Уолтер Крейн (1845-1915) - был весьма разносторонним английским художником и преуспел во многих областях искусства, однако наиболее ощутимый вклад он внес в английскую книжную графику. В начале 1860-х годов художник познакомился с издателем Эдмундом Эвансом, пионером недорогой цветной печати. Вместе они начали массовое производство детских книг на дешёвой бумаге, а потому доступных даже людям с малым достатком. Изысканное художественное оформление, великолепное знание детской психологии и невысокая цена продукции тандема Эванс-Крейн вскоре сделали первого богатым, а второго широко известным. В 1870-х годах Крейн выполнил целый ряд детских книжек-тетрадок для лондонского издательства «Джордж Роутлидж и сыновья», которые ещё более упрочили его успех и сделали одним из самых популярных художников книги. Крейн выполнил более 50 богато иллюстрированных книг для детей.
Сандро Боттичелли (1445-1510). Рождение Венеры. 1482-1486 гг. Холст, темпера. 172,5 × 278,5 см.
Галерея Уффици, Флоренция.
Уолтер Крейн посетил Италию между 1871 и 1873 годами и находился под сильным влиянием живописи эпохи Возрождения. По дороге в Рим Крейн побывал в Вероне и Венеции, изучая полотна Мантеньи, Карпаччо и Беллини, а также во Флоренции, где художник пришел в восхищение от картин Боттичелли «Весна» и «Рождение Венеры», представленных в Галерее Уффици, тогда еще не на самых почетных местах. Позднее Клейн выразил свой восторг, написав свое «Возрождение Венеры» (The Renaissance of Venus), пожалуй, самую «итальянскую» из его картин, показанную на первой выставке в Галерее Гросвенор в 1877 году и купленную художником Джорджем Фредериком Уоттсом.
Уолтер Крейн (1845-1915). Возрождение Венеры. (The Renaissance of Venus). 1877 г. Холст, темпера. 138,4 x 184,1 см.
Галерея Тейт, Лондон.
Очевидно, что «Возрождение Венеры» было создано под влиянием «Венеры» Боттичелли. Другие работы, на которые повлияла поездка в Италию, - «Диана и пастух» (1882), «Мост жизни» (1884), «Amor Vincit Omnia» (1875, Коллекция сэра Фрэнсиса Гора) и, очевидно, «Апофеоз итальянского искусства» (1885-1886).
О своем «Возрождении Венеры» Крейн позднее сказал: «В 1898 году в Париже проходила Всемирная выставка (и мою Венеру пригласили выставить в секции британского изящного искусства), и мы с женой отправились туда с небольшим визитом летом и увидели чудеса ярмарки».
Уолтер Крейн (1845-1915). Возрождение Венеры. Эскиз. 1877 г. Бумага, перо, черные чернила. 26 x 34 см.
Уолтер Крейн (1845-1915). Детская опера (The Baby's Opera). Book of Old Rhymes with New Dresses.
Гравировка и печать Эдмунда Эванса. Издательство «George Routledge and Sons», Лондон и Нью-Йорк, 1877 г.
Формат 18,5 x 19,2 x 1,3 см. Титульный лист.
Люси Крейн (1842-1882), сестра Уолтера Крейна.
Детская опера (The Baby's Opera). Сборник старинных стихов и музыки самых ранних мастеров. «Мелодии были собраны и аранжированы сестрой Уолтера Крейна Люси (1842-1882). Во второй половине XIX века в Англии процветали богато иллюстрированные издания для детей, называемые игрушечными книгами. Крейн и Эванс сотрудничали более десяти лет, выпуская по две-три книги в год, и стали синонимом жанра. Эти иллюстрации обнаруживают влияние Уильяма Блейка.
Уолтер Крейн (1845-1915). Детская опера (The Baby's Opera) Book of Old Rhymes with Dresses. 2-е издание.
Лондон и Нью-Йорк, Издатель Frederick Warne and Co., 1900 г. Титульный лист.
Уолтер Крейн (1845-1915). Детская опера (The Baby's Opera) Book of Old Rhymes with Dresses. 2-е издание.
Лондон и Нью-Йорк, Frederick Warne and Co. 1900 г. Обложка.
Уолтер Крейн (1845-1915). Детская опера. Король Коул (King Cole). 1900 г.
Старый Король Коул - персонаж, появившийся в книге «Самый несправедливый из всех».
Это Старый Король Коул из детской песенки с таким же названием.
Уолтер Крейн (1845-1915). Детская опера. Вот мы идем вокруг куста шелковицы. 1900 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Детская опера. Как растёт сад моей леди? 1900 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Детская опера. Я видела три корабля. 1900 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Детская опера. Мистер Бонд. 1900 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Детская опера. Хороший король Артур. 1900 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Детская опера. Маленькая Бо-Пип. 1900 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Детская опера. Даме одной полюбилась свинья... 1900 г.
Даме одной полюбилась свинья.
- Милая, - дама сказала, -
Будешь ли ты жить у меня?
- Хрю-хрю, - свинья отвечала.
- Ты у меня не будешь страдать,
Милая, - дама сказала, -
В хлеву золотом ты будешь лежать!
- Хрю-хрю, - свинья отвечала.
- А хлев я не буду твой закрывать,
Милая, - дама сказала, -
Чтобы могла ты побольше гулять…
- Хрю-хрю, - свинья отвечала.
- Ответь же мне, свинка, со мною пойдешь?
Милая, - дама сказала, -
Иначе ты сердце мое разобьешь!
- Еще бы! - свинья отвечала.
(Из книги «Рифмы матушки Гусыни».
Перевод Игоря Родина)
Уолтер Крейн (1845-1915). Детская опера. У меня было маленькое ореховое дерево. 1900 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Детская опера. Куда идешь ты, моя красавица-горничная? 1900 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Детская опера. Джек и Джилл. 1900 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Судьба Персефоны (1876 г. Холст, масло, темпера. 122,5 х 267 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2002 г. Лот продан за GBP 424.650 фунтов.
Персефона - в древнегреческой мифологии богиня плодородия и царства мёртвых, владычица преисподней. Дочь Деметры и Зевса, супруга Аида. У римлян - Прозерпина. Входит в число Олимпийских богов. О похищении Персефоны (Прозерпины) упоминает Джон Мильтон в четвертой книге «Потерянного рая». На обороте холста картины рукой Крейна написаны отрывочные строки из «Потерянного рая» Джона Мильтона:
«Не так прекрасно было поле Энны,
Где Прозерпина некогда цветы сбирала и,
сама их всех прекрасней,
Похищена была Плутоном мрачным…»
(Перевод: Аркадий Штейнберг)
Уолтер Крейн (1845-1915). «Лягушка, а ты хотела бы посвататься?» (Ye Frog Would a Wooing Go). Эскиз обоев. 1877 г. Бумага, акварель, тушь, карандаш. 51,5 х 51,5 см. Аукцион Christies, Лондон, 2009 г. Лот продан за GBP 10.000 фунтов. Вариант в Галерее Уитворт в Манчестере.
Вариант иллюстрации к сказке «Король-лягушонок». Вы когда-нибудь слышали песню «Ye Frog Would a Wooing Go?». Уолтер Крейн использовал ее в качестве вдохновения для этого дизайна обоев. В песне лягушка просит своего друга мистера Рэта навестить мисс Маус вместе с ним. Их веселье внезапно и жестоко заканчивается, когда появляется кошка с котятами и хватают мистера Рэта и мисс Маус. Лягушка поспешно убегает, но ее проглатывает утка.
Уолтер Крейн (1845-1915). Арабская сказка «Али Баба и 40 разбойников» (Ali Baba and The Forty Thieves) из сборника «Тысяча и одна ночь». Лондон, Издательство «George Routledge and Sons», 1874 г. 2-е издание. Лондон – Нью-Йорк, 1895 г. Обложка и титульный лист.
Уолтер Крейн (1845-1915). Сказка «Али Баба и 40 разбойников».
Али-Баба застает врасплох воров и раскрывает секрет их убежища. 1895 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Сказка «Али Баба и 40 разбойников».
Али-Баба показывает жене свой урожай золотых монет. 1895 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Сказка «Али Баба и 40 разбойников».
Моргана меняет вывеску на дверях. 1895 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Сказка «Али Баба и 40 разбойников». Капитан воров в городе. 1895 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Сказка «Али Баба и 40 разбойников».
Капитан воров в городе. Фрагмент (1). 1895 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Сказка «Али Баба и 40 разбойников».
Капитан воров в городе. Фрагмент (2). 1895 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Сказка «Али Баба и 40 разбойников».
Моргана обнаруживает воров, прячущихся в кувшинах. 1895 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Сказка «Али Баба и 40 разбойников».
Капитан разбойников готовит месть, уединившись в своей пещере. 1895 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Сказка «Али Баба и 40 разбойников».
Танец Морганы. 1895 г.
Для большинства книжных иллюстраций Крейна были характерны чёткие контуры и плоские цвета. «Детская опера» - это сборник английских детских песен, выпущенный в 1877 году издательством «Эванс». Третья серия детских книг под общим названием «Роман о трёх Р» представляла собой регулярный курс обучения рисованию для детских садов. В своей ранней работе «Леди Шалотт» художник продемонстрировал свою озабоченность единством дизайна в книжной иллюстрации, напечатав слова поэмы от руки, считая, что этот союз искусства каллиграфа и декоратора был одним из секретов красоты старых иллюстрированных книг.
Уолтер Крейн (1845-1915). Джек и бобовый стебель (Jack and the bean-stalk). Лондон,
Издательство «George Routledge and Sons», 1976 г. Музей Виктории и Альберта, Лондон.
Джек и бобовый стебель - английская народная сказка о смелом пареньке Джеке, победившем великана.
На обложке Джек продает свою корову за бобы.
Уолтер Крейн (1845-1915). Джек и бобовый стебель. Вверх он идёт по ветвям,
легко, как по винтовой лестнице». 1976 г. Музей Виктории и Альберта, Лондон.
Уолтер Крейн (1845-1915). Джек и бобовый стебель. Жена великана впускает Джека.
1976 г. Музей Виктории и Альберта, Лондон.
Уолтер Крейн (1845-1915). Джек и бобовый стебель. Джек схватил курицу и убежал. 1976 г.
Музей Виктории и Альберта, Лондон.
Уолтер Крейн (1845-1915). Джек и бобовый стебель. Гигант чуть не проснулся
от собачьего лая. 1876 г. Музей Виктории и Альберта, Лондон.
Уолтер Крейн (1845-1915). Джек и бобовый стебель. Джек убегает с золотой арфой.
1876 г. Музей Виктории и Альберта, Лондон.
Уолтер Крейн (1845-1915). Джек и бобовый стебель. Джек побеждает великана.
1876 г. Музей Виктории и Альберта, Лондон.
Уолтер Крейн (1845-1915). Волшебная лампа Аладдина (Aladdin's Picture Book, Arabian Nights).
Лондон – Нью-Йорк, Издательство «George Routledge and Sons», 1975 г. Второе издание 1884 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Волшебная лампа Аладдина. Он был так поражен
ее красотой, что сразу влюбился в нее. 1884 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Волшебная лампа Аладдина. Процессия. Счастливый юноша
был одет в красивый костюм и ехал на прекрасном коне. 1884 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Волшебная лампа Аладдина. Злой Волшебник закричал
на улице: «Новые лампы за старые!». 1884 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Волшебная лампа Аладдина.
Волшебник обращается к Аладдину. 1884 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Волшебная лампа Аладдина. Смерть волшебника.
Аладдин вошел и обнаружил, что тот безжизненно упал на кушетку. 1884 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Джордж Говард, 9-й граф Карлайл, и Розалинда, графиня Карлайл. 1879 г.
Холст, масло. 38,1 x 48,3 см. с добавленной подписью и датой «Э. Бёрн Джонс. 1879 г. Аукцион Christie’s, Лондон.
Джордж Говард, 9-й граф Карлайл, и Розалинда, графиня Карлайл, сидят в саду замка Науорт, графство Камбрия
в компании с подругой, которая стоит с книгой в руках.
Джордж Говард, 9-й граф Карлайл (1843-1911) - британский политик и художник, последний владелец родового замка Касл-Ховард. В 1864 году лорд Карлайл женился на Розалинде Фрэнсис Стэнли, дочери Эдварда Стэнли, 2-го барона Стэнли из Олдерли, в браке родилось одиннадцать детей. Говарды попеременно жили в Лондоне, в Кенсингтоне и в замке Науорт, куда приходили в гости друзья. Особенно близким другом был Уильям Моррис. Граф Карлайл умер в Брэкленде (Суррей) в 1911 году в возрасте 67 лет, ему наследовал старший сын Чарльз. Графиня Карлайл умерла в 1921 году в возрасте 76 лет.
Уолтер Крейн (1845-1915). Сказка Шарля Перро «Красная шапочка».
Мама посылает дочь к бабушке отнести пирожки (молоко, рыбу, сыр...)
Из книги с картинками «Синяя Борода». Лондон, 1879 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Сказка Шарля Перро «Красная шапочка».
Но внучка часто задерживалась и играла. 1879 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Сказка Шарля Перро «Красная шапочка».
И она встретила в лесу огромного Волка. 1879 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Сказка Шарля Перро «Красная шапочка». Волк постучал в дверь. 1879 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Сказка Шарля Перро «Красная шапочка».
Кто там - спросил Волк хриплым голосом. 1879 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Сказка Шарля Перро «Красная шапочка».
Послушный ребенок уложил бабушку в постель. 1879 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Сказка Шарля Перро «Красная шапочка».
И злобный старый негодяй был мертв. 1879 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Триумф весны. 1879 г. Дерево, темпера. 40,3 x 147,2 см.
Художественная галерея Уолкера, Ливерпуль.
Уолтер Крейн (1845-1915). Лодка мечты. 1880 г. Картон, акварель, гуашь. 53,4 x 68,8 см.
Аукцион Christies, Лондон, 2009 г. Лот продан за GBP 6.250 фунтов.
Уолтер Крейн (1845-1915). Беатрис и Лайонел Крейн. 1880 г. Холст, масло. 48 x 66 см.
Художественная галерея Уитворта, Манчестер.
Уолтер Крейн (1845-1915). Девочки со скакалками. Эскиз обоев для фирмы Jeffrey & Co. 1880 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Цветущий миндаль и ласточка. Эскиз обоев. 1878 г. Цветная гравюра на дереве.
Уолтер Крейн (1845-1915). Эскиз оформления упаковки сигарет
«An Inland Voyage», США. 1878 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Ленивый червь из Спиндлестоун-Хью (Могильный червь). Легенда. 1881 г.
Холст, масло. Частное собрание.
Картина Крейна «Ленивый червь из Спиндлестоун-Хью» была выставлена в галерее Гросвенор в 1881 году. Сюжет взят из старой нортумбрийской легенды, которую Крейн услышал во время отпуска в Бамборо в 1877 году. Легенда рассказывает о принцессе, которую злая мачеха превратила в червя («ленивого червя» из названия), а поцелуй брата вернул ей человеческий облик. Выбор темы, которая также вдохновила поэта Суинберна, точно отражает вкусы прерафаэлитов и их последователей.
Уолтер Крейн (1845-1915). Ленивый червь из Спиндлестоун-Хью. Этюд. Около 1881 г. Бумага, карандаш,
коричневая краска, китайские белила. 14,2 x 42,2 см. Эскиз экспонировался в лондонском
Обществе изящных искусств в 1881 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Сказка «Лань в лесу» (The Hind in the Wood). Лондон – Нью-Йорк, Издательство «George Routledge and Sons», 1875 г. Второе издание в 1884 г. Книга с картинками Аладдина. Собрание Королевской Академии художеств, Лондон.
Авторство сказки «Лань в лесу» принадлежит Мари-Катрин д'Олуа с иллюстрациями Уолтера Крейна. «Ни одна фирма не сравнится с господами РУТЛЕДЖЕМ в выпуске иллюстрированных книг за шесть пенсов и шиллингов. Не может быть лучше проиллюстрировано, напечатано а цвете, если они стоят двадцать шиллингов вместо двенадцати пенсов» (The Standard, 13 декабря 1870 года).
Уолтер Крейн (1845-1915). Сказка «Лань в лесу». Внешний вид краба. 1884 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Сказка «Лань в лесу». Дезире в своем дворце. 1884 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Сказка «Лань в лесу». Дезире разрезала крышу кареты большим ножом,
а затем выпрыгнула из кареты в облике белой лани и помчалась в лес. 1884 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Сказка «Лань в лесу». Принц Герье преследует
Лань в Лесу. 1884 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Сказка «Лань в лесу». Принц Герье ранит лань. 1884 г.
Крейн начал выставлять свои картины в галерее Дадли (а впоследствии и во многих других местах, в том числе в Обществе изящных искусств и Лестерских галереях). В 1871 году он познакомился с Бёрн-Джонсом и Уильямом Моррисом, последний ещё больше пробудил в нём интерес к политике. Хотя он продолжал рисовать и выставляться, утверждая, что живопись была его первой любовью, наибольшую известность он приобрёл как плодовитый и разносторонний дизайнер. Он разрабатывал важные декоративные проекты для Джорджа Говарда, Фредерика Лейтона, Александра Ионидеса и американской наследницы Кэтрин Вулф.
Уолтер Крейн (1845-1915). Скелет в доспехах (The Skeleton in Armor). 1883 г. Холст, масло.
Музей изящных искусств, Руан.
«Скелет в доспехах» - так называют скелет, найденный в 1832 году в Фолл-Ривер, штат Массачусетс, вместе с металлическими, деревянными и тканевыми артефактами. Ученые предполагают, что скелет принадлежал первым открывателям Америки - викингам. Впоследствии скелет был уничтожен пожаром в 1843 году. Это также название стихотворения Генри Уодсворта Лонгфелло.
Уолтер Крейн (1845-1915). Скелет в доспехах (The Skeleton in Armor). Фрагмент (1). 1883 г. Холст, масло.
Музей изящных искусств, Руан.
Уолтер Крейн (1845-1915). Скелет в доспехах (The Skeleton in Armor). Фрагмент (2). 1883 г. Холст, масло.
Музей изящных искусств, Руан.
Уолтер Крейн (1845-1915). Эскиз панно «Невеста викинга». 1883 г. Бумага, акварель, гуашь, золотая краска.
22 х 183,5 см. Это примерно половина размера готового фриза. Аукцион Sotheby's, Олимпия, 2005 г.
Акварель «Невеста викинга» является подготовительным эскизом панно для фриза «Скелет в доспехах», по краям которого имитируются рунические строфы из поэмы Генри Лонгфелло. Фриз был сделан для американки Кэтрин Лориллард Вулф в 1883 году для украшения столовой ее дома Винланд в Ньюпорте, Род-Айленд. Уильям Моррис и Эдвард Берн-Джонс также консультировались по поводу украшения этого дома. Цикл фризов иллюстрировал балладу Генри Лонгфелло «Скелет в доспехах», драматическое действие которой разворачивалось вокруг круглой башни в Ньюпорте, которую, как считалось, построили викинг-исследователи. Эта работа была выставлена в галерее Гросвенор в Лондоне в 1883 году.
Уолтер Крейн (1845-1915). Эскиз панно «Невеста викинга». Фрагмент (1). 1883 г. Бумага, акварель, гуашь,
золотая краска. 22 х 183,5 см. Аукцион Sotheby's, Олимпия, 2005 г.
Крейн получил заказ на панно во время пребывания в Риме зимой 1882 года по рекомендации преподобного доктора Невина, викария Американской церкви в Риме. Для работы над окончательными полотнами (которые имеют высоту от 71 до 84 см и ширину от 209 до 730 см) Крейн снял студию на Виа Систина. Части панно были отправлены прямо в Ньюпорт из Рима ранней весной 1883 года, в то время как другие части, по-видимому, остались незаконченными ко времени возвращения художника в Англию из Рима в июне 1883 года и были закончены в Лондоне. Полный цикл был на месте в Винланде до конца 1883 года.
Уолтер Крейн (1845-1915). Эскиз панно «Невеста викинга». Фрагмент (2). 1883 г. Бумага, акварель, гуашь,
золотая краска. 22 х 183,5 см. Аукцион Sotheby's, Олимпия, 2005 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Желтый карлик (Yellow Dwarf). Лондон – Нью-Йорк, Издательство
«George Routledge and Sons», 1875 г. Второе издание в 1884 г. Книжка с картинками Аладдина.
Авторство сказки «Желтый карлик» принадлежит Мари-Катрин д'Олуа с иллюстрациями Уолтера Крейна.
Цветная печать Kronheim & Co., Leighton Brothers, Эдмунда Эванса и Dalziel Brothers.
Уолтер Крейн (1845-1915). Сказка «Желтый карлик». Желтый карлик спасает
принцессу от львов. 1884 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Сказка «Желтый карлик». Появление феи пустыни. 1884 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Сказка «Желтый карлик». Сражение. 1884 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Сказка «Желтый карлик». Фея пустыни уносит
Короля Золотых Приисков. 1884 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Сказка «Желтый карлик». Король опускает меч. 1884 г.
В 1882 году Крейн стал членом организованной Артуром Макмердо и Селвином Имиджем «Гильдии века». Он выполнял рисунки для обоев, разрабатывал эскизы шпалер, витражей и керамических плиток, занимался проектированием архитектурных интерьеров (слово «дизайн» художники модерна не употребляли). В оформлении интерьера Крейн стремился достичь гармонии целого, начиная от основных линий ансамбля и кончая простейшими бытовыми предметами, опираясь при этом на исследования в области линии и цвета. В 1883 году художник стал одним из организаторов и первым президентом «Общества искусств и ремёсел», цель которого он видел в том, чтобы «превратить художников в ремесленников, а ремесленников — в художников». В задачи общества входила организация выставок произведений прикладного искусства с целью их популяризации. Среди членов общества были также Уильям Моррис, Эдвард Бёрн-Джонс, Хейвуд Самнер, Филипп Уэбб, Эдвард-Онслоу Форд и другие художники.
Уолтер Крейн (1845-1915). Весна. 1883 г. Холст, масло. 38 x 91,5 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2014 г.
Лот продан за GBP 182.500 фунтов.
Эта картина была написана во время пребывания Крейна в Риме весной 1883 года и выставлена в галерее Дадли в 1886 году. Тема весны, очевидно, была близка Крейну, потому что он возвращался к ней снова и снова. В 1872 году, во время своего трёхлетнего медового месяца в Риме, Крейн вспоминал своё первое впечатление от римской весны, написав: «Красота итальянской весны была на нас». Картина «Весна» является наиболее ярким воплощением этрусского стиля как по сюжету, так и по формату, с его длинными горизонтальными размерами, высоким горизонтом и очертаниями далёкого горного хребта. Весенние цветы, усеивающие пейзаж на переднем плане, в данном случае нарциссы, и женская фигура, собирающая цветы, напоминают картину его друга Эдварда Бёрн-Джонса «Мартовские цветы» 1870 года.
Уолтер Крейн (1845-1915). Диана и Эндимион. 1883 г. Холст, масло. 55,2 х 78,1 см. Частное собрание.
Уолтер Крейн (1845-1915). Эскиз Эндимиона к картине «Диана и Эндимион». 1882-1883 гг.
Коричневая бумага, карандаш, акварель, гуашь. 27,6 x 35,9 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2016 г.
Лот продан за GBP 3.250 фунтов.
Уолтер Крейн (1845-1915). Принцесса Бель-Этуаль (Princess Belle-Etoile). 1875 г.
Лондон – Нью-Йорк, Издательство «George Routledge and Sons», 1875 г. Второе издание в 1884 г.
Авторство сказки «Принцесса Бель-Этуаль» Мари-Катрин д'Онуа с иллюстрациями Уолтера Крейна.
Уолтер Крейн (1845-1915). Сказка «Принцесса Бель-Этуаль». Корсар спасает королеву
Блондинку и её сестер Брюнеток после семи дней, проведенных в море. 1884 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Сказка «Принцесса Бель-Этуаль». Мать короля Финтис
соблазняет красавицу Этуаль. 1884 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Сказка «Принцесса Бель-Этуаль». Принц Шери спасает
маленькую зеленую птичку к Светящемся лесу. 1884 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Сказка «Принцесса Бель-Этуаль». Принц Шери
и маленькая зеленая птичка. 1884 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Сказка «Принцесса Бель-Этуаль». И, наконец, чтобы
сделать всех счастливыми, король послал за Корсаром и его женой, которые
с радостью приехали. 1884 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Мост жизни. 1884 г. Холст, масло. Частное собрание.
Цветная репродукция из Художественной библиотеки Бриджмена.
Уолтер Крейн (1845-1915). «Мост жизни». 1884 г. Источник: «Работы Уолтера Крейна» (1898). В «Работах Уолтера Крейна», специальном выпуске «Художественного журнала», посвящённом его карьере, Крейн объяснил, что
«Мост жизни», который мы воспроизводим в качестве дополнительной иллюстрации, был моей картиной, написанной в 1884 году. Насколько я помню, первое натолкнуло меня на эту мысль в Венеции, когда я смотрел на изящные мраморные пешеходные мостики, пересекающие каналы, и на толпы людей всех возрастов, полов и национальностей, которые поднимались и спускались по ступенькам и переходили с одного на другой или останавливались, чтобы посмотреть на мерцающую воду и скользящие, бесшумные чёрные гондолы, проплывающие внизу. Я работал над этим предложением и приложил немало усилий к разработке дизайна, делая набросок за наброском, пока не воплотил идею в её нынешнем виде.
На раме Крейн написал стихи:
Что есть Жизнь?
Мост, который всегда соединяет мир,
Здесь дающий, там принимающий.
Жизнь начинается и кончается,
Время даёт Жизни немного взаймы.
Но она — как пламя не угасает.
Что есть Жизнь? В ее начале —
Из посоха нити золотые, блестящие,
Прядут судьбы узор.
Жизнь — паутина, Любовь — ткачиха,
Сплетённые навеки, но Атропос приходит,
Разрывает нити.
Что есть жизнь, чтобы горевать?
Фортуна, слава и любовь ускользают,
Но надежда остаётся, как путеводная звезда.
Уолтер Крейн (1845-1915). Свиток судьбы. 1882 г. Холст, масло. 71,1 x 66 см. (рама).
Частное собрание.
Для картины «Свиток судьбы» тема взята из «Рубайат» Омара Хайама. Крылатый посланец, коленопреклоненный у ног Судьбы, тщетно пытается удержать руку с пером, начертывающую будущее в свитке. Текучесть линий, цвет мраморных ступеней, золотого трона, перламутровых крыльев и далекого моря, внутренний ритм всей композиции соединяются в прекрасное декоративное произведение.
Уолтер Крейн (1845-1915). Свиток судьбы. Фрагмент. 1882 г. Холст, масло. 71,1 x 66 см.
Частное собрание.
Уолтер Крейн (1845-1915). Вручение подарков в виде яйца, куста и барана классической девушке четырьмя вероятными женихам. Расписная вручную декоративная плитка. 15 х 15 см. (рама). Глазго, Лондон, Манчестер, George Routledge and Sons, 1880 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Вручение подарков девушке четырьмя вероятными женихам.
Расписная вручную декоративная плитка. 15 х 15 см. 1880 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Маленькая катастрофа. Букет для малышки. Свежая подборка старых стишков и мелодий.
2-е издание. Лондон, 1882 г. Гравюра на дереве. 15,3 х 15,3 см. Королевская Академия художеств, Лондон.
Уолтер Крейн (1845-1915). Малыш в синем. 1880 г. Плитка Maw & Co. из серии Nursery Rhyme. 15 х 15 см.
Уолтер Крейн (1845-1915). Маленький воробей-самец. Букет для малышки. 2-е изд. Лондон, 1882 г.
Гравюра на дереве. 15,3 х15,3 см. Королевская Академия художеств, Лондон.
Уолтер Крейн (1845-1915). Девушка-гусыня. 1882 г. Бумага, перо, тушь. 30,5 х 19,1 см.
Библиотека Хантингтона, Художественный музей и Ботанический сад, Лос-Анджелес.
Уолтер Крейн (1845-1915). Пожар на Юнион-стрит. 1885 г.
Гравюра на дереве.
Крейн был тесно связан с растущим социалистическим движением и вступил в Социалистическую лигу Морриса вскоре после её основания в 1884 году. В том же году он стал членом Фабианского общества и до конца жизни часто использовал свои разносторонние таланты на благо социалистического движения. Он также принимал активное участие в художественном образовании, будучи экзаменатором по дизайну в Совете по образованию Лондонского совета графства и Шотландского совета по образованию; директором по дизайну в Манчестерской школе искусств (1893–1896); директором художественного факультета Редингского университета (1898); директором Королевского колледжа искусств (1898–1899).
Уолтер Крейн (1845-1915). Пандора. 1885 г. Бумага, акварель. 53,3 х 73,6 см. Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк,
2015 г. Эстимейт $5.000 – 7.000 дол.
Уолтер Крейн (1845-1915). Свобода. 1885 г. Холст, масло. 182 х 122 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2003 г. Эстимейт $80.000 – 120.000 фунтов.
Уолтер Крейн (1845-1915). Свобода. 1885 г. Керамическая плитка
с изображением ангела. 182 х 122 см.
Уолтер Крейн (1845-1915). Социализм. Эмблема Фабианского общества. 1884 г.
Цветная литография.
Сторонники фабианского общества в Англии считали, что преобразование капитализма
в социалистическое общество должно происходить эволюционно, мирно и постепенно.
Уолтер Крейн (1845-1915). Небесная слава. Эскиз панно. 1885 г.
Бумага на холсте, тушь, акварель, темпера. 111 x 72,5 см.
Частное собрание.
Уолтер Крейн (1845-1915). Две отличные туфли (Goody Two Shoes). Лондон, Издательство
«George Routledge and Sons», 1874 г. Второе издание 1884 г.
Авторство приписывают ирландскому писателю Оливеру Голдсмиту (1728-1774), хотя это оспаривается,
иллюстрации Уолтера Клейна.
Уолтер Крейн (1845-1915). Две отличные туфли. Из Лондона приехал один джентльмен
и первым делом он заказал для сиротки Марджери пару туфель. 1884 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Две отличные туфли. Марджери начала учить детей
бедных крестьян. 1884 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Две отличные туфли. Марджори спасла ягненка
и принесла его домой. 1884 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Две отличные туфли. Увидев ее с ягнёнком и маленькой собачкой
рядом, у него перехватило дыхание, и он убежал, крича: «Ведьма, ведьма, ведьма!». 1884 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Две отличные туфли. На заседании судей, присутствовали
многие из её соседей. 1884 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Две отличные туфли. Рыцарь на белом коне
предложил ей руку и сердце. 1884 г.
Крейн пошёл по тому же пути, что и в «Первом мая: сказочной маске» своего друга Джона Уайза, где текст и декорации были воспроизведены с помощью фотогравюры. Иллюстрация «Девочка-гусыня» из его прекрасных «Домашних историй братьев Гримм» (1882) была снова выполнена в виде большой акварели, а затем воспроизведена в гобелене Уильямом Моррисом. «Праздник Флоры», «Цветочная маска» содержали литографические репродукции контурных рисунков Крейна, залитых акварелью; он также раскрасил «Книгу чудес» Натаниэля Готорна и «Старый сад» Маргарет Деланд.
Уолтер Крейн (1845-1915). Апофеоз итальянского искусства. 1885-1886 гг. Бумага, акварель. гуашь.
61,2 x 76,3 см. Художественная галерея Манчестера.
На этой акварели 1885-1886 гг. Крейн изобразил себя, свою жену и одного из сыновей.
И он, и его жена любили устраивать грандиозные костюмированные вечеринки, так что новогодние вечеринки пары считались важным событием в лондонском художественном светском календаре. На двадцать первый день рождения сына Лайонела они пригласили семьсот человек гостей. Крейн нарядился журавлём, а Мэри - огромным подсолнухом.
Уолтер Крейн (1845-1915). Апофеоз итальянского искусства. 1885-1886 гг. Черно-белая репродукция.
Уолтер Крейн (1845-1915). Флейты Пана. Музыканты, играющие на различных инструментах: арфе, лире,
волынках, охотничьем роге. Фронтиспис книги «Флейты Пана, сборник старинных песен»,
опубликованной в 1883 году.
Уолтер Крейн (1845-1915). Ныряльщик. 1884 г. Бумага на холсте, акварель, гуашь. 55,9 х 66 см.
Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2019 г. Эстимейт $10.000 – 15.000 дол.
Уолтер Крейн (1845-1915). Диана. 1881 г. Бумага, акварель, гуашь. 34,7 x 24,8 см.
Частное собрание.
Уолтер Крейн (1845-1915). Лора за чтением. 1885 г. Холст, масло. 91,5 х 38 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2012 г. Лот продан за GBP 37.250 фунтов.
Уильям Ротенштейн (1872-1945). Портрет Уолтера Крейна. 1898 г.
В 1880-х и 1890-х годах Уолтер Крейн проиллюстрировал 16 детских романов миссис Молсуорт в чёрно-белом варианте. В 1894 году он сотрудничал с Уильямом Моррисом в оформлении страниц книги «История сверкающей равнины», опубликованной в «Келмскотт Пресс» и выполненной в стиле итальянских и немецких гравюр на дереве XVI века. Крейн иллюстрировал издания «Королевы фей»Эдмунда Спенсера (19 томов, 1894–1896) и «Календаря пастуха», а также «Али-Бабу и сорок разбойников» (1873), «Счастливого принца и другие рассказы» Оскара Уайльда (1888), издание «Легенд о короле Артуре», «Цветочную свадьбу». А в 1900 году Судья Парри пересказывает «Дон Кихота» Сервантеса. В 1902 году за вклад в выставку декоративного искусства в Турине, в которой ему помогал Роберт Эннинг Белл, король Виктор Эммануил пожаловал ему орден Короны Италии.
ИСТОЧНИКИ
1-2. Перси Бейт. Прерафаэлиты. Перевод Ю. Кулишенко со второго английского издания 1901 г. Москва, Издательство «Эксмо», 2019 г. - Стр. 196-201. (Серия «Гнедич. Академия художеств»)
И.Г. Мосин. Прерафаэлизм. Иллюстрированная энциклопедия. Санкт-Петербург,
ООО СЗКЭО «Кристалл», Москва «Оникс», 2006 г. – Стр. 102-105.