Чарльз Эдвард Халле (1846-1919), английский художник французского происхождения, родился в Париже. Учился в Лондоне в Школе искусств при Королевской Академии, где его учителями были Ричард Дойл и барон Карло Марочетти. В 17 лет Халле отправился во Францию, где продолжил обучение у Виктора Мотте, ученика Энгра. Вернувшись в Лондон, Халле познакомился с Данте Габриэлем Россетти и Эдвардом Бёрн-Джонсом. Он писал исторические сцены, жанровые сцены и портреты, которые несли в себе черты эстетики прерафаэлитов, живописью которых художник был увлечен. Так же, как и члены Братства, он преклонялся перед женской красотой, воспеванию которой посвятил большинство своих картин. В 1877 г. он принимал участие в создании лондонской галереи «Гросвенор» и в 1888 г. – Новой галереи. Чарльз Эдвард Халле умер в Лондоне в 1919 году.
Сэр Чарльз Фридрих Халле, отец художника. 1889 г.
Чарльз Эдвард Халлé (Charles Edward Hallé), которого иногда называют Эдвардом Чарльзом, родился 4 июня 1846 года в Париже. Халле родился в семье английских музыкантов: его отец Чарльз Фридрих Халле (1819-1895), немецкого происхождения, был пианистом, дирижёром и создателем оркестра, а мать Дезире Смит де Рилье - была виолончелисткой. Во время французской революции 1848 года семья вернулась в Англию и поселилась в Лондоне. Младшая сестра будущего художника была скульптором и изобретателем Элинор Халле, кавалером ордена Британской империи. В Лондоне Чарльз поступил в Школу искусств при Королевской Академии, где его учителями были Ричард Дойл (друг на всю жизнь) и барон Карло Марочетти. В 17 лет Халле отправился во Францию, где продолжил обучение у Виктора Мотте, ученика Энгра.
Чарльз Халле (1846-1919). Преподобный Джон Паркер из Суини-Холла. 1859 г.
Холст, масло. 74 х 61,2 см. (рама). Национальная библиотека Уэльса, Кардифф.
Чарльз Халле (1846-1919). Преподобный Джон Паркер из Суини-Холла. 1859 г.
Холст, масло. 74 х 61,2 см. Национальная библиотека Уэльса, Кардифф.
Чарльз Халле (1846-1919). Мать с дочерью пьют чай. 1862 г.
Холст, масло. 105 x 78 см. Частное собрание.
Чарльз Халле (1846-1919). Святая Агнесса. 1867 г. Холст, масло. 20,4 x 15,3 см.
Частное собрание.
Чарльз Халле (1846-1919), атрибуция. Аллегорическая сцена. 1870 г. Холст, масло.
Компания The Freemanart Consultancy, Канада. Эстимейт $600 - 800 дол.
Чарльз Халле (1846-1919). В стране сказок (В сказочной стране). 1870 г.
Холст, масло. 91,8 х 53,3 см. Частное собрание.
Чарльз Халле (1846-1919). Портрет миссис С. Дикинсон в белом платье
на фоне пейзажа. 1874 г. Холст, масло. 121,9 x 76,2 см.
Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2007 г. Лот продан за $4.800 дол.
Когда здоровье Халле пошатнулось, он отправился путешествовать по Италии, где, по-видимому, особенно проникся традициями неоклассицизма и назарейской традицией, зародившихся в Риме. По возвращении в Лондон в 1866 году он выставил четыре картины в Королевской академии художеств в Лондоне, а затем в 1867 году отправился в Венецию, город, который, по его словам, «очаровал меня и наложил на меня чары, от которых я так и не смог избавиться». Он изучал технику венецианских мастеров и пытался писать в их стиле. Затем он вернулся в Англию и окончательно обосновался в Лондоне до конца своих дней.
Чарльз Халле (1846-1919), атрибуция. Мать и дитя. 1870 г. Холст, масло.
130,8 х 99 см. Аукцион 1stDIBS.com, Inc. Цена $34.950 дол.
Чарльз Халле (1846-1919). Достопочтенная Эми Гвендолин Ламберт (1852-1927).
1880 г. Холст, масло. 65,6 х 43,8 см. Королевская коллекция, Лондон.
Дочь Густава Уильяма Ламберта и Фрэнсис Кэролайн Марии Конингем, Эми Ламберт, с 1877 по 1884 год была фрейлиной королевы Виктории. Портрет был написан для королевы Виктории вместе с портретом Этель Кадоган. 1 ноября 1880 года Халле получил 157 фунтов 10 шиллингов за оба портрета.
Чарльз Халле (1846-1919). Невинная (Женщина-прерафаэлит). 1892 г. Холст, масло.
53,4 х 44,5 см. Частное собрание.
Чарльз Халле (1846-1919). Портрет леди Джорджианы Макмиллан. 1892 г.
Холст, масло. 76 x 58 см. Частное собрание.
Чарльз Халле (1846-1919). Портрет Леоноры Филиппс. 1896 г. Холст, масло.
110 х 80 см. Частное собрание.
Леонора Филиппс (1862-1915), также известная как Нора Филипс, была лидером британского феминистского движения. Ее муж Джон Уинфорд Филипс стал членом парламента в 1898 году, в 1908 году стал бароном, а Нора, соответственно, леди Сент-Дэвидс.
Возвратившись в Лондон, Чарльз Халле познакомился с Данте Габриэлем Россетти и Эдвардом Бёрн-Джонсом. Халле писал жанровые и исторические картины, а также портреты. Его работы «Паоло и Франческа», «Искуситель», «Шествие времен года», «Луна» и другие несут в себе черты эстетики прерафаэлитов, живописью которых художник был увлечен. Так же, как и члены Братства, он преклонялся перед женской красотой, воспеванию которой посвятил большинство своих картин.
Чарльз Халле (1846-1919). Шествие времен года. Холст, масло. 101,7 x 76,2 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2014 г. Лот продан за GBP 1.875 фунтов.
Чарльз Халле (1846-1919). Пастушок (A Shepherdness). Этюд к картине
«Времена года». Холст, масло. 110 x 46 см. Аукцион Sotheby's, Лондон, 1987 г.
Чарльз Халле (1846-1919). Квентин Дорвард (Quentin Durward). 1890 г.
Холст, масло. 119,4 х 96,5 см. Центр культурного наследия Саутуорка, Лондон.
Чарльз Эдвард Халле, вдохновленный романтикой рыцарей и мифов, создал образ Квентина Дорварда. Его герой стоит в мощной позе, держа одной рукой меч, а другой - знамя. В его позе чувствуется гордость и сила. Однако, его задумчивый взгляд и мягкие черты лица указывают на нечто большее. Квентин Дорвард - вымышленный персонаж одноименного романа Вальтера Скотта о событиях XV века во Франции. Он оставил бедную жизнь в Шотландии, вступил в гвардию Людовика XI и защищал бургундскую наследницу Изабель де Крой. Их любовь и поддержка дяди позволили им вступить в брак.
Чарльз Халле (1846-1919). Два пути (The Two Paths). Холст, масло. 101,7 x 76,2 см.
Частное собрание.
Чарльз Халле (1846-1919). Святой Георгий и Дракон. Холст, масло. 151 x 90 см.
Частное собрание.
Чарльз Халле (1846-1919). Гадалка (The Fortune Teller). Холст, масло. 107 x 122,5 см.
Художественные музеи Шеффилда, Англия.
Чарльз Халле (1846-1919). Соперницы (The Rivals). Холст, масло. 107,3 x 83,5 см.
Художественные музеи Шеффилда, Англия.
Чарльз Халле (1846-1919). Луна. 1870-1880-е гг. Холст, масло. 68,5 х 51 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2011 г. Лот продан за GBP 46.850 фунтов.
Эта интригующая картина, учитывая тот факт, что она не была должным образом идентифицирована, и поэтому сюжет и дата точно неизвестны. Неясно также, была ли картина написана как портрет или как произведение визуального вымысла. «Луна» содержит много элементов портретной живописи Россетти и Берн-Джонса, таких как прямой взгляд и центральное расположение модели. Однако, картина очень характерна для Халле с его отсылками к венецианской живописи, а также общим настроением «эстетизма», созданным не в последнюю очередь веером с нарисованным на ним павлиньим пером - одним из основных мотивов эстетического движения. Картина явно перекликается с картиной Россетти «Венера Вертикордия» 1867 года.
Чарльз Халле (1846-1919). Д.Г. Россетти (1828-1882). Венера Вертикордия. Эскиз.
1863 г. Бумага, цветные мелки. 77,4 х 61,9 см. Коллекционный фонд Фарингдона,
Бускот-Парк, Оксфордшир.
Чарльз Халле (1846-1919). Мечтательность. Холст, масло. 53,3 x 43,2 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2017 г. Лот продан за GBP 11.250 фунтов.
Чарльз Халле (1846-1919). Портрет дамы. 1913 г. Холст, масло. 31 x 22 см. (рама).
Частное собрание.
Чарльз Халле (1846-1919). Портрет дамы. 1913 г. Холст, масло. 31 x 22 см.
Частное собрание.
Чарльз Халле (1846-1919). Портрет дамы, держащей в руках шарф.
Холст, масло. 101,5 x 73,5 см. Аукционный дом Bonhams, Лондон.
Чарльз Халле (1846-1919). Аквариум. Холст, масло. 111,7 x 81 см. Частное собрание.
Чарльз Халле (1846-1919). Приготовления к балу. 1880-е гг. Дерево, масло. 58,4 x 68,6 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2007 г. Лот продан за GBP 33.600 фунтов.
Интерьер «Приготовлеия к балу» здесь явно воображаемый, и Халле заполнил его предметами, которые, вероятно, понравятся коллекционерам с «эстетическим» вкусом. Слева под картиной старого мастера в богато украшенной раме стоит итальянский свадебный сундук кассоне, а тиснёная кожаная ширма служит фоном для главных героев. Девушки одеты в «эстетические» платья, а XVIII век искусно передан с помощью гирлянды цветов, соединяющей фигуры. Зрителю вспоминаются групповые портреты Джошуа Рейнольдса и Джорджа Ромни, написанные столетием ранее.
Чарльз Халле (1846-1919). Миссис Пат Кэмпбелл в роли Второй миссис Танкерей.
1898 г. Холст, масло. 61 х 50,8 см. Галерея Маас, Лондон.
Патрик Кэмпбелл, урождённая Беатрис Таннер (1865-1940) - знаменитая английская театральная актриса. В 1884 году, когда ей было 19 лет, она сбежала из дома, чтобы выйти замуж за Патрика Кэмпбелла, который 16 лет спустя погиб на англо-бурской войне. Наиболее известна по ролям в пьесах Уильяма Шекспира, Бернарда Шоу и Джеймса Барри.
Чарльз Халле (1846-1919). Портрет женщины за вышивкой. Холст, масло.
Компания The Freemanart Consultancy, Канада. Оценка $1.500–3.500 дол.
Чарльз Халле (1846-1919). Спасение от опасности. Холст на дереве, масло.
127 x 86,4 см. Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2006 г. Лот продан за $22.800 дол.
Чарльз Халле (1846-1919). Цветочница (The Flower Girl). Холст, масло. 92 x 71 см.
Частное собрание.
Чарльз Халле (1846-1919). Мальчик в килте. 1890 г. Холст, масло. 157,5 х 76,2 см.
Частное собрание.
В 1877 году Чарльз Халле вместе с Джозефом Коминсом Карром помогали сэру лорду Куттсу Линдсею в создании галереи «Гросвенор», либеральной альтернативы Королевской академии художеств, чтобы показывать работы наиболее прогрессивных художников того времени. С её девизом «Искусства ради искусства» галерея стала флагманом эстетического движения в английской живописи и продвигала почти беспредметные картины, единственной целью которых было быть красивыми. Галерею часто посещал Оскар Уайльд, выступавший в роли критика и эстета. Когда возникли разногласия по поводу управления «Гросвенор», Халле и Карр ушли оттуда и при поддержке Эдварда Бёрн-Джонса и других знаменитостей в 1888 году открыли «Новую галерею» на Риджент-стрит. Бёрн-Джонс также предоставил несколько работ для открытия 8 мая 1888 года. Халле использовал эти две галереи для частых выставок своих картин, написанных маслом, в том числе и пейзажей, сделанных во время его многочисленных путешествий по Англии, Италии и Франции.
Чарльз Халле (1846-1919). Старый дровосек. 1900 г. Холст, масло. 90,2 х 64,2 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2006 г. Лот продан за GBP 300 фунтов.
Чарльз Халле (1846-1919). Пейзаж Кампании, Италия. 1900 г. Дерево, масло. 23 х 26 см.
Частное собрание.
Чарльз Халле (1846-1919). Деревенский пейзаж с ручьем. 1900-е гг. Холст, масло. 66 x 104,1 см.
Аукционный дом SKINNER Auctions, США.
Чарльз Халле (1846-1919). Долина Серен (Йонна), Франция. 1900-е г. Холст, масло. 48,5 x 63,5 см.
Частное собрание.
Чарльз Халле (1846-1919). Пороги. Крозант (Creuse), Франция. 1900-е гг. Холст на картоне, масло.
38,5 х 46,5 см. Частное собрание.
Чарльз Халле (1846-1919). Берега реки. 1900-е гг. Холст, масло. 50 х 65,5 см. Частное собрание.
Чарльз Халле (1846-1919). Проселочная дорога, залитая солнцем. 1899 г. Холст, масло. 70 х 90 см.
Частное собрание.
Чарльз Халле (1846-1919). Деревня зимой. 1900-е гг. Холст, масло. 45,7 x 61 см. Частное собрание.
Чарльз Халле (1846-1919). Деревня у реки в Альпах, Верхний Прованс. 1900-е гг. Холст, масло. 64 х 91 см.
Частное собрание.
Чарльз Халле (1846-1919). Паоло и Франческа. 1888 г. Холст, масло. 186,7 x 123,8 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 1992 г. Дот продан за GBP 110.000 фунтов.
Чарльз Эдвард Халле «Паоло и Франческа» наглядно демонстрирует, как идеалы Братства прерафаэлитов перетекли в творчество более поздних художников. Несмотря на то, что он был всего на несколько месяцев старше самого Братства, Халле был среди той школы художественных мыслителей, которые решили следовать принципам и продолжать идеалы молодых Россетти, Ханта, Милле и т. д.
Данте Габриэль Россетти (1828-1882). Паоло и Франческа да Римини. 1855 г. Бумага, акварель. 25,4 x 44,9 см.
Галерея Тейт, Лондон.
Тема взята из поэзии Данте Алигьери и истории запретной любви между Франческой да Римини и ее шурином Паоло. Эта тема была особенно близка сердцу Данте Габриэля Россетти, который также иллюстрировал этот сюжет, хотя его акварель приняла форму триптиха, иллюстрирующего судьбу влюбленных, а также роковой поцелуй. Версия Халле более страстная, чем у Россетти, показывая книгу влюбленных, незаметно брошенную на пол, когда Паоло тянет Франческу к себе. Картина Халле прекрасно иллюстрирует связь между прерафаэлитизмом и высоким викторианским искусством. Тема картины - россеттианская, ее герой напоминает фигуру Берн-Джонса, а ее фон напоминает картину Альма-Тадемы.
Чарльз Халле (1846-1919). Тайная встреча Ромео и Джульетты, устроенная ее
кормилицей-медсестрой. Холст, масло. 152 x 122 см. Частное собрание.
Чарльз Халле (1846-1919). Защитница своего господина (Her Lord's Protector).
Холст, масло. 121 х 91 см. Частное собрание.
Чарльз Халле (1846-1919). На вечерней молитве. Холст, масло. 61 x 46 см.
Аукционный дом Bonhams, Лондон, 2015 г. Лот продан за GBP 4.000 фунтов.
Чарльз Халле (1846-1919). На вечерней молитве. Фрагмент. Холст, масло.
Аукционный дом Bonhams, Лондон, 2015 г. Лот продан за GBP 4.000 фунтов.
Чарльз Халле (1846-1919). Лорелея, нимфа Рейна. Холст, масло. 102 x 80 см.
Частное собрание.
Айседора Дункан. Студия «Довер-стрит», Лондон. 1906-1912 гг.
Несмотря на то, что Халле родился всего на два года раньше основания Братства прерафаэлитов, стилистически он был тесно связан с эстетикой этой группы. Танцовщица Айседора Дункан с большой теплотой вспоминает Чарльза Халле в своей книге «Моя жизнь», опубликованной в 1927 году, в год её смерти. Она описывает занятия, которыми они с Чарльзом наслаждались вместе в Париже: долгие прогулки, поездки за город, посещение галерей и ресторанов. Она сказала: «Я танцевала для него в лесу, а он делал с меня наброски». К сожалению Айседоры, знакомство с красавцем Чарльзом Халлэ, вопреки ее собственным мечтам и желаниям, так и не переросли в нечто большее, нежели просто дружба. И все время общения с юной и страстно желающей любви и нежности Айседорой Чарльз оставался прежде всего джентльменом, считавшим, что Дульсинея ему в дочери годится, и не собираясь пользоваться ни ее наивностью, ни понятным желанием отблагодарить за помощь.
Чарльз Халле (1846-1919). Музыка (Дама с лирой) Холст, масло. 51 x 40 см.
Предоставлено: Аукционный дом Bonhams, Лондон.
Чарльз Халле (1846-1919). Доротея. Дерево, масло. 20,5 x 15 см. Частное собрание.
Чарльз Халле (1846-1919). Аллегорическая фигура. Холст, масло. 150 x 76,2 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2017 г. Лот продан за GBP 17.500 фунтов.
Композиция картины «Аллегорическая фигура» сильно напоминает картину Джошуа Рейнольдса «Миссис Сиддонс в роли Трагической музы», которую Халле мог видеть в Далвичской картинной галерее. Композиция Рейнольдса, в свою очередь, в конечном счёте восходит к фигуре Исайи работы Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы, которую Халле также мог видеть во время своих путешествий по Италии. Работая в таком масштабе, Халле, несомненно, предполагал, что картина будет выставлена, но точная идентификация сюжета среди множества работ на итальянские и аллегорические темы, которые он пытался создать, до сих пор ускользала от нас.
Джошуа Рейнольдс (1723-1792). Миссис Сиддонс в роли Трагической музы. 1789 г.
Холст, масло. 239,7 х 147,6 см. Картинная галерея Далвича, Лондон.
Чарльз Халле (1846-1919). Винтажный туристический плакат «Департамент Майенн,
Франция» от компании Vintage Treasure. 1900-1910 гг. Цветная литография. 102,9 x 73,7 см.
Частное собрание.
Уже к 1850 году Париж был соединён железными дорогами со многими городами Франции. Руководство одной из французских железнодорожных компаний обратилось в конце 1890-х годов к Чарльзу Халле, как художнику и любителю путешествий, с просьбой разработать рекламные плакаты для привлечения туристов, что он и с удовольствием сделал. Причем некоторые плакаты вышли уже после его смерти в 1920-е годы.
Чарльз Халле (1846-1919). Винтажный плакат «Государственные железные дороги.
Экскурсии в Вандею, Сентонж и к побережью океана», Франция. 1900-1910 гг.
Цветная литография. 104 х 75 см. Частное собрание.
Чарльз Халле (1846-1919). Винтажный плакат «Государственные железные дороги.
Путешествие со скидкой. Нормандская Швейцарий», Франция. 1900 г. Цветная литография.
104,1 x 74,9 см. Частное собрание.
Чарльз Халле (1846-1919). Винтажный плакат «Ключи к югу по железной дороге.
Мыс Кап-Ферре, залив Аркашон. Летняя и зимняя климатическая станция», Франция.
1900-1910 гг. Цветная литография. 70 х 50 см. Частное собрание.
Чарльз Халле (1846-1919), after. Винтажный плакат «Государственные железные дороги.
Экскурсии в Нормандию», Франция. 1900-1910 гг. Цветная литография. 103 х 75 см.
Частное собрание.
Чарльз Халле (1846-1919). After. Винтажный плакат «Государственные железные дороги.
Нормандский коттедж XVII века. Живописная Нормандия». 1900-1910 гг. Цветная литография.
105 х 75 см. Частное собрание.
Чарльз Халле до конца своей жизни продолжал рисовать, регулярно выставляясь в Галерее Гросвенор и Новой галерее, но его помнят главным образом за ключевую роль в руководстве Новой галереи, которую он сыграл в своих начинаниях, за их приверженность новаторскому искусству, за их амбициозные и масштабные зимние выставки и, прежде всего, за их революционный подход к демонстрации работ.
Чарльз Халле (1846-1919). «Sic transit gloria mundi» (Так проходит слава мирская). До 1919 г.
Холст, масло. 112 х 152 см. Художественная галерея и музей Таунли-Холл, Бернли, Ланкашир.
Чарльз Халле (1846-1919). Джанет Гертруда Сетон. 1904 г. Холст, масло. 99,1 x 74,9 см.
Коллекция колледжей Кембриджского университета.
Чарльз Халле (1846-1919). Портрет мальчика. 1905 г. Холст, масло. 61 х 50,8 см.
Антикварный магазин Selling Antiques, Англия.
Чарльз Халле (1846-1919). Искуситель (The Tempter). 1909 г.
Холст, масло. 152,5 x 91,5 см. Частное собрание.
Чарльз Халле (1846-1919). Лучница (The Archer). 1909 г. Холст, масло. 91,5 х 71,1 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2021 г. Лот продан за GBP 18.750 фунтов.
Халле на этой картине изображает Диану, римскую богиню охоты. Несмотря на то, что художник обращается к мифологической теме, он стилистически выражает своё сходство с чертами прерафаэлитов: каштановые волосы, бледная кожа, зелёные глаза. Она холодно смотрит на зрителя, держа лук и стрелы, что может быть аллюзией на историю о Диане и Актеоне из «Метаморфоз» Овидия. В оригинальном сюжете Диана превращает Актеона в оленя за то, что он увидел её купающейся с нимфами, после чего его гончие убивают его. Это изображение подчёркивает силу и мстительность Дианы, возможно, отражая тему женского освобождения, актуальную в эпоху суфражисток.
Чарльз Халле (1846-1919). Серенада, Гранд-канал, Венеция. 1914 г.
Холст, масло. 66 x 52 см. Художественная галерея и музей Уильямсона,
Биркенхед
В январе 1900 года Чарльз Халле присоединился к Южноафриканскому примирительному комитету, который искал мирное урегулирование Второй англо-бурской войны. В 1909 году он опубликовал свои воспоминания «Заметки из жизни художника», ценный, хотя и несколько остро-язвительный источник.
Чарльз Эдвард Халле умер в 1914 году, по другим источникам 31 января 1919 года в Лондоне
в возрасте около 73 лет. Его работы представлены в основном в музеях Шеффилда.
К сожалению, надо сказать, что имя Чарльза Халле не пользуется в Англии такой популярностью, какую он заслуживает наравне с Россетти, Берн-Джонсом, Уильямом Моррисом и другими прерафаэлитами. Его имя отсутствует даже в такой солидной энциклопедии, как «Британика» в 32 томах.