• Авторизация


АНГЛИЙСКИЙ ХУДОЖНИК-ПРЕРАФАЭЛИТ ЭДВАРД ДЖОН ПОЙНТЕР / EDWARD JOHN POYNTER (1836-1919), ЧАСТЬ II 13-05-2025 14:00 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Артур Стокдейл Коуп – Портрет Сэра Эдварда Пойнтера (560x700, 96Kb)
Артур Стокдейл Коуп (1857-1940). Сэр Эдвард Джон Пойнтер – Президент Королевской Академии.
1911 г. Холст, масло. 110,5 х 85,1 см. Королевская Академия художеств, Лондон.

Эдвард Джон Пойнтер (1836-1910) – британский художник, один из последних оплотов классического академического искусства в мире английского искусства, естественный преемник Фредерика Лейтона и Альма-Тадемы. Хотя Пойнтер не был строго прерафаэлитом, он черпал вдохновение из тех же источников: Микеланджело, Данте и ранних итальянских художников. Он также использовал технику, похожую на ту, которую выбрало Братство прерафаэлитов - подготавливая холст слоем белил перед началом рисования. Пойнтер начал свое открытие древности с серии египетских картин, а затем перешел к греческим и римским сюжетам. Вместе с Лейтоном и Альма-Тадемой, он подарил окно в классическую древность поколению, жившему до появления кинематографа, воплотившего античные видения в жизнь. В 1894 году он был назначен директором Национальной галереи, а в 1896 году был избран президентом Королевской академии художеств. Эдвард Пойнтер умер в 1919 году в возрасте 83 лет и похоронен в соборе Святого Павла в Лондоне.

ФОТО Edward John Poynter in his studio (700x511, 137Kb)
Эдвард Джон Пойнтер в своей мастерской. Фото Дж. П. Мейолла из книги «Художники дома», 1884 г.
Отдел коллекций изображений, Национальная галерея искусств, Вашингтон.

К 1880 году сэр Эдвард Пойнтер прочно утвердился в качестве одного из ведущих художников своего времени. Несмотря на то, что он написал несколько впечатляющих панорам и сцен из популярных классических произведений, многие из его картин были более типичны для эстетического движения и не содержали сложных сюжетов, характерных для ранних работ Фредерика Лейтона. В 1880-х и 1890-х годах Эдвард Пойнтер продолжал создавать большие классические картины, а также небольшие классические жанровые полотна.

1883 Диадумена. Х, м. 51 х Ш 50,9 см. Королевский мемориал музей Альберта и худож, галерея, Эксетер, Англия (693x700, 254Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Диадумена. 1883 г. Холст, масло. 50,8 х 50,8 см.
Королевский мемориальный музей Альберта, Эксетер, Англия.

«Диадумена» (1883) - одна из нескольких картин, которые Пойнтер написал со статуи Венеры Эсквилинской в Риме, обнаруженной только в 1874 году. Впервые он увидел статую примерно в 1881 году и здесь «восстановил» её форму, превратив в фигуру красивой молодой женщины, которая подвязывает волосы лентой, готовясь к купанию. Название отсылает к «Диадумену» Поликитита, что означает «носитель диадемы», одному из двух его знаменитых типов фигур, второй из которых — «Дорифор», или «копьеносец». Картина с классической наготой, выставленная в Королевской академии, вызвала споры в газете «The Times» о «непристойности». Пойнтер защищал такие работы. Нагота подчёркивается одеждой рядом, как в картине Томаса Икинса. Десять лет спустя он написал версию с частично одетой Венерой, но с обнажённой грудью.

1883 Диадумена (Эсквилинская Венера). Х, м. 223.5 х 132.7 см. ЧС (560x700, 153Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Диадумена (Эсквилинская Венера). 1893 г.
Холст, масло. 223,5 х 132,7 см. Частное собрание.

Сейчас Плйнтера, пожалуй, больше всего считают лучшим викторианским художником обнаженной натуры, яркими примерами являются «Визит к Эскулапу» 1880 года (галерея Тейт), спорная «Диадумена» 1883 года (Королевский мемориальный музей и художественная галерея Альберта, Эксетер) и, возможно, самая эротичная викторианская картина обнаженной натуры «Пещера нимф шторма» 1903 года (коллекция композитора лорда Ллойда Уэббера).

1883 Святой Георгий и Дракон. Источник Журнал «Искусство» №6 Интернет-архив копия в библиотеке Университета Торонто. (426x700, 147Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Святой Георгий и Дракон. Источник Журнал «Искусство»,
1883 г. № 6. Интернет-архив копия в библиотеке Университета Торонто.

1883 Этюд для Мартовских идов. Х, м. 40,6 х 27,9 см. Манчестерская худ. галерея (384x550, 90Kb)1883 Этюд для Мартовских идов. 2 (400x550, 92Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). 1. Этюд к картине «Мартовские иды». Холст, масло. 40,6 х 27,9 см. 2. Мартовские иды (убийство Гая Юлия Цезаря). Холст, масло. 153 х 112,6 см. Оба – 1883 г. Манчестерская художественная галерея, Англия.

Этюд для картины «Мартовские иды» иллюстрирует сцену из второго акта пьесы Шекспира «Юлий Цезарь». В центре - Цезарь и его жена Кальпурния. Она умоляет его не идти в сенат, где его убьют. Её лицо освещено, его - в тени. Она указывает на комету, пересекающую небо. Слева от следа кометы - статуя солдата. На фронтоне - силуэт статуи. Бюст Цезаря на стене освещён лампой, отбрасывающей жуткую тень. Между колоннами висит трофей из кельтских мечей и щитов.

Заговорщики. Х, м. 101 х 71 см. Музей и худ. галерея Каньерби-Холл, Бридлингтон (490x700, 113Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Заговорщики. Холст, масло. 101 х 71 см.
Музей и художественная галерея Каньерби-Холл, Бридлингтон, Англия.

1884 Психея. Бум, акв. ЧС (510x700, 138Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Психея. 1884 г. Бумага, акварель. 75 х 55 см.
Частное собрание.

1885 Подношение. Корол акад худ, Л-н. Источник Художественный журнал за 1897-98 годы. (592x700, 113Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Подношение. 1885 г. Холст, масло. Первая трехцветная печать
в «Художественном журнале», 1897-1898 гг. Королевская Академия художеств, Лондон.

1886 Внешняя Граница. Х, м. 49,5 х 49,5 см. Гал Тейт, Л-н (685x700, 175Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). «В путь» или «Навстречу солнцу».1886 г. Холст, масло. 49,5 x 49,5 см.
Галерея Тейт, Лондон.
Картина «Навстречу солнцу» (1886) изображает двух мальчиков в скальной пещере, играющих с бамбуковой удочкой и лодкой, которая плывёт через арку в море. В то время идея переезда из городов в сельскую местность и на побережье для улучшения здоровья была популярна.

1886 Эскиз плак Комп по страх-ю жизни и пожарной безопасности Guardian. Б, акв, гуашь. 61х40,5. Кристис Л-н 2003. Прод 6 572 фунтов (467x700, 172Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Эскиз плаката Компании по страхованию жизни
и пожарной безопасности «Guardian». 1886 г. Бумага, акварель, гуашь. 61 х 40,5 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2003 г. Лот продан за GBP 6.572 фунтов.

1887 Голова девушки. Бум, мел. 22.2 x 17.1 cm. ЧС (522x700, 83Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Голова девушки. 1887 г. Бумага, мел. 22,2 x 17,1 см.
Частное собрание.

1886 Минерва. Красно-корич. бум, черно-бел. мелеи. 36,9 x 35,3 см. Нац гал иск, Вашингтон ОРИГИНАЛ (675x700, 96Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Минерва. 1886 г. Красно-коричневая бумага, черно-белые мелки.
36,9 x 35,3 см. Национальная галерея искусств, Вашингтон.

Будучи плодовитым художником, Пойнтер в то же время отдавал много времени преподаванию и административным обязанностям, сначала в Слейд Скул, а затем и в Королевской Академии, президентом которой он был избран.
Подобно Бёрн-Джонсу и Моррису, Пойнтер был не только художником, но и рисовальщиком. Он также был известным учителем, в стиле Форда Мэдокса Брауна и Бёрн-Джонса. Мир искусства совершил полный оборот, пригласив потомков Братства прерафаэлитов (PRB) в лоно Королевской академии художеств (RA).

1887 Размышление. Х, м. 90 x 60 см. ЧС (472x700, 143Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Размышление. 1887 г. Холст, масло. 90 x 60 см.
Частное собрание.

1888 Вечером дома (560x700, 141Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Вечер дома. 1888 г. Холст, масло.

1888 Крессида Х, м. 71x56 см. ЧС (560x700, 137Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Крессида. 1888 г. Холст, масло. 71 x 56 см.
Частное собрание.

Крессида - персонаж, который появляется во многих пересказах истории Троянской войны. Она - троянская женщина, дочь Калхаса, греческого прорицателя. Она влюбляется в Троила, младшего сына царя Приама, и клянется ему в вечной любви, но когда ее отправляют к грекам в рамках обмена заложниками, она вступает в связь с греческим воином Диомедом. В более поздней культуре она становится архетипом неверной возлюбленной.

1889 Божественное музицирование (Музыка - Небесная Дева) (560x700, 127Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Божественное музицирование (Музыка - Небесная Дева).
1889 г. Холст, масло. Частное собрание.

1889 Древнеримские состязания по гребле (4 корабля из всего флота, выбранные для участия в гонке, сначала начнут соревнование с тяжёлыми вёслами) Х, м. 61 х 45 см. ЧС (560x700, 178Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Древнеримские состязания по гребле (Четыре корабля из всего флота,
выбранные для участия в гонке, сначала начнут соревнование с тяжёлыми вёслами).
1889 г. Холст, масло. 61 х 45 см. Частное собрание.

1889 На террасе. Х, м. 59,5 х 42,2 см. Худ. галерея Уокера, Ливерпуль (560x700, 161Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). На террасе. 1889 г. Холст, масло. 59,5 х 42,2 см.
Художественная галерея Уокера, Ливерпуль.

1887 На углу Рыночной площади. Х, м. 54,1 х 54 см. Муз Шеффилда (700x700, 191Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). На углу Рыночной площади (Уголок рынка). 1887 г.
Холст, масло. 54,1 х 54 см. Музеи Шеффилда, Англия.

«Уголок рынка» (1887) мог быть написан близким современником Пойнтера, сэром Лоуренсом Альма-Тадемой, но не из-за радостного прославления материнства. Судя по всему, на картине изображена мастерица по изготовлению венков и цветочных композиций за работой, а ребёнок играет с цветком. Однако у матери, сидящей на мраморной скамье, более задумчивый и мечтательный взгляд.

1889 Уголок виллы (В углу на вилле) Х, м. 62.5 x 62.5 см. ЧС (700x697, 240Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Уголок виллы. 1889 г. Холст, масло. 62,5 x 62,5 см.
Частное собрание.

«Уголок виллы» (1889) мог быть написан как дополнение к предыдущей работе. Его богато украшенная классическая обстановка изобилует мелкими деталями, грозя затмить и Альму-Тадему, и Жан-Леона Жерома. Семья здесь более аристократичная и кормит голубей из миски с семенами. Одна из птиц купается и плещется в фонтане для питья слева, а на мраморном полу разбросаны спелые яблоки.

На площади. Б.г. Х, м. 78,7 х 44,5 см. ЧС (392x700, 84Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). На площади. Холст, масло. 78,7 х 44,5 см.
Частное собрание.

1889 На ступенях храма. Х, м. 77,5 х  52,1 см. Худ. галерея и музей Таунли- Холл, Бернли (466x700, 136Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). На ступенях храма. 1889 г. Холст, масло. 77,5 х 52,1 см.
Художественная галерея и музей Таунли- Холл, Бернли, Англия.

1890 На ступенях храма. Х, м. 36,5 х  22 см. Музеи Брайтона и Хоува (1) (560x700, 170Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). На ступенях храма. 1890 г. Холст, масло. 36,5 х 22 см.
Музеи Брайтона и Хоува, Англия.

1889 Этюд головы молодой девушки в профиль. Х, м. 24,2 х 17,7 см. Кристис Л-н 2015. Прод. 8,125 фунтов (513x700, 139Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Этюд головы молодой девушки в профиль. 1889 г.
Холст, масло. 24,2 х 17,7 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2015 г.
Лот продан за GBP 8.125 фунтов.

1890 Визит королевы Шебы царю Соломону (рама) (700x567, 211Kb)
Эдвард Пойнтер (1836–1919). Визит царицы Савской к царю Соломону. 1890 г. Холст, масло. 234,5 x 350,5 см. (рама). Художественная галерея Нового Южного Уэльса, Сидней, Австралия.

«Визит царицы Савской к царю Соломону», создавалась в течение 1881-1890 гг. - ещё одна картина Пойнтера, которая могла бы понравиться Жерому. Вдохновлённая растущими коллекциями древностей из Египта и Ближнего Востока, которые собирались в Британском музее и других местах, она представляет собой простое ориенталистское повествование о визите царицы Савской к царю Соломону. Ориентализм становился новым классицизмом. Пойнтер снова наполняет картину необычайными деталями, которые выходят за пределы тяжёлой, богато украшенной рамы. Кстати, Пойнтер старался сам делать рамы к своим картинам.

1890 Визит королевы Шебы царю Соломону. Х, м. 234,5 х 350,5 см. Худ галерея Нового Южного Уэльса, Сидней, Австралия (700x462, 179Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Визит королевы Шебы царю Соломону. 1890 г. Холст, масло. 234,5 х 350,5 см.
Художественная галерея Нового Южного Уэльса, Сидней, Австралия.

Как и Уильям Холман Хант, Лоуренс Альма-Тадема, Эдвин Лонг, Пойнтер использовал сочетание этюдов и воображения, чтобы создать сцену из жизни древних людей. Как и эти три других художника, он необычайно детально изобразил сцену из жизни древнего Ближнего Востока, используя приёмы и допущения современного реализма, чтобы зрители могли почувствовать жизнь в далёком прошлом.

1890 Визит королевы Шебы царю Соломону. Деталь. Писалась 1881-1890 гг. (700x466, 165Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Визит королевы Шебы царю Соломону. Фрагмент (1). 1890 г. Холст, масло.
Художественная галерея Нового Южного Уэльса, Сидней, Австралия.

1890 Визит королевы Шебы царю Соломону. Деталь 1 (328x700, 126Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Визит королевы Шебы царю Соломону. Фрагмент (2). 1890 г.
Холст, масло. Художественная галерея Нового Южного Уэльса, Сидней, Австралия.

1890 Душистый горошек (Pea Blossoms) Х, м. 69 х 57 см. ЧС (560x700, 166Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Душистый горошек (Pea Blossoms). 1890 г.
Холст, масло. 69 х 57 см. Частное собрание.

1890 Душистый горошек (Pea Blossoms) Х, м. 69 х 57 см. ЧС2 (622x700, 197Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Душистый горошек (Pea Blossoms). Фрагмент. 1890 г. Холст, масло.
Частное собрание.

1891 Скрипачка. Х, м. 46 x 35,1 см. ЧС (560x700, 139Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Скрипачка. 1891 г. Холст, масло. 46 x 35,1 см.
Частное собрание.

1891 Когда мир был молод» (700x438, 149Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Когда мир был молод. 1891 г. Холст, масло. Источник «Журнал искусств», 1893 г. №16.

1890 Этюд обнаж.для «Когда мир был молод» Бум, черн. и белый мел, Кристис Л-н 2016. Прод 6250 фунтов (588x700, 201Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Этюд обнаженной для картины «Когда мир был молод». 1890 г.
Бумага, черный и белый мел. Аукцион Christie's, Лондон, 2016 г. Продано GBP 6.250 фунтов.

1893 Нежны песни её (Хлои), сладок кифары звон» («Оды» Горация, книга 3, глава 9) Х,м.71 х 91. ЧС (700x535, 193Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Хлоя. «Нежны песни её, сладок кифары звон» (Dulces Docta Modos et Citharae Sciens).
«Оды» Горация, книга 3, глава 9. 1893 г. Холст, масло. 71 х 91 см. Частное собрание.

1891 In a Garden. подробности неизвестны. Wikimedia Commons. (471x700, 194Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). В саду. 1891 г. Холст, масло. 76,2 х 50,8 см.
Художественный музей Делавэра, Уилмингтон, США.
«В саду» (1891) изображает субтропический сад с таким же уровнем детализации:
маленькая фигурка дамы сидит и читает в тени большого веера.

1894 Напрасные страхи (Idle Fears) Х, м. 103 x 72.5 см. ЧС (490x700, 93Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Напрасные страхи (Idle Fears). 1894 г.
Холст, масло. 103 x 72,5 см.

В 1875 году Пойнтер был назначен директором Национальной школы искусств в Южном Кенсингтоне, Лондон; примерно двадцать лет спустя она была переименована в Королевский колледж искусств. В следующем году он был избран действительным членом Королевской академии. В 1894 году Пойнтер стал директором Лондонской национальной галереи и остаётся последним практикующим художником, который руководил этой крупной коллекцией. За время своего пребывания на посту директора, которое длилось десять лет, он руководил открытием галереи Тейт в Лондоне.

1895 Ионический танец. Х, м. 38.5 x 51 см. ЧС (700x438, 155Kb)
Эдвард Пойнтер (1836-1919). Ионический танец: «Motus doceri gaudet Ionicos, Matura virgo et fingitur artubus».
1895 г. Холст, масло, 38,5 х 51 см. Частное собрание.

На картине Пойнтер изображена стройная молодая женщина, на которой нет ничего, кроме прозрачного платья. Она энергично танцует перед зрителями - восемью женщинами, которые, кажется, критически наблюдают за её выступлением. Это выглядит явно эстетично, а также более чем рискованно. «Ионический танец» (1895) цитирует «Римские» оды Горация и описывает «развращение» молодой женщины, которая учится «похотливым» движениям этого конкретного танца. Латинский текст можно перевести как «зрелой девственнице нравится, когда её обучают движениям ионического танца, и она формирует свои конечности». Однако «артубус» может быть двусмысленным словом, поскольку оно также может относиться к половым органам.

1894 Хоровод сирен. Х, м. 92 х 234,5 см. (700x280, 88Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Хоровод Сирен. 1894 г. Холст, масло. 92 х 234,5 см.
Бристольский музей и художественная галерея, Англия.

«Хоровод Сирен» (RA 1894, сейчас в Бристольском музее) - это похожий на Лейтона фриз с танцующими классическими девами, а изображённое здесь полотно - «На террасе» (RA 1889; сейчас в Национальной галерее в Ливерпуле), молодая женщина в классической драпировке в композиции, напоминающей Альму-Тадему. Впервые воспроизведённая в 1889 году, «На террасе» также была выпущена в виде крупноформатной цветной гравюры, которая, очевидно, и была репродукцией, которую Бёрн-Джонс использовал для этой работы. Изображение на стене позади модели - это Бог, создающий Солнце и звёзды, из Сикстинской капеллы Микеланджело, что может быть намёком на зависимость искусства от света; неизвестно, было ли это задумкой или взглядом на мастерскую модели или художника.

1894 Хоровод сирен. Фрагмент. Бристольский музей и худ. галерея,Бристоль (700x466, 134Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Хоровод Сирен. Фрагмент. 1894 г. Холст, масло. 92 х 234,5 см.
Бристольский музей и художественная галерея, Англия.

1897 Послание (Сообщение) Х, м. Выставлено в Королевской академии Интернет-архив и библиотеки Университета Торонто (700x509, 115Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Послание (Сообщение). 1897 г. Холст, масло. Экспонировалась в Королевской академии.
Интернет-архив и библиотеки Университета Торонто, Канада.

1894 Барина. Письмо.  (Оды Горация) (560x700, 123Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Барина. Письмо. («Оды» Горация). 1904 г.
Холст, масло. 91,4 х 71,2 см. Частное собрание.

1894 Портрет дамы. Желт-корич. бум, цвет. мелки, 32,4 x 22,9 см.Кристис Л-н 2013. Прод 875 фунтов (512x700, 138Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Портрет дамы. 1894 г. Желто-коричневая бумага,
цветные мелки. 32,4 x 22,9 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2013 г.
Лот продан за GBP 875 фунтов.

1896 Греческая богиня. Бум, акв, кар. Прод. 13.200 долл. (560x700, 141Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919), атрибуция. Греческая богиня. 1896 г. Бумага на картоне,
акварель, карандаш. 54 х 43,2 см. Аукционная компания Millea Bros. Ltd., Бунтон, Нью-Джерси,
США, 2020 г. Лот продан за $13.200 дол.

1897 Филлис (Филлида) Х, м. 62,2 x 47 см. Кристис Л-н 2015. Прод.62 500 фунтов (560x700, 178Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Филлида. 1897 г. Холст, масло. 62,2 x 47 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2015 г. Лот продан за GBP 62.500 фунтов.
Филлида - персонаж древнегреческой мифологии, фракийская царевна, жившая возле Родопских гор,
которая повесилась, когда её жених, афинский царевич Демофонт, отлучился на родину и долго не возвращался.

1898 Танцовщица. Бум, акв, гуашь. 30.5 x 24.2 cm. Кристис Л-н 2017. Прод. 10.000 фунтов (553x700, 209Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Танцовщица. 1898 г. Бумага, акварель, гуашь. 30,5 x 24,2 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2017 г. Лот продан за GBP 10.000 фунтов.

1899 Виолетта Монктон со своим волнистым попугайчиком. Х, м. 213,8 x 152,6 см. Худ галерея Нового Южного Уэльса, Сидней, Австралия (560x700, 158Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Виолетта Монктон со своим волнистым попугайчиком.
1899 г. Холст, масло. 213,8 x 152,6 см. Художественная галерея Нового Южного Уэльса,
Сидней, Австралия.

1900 Water Babies (Водные забавы) Х, м. ЧС (560x700, 193Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Водные забавы (Water Babies). 1900 г. Холст, масло. 51 х 38,5 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2023 г.

«Мир Пойнтера — это мир грез, где смеющиеся и красивые девушки целый день ничего не делают, а только танцуют, плавают и болтают под бесконечно синим небом, в совершенно правильных, но целомудренных, классических позах» (Кристофер Вуд, Олимпийские мечтатели, 1983 г.)

1900 Water Babies (679x700, 148Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Водные забавы (Water Babies). Фрагмент. 1900 г. Холст, масло. 51 х 38,5 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2023 г.

В 1896 году Пойнтер был избран президентом Королевской академии в трудное время: её многолетний президент Фредерик, лорд Лейтон, неожиданно скончался в январе, а его преемник Джон Эверетт Миллес умер в августе. В 1896 году Пойнтер был посвящён в рыцари, а в 1902 году стал баронетом.

1901 Елена и Гермия 1901 (560x700, 229Kb)
Эдвард Пойнтер (1836–1919). Елена и Гермия. 1901 г. Холст, масло. 125,7 x 100,4 см.
Художественная галерея Южной Австралии, Аделаида, Южная Австралия.

«Елена и Гермия» (1901) - картина, изображающая двух юных влюблённых из пьесы Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь». Елена - аристократка из свиты Тесея, которая была помолвлена с Деметрием, которому она остаётся верна. Гермия - афинянка, попавшая в романтическую ситуацию: она любит Лизандра, но Деметрий любит её. Гермия названа в честь греческого бога торговли и сновидений, что является одной из центральных тем пьесы.
Несмотря на сложные отношения, Елена и Гермия - хорошие подруги, и именно их дружбу изображает Пойнтер. Это популярная тема для картин XIX века. Однако в этой работе, возможно, есть и другой скрытый смысл: клубок красной нити лежит на земле в правом нижнем углу, частично размотанный, что, возможно, символизирует трудности на пути к любви.

1901 Диана и Эндимион. Х, м. 77,5 х 57,1 см. Манчестер ХГ (516x700, 167Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Диана и Эндимион. 1901 г. Холст, масло. 77,5 х 57,1 см.
Манчестер художественная галерея, Англия.

Прекрасного пастуха Эндимиона любила богиня Луны Диана. Эндимион желал вечного сна, который здесь символизируют маки, чтобы его возлюбленная всегда навещала его во сне. Здесь Диана спускается в вихре лёгких тканей, скорее эротично, чем сказочно. Это поздняя работа художника, который в 1860-х годах был тесно связан с кругом прерафаэлитов. Эдвард Джон Пойнтер был известным преподавателем и администратором, а также художником, писавшим на классические темы. В конечном итоге он стал директором Национальной галереи, где руководил открытием галереи Тейт.
Мифологическая сцена Эндимиона, спящего на горе Латмос. Пока он спит, обнаженная фигура Дианы стоит и наблюдает за ним, обрамленная полной луной позади нее и закутанная в прозрачные одежды, которые развеваются за ее спиной. Он лежит на мехах под одеялом с посохом в руке, купаясь в сиянии луны. Сцена обрамлена цветущими маками и тяжелыми темными деревьями леса.

1902 Видение Эндимиона. Х, м.50,8 х 38,1 см. Манчестер худ, гал. ДЗЕН (525x700, 176Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Видение Эндимиона. 1902 г. Холст, масло. 50,8 х 38,1 см.
Манчестерская художественная галерея, Англия.

1913 Видение Эндимиона. Х, м. 90.1 х 69.5 cm Бристольский музей и худ галерея. (535x700, 143Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Видение Эндимиона. 1913 г. Холст, масло. 90,1 х 69,5 см.
Бристольский музей и художественная галерея, Англия.

1903 до. Этюд для “Видения Эндимиона” (652x700, 156Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Этюд к картине «Видение Эндимиона». До 1903 г.
Белая бумага, уголь. Архивная копия из библиотеки Робертса, Университет Торонто, Канада.

1903 до. Study for Endymion, Drawings (656x700, 96Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Этюд к картине «Видение Эндимиона». До 1903 г. Рисунок.

1900 Лесной пейзаж (700x506, 163Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Лесной пейзаж. 1900 г. Холст, масло.

1900 The Cave at Tintagel (Пещера в Тинтагеле) Этюд к Cave of the Storm Nymphs (700x481, 102Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Пещера в Тинтагеле. Этюд к картине «Пещера нимф бури» (Cave of the Storm Nymphs). 1903 г.

1903 Пещера нимф шторма (сирен). 145.9 х 110.4 cm. ЧС (510x700, 155Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Пещера нимф бури.1903 г. Холст, масло. 145,9 х 110,4 см.
Частное собрание.

На первый взгляд, «Пещера нимф бури» (1903) может показаться ещё одним поводом для демонстрации трёх великолепных обнажённых женщин, но за этой сценой стоит более сложная история. Возможно, она отсылает к наядам из 13-й книги «Одиссеи» Гомера «Одиссей», которые живут в морской пещере, но в более современном контексте. Они заманивают корабли на скалы, чтобы украсть их драгоценный груз, и не занимаются каннибализмом, как сирены. Здесь изображены три нимфы бури среди своих богатств. Дальняя из них сидит на скале и держит лиру из ракушки, а за ней в огромном море разбивается о скалы затонувший галеон. Картина поражает красотой нимф, бушующих волн и звуков, которые они вызывают.

1903 Пещера нимф шторма (сирен). Деталь 1 (700x700, 114Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Пещера нимф бури. Фрагмент (1). 1903 г. Холст, масло. Частное собрание.

1903 Пещера штормовых нимф. Деталь 3 (700x700, 188Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Пещера нимф бури. Фрагмент (2). 1903 г. Холст, масло. Частное собрание.

1903 Пещера нимф шторма (сирен). Деталь 2 (700x455, 121Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Пещера нимф бури. Фрагмент (3). 1903 г. Холст, масло. Частное собрание.

1903 Колокола собора Святого Марка, Венеция. Х, м. 92,7 х 66 см. Фонд музеев Бирмингема (497x700, 103Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Колокола собора Святого Марка, Венеция. 1903 г.
Холст, масло. 92,7 х 66 см. Фонд музеев Бирмингема, Англия.

1904 Зал, украшенный панелями. Бум, акв. 33,7 x 24,2 см. Кристис Л-н 2012. Прод 1250 фунтов (496x700, 173Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Зал, украшенный панелями. 1904 г. Бумага, акварель.
33,7 x 24,2 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2012 г. Лот продан за GBP 1.250 фунтов.

1904 Астерия. Х, м. 140 х 110 см.  Веллингтон, музей Те Папа Тонгарева (560x700, 127Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Астерия. 1904 г. Холст, масло. 140 x 110 см.
Национальный музей Те-Папа-Тонгарева, Веллингтон, Новая Зеландия.

«Астерия» (1904) возвращается к классическому сюжету, взятому из «Од» Горация, книги 3 и 7. Астерия - греческая жена, оставшаяся в Афинах, пока её муж служит государству. За ней охотится бог Зевс, который прячется в человеческом обличье на улице внизу. Она смотрит на него, размышляя, что делать: поддаться его желаниям или сохранить свою добродетель? Сжимая в руке гвоздику (которая также украшает её волосы) — символ супружеской верности, она, кажется, стоит рядом со своим отсутствующим мужем, но вопрос остаётся открытым, и зритель может только догадываться. Эта картина была впервые выставлена в Королевской академии в 1904 году, но, так и не будучи проданной, была отправлена в Новую Зеландию на Международную выставку в Крайстчерче в 1906 году, где её наконец продали.

1909 Портрет Эдуарда VII, Х, м. 259 x 167 см. Кор акад худ, Л-н (448x700, 88Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Портрет короля Эдуарда VII. 1909 г.
Холст, масло. 259 x 167 см. Королевская Академия художеств, Лондон.

1909 Сэр Эдвард Маунд Томпсон (1840–1929), дир. и глав. библиотекарь (1888–1909) Х, м. 116 х 91 см. Британский музей, Л-н (535x700, 82Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Сэр Эдвард Маунд Томпсон (1840–1929), директор
и главный библиотекарь (1888–1909). 1909 г. Холст, масло. Х, м. 116 х 91 см.
Британский музей, Лондон.

1910 Портрет леди Маркэм. Х, м. (560x700, 162Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Портрет леди Маркхэм. 1910 г. Холст, масло.
Частное собрание.

1909 Тепличные цветы (Экзотика). Бум, акв, гуашь. 61 x 49,5 см. Кристис Л-н 2005. Прод 86.400 фунтов (579x700, 202Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Тепличные цветы (Экзотика). 1909 г. Бумага, акварель, гуашь.
61 x 49,5 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2005 г. Лот продан за GBP 86.400 фунтов.

1912-1914 Морской пейзаж (700x329, 92Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Морской пейзаж во время отлива. 1912-1914 гг. Холст, масло.

1913 Портрет сэра Фредерика Итона, Х, м. 102 х 128 см. Кор акад худ, Л-н (700x532, 58Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Портрет сэра Фредерика Итона. 1913 г. Холст, масло. 102 х 128 см.
Королевская Академия художеств, Лондон.

1913 Сэр Эдвард Уайт. Х, м. 83 х 70 см. Худ. галерея Гилдхолла, Л-н (587x700, 147Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Сэр Эдвард Уайт. 1913 г. Холст, масло. 83 х 70 см.
Художественная галерея Гилдхолла, Лондон.

1907 Лесбия и её воробей. 49 х 37 cm. ЧС, Англия (530x700, 182Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Лесбия и её воробей. 1907 г. Холст, масло. 49 х 37 см.
Частное собрание.

«Лесбия и её воробей» (1907) в наши дни можно легко неправильно понять из-за её названия. На самом деле Лесбия - это литературный псевдоним, который Гай Валерий Катулл, римский поэт, использовал для своей возлюбленной, которая, как принято считать, была женой другого мужчины. Она стала героиней почти четверти сохранившихся стихотворений Катулла и появляется на нескольких современных картинах: Лоуренс Альма-Тадема писал её по меньшей мере дважды, и на нескольких из этих картин она изображена со своим преданным воробьём. Для Пойнтера это, по-видимому, ещё одна эстетическая работа, напоминающая о песне воробья и вкусе винограда.

1913 Во время отлива. Х, м. 81 х 56 см. ЧС Christie's Images (560x700, 153Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Во время отлива. 1913 г. Холст, масло. 81 х 56 см.
Частное собрание. Предоставлено Christie's Images.

1914 Рыбалка. Нимфа у ручья (Наяда). Б.Г. Х, м. 82 x 56 см. ЧС (Галерикс) (560x700, 167Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Нимфа у ручья (Наяда). 1914 г. Холст, масло. 82 x 56 см.
Частное собрание.

1906 Нимфа у ручья. Этюд обнаженной натуры. черно-белый мел на коричневой бумаге, 35,2 x 25,4 см. Кристис Л-н 2008. Прод. 2.750 фунтов (666x700, 111Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Нимфа у ручья. Этюд обнаженной натуры. Коричневая бумага,
черно-белый мел. 35,2 x 25,4 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2008 г.
Лот продан за GBP 2.750 фунтов.

1904 Купающаяся нимфа. (531x700, 166Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Купающаяся нимфа. 1904 г. Холст, масло.
Королевская Академия художеств, Лондон.

1914 Стены старой Англии (прибрежные скалы во время отлива). Daily Telegraph, «Книга короля Альберта» (Лондон, 1914) (700x448, 161Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Стены старой Англии (Прибрежные скалы во время отлива).
Из «Книги короля Альберта», Лондон, 1914 г.

Во второй половине своей карьеры Пойнтер всё больше занимался государственной деятельностью. С 1894 по 1904/1905 год он был директором Национальной галереи в Лондоне (последним практикующим художником, занимавшим эту должность). В 1896 году он был избран президентом Королевской академии и занимал эту должность до своей отставки в 1918 году. В 1896 году он был посвящён в рыцари, а в 1902 году стал баронетом. Пойнтер также занимал руководящие должности в сфере художественного образования и к тому времени был директором предшественника Королевского колледжа искусств в Лондоне.

1914 Чемпион по плаванию (Чемпионский заплыв) Х, м. 101,5 х 162,5. Художественная галерея Вулверхэмптона (700x441, 109Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Чемпион по плаванию (Чемпионский заплыв). 1914 г. Холст, масло. 101,5 х 162,5 см.
Художественная галерея Вулверхэмптона, Англия.

1915 Время чая. Х, м. 238,8 x 147,3 см. ЧС (412x700, 74Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Время чая. 1915 г. Холст, масло.
238,8 x 147,3 см. Частное собрание.

1915 Орфей со своей лютней, Х, м. 51 x 41 см. СМ (552x700, 164Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Орфей со своей лютней. 1915 г. Холст, масло. 51 x 41 см.
Частное собрание.

1912 Маленькое несчастье (603x700, 185Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919), after. Маленькое несчастье (A Little Mishap). 1912 г.
Принт. 55 х 48 см.

1917 Чудеса глубин - The Wonders of the Deep - An Idyll (700x551, 162Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Чудеса глубин – Идиллия на берегу моря. (The Wonders of the Deep - An Idyll).
1917 г. Холст, масло. 97,8 x 138,6 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2006 г. Лот продан за GBP 43.200 фунтов.

1917 Чудеса глубин - Идиллия на берегу моря. Х, м. 97,8 x 138,6 см. Кристис Л-н 2006. Прод. 43.200 фунтов (700x438, 174Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Чудеса глубин - Идиллия на берегу моря. 1917 г. Холст, масло. 97,8 x 138,6 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2006 г. Лот продан за GBP 43.200 фунтов.

Римская баня (Римская круглая ванна) (700x438, 127Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Римская баня (Римская круглая ванна). Холст, масло. Kai Fine Art.com.

1917 На солнце. Бум, акв. Источник The Studio 72 (октябрь 1917) 88 (2) (596x700, 212Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). На солнце. 1917 г. Бумага, акварель.
Источник: журнал «The Studio», октябрь 1917 г. № 72.

Судя по всему, к началу Первой мировой войны Пойнтер в основном отошёл от дел и умер вскоре после её окончания. Его так уважали, что похоронили в соборе Святого Павла в Лондоне, как и сэра Джошуа Рейнольдса. Он был плодовитым, очень успешным и влиятельным художником. Среди его работ - классические сюжеты, такие же утончённые, как у Фредерика, лорда Лейтона, зрелищные картины, не уступающие лучшим работам Жерома, и одни из лучших картин, созданных в рамках эстетического движения. Тем не менее, у него нет ни полного каталога, ни монографии о его картинах, и с 1920 года его работы не выставлялись вместе, за исключением небольшой выставки в галерее Бёрстоу Брайтонского колледжа в 1995 году.

И В ЗАКЛЮЧЕНИЕ, НЕСКОЛЬКО РАННИХ И НЕДАТИРОВАННЫХ РАБОТ ЭДВАРДА ПОЙНТЕРА

Клеопатра и Аспид.Х, м. 44 х Ш 33,5 см. Худ. галерея и музей Рассела-Котса, Борнмут (542x700, 147Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Клеопатра и Аспид. Холст, масло. 44 х 33,5 см.
Художественная галерея и музей Рассела-Котса, Борнмут, Англия.

Портрет миссис Хеселитин2 (532x700, 140Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Портрет миссис Дж. Ф. Хезелтайн. 1872 г. Холст, масло.
Частное собрание.

Золушка. Х, м. 40 x 34 см. Монреаль, Музей изобразительных искусств (560x700, 167Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Золушка. Холст, масло. 40 x 34 см.
Музей изобразительных искусств, Монреаль.

Portrait of Margaret Burne-Jones. 18x24 Inches. Кристис Л-н. Прод. 4.410 фунтов. (504x700, 117Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Портрет Маргарет Бёрн-Джонс (1863-1953),
дочери художника-прерафаэлита Эдварда Бёрн-Джонса.
Светло-желтая бумага, черный и белый мел. 27,3 х 19,7 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2022 г. Лот продан за GBP 4.410 фунтов.

Маргарет Ливингстон. Х, м. 75 х 62 см. Библиотека Челси, Л-н. (601x700, 131Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Маргарет Ливингстон. Холст, масло. 75 х 62 см.
Библиотека Челси, Лондон.

Кэтрин Ливингстон. Х, м. 75 х 62 см. Библиотека Челси, Л-н. (577x700, 130Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Кэтрин Ливингстон. Холст, масло. 75 х 62 см.
Библиотека Челси, Лондон.

Этюд для неоклассической фигуры с поднятой правой рукой. Б, кар, акв, гуашь. 36,2 x 25,1 см. Кристис Л-н 2010. 2 750 фунтов (479x700, 82Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Этюд для неоклассической фигуры с поднятой правой рукой.
Бумага, карандаш, акварель, гуашь. 36,2 x 25,1 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2010 г.
Лот продан за GBP 2.750 фунтов.

Кубок Тантала (476x700, 145Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Кубок Тантала. Холст, масло. 113 x 75 см.
Частное собрание.

Ульм. Высокие здания (427x700, 118Kb)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Ульм, Германия. Высокие здания.

1909 by Sir Philip Burne-Jones, 2nd Bt - Sir-Edward-John-Poynter-1st-Bt. Х,м. 86 x 61,5 см (492x700, 85Kb)
Филипп Бёрн-Джонс (1861-1926). Сэр Эдвард Джон Пойнтер, 1-й барон. 1909 г.
Холст, масло. 86 х 61,5 см. Национальная портретная галерея, Лондон.

Эдвард Джон Пойнтер умер 26 июля 1919 года в Лондоне в возрасте 83 лет и был похоронен в соборе Святого Павла.

Работы сэра Эдварда Джона Пойнтера представлены в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, в Музее префектуры Айти в Японии, в Художественной галерее Нового Южного Уэльса в Австралии, в Институте искусств Кларка в Массачусетсе, в Художественном музее Делавэра, в Институте искусств Курто в Лондоне, в Королевской академии художеств в Лондоне, в Художественной галерее Манчестера, в Национальных музеях Ливерпуля, в Британской галерее Тейт, в Британском музее, в Художественной галерее Лэйнга в Ньюкасле и в Музее Виктории и Альберта.

Sir Edward Poynter Classicist Paintings Kindle Edition 2011  ‎ Ankele Publishing, LLC (484x520, 112Kb)Ten Lectures On Art  By Edward J. Poynter Hardcover –October 16, 2018 (328x520, 26Kb)
1.Sir Edward Poynter Classicist Paintings Kindle Edition Ankele Publishing, LLC. 2011. 2. Ten Lectures On Art By Edward J. Poynter Hardcover, October 16, 2018.

ИСТОЧНИКИ
ФОТО 2006 И.Г. Мосин. Прерафаэлизм. Иллюстрированная энциклопедия. СПб. ООО СЗКЭО «Кристалл», Москва «Оникс», 2006 г. - 256 с, ил. 5000 экз. (402x560, 120Kb)ФОТО 2003 Lucinda Hawksley - Essential Pre-Rafaelites, Parragon Book, 2003. (399x560, 95Kb)
И.Г. Мосин. Прерафаэлизм. Иллюстрированная энциклопедия. Санкт-Петербург, ООО СЗКЭО «Кристалл», Москва «Оникс», 2006 г. – Стр. 150-152. 2. Lucinda Hawksley. Essential Pre-Rafaelites, Parragon Book, 2003 г. – Стр. 254-255.

ФОТО 1995 Альбом Прерафаэлиты. М, Изд-во Спика, 1995 г (580x600, 151Kb)
Эдмунд Швинглхурст. Прерафаэлиты. Пер. с англ. Б. Соколова. Москва,
Издательство СПИКА, 1995 г. – Стр. 53-55.

1.Edward Poynter - Wikipedia

2.The Victorian WEB - Sir Edward John Poynter Bt PRA RWS (1839-1919)



Спасибо всем за внимание и до свидания. Ухожу в небольшой отпуск.


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник АНГЛИЙСКИЙ ХУДОЖНИК-ПРЕРАФАЭЛИТ ЭДВАРД ДЖОН ПОЙНТЕР / EDWARD JOHN POYNTER (1836-1919), ЧАСТЬ II | Слава44 - Дневник Слава44 | Лента друзей Слава44 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»