Фредерик Шилдс. Рисунок Эмили Гертруды Томсон, 1900-е гг.
Фредерик Джеймс Шилдс (1833-1911) – английский художник, иллюстратор и дизайнер, тесно связанный с прерафаэлитами через Данте Габриэля Россетти и Форда Мэдокса Брауна. Родился в Хартлпуле в бедной семье. Проведя детство в крайней нищете, в 1848 году он переехал в Манчестер, где продолжил свое художественное образование, начатое в Лондоне, и начал работать иллюстратором. В 1864 году он переехал в Лондон, где познакомился с Данте Габриэлем Россетти и группой прерафаэлитов, а также испытал влияние творчества Уильяма Блейка. Отношения с Россетти и его семьей всегда оставались очень близкими. В 1865 году он был избран членом Старого общества акварелистов, а в 1876 году, после поездки в Италию, переехал на постоянное место жительства в английскую столицу.
Лондон. Биг-Бен. XIX век.
Фредерик Джеймс Шилдс (Frederic James Shields) родился 14 марта 1833 года в Хартлпуле, Англия в бедной семье и был старшим из четырёх детей Джорджианы Стори (ум. в 1853 году), которая шила соломенные шляпы, и Джона Шилдса (ок. 1808–1849), книготорговца, издателя и печатника, который владел публичной библиотекой. При крещении он получил имя Frederick, но позже стал писать его как Frederic (Фредерик). Семья переехала в Лондон в 1839 году, и Шилдс посещал приходскую школу Святого Климента в Дейнсе до четырнадцати лет. Его отец был опытным рисовальщиком и дал Шилдсу первые уроки рисования, а затем мальчик продолжил изучать гравюру на вечерних занятиях в Лондонском механическом институте и в возрасте тринадцати лет выиграл конкурс рисунков. В октябре 1847 года он поступил в ученики в литографскую фирму. В 1848 году бизнес его отца потерпел крах, и семья вернулась на север, где к ним присоединился Шилдс.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Портрет матери художника. 1840-е гг. Бумага, карандаш.
Художественная галерея Манчестера, Англия.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Портрет молодой женщины, предположительно Кристины Спартали
(1846–1884), сестры художницы Мари Спартали Стиллман (1844–1927). 1846 г.
Бумага. Цветные мелки. 38,1 х 29,2 см. Частное собрание.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Уорсли Холл, Манчестер. 1849 г. Бумага, карандаш, белила. 31,3 х 50,9 см.
Галерея Wellcome Collection, Лондон.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Поцелуй меня, детка. 1840-1850 гг. Холст, масло. 17,3 x 43,5 см.
Художественная галерея Манчестера.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Маленькие беспризорники. 1853 г. Бумага, акварель. D=22,9 см.
Частное собрание.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Поплавок и Крошки (Bobber and Kibs). Игра «Крестики-нолики».
1855 г. Бумага, акварель. Художественная галерея Манчестера.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Собиратели падуба, остролиста (The Holly Gatherers). 1858 г.
Бумага, акварель, гуашь. 47,9 х 33,6 см. Художественная галерея Уитворта, Манчестер.
Падуб, или остролист - традиционное рождественское украшение в Британии.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Его обруч. 1859 г. Бумага, акварель, гуашь. 38,1 x 27,9 см.
Частное собрание.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Кавалер (A Cavalier). 1860 г. Картон, акварель, гуашь.
Музей и художественная галерея Харриса, Престон, Ланкашир. Англия.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Двое детей кормят куклу с ложечки. 1861 г.
Бумага, акварель. Художественная галерея Манчестера.
Проведя детство в крайней нищете, в 1848 году Фредерик переехал в Манчестер, где продолжил свое художественное образование, начатое в Лондоне, и начал работать иллюстратором у коммерческих гравёров. Его ранние работы включали искусные, но сентиментальные композиции, многие из которых изображали розовощёких детей и детально прорисованные элементы пейзажа. Возможно, на него повлиял Уильям Генри Хант «Птичье гнездо» (1790-1864). Большую часть своей творческой жизни он провёл в Манчестере, и именно там его рисунки и акварели были замечены и оценены. Первой его картиной стал портрет матери, выполненный, как он сам назвал это, в «истинно византийском стиле» задолго до того, как художник нашел свое призвание в религиозном декоративном дизайне. Его иллюстрации к «Истории о пламенном сердце» Даниэля Дефо (1862) и «Пути паломника» Джона Баньяна (1864) талантливы и оригинальны, и в них видна та же серьезность, которая была характерна для всего, что Шилдс делал в жизни с самого детства. Посещение выставки «Сокровища Манчестера» в 1857 году пробудило в Шилдсе интерес к работам прерафаэлитов.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Добрый пастырь. 1861 г. Холст, масло. 164 x 105,8 см.
Художественная галерея Манчестера.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Молодая девушка с фонарем. 1862 г. Бумага, акварель, гуашь.
31,5 x 20 см. Аукционный дом Bonhams, Лондон, 2024 г. Лот продан за GBP 256 фунтов.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Эскиз картины «Смерть первенца». 1862 г. Бумага, мел. 36,2 x 46,3 см.
Аукционный дом Bonhams, Лондон, 2015 г. Лот продан за GBP 1.125 фунтов.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Телега для перевозки умерших от чумы (Мертвая яма).
Иллюстрация к «Дневнику чумного города» Даниэля Дефо. 1863 г.
Художественная галерея Манчестера.
Исторический роман Даниэля Дефо (1722) представляет собой романизированный отчёт об опыте человеческого выживания во время Великой Чумы. Великая эпидемия чумы в Лондоне произошла в 1665–1666 годах. Погибло около 100.000 человек.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Чума в Лондоне. Пораженный чумой дом.
Иллюстрация к «Дневнику чумного города» Даниэля Дефо. 1863 г.
Бумага, карандаш. Художественная галерея Манчестера.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Чума в Лондоне: Заключенная семья совершает побег
из тюрьмы. Иллюстрация к «Дневнику чумного города» Даниэля Дефо. 1863 г.
Бумага, карандаш. Художественная галерея Манчестера.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Чума в Лондоне. Беглец найден мертвым крестьянами.
Иллюстрация к «Дневнику чумного города» Даниэля Дефо. 1863 г.
Художественная галерея Манчестера.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Соломон Игл (Орел) предупреждает нераскаявшихся.
1863 г. Картон, масло. 20 х 13,4 см. Музей и художественная галерея Хартлпула,
Дарем, Англия.
Религиозная склонность художника проявилась и во многих других работах: «Христос и Петр», «Добрый Пастырь», «Любовь и Время», «Соломон Игл (Орел) проповедует нераскающихся». Тема последней работы заимствована из романа Уильяма Харрисона Эйнсворта «Старый святой Павел» и представляет собой своеобразную проповедь на тему мильтоновского: «Восстаньте же, не то конец всему!». Мы видим полубезумного фанатика, который ходит по Лондону во время Великой чумы с пылающей жаровней на голове, осуждает грешников и призывает их к покаянию.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Из книги «Современная иллюстрация»
Джозефа Пеннелла, Лондон, 1895 г.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Ярмарка тщеславия. Иллюстрации к «Путешествию пилигрима» Джона Баньяна.
Лондон, Simpkin Marshall, 1864 г.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Христианин низвергнут Аполлионом. («Не радуйся ни чему, когда упал твой враг,
я встану»). Иллюстрации к «Путешествию пилигрима» Джона Баньяна. Лондон, Simpkin Marshall, 1864 г.
Гравюра на дереве Джозефа Суэйна.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Мальчик с яблоком. Частное собрание.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Одиннадцать часов утра. 1864 г. Бумага, акварель.
Художественная галерея Манчестера.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Игривый котенок. 1860-е гг.
Бумага, акварель. 34 x 27,5 см. Частное собрание.
Шилдс был глубоко верующим человеком, и эта черта ярко отразилась в его творчестве. Вдохновлённый иллюстрациями прерафаэлитов к изданию «Стихотворений» Теннисона, опубликованному в 1857 году, Шилдс также обратился к чёрно-белым иллюстрациям. Хотя он проиллюстрировал очень мало текстов, его помнят по иллюстрациям к «Пути паломника» Джона Баньяна (1864) — изданию практически без текста. Как и многие представители кружка прерафаэлитов, он находился под влиянием Альфреда Рета и связанных с ним немецких художников-гравёров на дереве предыдущих десятилетий.
В 1865 году Шилдс был избран членом Королевского общества акварелистов, но только в 1876 году, после поездки в Италию, окончательно поселился в Лондоне.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Субботний вечер. 1865 г. Рисунок красным мелом.
Центральная библиотека Манчестера.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Эскиз одного из наших хлебопеков. 1865-1866 гг. Бумага, акварель, гуашь. 18 x 26 см.
Частное собрание.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Сомерсетширская игра - Спрячь палку - Горячую или холодную. 1866 г.
Бумага, акварель. Художественная галерея Манчестера.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Мечта мальчика-барабанщика. 1866 г. Бумага, акварель, тушь. 29,8 х 48,5 см.
Британский музей, Лондон.
Эта акварель, выполненная гуашью, изображает мальчика, спящего на травянистом утесе с видом на море. Он одет в красно-синюю военную форму и шляпу и лежит рядом со своим барабаном. На заднем плане можно увидеть трех мужчин в форме. Шилдс провел несколько месяцев недалеко от военного лагеря в Сэндгейте, Кент. Именно в это время он нашел вдохновение для создания воображаемых произведений, отражающих трагическую реальность детей-сирот Крымской войны. Что еще раз подтверждает истину: Англичане, не суйтесь с войной в Россию!
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Портрет женщины, возможно, жены Матильды Бут. 1868 г.
Бумага, карандаш. 40 х 31 см. Аукционный дом Bonhams, Лондон, 2025 г.
Лот продан за GBP 1000 фунтов.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Этюд к портрету Лены Перс. 1870 г. Серая бумага, уголь, белила.
38,1 х 34,3 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2000 г. Лот продан за GBP 16.450 фунтов.
С надписью «Этюд углем Лены В. Перс Фредерика Шилдса: Этот этюд всегда висел в его студии, так как он никогда не хотел с ним расставаться, но после его смерти он был выставлен вместе с его прекрасными дизайнами и этюдами в Лондоне в октябре 1911 года на «Выставке памяти Шилдса»... Манчестер, Художественная галерея Манчестер-Сити, Собрание работ Фредерика Шилдса , 1907, вероятно, № 131, «Этюд головы (пастель - для картины)», предоставленный художником.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Этюд головы молодой девушки. 1874 г. Бумага, уголь, белила.
Аукцион https://www.arcadja.com.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Песня весны (A Song of Spring). 1870 г.
Бумага, акварель, пастель. 38 x 25,5 см. Частное собрание.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Золотистые волосы (С опущенными веками, скрывающими ее ясные, милые глаза).
1900 г. Бумага, темпера, акварель. 31,8 х 39,7 см. Частное собрание.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Данте Габриэль Россетти рисует картину «Сон наяву»,
или «Дневной сон» (The Day Dream). 1880 г. Бумага, каранлаш.
В 1864 году Шилдс переехал в Лондон, где познакомился с Данте Габриэлем Россетти и группой прерафаэлитов через Джорджа Баттерворта, студента и бывшего ассистента Джона Рёскина, а также испытал влияние творчества Уильяма Блейка. Знакомство и слова поддержки Россетти в адрес его работ стали важным поворотным моментом в творческой карьере и стилистическом развитии Шилдса. Отношения с Россетти и его семьей всегда оставались очень близкими. В 1865 году он был избран членом Старого общества акварелистов, а в 1876 году, после поездки в Италию, переехал на постоянное место жительства в английскую столицу.
Церковь Всех Святых в Берчингтоне, где находится могила Россетти, и два витражных окна
заказанных матерью Фредерику Шилдсу.
Отношения Шилдса семьёй Россетти оставались очень близкими. Он постоянно переписывался с его сестрой, поэтессой Кристиной Россетти, а в 1883 году, после смерти Д.Г. Россетти, его мать заказала у Шилдса «два витража для маленького окна, выходящего на могилу Данте Габриэля Россетти на кладбище в Бирчингтоне, недалеко от Маргейта».
1.Окна Россетти. 2. Данте Габриэля Россетти «Пасха в Святом семействе». 1855-1856 гг.
Первое окно (слева) — это собственный рисунок Россетти, адаптированный Фредериком Шилдсом из «Пасхи в Святом семействе: сбор горьких трав» (Акварель, 1855–1856, Галерея Тейт). Второе окно, созданное Фредериком Шилдсом, изображает «Христа, ведущего слепого из Вифсаиды». Надпись под окном гласит: «Во славу Господа и в память о моём сыне Габриэле Чарльзе Данте Россетти. Родился в Лондоне 12 мая 1828 года. Умер в Бирчингтоне на Пасху 1882 года».
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Мертвый Россетти. 1882 г. Бумага, цветные мелки. 33,7 х 27,9 см.
Художественный музей штата Делавэра, Уилмингтон, США.
В отрывке из дневника брата Россетти говорится, что человек из компании «D Brucciani & Co.» в Лондоне получил заказ на слепок лица Габриэля. Работа крайне разочаровала родственников умершего. Поэтому семья попросила Шилдса сделать его портрет, что он и сделал. Шилдс записал в своём дневнике: «Сделал две копии (в ужасном состоянии) портрета Россетти для Кристины и Джорджа Уоттса», последний тоже написал портрет Россетти еще при его жизни в 1871 г.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Мастерская и комната, где умер Уильям Блейк. 1882-1911 гг. Холст, масло. 30,5 x 39,5 см.
Художественная галерея Манчестера.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Мастерская и комната, где умер Уильям Блейк. 1880 г. Бумага, акварель. 21,6 х 30,5 см.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Дизайн книги А. Гилкриста «Жизнь Уильяма Блейка». 1880 г.
15 августа 1874 года в Манчестере Шилдс женился на Матильде Бут (род. 1856), известной как Сисси, молодой девушке, которая была его моделью. Её семья и друзья Шилдса были обеспокоены отношениями между 18-летней девушкой и 41-летним мужчиной, но брак сочли неожиданным. Вскоре Шилдс отправился в путешествие по Европе и в 1875 году оставил свою молодую жену в школе-интернате в Брайтоне, которой руководили Маргарет Алексис Белл и Мэри Брэдфорд. Он регулярно посещал их прежнюю школу Уиннингтон-Холл вместе с другими художниками-прерафаэлитами. Младшая сестра Матильды, Джесси (род. в 1870 году), была удочерена семьёй Шилдс вскоре после их свадьбы и на несколько лет отправлена в школу. Брак не был удачным. У них не было детей, и большую часть времени они жили раздельно. В 1891 году Сисси ушла от него.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Фабричные девушки на ярмарке старой одежды, Нотт-Милл, Манчестер. Эскиз.
1875 г. Бумага, акварель. 25 х 33,3 см. Художественная галерея Манчестера.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Фабричные девушки на ярмарке старой одежды, Нотт-Милл, Манчестер. 1889 г.
Холст, масло. 135,9 x 185,4 см. Частное собрание.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Печаль (Скорбь). 1873 г. Зеленая бумага, уголь, цветные мелки. 58,3 х 53 см.
Национальная галерея Виктории, Мельбурн.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Святая Бибиана. 1875 г. Картон, масло. 28,5 x 12,5 см.
Музей и художественная галерея Хартлпула, Дарем, Англия.
Святая Бибиана (Вивиана, или Вивиан) - римская девственница-мученица IV век н.э.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Этюд сидящей молодой девушки. 1870 г. Бумага, акварель.
Художественная галерея Манчестера.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Женщина и ребенок на берегу моря. 1872 г.
Бумага, акварель. Художественная галерея Манчестера.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Этюд ветки цветущей яблони. Использован в картине «Видения Фьямметты» Россети.
1878 г. Бумага, акварель. 54 x 29,2 см. Аукционный дом Bonhams, Лондон, 2015 г. Лот продан за GBP 1.187,5 фунтов.
Данте Габриэль Россетти (1828-1882). Видение Фьяметты. 1878 г.
Холст, масло. 140 × 91 см. Коллекция Эндрю Ллойда Уэббера.
Наиболее важным наследием Фредерика Шилдса являются три последовательные серии дизайнов витражей и настенных росписей для часовни Итон-Холл в Чешире, резиденции герцогов Вестминстерских (1876-1888); для частной часовни Уильяма Хоулдсворта в Килмарноке (1877-1879) и для церкви Святой Елизаветы, Реддиш, Стокпорт (1881-1883); и, наконец, для часовни Вознесения на Бэйсуотер-роуд, Лондон (1888-1910).
Часовня Итон-Холл, графство Чешир
Часовня Итон-Холл, Чешир. Вид с юга.
Загородный дом Итон-Холл в Чешире был спроектирован Альфредом Уотерхаусом и построен в 1873–1874 годах для Хью Лупуса Гросвенора, 1-го герцога Вестминстерского (1825–1899). На севере поместья находится часовня Итон-Холл. С 1876 по 1888 год Фредерик Шилдс создавал витражи и каменные мозаики для часовни, основанные на теме «Te Deum Laudamus» («Мы славим Тебя, Господи»).
Интерьер часовни Итон-Холл в Чешире.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Витражи в часовне Итон-Холл, Чешир. 1880 г.
В конце 1876 года Шилдс и Форд Мэдокс Браун вступили в переговоры с городским советом Манчестера по поводу оформления Большого зала новой ратуши Альфреда Уотерхауса, одного из самых величественных зданий в стиле неоготики. Работа должна была быть разделена между двумя художниками, и Шилдс отвечал за шесть фресок. Однако со временем, когда Браун приблизился к завершению своей части работы, Шилдс передал оставшуюся часть проекта Брауну.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Эскизы витражей для часовни Итон-Холл. Слева направо: Святые Лазарь, Варнава,
Аквила и Присцилла. 1889 г. Британский музей, Лондон.
Эта масштабная работа помогла Шилдсу прояснить и сформулировать свои мысли об искусстве применительно к вере: «Почти девяносто сюжетов, не изолированных друг от друга, а таких, которые можно было бы связать в благословенную последовательность, чтобы сердце горело, а разум был быстр в достижении великой цели - прославления Бога и Его Сына Иисуса Христа из жизни апостолов, пророков, мучеников и Святой Церкви всех времён». Эта работа прочно закрепила за ним международную известность.
.Д. Шилдс (1833-1911). Дизайн для витражей часовни Итон-Холл.
Святой Лазарь. 1889 г. Бумага, кисть. 115,2 х 58,1 см.
Британский музей, Лондон.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Дизайн для витражей часовни Итон-Холл.
Святой Варнава. 1889 г. Бумага, кисть. 101,9 х 46,9 см.
Британский музей, Лондон.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Дизайн для витражей часовни Итон-Холл.
Святые Присцилла и Аквилла. 1889 г. Бумага, кисть. 112,2 х 60,7 см.
Британский музей, Лондон.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Дизайн для витражей часовни Итон-Холл с изображением
двух святых. 1889 г. Бумага, акварель, карандаш. 23 x 16,5 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2001 г.
Лот продан за GBP 1.410 фунтов.
Часовня У. Х. Хоулдсворта в Килмарноке (1877-1879) и церковь Святой Елизаветы в Реддише, Стокпорт (1881-1883).
В 1876 году Шилдс получил заказ от Альфреда Уотерхауса на создание витражей для часовни в Кудхэме, Килмарнок. Успех этого предприятия привёл к тому, что архитектор получил дополнительные заказы, в том числе на витражи и мозаику для часовни герцога Вестминстерского в Итоне. Декоративная схема этого здания полна сложной религиозной символики.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). «Святой Иоанн Креститель» для церкви Святой Елизаветы, Реддиш 1877 г.
Художественная галерея Манчестера. 2. Свет мира. 1878 г. Частное собрание.
Шилдс написал вариацию «Света мира» в 1878 году для витража, заменив взрослого Христа младенцем Христом, сокрушающим змею Зла и несущим фонарь под присмотром ангела.
В 1877–1879 годах Фредерик Шилдс создал эскизы на тему «Торжество веры». Они должны были украсить частную часовню промышленника и владельца мельниц Уильяма Хоулдсворта. Он родился в Манчестере, но в итоге поселился в Килмарноке, Шотландия, и именно там должны были появиться эскизы Шилдса. Эскизы были выполнены в 1878–1879 годах. Александр Макларен, увидевший их в апреле 1879 года, написал: «Полные благоговейной мысли и глубокой назидательности в силе и гармонии, в весомом значении, выраженном в прекрасной форме, в восхитительном и не слишком туманном символизме, они, как мне кажется, превосходят всё, что вы сделали, насколько я знаю. Я только жалею, что они будут похоронены в яме в Эйршире».
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). 1. Торжество веры Авеля. 2. Торжество веры Авраама и Исаака. Дизайн витражей
для церкви Святой Елизаветы в Реддише. 1883 г. Оба - Художественная галерея Манчестера.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). 1. Святой Фома. Дизайн витража для часовни Итон-Холл в Чешире. 1878 г. Синяя бумага, акварель, гуашь, карандаш. 18,8 х 7,8 см. Британский музей, Лондон. 2. Святой Матфей. Эскиз витража. Светло-желтая бумага, карандаш, размывка. 163,8 х 64,2 см. Частное собрание.
От идеи использовать проекты Шилдса в часовне Килмарнок в конце концов отказались. Несколько лет спустя проекты были переработаны и повторно использованы в церкви Святой Елизаветы в Реддише, Стокпорт, которая была построена по заказу У. Х. Хоулдсворта Альфредом Уотерхаусом. Церковь была спроектирована в неоготическом стиле и построена в 1881–1883 годах. По сравнению с часовней Килмарнок декоративная схема была значительно расширена, а эскизы Шилдса послужили основой для витражей. Сами рисунки были куплены у Фредерика Шилдса производителем хлопка из Манчестера Генри Стейнталем Гиббсом (1829–1894) и в конечном итоге попали в Манчестерскую художественную галерею.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Триптих. Аллегорическая фигура войны (в центре). 1880 г. Бумага, акварель.
Художественная галерея Манчестера.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Триптих. Аллегорическая фигура Мира (слева). Бумага, акварель.
2. Аллегорическая фигура Жертвоприношения (справа). Бумага, акварель. Оба – 1880 г.
Художественная галерея Манчестера.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Этюд ангела (Аллегория лета). 1880 г. Бумага, акварель, карандаш. 65,5 х 58,5 см.
Частное собрание.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Ангел с коронованным крестом. Картон для витража в часовне Итон-Холл, Чешир.
1889 г. Рисунок кистью серой размывкой. 67,8 х 105,9 см. Британский музей, Лондон.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Ангел с кадилом. Картон для витража в часовне Итон-Холл, Чешир. 1889 г.
Рисунок кистью серой размывкой, акварель, графит. 69,6 х 104,2 см. Британский музей, Лондон.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). 1. Мария Магдалина. 1879 г. Бумага, акварель, карандаш. 97,8 х 54,6 см. Частное собрание. 2. Мария Магдалина. Холст, масло. Возможно, холст связан с заказом на часовню Итон-холл в Чешире.
О Шилдсе писали: «Он в каждом нерве своем намного больше, чем художник». Он был убежден, что искусство требует освящения и что чистота сердца и мыслей обязательны для достижения достойных результатов. И вдобавок к такой душевной открытости он обладал художественным талантом самого высокого порядка. Всю свою жизнь Шилдс практиковал искусство, заключенное в чрезвычайно узкие рамки, и, несмотря на такое самоограничение, при всей решительной возвышенности замыслов, его творчество отличает редкая точность рисунка.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Великий начальник, или Тайная вечеря (The Great Supper). Эскиз настенной росписи.
1880-е гг. Холст, масло. 81,5x276,5 см. Аукционный дом Pandolfini, Флоренция, 2015 г.
Эстимейт EUR 13.000 - 18.000 евро.
По устной традиции считается, что эти четыре картины Шилдса происходили из коллекции лорда Мориса Эгертона
из Таттона в поместье Таттон-Парк в графстве Чешир, Англия.
a) ЗАБЛУДШАЯ ОВЦА (The Lost Sheep).
b) ТАЛАНТЫ (The Talents).
c) ВЕЛИКИЙ НАЧАЛЬНИК (The Great Supper).
d) ВОЗВРАЩЕНИЕ БЛУДНОГО СЫНА (The Return of the Prodigal Son).
Холст, масло. 81,5x205 см (a, d), 81,5x276,5 см и без рамы (b, c)
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Таланты (The Talents). Эскиз настенной росписи. 1880-е гг. Холст, масло.
81, 5 x 276,5 см. Аукционный дом Pandolfini, Флоренция, 2015 г. Эстимейт EUR 13.000-18.000 евро.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Возвращение блудного сына (The Return of the Prodigal Son). Эскиз настенной росписи.
1880-е гг. Холст, масло. 81,5 x 205 см. Аукционный дом Pandolfini, Флоренция, 2015 г.
Эстимейт EUR 13.000-18.000 евро.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Заблудшая овца (The Lost Sheep). Эскиз настенной росписи. 1880-е гг. Холст, масло.
81,5 x 205 см. Аукционный дом Pandolfini, Флоренция, 2015 г. Эстимейт EUR 13.000 - 18.000 евро.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Христос выводит слепого из Вифсаиды. 1882 г.
Бумага, акварель, графит, цветные карандаши, гуммиарабик. 84,9 х 41 см.
Художественный музей штата Делавэр, Уилмингтон, США.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Этюд к картине «Христос выводит слепого из Вифсаиды».
1890-1910 гг. Бумага, графит, тушь, мел и гуашь. 30,5 х 19,7 см.
Художественный музей штата Делавэр, Уилмингтон, США.
Фредерик Г. Смит; ранее приписывались Данте Габриэлю Россетти; ранее приписывались Фредерику Джеймсу Шилдсу. 1. Земля. 2. Огонь. 3. Аллегория воды. 4. Воздух. 5. Вода. 1888-1889 гг. Эскизы витражей. 1889-1890 гг. Институт искусств Миннеаполиса, штат Миннесота, США.
Целая детективная история произошла с этими эскизами витражей. Атрибуция четырех впечатляющих дизайнов витражей из коллекции Института искусств Миннеаполиса, штат Миннесота, США была вековой головоломкой для искусствоведов. Крупномасштабные картоны, представляющие четыре стихии, были приобретены в 1910 году, как работа известного британского художника-прерафаэлита Данте Габриэля Россетти (1828-1882). Эта атрибуция была основана на поддельной монограмме «DGR», выгравированной в нижнем крае каждого из рисунков. На протяжении многих лет предлагались имена других художников - Фредерик Джеймс Шилдс (1833-1911), Генри Холидей (1839-1927), - но консенсус среди экспертов не был найден. Однако, имя Фредерика Шилдса, как автора данных эскизов витражей, указано в монографии Перси Бейта «Прерафаэлиты» 1901 года и перепечатано в московском издании 2019 года.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Эскизы витражей. 1. Земля. Из серии «Четыре стихии». Бумага, тушь, карандаш, перо. 179,4 x 63,2 см. 2. Огонь. Из серии «Четыре стихии. Бумага, тушь, карандаш, перо.
179,4 x 63,2 см. 1888-1889 гг. Институт искусств Миннеаполиса, Миннесота, США.
В декабре 2015 года, ровно через 105 лет после того, как рисунки были переданы музею, личность художника была восстановлена. Карикатуры являются работой британского художника Фредерика Г. Смита. Питер Кормак, известный исследователь британского и американского витражного стекла, выявил Ф. Смита и также определил проект, для которого они были созданы, - парадную лестницу в Эвери-Хилл на юго-востоке Лондона. Смит был партнером лондонской фирмы Campbell, Smith, & Co., и он, вероятно, выполнил эти карикатуры между 1888 и 1889 годами, когда дом реконструировал полковник Джон Т. Норт. Витраж был завершен к 1890 году, но Эвери-Хилл сильно пострадал во время Второй мировой войны. В 1982 году музей приобрел витражную панель, непосредственно связанную с серией, представляющую аллегорию «Воды». Происхождение неизвестно. Стекло примерно в два раза меньше рисунка. Возможно, он был создан в Эйвери Хилле, или же компания Campbell, Smith & Co. выполнила несколько версий проектов Смита.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Эскизы витражей. 4. Воздух. Из серии «Четыре стихии». Бумага, тушь, карандаш, перо. 174.3 x 63,8 см. 5. Вода, из серии «Четыре стихии». Бумага, тушь, карандаш, перо. 174 x 62,9 см. 1888-1889 гг. Институт искусств Миннеаполиса, Миннесота, США.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). 1. Эскизы витражей. Аллегория воды. 1888-1890 гг. Бумага, тушь, карандаш, перо.
83,2 x 42,9 см. Институт искусств Миннеаполиса, Миннесота, США. 2. Терпение. Холст, масло. 188 х 62 см.
Музей и галерея в Университете Боба Джонса, Гринвилл, Южная Каролина, США.
1. Ангел спасает Ананию, Азарию и Мисаила из огненной печи. Эскиз витража. 1889 г. Бумага, тушь, карандаш.
117 х 61 см. 2. Ева, Каин и Авель. Эскиз витража. 1889 г. Бумага, уголь, карандаш, белила. 134 х 47,5 см.
Оба - Частное собрание.
Фредерик Шилдс также очень близко подружился с художницей Эмили Гертрудой Томсон (1850-1929). Он совместно с ней заказал витраж под названием «Окно Бритомарта» в Челтенхемском женском колледже, основанный на шести картинах, взятых из аллегории Спенсера «Королева фей». Эмили нарисовала портрет Фредерика Шилдса (показан в начале поста), и когда он наконец удалился в Мертон в графстве Суррей, она часто навещала его.
Витражи Эмили Томсон «Бритомарт» можно увидеть в женском колледже Челтнема, расположенный в двух часах езды от Лондона. Витражи основаны на шести картинах из аллегории Эдмунда Спенсера «Королева фей» и были созданы компанией «Heaton, Butler and Bayne» в 1881-1882 гг. Томсон спроектировала четыре окна, в том числе «Леди Найт», а Фредерик Шилдс спроектировал два — первое и пятое.
Эмили Гертруда Томсон (1850-1929), Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Витражи «Окно Бритомарта» (1 и 2). 1881-1882 г. Челтенхемский женский колледж. Справа Леди Найт, якобы, одна из леди-студенток женского колледжа Челтнема.
Эмили Гертруда Томсон (1850-1929), Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Витражи «Окно Бритомарта» (3 и 4). 1881-1882 г. Челтенхемский женский колледж.
Эмили Гертруда Томсон (1850-1929), Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Витражи «Окно Бритомарта». Окно 5 «Победа» и 6. 1881-1882 г. Челтенхемский женский колледж.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Благовещение Девы Марии архангелом Гавриилом о том,
что она родит Христа. 1894 г. Холст, масло. 84,5 x 53,5 см.
Художественная галерея Манчестера.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Эмалевая плитка компании «Искусства и ремесла». 1890 г.
Эмаль. 11 х 11 см. Частное собрание.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Эмалевая плитка компании «Искусства и ремесла. 1890 г.
Частное собрание.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). «Легко спускаться в ад» (Facilis Est Descensus Averni). 1880 г. Бумага, акварель.
Художественная галерея Манчестера.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Поглощающая пасть дикого моря (пещеры Гулио, Сарк). 1894 г.
Холст, масло. 64 x 78,1 см. Художественная галерея Манчестера.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Изобретение искусства. 1898 г. Холст, масло. 55,9 x 66,4 см.
Аукционный дом Bonhams, Лондон, 2023 г. Лот продан за GBP 4.480 фунтов.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Изабелла Уэллс. 1890-е гг. Бумага, черный, белый
и красный мел. 42,7 х 32,6 см. Библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Зарядное устройство «Чарджер» (Charger). Фрагмент из эмали. Около 1890 г.
Высота: 5,5 см, диаметр: 30,5 см. Антикварный магазин Titus Omega, Лондон.
Медная тарелка «Искусства и ремесла» с расписанной вручную эмалевой пластиной с изображением двух русалок.
Слово «charger» появилось примерно в 1275–1325 годах от среднеанглийского «chargeour». Раньше «charger» означало либо большое блюдо, либо большую неглубокую тарелку для жидкостей. Обычно они больше, чем обычные обеденные тарелки. Подставки для тарелок могут собирать кусочки еды и предотвращать проливание и беспорядок, из-за которого скатерть может испачкаться или еда может попасть на стол. Подставки также помогают сохранять тепло в посуде, поскольку они располагаются непосредственно под тарелками и мисками.
Ф.Д. Шилдс (1833-1911). Зарядное устройство «Чарджер» (Charger). Фрагмент из эмали. Около 1890 г.
Pелигиозная тема едва ли вдохновляла большинство прерафаэлитов в такой же степени, как романтические и поэтические концепции, но для одного из них она была настолько же бездонным источником вдохновения, как и для сэра Ноэля Патона. Фредерик Шилдс, подобно Артуру Хьюзу, жил тихой и непритязательной жизнью, и очень немногие знали о масштабах его творчества. Дело, быть может, в том, что собственно живописных произведений, в строгом смысле слова, Шилдс создал сравнительно немного, в основном посвятив себя декоративному искусству.
ИСТОЧНИКИ
Перси Бейт. Прерафаэлиты. Перевод Ю. Кулишенко с первого английского издания 1901 года.
Москва, Издательство «Эксмо», 2019 г. - Стр. 191-195.