годах, крест для процессии в 1909 году и еще одну витрину с драгоценностями в 1911 году. Также считается, что Кейт была моделью для женских фигур Метеярда. С 1915 года Кейт и Сидней по очевидным причинам делили студию в здании Мидлендс на Нью-стрит в Бирмингеме.

1939 Кейт Или. Ювелир украш. (1) (700x525, 92Kb)
Кейт М. Иди (1878-1945). Серебряное ожерелье с аквамарином (без даты)

1939 Кейт Или. Ювелир украш. (2) (508x700, 56Kb)
Кейт М. Иди (1878-1945). Ожерелье с лунным камнем и жемчугом (без даты)

1939 Кейт Иди mariana 1904 (700x700, 143Kb)
Кейт М. Иди (1878-1945). Марианна. 1904 г.

Примечательно, что Метеярда похоронят в 1947 году на кладбище Брэндвуд-Энд, недалеко от витражного окна собора Святого Павла в Кукхилле, со сценой семьи Форстер с Девой Марией, Марией Магдалиной и архангелами Гавриилом и Михаилом, которое они спроектировали и собрали вместе с Кейт в 1933 году. После его смерти в мастерской нашли множество эскизов и рисунков планируемых витражей и окон, которые так и не были реализованы.

Stained glass window designs including Saint John, Saint Matthew and Saint Mark. (700x679, 193Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Витражи с изображением Святого Иоанна, Святого Матфея и Святого Марка.

Пять проектов витражных окон, в том числе два для Red Lodge,Бристоль. Б, паст. 25,4 x 20,3 см Кристис Л-н 2014. Прод 1875 фунтов (700x381, 135Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Два проекта из пяти витражных окон, в том числе два для музея Red Lodge в Бристоле.
Бумага, пастель. 25,4 x 20,3 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2014 г. Лот продан за GBP 1.875 фунтов.

1947 Virgin & Child. Фрагмент северного окна (525x700, 153Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Мадонна с Младенцем. Эскиз витража. До 1947 г.

ФОТО Поклонение волхвов. 1900 г. Бум, черн. чернила, акв, гуашь. 24,4 x 16 см. Нац гал Канады, Оттава (456x700, 178Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Поклонение волхвов. 1900 г.
Бумага, черные чернила, акварель, гуашь. 24,4 x 16 см.
Национальная галерея Канады, Оттава.

Дизайн для эмали Ангел Воскресения в память о своём отце для церкви Св. Троицы в Уордсли. Бум, акв. 1907 г. (384x700, 145Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Дизайн для эмали «Ангел Воскресения»
в память о своём отце для церкви Св. Троицы в Уордсли. 1907 г.
Бумага, акварель. Частное собрание.

Design for Opus-Sectile; a Saint, (321x700, 151Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Дизайн Святого для Opus-Sectile,
наподобие рисунка полов в Древнем Риме.

studie for Stained glass; (602x700, 183Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Эскиз для окна-витража.

Эскиз окна-розетки для церкви Аберфелди; Распятие; Мадонна на троне; «Роза»,  Святой Андрей и др. Б,акв,кар.65.4 x 35 cm. Крис Л-н 2005. Прод GBP 2,280 ф. (386x700, 118Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Эскиз окна-розетки для церкви Аберфелди; Распятие; Мадонна на троне; «Роза», Святой Андрей и др. Бумага, акварель, карандаш. 65,4 x 35 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2005 г. Лот продан за GBP 2.280 фунтов.

Draft For A Church Window In St. Margaret's, Glasgow (560x700, 119Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Проект окна для церкви Святой Маргариты в Глазго.

1933 Virgin Mary (design for a stained glass window at St. Mary's Church, Moseley, Birmingham) (226x700, 65Kb)Кг. Малкольм встречает святую Маргариту в Уирмуте (проект витражного окна) Б, акв, черн. и бел. мел.. 210 x 64 см. ЧС (222x700, 84Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). 1. Дева Мария. Дизайн витража для церкви Святой Марии, Мосли, Бирмингем. 1933 г.
2. Король Малкольм встречает Святую Маргариту по прибытию в Шотландию. Проект витражного окна. Бумага, акварель, черный и белый мел. 210 x 64 см. Частное собрание.

Эскиз витража. Бум, акв,гуашь. 43 х 33 см. ЧС (541x700, 131Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Эскиз витража. Бумага, акварель, гуашь. 43 х 33 см.
Частное собрание.

Designs for stained glass windows (700x699, 147Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Дизайн окна-витража.

Феникс. Бум, акв, гуашь.. 7,2 x 9,8 см, диаметр 12,5 см. ЧС (652x700, 111Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Феникс. Бумага, акварель, гуашь. 17,2 x 9,8 см. В центре D=12,5 см.
Частное собрание.

Святая Цецилия. Эскиз витража. Бум, акв. 19,5 х 5,5 см. ЧС (396x700, 64Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Святая Цецилия. Эскиз витража.
Бумага, акварель. 19,5 х 5,5 см. Частное собрание.

1908 Sidney-Harold-Meteyard (698x700, 111Kb)
Сидней Метеярд (1868-1947). Автопортрет. Фрагмент. 1908 г.

В последние годы жизни Сидней Метеярд начал терять зрение и за год до смерти практически ослеп. Художник умер в Мальт-Хаусе, в местечке Кукхилл, графство Вустершир, 4 апреля 1947 года в возрасте 78 лет и был похоронен 11 апреля на кладбище Брандвуд-Энд в Бирмингеме после службы в церкви Святого Павла в Кукхилле.

ИСТОЧНИКИ
ФОТО 2006 И.Г. Мосин. Прерафаэлизм. Иллюстрированная энциклопедия СПб. ООО СЗКЭО «Кристалл», Москва .2006 г. - 256 с, ил. 5000 экз. — копия (334x465, 91Kb)ФОТО 2019 Перси Бейт - Прерафаэлиты. М, ЭКСМО, 2019. - 240 с, ил. (2) (399x465, 116Kb)
1. И.Г. Мосин. Прерафаэлизм. Иллюстрированная энциклопедия. Санкт-Петербург, ООО СЗКЭО «Кристалл», Москва, «Оникс», 2006 г. – Стр. 121. 2. Перси Бейт. Прерафаэлиты. Пер. с первого английского издания 1901 года Ю. Кулишенко. Москва, Издательство ЭКСМО, 2019 г. – Стр. 236.

1.Sidney Meteyard - Wikipedia

2.Сидни Гарольд Мейярд. Региональные школы прерафаэлитов.




вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник АНГЛИЙСКИЙ ХУДОЖНИК СИДНЕЙ ГАРОЛЬД МЕТЕЯРД / SIDNEY HAROLD METEYARD (1868-1947), ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ ПРЕРАФАЭЛИТОВ | Слава44 - Дневник Слава44 | Лента друзей Слава44 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»