Уолтер Крейн. Фотограф: Герберт Роуз Барро, 1900 г.
Уолтер Крейн (1845-1915) родился в Ливерпуле в семье портретиста и миниатюриста Томаса Крейна. Во время своего раннего ученичества у гравера Уильяма Джеймса Линтона у него была возможность близко познакомиться с работами Россетти, Милле и других членов Братства прерафаэлитов, которые, наряду с его интересом к итальянскому ренессансу, японскому искусству и дизайну, оказали большое влияние на его собственное творчество. Во время длительного пребывания в Италии в 1871–1873 годах его всё больше привлекала пейзажная живопись. Фредерик Лейтон познакомил его с Джованни Костой и пейзажной живописью других представителей Этрусской школы, и по возвращении в Лондон пейзажи стали чаще появляться в его работах. Однако он, вероятно, по-прежнему наиболее известен как ведущий представитель эстетического движения и своими иллюстрациями к детским книгам, декоративными сюжетами, радикальными убеждениями и тесной связью с социалистическим движением.
Эдвард Берн-Джонс (слева) и Уильям Моррис в саду особняка Берн-Джонса
на «Мызе» в Фулхэме. Фото около 1890 г.
В 1880-е и 1890-е годы Уолтер Крейн проиллюстрировал 16 детских романов миссис Молсуорт в чёрно-белом варианте. В 1894 году он сотрудничал с Уильямом Моррисом в оформлении страниц книги «История сверкающей равнины», опубликованной в «Келмскотт Пресс» и выполненной в стиле итальянских и немецких гравюр на дереве XVI века. Крейн иллюстрировал издания «Королевы фей» Эдмунда Спенсера (19 томов, 1894–1896) и «Календаря пастуха», а также «Али-Бабу и сорок разбойников» (1873), «Счастливого принца и другие рассказы» Оскара Уайльда (1888), издание «Легенд о короле Артуре», «Цветочную свадьбу». А в 1900 году Судья Парри пересказывает «Дон Кихота» Сервантеса. Крейн также иллюстрировал книги Нелли Дейл «Обучение чтению на английском», «Шаги к чтению», «Первый букварь», «Второй букварь», «Детский букварь», «Книга I» и «Книга II». Скорее всего, они были написаны в период с 1898 по 1907 год.
Уолтер Крейн (1845-1915). Гонки на колесницах. Два рисунка пером и чернилами для украшения
выставочного центра «Олимпия» в Кенсингтоне. D=23 см. 1886 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Карта мира, показывающая границы Британской империи. 1886 г.
Цветная литография. Коллекция библиотеки Корнеллского университета, США.
Уолтер Крейн (1845-1915). Карта мира, показывающая границы Британской империи. Фрагмент. 1886 г.
Цветная литография. Коллекция библиотеки Корнеллского университета, США.
Уолтер Крейн (1845-1915). Америка. Королевский колледж, Лондон. 1886 г.
Гипс цвета желтой и красной охры.
Эти несколько панелей из выцветшего желтого и красно-охристого гипсового рельефа теперь украшает заднюю часть велосипедной стоянки возле библиотеки Чансери-Лейн в Королевском колледже в Лондоне. Как гласит информационная табличка, они были спасены со стены старого офисного здания Дома Святого Дунстана на соседней улице Феттер Лейн, которая ведет к улице Холборн. В здании размещалось издательство, выпускавшее английский перевод 1876 года романа Жюля Верна «Вокруг света за восемьдесят дней», поэтому можно предположить, что это был их заказ.
Уолтер Крейн (1845-1915). Европа. Королевский колледж, Лондон. 1886 г.
Гипс цвета желтой и красной охры.
Уолтер Крейн (1845-1915). Африка. Королевский колледж, Лондон. 1886 г.
Гипс цвета желтой и красной охры. охры.
Уолтер Крейн (1845-1915). Австралазия. Королевский колледж, Лондон. 1886 г.
Гипс цвета желтой и красной охры.
Уолтер Крейн (1845-1915). Индия. Королевский колледж, Лондон. 1886 г.
Гипс цвета желтой и красной охры.
Уолтер Крейн (1845-1915). Канада. Королевский колледж, Лондон.
1886 г. Гипс цвета желтой и красной охры.
Уолтер Крейн (1845-1915). Иллюстрация к стихотворению Дж. Артура Блейка
«Примирение». Опубликовано в «Журнале искусств», 1886-1887 гг.
Уолтер Крейн (1845-1915). Обложка книги «Три Романса» (Three R’s, так в оригинале).
Гравировка и цветная печать Эдмунда Эванса. Лондон, George Routledge & Sons, 1886 г. Размер 19 х 17,8 см.
Переплет в стиле «Искусства и ремесла», сочетающий в себе разнообразные декоративные и образные мотивы
и сильные хроматические контрасты. Это еще одно переиздание более ранних «Книг-игрушек».
Уолтер Крейн (1845-1915). Детский Эзоп (The baby's own Æsop). Гравюра Эдмунда Эванса.
Лондон, George Routledge & Sons, 1887 г.
Эзоп - легендарный древнегреческий баснописец. Предположительно жил около 600 г. до н.э. Оригинальные произведения Эзопа не сохранились. Древнейшие «басни Эзопа» дошли до нас в позднейших поэтических переработках. Уолтер Крейн предпринял издание басен Эзопа в пересказе для детей.
Уолтер Крейн (1845-1915). Детский Эзоп. Титульный лист и иллюстрация (1). 1887 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Детский Эзоп. Иллюстрации (2-3). 1887 г. Справа «Лиса и журавль».
Уолтер Крейн (1845-1915). Детский Эзоп. Иллюстрации (4-5). 1887 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Детский Эзоп. Иллюстрации (6-7). 1887 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Детский Эзоп. Иллюстрации (8-9). 1887 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Детский Эзоп. Иллюстрации (10-11). 1887 г. Слева «Жалоба павлина».
Уолтер Крейн (1845-1915). Детский Эзоп. Иллюстрации (12-13). 1887 г. Слева «Пленный трубач».
Уолтер Крейн (1845-1915). Детский Эзоп. Иллюстрации (14-15). 1887 г. Слева «Влюбленный лев».
Уолтер Крейн (1845-1915). Детский Эзоп. Иллюстрации (16-17). 1887 г.
Станковые картины Крейна, в основном аллегорические по сюжету, в том числе «Мост жизни» (1884) и «Жнец» (1891), регулярно выставлялись в галерее Гросвенор, а затем в Новой галерее. «Кони Нептуна» были выставлены в Новой галерее в 1893 году, и к ним можно отнести его «Радугу и волну».
Его разнообразная работа включает в себя примеры гипсового рельефа, плитки, витражей, керамики, обоев и текстиля, во всех из которых он применял принцип, согласно которому в чисто декоративном дизайне «художник работает свободнее и лучше всего без прямого обращения к природе и должен заучивать формы, которые он использует, наизусть». Выставка его работ разных жанров была проведена в галереях Общества изящных искусств на Бонд-стрит в 1891 году и в том же году самим художником была привезена в Соединённые Штаты. Впоследствии она была показана в Германии, Австрии и Скандинавии.
Уолтер Крейн (1845-1915). Пегас. 1889 г. Бумага, акварель, гуашь, гуммиарабик. 71 x 71 см.
Частное собрание.
Уолтер Крейн (1845-1915). Общество страхования жизни Фонда шотландских вдов.
1888 г. Цветная литография.
Уолтер Крейн (1845-1915). Лодки в итальянской гавани. 1889 г. Бумага, акварель.
37 x 26,7 см. Коллекция Алана М. Фортунофф. Онлайн-каталог Liss Llewellyn Fine Art.
Уолтер Крейн (1845-1915). Ров у Епископского дворца, кафедральный собор Уэллса.
1893 г. Бумага, акварель. Художественный музей штата Делавэр, Уилмингтон, США.
Уолтер Крейн (1845-1915). 1. Охота. 1886 г. 2. Павлиний сад. 1889 г. Обои по рисунку У. Крейна.
Изготовлены компанией Jeffrey & Co.
С начала 1880-х годов, сначала под влиянием Уильяма Морриса, Крейн был тесно связан с социалистическим движением. Он, как и сам Моррис, внёс большой вклад в то, чтобы искусство стало частью повседневной жизни всех классов. С этой целью он уделял много внимания дизайну текстиля и обоев, а также украшению домов, но он также использовал своё искусство для прямого продвижения социалистических идей. Будучи членом Социалистической лиги, он создал иллюстрацию на обложке 1885 года для их манифеста. В течение долгого времени он создавал еженедельные карикатуры для социалистических изданий «Джастис», «Коммонвел» и «Кларион». Многие из них были собраны в книге «Карикатурах ради дела».
Уолтер Крейн (1845-1915). «Королева Лета или Турнир лилий и роз». Издательство Cassell & Co., Лондон - Париж - Мельбурн, 1891 г. Иллюстрации (1-2)
«Когда Лето было на земле королевой, Она держала свой двор в зеленых садах, Прекрасно украшенных лепестками листьев, Где солнце оплетает нитями землю, Клетчатыми узорами бархатный газон…»
Уолтер Крейн (1845-1915). Королева Лета. Иллюстрации (5-6). 1891 г. Рыцари и прекрасные дамы в шелковых одеждах, белых и красных, приехали на турнир.
1891 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Королева Лета. Иллюстрации (9-10). 1891 г. Затем пронзительно закричали ветрокрылые глашатаи…
Уолтер Крейн (1845-1915). Королева Лета. Иллюстрации (11-12). 1891 г.
Среди белых и красных лепестков, с изображением роз и лилий, королева Лето заняла свое судейское место, где вся толпа цветов приветствовала ее.
Уолтер Крейн (1845-1915). Королева Лета. Иллюстрации (15-16). 1891 г.
Из роз и лилий скачут рати, чтобы поддерживать борьбу за жизнь. Роза благоволила Рыцарям верных девиц. Их вымпелы краснели с красивым оттенком…
Уолтер Крейн (1845-1915). Королева Лета. Иллюстрации (19-20). 1891 г.
Девушки болеюшие за рыцарей белых лилий (слева) и за рыцарей красных роз (справа)
Крейн также уделял много времени и сил неполитическим обществам, таким как Гильдия работников искусства, мастером которой он был в 1888 и 1889 годах, и Обществу выставок искусств и ремёсел, которое он помог основать в 1888 году. Он был вице-президентом Союза здоровой и красивой одежды, движения, основанного в 1890 году, целью которого было пропагандировать свободную одежду, противопоставляя её «жёсткости, тесноте и тяжести». Они выпустили множество брошюр, разъясняющих их позицию, в том числе одну под названием «Как одеваться без корсета», которую проиллюстрировал Крейн.
Хотя Крейн и не был анархистом, он сотрудничал с несколькими издательствами либертарианцев, в том числе с Liberty Press и Freedom Press. Ему приписывают дизайн и оформление фасада книжного магазина «The Bomb Shop» Хендерсона на Чаринг-Кросс-роуд, 66, специализировавшегося на левой и радикальной литературе.
Уолтер Крейн (1845-1915). Королева Лета. Иллюстрации (21-22). 1891 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Королева Лета. Иллюстрации (23-24). 1891 г.
Доблестные чемпионы не смогли подняться перед королевой Лета, чтобы получить ее приз.
Уолтер Крейн (1845-1915). Королева Лета. Иллюстрации (25-26). 1891 г. И каждому воину так говорила: Прочти судьбу своей битвы; Ни роза, ни лилия не растут высоко, Но бок о бок в равных правах…
Любовь не сгорает в пылу страсти, Но пылает золотом, непоколебима и сладка…
Уолтер Крейн (1845-1915). Королева Лета. Иллюстрации (29-30). 1891 г.
Жизнь и Любовь связаны вместе, И сильны, чтобы выдержать времена зимних ветров.
Уолтер Крейн (1845-1915). Королева Лета. Иллюстрации (31-32). 1891 г.
Поэт и художник восхваляют геральдику летних дней; А каждый благоухающий сад цветет лилией и розой.
Уолтер Крейн (1845-1915). Королева Лета. Иллюстрации (33-34). 1891 г.
Как роза, как лилия низко склонили голову, И каждый искал своего павшего врага...
Уолтер Крейн (1845-1915). Королева Лета. Иллюстрации (37-38). 1891 г.
Они скользили, как феи в небесах,
Музыка струилась, как серебряный свет,
Эхо отзывалось в лесной глуши,
В свинцовом сумраке, где шепчет дождь.
Сладкогласный соловей, как сон,
Растворялся в звуках, как в лунном мареве,
Вспыхивал, терялся, вновь обретал свой дом,
Как звезда, мерцающая в ночи.
Танцоры исчезали в тени,
Летняя зелень прятала их шаги,
Но мелодия, как вечная нить,
Связывала их с небом и снами.
(Стихи написаны ИИ на основе оригинального текста)
Уолтер Крейн (1845-1915). Королева Лета. Иллюстрации (39-40). 1891 г.
В 1887 году Крейн получил заказ от Эмили Баррингтон на роспись серии фресок для украшения недавно построенного зала Красного Креста в Саутуорке. Проект придумала активистка Октавия Хилл. Крейн нарисовал эскизы для девяти картин. Их показали на выставке в 1890 году. Из девяти картин сделали только три: «Элис Айрес» (1890): изображающая героиню пожара на Юнион-стрит. Пожар случился в 1885 году. «Джеймисон» (1892): изображающая два шотландских рабочих, которые погибли в 1874 году. «Спасение из колодца» (1894): изображающая инженера-строителя Джорджа Илза. В 1887 году 58-летний рабочий спас пятилетнего ребёнка из колодца. После 1894 года фрески больше не создавались. Это произошло из-за нехватки денег и других причин. Также оказалось, что газовое освещение портит картины. Сейчас зал Красного Креста принадлежит частным людям и судьба фресок неизвестна.
Уолтер Крейн (1845-1915). Кони Посейдона. 1893 гг. Холст, масло. 33,9 x 84,8 см.
Новая Пинакотека, Мюнхен.
Большая картина, возможно, самая известная картина Уолтера Крейна и одна из самых почитаемых картин символистов британского художника. Она была написана в 1893 году и выставлена в Новой галерее в том же году, а сейчас находится в коллекции Новой пинакотеки в Мюнхене. Картина была навеяна видом атлантических волн, разбивающихся о пляж в Вовинете в Нантакете в 1892 году.
Уолтер Крейн (1845-1915). Кони Посейдона. Фрагмент (1). 1893 гг. Холст, масло.
Новая Пинакотека, Мюнхен.
Уолтер Крейн (1845-1915). Кони Посейдона. Фрагмент (2). 1893 гг. Холст, масло.
Новая Пинакотека, Мюнхен.
Уолтер Крейн (1845-1915). Кони Нептуна. Эскиз. 1892 г. Холст, масло. 25 x 45 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2012 г. Эстимейт GBP 8.000 – 12.000 фунтов.
Уолтер Крейн (1845-1915). Нептун, морской царь. 1893 г. Холст, масло. Частное собрание.
Уолтер Крейн (1845-1915). Флора (Flora). 1891 г. 1st Art Gallery.
Уолтер Крейн (1845-1915). Вид из домика на пляже, Нантакет. Июль 1892 г. Бумага, карандаш, акварель,
гуашь. 26,4 х 35,8 см. Частное собрание.
Уолтер Крейн (1845-1915). Милосердие и Справедливость. Фрагмент проекта
здания Женского общества трезвости в Чикаго. Источник «Журнал искусств», 1893 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Плитки из фаянса со свинцовой глазурью с переводной печатью классической фигурой девушки «Огонь» (Ignis) и «Земля» (Terra) компании Maw & Co. 1880-е гг. Размер 15,3 х 15,3 см.
Музей Виктории и Альберта, Лондон.
Уолтер Крейн (1845-1915). Плитки из фаянса со свинцовой глазурью с переводной печатью классической девушки «Воздух» (Zephyria) и «Вода» (Acqva) компании Maw & Co. 1880-е гг. Размер 15,3 х 15,3 см.
Музей Виктории и Альберта, Лондон.
Уолтер Крейн (1845-1915). 1891 Девушка с золотым мячом и журавлем. Бум, акв, гуашь. 13,5 x 10,5 см.
Подписано и датировано «Эрнесту Г. Брауну от Уолтера Крейна '91'».
Эрнест Джордж Браун (1853/54-1915) был лондонским арт-дилером, который стал помощником директора Общества изящных искусств. В 1891 году в Обществе изящных искусств прошла выставка работ Уолтера Крейна. В том же году Крейн привез выставку в Америку.
Крейн вызвал споры, поддержав четырёх чикагских анархистов, казнённых в 1887 году по «Хеймаркетскому делу». В 1891 году, впервые посетив США в связи с выставкой своих работ, Крейн шокировал светское общество, появившись на собрании бостонских анархистов и выразив мнение, что подсудимые по «Хеймаркетскому делу» были казнены несправедливо. В своём отеле Крейн получил письмо о «безнадёжном разорении» среди американских меценатов из-за его поддержки анархистов. Финансовая поддержка прекратилась, а ужины в его честь отменены. В ответ Крейн написал письмо в прессу, объяснив, что не одобряет насилие и считает осуждённых невиновными. Этот инцидент стал одним из самых драматичных в его карьере. Позже Крейн раскритиковал британское правительство за Вторую англо-бурскую войну и присоединился к Комитету по прекращению войны.
Уолтер Крейн (1845-1915). Триумф труда. 1891 г. Гравюра на дереве. 16,2 x 38,2 см. Гравер Henry Scheu.
оллекция Тима Барринджера.
Уолтер Крейн создал серию рисунков, посвященных проблемам социализма, включая рисунок для Первого мая 1890 года и гравюру для Первомая 1891 года. В своих мемуарах он пишет: «Мы выпустили большую гравюру «Триумф труда», которую я нарисовал для Дня трудящихся. Генрих Шой предложил идею и выполнил гравюру. Картина изображала шествие рабочих с транспарантами и эмблемами, такими как «Земля народу - Свобода, Равенство, Братство - Пролетарии всех стран, соединяйтесь - Международная солидарность труда - Труд - источник богатства». Поскольку издание должно было выйти в разных странах, я повторил основные принципы на французском, немецком и, возможно, итальянском языках. Уильям Моррис похвалил меня, сказав, что это «лучшее, что я когда-либо сделал».
Уолтер Крейн (1845-1915). Триумф труда. 1891 г. Гравюра на дереве. 16,2 x 38,2 см. Гравер Henry Scheu.
Коллекция Тима Барринджера. «Триумф труда» был переиздан в 1976 году в виде открытки издательством
Journeyman и Мемориальной библиотекой Маркса в Лондоне.
Уолтер Крейн (1845-1915). Первое Мая 1895 г. Гравюра Отто фон Шлейница по рисунку У. Крейна.
Уолтер Крейн (1845-1915). 1 Мая. Пролетарии всех стран, соединяйтесь! (Карл Маркс).
1888 г. Гравюра на дереве. Открытка. Швейцарский профсоюзный образовательный центр.
Уолтер Крейн (1845-1915). Дело труда - надежда мира. Счастливого Рождества
и Нового года. 1897 г. Рождественская открытка.
Уолтер Крейн (1845-1915). Гирлянда на Первое Мая, посвященная рабочим. 1895 г. «Гирлянда на Первомай» (1895) - рисунок из книги «Карикатуры на благое дело: рисунки и стихи для социалистического и рабочего движения, 1886-1896», напечатанной и опубликованной издательством Twentieth Century Press, Лондон, где впоследствии размещалась Мемориальная библиотека Маркса.
Уолтер Крейн (1845-1915). Первое Мая. Кооперативное cодружество.
Мир для рабочих. 1900 г. Рисунок неоднократно переиздавался в газете
«The Coming Nation», Канзас в 1907, 1911, 1926 гг. и др. изданиях.
Уолтер Крейн (1845-1915). Майское дерево рабочих. Опубликовано в книге
«Искусство Уолтера Крейна», 1902 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Лучшая защита Британии. Опубликовано в книге
«Искусство Уолтера Крейна», 1902 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Памяти Парижской коммуны. Опубликовано в книге
«Искусство Уолтера Крейна», 1902 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Первое мая. Ежегодник пасхального искусства
за 1898 год: дополнительный номер «Журнала искусства». Лондон, 1898 г.
Интернет-архив и Институт искусств Гетти, Лос-Анджелес.
Уолтер Крейн (1845-1915). Международная солидарность труда.
Журнал «Светящиеся огни» (Die Glühlichter). Вена, 1896, 1915 гг.
Уолтер Крейн (1845-1915). Женщина-работница. Журнал для женщин,
членов профсоюза. Гравюра на дереве. 1916 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Международная солидарность трудящихся. 1896 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Альтернативный дизайн рисунка «Капиталист». 1888 г.
Бумага, ручка поверх карандаша. 38,1 x 27,9 см. Библиотека Хантингтона,
Художественный музей и Ботанический сад, Лос-Анджелес.
Уолтер Крейн (1845-1915). Эскиз к рисунку «Капиталист». 1888 г. Бумага, перо, тушь.
38,1 x 27,9 см. Библиотека Хантингтона, Художественный музей и Ботанический сад,
Лос-Анджелес.
Витражное стекло
Самыми ранними витражными окнами Крейна были несколько американских заказов со стеклом, изготовленным Уильямом Моррисом. Затем он получил британский заказ — витражи для новой агапемонской церкви Ковчега Завета в Лондоне. Эти витражи представляют собой смесь цветочных орнаментов ар-нуво на боковых окнах и изображений греха, позора и переводов Еноха и Илии. Они были завершены Сильвестром Спарроу и были описаны English Heritage как «самая значительная работа Крейна в этой области», а в обоснование отнесения церкви ко второму классу «витраж экстраординарен и представляет более чем особый интерес в контексте декоративно-прикладного витражного искусства». Что касается сэра Джона Бетджемана, то он назвал работу Крейна «самым богатым викторианским стеклом, которое я когда-либо видел».
Уолтер Крейн (1845-1915). «Поручение Петру» («Паси овец Моих»). Слева всё окно целиком и посвящение. Справа деталь с изображением Святого Петра и сельский пейзаж. 1891 г.
Ничто не может быть более подходящим для викария, чем изображение этого эпизода из Нового Завета в Евангелии от Иоанна 21:15-25. На картине Крейна на заднем плане справа сидит мальчик-пастух, а вокруг главных фигур — несколько овец (а также крупный рогатый скот и созревшая кукуруза). Изображение Агнца Божьего на посохе Иисуса напоминает нам о том, что самого Иисуса называли Агнцем Божьим, а посох напоминает нам о жезле и о роли, которую играли церковные служители, подобные тому, о котором здесь идёт речь.
Уолтер Крейн (1845-1915). «Вдова из Найна» («Не плачь»), в церкви Христа в Стритхэме, на юге Лондона. Спроектировано Уолтером Крейном и установлено в 1891 году в качестве первого окна в северном приделе.
Здесь Крейн изображает чудо, описанное святым Лукой. Оно происходит после того, как Иисус покинул Капернаум и вошёл в город Наин: «Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили мёртвого, единственного сына у матери его, а она была вдова; и много народа из всего города шло за нею». И когда Господь увидел её, Он сжалился над ней и сказал ей: «Не плачь». После этого, как сообщается, Иисус подошёл к гробу и воскресил юношу (Луки 12-15). Крейн изображает скорбящую мать, согнутую от горя, и пристальные взгляды мужчин по другую сторону гроба (возможно, тех, кто его нёс). Но над всем этим возвышается торжественная, властная, сострадательная фигура Христа.
Уолтер Крейн (1845-1915). Грех, стыд, болезнь и смерть. Два двухсветных окна по бокам от главного западного окна (бывшей) Церкви Ковчега Завета, которая была спроектирована для Агапемонитов архитектурным бюро «Иосиф Моррис & сыновья» в Аппер-Клэптоне (Стэмфорд Хилл), Лондон. Окна были спроектированы Уолтером Крейном и изготовлены J. S. Sparrow. Они были установлены в 1896 году.
Уолтер Крейн (1845-1915). Три апсидных окна в (бывшей) церкви Ковчега Завета, Слева направо: (а) Вознесение Илии на небо. (б) Голубь мира; Лев Иуды и Перенесение Еноха. 1896 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Три апсидных окна в (бывшей) церкви Ковчега Завета.
Слева направо: (а) Вознесение Илии на небо. (б) Голубь мира; Лев Иуды и
Перенесение Еноха. 1896 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Лето. 1895 г. Бумага, акварель, гуашь. 54,6 x 91,4 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2007 г. Лот продан за GBP 34.100 фунтов.
Свое согласие с духом и чувством живописи прерафаэлитов Крейн пронес через всю свою жизнь и даже в 1895 году был способен написать картину, которую можно назвать прерафаэлитской во всех отношениях. Это «Лето» - изображение прекрасной девы, лежащей посреди ромашковой поляны. Уолтер Крейн хотя официально и не входил в Братство прерафаэлитов, но был его поклонником и поддерживал их идеи. В аллегорической форме, как и любили прерафаэлиты, на картине «Лето» художник изобразил красоту и любовь к жизни.
Уолтер Крейн (1845-1915). Лилии. 1893 г. Холст, масло. 76 х 56 см.
Частное собрание.
Уолтер Крейн (1845-1915). Рекламный плакат шампанского
Champagne Hau & Co, Reims. 1894 г.
Музей современного искусства, Страсбург.
Уолтер Крейн (1845-1915). Лоэнгрин. 1895 г. Бумага, карандаш, цветные мелки.
91,5 х 55,9 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2003 г. Лот продан за GBP 20 315 фунтов.
Иллюстрации Уолтера Крейна из «Чудо-книги для девочек и мальчиков» Натаниэля Готорна. Бостон, 1893 год.
Натаниэль Готорн (1804-1864) - американский писатель и литератор, один из первых и наиболее общепризнанных мастеров американской литературы. Внёс большой вклад в становление жанра рассказа (новеллы) и обогатил литературу романтизма введением элементов аллегории и символизма.
Уолтер Крейн (1845-1915). Натаниэль Готорн. Рассказ «Голова Горгоны».
Персей и Грэйи. 1893 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Натаниэль Готорн. Рассказ «Голова Горгоны».
Нимфы вооружают Персея. 1893 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Натаниэль Готорн. Рассказ «Голова Горгоны».
Персей и Горгоны. 1893 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Натаниэль Готорн. Рассказ «Голова Горгоны».
Персей показывает голову Горгоны. 1893 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Натаниэль Готорн. Рассказ «Золотое прикосновение».
Явление незнакомца Мидасу. 1893 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Натаниэль Готорн. Рассказ «Золотое прикосновение».
Дочь Мидаса превращается в золотую статую. 1893 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Натаниэль Готорн. Рассказ «Золотое прикосновение».
Мидас с кувшином. 1893 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Натаниэль Готорн. Рассказ «Эпиметей и Пандора».
Пандора восхищается ларцом. 1893 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Натаниэль Готорн. Рассказ «Эпиметей и Пандора».
Пандора хочет открыть ларец. 1893 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Натаниэль Готорн. Рассказ «Эпиметей и Пандора».
Пандора открывает ларец. 1893 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Натаниэль Готорн. Рассказ «Три золотых яблока».
Геркулес и нимфы. 1893 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Натаниэль Готорн. Рассказ «Три золотых яблока».
Геркулес и морской старец (Нерей). 1893 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Натаниэль Готорн. Рассказ «Три золотых яблока».
Геркулес и Атлас. 1893 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Натаниэль Готорн. Рассказ «Волшебный кувшин».
Филемон и Бавкида. 1893 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Натаниэль Готорн. Рассказ «Волшебный кувшин».
Незнакомцы в пустыне. 1893 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Натаниэль Готорн. Рассказ «Волшебный кувшин».
Ухаживая за странниками. 1893 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Натаниэль Готорн. Рассказ «Химера».
Беллерофонт у фонтана. 1893 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Натаниэль Готорн. Рассказ «Химера».
Беллерофонт на Пегасе. 1893 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Натаниэль Готорн. Рассказ «Химера».
Беллерофонт убивает Химеру. 1893 г.
Крейн очень любил путешествовать. В 1880-х годах он посетил США, Индию, Италию, а также Германию, где его глубоко символистские картины «Белый рыцарь» (1870) и «Кони Посейдона» (1892) были очень популярны. Об этом очень красноречиво говорит тот факт, что в 1895 году Крейн был избран почётным членом Мюнхенской Академии изобразительных искусств. В течение многих лет художник выполнял обязанности директора Манчестерской Школы искусств; в 1897—1898 годах он также непродолжительное время возглавлял Королевский художественный колледж, преподавал в Школе ремёсел Южно-Кенсингтонского музея. Однако невозможность совмещать административную деятельность и художественное творчество вынудила его оставить эту должность.
Уолтер Крейн (1845-1915). Девы-лебеди. 1894 г. Холст, масло. 152,5 x 117 см.
Частное собрание.
Уолтер Крейн (1845-1915). Время маков. (Кухонное полотенце «Время маков»). 1893 г.
Бумага, гуашь. 57 x 45 см. Коллекция изобразительного искусства Университета Данди, Англия.
Уолтер Крейн (1845-1915). Восемь иллюстраций к пьесе Шекспира «Буря». 1893 г. Гравюры Дункана К. Далласа. Издательство J.M. Dent and Sons, Лондон, 1893 г. Тираж 650 экз. Обложка и титульный лист.
В специальном пасхальном выпуске «Художественного журнала» за 1898 год Крейн объяснил, что «иллюстрация к «Буре» Шекспира — набор из восьми рисунков (выполненных пером) и титульного листа, созданных для пьесы по приглашению мистера Дункана К. Далласа, с помощью которого были воспроизведены рисунки. Работа была опубликована господами «Дент и Ко» и выпущен просто как набор иллюстраций без текста.
Уолтер Крейн (1845-1915). Шекспир «Буря». Просперо: «По странной случайности благосклонная ко мне фортуна, дорогая теперешняя моя повелительница, привела моих врагов к этому берегу». Акт 1. Сцена II. 1893 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Шекспир «Буря». Танец нимф и жнецов. Акт 4. Сцена I. 1893 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Шекспир «Буря». Слышен шум охотников.
Входят разные духи в виде гончих и охотятся на них: Просперо и Ариэль
натравливают их. Акт 4. Сцена I. 1893 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Шекспир «Буря». Миранда. Я вас прошу, не тратьте столько сил! ...
Вы посидите, а пока за вас Я потружусь. Давайте мне бревно. Акт 3. Сцена 1. 1893 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Шекспир «Буря». Боцман: «Отсюда!
Какое дело этим крикунам до имени короля». Акт 1, сцена I. 1893 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Шекспир «Буря». Фердинанд: говорит: «Так вот она,
богиня, в честь которой Звучал тот гимн!». Акт 1. Сцена II. 1893 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Шекспир «Буря». Калибан: «Я уже говорил тебе,
что я в рабстве у тирана». Акт 3. Сцена II. 1893 г.
Уолтер Крейн (1845-1915 Шекспир «Буря».). Миранда: «Милый господин, ты обманываешь меня».
Фердинанд: «Нет, моя дорогая любовь, я бы ни за что на свете не стал этого делать». Акт 5. Сцена I. 1893 г.
ИСТОЧНИКИ
Перси Бейт. Прерафаэлиты. Перевод Ю. Кулишенко с первого английского
издания 1901 г. Москва, Издательство «Эксмо», 2019 г. - Стр. 196-201.
Уолтер Крейн был литературно одарённым человеком и теоретиком искусства. Он писал публицистические и критические статьи. Свои теоретические взгляды изложил в работах «Задачи декоративного искусства» (1892), «Декоративная книжная иллюстрация» (1896), «Основы рисунка» (1898), «Линия и форма» (Line and Form, 1900). Последняя имела особенно важное значение для развития теории искусства и, в частности, теории формообразования в изобразительном и декоративном искусствах. Крейн одним из первых разграничил понятия графического и живописного начал изобразительного процесса и теоретически обосновал специфику искусства рисунка и графики. В 1907 году увидела свет книга воспоминаний художника.