В.И. Роскин (1896-1984). Автопортрет. 1918 г. Холст, масло. 88 х 71,5 см.
Национальная галерея Республики Коми, Сыктывкар.
Владимир Иосифович Роскин (1896-1984) - советский живописец, один из столпов советского плаката, мастер архитектурно-художественного проектирования. Работал в книжной графике, сценографии, станковой живописи, дизайне интерьера. Художник Владимир Роскин стал известным благодаря оформлению книг Владимира Маяковского. Работал над театральными постановками, занимался станковой живописью, участвовал в ряде выставок, работал художником-иллюстратором. Однако творчество Роскина не ограничивается только этими направлениями. Ценители искусства говорят об оригинальности мышления художника и свежести образов. С 1924 по 1938 год Роскин работал художником-оформителем советских павильонов на выставках за рубежом. Обладатель Гран-при Всемирной выставки 1937 года в Париже. В начале Великой Отечественной войны эвакуируется вместе с семьёй в Уфу, затем в Свердловск. В 1948 году за иллюстрации к книге Павла Бажова «Живинка в деле» (Уральские сказы) В. Роскин был подвергнут журналом «Крокодил» резкой критике и обвинен в «формализме».
Владимир Иосифович Роскин (1896-1984)
Владимир Иосифович (Осипович) Роскин родился 17 мая 1896 года в Москве в семье присяжного поверенного Иосифа Григорьевича Роскина и Веры Львовны Роскиной, урожд. Дынкиной. Все три сына Роскина были очень талантливы, и в судьбе каждого по-своему трагично отразился «безжалостный» ХХ век: старший, Григорий, впоследствии выдающийся учёный-биолог, первый исследователь в области терапии рака, был обвинён в измене родине за попытку опубликовать результаты своих трудов на Западе и прошёл через горнило сталинских показательных «судов чести»; младший, Александр, известный литературовед, первый биограф и специалист по творчеству А.П. Чехова, ушёл в народное ополчение и попал в плен к немцам. По свидетельству К.Г. Паустовского, кто-то выдал немцам его национальность, и Александр принял цианистый калий, чтобы избежать пыток и казни. Среднему сыну, Владимиру, одному из основоположников советского промышленного и графического дизайна, ученику и последователю Л.М. Лисицкого и А.М. Родченко, соратнику В.В. Маяковского и иллюстратору Б.Л. Пастернака, другу и покровителю А.Ф. Софроновой и О.Я. Рабина, с лёгкой руки авторитетного А.М. Эфроса причисленного к плеяде «незамеченных», было суждено почти полное забвение на долгие годы.
В.И. Роскин (1896-1984). 1. Натурщица с закинутыми за голову руками. 1920 г. Бумага меловая, гуашь. 35,9x25,6 см. 2. Обнаженная (стоящая). Бумага, тушь, кисть. 34,7х24,1 см. Оба - Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.
В.И. Роскин (1896-1984). Натюрморт с красным чайником. 1917 г. Холст, масло. 80 х 75 см.
Галерея «Les Oreades-Ореады», Москва.
В.И. Роскин (1896-1984). Натюрморт с белой скатертью и грушами. 1918 г.
Холст, масло. 97 х 79,5 см. Аукционный дом Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2019 г.
Лот продан за 110.000 дол.
В.И. Роскин (1896-1984). Натюрморт. 1919 г. Бумага, тушь. 16,5 х 13 см.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
В.И. Роскин (1896-1984). Окно РОСТА № 437. «Мчит к Врангелю помощь Антанта...».
Текст В.В. Маяковского. Октябрь 1920 г. Плакат. 166,2 х 91,6 см.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
В.И. Роскин (1896-1984). Окно РОСТА № 511. «В Германии независимых было
два сорта…». Текст Р.Я. Райт-Ковалёвой. 1920 г. Плакат.171,0 х 81,9 см.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Рита Яковлевна Райт-Ковалёва (1898-1988) -советская писательница и переводчица. В её переводе в СССР впервые появились русские версии многих произведений Генриха Бёлля, Франца Кафки, Джерома Сэлинджера, Уильяма Фолкнера, Курта Воннегута, Натали Саррот, Анны Франк, Эдгара По. Переводила на немецкий язык Владимира Маяковского (в том числе «Мистерию-буфф»). Автор художественной биографии «Роберт Бёрнс» (1959), воспоминаний о Маяковском, Хлебникове, Ахматовой и Пастернаке.
В.И. Роскин (1896-1984). Окно Сатиры Роста №777. «В начале настоящего года
у нас было 3.833 здоровых паровоза…». Текст В.В. Маяковского. 1920 г. Плакат.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
В.И. Роскин (1896-1984). Окно Главполитпросвета (ГПП) № 78. «Ремонтируй с-х инвентарь.
Получишь хлеб! Эй, кузнец, слесарь и плотник!». Текст Р.Я. Райт-Ковалёвой. 1919-1921 гг.
Фрагмент плаката. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
Владимир Роскин с детства увлекался рисованием. В 1910-1912 гг. посещал воскресные классы Строгановского Центрального художественно-промышленного училища (СЦХПУ). С 1912 занимался в школе Ф.И. Рерберга, однако академическое штудирование натуры его не удовлетворяло, и теория Рерберга о том, что «живопись простая штука: взял, сколько надо, краски и положил, куда надо», шла вразрез с реальной практикой начинающего художника. В школе Роскин знакомится с Антониной Софроновой (1892-1966) и В.Н. Шлезингер (Рохлиной, 1896-1934), которую впоследствии называл своим первым серьёзным учителем живописи и в которую, судя по переписке Шлезингер с Софроновой, был влюблён.
В.И. Роскин (1896-1984). ГЭТ – Государственный Электротехнический Трест. Проект плаката. 1920-е гг.
Бумага, гуашь. 21,5 х 28,4 см. Частное собрание.
В.И. Роскин (1896-1984). Окно Сатиры РОСТА №728. «Капитал в агонии...».
Текст В.В. Маяковского. 1921 г. Плакат. Государственный музей В.В. Маяковского,
Москва.
В.И. Роскин (1896-1984). Окно Главполитпросвета (ГПП) № 202. «Когда говоришь
о товарообмене товарищ...». 1921 г. Плакат. 178,5 х 88,9 см.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
В.И. Роскин (1896-1984). Окно РОСТА № 599. «Все на помощь Донбассу».
1. Ты одет? Текст В.В. Маяковского.1920 г. Государственный музей В.В. Маяковского,
Москва.
В.И. Роскин (1896-1984). Окно РОСТА № 599. «Все на помощь Донбассу».
2. Фабрика дает тебе одежду. Текст В.В. Маяковского. 1920 г.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
В.И. Роскин (1896-1984). Окно РОСТА № 599. «Все на помощь Донбассу».
3. Донецкий уголь питает фабрику. Текст В.В. Маяковского. 1920 г.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
В.И. Роскин (1896-1984). Окно РОСТА № 599. «Все на помощь Донбассу».
4. Шахтер, добывающий уголь, раздет. Текст В.В. Маяковского. 1920 г.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
В.И. Роскин (1896-1984). Окно РОСТА № 599. «Все на помощь Донбассу».
5. Товарищи, на помощь Донбассу! Текст В.В. Маяковского. 1920 г.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
В.И. Роскин (1896-1984). Нигде кроме, как в Моссельпроме. Эскиз рекламы. 1925 г.
Бумага, краска золотая, тушь, акварель, коллаж. 38,5 х 28,7 см.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
В.И. Роскин (1896-1984). Натюрморт. 1928 г. Бумага, акварель. 35,5 х 27,7 см.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
В.И. Роскин (1896-1984). Натюрморт с бидоном, крынкой и чашкой. 1926 г.
Холст, масло. 84 х 74,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Данные о поступлении Роскина в Студию И.И. Машкова разнятся: В.С. Турчин указывает 1915 год, но письмо А. Софроновой говорит о 1913-м. На выставке Рерберга, где Машков и его ученики вызвали сенсацию, Роскина назвали «апостолом Машкова». Однако выставка разочаровала их. Ситуация была трагикомичной, так как «апостолы» Машкова недавно были учениками Рерберга и экспонатами его выставки. Письмо показывает, как Роскин был вовлечён в бурную эпоху, когда кумиры быстро устаревали. Школа Рерберга, несмотря на консерватизм, давала прочную профессиональную основу, что отмечали выпускники. В студии Машкова однокурсницей Роскина была Антонина Михайловна Гумилина (1895-1918), которая одно время была в близких отношениях с В. Маяковским. В 1918 г. она покончила с собой в состоянии наркотического опьянения.
В.И. Роскин (1896-1984). 1. Обложка книги. Борис Пастернак «1905 год». Государственное издательство, 1927 г.
2. Обложка книги. Вацлав Серошевский «Янг-Хун-Цзы». Издательство ЗИФ, 1927 г. Оба - Из собрания МИРА коллекция.
В.И. Роскин (1896-1984). 1. Эскиз обложки журнала «Кино Арк». Май 1926 г. № 5. Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва. 2. К. Гранич, А. Бабурина. Обложка книги «Толчок мозгам». Издательство «Долой неграмотность», 1927 г. Из собрания МИРА коллекция.
В.И. Роскин (1896-1984). 1. Стивен Грехем. Обложка книги «Лондонские ночи». Госиздат, 1928 г. Из собрания МИРА коллекция. 2. Эскиз к обложке «Семь республик». 1920-е гг. №1. Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
В.И. Роскин (1896-1984). 1. Эскиз плаката «Подписывайтесь на журнал «Огонек» на 1928 год с приложениями». 1927 г. 2. Эскиз обложки для книги Конан Дойля «Знамя». Изд-во «Долой неграмотность», 1928 г. Оба - Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
В.И. Роскин (1896-1984). 1. Эскиз обложки «Фото альманах 1928». 2. Эскиз обложки к книге Ф. Малова «Деревенское». 1928 г. Оба - Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
Владимир Маяковский. 1924 г. Фото Александра Родченко.
В период обучения у Машкова Роскин среди прочих студийцев особенно выделял талантливого Г.М. Блюменфельда, будущего мужа А. Софроновой, оказавшего «большое влияние своим острым рисунком на всех молодых, и даже на Машкова», который поручил ему читать курс лекций по теории живописи. В 1916 году Роскин поступает в натурный класс Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Здесь в том же году Блюменфельд познакомил Роскина с Маяковским, что определило его профессиональную судьбу. Роскин учился там до 1918 года, не получив диплома, но освоив новое искусство. В 1918 году Маяковский пригласил его оформлять свою пьесу «Мистерия-буфф».
Владимир Маяковский. Афиша премьеры спектакля «Мистерия-буфф». 1918 год.
Государственная публичная историческая библиотека.
«Мистерия-Буфф» — первая революционная пьеса, написанная и поставленная к первой годовщине Октябрьской революции. Над ее созданием работали три гения — автор В.В. Маяковский, режиссер В.Э. Мейерхольд и художник К.С. Малевич. К сожалению, от первого спектакля до нас не дошло ничего: ни фотографий, ни костюмов, ни декораций… Все, что мы можем сейчас увидеть, это афиша и… книга. Пьеса Владимира Маяковского «Мистерия-Буфф», была выпущена в 1918 году
Мистерия-буфф: Героическое эпическое и сатирическое изображение нашей эпохи,
сделанное Владимиром Маяковским. 1918 год. Три действия. Пять картин.
Пьеса «Мистерия-Буфф» была издана силами литературного общества «ИМО» («Искусство молодых»),
созданного мужем Лили, Осипом Бриком.
В.И. Роскин (1896-1984). 1. Эскиз обложки к книге А.Е. Крученых «Асеев». ГИЗ, 1928 г. 2. Эскиз обложки журнала «Семь республик» № 1. 1928-1933 гг. Оба - Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
В.И. Роскин (1896-1984). 1. Эскиз обложки «Всекопромсоюз». 2. Эскиз обложки «ВХС». Оба - 1928-1933 гг. Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
В.И. Роскин (1896-1984). 1-2. Два эскиза обложки «ЗГ». Оба - 1928-1933 гг. Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
В.И. Роскин (1896-1984). 1. Эскиз обложки к книге А.Г. Малышкина «Севастополь». 1928-1933 гг. Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва. 2. Александр Малышкин. Обложка книги «Севастополь». «Федерация», 1932 г. Из собрания МИРА коллекция.
Октябрьскую революцию Владимир Роскин встретил с настороженностью, но был поражен энтузиазмом народа. Ломались устои, требовались новые идеалы и искусство, свободное от буржуазных предпочтений. В первые послереволюционные годы предприимчивые молодые художники, в том числе и Роскин, оказались востребованы новой властью, утверждавшей новое искусство. С 1919 г. Роскин работает инструктором школьного Отдела ИЗО Наркомпроса. В эти годы отделом ИЗО Наркомпроса формировались коллекции губернских музеев. Роскин много путешествовал по России с лекциями о современном искусстве и отбирал работы авангардистов для коллекций провинциальных музеев: произведения К. Малевича, М. Шагала, В. Кандинского, В. Татлина, О. Разановой, А. Родченко, В. Степановой, П. Кончаловского, А. Лентулова, Р. Фалька и других.
Принимает участие во 2-й и 5-й государственных выставках; картины с выставок приобретаются для Музея Живописной Культуры (МЖК). Его работы, такие как «Автопортрет» и «Натюрморт» (Оба 1918 г.), демонстрируют влияние Поля Сезанна, кубизма и кубофутуризма.
В.И. Роскин (1896-1984). Выгоним бюрократов, волокитчиков, вредителей. 1930 г.
Плакат. 35,3 х 24 см. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
В.И. Роскин (1896-1984). Эскиз обложки к роману И. Опотошу «В польских лесах». ЗИФ, 1929 г.
Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
В.И. Роскин (1896-1984). 1. Виктор Гусев. Обложка книги «Поход вещей». «Федерация», 1929 г. Из собрания МИРА коллекция. 2. Эскиз обложки книги Николая Колоколова «Повелитель». «Федерация», 1931 г. Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
В.И. Роскин (1896-1984). Лола-Хан. Обложка книги «Маки цветут». 1-е и 2-е издание. «Федерация», 1930 и 1931 гг.
В.И. Роскин (1896-1984). 1. Эскиз обложки для книги Лидии Тоом «На крутом переломе». «Федерация», 1930 г. 2. Эскиз обложки к книге А.Н. Благова «Рабочий город». «Московский рабочий», 1928 г. Оба - Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
В.И. Роскин (1896-1984). 1. Алексей Демидов. Обложка книги «Жизнь Ивана». «Федерация», 1931 г. Из собрания МИРА коллекция. 2. Эскиз обложки к произведению А.А. Демидова «Жизнь Ивана». 1928-1933 гг. Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
В.И. Роскин (1896-1984). Автопортрет. 1919 г. Бумага, линогравюра. 15,5 х 12,5 см.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
В это же время Владимир Маяковский пригласил Роскина сотрудничать в «Окнах РОСТА» вместе с В. Черемных, А. Нюренбергом, А. Левиным и др. В начале 1920 года выходят из печати его первые плакаты в Окнах: «В Америке сытно, в России голодно, но из Америки в Россию едут 15000 рабочих…», «В Германии независимых было два сорта: одни не боялись ни какого черта» (текст Риты Райт), «Рабочие и крестьяне, запомните истину эту: надо идти на фронт, надо помочь фронту, кроме самих себя у нас помощников нету» (текст Риты Райт). Работал над театральными постановками, станковой живописью, участвует в ряде выставок, С большим увлечением работает художник и над оформлением театральных постановок в столице, в том числе над «Мистерией-Буфф» Маяковского, выступает также художником-иллюстратором произведений Бориса Пастернака, Юрия Олеши, Алексея Толстого и других.
В.И. Роскин (1896-1984). 1. Обложка к книге Мате Залки «Военная почта». Рассказы. «Федерация», 1929 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. 2. Эскиз обложки к книге В. Красильникова «За и против». «Федерация», 1930 г. Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
В.И. Роскин (1896-1984). 1. А. Эйхенвальд. Обложка книги «Организованные мелочи». 2. Борис Анибал. Обложка книги «Время, дела и люди». Оба - «Федерация», 1930 г. Из собрания МИРА коллекция.
В.И. Роскин (1896-1984). 1. П. Панченко, А. Шпирт. Мобилизованные строки. «Федерация», 1930 г. 2. Николай Северин. Сын Олонга. Повесть. Государственное издательство, 1930 г.
В.И. Роскин (1896-1984). 1. Эскиз обложки к книге Михаила Шошина «Астрабат». «Федерация», 1930-1932 гг. 2. Макет обложки к книге Лайоша Киша «Героический район». «Федерация», 1930-е гг. Оба - Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
1921 год в творческой биографии Роскина отмечен началом его сотрудничества с Окнами Главполитпросвета, где большими тиражами печатаются ого плакаты «Дорога к социалистическому строю», «Когда говоришь о товарообмене…», «Декрет об обязательном оспопрививании», «Для возрождения экономической мощи страны…» (текст Владимира Маяковского), «Ремонтируй с.-х. инвентарь. Получишь хлеб!» (текст Риты Райт). Работает в Политуправлении Красной армии, где выпускает литографированные листовки и занимается просветительской работой. Дружба с Маяковским выдвигает Роскина в число первых оформителей его книг.
В.И. Роскин (1896-1984). Бруклинский мост. Иллюстрация к стихам
В.В. Маяковскогооб Америке. 1941 г. Холст,масло. 82 х 63,7 см.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.
В.И. Роскин (1896-1984). 1. Эскиз плаката журнала «Изобретатель». 1931 г. 2. Эскиз обложки к книге стихов Николая Дементьева «Овладение техникой». 1930-е гг. Оба - Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
В.И. Роскин (1896-1984). 1. Лев Остроумов. Обложка книги «Фабрика разговоров». «Федерация», 1931 г. 2. 1931 Эскиз обложки к книге «Наша жизнь». Сборник-2. «Федерация», 1931 г. Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
В.И. Роскин (1896-1984). 1. Николай Шпанов. Обложка книги «Песцы». 2-я книга рассказов. Москва, «Федерация», 1931 г. 2. Георгий Павлов «Эпопея Петра Куницы». Повести и рассказы. «Федерация», 1931 г. Частное собрание.
В.И. Роскин (1896-1984). 1. Ф. Каманин. Обложка книги «Волчий лог». «Федерация», 1931 г. Из собрания МИРА коллекция. 2. Эскиз обложки к книге А. Дроздова «Три колена». «Федерация», 1931 г. Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
С 1929 года Роскин работал штатным художником издательства «Федерация», где оформил более сорока книг, в том числе «Чёрное золото» А.Н. Толстого (1930. ГЛМ), «Время, дела и люди» Б.А. Анибала (1930. ГЛМ); «Пао-Пао» и другие. «Владимир Осипович был одним из первых даровитых оформителей книг Маяковского, с которым его связывали тесная дружба и карты. У этих художников хватало вкуса не ломаться под Маяковского, которого они боготворили, английский же стиль возник как самозащита. Все они принадлежали к авангарду и, не желая в годы торжества фотографического реализма отступиться от собственного лица, подались в оформители и если не вовсе забросили станковую живопись, то уже не выставлялись: маска невозмутимого, молчаливого джентльмена хорошо скрывала разочарование» (Юрий Нагибин)
В.И. Роскин (1896-1984). Городской пейзаж. 1931 г.
В.И. Роскин (1896-1984). 1. Юрий Олеша. Обложка книги «Вишневая косточка». Авторский сборник. Москва, «Федерация», 1931 г. 2. Эскиз обложки. Ю. Олеша - Вишневая косточка. 1931 г. Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
В.И. Роскин (1896-1984). 1. Эскиз обложки к книге Н.И. Острогорского «Выдвиженцы». 1931 г. Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.2. Обложка книги М.Х. Ворс «Стачка». ГИХЛ, 1932 г.
В.И. Роскин (1896-1984). 1. Эскиз обложки к книге Ивана Приблудного «С добрым утром». «Федерация», 1931 г. 2. Эскиз обложки книги В. Наседкина «Ветер с поля». «Федерация», 1931 г. Оба - Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
Диплом Гран-при Владимира Роскина на Всемирной выставке в Париже, 1937 год.
В 1928 году Роскин совместно с коллективом Эль Лисицкого работает дизайнером-проектировщиком на Международной выставки «Пресса» в Кёльне. Этот опыт положил начало художественной деятельности в области промышленного дизайна. С 1930 по 1961 год Роскин оформил более 30 советских и международных выставок. В 1930 г. - главный художник советского отдела международной выставки авиации в Берлине. В 1931 г. - главный художник советского отдела международной выставки птицеводства в Лондоне. В 1932 г. - художник научного отдела международной выставки пушнины в Лейпциге. В 1937 г. - художник отдела культуры на международной выставке в Париже (за эту работу получил Гран-при выставки). В 1938 г. - художник отдела образования советского павильона в Нью-Йорке. В 1939 г. - художник проектировочной группы Главного павильона Всесоюзной Сельскохозяйственной Выставки (ВСХВ) в Москве. Отчасти выбор художником оформительской профессии был обусловлен тем, что именно в области промышленного дизайна вплоть до 1960-х гг. сохранялись традиции авангарда, начисто изжитые во всех других официальных культурных сферах.
Анна Сергеевна Катаева (1903-1980), вторая жена В. Роскина.
В 1939 году Владимир Роскин вторым браком женился на бывшей супруге писателя Валентина Катаева, у которого он был частым гостем, одесской художнице Анне Сергеевне Катаевой (в девичестве Коваленко, 1903-1980), которую его приятели прозвали «Мадам Муха», и с которой Роскин проживал в Москве, в Малом Головином переулке, дом 12 до конца жизни.
В.И. Роскин (1896-1984). 1-2. «Время, вперед». Форзац для книги В. Катаева. «Федерация», 1933 г. Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
В.И. Роскин (1896-1984). 1. «Время вперед». Эскиз обложки к книге В. Катаева. 2. «Время вперед». Иллюстрация (1) к книге В. Катаева. Оба - «Федерация», 1933 г. Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
В.И. Роскин (1896-1984). «Время вперед». Иллюстрация (2-3) к книге В. Катаева. Оба - «Федерация», 1933 г. Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
В.И. Роскин (1896-1984). «Время вперед». Иллюстрация (4-5) к книге В. Катаева. Оба - «Федерация», 1933 г. Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
В.И. Роскин (1896-1984). Илья Сельвинский. Пао-Пао. Пьеса в стихах. Москва, Советская литература, 1933 г. Обложка и титульный лист.
В.И. Роскин (1896-1984). 1. Эскиз обложки к пьесе Ильи Сельвинского «Пао-Пао». Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.2. Илья Сельвинский - Пао-Пао. Пьеса в стихах. Москва, Советская литература, 1933 г. Фронтиспис.
В.И. Роскин (1896-1984). Автопортрет. 1941 г. Холст, масло.
22 июня 1941 года Владимир Осипович встретил в Москве. В начале Великой Отечественной войны Роскин эвакуируется вместе с семьёй в Уфу, затем в Свердловск. В 1941 году на фронте погиб младший брат Владимира Роскина - Александр и восемнадцатилетний сын от первого брака Ося.
В 1943 году Роскин возвратился из эвакуации в Москву, где во время войны погибло собрание работ, оставленное им перед отъездом.
В 1944 году Роскин совместно с Алексей Левиным (1893-1967) оформлял выставку-праздник «Годовщина освобождения Донбаса от гитлеровских захватчиков» в Сталино, приуроченную к первой годовщине освобождения Донбасса.
В 1945 году участвует в Военно-автомобильной выставке.
В.И. Роскин (1896-1984). Фронтиспис к книге Л. Славина «Наследник». 1933 г.
Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
В.И. Роскин (1896-1984). Лев Славин «Наследник». Москва, «Федерация», 1933 г. Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва. Обложка и титульный лист.
В.И. Роскин (1896-1984). 1. Эскиз обложки книги Виктора Гусева «Современники». «Федерация», 1933 г. 2. Эскиз обложки к журналу «Театр и драматургия». 1933-1934 гг. Оба - Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
В.И. Роскин (1896-1984). Застолье. 1937 г. Бумага, акварель. 26,5 х 28,5 см.
Галерея Леонида Шишкина, Москва.
В.И. Роскин (1896-1984). Городской пейзаж. 1937 г.
После войны Владимир Роскин был раскритикован за формализм в журнале «Крокодил». Поводом послужило издание 1948 года книги «Живинка в деле» (Уральские сказы) Павла Бажова, в котором критику не понравилось некоторое стилизованное использование приёмов росписи Палеха (а через это и иконописи), годы страха возможных репрессий... Но все же Роскин не опустил руки, а продолжал интенсивно работать, и в 1958 году его избирают председателем Комиссии декоративно-оформительского искусства Московского отделения художественного фонда РСФСР. Однако то, что мастер поддержал в трудную минуту инициатора «бульдозерной выставки» Оскара Рабина, ему не могли простить, и вся благополучная «карьера» Роскина в одночасье рухнула, ему пришлось покинул пост председателя в 1967 году.
П. Бажов. Живинка в деле (Уральские сказы). Художник В. Роскин. Москва, Издательство ВЦСПС «Профиздат»,
1948 г. Обложка и титульный лист.
П. Бажов. Живинка в деле (Уральские сказы). Художник В. Роскин.
Москва, Издательство ВЦСПС «Профиздат», 1948 г. Иллюстрация (1)
П. Бажов. Живинка в деле (Уральские сказы). Художник В. Роскин.
Москва, Издательство ВЦСПС «Профиздат», 1948 г. Иллюстрация (2)
П. Бажов. Живинка в деле (Уральские сказы). Художник В. Роскин.
Москва, Издательство ВЦСПС «Профиздат», 1948 г. Иллюстрация (3)
П. Бажов. Живинка в деле (Уральские сказы). Художник В. Роскин.
Москва, Издательство ВЦСПС «Профиздат», 1948 г. Иллюстрация (4)
П. Бажов. Живинка в деле (Уральские сказы). Художник В. Роскин.
Москва, Издательство ВЦСПС «Профиздат», 1948 г. Иллюстрация (5)
П. Бажов. Живинка в деле (Уральские сказы). Художник В. Роскин.
Москва, Издательство ВЦСПС «Профиздат», 1948 г. Иллюстрация (6)
П. Бажов. Живинка в деле (Уральские сказы). Художник В. Роскин. Москва, Издательство ВЦСПС «Профиздат»,
1948 г. Виньетка и задняя страница обложки.
В.И. Роскин (1896-1984). Натюрморт. 1957 г. Бумага, смешанная техника. 18,7 х 25,7 см. (в свету).
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2021 г.
В 1950 году Владимир Роскин работал главным художником выставки советских студентов на Всемирном конгрессе в Праге.
В 1955-1956 гг. - главный художник павильона «Атомная энергия в мирных целях» на ВДНХ в Москве.
А в 1957 году участвовал в проектировании павильона «Атомная энергия в мирных целях» на Всемирной выставке в Брюсселе: высящаяся над городом гигантская модель атома до сих пор является достопримечательностью бельгийской столицы.
В 1960-е годы он создаёт графику на газетных страницах, переосмысляя конструктивистский опыт соединения изображения и текста: на лбу условной красавицы проступает логотип газеты «Правда», а сквозь очертания лентуловских колоколен читается слог советской передовицы.
ИСТОЧНИКИ
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том II Л-Я, Биографии. Стр. 301-303, 328.