Владимир Осипович Роскин (1896-1984) - русский советский живописец, один из столпов советского плаката, мастер архитектурно-художественного проектирования. Работал в книжной графике, сценографии, станковой живописи, дизайне интерьера. С 1929 года Роскин работал штатным художником издательства «Федерация», где проиллюстрировал более сорока книг. С 1930 по 1961 год Роскин оформил более 30 советских и международных выставок. Обладатель Гран-при Всемирной выставки 1937 года в Париже. В 1948 году за иллюстрации к книге Павла Бажова «Живинка в деле» (Уральские сказы) В. Роскин был подвергнут журналом «Крокодил» резкой критике и обвинен в «формализме». В 1958 году был назначен председателем художественного совета Комитета декоративно-оформительского искусства, а в 1967 году отстранен от должности за поддержку одного из организаторов «Бульдозерной выставки», художника Оскара Рабина. Роскин умер в Москве в 1984 году в возрасте 88 лет.
Пейзажи В.И. Роскина на выставке «Врывается XX век» в Сергиево-Посадском музее-заповеднике. 2013 г.
Всецело поглощённый производством оформительского «искусства для масс», Роскин мало оставляет времени на «искусство для себя». Среди немногих сохранившихся станковых произведений тех лет (почти все работы пропали во время эвакуации в Уфу в 1941) особенно выделяется цикл рисунков карандашом 1920-1930-х, выполненных в жанре пейзажа и портрета («Дворик», 1923, ГМИИ; «Тарусские пейзажи», 1928, ГМИИ; «Вышивает», 1928, ГМИИ). Балансируя на грани экспрессии и лиризма, рисунки одновременно близки острой манере Бориса Григорьева и лирической интонации М.К. Соколова и А.И. Софроновой; виртуозно варьируя градации штриха, художник добивается эффекта цветной ксилографии, и, как следствие, атмосферы значительности и монументальности.
В.О. Роскин (1896-1984). Новостройка. 28.IV.1968 г. Бумага, акварель, гуашь.
В.О. Роскин (1896-1984). Подмосковный пейзаж с церковью. 16.IV.1972 г. Бумага, тушь. 43 х 53 см.
В.О. Роскин (1896-1984). Дерево у реки. 7.III.1975 г. Бумага, черная акварель.
В.О. Роскин (1896-1984). Дерево у реки. Фрагмент. 7.III.1975 г. Бумага, черная акварель.
В.О. Роскин (1896-1984). Рисунки обнаженной натуры на выставке «Врывается XX век» в Сергиево-Посадском
музее-заповеднике. 2013 г.
В.О. Роскин (1896-1984). Лежащая обнаженная. Бумага, карандаш. 79 х 119 см.
В.О. Роскин (1896-1984). Обнаженная на пляже. 1961 г. Бумага, гуашь, акварель.
В.О. Роскин (1896-1984). Обнаженная. 1980 г. Бумага, тушь. 45 х 30 см.
Галерея «Les Oreades-Ореады», Москва.
Смерть Маяковского 14 апреля 1930 года стала шоком для художника, который накануне провёл вечер, играя с поэтом в китайскую игру маджонг в квартире В.П. Катаева. События этой ночи Роскин подробно описал в 1957 году (рукопись воспоминаний до сих пор не опубликована), символически связав трагический конец поэта с концом эпохи и окончанием собственной молодости. Впоследствии художник не раз обращался к образу Маяковского, иллюстрируя его поэмы монументальными живописными композициями, такими как «Бруклинский мост», «Рабочий Курска» (Оба -1941, Гос. музей Маяковского), «Облако в штанах» (1980, Частное собрание), или используя мотивы его стихов для создания собственных произведений, например, «1919 год. Мой паёк» (1974, Частное собрание).
В.О. Роскин (1896-1984). Скорость. 1962 г. Картон, темпера, аппликация чёрной бумагой. 25 х 22 см.
Частное собрание.
В.О. Роскин (1896-1984). Пароход в порту. 1963 г. Холст, масло.
В.О. Роскин (1896-1984). На пляже. 1964 г. Бумага, гуашь, акварель. Галерея «Les Oreades-Ореады», Москва.
В.О. Роскин (1896-1984). Пейзаж в Гурзуфе. 1960-е гг. Бумага, гуашь, акварель.
Галерея «Les Oreades-Ореады», Москва.
В.О. Роскин (1896-1984). Качели. 1965 г. Холст, масло. 83 х 90 см. Галерея «Les Oreades-Ореады», Москва.
В.О. Роскин (1896-1984). Парашютисты. 1965 г. Холст, масло. 87 х 103 см.
Галерея «Les Oreades-Ореады», Москва.
В.О. Роскин (1896-1984). Три маски и менора. 1966 г. Холст, масло. 80 х 75 см.
Аукцион Doma Antikvariāts, Рига. Эстимейт EUR 9.000 евро.
В.О. Роскин (1896-1984). Монтаж антенны в Останкино. 1967 г.
В.О. Роскин (1896-1984). Москва вечерняя. 1967 г. Картон, масло. 95 х 95 см.
Галерея «Les Oreades-Ореады», Москва.
В.О. Роскин (1896-1984). Автопортрет. Фрагмент. 1941 г. Холст, масло.
В 1930-е годы Роскин невольно вслед за всеми повернул к некому «импрессионизму без импрессионизма», манере свободной, реалистической, много уделявшей внимание воздушной среде. Как и многие художники тех лет, он брал заказы на исполнение «образов своей социалистической родины», отправляясь в командировки. Так, в Художественном салоне Москультторга, организованном Городским комитетом художников, живописец показывает двенадцать работ с видами винодельческих совхозов Крыма и плантациями роз.
Автопортрет пунктиром проходит через все творчество художника. Автопортреты вольно или невольно складываются в серию – она и есть духовная биография мастера, отчасти реальная, отчасти воображаемая. Начиная со второй половины 1930-х годов Роскин всё чаще обращался к жанру автопортрета. Примечательно, что у художника было много шутливых прозвищ – «Дианка» (так звали его в юности Шлезингер и Софронова), «Наркомпроскин» (Маяковский), «Лорд» (так звал его писатель Ю.М. Нагибин, близко друживший с сыном Роскина Осей, погибшим на фронте), «Волк» – так звали его домашние.
В.О. Роскин (1896-1984). Кремль 19-й год. 1966-1970 гг. Холст, масло. 110 х 100 см.
Галерея «Les Oreades-Ореады», Москва.
В.О. Роскин (1896-1984). Красное солнце. 1968 г. Холст, масло. 78 х 88 см.
Галерея «Les Oreades-Ореады», Москва.
В.О. Роскин (1896-1984). Москва. У Красных ворот. 1968 г.
В.О. Роскин (1896-1984). Духан «Пиросмани» в Киласури. 1968 г. Холст, масло. 110 х 100 см.
Галерея «Les Oreades-Ореады», Москва.
В.О. Роскин (1896-1984). Бакалея. 1968 г.
В.О. Роскин (1896-1984). Покончим со свиньей. 1968 г. Холст, масло. 100 х 100 см.
Галерея «Les Oreades-Ореады», Москва.
В.О. Роскин (1896-1984). Весна. 1968 г. Холст, масло. 60 х 80 см. Частное собрание.
В.О. Роскин (1896-1984). Апрель. 1969 г. Бумага, линогравюра. 52,4 х 42,5 см.
Аукционный дом №1, Москва, 2018 г. Эстимейт 1.500 - 3.000 руб.
В 1948 году Владимира Роскина, как и прочих авангардистов, обвинили в формализме за иллюстрации к книге Павла Бажова «Живинка в деле» (Уральские сказы) и всячески притесняли (ему пришлось бы еще хуже, если бы кто-нибудь тогда увидел серию его графических образов, сделанных поверх передовых статей советских центральных газет). Сложно представить, что в 1960-1980-е в Москве творил самый настоящий представитель первого русского авангарда. В 1960-е художник создает замечательную графику на газетных страницах, по-новому переосмысляя конструктивистский опыт соединения изображения и текста: на лбу условной красавицы проступает логотип газеты «Правды», а сквозь очертания лентуловских колоколен читается суконный слог советской передовицы.
В.О. Роскин (1896-1984). Из семейного альбома. 1970 г.
В.О. Роскин (1896-1984). Натюрморт с пасхой. 1969 г.
В.О. Роскин (1896-1984). Натюрморт театральный. 1969 г.
В.О. Роскин (1896-1984). Натюрморт с лещами. 1970 г. Холст, масло. 70 x 80 см.
Галерея АРТ-МОСТ, Москва.
В.О. Роскин (1896-1984). Натюрморт с вяленой рыбой. 1970 г. Холст, масло. 90 х 78 см.
Тульское музейное объединение.
В.И. Роскин и художник Татьяна Петровна Табашникова. 1957 г.
В начале 1970-х годов Роскин делает эскиз панно «Маяковскому посвящается» для новой экспозиции музея Владимира Маяковского в Лубянском проезде, а затем создаёт ряд картин, в которых словно прослушивает прошлое и мечтает стать неким летописцем его. В «Прощании» (1973) представлено последнее свидание художника с отцом, витрина с «Окнами РОСТА» показана в картине «Хорошее отношение к лошадям» (1977), продолжают тему «Мой век» (1974), «Окна РОСТА» (1975), «Полёт Уточкина» (1972). В 1970-е годы Владимир Роскин одним из первых начинает рисовать только-только появившимися в СССР фломастерами, виртуозно используя убогий советский набор всего из четырёх неказистых цветов.
В.О. Роскин (1896-1984). Полет Уточкина. 1972 г. Холст, масло. 110 х 100 см.
Галерея «Les Oreades-Ореады», Москва.
Сергей Исаевич Уточкин (12 июля 1876, Одесса - 13 января 1916 Санкт-Петербург) - один из первых русских авиаторов, футболист, вело-, авто- и мотогонщик начала XX века. 31 марта 1910 года Уточкин впервые поднялся в воздух на самолёте, став вторым авиатором в России (первым был Михаил Ефимов).Совершал публичные полёты в некоторых российских городах.
В.О. Роскин (1896-1984). Аллегория «Всепьянейшего Собора». 1970-е гг. Холст, масло. 70 х 90 см.
Онлайн-галерея LOT-ART, Амстердам, 2019 г.
В.О. Роскин (1896-1984). Осенний натюрморт. 1971 г. Картон, масло. 61 х 79 см.
Национальный музей Республики Коми, Сыктывкар.
В.О. Роскин (1896-1984). Ноктюрн. 1971 г. Холст, масло. 103 х 85 см.
Галерея «Les Oreades-Ореады», Москва.
В.О. Роскин (1896-1984). Натюрморт с красным чайником. 1971 г. Холст, масло. 80 х 75 см.
В.О. Роскин (1896-1984). Специя. Италия. 1972 г. Картон, масло, темпера. 67,5 х 73 см.
Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина.
В.О. Роскин (1896-1984). Открытие сезона. 1972 г. Холст, масло. 92 х 96 см. Частное собрание.
В.О. Роскин (1896-1984). Натюрморт с пионами. 1973 г.
В.О. Роскин (1896-1984). Столетник. 1973 г.
В.О. Роскин (1896-1984). Прощание. 1973 г. Холст, масло. 103 х 85 см.
Галерея «Les Oreades-Ореады», Москва.
Стиль Владимира Роскина в живописи сложился из многих составляющих, вобрав в себя разнообразные новаторские эксперименты 1910-1920-х годов. В 1970-е художник рисует уличных торговцев игрушками «Морской житель» и шарманщиков, бипланы над головами зевак в цилиндрах или картину «Мой паёк», где идущий мимо витрины «Окон РОСТА» персонаж несет под мышкой отрубленную лошадиную голову. Но в его произведениях при всей их ностальгии нет ни старомодности, ни стилизаторства.
Сложно соотнести работы Владимира Роскина и с нонконформистским искусством, которое не наследовало напрямую историческому русскому авангарду, но сделало его предметом мифологизации и рефлексии. Скорее поздние произведения Владимира Роскина напоминают послевоенные произведения каких-нибудь европейских мэтров поколения Анри Матисса и Пабло Пикассо. Только они, пожалуй, смогли так безмятежно сохранить верность собственному стилю, наблюдая, как он постепенно становится академической классикой.
В.О. Роскин (1896-1984). 19 год - мой паёк. 1974 г. Холст, масло. 95 х 100 см.
Галерея «Les Oreades-Ореады», Москва.
Россия периода послереволюционного, периода гражданской войны, разрухи и голода. На картине Роскина - автопортрет художника, написавшего себя молодым. Окна РОСТА с плакатами Маяковского в правой части картины дают нам подсказку относительно времени. Молодой человек несёт отрубленную голову прекрасного животного...Голод - не тётка...
В.О. Роскин (1896-1984). 19 год - мой паёк. Фрагмент. 1974 г. Холст, масло. 95 х 100 см.
Галерея «Les Oreades-Ореады», Москва.
В.О. Роскин (1896-1984). У красильни. 1974 г.
В.О. Роскин (1896-1984). Петрушка на площади. 1974 г.
В.О. Роскин (1896-1984). Я слышу голоса. 1974 г. Холст, масло. 90 х 83 см.
Галерея «Les Oreades-Ореады», Москва.
В.О. Роскин (1896-1984). Утро в мастерской. 1974 г.
В.О. Роскин (1896-1984). Натюрморт с газетой «Советская культура». 1974 г.
В.О. Роскин (1896-1984). Художник и модель. 1975 г.
В.О. Роскин (1896-1984). Человек снимает маску. 1974 г. Холст, масло. 85 х 75 см.
Галерея «Les Oreades-Ореады», Москва.
В.О. Роскин (1896-1984). Натюрморт. 1974 г. Холст, масло. 73 х 83 см.
Галерея современного искусства Q-ART Gallery, Москва.
В.О. Роскин (1896-1984). Натюрморт с вермутом. 1975 г. Холст, масло. 65 х 70 см.
Галерея Леонида Шишкина, Москва.
В.О. Роскин (1896-1984). Натюрморт с афишей. 1976 г. Холст, масло. 80 х 69 см.
Республиканский музей изобразительных искусств Марий Эл, Йошкар-Ола.
В.О. Роскин (1896-1984). Автопортрет. 1979 г.
Разумеется, Владимир Роскин не мог не навлечь на себя обвинений в формализме. А в 1967-м он окончательно испортил отношения с властью из-за того, что вступился за опального художника, одного из организаторов «Бульдозерной выставки», Оскара Рабина. В 1958 году его назначают председателем художественного совета Комитета декоративно-оформительского искусства. Но в 1967 году он был отстранен от должности за поддержку художника Оскара Рабина.
«И тут произошло нечто совершенно невероятное и неожиданное. Председатель худсовета Роскин вдруг встал на мою защиту. Его выступление сыграло большую роль на собрании. Он чудом выжил в сталинское время. Однако мечты о живописи в традициях двадцатых годов, особенно ему близких, пришлось оставить и заняться дизайном» (Оскар Рабин). Тем не менее Владимир Роскин продолжал работать и в 1970-е, и в 1980-е годы — но живописью и графикой он отныне занимался исключительно для себя.
В.О. Роскин (1896-1984). Окна РОСТА. 1975 г. Холст, масло. 99,4 х 95 см; 102 х 97,5 см. (рама).
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
В.О. Роскин (1896-1984). Натюрморт с красной рыбой. 1975 г. Холст, масло. 75 х 85 см.
Галерея «Les Oreades-Ореады», Москва.
В.О. Роскин (1896-1984). Столетник, хлеб, молоко. 1976 г. Холст, масло. 103 х 85 см.
Галерея «Les Oreades-Ореады», Москва.
В.О. Роскин (1896-1984). Натюрморт с листьями клена (Натюрморт в январе). 1976 г.
Холст, масло. 74 x 84 см. Новокузнецкий художественный музей.
В.О. Роскин (1896-1984). Хорошее отношение к лошадям. 1977 г.
Холст, масло. 103 х 85 см. Галерея «Les Oreades-Ореады», Москва.
В.О. Роскин (1896-1984). Натюрморт у камина. 1978 г. Холст, масло. 85 х 78 см.
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2019 г.
В.О. Роскин (1896-1984). Натюрморт с афишей. 1978 г. Холст, масло. 85 х 76 см.
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2019 г.
«Он хорошо видел, до последнего дня работал, у него появилась старческая глухота, ослабла память, но ни тени маразма. Опрятный, подтянутый, благожелательный, ни в чем не поддавшийся власти, не прельстившийся ни одним ее гостинцем, «ни единой долькой не отдалившейся от лица», он до конца остался джентльменом. Он был хорошим, талантливым художником, многое умел, участвовал в оформлении «эпохальных» объектов: советского павильона на Парижской выставке, сельхозвыставки, павильона в Брюсселе и т. д., но не имел даже звания «заслуженного» (Юрий Нагибин)
В.О. Роскин (1896-1984). Вариации на тему Тициана. 1978 г. Холст, масло.
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2019 г.
В.О. Роскин (1896-1984). Продавец чертей. 1978 г. Холст, масло. 100 х 80 см.
Аукцион www.Avito.ru. Цена 5.300.000 руб.
В.О. Роскин (1896-1984). Карнавал в Гаване. 1978 г. Холст, масло. 85 х 78 см.
Галерея «Les Oreades-Ореады», Москва.
В.О. Роскин (1896-1984). Театральный натюрморт. 1978 г. Холст, масло. 85 х 103 см.
Галерея «Les Oreades-Ореады», Москва.
В.О. Роскин (1896-1984). Итальянский натюрморт (1). 1979 г. Холст, масло. 103 х 83 см.
Галерея «Les Oreades-Ореады», Москва.
В.О. Роскин (1896-1984). Итальянский натюрморт (2). 1979 г.
В.О. Роскин (1896-1984). Кофе в мастерской. 1979 г. Холст, масло. 84 x 75 см.
Галерея «Les Oreades-Ореады», Москва.
В.О. Роскин (1896-1984). Натюрморт с палитрой. 1979-1983 гг. Холст, масло. 85 х 76 см.
Галерея «Les Oreades-Ореады», Москва.
В.О. Роскин (1896-1984). Натюрморт с двумя зеркалами. 1980 г. Холст, масло. 77 х 85 см.
Галерея «Les Oreades-Ореады», Москва.
В.О. Роскин (1896-1984). Ночной натюрморт. 1980 г. Холст, масло. 90 х 70 см.
Галерея «Les Oreades-Ореады», Москва.
Художественное наследие
Произведения Владимира Роскина входят в собрания ГМИИ имени А.С. Пушкина, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного музея В.В. Маяковского, Государственного литературного музея, галереи «Les Oreades-Ореады» в Москве, Британского музея в Лондоне, а также находятся в российских и зарубежных частных коллекциях.
Почти 20 лет спустя после смерти художника открылась его первая персональная выставка в России.
В.О. Роскин (1896-1984). Облако в штанах. 1980 г. Холст, масло. 80 х 100 см.
Галерея «Les Oreades-Ореады», Москва.
В.О. Роскин (1896-1984). Натюрморт с арбузами и газетами (Облако в штанах). 1981 г. Фанера, масло. 55 х 68 см.
Галерея ВЕЛЛУМ, Москва.
В.О. Роскин (1896-1984). Натюрморт с раковиной. 1981 г.
В.О. Роскин (1896-1984). Натюрморт «Мой стол». 1982 г. Холст, масло. 90 х 70 см.
Галерея «Les Oreades-Ореады», Москва.
И в заключение, несколько ранних и недатированных работ Владимира Роскина:
В.О. Роскин (1896-1984). Автопортрет с натюрмортом.
В.О. Роскин (1896-1984). Натюрморт. 1958 г. Бумага, смешанная техника. 19,5 х 25 см. Частное собрание.
В.О. Роскин (1896-1984). Натюрморт. 1958 г. Бумага, смешанная техника. 40 х 28 см.
Частное собрание.
В.О. Роскин (1896-1984). 1. Илья Сельвинский. Пао-Пао. Поэма. Москва, Советская литература, 1933 г. 2. Сергей Третьяков. Ли-Ян упрям. Поэма. Москва-Ленинград, ГИЗ, 1927 г. Оба – Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
В.О. Роскин (1896-1984). Яхты у причала.
В.О. Роскин (1896-1984). Вот - новый поворот.
В.О. Роскин (1896-1984). Натюрморт с зеленым блюдом.
В.О. Роскин (1896-1984). Натюрморт с цветами в горшке.
В.О. Роскин (1896-1984). Дон Кихот. Бумага, акварель. 36 x 25 см.
Галерея Леонида Шишкина, Москва.
Владимир Осипович Роскин (1896-1984)
Владимир Осипович Роскин продолжал писать до последних дней своей жизни.
Он умер в Москве в 1984 году в возрасте 88 лет. Похоронен на Введенском кладбище (8 участок),
рядом со старшим братом Григорием и его женой.
Семейная могила В.О. Роскина на Введенском кладбище в Москве.
Семья
Сын от первого брака Иосиф Роскин погиб в Великую Отечественную войну в 1941 году.
Вторым браком (с 1939 года) Роскин был женат на бывшей супруге писателя Валентина Катаева - одесской художнице Анне Сергеевне Катаевой (в девичестве Коваленко, 1903-1980), с которой прожил в Малом Головином переулке, дом 12 до конца жизни.
1. Владимир Роскин. Живопись, графика, оформление. Афиша выставки. 1977 г. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва. 2. Владимир Роскин. Каталог выставки. Живопись, графика, декоративно-прикладное искусство. Москва, Издательство «Советский художник», 1977 г. Тираж 1000 экз.
В Москве проводились посмертные персональные выставки Владимира Осиповича Роскина:
2002 год - Выставка в галерее «LES OREADES» в рамках Московского Художественного Салона;
Декабрь 2003 года - Выставка «Окна РОСТА Роскина» в помещении галереи ArtCollegia, подготовленная галереей «X»;
4 февраля - 30 марта 2010 года - Выставка «Я слышу голоса». Владимир Роскин. Живопись, организованная Российской Академией Искусств, галереей «Les Oreades - Ореады» и семьёй художника Владимира Роскина;
26 декабря 2012 - 20 января 2013 года - Выставка «Врывается XX век» в Сергиево-Посадском музее-заповеднике совместно с Галереей Ореады.
Владимир Роскин. 1896-1984. Живопись, графика, декоративно-оформительское искусство.
Альбом-каталог. Москва, Издательство «Художник и книга», 2003 г. - 84 с., ил.
Пригласительный билет на открытие выставки Владимира Роскина «Я слышу голоса…».
Москва, Российская Академия Искусств, февраль 2010 г.
ИСТОЧНИКИ
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том II Л-Я, Биографии. Стр. 301-303, 328.