Фредерик Джеймс Шилдс. Фотограф: Джордж Фрай, 1903 г.
Фредерик Джеймс Шилдс (1833-1911) родился в Хартлпуле и вырос в крайней нищете, и большинство его семьи умерли от туберкулеза. Работая на коммерческого гравера, он учился на вечерних курсах в Лондоне, а затем в Манчестере, где поселился в 1848 году. Он был очень впечатлен работами Братства прерафаэлитов , которые он увидел на выставке сокровищ искусства в Манчестере в 1857 году. Качество его иллюстраций к «Истории чумного города» Дефо (1862) и «Путешествию паломника» Джона Баньяна (1864) привлекло к нему внимание Джона Рёскина и Данте Габриэля Россетти, которые пригласили его посетить их в Лондоне. Он стал близким другом Россетти и Форда Мэдокса Брауна и поселился в Лондоне в 1876 году. Россетти предоставил ему место в своей собственной студии, помогал и поощрял в его работе. Близкий друг всей семьи Россетти, он был приглашен матерью Россетти для проектирования двух витражей в память о ее сыне в церкви Всех Святых в Берчингтоне. Его также попросили сделать рисунок Россетти на смертном одре. Шилдс писал в основном акварелью и выставлялся в Обществе художников-акварелистов, став членом общества в 1865 году. Он также был прекрасным иллюстратором, декоратором настенной живописи и дизайнером витражей. Фредерик Джеймс Шилдс умер 26 февраля 1911 года и был похоронен в церкви Мертон-Олд в Лондоне.
Часовня Вознесения Господня на Бейсуотер-роуд в Лондоне. Построена в 1896 гогду. Разрушена
в результате гитлеровской бомбардировки во время Второй мировой войны в 1944 году.
Сильное религиозное чувство Шилдса проявилось ещё сильнее в его последнем масштабном проекте: цикле фресок, которые он написал в 1888–1910 годах для Часовни Вознесения на Бейсуотер-роуд в Лондоне. Возможно, благодаря своей работе в Итон-Холле Шилдс в мае 1882 года познакомился с миссис Эмилией Рассел Герни, богатой вдовой судьи и политика, лондонского регистратора Рассела Герни (1804–1878), которая предложила ему «нарисовать определённые сюжеты на стенах сельской церкви». Молодой архитектор и эстет Герберт Перси Хорн (1864–1916) должен был построить часовню, а Фредерик Шилдс - украсить её. Здание было спроектировано в стиле церковной архитектуры итальянского Ренессанса, а небольшой украшенный зал вдохновлён итальянской живописью кватроченто. (Здание Часовни и её убранство стали отражением того, как британцы заново открыли для себя итальянский Ренессанс во второй половине XIX века).
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Эскизы витражей для Часовни Вознесения в Лондоне. 1900-1910 гг. Слева направо
пророки: Илия, Джоэл и Иезекиль. Художественная галерея Вулверхэмптона, Англия.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Эскизы витражей для Часовни Вознесения в Лондоне. 1882-1910 гг.
1. Мудрость. Бумага, тушь. 31,1 х 9,8 см. 2. Спорщик. Бумага, тушь. 31,1 х 10 см.
Оба - Художественный музей штата Делавэр, США.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Эскизы витражей для Часовни Вознесения в Лондоне. 1882-1910 гг.
1. Насилие. Бумага, тушь. 32,4 x 14,6 см. 2. Мужество. Бумага, тушь. 31,75 х 11,4 см.
Оба - Галерея Маас, Лондон.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Эскизы витражей для Часовни Вознесения в Лондоне. 1882-1910 гг.
1. Злодейство. Бумага, тушь. 32,4 x 14,6 см. 2. Обман. Бумага, тушь. 32,4 x 14,6 см.
Оба - Галерея Маас, Лондон.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Эскизы витражей для Часовни Вознесения в Лондоне. 1882-1910 гг.
1. Корах. Бумага, тушь. 31,1 х 9,8 см. 2. Валаам. Бумага, тушь, графит. 31,1 х 10 см.
Оба - Художественный музей штата Делавэр, США.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Эскизы витражей для Часовни Вознесения в Лондоне. 1882-1910 гг.
1. Кающийся Коринфянин. Бумага, тушь, графит. 31,1 х 10,2 см. 2. Злобная болтунья.
Бумага, тушь. 31,6 х 10,3 см. Оба - Художественный музей штата Делавэр, США.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Эскиз витража для Часовни Вознесения в Лондоне.
1882-1910 гг. Епископ-миссионер Паттесон. Бумага, тушь. 31 × 9,8 см.
Художественный музей штата Делавэр, США.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Эскизы витражей для Часовни Вознесения в Лондоне. Слева направо: Пророки и святые:
Давид, Ной, Иеремия и Малахия. 1900-1910 гг. Художественная галерея Вулверхэмптона, Англия.
Однако первоначальная идея была развита и уточнена под сильным влиянием религиозных чувств и художественных взглядов Шилдса: «Это затрагивает важные вопросы и может привести к новому этапу в союзе или служении искусства благочестию. Символы по-прежнему сильно влияют на воображение и веру людей. Это маленькое место должно быть чистым, чтобы всё, что оскверняет его, если оно проникнет внутрь, чувствовало отвращение и безмолвно осуждало себя. Я бы хотел, чтобы оно освещалось с крыши, было закрыто со всех сторон, кроме небесного свода…». Миссис Рассел Герни в одном из своих писем к художнику пишет: «У меня есть видение алтаря с распростертыми руками и словами: «Вот! Я с тобой во все дни и поклоняющиеся ангелы по обе стороны».
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Эскизы витражей для Часовни Вознесения в Лондоне. 1900-1910 гг.
1. Давид. Холст, масло. 171 x 50 см. 2. Ной. Холст, масло. 170 x 49 см.
Оба - Художественная галерея Вулверхэмптона.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Эскизы витражей для Часовни Вознесения в Лондоне. 1900-1910 гг.
1. Иеремия. Холст, масло. 172,5 x 51 см. 2. Малахия. Холст, масло. 171 x 50 см.
Оба - Художественная галерея Вулверхэмптона.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Эскизы витражей для Часовни Вознесения в Лондоне. 1900-1910 гг.
1. Илия. Холст, масло. 170 х 50 см. 2. Джоел. Холст, масло. 170 x 50 см.
Оба - Художественная галерея Вулверхэмптона.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Эскизы витражей для Часовни Вознесения в Лондоне. 1900-1910 гг.
1. Авраам. Холст, масло. 125,7 x 50,8 см. 2. Рекс Ниневия (Rex Nineveh). Холст, масло. 125,7 x 50,8 см.
Оба - Центр ресурсов музеев Глазго, Шотландия.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Эскизы витражей для Часовни Вознесения в Лондоне. Слева направо: Святые и пророки:
Даниил, Исаак, Моисей и Енох. 1900-1910 гг. Художественная галерея Вулверхэмптона, Англия.
Миссис Рассел Герни предложила Шилдсу и Хорну отправиться в Северную Италию для тщательного изучения образцов архитектуры и декора эпохи Возрождения. Осенью 1889 года Шилдс и Хорн посетили Милан, Пизу, Лукку, Флоренцию, Ассизи, Рим и Орвието. В результате Шилдс создал сложную иконографическую программу, в которой библейские сюжеты переплетались с более аллегорическими концепциями. Он писал Дж. Ф. Уоттсу: «Мне пришлось бы написать книгу, чтобы изложить вам мою схему, но пророки и апостолы, христианские добродетели и мирские пороки, Евангелие и апостольская история, типы и символы — всё это входит в неё».
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Эскизы витражей для Часовни Вознесения в Лондоне. 1900-1910 гг.
1. Даниил. Холст, масло. 169 x 51 см. 2. Исайя. Холст, масло. 171 x 49,5 см.
Оба - Художественная галерея Вулверхэмптона.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Эскизы витражей для Часовни Вознесения в Лондоне. 1900-1910 гг.
1. Моисей. Холст, масло. 171,5 x 50 см. 2. Иезекиль. Холст, масло. 170 x 50 см.
Оба - Художественная галерея Вулверхэмптона.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Эскизы витражей для Часовни Вознесения в Лондоне. 1900-1910 гг.
1. Иов. Холст, масло. 170,2 x 49,5 см. 2. Захария. Холст, масло. 170,2 x 49,5 см.
Оба - Оксфордский университет - Кэмпион Холл, Оксфорд.
.Д. Шилдс (1833-1911). Эскизы витражей для Часовни Вознесения в Лондоне. 1900-1910 гг.
1. Енох. Холст, масло. 172,5 x 51 см. Художественная галерея Вулверхэмптона.
2. Енох. Холст, масло. 161 x 52 см. Ордсолл-Холл, Солдфорд, Англия.
Интерьер часовни Вознесения в Лондоне. Воспроизведено с разрешения English Heritage. NMR
Для часовни Вознесения Шилдс повторно использовал ряд изображений пророков и апостолов, которые ранее были разработаны для Итонской часовни. Но то, что было реализовано в Итонской часовне с помощью витражей и каменной мозаики, появилось в часовне Вознесения в виде картин маслом на холсте. Программа ниже окон включала большие сцены на южной стене и меньшие - вверху и внизу, с ветхозаветными и новозаветными сюжетами, разделенными изображениями святых. Хорн и Шилдс достигли гармонии декора и архитектуры, которую высоко оценил Фрэнк Брэнгвин, назвавший их украшения как «независящие от моды и изменения художественного мировоззрения. Эти украшения являются, во всех смыслах, наиболее совершенными образцами декора, выполненными в Англии».
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Человек, внимающий призывам совести. Эскиз росписи
часовни Вознесения в Лондоне. 1900 г. Холст, масло. 167 x 97 см.
Художественная галерея Хартлпула, графство Дарем, Англия.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Человек, отвергающий призывы совести. Эскиз росписи
часовни Вознесения в Лондоне. 1900 г. Холст, масло. 167 х 97 см.
Художественная галерея Хартлпула, графство Дарем, Англия.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Эскиз Ребекки для росписи часовни Вознесения, Лондон,
Бейсуотер и надпись «Ребекка у колодца». 1889 г. Дерево, масло. 31,2 х 15,4 см.
Британский музей, Лондон.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Гамлет и Призрак. 1901 г. Холст, масло. 60 x 41 см.
Художественная галерея Манчестера.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Сказка. 1901 г. Холст, масло. 37,5 x 25,5 см.
Частное собрание.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Ее Величество Королева (Зонтик). 1883 г. Бумага, красный мел. 14,3 х 17,7 см.
Частное собрание.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Эскиз деревянной отделки часовни Вознесения, Северная часть. 1887 г.
Бумага, графит, чернила и смывка чернил. 23,5 x 23,7 см. Художественный музей штата Делавэр, США.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Эмалевая плитка. 1900 г. Медь, эмаль. 12,5 х 7 см.
Частное собрание.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Подвеска «Павлин» в стиле «Искусства и ремесла», Ювелирные изделия, ожерелья,
кулоны с серебряной эмалью. 4 x 4,2 см. 1900 г. Галерея Тадема, Лондон.
В марте 1896 года состоялось торжественное открытие часовни Вознесения в Лондоне. В то время декоративная программа ещё не была завершена, но торжественное открытие сочли необходимым из-за слабого здоровья покровительницы. Действительно, Герни умерла осенью того же года. После её смерти проект продвигался медленнее. Именно ее поддержка и безграничная вера в Шилдса удерживали проект на плаву в течение и без того затянувшегося процесса. Ее энтузиазм не разделяли исполнители по недвижимости, которые были недовольны медленным продвижением. Платежи производились неохотно и не без жарких перепалок. Завершению работы дополнительно препятствовало слабое здоровье Шилдса, и работа была закончена только в конце 1911 года, всего за несколько месяцев до его смерти.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Нагорная проповедь Христа. «Прощаю ли я его?».
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Сотворение Адама и обещание искупления с символическими узорами
(над входной аркой в часовню Вознесения). Опубликовано в журнале «Art Journal» за 1902 год.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Ангел (над панелью с изображением Св. Фомы). Часовня Вознесения,
Бэйсвотер-роуд. Опубликовано в журнале «Art Journal» за 1902 год.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Рисунок для главного алтаря часовни Вознесения Господня
на Бейсуотер-роуд, Лондон. 1907 г. Холст, масло. 113 x 66 см. Частное собрание.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Воскрешение Лазаря. Часовня Вознесения Господня
на Бэйсвотер-роуд. Опубликовано в журнале «Art Journal» за 1902 год.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Крещение Христа. Часовня Вознесения
на Бэйсвотер-роуд. Опубликовано в журнале «Art Journal» за 1902 год.
Книга «Очерк христианства», «История нашей цивилизации». В 5 томах. Том 1: Рождение христианства,
под редакцией Р.Г. Парсонса и А.С. Пика. Издательство Книжного клуба Уэверли. Лондон, 1926 г.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Изгнание торгующих из храма. Из книги «Очерк христианства»,
«История нашей цивилизации», том 1. Лондон, 1926 г.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Христос умывает ноги апостолу Петру. Из книги
«Очерк христианства», «История нашей цивилизации», том 1. Лондон, 1926 г.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Преображение Господне. Из книги «Очерк христианства», «История нашей цивилизации»,
том 1. Лондон, 1926 г.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Обращение Савла из Тарса. Для часовни Вознесения Господня в Лондоне.
Из книги «Очерк христианства», «История нашей цивилизации», том 1. Лондон, 1926 г.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Воскрешение Лазаря. Из книги «Очерк христианства», «История нашей цивилизации».
Том 1. Лондон, 1926 г. («Позже брат Марфы и Марии Лазарь умер, и Иисус воскресил его».
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Св. Павел перед Агриппой. Из книги «Очерк христианства», «История нашей цивилизации».
Том 1. Лондон, 1926 г.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Св. Павел и Варнава обращаются к язычникам. Из книги «Очерк христианства»,
«История нашей цивилизации», том 1. Лондон, 1926 г.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Христос поддерживает Святого Петра (Christ supporting St. Peter)
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Св. Павел в Риме. Из книги «Очерк христианства»,
«История нашей цивилизации». Том 1. Лондон, 1926 г.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Пророчество. Скульптурная группа перед Акрополем в Афинах
(Проповедь Св. Павла в Афинах). Дер, м. 33,5 x 23 см. Частное собрание.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Этюд женской фигуры в драпировке. Дерево, масло. 55 х 36,5 см.
Частное собрание.
Задуманная на пороге национального возрождения настенной живописи, фреска Шилдса, выполненная во французской технике марожирования (приклеивания окрашенного холста к поверхности стены для имитации настоящей фрески), стала результатом многочисленных попыток современников воссоздать великую эпоху фресковой живописи эпохи Возрождения и тем самым обеспечить Англии место в истории монументального искусства. Украшение часовни было завершено в октябре 1910 года, через 14 лет после смерти покровительницы и за три месяца до смерти художника. Часовня Вознесения была разрушена 18 июня 1944 года в результате немецких бомбардировок во время Второй мировой войны и снесённая в 1969 году, просуществовала в первозданном виде всего тридцать четыре года. И мозаики и картины Шилдса погибли. Сохранилось мало современных фотографий или описаний внешнего строения. Однако эскизы Шилдса сохранились. Они были найдены и сохранены художником Фрэнком Брэнгвином в конце 1940-х годов и переданы нескольким региональным музеям в Англии, а именно Художественной галерее Вулверхэмптона и Галерее Уильяма Морриса в Уолтемстоу, Лондон.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Положение во гроб (Погребение). Холст, масло. 22,9 x 70,2 см.
Музей Виктории и Альберта, Лондон.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Не прикасайся ко мне (Touch Me Not). Холст, масло. 30,1 x 55,7 см.
Художественная галерея Манчестера.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). 1. Исайя. Холст, масло. 161 x 52 cм.
Ордсолл-Холл, Солдфорд, Англия. 2. Иоанн Креститель.
1884 г. Частное собрание.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Св. Филипп. Св. Матфей. Из книги «Очерк христианства»,
«История нашей цивилизации», том 1. Лондон, 1926 г.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Св. Андрей. Св. Джеймс. Из книги «Очерк христианства»,
«История нашей цивилизации», том 1. Лондон, 1926 г.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Св. Иуда. Св. Иаков Младший. Из книги «Очерк христианства»,
«История нашей цивилизации», том 1. Лондон, 1926 г.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Св. Симон. Св. Фома. Из книги «Очерк христианства»,
«История нашей цивилизации», том 1. Лондон, 1926 г.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911), атрибуция. 1. Дизайн витража «Самуил помазывает Саула».
Бумага, карандаш. 127 х 47,5 см. 2. Святой Матьяш. 1884 г. Гелиогравюра на плотной
бумаге верже. 50,8 х 30,5 см. Оба - Частное собрание.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). «Мать учит, что Бог есть Любовь» (1 Ин. 4: 7-8). 1900 г. Художественная галерея Лэнг, Ньюкасл-апон-Тайн, Англия. 2. Молодой пастух Давид. 1877 г. Бумага, карандаш. Галерея Wellcome Collection, Лондон.
Медная и эмалированная шкатулка с лебедями в стиле «Искусства и ремесла». Дизайнер Фредерик Шилдс.
Около 1900 г. Размеры: длина 24,5 см., ширина 9,5 см., высота 8,5 см. Антикварный магазин Titus Omega, Лондон.
Медная и эмалированная шкатулка с лебедями в стиле «Искусства и ремесла». Дизайнер Фредерик Шилдс.
Фрагмент. Около 1900 г. Антикварный магазин Titus Omega, Лондон.
Лучшие работы Шилдса украшают домашние часовни усадьбы Холдсвортов в Килмарноке («Триумф веры») и герцогов Вестминстерских в Итон-Холле (витражи и мозаика на тему «Те Deum Laudamus»), однако они малоизвестны, в отличие от серии настенных декораций часовни Вознесения на Бейсуотер-роуд в Лондоне, которые доступны всем. Об одном из ее витражей, изображающем ветхозаветного Иону, художник писал так: «Пророк восстает из пасти морского чудовища, перевернувшись на спину; оно, истекая кровью через ноздри, умирает, изрыгнув свою жертву. А жертва, подобно своему великому прообразу, Христу Иисусу, отдав себя на съедение, на смерть, сама разрушает того, кто имел смертоносную силу, кто есть сам Сатана. Водоросли, образующие венец вокруг чела Ионы, - аллюзия на его молитву: "Объяли меня воды до дна души моей, бездна заключила меня; морскою травою обвита была голова моя"».
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Эдвин Гиббс. Холст, масло. 76 x 63 см. Художественная галерея Манчестера.
Эдвин Джордж Гиббс (1857-1943) - филантропа из Манчестера.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). А. Дж. Скотт, магистр медицины. 1911 г.
Калифорнийский университет, Лос-Анджелесе.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Дама с веером. Принт мелом (Chalk Art Print)
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Жаворонок (The Skylark). 1907 г. Бумага, акварель, гуашь.
24 х 15,5 см. Частное собрание.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Фанни Корнфорт с носовым платком. Серая бумага, графит,
белый и желтый мел. 18,5 х 13,9 см. Библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк.
Фанни Корнфорт (1835-1909) – натурщица, экономка и любовница Данте Габриэля Россетти.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Голова молодой девушки. Светло-желтая бумага, черный мел. 38,8 х 44,5 см.
Частное собрание.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Эскиз головы девушки для панно в часовне Вознесения
Господня на Бэйсвотер-роуд, Лондон. 1908 г. Бумага, уголь, 23,7 х 19,1 см.
Частное собрание.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Голова женщины, смотрящей налево (!). Бумага, красный мел.
Художественная галерея Манчестера.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Этюд скрипача Джузеппе Мото. Бумага, мел. 33 х 24,7 см.
Частное собрание.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Этюд скрипача Джузеппе Мото. Бумага, уголь, белый мел.
40,7 x 28,5 см. Частное собрание.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Два этюда мужской головы.
С 1864 года Фредерик Шилдс каждый год проводил некоторое время в Лондоне, где познакомился с Данте Габриэлем Россетти и Фордом Мэдоксом Брауном, а также с Джоном Рёскином, Холманом Хантом и Эдвардом Бёрн-Джонсом. С Россетти и Брауном его отношения стали очень близкими. В 1882 году он был с Россетти во время его смертельной болезни в Бирчингтоне и спроектировал мемориальные витражи в тамошней церкви. Но с 1867 по 1875 год штаб-квартирой Шилдса стали уединённые дома в Манчестере, до 1871 года в Корнбрук-парке, а затем в Ордсолл-холле. Проведя некоторое время в Блэкпуле, в начале 1876 года он отправился в путешествие по Италии, а по возвращении поселился в Лондоне. Следующие двадцать лет он жил на Лодж-плейс в Сент-Джонс-Вуде, откуда в 1896 году переехал в Уимблдон.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Витражи в алтарной части церкви Святой Анны в Манчестере. Северный и южный проходы. 1902 г.
Среди других важных заказов Шилдс спроектировал окна в алтаре церкви Св. Анны в Манчестере. Он нарисовал полную схему витражей церкви, основанную на теме пастуха. Надпись под окном южного нефа гласит: «Во славу Божию, инициированная мирянами, помогающими этому приходу, освященная на коронации короля Эдуарда VII».
1902 г.
Пятисветное окно с изображением Христа с Моисеем, Илией и тремя апостолами в окружении поющих ангелов. Над радугой рука Бога указывает вниз с ангелами, держащими текст «Сей есть мой возлюбленный Сын. Услышьте Его». Церковь Святого Падарна, Лланбадарн-Фавр, Кередигион, Уэльс.
Разработано Дж. П. Седдоном при содействии Фредерика Джеймса Шилдса. Роспись Х. Г. Мюррея. Окно было установлено согласно сообщению в местной газете «Cambrian News» в мае 1884 г.
Трехстворчатое окно с изображением фигур с ангелами над ними, несущими их имена.
Церковь Св. Падарна, Лланбадарн-Фаур, Кередигион, Уэльс.
Окно подписано фирмой Manchester Weekly Times (6 сентября 1884 г.), в которой называют дизайнером Фредерика Шилдса, хотя, согласно The Buildings of Wales: Carmarthenshire and Ceredigion, все стекла алтаря были спроектированы архитектором реставрации Дж. П. Седдоном (ссылка на газету любезно предоставлена Майклом Белхэмом).
И в заключение, несколько ранних и недатированных работ Фредерика Шилдса:
Ф.Д. Шилдс (1833-1911), атрибуция. «Который час?». Дети на лугу. Бумага, акварель. 25,5 х 49 см.
Частное собрание.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Девушка, смотрящая через высокий парапет. Бумага, акварель. 16,5 x 21,6 см.
Частное собрание.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Фермерская девушка, ворошащая сено возле
отдыхающего мужчины. Бумага, акварель, гуашь. 19,5 х 12,5 см.
Частное собрание.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Прятки. Бумага, акварель. 56 х 40 см. Частное собрание.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Ямочка для кормления (Feeding Dimple). Бумага, акварель.
36 х 24 см. Художественная галерея Хартлпула, графство Дарем, Англия.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Сестра Елена. Дерево, масло. 55 x 37 см.
Частное собрание.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Морские сборщицы угля (Sea Coal Gatherers).
Желтая бумага, красный мел. Художественная галерея Хартлпула,
графство Дарем, Англия.
А это тот самый английский мальчик-барабанщик из 1-й части моего поста, который мечтал о победе
в Крымской войне 1853-1856 гг. И чем это закончилось!
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Мечта мальчика-барабанщика. 1866 г. Бумага, акварель, тушь. 29,8 х 48,5 см.
Британский музей, Лондон.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Сын вдовы (The Widow's Son). В процессе реставрации. Холст, масло.
Художественная галерея Манчестера.
Личная жизнь
15 августа 1874 года в Манчестере Шилдс женился на Матильде Бут (р. 1856), известной как Сисси, молодой девушке, которая раньше была его моделью. Ее семья и друзья Шилдса были обеспокоены отношениями между 18-летней девушкой и 41-летним мужчиной, их брак был воспринят как неожиданность. Вскоре Шилдс уехал в путешествие по Европе и в 1875 году оставил свою новую молодую жену в школе-интернате в Брайтоне, которой управляли Маргарет Алексис Белл и Мэри Брэдфорд. Он был постоянным посетителем их предыдущей школы Winnington Hall вместе с другими художниками-прерафаэлитами. Брак не был удачным. У них не было детей, и большую часть времени они жили отдельно. В конечном итоге Сисси ушла от него в 1891 году.
Форд Мэдокс Браун (1821-1893). Манчестерская фреска. Уиклифф на скамье подсудимых 19 февраля 1377 г.
1885 г. Холст, масло. 55,9 х 114,3 см. Художественная галерея и музей Келвингроува, Англия.
Форд Мэдокс Браун увековечил Шилдса в одной из манчестерских фресок: он изобразил его в образе священника,
профессора Оксфордского университета Джона Уиклифа на фреске «Суд над реформатором» (слева).
Фредерик Джеймс Шилдс, чьё благочестие было неотъемлемой частью его жизни, умер в Морейфилде, Кингстон-роуд, 26 февраля 1911 года в возрасте около 78 лет и был похоронен в церкви Мертон-Олд в Лондоне. Он оставил ренту Сисси, но почти всё значительное состояние было завещано иностранным миссионерским обществам.
Выставка работ Шилдса была проведена при его жизни в клубе «Брейзноуз» в Манчестере в мае 1889 года, а в октябре 1911 года в галерее Альпийского клуба прошла посмертная мемориальная выставка. Рисунки для витражей в Итон-Холле были подарены его душеприказчиками Христианской ассоциации молодых людей для их новой лондонской штаб-квартиры на Тоттенхэм-Корт-роуд. В 1912 году для лондонского Музея Виктории и Альберта было приобретено портфолио эскизов Шилдса для его проекта «Путь пилигрима». И сегодня в Англии чтут память великого последователя и друга прерафаэлитов.
1. An English Interpreter A Sketch of Frederic James Shields and His Work at Eaton Hall Chapel (1882). 2010. - 52 p., ill.
2. The Life and Letters of Frederic Shields. Ernestine Mills (Author). HardPress Publishing, 2014 г. - 474 p., ill.
3. Saints and Symbols, Pre-Raphaelite Stained Glass Ford Madox Brown, William De Morgan, John George Sowerby, Walter Crane, Fred Shields. 2021. – 304 p., ill. 4. The Life And Letters Of Frederic Shields. Legare Street Press, 2022. - 466 p., ill.
5. Frederic Shields Drawings & Paintings. Raya Yotova (Foreword). Independently published, 2021 г. - 64 p., ill.
ИСТОЧНИКИ
Перси Бейт. Прерафаэлиты. Перевод Ю. Кулишенко с первого английского издания 1901 г. Москва,
Издательство «Эксмо», 2019 г. - Стр. 191-195.