Уолтер Крейн (1845-1915) – английский художник и книжный иллюстратор. Он считается самым влиятельным и одним из самых плодовитых создателей детских книг своего поколения. Крейн родился в Ливерпуле в семье живописца и миниатюриста Томаса Крейна. Первым учителем Крейна был его отец. После смерти Томаса Крейна в 1859 году Уолтер стал учеником гравёра Уильяма Джеймса Линтона. Крейн был убеждённым последователем новых художественных течений, изучал и ценил детали Братства прерафаэлитов, а также прилежно учился у известного художника и критика Джона Рёскина. В 1862 году Крейн дебютировал на выставке в Королевской Академии художеств своей картиной «Леди Шалотт». Вскоре он стал одним из лидеров группы молодых художников, объединённых восхищением творчеством прерафаэлитов Эдварда Берн-Джонса и Симеона Соломона. В течение 1870-х годов Крейн также активно участвовал в выставках Общества акварелистов, а с 1877 года показывал свои работы в Галерее Гросвенор и в Новой Галерее.
Портрет Уолтера Крейна в младенчестве, написанный его отцом Томасом.
Художественная галерея Уитворта, Манчестер.
Уолтер Крейн (Walter Crane) родился 15 августа 1845 года в Ливерпуле в семье художника-портретиста и миниатюриста Томаса Крейна (1808-1859) и Мари Крейн (урождённой Кирсли), дочери преуспевающего производителя солода. Его старший брат Томас тоже стал иллюстратором, а сестра Люси была известной писательницей и историком искусства. Когда Уолтер был еще ребенком, семья перебралась в Девоншир, а в 1857 году окончательно обосновалась в Лондоне. Первым учителем Крейна был его отец. После смерти Томаса Крейна в 1859 году Уолтер стал учеником гравёра по дереву Уильяма Джеймса Линтона (1859-1862). Тот оценил высокое исполнительское качество работ юноши и помог ему получить первые заказы.
Уолтер Крейн (1845-1915). «Белеют ивы, трепещут осины…». Иллюстрация к поэме
А.Л. Теннисона «Леди Шалотт». 1858-1859 гг. Бумага, акварель. 18,4 х 14,3 см.
Библиотека Хоутона, Гарвардский университет.
Уолтер Крейн (1845-1915). Бал бабочек. Из сказок Ганса Христиана Андерсена.
1859 г. Британский музей, Лондон.
Уолтер Крейн (1845-1915). Лондонский карнавал. Иллюстрация для журнала
«Лондонского общества». Июль–декабрь 1862 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Модные променады. Кенсингтонские сады
в День выступления оркестра. Иллюстрация для журнала «Лондонского общества».
Июль–декабрь 1862 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Кенсингтонские сады.1863 г. Бумага, графитный карандаш. 26,9 x 22,2 см.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Уолтер Крейн (1845-1915). Руфь и Вооз. 1863 г. 1863 г. Холст, масло, 25,5 х 33,5 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон,
2008 г. Эстимейт GBP 10.000 - 15.000 фунтов.
Уолтер Крейн (1845-1915). Иллюстрация к детской песенке
«Sing A Song Of Sixpence» («Птицы в пироге»). 1864 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Девять детских стишков. 1865 г. Бумага, акварель, тушь.
24,1 x 17,2 см. Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2006 г. Лот продан за $13.200 дол.
Уолтер Крейн (1845-1915). Английское народное детское стихотворение-сказка
«Дом, который построил Джек». 1865 г. Британский музей, Лондон.
Уолтер Крейн (1845-1915). Автопортрет в возрасте 21 год. 1866 г. Бумага, карандаш.
Цифровой репозиторий HathiTrust, США.
Во время своего ученичества у гравера Линтона Уолтер в течение трех лет в 1859-1862 годах Крейн имел возможность детального изучения современных художников, чьи работы прошли через его руки, прерафаэлитов Данте Габриэля Россетти и Джона Эверетта Милле, а также сэра Джона Тенниела, иллюстратора «Алисы в Стране чудес» и Фредерика Сэндиса, других членов Братства прерафаэлитов, которые, наряду с его интересом к итальянскому Ренессансу и дизайну, оказали большое влияние на его собственное творчество. Ещё одним важным элементом в развитии его таланта стало изучение японских цветных гравюр, методы которых он воспроизвёл в серии книжек-игрушек, положивших начало новой моде. Кроме того, он восхищался собранием скульптур и рельефов Парфенона, вывезенных из Афинского акрополя, так называемых «Мраморов Элгина» в Британском музее.
Уолтер Крейн (1845-1915). Прекрасная безжалостная дама. 1865 г. Холст, масло. 48 х 58 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2011 г. Эстимейт GBP 20.000-30.000 фунтов.
Уолтер Крейн (1845-1915). Женщина, сидящая на софе. 1865 г. Бумага, акварель, карандаш. 12,4 x 17,5 см.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Уолтер Крейн (1845-1915). Моя душа - заколдованная лодка. 1868 г. Бумага, карандаш, акварель, гуашь,
гуммиарабик. 25,1 x 53,3 см. Частное собрание.
Уолтер Крейн (1845-1915). Такие достопримечательности, о которых мечтают юные поэты. 1869 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Знамена весны (Цветы в саду). 1860-е гг.
Бумага, акварель, карандаш. 79 x 60 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2005 г.
Лот продан за GBP30.000 фунтов.
Уолтер Крейн (1845-1915). Данаиды (Европа, Азия, Африка). Триптих. 1870 г.
Дерево, масло. 143,5 х 41,6 см. (каждая). Аукцион Heritage Auctions, Даллас, 2007 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Белый рыцарь. 1870 г. Принт. Художественная галерея Барбикан, Лондон.
Уолтер Крейн (1845-1915). Зима. 1870 г. Дерево, масло. 77 x 45 см.
Аукционный дом Bonhams, Лондон, 2009 г. Лот продан за GBP 1.800 фунтов.
Уолтер Крейн (1845-1915). Блюдо со сражающимися шахматными фигурами. Фирма Джозайи Веджвуд. 1870 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Иллюстрация к французской сказке «Желтый карлик» мадам д’Ольн. 1870 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Иллюстрация к сказке «Русалочка» Г.Х. Андерсена. 1870-1880 гг.
Уолтер Крейн (1845-1915). Алтарь любви (Love's Altar). 1870 г.
Холст, масло. 78 x 55,5 см. Галерея Уильяма Морриса, Лондон.
Уолтер Крейн (1845-1915). Вышитая картина в японском стиле на сюжет из
«Волшебной лампы Аладдина». Мастер Г. Паркинс. 1870-1899 гг. Лён, шелк.
78,7 х 64,8 см. Музей Виктории и Альберта, Лондон.
Уолтер Крейн (1845-1915). Веселое сердце. «Сражались за корону Единорог и Лев…».
Из книги «Рифмы матушки Гусыни». 1870 г. Бумага, перо, черные чернила, акварель.
26,7 x 19,6 см. Британский музей, Лондон.
Участник чартистского движения Уильям Джеймс Линтон познакомил Крейна с политическим и религиозным деятелем Дж. Р. Уайзом, чьи радикальные взгляды в значительной степени повлияли на мировоззрение художника и его увлечение социалистическими идеями. Дайз первым познакомил Крейа с поэзией Перси Биши Шелли (1792-1822), которая, по словам самого художника, «сделала его бунтарем», а также с трудами искусствоведа Джона Рёскина, в те годы активного идеолога Движения прерафаэлитов.
Уолтер Крейн (1845-1915). Задумчивая (Il Penseroso). 1871 г. Бумага, акварель, гуашь. 10,2 x 29,2 см.
Аукцион Christie's, Лондон, 2005 г. Лот продан за GBP 19.200 фунтов.
Уолтер Крейн (1845-1915). Вестник весны. Эскиз картины. 1872 г.
Бумага, акварель. Картина экспонировалась в галерее Дадли в 1872 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Вестник весны (Цветочница). 1872 г.
Музеи и художественная галерея Бирмингема.
Уолтер Крейн (1845-1915). Портрет миссис Ингрэм Байуотер. 1872 г.
Эшмолеанский музей искусства и археологии, Оксфордский университет.
Уолтер Крейн (1845-1915). Дóма – Портрет. 1872 г. Дерево, темпера.
71,1 x 40,6 см. Художественный музей Лидса, Англия.
Уолтер Крейн (1845-1915). Портрет жены художника в гроте Эгерия, Рим. 1872 г.
Бумага, графитный карандаш. Британский музей, Лондон.
Уолтер Крейн (1845-1915). Азбука A B C D. Новая книга Уолтера Крейна
об игрушках. 1873 г. Гравюра на дереве. 20,2 х 15,8 см.
Королевская Академия художеств, Лондон.
Уолтер Крейн (1845-1915). Азбука E F G. Новая книга Уолтера Крейна
об игрушках. 1873 г. Гравюра на дереве. 20,2 х 15,8 см.
Королевская Академия художеств, Лондон.
Уолтер Крейн (1845-1915). Азбука H I J. Новая книга Уолтера Крейна
об игрушках. 1873 г. Гравюра на дереве. 20,2 х 15,8 см.
Королевская Академия художеств, Лондон.
Уолтер Крейн (1845-1915). Азбука Q R S. Новая книга Уолтера Крейна
об игрушках. 1873 г. Гравюра на дереве. 20,2 х 15,8 см.
Королевская Академия художеств, Лондон.
Уолтер Крейн (1845-1915). Азбука T U V. Новая книга Уолтера Крейна
об игрушках. 1873 г. Гравюра на дереве. 20,2 х 15,8 см.
Королевская Академия художеств, Лондон.
Уолтер Крейн (1845-1915). Азбука W X Y Z. Новая книга Уолтера Крейна
об игрушках. 1873 г. Гравюра на дереве. 20,2 х 15,8 см.
Королевская Академия художеств, Лондон.
Уолтер Крейн (1845-1915). Леди Шалотт. 1862 г. Холст, масло. 24,1 х 29,2 см.
Йельский центр британского искусства, Нью-Хейвен, США.
В 1862 году Уолтер Крейн дебютировал на выставке в Королевской Академии своей картиной «Леди Шалотт» по мотивам поэмы Альфреда Лорда Теннисона (1809–1892). В этой ранней работе художник продемонстрировал свою озабоченность единством дизайна в книжной иллюстрации, напечатав слова поэмы от руки, считая, что этот союз искусства каллиграфа и декоратора был одним из секретов красоты старых иллюстрированных книг. Вскоре он стал одним из лидеров группы молодых художников, объединенных восхищением творчеством Эдварда Берн-Джонса и Симеона Соломона. Критики презрительно окрестили их «группой поэтов без школы грамматики», намекая на незрелость их стиля. Их работы регулярно отклонялись жюри выставок Королевской Академии, и молодые художники экспонировали свои полотна в более либеральной Галерее Дадли. В течение 1870-х годов Крейн также активно участвовал в выставках Общества акварелистов, с 1877 года показывал свои работы в Галерее Гросвенор, а позднее - в Новой Галерее.
Уолтер Крейн (1845-1915). Священники в саду с видом на собор Святого Петра в Риме. 1872 г.
Бумага, ручка, чернила. 28 х 43,5 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2014 г. Эстимейт GBP 3.000-5.000 фунтов.
Из наследия У. Черчилля.
Уолтер Крейн (1845-1915). Авентин с Палатинского холма. 1873 г. Бумага, акварель, гуашь. 29,2 x 43,8 см.
Бруклинский музей, Нью-Йорк.
Уолтер Крейн (1845-1915). Могила Шелли на протестантском кладбище в Риме. 1873 г. Бумага, акварель.
24,4 х 34,3 см. Эшмолеанский музей искусства и археологии, Оксфордский университет.
Уолтер Крейн (1845-1915). Вид на кампанилу церкви Санта-Франческа-Романа, Рим. 1873 г.
Бумага, акварель, гуашь. 24,5 х 34,5 см. Аукционный дом Bonhams, Лондон.
Уолтер Крейн (1845-1915). Эскиз афиши рождественской пантомимы
«Кот в сапогах». 1873 г. Бумага, карандаш, тушь, акварель. 14 x 10,5 см.
Художественная галерея Манчестера, Англия.
Уолтер Крейн (1845-1915). Сказка «Кот в сапогах» Шарля Перро. Кот спасает тонущего в реке
маркиза Карабаса. 1873 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Сказка «Кот в сапогах» Шарля Перро.
Кот утешает своего хозяина, сына мельника. 1873 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Сказка «Кот в сапогах» Шарля Перро.
Кот примеряет новые сапоги. 1873 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Сказка «Кот в сапогах» Шарля Перро.
Кот преподносит королю кролика в качестве подарка от маркиза Карабаса. 1873 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Сказка «Кот в сапогах» Шарля Перро.
Кот приветствует короля, принцессу и его хозяина. 1873 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Один-два-три-четыре, мой ботинок. Новая книга
Уолтера Крейна об игрушках. 1873 г. Гравюра на дереве. 20,2 х 15,7 см.
Королевская Академия художеств, Лондон.
Уолтер Крейн (1845-1915). Эта маленькая свинка пошла на рынок.
Новая книга Уолтера Крейна об игрушках. 1873 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Дом. Английская сказка «Три поросенка».
Новая книга Уолтера Крейна об игрушках. 1873 г.
В 1862 году картина Крейна «Леди Шалотт» была выставлена в Королевской академии, но академия постоянно отказывала ему в приёме его более зрелых работ, и после открытия Галереи Гросвенор в 1877 году он перестал отправлять картины в Берлингтон-хаус, гле размещалась академия. В 1863 году печатник Эдмунд Эванс пригласил Крейна для иллюстрации «Желтых страниц», а в 1864 году он начал иллюстрировать серию книг-игрушек за шесть пенсов с детскими стишками и сказками в трёх цветах для Эдмунда Эванса. Ему было позволено больше свободы в серии, начавшейся с «Принца-лягушки» (1874), в которой заметно влияние японского искусства. С 1865 по 1876 год Крейн и Эванс выпускали по две-три книги-игрушки в год.
Уолтер Крейн (1845-1915). Книга с картинками Шарля Перро «Синяя Борода». Лондон, Издательство «George Routledge and Sons», 1875 г. Обложка и титульный лист.
«Синяя борода» - произведение основателя жанра литературной сказки, великого француза Шарля Перро (1628-1703). Герой сказки — Синяя борода — вызывает своим видом ужас среди женщин. Но он может быть таким остроумным, галантным, щедрым, что не устояла перед ним молоденькая девушка и согласилась выйти замуж за таинственного богача. Три предыдущие жены вельможи бесследно исчезли. Избежит ли этой участи умная, но чрезвычайно любопытная героиня? Победит ли добро и в этой сказке?
Уолтер Крейн (1845-1915). Книга с картинками Шарля Перро «Синяя Борода».
Лондон, 1875 г. Первая страница.
Уолтер Крейн (1845-1915). Сказка Шарля Перро «Синяя Борода».
Синяя Борода и его жена. 1874 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Сказка Шарля Перро «Синяя Борода».
Жена Синей Бороды. 1874 г.
=
Уолтер Крейн (1845-1915). Сказка Шарля Перро «Синяя Борода».
Жена Синей Бороды открывает запретную дверь. 1874 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Сказка Шарля Перро «Синяя Борода». Жена Синей Бороды умоляет мужа. 1874 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Сказка Шарля Перро «Синяя Борода».
Сестра Анна ждет помощи в башне. 1874 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Сказка Шарля Перро «Синяя Борода».
Жена Синей Бороды вот-вот будет убита. 1874 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Сказка Шарля Перро «Синяя Борода».
Жену спасают ее братья и убивают Синюю Бороду. 1874 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Сказка Шарля Перро «Золушка». Явление Доброй феи –
крестницы Золушки. Новая книга Уолтера Крейна об игрушках. Лондон, 1874 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Сказка Шарля Перро «Золушка».
Золушка отправляется на бал. Новая книга Уолтера Крейна об игрушках.
Лондон, 1874 г. Гравюра на дереве. 19,8 х 15,1 см.
Уолтер Крейн (1845-1915). Сказка Шарля Перро «Золушка». Принц пригасил Золушку на танец.
Новая книга Уолтера Крейна об игрушках. Лондон, 1874 г.
Изысканное художественное оформление, великолепное знание детской психологии и невысокая цена продукции тандема Эванс-Крейн вскоре сделали первого богатым, а второго широко известным. В 1870-x годах Крейн выполнил целый ряд детских книжек-тетрадок для лондонского издательства «Джордж Роутлидж и сыновья» которые еще более упрочили его успех и сделали одним из самых популярных художников книги. Крейн выполнил более 50 богато иллюстрированных книг для детей, и среди них – «Три Медведя» (1873), «Красавица и Чудовище» (1874), «Принц Лягушка» (1874), «Новая Книга Кукол Уолтера Крейна» (1874), «Синяя Борода» (1875), «Золушка» (1875), «Джек и Бобовый стебель» (1875), «Домашние истории из собрания Братьев Гримм» (1882) и другие. Чтобы обеспечить невысокую стоимость изданий, Роутлиджу приходилось выпускать книги большими тиражами.
Уолтер Крейн (1845-1915). Сказка Шарля Перро «Красавица и чудовище» (1). 1874 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Сказка Шарля Перро «Красавица и чудовище» (2). 1874 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Сказка Шарля Перро «Красавица и чудовище» (3). 1874 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Сказка Братьев Гримм «Король-лягушонок» или «Железный король» (нем. «Der Froschkönig oder der eiserne Heinrich»). Книжка с картинками для малышей. Лондон, 1874 г. Обложка и иллюстрация.
Уолтер Крейн (1845-1915). Сказка Братьев Гримм «Король-лягушонок».
Лягушонок просит разрешения войти в замок. Лондон, 1874 г.
Городской совет Абердина, Шотландия.
Уолтер Крейн (1845-1915). Сказка Братьев Гримм «Король-лягушонок». Лягушонок, казалось, очень наслаждался
своим ужином... 1874 г. Королевская Академия художеств, Лондон.
Уолтер Крейн (1845-1915). Сказка Братьев Гримм «Король-лягушонок». Лондон, 1874 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Сказка Братьев Гримм «Король-лягушонок».
Железный Генрих теряет обручи. Лондон, 1874 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Иллюстрация к французской сказке «Принцесса Бель-Этуаль».
Принцесса Белль-Этуаль спасает принца Чери. Впервые издано «Новые сказки, или Феи
нарасхват» мадам Д’Ольн. Лондон, Издательство «George Routledge and Sons», 1874 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Иллюстрация к французской сказке «Принцесса Бель-Этуаль».
Королевы Блондинки и её сестры Брюнетки, подобранные корсаром после семи дней в море. 1874 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Иллюстрация к французской сказке «Принцесса Бель-Этуаль».
Шери спасает тонущего голубя. 1874 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Миссис Уолтер Крейн. 1882 г. Дерево, масло. 78,9 х 56,1 см.
Музей Орсэ, Париж.
В 1871 году Уолтер Крейн женился на вышивальщице Мэри Фрэнсис Эндрюс (1846-1914) и они отправились в двухмесячное свадебное путешествие по Италии. В Италии молодожёны познакомились с художниками из других стран, а иллюстрации Крейна были опубликованы в Англии. После возвращения из Италии пара провела большую часть следующих двадцати лет в пригороде Лондона Шепердс-Буш. (Крейн и его семья переехали на Холланд-стрит в Кенсингтоне два десятилетия спустя). У пары родилось трое детей, и Крейн изобразил себя, свою жену и одного из сыновей на акварели 1885 года «Апофеоз итальянского искусства».
Уолтер Крейн (1845-1915). Смерть года. Рим, 1872 г. Бумага на холсте, темпера, гуашь. 41 x 116 см. (рама).
Частное собрание.
В Риме Крейн приступил к работе над одной из самых сложных и символичных своих работ «Смерть года» (1872). Картина навеяна одноименной поэмой Шелли, написанной в 1821 году и изданной посмертно (Шелли утонул в шторм на лодке в Средиземном море в 1822 году в возрасте 29 лет). Возможно, художник был знаком с поэмой по сборнику Шелли, составленному и изданному Уильямом Майклом Россетти в 1870 году, поскольку с первых шагов в искусстве интересовался всем, что связано с движением прерафаэлитов. На картине изображены аллегорические фигуры месяцев, сопровождающих катафалк с телом мертвого года. Во главе процессии идут две фигуры - Время в образе священника, читающего поминальную молитву, и Любовь, крылатая фигура с кадилом в руке. «Смерть года» определила интерес художника к мистической символике, что сближает его искания с творчеством Эдварда Берн-Джонса, перед талантом которого Крейн преклонялся.
Уолтер Крейн (1845-1915). Смерть года. Фрагмент. Рим, 1872 г. Бумага на холсте, темпера, гуашь. 41 x 116 см.
Частное собрание.
Крейн подошел к живописи эпохи Возрождения в той же романской манере, что и д Эдвард Берн-Джонс, и это выражено в мрачном пейзаже, стилизованных фигурах и процессионной композиции «Смерть года». Рамка картины заслуживает отдельного упоминания. Прерафаэлиты с самого начала движения украшали свои картины символическими узорами, а в 1860-х годах и Россетти, и Уистлер уделяли особое внимание декоративному эффекту своих рамок.
Уолтер Крейн (1845-1915). Встреча весны. 1873 г. Холст, масло. 69,2 х 163,8 см. Частное собрание.
В 1895 году по картине фирмой Tapiz Jeffrey & Co. было изготовлено несколько гобеленов.
Уолтер Крейн (1845-1915). Азбука абсурда (The Absurd ABC) из книги
про Маркиза Карабаса, в которой напечатаны 9 рисунков от A до Z. 1874 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Азбука абсурда (The Absurd ABC). A B C. 1874 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Азбука абсурда. E F G. 1874 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Азбука абсурда. H I J. 1874 г.
олтер Крейн (1845-1915). Азбука абсурда. I J K L M N O P Q R. 1874 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Азбука абсурда. K L M. 1874 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Азбука абсурда. N O P. 1874 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Азбука абсурда. Q R S. 1874.
Уолтер Крейн (1845-1915). Азбука абсурда. T U V. 1874 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Азбука абсурда. W - женщина, которая была не слишком любезна;
X - X, встречающийся на булочках; Y - янки-дудл; Z - чудак, который выглядел как дурак. 1874 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Алфавит старых друзей. Лондон, Издательство
«George Routledge and Sons», 1875 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Английский детский стишок «Старая матушка Хаббард».
Старая матушка Хаббард подошла к буфету. 1873 г. Бумага, черные чернила, акварель.
20,3 x 15,7 см. Музей изящных искусств Бостона, США.
Уолтер Крейн (1845-1915). «Старая матушка Хаббард». Она пошла в булочную.
1873 г. Музей изящных искусств Бостона, США.
Уолтер Крейн (1845-1915). Рождественская открытка. 1875 г. Цветная гравюра на дереве. 7,6 x 10,9 см.
Коллекция Энтони Крейна, Англия.
Уолтер Крейн (1845-1915). Рождественская открытка (Дамский хоровод). 1875 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Рождественская открытка. 1875 г. Цветная гравюра на дереве. 7,6 x 10,9 см.
Музей Виктории и Альберта, Лондон.
Уолтер Крейн (1845-1915). Фортуна. Эскиз рождественской и новогодней открытки.
1874 г. Британский музей, Лондон.
В 1871 году Крейн лично познакомился с Берн-Джонсом и Уильямом Моррисом и был вдохновлён их выставками в Старом акварельном обществе. Он начал работать в технике акварели и темперы, выставляя свои работы в Галерее Гросвенор, Галерее Дадли, а затем в Новой галерее. Во время длительного пребывания в Италии в 1871–1873 годах его всё больше привлекала пейзажная живопись. Лейтон познакомил его с Джованни Костой и пейзажной живописью других представителей Этрусской школы, и по возвращении в Лондон пейзажи стали чаще появляться в его работах. Однако он, вероятно, по-прежнему наиболее известен как ведущий представитель эстетического движения и своими иллюстрациями к детским книгам, декоративными схемами, радикальными убеждениями и тесной связью с социалистическим движением.
Уолтер Крейн (1845-1915). Алкеста. 1875 г. Бумага, тушь. 67,2 x 165 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2009 г.
Лот продан за GBP 9.375 фунтов.
«Алкеста» или «Алкестида» - трагедия древнегреческого драматурга Еврипида, поставленная в 438 году до н.э.
Посвящена мифу о самопожертвовании Алкестиды, жены Адмета.
Уолтер Крейн (1845-1915). Алкеста. Фрагмент. 1875 г. Бумага, тушь. 67,2 x 165 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2009 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). «Валентин и Орсон» (Из французского рыцарского романа).
Одна из серии «Книг-игрушек». 1875 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Иллюстрация 1 «Орсон и Валентина» из книги «Маркиз Карабас». 1875 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Иллюстрация 2 «Орсон и Валентина» из книги
«Маркиз Карабас». 1875 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Иллюстрация 3 «Орсон и Валентина» из книги
«Маркиз Карабас». 1875 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Прилагательные указывают на род существительного.
Из «Книжки с картинками Болтливого Джека». 1876 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Три маленьких слова, которые вы часто видите.
Из «Книжки с картинками Болтливого Джека». («Грамматика в рифмах»). 1876 г.
Гравюра на дереве. 20 х 15,6 см. Королевская Академия художеств, Лондон.
Уолтер Крейн (1845-1915). И папа с мамой забрали их домой в тот же день.
Книжка с картинками Болтливого Джека». («Энни и Джек в Лондоне»). 1876 г.
Гравюра на дереве. 20 х 15,6 см. Королевская Академия художеств, Лондон.
Уолтер Крейн (1845-1915). Джек и бобовый стебель. Часть 8. 1876 г.
Джек и бобовый стебель - английская народная сказка о смелом
пареньке Джеке, победившем великана.
Художник Уильям Моррис также придерживался социалистических взглядов и на долгие годы стал близким другом Уолтера Крейна, а его книга «Искусство и Социализм» оказала на мировоззрение Крейна огромное влияние. Вместе с Моррисом он принял активное участие в движении за возрождение традиционных искусств и забытых ремесел и тем самым внес значительный вклад в развитие декоративного искусства. Крейн выполнял рисунки для обоев, разрабатывал эскизы гобеленов, витражей и керамической плитки, занимался дизайном интерьера. В оформлении интерьера он стремился достичь гармонии целого, начиная от основных линий ансамбля и кончая простейшими бытовыми предметами.
1. Сказки с иллюстрациями Уолтера Крейна. Москва, 2016 г. 2. Шарль Перро «Спящая красавица». 1876 г.
Титульный лист. Смитсоновский институт, Вашингтон.
Уолтер Крейн (1845-1915). Сказка Шарля Перро «Спящая красавица». Принц прибывает в замок. 1876 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Сказка Шарля Перро «Спящая красавица».
Принцессу так и подмывает попробовать прясть пряжу. 1876 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Сказка Шарля Перро «Спящая красавица».
Принц и принцесса держатся за руки. 1876 г.
Хотя Уолтер Крейн считал себя в первую очередь художником, он был разносторонним мастером и теоретиком, который, будучи сторонником движения «Искусства и ремёсла», стал значимым и влиятельным дизайнером и иллюстратором. Его новаторские «книги-игрушки» 1860-х и 1870-х годов, напечатанные Эдмундом Эвансом, всё больше напоминали плоские цвета и асимметричные композиции модных японских гравюр. Позже Уильям Моррис нанял Крейна на работу в издательство Kelmscott Press и убедил его обратиться к социализму.
Уолтер Крейн (1845-1915). Земля и весна. 1875 г. Бумага, наклеенная на холст, масло. 31,5 x 74 см.
Национальная галерея Канады, Оттава.
Уолтер Крейн (1845-1915). Вайолет и Лили, дочери издателя Эдмунда Ратледжа. 1875 г.
Бумага, гуашь, акварель. 49,2 x 42,5 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2018 г.
Лот продан за GBP 11.250 фунтов.
Уолтер Крейн (1845-1915). Валентинка. 1876 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Уолтер Крейн (1845-1915). Эскиз шотландского фонда вдов. Общество страхования жизни
«Take Time by the Chulock». 1875-1915 гг.
Уолтер Крейн (1845-1915). Обойный фриз для компании Jeffrey & Co. 1876 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Два лебедя. Плитка в стиле модерн для галереи «Artfoxx Art Gallery». 1875 г.
Уолтер Крейн (1845-1915). Небо над Везувием. 1872 г. Кремовая бумага, графитный карандаш. 27,9 х 43,2 см.
Йельский центр британского искусства, Нью-Хейвен, США.
Уолтер Крейн (1845-1915). Замок Бамборо, вид на побережье. 1877 г. Бумага, акварель. 20 х 36,6 см.
Музей Орсэ, Париж.
Уолтер Крейн. Фотограф: Фредерик Холлиер, 1880-е гг.
В Италии, по дороге в Рим Уолтер Крейн побывал в Вероне и Венеции, изучая полотна Мантеньи, Карпаччо и Беллини, а также во Флоренции, где художник пришел в восхищение от картин Боттичелли «Весна» и «Рождение Венеры», представленных в Галерее Уффици, тогда еще не на самых почетных местах. Позднее он выразил свой восторг, написав свое «Рождение Венеры», пожалуй, самую «итальянскую» из его картин, показанную на первой выставке в Галерее Гросвенор в 1877 году и купленную художником Джорджем Фредериком Уоттсом.
ИСТОЧНИКИ
1-2. Перси Бейт. Прерафаэлиты. Перевод Ю. Кулишенко со второго английского издания 1901 г. Москва, Издательство «Эксмо», 2019 г. - Стр. 196-201. (Серия «Гнедич. Академия художеств»)
И.Г. Мосин. Прерафаэлизм. Иллюстрированная энциклопедия. Санкт-Петербург,
ООО СЗКЭО «Кристалл», Москва «Оникс», 2006 г. – Стр. 102-105.