Эдвард Джон Пойнтер (1836-1919). Автопортрет. Из книги Космо В. Монкхауса
«Британские современные художники». Publisher C. Scribner’s Son, Нью-Йорк, 1899 г.
В своё время сэр Эдвард Пойнтер (1836–1919) был одним из самых выдающихся и влиятельных британских художников, но, как и многие другие в последние годы XIX века, его работы вскоре подверглись осуждению с приходом модернизма. Пойнтер учился в Париже в мастерской Шарля Глейра и встречался там с американским живописцем Уистлером, однако не был вовлечен в основной водоворот французских художественных новшеств. Влияние прерафаэлитов в работах Пойнтера чувствуется в точности рисунка и величайшем внимании к детали. Но, в отличие от прерафаэлитов, Пойнтер остаётся непризнанным и малоизвестным, несмотря на то, что занимал должности профессора в Слейд Скул, в Университетском колледже Лондона (1871–1875), директора Национальной школы искусств (1875–1881), директора Национальной галереи (1894–1904). Он стал членом Королевской Академии в 1876 году, а в 1896 был возведен в рыцарское достоинство и стал президентом Королевской академии (1896–1918).
Альфонс Легро (1837-1911). Портрет Эдварда Пойнтера. 1877 г.
Источник: Журнал «Искусство», 1883 г. № 6.
Эдвард Джон Пойнтер (англ. Edward John Poynter) родился в Париже 20 марта 1836 года. Большую часть своего детства он провёл в Вестминстере, в Лондоне, а зимы из-за слабого здоровья проводил на острове Мадейра и в Риме. Его семья была творческой с обеих сторон: его прадедом был скульптор Томас Бэнкс, а его отец Эмброуз Пойнтер был архитектором и художником-акварелистом. Эдвард начал изучать искусство в 1852 году у Томаса Шоттера Бойса, друга семьи, но в основном на выбор его профессии повлиял визит в Рим в 1853–1854 годах, где он впервые познакомился с Фредериком Лейтоном, когда ему было всего 17 лет, и это сразу вдохновило его стать художником.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Терраса Сюлли Фонтенбло. 1856 г.
Бумага, акварель, карандаш. 26,4 x 18,1 см.
Художественная галерея Нового Южного Уэльса, Сидней, Австралия.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Эбигейл (Abigail). 1856 г.
Бумага, акварель. 24,8 x 8,9 см. Частное собрание.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Юдифь и Олоферн. 1856-1859 гг.
Бумага, акварель, гуашь. 22 х 14,6 см. Частное собрание.
Пойнтер написал «Эбигейль», одну из немногих сохранившихся акварелей 1850-х годов, в том же году, когда он поступил в мастерскую Глейра в Париже. Сюжет «Юдифь и Олоферн» был популярен среди художников со времён Ренессанса, и Пойнтер, вероятно, сталкивался с ним во время своих путешествий по Европе в 1850-х годах. «Юдифь и Олоферн» представляют собой более позднюю сцену в рамках того же повествования. Вдохновением для Пойнтера при написании двух сцен из этой истории, возможно, послужили две небольшие картины Сандро Боттичелли из галереи Уффици во Флоренции, написанные примерно в 1467–1472 годах. На одной картине Боттичелли изобразил ассирийцев, нашедших обезглавленное тело Олоферна, а на второй — Юдифь и её служанку, возвращающихся в Вифлеем с головой Олоферна в корзине.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Голова итальянского натурщика. 1858 г.
Холст, масло. 35 x 26,8 см. Частное собрание.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Декамерон Бокаччо. Сцена в саду из «Введения». 1859 г. Бумага, перо, чернила.
Бирмингемский музейный фонд, Англия.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Трубадур. 1859 г. Бумага, акварель, гуашь, гуммиарабик.
27,9 x 16,5 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2017 г. Лот продан за GBP 3.500 фунтов.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Маленький Меркурий крадет скот у Богов. 1860 г.
Холст, масло. 83,8 х 51,5 см. Художественный музей Уокера, Ливерпуль.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Этюд головы молодого человека с вытянутой правой рукой. 1860 г.
Бумага, черный мел, акварель. 19,6 х 23,1 см. Институт искусств, Чикаго.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Голова молодой женщины. 1860-1870 гг.
Бумага, акварель. 19,8 х 14,4 см. Музей и галереи Школы искусств
Аберистуитского университета, Уэльс.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Букет из голубых лент. 1862 г. Холст, масло. 53,3 х 43,2 см.
Галерея Маас, Лондон. Картина экспонировалась в Королевской академии в 1862 г.
Это ранняя работа Пойнтера, одна из первых, которые он выставил в Королевской академии, в общей сложности 147 работ за долгую карьеру, которая завершилась тем, что он стал президентом. До неоклассических сюжетов, появившихся три года спустя, он писал современные сцены. Друг Пойнтера, карикатурист Джордж Дюморье, отметил: «Лучшее из его работ висит ниже линии. Современный сюжет». В Королевской академии это не самое престижное место, но часто так начинали молодые художники. Пойнтер и Дюморье подружились в Париже, где учились вместе с Уистлером в ателье Глейра. На картине в зеркале изображен молодой американский художник Джеймс Уистлер
(1834-1903).
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Портрет Уистлера. 1858 г. Бумага, карандаш.
Художественная галерея Фрира и галерея Артура М. Саклера.
Смитсоновский институт, США.
Вернувшись в Лондон, Пойнтер учился в Академии Ли и в студии Уильяма Добсона. В 1855 году он поступил в Королевскую академию художеств, но проучившись всего год, восхищение французской живописью привело его в Париж, в студию Шарля Глейра в следующем году. Он оставался там до 1859 года вместе с другими студентами - Джорджем Дюморье, Томасом Армстронгом и Джеймсом Макнилом Уистлером, чьи приключения описаны в романе Дюморье «Трильби» 1894 года.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Уистлер рисует Пойнтера. 1860 г. Бумага, перо, чернила.
Художественная галерея Фрира и галерея Артура М. Саклера. Смитсоновский институт, США.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Орфей и Эвридика. 1862 г. Холст, масло. 51,2 x 71,1 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2020 г.
Лот продан за GBP 437.500 фунтов.
На картине Пойнтера Орфей с лирой в руках ведёт мёртвую Эвридику из Аида. Согласно мифу, их брак был недолгим: Эвридику укусила змея. Орфей спустился в подземный мир, очаровав Плутона пением, и получил отсрочку для её возвращения, если не оглянется. На выходе он не выдержал и обернулся, и Эвридика исчезла. Разрыдавшись, Орфей продолжил петь, что привлекло менад, последовательниц Диониса, известных своим безумием, которые разорвали его на части. Его голова и лира продолжили петь на чужом берегу.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Египтянки, несущие воду из Нила. 1862 г.
Бумага, акварель. 32 x 24 см. Частное собрание.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Дневные мечтания (Грёзы). 1863 г. Холст, масло. 51 х 56 см. Частное собрание.
«Дневные мечтания (Грёзы)» предвосхищает более позднюю эстетическую живопись Пойнтера с её акцентом на других чувствах. Женщина, изображённая на картине, явно предаётся мечтам наяву, и у неё задумчивый вид, когда она смотрит вдаль. На её коленях, на которые она указывает левой рукой, лежит томик стихов, а правая рука рассеянно играет на клавишах пианино. Впервые картина была выставлена в Королевской академии в 1863 году.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Веер из павлина. 1864 г. Холст, масло. 33 х 43 см. Частное собрание.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Элиза Истлейк (1809-1893). 1864 г. Холст, масло. 43,5 x 33 см.
Йельский центр британского искусства, Нью-Хейвен, США.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Санта-Мария-делла-Салюте, Венеция, в лунном свете. 1868 г.
Бумага, акварель. 22,9 х 35,3 см. Музей Виктории и Альберта, Лондон.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Иосиф раздает зерно кукурузы. 1864 г. Гравюра на дереве. 19,2 х 21,6 см.
Иллюстрации для книги «Библейская галерея Далзиелса», 1881 г. 55 иллюстраций разных художников.
Галерея Тейт, Лондон.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Иосиф перед фараоном. 1864 г. Гравюра на дереве. Галерея Тейт, Лондон.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Иосиф представляет своего отца фараону. 1864 г. Гравюра на дереве.
Галерея Тейт, Лондон.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Фараон чтит Иосифа. 1864 г. Гравюра на дереве.
Галерея Тейт, Лондон.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Мириам. 1864 г. Гравюра на дереве.
Галерея Тейт, Лондон.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). На реках Вавилонских. 1865. г. Гравюра на дереве.
Галерея Тейт, Лондон.
Первые заказы Пойнтера в то время касались декоративных работ, в том числе витражей и расписной мебели. После возвращения в Англию его друг Уильям Бёрджес нанял его для украшения потолка Уолтемского аббатства в Эссексе в 1860 году. Он также публиковал рисунки в журналах, таких как «Раз в неделю», и выполнил 12 иллюстраций для «Библейской галереи» Эдварда и Джорджа Далзиелсов, опубликованной в 1880 году. Он впервые выставился в Королевской академии в 1861 году.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Эскизы мозаики в Музее Виктории и Альберта.
1. Апеллес. Холст, масло. 265,4 х 87,6 см. 2. Фидий (480 г. до н. э.- 430 г. до н. э.).
Холст, масло. 265,4 х 87,6 см. Оба 1864 г. - Музей Виктории и Альберта, Лондон.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Голова Святого Георгия. Эскиз для мозаики. 1864-1869 гг.
Дерево, масло. 68,6 х 55,5 см. Парламентская коллекция произведений искусства, Лондон.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Сирена. 1864 г. Холст, масло. Частное собрание.
«Сирена» (1864 г.) также имеет эстетическую подоплёку в виде лиры,
на которой играет эта сирена.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Фрейя (Freia). 1865 г. Бумага на холсте, акварель, гуашь.
33 х 25 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2023 г. Эстимейт GBP 20.000 – 30.000 фунтов.
Фрейя - в германо-скандинавской мифологии богиня любви.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). «Берегись, не доверяй ей, она обманывает тебя».
1865 г. Бумага, акварель, гуммиарабик. 52 x 37 см. Частное собрание.
Парафраз из книги Гомера «Одиссей».
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). На страже во времена фараонов
(On Guard in the Time of Pharaohs). 1864 г. Холст, масло. 82,5 х 52,1 см.
Частное собрание.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Верный до смерти. 1865 г. Холст, масло. 114,5 х 76 см.
Художественная галерея Уокера, Ливерпуль.
Пойнтеру нужен был успех с картиной на выставке в Академии, так как это был единственный способ заявить о себе и заработать достаточно денег, чтобы содержать себя. В 1865 году он добился этого с помощью картины «Верный до смерти», которая до сих пор, вероятно, является одной из самых известных его работ. Фигура верного солдата, оставшегося на своём посту во время разрушения Помпеи, сразу же стала хитом среди викторианской публики. Это основано не только на эпизоде из книги Булвера Литтона «Последние дни Помпеи», чрезвычайно популярной в то время, но и идея стоической преданности долгу была очень близка сердцам викторианцев. Подход Пойнтера к теме был оригинальным, он сочетал античные методы Альма-Тадемы и Шарля Глейра с более героическим и монументальным стилем Фредерика Лейтона.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Подношение богине Исиде. 1866 г. Холст, масло.
70,7 x 40,5 см. Музей и художественная галерея Ньюпорта, Англия.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Нарциссы в сине-белой восточной вазе. 1864 г.
Бумага, акварель, гуашь. 50,3 х 28,7 см. Национальная галерея искусств,
Вашингтон.
Пойнтер впервые выставился в Королевской академии в 1861 году и в течение следующих нескольких лет создавал небольшие картины на египетские и античные сюжеты, одновременно рисуя небольшие портреты и акварельные пейзажи для галереи Дадли в Лондоне. Его крупномасштабная картина «Израильтяне в Египте» (Художественная галерея Гилдхолла, Лондон), выставленная в 1867 году, укрепила его репутацию, которую он подтвердил в следующем году картиной «Катапульта» (Художественная галерея Лэйнга, Ньюкасл-апон-Тайн). Обе картины демонстрируют внимание к археологическим деталям и техническое мастерство, характерные для его работ. В 1869 году он был избран членом Королевской академии художеств.
В 1866 году Пойнтер стал зятем художника-прерафаэлита Эдварда Бёрн-Джонса, женившись на Агнессе Макдональд, сестре Джорджины Бёрн-Джонс. У них было двое сыновей, старший из которых, Амброуз Пойнтэр, стал известным архитектором.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Портрет Агнессы Макдональд (1843-1906). 1866 г.
Холст, масло. Портрет завершен незадолго до их свадьбы в Вулверхэмптоне в 1866 году.
Агнес Макдональд родилась в 1843 году в семье преподобного Джорджа Брауна Макдональда (1805–1868), уэслианского методистского священника и Ханны Джонс (1809–1875). В семье Макдональдов было 11 детей, семь дочерей и четыре сына. Агнес была талантливой пианисткой и считалась самой красивой из сестер. Она и ее сестра Джорджиана получили внимание от потенциальных женихов, которые были друзьями ее мужа Эдварда Бёрн-Джонса, и членами Бирмингемского кружка. В конце концов Агнес вышла замуж за будущего президента Королевской академии Эдварда Пойнтера в 1866 году. Пойнтер был маниакально-депрессивным художником и рисовал непрерывно, пока не падал в изнеможении, когда работа была закончена. Агнес, леди Пойнтер, умерла в 1906 году от рака, несмотря на операцию в 1903 году.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Израильтяне в Египте. 1867 г. Холст, масло. 137 х 317 см.
Художественная галерея Гилдхолла, Лондон.
На картине Пойнтера «Израильтяне в Египте» изображены десятки израильских рабов, тянущих скульптуру льва, вырезанную из красного гранита, в то время как египетский надсмотрщик хлещет их кнутом по спинам.
Пойнтер заинтересовался восточными темами в самом начале своей карьеры, и «Израильтян в Египте» можно считать его первым крупным успехом. На создание этой картины у него ушло три года, и в 1867 году она была выставлена в Королевской академии. Инженер-строитель по имени сэр Джон Хокшоу приобрёл картину, но пожаловался Пойнтеру, что она нереалистична. В действительности, утверждал Хокшоу, для перемещения гранитной скульптуры такого размера потребовалось бы больше израильских рабов. Стремясь придать работе реалистичность и достоверность и, вероятно, чтобы угодить заказчику, Пойнтер добавил в процессию ещё больше рабов, нарисовав их до самого правого края холста.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Израильтяне в Египте. Фрагмент. 1867 г. Холст, масло. 137 х 317 см.
Художественная галерея Гилдхолла, Лондон.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Катапульта. 1868 г. Холст, масло. 155,5 х 183,8 см.
Художественная галерея Лэйнга, Ньюкасл-Апон-Тайн, Англия.
В 1868 году Пойнтер создал ещё одну из своих самых знаменитых римских батальных сцен - «Катапульту». На ней изображены римские солдаты, обслуживающие осадную машину для атаки на стены Карфагена во время осады, которая закончилась разрушением Карфагена в 146 году до н. э. Знаменитая фраза Катона Старшего «Карфаген должен быть разрушен» (процитированная в «Жизнеописании Катона» Пултарха) вырезана на дереве огромной катапульты. Картина имела большой успех.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Поклонение богу Ра. 1867 г.
Холст, масло. 73 х 41,9 см. Частное собрание.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Поклонение богу Ра. Фрагмент. 1867 г. Холст, масло.
73 х 41,9 см. Частное собрание.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Портрет Луизы А. Болдуин, писательницы и жены
металлургического бизнесмена Альфреда Болдуина. 1868 г. Холст, масло.
Луиза Болдуин (1845-1925) в течение своей писательской карьеры опубликовала четыре романа, два сборника детских рассказов, один сборник готических рассказов о привидениях и том стихов и сонетов. Избранные стихотворения и рассказы о привидениях также появились в различных периодических изданиях.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Портрет Альфреда Болдуина, эсквайра (ум. в 1908 г.).
1878 г. Холст, масло. 66,5 x 54 см. Частное собрание.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Андромеда. 1869 г. Холст, масло. 51 х 36 см.
Частное собрание. На правах аренды в Галерее Тейт, Лондон.
Андромеда была прикована к скале в качестве жертвы, чтобы насытить чудовище,
но Персей, её будущий муж, спас её от смерти.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919), after. 1. Андромеда. 1869 г. Бумага, акварель. 2. Андромеда. 1869 -1872 гг.
Желтовато-коричневая бумага, черный мел. 60,6 x 32,4 см. Частное собрание.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Возвращение блудного сына. 1869 г. Холст, масло.
120 х 91,5 см. Художественный музей университета Бригама Янга, Прово,
штат Юта, США.
Эдвард Пойнтер, один из группы художников, придерживавшихся неоклассицизма во главе с Фредериком Лейтоном, которых критики часто считали анти-прерафаэлитами, добился большого успеха с картиной «Возвращение блудного сына», которую он выставил на ежегодной выставке в Королевской академии вскоре после того, как был избран её членом-корреспондентом. «Арт-журнал» сначала похвалил картину, а затем использовал её для нападок на Джона Рёскина и его последователей. Рецензент обратил особое внимание на то, как Пойнтер изобразил Блудного сына, «отворачивающего» голову и тем самым демонстрирующего «столько стыда и раскаяния, столько воспоминаний о самой искренней любви, которую оскорбили и предали».
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Триумф искусств и литературы - страны мира представляют искусство и товары
Британии на Всемирной выставке 1851 года. Эскиз мозаики. 1869 г. Бумага, перо, чернила, акварель. 32 х 259 см.
Королевский Альберт-Холл, Лондон.
В конце 1860-х годов Пойнтер выполнил несколько декоративных заказов, в том числе эскизы для мозаики Святого Георгия в здании парламента, части фриза Королевского Альберт-холла (оба в 1869 году) и гриль-комнаты в музее Южного Кенсингтона в 1866-1874 годах. В 1871 году он был назначен первым профессором Слейд Скул в Университетском колледже Лондона, а в 1875 году стал директором Национальных художественных учебных заведений в Южном Кенсингтоне. Его десять лекций по искусству были опубликованы в 1879 году.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Триумф искусств и литературы - страны мира представляют искусство и товары
Британии на Всемирной выставке 1851 года. 1870 г. Мозаика. 200 x 1500 см. Королевский Альберт-Холл, Лондон.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Из серии «Двенадцать месяцев». 1. Январь. 2. Февраль. 1869-1871 гг.
Музей Виктории и Альберта, Лондон.
Эдвард Пойнтер был художником и хорошим рисовальщиком. В ноябре 1865 года музей Южного Кенсингтона (ныне Музей Виктории и Альберта) поручил ему разработать эскизы больших фигурных панно и других украшений для Голландской кухни или Гриль-комнаты (сейчас она называется комнатой Пойнтера). Его живые рисунки человеческих фигур придают ощущение жизни и движения традиционной серии «Двенадцать месяцев». Студентки женской секции Школы дизайна в Южном Кенсингтоне помогали расписывать панно.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Из серии «Двенадцать месяцев». 3. Март. 4. Апрель. 1869-1871 гг.
Музей Виктории и Альберта, Лондон.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Из серии «Двенадцать месяцев». 5. Май. 6. Июнь. 1869-1871 гг.
Музей Виктории и Альберта, Лондон.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Из серии «Двенадцать месяцев». 7. Июль. 8. Август. 1869-1871 гг.
Музей Виктории и Альберта, Лондон.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Из серии «Двенадцать месяцев». 9. Сентябрь. 10. Октябрь. 1869-1871 гг.
Музей Виктории и Альберта, Лондон.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Из серии «Двенадцать месяцев». 11. Ноябрь. 12. Декабрь. 1869-1871 гг.
Музей Виктории и Альберта, Лондон.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Дизайн плитки для гримерной Музея Виктории и Альберта.
Фонтан с павлинами, фазанами и голубями. 1869 г. Бумага, акварель, карандаш.
30,5 х 15,25 см. Музей Виктории и Альберта, Лондон.
Между 1872 и 1876 годами Пойнтер написал и выставил серию из трех больших работ: «Персей и Андромеда» (1872), «Навсикая и ее девы, играющие в мяч» (1873) и «Гонка Аталанты» (1875) по заказу Эдварда Монтегю Стюарта Грэнвилла, 3-го барона и 1-го графа Уорнклифф, для украшения его бильярдной в Уортли-Холле, Йоркшир. В 1876 году Эдвард Пойнтер был избран действительным членом Королевской академии художеств.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Персей и Андромеда; Навсикая и её служанки, играющие в мяч; Бег Аталанты.
1872-1875 гг. Холст, масло. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2022 г. Эстимейт GBP 250.000 - 350.000 фунтов.
Эти три драматические картины были написаны Пойнтером во время создания одного из самых значительных украшений для частного дома, созданного в викторианскую эпоху. Они относятся к серии мифологических картин шириной тринадцать футов, написанных для бильярдной загородной резиденции лорда Уорнклиффа, Уортли-Холла недалеко от Шеффилда, разрушенной во время Второй мировой войны. Пойнтер чувствовал, что эти три картины были более выразительными, чем большие холсты. Он считал их самостоятельными произведениями искусства, а не просто эскизами, и считал их достойными продажи при жизни художника. Теперь они были воссоединены и являются ценными историческими записями утраченного декоративного шедевра Пойнтера.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Персей и Андромеда. 1872 см. Холст, масло. 18 х 47 см.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Навсикая и её служанки, играющие в мяч. 1873. Холст, масло. 28 х 78 см.
Сцена из «Одиссеи» Гомера, изображает принцессу Навсикаю, дочь царя Алкиноя и царицы Ареты. Когда Одиссей оказался на берегу Фракии после кораблекрушения, его разбудил смех Навсикаи и ее служанок, которые играли в мяч, стирая одежду в близлежащем ручье. Одиссей предстал перед ними обнаженным, и его нагота отпугнула всех девушек, кроме Навсикаи, которая предложила помочь потерпевшему кораблекрушение вернуться на Итаку к его терпеливой жене Пенелопе.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Портрет Лили Лэнгтри. 1877 г. Холст, масло.
Картина «Навсикая и ее служанки, играющие в мяч» произвела сенсацию, когда была выставлена в Королевской академии, поскольку выяснилось, что на ней изображены несколько знаменитых красивых женщин, и толпы людей стекались, чтобы увидеть этих знаменитых красавиц, нарисованных в классических тогах. Лилли Лэнгтри позировала для Навсикаи, а леди Ратленд, леди Пойнтер, леди Уорнклифф и леди Уиндем были моделями для служанок.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Аталанта участвует в забеге. 1875 г. Холст, масло. 22 х 65 см.
Эдвард Пойнтер (1836–1919). Портрет Джорджианы Бёрн-Джонс (1840–1920).
1870 г. Холст, масло. Частное собрание.
«Портрет Джорджианы Бёрн-Джонс» (1840-1920), написанный Пойнтером примерно в 1870 году, когда ей было тридцать, - это нежный и скромный портрет невестки художника. Десятью годами ранее она вышла замуж за художника-прерафаэлита Эдварда Бёрн-Джонса. Будучи художницей и гравёром, она стала одной из последних представительниц той эпохи наряду с Мари Спартали Стилман.
Эдвард Пойнтер (1836–1919). Павлиний веер: портрет Элизабет Курто. 1871 г.
Бумага, акварель. 40,5 x 30,5 см. Частное собрание.
«Павлиний веер: портрет Элизабет Курто» (1871) — это изысканный и необычный акварельный портрет одной из представительниц семьи покровителей искусств, ныне известной благодаря Институту Курто и его галерее в Лондоне. Обилие павлиньих перьев вполне может быть ещё одним признаком эстетизма. В том же году Пойнтер был назначен первым профессором Слейда в Университетском колледже Лондона и занимал эту должность до 1875 года.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Чтение. 1871 г. Дерево, масло, позолота на серебре. 20,3 x 20,3 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2021 г. Лот продан за GBP 37.500 фунтов.
Эта картина, её пара «Узел» и третья, под названием «Сандалии», были написаны между 1870 и 1872 годами. Три панели одинакового размера были выставлены в галерее Дадли, как группа под названием «Три летних дня», изготовленные для гостиной нового дома Уодхерст-Холл по заказу богатых испанцев братьев де Мурриета. В какой-то момент холсты были богато обрамлены в позолоченные рамы для скинии. Картины, размером и формой напоминающие плитку, написаны на позолоченных деревянных панелях, золото придаёт необыкновенный блеск глазурованным цветам, которые накладывались разной толщины для создания эффекта отражения и прозрачности. Уодхерст-Холл был продан, и панели появились на распродаже в 1916 году.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Узел. 1872 г. Дерево, масло. 20,3 х 20,3 см. Частное собрание.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Сандалии. 1871 г. Дерево, масло на серебряной позолоченной основе.
20,3 x 20,3 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2021 г. Лот продан за GBP 37.500 фунтов.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Прозерпина (Дикие цветы). 1871 г. Холст, масло. 33 х 32,4 см.
Галерея Маас, Лондон.
Трудно определить хронологическое место этой картины в творчестве Пойнтера, как это часто бывает с этим художником, который в молодости работал в соавторстве с Уильямом Бёрджесом. Идея картины, по-видимому, зародилась как эскиз для декоративного оформления, одного из наборов плитки для Гриль-комнаты Музея Виктории и Альберта. Тема картины - Прозерпина, собирающая цветы в долине Энны, из «Потерянного рая» Мильтона:
Это прекрасное поле
Энны, где Прозерпина, собирая цветы,
сама была прекраснее цветка, собранного мрачным Дисом
(Книга IV, строки 268-271)
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Кормление священных ибисов в залах Карнака. 1871 г.
Холст, масло. 96,5 x 75,5 см. Общество изящных искусств, Лондон.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Эскиз фрески для церкви Святого Стефана в Далвиче, Лондон.
1871-1872 гг. Холст, масло. Королевская академия художеств, Лондон.
Церковь, посвященная первому христианскому мученику Святому Стефану, была построена в конце 1860-х годов архитектором Чарльзом Барри-младшим и освящена в 1868 году. Барри разработал идею фрески, которую Пойнтер написал за 300 фунтов стерлингов. Пойнтер начал работу в 1871 году, завершив фреску к осени 1873 года. Композицию верхней панели он основывал на картине Энгра «Мученичество святого Симфориена» (1854).
Эдвард Пойнтер (1836–1919). Павел и Аполлон. 1872 г. Фреска на штукатурке. 61 х 61 см.
Галерея Тейт, Лондон.
«Павел и Аполлос» (1872) — это пробная фреска на штукатурке, написанная Пойнтером перед тем, как приступить к полномасштабной росписи в церкви Святого Стефана в Южном Далвиче, Лондон. Она основана на цитате из Нового Завета из Первого послания Павла к Коринфянам (3:5-9) и изображает двух первых христиан, Павла, который был иудеем, и Аполлоса, грека, с цитатой «Я насадил, Аполлос поливал, но приумножил Бог».
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Фестиваль. 1875 г.
Холст, масло. 137,2 х 53,4 см.
Институт искусств, Чикаго.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Фестиваль. Фрагмент (1). 1875 г. Холст, масло.
Институт искусств, Чикаго.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Фестиваль. Фрагмент (2). 1875 г. Холст, масло.
Институт искусств, Чикаго.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Фестиваль. Фрагмент (3). 1875 г. Холст, масло.
Институт искусств, Чикаго.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Золотой век. 1875 г.
Холст, масло. 137,2 х 53,4 см.
Институт искусств, Чикаго.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Золотой век. Фрагмент. 1875 г. Холст, масло. 137,2 х 53,4 см.
Институт искусств, Чикаго.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Гадалка (Предсказательницы судьбы). 1877 г. Холст, масло. 64,2 x 76,5 см.
Королевская академия художеств, Лондон.
На картине изображена сцена в древнегреческой бане, где аристократка обращается за помощью к гадалке.
Эту картину Пойнтер представил Королевской академии художеств в качестве своей дипломной работы.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Портрет миссис Арчибальд Мильмен, супруги
британского государственного служащего.1877 г. Холст, масло. 127,5 х 102 см.
Частное собрание.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Зенобия в плену. 1878 г. Холст, масло. 72 x 54,5 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2015 г. Лот продан за GBP 230.500 фунтов.
Зено́бия Септи́мия (ок.240 - после 274 г.) - царица Пальмиры. Объявила о независимости от Рима,
однако вскоре её войска были разбиты, а сама она попала в плен.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Лесной пейзаж. 1873 г. Дерево, масло. 10,2 x 17,7 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2003 г. Лот продан за GBP 998 фунтов.
«Фуншал, утреннее солнце» (1877) - поразительно детализированный акварельный пейзаж Пойнтера с видом на Фуншал на острове Мадейра, вероятно, написанный с веранды отеля «Hotel Reids Santa Clara», где жил Пойнтер. Он с детства страдал от болезней и часто зиму проводил на Мадейре.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Остров Сан-Джулио, озеро Орта. 1880 г.
Бумага, акварель. Источник: журнал «The Studio», октябрь 1917 г. №72.
«Действительно, прекрасная сцена на острове, которую Пойнтер нарисовал в Италии, на острове Сан-Джулио, на озере Орта. Сказочный остров, окружённый голубой водой, с живописными домиками, расположившимися на берегу, и горами вдалеке, виднеющимися сквозь жемчужно-серую дымку, придающую сцене оттенок таинственности. Сэр Эдвард особенно преуспел в передаче истинных атмосферных оттенков, а определённая безмятежность и сдержанность красок обеспечивают ощущение покоя, характерное для его пейзажей».
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Визит к Эскулапу. 1875 г. Бумага, акварель, карандаш, гуммиарабик. 30,5 x 45,6 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2013 г. Лот продан за GBP 15.000 фунтов.
Это предварительная акварельная версия картины, которая, возможно, является шедевром Пойнтера, - «Визит к Эскулапу» (Британская галерея Тейт). Эта картина, квинтэссенция викторианского классицизма, была выставлена в Королевской академии в 1880 году. Акварель, написанная пятью годами ранее, во многом предвосхищает картину маслом, хотя некоторые формы были переработаны, что придаёт картине маслом более завершённый и окончательный вид.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Визит к Эскулапу. 1880 г. Холст, масло. 151,1 х 228,6 см. Галерея Тейт, Лондон.
Эскулап, сын Аполлона, был великим врачом в классической мифологии, у которого был оракул в Эпидавре. На картине изображена Венера, которая обращается к нему за помощью. Из-за злобы её соперницы Дианы богиня уколола ногу шипом во время охоты. Богиню сопровождают три её служанки, а одна из слуг Эскулапа черпает воду из фонтана, чтобы обмыть раненую ногу.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919), атрибуция. Аглая и Бонифаций (по эскизу Александра Кабанеля). 1880 г.
Холст, масло. 58 x 73 см. Частное собрание.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919), в стиле. Самсон и Далила. 1880 г. Холст, масло. 67,3 x 72,4 см.
Частное собрание.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Портрет Виолет Линдсей в образе весталки.
1880 г. Бумага, акварель. 45,7 х 29 см. Частное собрание.
Ма́рион Ма́ргарет Виоле́т Мэ́ннерс, герцогиня Ра́тленд (в девичестве Ли́ндсей, 1856- 1937) - британская аристократка и художница. Была известна своей красотой, запечатлённой на многих картинах. Супруга Генри Мэннерса, 8-го герцога Ратленд, с которым имела пятерых детей.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Этюд головы молодой женщины. 1880 г. Бумага, мел.
Частное собрание.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Сцена при лунном свете, Большой канал, Венеция.
1879 г. Бумага, акварель. 53,5 х 36 см. Частное собрание.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Елена Троянская. 1881 г. Холст, масло. 91,7 х 71,5 см.
Художественная галерея Нового Южного Уэльса, Сидней, Австралия.
Экспонировалась в Королевской академии художеств в 1881 г.
Ангус Трамбл отмечает, что «в светском обществе картину воспринимали как портрет Лилли Лэнгтри (см. выше), самой красивой женщины Лондона, которая вызывала большой интерес из-за своей скандальной связи с принцем Уэльским». Лэнгтри также позировала для «Дамы Фортуны» в «Колесе Фортуны» Эдварда Бёрн-Джонса, зятя Пойнтера.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Зимняя вишня. 1881 г. Бумага, карандаш,
акварель, гуашь, усиленная золотом. 17,2 х 11,2 см. Частное собрание.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Рождественские розы. 1881 г. Бумага, карандаш,
акварель, гуашь, усиленная золотом. 16,7 х 11,1 см. Частное собрание.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Юдифь. 1881 г. Холст, масло. 46,3 x 31,8 см.
Частное собрание.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Психея в Храме любви. 1882 г. Холст, масло. 66,3 х 50,7 см.
Художественная галерея Уокера, Ливерпуль.
«Психея в храме любви» (1882) возвращается к теме созерцательной женщины, на этот раз в контексте простой классической истории. Купидон влюбился в Психею и приводит её в храм любви, где навещает каждую ночь, но никогда днём. Здесь Психея коротает день, протягивая веточку, чтобы привлечь бабочку, свой атрибут. Однако враг Психеи, Венера, находится неподалёку, о чём свидетельствуют голуби в храме позади неё.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Эдвард Монтегю Стюарт Грэнвилл (1827–1899),
1-й граф Уорнклифф. 1881 г. Холст, масло. 222,5 х 134,8 см.
Музеи Шеффилда, Англия.
Э.Д. Пойнтер (1836-1919). Автопортрет. 1882 г. Холст, масло. 34,5 х 29,7 см.
Художественная галерея и музеи Абердина, Англия.
Эдвард Пойнтер, сын архитектора, хотя и стал великим художником, писавшим в неоклассическом стиле, и президентом Королевской академии, в начале своей карьеры был опытным декоратором (возможно, самым известным его проектом было кафе в Музее Виктории и Альберта).
В 1875 году Пойнтер был назначен директором Национальной школы искусств в Южном Кенсингтоне, Лондон; примерно двадцать лет спустя она была переименована в Королевский колледж искусств. В следующем году он был избран действительным членом Королевской академии.
ИСТОЧНИКИ
И.Г. Мосин. Прерафаэлизм. Иллюстрированная энциклопедия. Санкт-Петербург, ООО СЗКЭО «Кристалл», Москва «Оникс», 2006 г. – Стр. 150-152. 2. Lucinda Hawksley. Essential Pre-Rafaelites, Parragon Book, 2003 г. – Стр. 254-255.
Эдмунд Швинглхурст. Прерафаэлиты. Пер. с англ. Б. Соколова. Москва,
Издательство СПИКА, 1995 г. – Стр. 53-55.