• Авторизация


РУССКИЙ СОВЕТСКИЙ АВАНГАРДИСТ ВЛАДИМИР ИОСИФОВИЧ РОСКИН (1896-1984), ЧАСТЬ I 29-03-2025 21:00 к комментариям - к полной версии - понравилось!


1918 Автопортрет (569x700, 122Kb)
В.И. Роскин (1896-1984). Автопортрет. 1918 г. Холст, масло. 88 х 71,5 см.
Национальная галерея Республики Коми, Сыктывкар.

Владимир Иосифович Роскин (1896-1984) - советский живописец, один из столпов советского плаката, мастер архитектурно-художественного проектирования. Работал в книжной графике, сценографии, станковой живописи, дизайне интерьера. Художник Владимир Роскин стал известным благодаря оформлению книг Владимира Маяковского. Работал над театральными постановками, занимался станковой живописью, участвовал в ряде выставок, работал художником-иллюстратором. Однако творчество Роскина не ограничивается только этими направлениями. Ценители искусства говорят об оригинальности мышления художника и свежести образов. С 1924 по 1938 год Роскин работал художником-оформителем советских павильонов на выставках за рубежом. Обладатель Гран-при Всемирной выставки 1937 года в Париже. В начале Великой Отечественной войны эвакуируется вместе с семьёй в Уфу, затем в Свердловск. В 1948 году за иллюстрации к книге Павла Бажова «Живинка в деле» (Уральские сказы) В. Роскин был подвергнут журналом «Крокодил» резкой критике и обвинен в «формализме».

1925-1950 Роскин Владимир Осипович (Иосифович) (485x600, 80Kb)
Владимир Иосифович Роскин (1896-1984)

Владимир Иосифович (Осипович) Роскин родился 17 мая 1896 года в Москве в семье присяжного поверенного Иосифа Григорьевича Роскина и Веры Львовны Роскиной, урожд. Дынкиной. Все три сына Роскина были очень талантливы, и в судьбе каждого по-своему трагично отразился «безжалостный» ХХ век: старший, Григорий, впоследствии выдающийся учёный-биолог, первый исследователь в области терапии рака, был обвинён в измене родине за попытку опубликовать результаты своих трудов на Западе и прошёл через горнило сталинских показательных «судов чести»; младший, Александр, известный литературовед, первый биограф и специалист по творчеству А.П. Чехова, ушёл в народное ополчение и попал в плен к немцам. По свидетельству К.Г. Паустовского, кто-то выдал немцам его национальность, и Александр принял цианистый калий, чтобы избежать пыток и казни. Среднему сыну, Владимиру, одному из основоположников советского промышленного и графического дизайна, ученику и последователю Л.М. Лисицкого и А.М. Родченко, соратнику В.В. Маяковского и иллюстратору Б.Л. Пастернака, другу и покровителю А.Ф. Софроновой и О.Я. Рабина, с лёгкой руки авторитетного А.М. Эфроса причисленного к плеяде «незамеченных», было суждено почти полное забвение на долгие годы.
1920 Натурщица с закинутыми за голову руками. Бум. меловая, гуашь. 35,9x25,6. РОСИЗО (400x580, 48Kb)1920 Обнаженная (стоящая) бумага, тушь, кисть. 34,7х24,1. РОСИЗО (395x580, 41Kb)
В.И. Роскин (1896-1984). 1. Натурщица с закинутыми за голову руками. 1920 г. Бумага меловая, гуашь. 35,9x25,6 см. 2. Обнаженная (стоящая). Бумага, тушь, кисть. 34,7х24,1 см. Оба - Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.

1917 Натюрморт с красным чайником. Х, м. 80 х 75 см. Галерея «Les Oreades-Ореады», Мск. (659x700, 175Kb)
В.И. Роскин (1896-1984). Натюрморт с красным чайником. 1917 г. Холст, масло. 80 х 75 см.
Галерея «Les Oreades-Ореады», Москва.

1918 Натюрморт с белой скатертью и грушами. Х, м. 97×79,5. Аук Шапиро, НЙ, 2019. Прод.110.000 дол. (563x700, 140Kb)
В.И. Роскин (1896-1984). Натюрморт с белой скатертью и грушами. 1918 г.
Холст, масло. 97 х 79,5 см. Аукционный дом Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2019 г.
Лот продан за 110.000 дол.

1919 Натюр. Бум, тушь. 16,5 х 13 см. ММ (575x700, 257Kb)
В.И. Роскин (1896-1984). Натюрморт. 1919 г. Бумага, тушь. 16,5 х 13 см.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.

1920 окт. Плакат. Окно РОСТА № 437. 1. Мчит к Врангелю помощь Антанта...166,2 х 91,6 смТекст и музей Маяк (388x700, 114Kb)
В.И. Роскин (1896-1984). Окно РОСТА № 437. «Мчит к Врангелю помощь Антанта...».
Текст В.В. Маяковского. Октябрь 1920 г. Плакат. 166,2 х 91,6 см.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.

1920 Плакат. Окно РОСТА № 511. 1. В Германии независимых было два сорта...171,0 х 81,9 см. Текст Р.Я. Райт-Ковалёвой. (336x700, 114Kb)
В.И. Роскин (1896-1984). Окно РОСТА № 511. «В Германии независимых было
два сорта…». Текст Р.Я. Райт-Ковалёвой. 1920 г. Плакат.171,0 х 81,9 см.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.

Рита Яковлевна Райт-Ковалёва (1898-1988) -советская писательница и переводчица. В её переводе в СССР впервые появились русские версии многих произведений Генриха Бёлля, Франца Кафки, Джерома Сэлинджера, Уильяма Фолкнера, Курта Воннегута, Натали Саррот, Анны Франк, Эдгара По. Переводила на немецкий язык Владимира Маяковского (в том числе «Мистерию-буфф»). Автор художественной биографии «Роберт Бёрнс» (1959), воспоминаний о Маяковском, Хлебникове, Ахматовой и Пастернаке.

1920 Плакат. Окно Сатиры Роста №777. Текст и музей ММ (281x700, 83Kb)
В.И. Роскин (1896-1984). Окно Сатиры Роста №777. «В начале настоящего года
у нас было 3.833 здоровых паровоза…». Текст В.В. Маяковского. 1920 г. Плакат.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.

1919-1921 Фрагмент плаката. [Окно Главполитпросвета {ГПП) № 78]. Эй, кузнец, слесарь и плотник.. (509x700, 113Kb)
В.И. Роскин (1896-1984). Окно Главполитпросвета (ГПП) № 78. «Ремонтируй с-х инвентарь.
Получишь хлеб! Эй, кузнец, слесарь и плотник!». Текст Р.Я. Райт-Ковалёвой. 1919-1921 гг.
Фрагмент плаката. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.

Владимир Роскин с детства увлекался рисованием. В 1910-1912 гг. посещал воскресные классы Строгановского Центрального художественно-промышленного училища (СЦХПУ). С 1912 занимался в школе Ф.И. Рерберга, однако академическое штудирование натуры его не удовлетворяло, и теория Рерберга о том, что «живопись простая штука: взял, сколько надо, краски и положил, куда надо», шла вразрез с реальной практикой начинающего художника. В школе Роскин знакомится с Антониной Софроновой (1892-1966) и В.Н. Шлезингер (Рохлиной, 1896-1934), которую впоследствии называл своим первым серьёзным учителем живописи и в которую, судя по переписке Шлезингер с Софроновой, был влюблён.

1920-е ГЭТ - Электротехнический трест. Проект плаката. Бум, гуашь. 21,5 х 28,4. ЧС (700x482, 84Kb)
В.И. Роскин (1896-1984). ГЭТ – Государственный Электротехнический Трест. Проект плаката. 1920-е гг.
Бумага, гуашь. 21,5 х 28,4 см. Частное собрание.

1921 Окно Сатиры РОСТА №728 «1) Капитал в агонии...» 4 кадра. Текст и муз ММ (572x700, 152Kb)
В.И. Роскин (1896-1984). Окно Сатиры РОСТА №728. «Капитал в агонии...».
Текст В.В. Маяковского. 1921 г. Плакат. Государственный музей В.В. Маяковского,
Москва.

1921 Окно Главполитпросвета (ГПП) № 202. Когда говоришь о товарообмене товарищ...178,5 х 88,9 см. ММ (348x700, 95Kb)
В.И. Роскин (1896-1984). Окно Главполитпросвета (ГПП) № 202. «Когда говоришь
о товарообмене товарищ...». 1921 г. Плакат. 178,5 х 88,9 см.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.

1920-1 Ты одет (совместно с В.В.Маяковским) (465x600, 100Kb)
В.И. Роскин (1896-1984). Окно РОСТА № 599. «Все на помощь Донбассу».
1. Ты одет? Текст В.В. Маяковского.1920 г. Государственный музей В.В. Маяковского,
Москва.

1920-2 Фабрика дает тебк одежду (совместно с В.В.Маяковским) (472x600, 130Kb)
В.И. Роскин (1896-1984). Окно РОСТА № 599. «Все на помощь Донбассу».
2. Фабрика дает тебе одежду. Текст В.В. Маяковского. 1920 г.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.

1920-3 Донецкий уголь питает фабрику (совместно с В.В.Маяковским) (472x600, 133Kb)
В.И. Роскин (1896-1984). Окно РОСТА № 599. «Все на помощь Донбассу».
3. Донецкий уголь питает фабрику. Текст В.В. Маяковского. 1920 г.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.

1920-4 Шахтер, добывающий уголь (совместно с В.В.Маяковским) (472x600, 130Kb)
В.И. Роскин (1896-1984). Окно РОСТА № 599. «Все на помощь Донбассу».
4. Шахтер, добывающий уголь, раздет. Текст В.В. Маяковского. 1920 г.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.

1920-5 Товарищи, на помощь Донбассу! (совместно с В.В.Маяковским) (472x600, 107Kb)
В.И. Роскин (1896-1984). Окно РОСТА № 599. «Все на помощь Донбассу».
5. Товарищи, на помощь Донбассу! Текст В.В. Маяковского. 1920 г.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.

1925 Нигде кроме, как в Моссельпроме». Эскиз рекламы, Б, краска золотая, тушь, акв, коллаж 38,5 х 28,7 см. ММ (508x700, 98Kb)
В.И. Роскин (1896-1984). Нигде кроме, как в Моссельпроме. Эскиз рекламы. 1925 г.
Бумага, краска золотая, тушь, акварель, коллаж. 38,5 х 28,7 см.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.

1928 Натюр. Бум, акв. 35,5 х 27,7 см. ММ (541x700, 111Kb)
В.И. Роскин (1896-1984). Натюрморт. 1928 г. Бумага, акварель. 35,5 х 27,7 см.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.

1926 Натюрморт с бидоном, крынкой и чашкой. Холст, масло. 84 х 74,5 см. ГТГ (609x700, 98Kb)
В.И. Роскин (1896-1984). Натюрморт с бидоном, крынкой и чашкой. 1926 г.
Холст, масло. 84 х 74,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Данные о поступлении Роскина в Студию И.И. Машкова разнятся: В.С. Турчин указывает 1915 год, но письмо А. Софроновой говорит о 1913-м. На выставке Рерберга, где Машков и его ученики вызвали сенсацию, Роскина назвали «апостолом Машкова». Однако выставка разочаровала их. Ситуация была трагикомичной, так как «апостолы» Машкова недавно были учениками Рерберга и экспонатами его выставки. Письмо показывает, как Роскин был вовлечён в бурную эпоху, когда кумиры быстро устаревали. Школа Рерберга, несмотря на консерватизм, давала прочную профессиональную основу, что отмечали выпускники. В студии Машкова однокурсницей Роскина была Антонина Михайловна Гумилина (1895-1918), которая одно время была в близких отношениях с В. Маяковским. В 1918 г. она покончила с собой в состоянии наркотического опьянения.

1927 Обложка книги «1905 год» ГИЗ, (411x550, 115Kb)1927 Вацлав Серошевский - Обложка книги «Янг-Хун-Цзы» (384x550, 89Kb)
В.И. Роскин (1896-1984). 1. Обложка книги. Борис Пастернак «1905 год». Государственное издательство, 1927 г.
2. Обложка книги. Вацлав Серошевский «Янг-Хун-Цзы». Издательство ЗИФ, 1927 г. Оба - Из собрания МИРА коллекция.

1926 Эскиз обложки к журналу Арк Кино № 5, май 1926. ГЛМ (415x550, 82Kb)1927 К. Гранич, А. Бабурина - Обложка книги «Толчок мозгам» (385x550, 104Kb)
В.И. Роскин (1896-1984). 1. Эскиз обложки журнала «Кино Арк». Май 1926 г. № 5. Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва. 2. К. Гранич, А. Бабурина. Обложка книги «Толчок мозгам». Издательство «Долой неграмотность», 1927 г. Из собрания МИРА коллекция.
1928 Стивен Грехем - Обложка книги «Лондонские ночи» (379x550, 96Kb)1920-е Эскиз к обложке «Семь республик» №1. ГЛМ (428x550, 74Kb)
В.И. Роскин (1896-1984). 1. Стивен Грехем. Обложка книги «Лондонские ночи». Госиздат, 1928 г. Из собрания МИРА коллекция. 2. Эскиз к обложке «Семь республик». 1920-е гг. №1. Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
1927-1928 Эскиз плаката журнала Огонек, подписывайтесь на 1928 г. ГЛМ (400x560, 66Kb)1928 Эскиз обложки для книги Конан Дойля «Знамя». ГЛМ (381x560, 64Kb)
В.И. Роскин (1896-1984). 1. Эскиз плаката «Подписывайтесь на журнал «Огонек» на 1928 год с приложениями». 1927 г. 2. Эскиз обложки для книги Конан Дойля «Знамя». Изд-во «Долой неграмотность», 1928 г. Оба - Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.

1928 Эскиз обложки «Фотоальманах 1928» ГЛМ (400x535, 72Kb)1928 Эскиз обложки к книге Ф. Малова «Деревенское» ГЛМ (399x535, 74Kb)
В.И. Роскин (1896-1984). 1. Эскиз обложки «Фото альманах 1928». 2. Эскиз обложки к книге Ф. Малова «Деревенское». 1928 г. Оба - Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.

ФОТО Маяк 1924 г. Фото Александр Родченко (380x700, 115Kb)
Владимир Маяковский. 1924 г. Фото Александра Родченко.

В период обучения у Машкова Роскин среди прочих студийцев особенно выделял талантливого Г.М. Блюменфельда, будущего мужа А. Софроновой, оказавшего «большое влияние своим острым рисунком на всех молодых, и даже на Машкова», который поручил ему читать курс лекций по теории живописи. В 1916 году Роскин поступает в натурный класс Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Здесь в том же году Блюменфельд познакомил Роскина с Маяковским, что определило его профессиональную судьбу. Роскин учился там до 1918 года, не получив диплома, но освоив новое искусство. В 1918 году Маяковский пригласил его оформлять свою пьесу «Мистерия-буфф».

ФОТО Афиша спект. Мистерия Буфф Маяк. 1918 г. (494x700, 199Kb)
Владимир Маяковский. Афиша премьеры спектакля «Мистерия-буфф». 1918 год.
Государственная публичная историческая библиотека.

«Мистерия-Буфф» — первая революционная пьеса, написанная и поставленная к первой годовщине Октябрьской революции. Над ее созданием работали три гения — автор В.В. Маяковский, режиссер В.Э. Мейерхольд и художник К.С. Малевич. К сожалению, от первого спектакля до нас не дошло ничего: ни фотографий, ни костюмов, ни декораций… Все, что мы можем сейчас увидеть, это афиша и… книга. Пьеса Владимира Маяковского «Мистерия-Буфф», была выпущена в 1918 году

Мистерия-буфф  Героическое эпическое и сатирическое изображение нашей эпохи, сделанное Владимиром Маяковским. 1918 год. Три действия. Пять картин (464x700, 121Kb)
Мистерия-буфф: Героическое эпическое и сатирическое изображение нашей эпохи,
сделанное Владимиром Маяковским. 1918 год. Три действия. Пять картин.
Пьеса «Мистерия-Буфф» была издана силами литературного общества «ИМО» («Искусство молодых»),
созданного мужем Лили, Осипом Бриком.

ФОТО Эскиз к Мистеру Буфф. 1919 г (700x326, 117Kb)
ФОТО Эскиз к Мистеру Буфф. 1919 г. (700x383, 130Kb)

1928 Эскиз обложки к книге А.Е. Крученых «Асеев» ГЛМ (400x520, 87Kb)1928-1933 Эскиз обложки «Семь республик» № 1. ГЛМ (397x520, 89Kb)
В.И. Роскин (1896-1984). 1. Эскиз обложки к книге А.Е. Крученых «Асеев». ГИЗ, 1928 г. 2. Эскиз обложки журнала «Семь республик» № 1. 1928-1933 гг. Оба - Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
1928-1933 Эскиз к обложке. Всекопромсоюз. ГЛМ (476x450, 49Kb)1928-1933 ВХС. Эскиз обложки. ГЛМ Даля (337x450, 42Kb)
В.И. Роскин (1896-1984). 1. Эскиз обложки «Всекопромсоюз». 2. Эскиз обложки «ВХС». Оба - 1928-1933 гг. Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
1928-1933 Эскиз обложки. ЗГ. ГЛМ (423x460, 71Kb)1928-1933 Эскиз обложки. ЗГ. ГЛМ 2 (375x460, 70Kb)
В.И. Роскин (1896-1984). 1-2. Два эскиза обложки «ЗГ». Оба - 1928-1933 гг. Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
1928-1933 Эскиз обложки к книге А.Г. Малышкина «Севастополь» ГЛМ (425x600, 85Kb)1932 Ал-р Малышкин - Обложка книги «Севастополь» (380x600, 125Kb)
В.И. Роскин (1896-1984). 1. Эскиз обложки к книге А.Г. Малышкина «Севастополь». 1928-1933 гг. Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва. 2. Александр Малышкин. Обложка книги «Севастополь». «Федерация», 1932 г. Из собрания МИРА коллекция.

Октябрьскую революцию Владимир Роскин встретил с настороженностью, но был поражен энтузиазмом народа. Ломались устои, требовались новые идеалы и искусство, свободное от буржуазных предпочтений. В первые послереволюционные годы предприимчивые молодые художники, в том числе и Роскин, оказались востребованы новой властью, утверждавшей новое искусство. С 1919 г. Роскин работает инструктором школьного Отдела ИЗО Наркомпроса. В эти годы отделом ИЗО Наркомпроса формировались коллекции губернских музеев. Роскин много путешествовал по России с лекциями о современном искусстве и отбирал работы авангардистов для коллекций провинциальных музеев: произведения К. Малевича, М. Шагала, В. Кандинского, В. Татлина, О. Разановой, А. Родченко, В. Степановой, П. Кончаловского, А. Лентулова, Р. Фалька и других.
Принимает участие во 2-й и 5-й государственных выставках; картины с выставок приобретаются для Музея Живописной Культуры (МЖК). Его работы, такие как «Автопортрет» и «Натюрморт» (Оба 1918 г.), демонстрируют влияние Поля Сезанна, кубизма и кубофутуризма.

1930 Плакат Выгоним бюрократов, волокитчиков, вредителей. 35,3 х 24 см. ММ (471x700, 123Kb)
В.И. Роскин (1896-1984). Выгоним бюрократов, волокитчиков, вредителей. 1930 г.
Плакат. 35,3 х 24 см. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.

1929 Эскиз обложки к книге И. Опотошу «В польских лесах» ГЛМ (700x497, 48Kb)
В.И. Роскин (1896-1984). Эскиз обложки к роману И. Опотошу «В польских лесах». ЗИФ, 1929 г.
Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
1929 Виктор Гусев - Обложка книги «Поход вещей» (390x550, 78Kb)1931 Эскиз обложки книги Н. Колоколова «Повелитель» ГЛМ (414x550, 40Kb)
В.И. Роскин (1896-1984). 1. Виктор Гусев. Обложка книги «Поход вещей». «Федерация», 1929 г. Из собрания МИРА коллекция. 2. Эскиз обложки книги Николая Колоколова «Повелитель». «Федерация», 1931 г. Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
1930 Лола Хан - Маки цветут (400x600, 110Kb)1931 Лола - Хан - Обложка книги «Маки цветут» (402x600, 117Kb)
В.И. Роскин (1896-1984). Лола-Хан. Обложка книги «Маки цветут». 1-е и 2-е издание. «Федерация», 1930 и 1931 гг.
1930 Эскиз обложки для книги Л. Тоом «На крутом переломе» ГЛМ (426x600, 61Kb)1928 Эскиз обложки к книге А.Н. Благова «Рабочий город» ГЛМ (400x600, 98Kb)
В.И. Роскин (1896-1984). 1. Эскиз обложки для книги Лидии Тоом «На крутом переломе». «Федерация», 1930 г. 2. Эскиз обложки к книге А.Н. Благова «Рабочий город». «Московский рабочий», 1928 г. Оба - Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.

1931 Алексей Демидов - Обложка книги «Жизнь Ивана» (400x570, 106Kb)1928-1933 Эскиз обложки к произведению А.А. Демидова «Жизнь Ивана» ГЛМ (411x570, 93Kb)
В.И. Роскин (1896-1984). 1. Алексей Демидов. Обложка книги «Жизнь Ивана». «Федерация», 1931 г. Из собрания МИРА коллекция. 2. Эскиз обложки к произведению А.А. Демидова «Жизнь Ивана». 1928-1933 гг. Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.

1919 Автопортрет. Бум, линогр. 15,5 х 12,5 см. ММ (523x700, 155Kb)
В.И. Роскин (1896-1984). Автопортрет. 1919 г. Бумага, линогравюра. 15,5 х 12,5 см.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.

В это же время Владимир Маяковский пригласил Роскина сотрудничать в «Окнах РОСТА» вместе с В. Черемных, А. Нюренбергом, А. Левиным и др. В начале 1920 года выходят из печати его первые плакаты в Окнах: «В Америке сытно, в России голодно, но из Америки в Россию едут 15000 рабочих…», «В Германии независимых было два сорта: одни не боялись ни какого черта» (текст Риты Райт), «Рабочие и крестьяне, запомните истину эту: надо идти на фронт, надо помочь фронту, кроме самих себя у нас помощников нету» (текст Риты Райт). Работал над театральными постановками, станковой живописью, участвует в ряде выставок, С большим увлечением работает художник и над оформлением театральных постановок в столице, в том числе над «Мистерией-Буфф» Маяковского, выступает также художником-иллюстратором произведений Бориса Пастернака, Юрия Олеши, Алексея Толстого и других.

1929 Обложка к книге Мате Залки Военная почта, плакат. ГМИИ им.Пушкина (395x535, 91Kb)1930 Эскиз обложки к книге В. Красильникова «За и против» ГЛМ (400x535, 58Kb)
В.И. Роскин (1896-1984). 1. Обложка к книге Мате Залки «Военная почта». Рассказы. «Федерация», 1929 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. 2. Эскиз обложки к книге В. Красильникова «За и против». «Федерация», 1930 г. Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.

1930 А. Эйхенвальд - Обложка книги «Организованные мелочи» (400x565, 95Kb)1930 Борис Анибал - Обложка книги «Время, дела и люди» (410x565, 103Kb)
В.И. Роскин (1896-1984). 1. А. Эйхенвальд. Обложка книги «Организованные мелочи». 2. Борис Анибал. Обложка книги «Время, дела и люди». Оба - «Федерация», 1930 г. Из собрания МИРА коллекция.
1930 Панченко - Мобилизованные строки (410x590, 78Kb)ФОТО Северин Николай Александрович; Художник Роскин Владимир Осипович - Сын Олонга. 1930 г. (381x590, 141Kb)
В.И. Роскин (1896-1984). 1. П. Панченко, А. Шпирт. Мобилизованные строки. «Федерация», 1930 г. 2. Николай Северин. Сын Олонга. Повесть. Государственное издательство, 1930 г.

1930-1932 Эскиз обложки к книге Н. Шошина «Астрабат». ГЛМ (390x560, 66Kb)1930-е Макет обложки к книге Лаиоша Киша «Героический район» ГЛМ (419x560, 54Kb)
В.И. Роскин (1896-1984). 1. Эскиз обложки к книге Михаила Шошина «Астрабат». «Федерация», 1930-1932 гг. 2. Макет обложки к книге Лайоша Киша «Героический район». «Федерация», 1930-е гг. Оба - Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.

1921 год в творческой биографии Роскина отмечен началом его сотрудничества с Окнами Главполитпросвета, где большими тиражами печатаются ого плакаты «Дорога к социалистическому строю», «Когда говоришь о товарообмене…», «Декрет об обязательном оспопрививании», «Для возрождения экономической мощи страны…» (текст Владимира Маяковского), «Ремонтируй с.-х. инвентарь. Получишь хлеб!» (текст Риты Райт). Работает в Политуправлении Красной армии, где выпускает литографированные листовки и занимается просветительской работой. Дружба с Маяковским выдвигает Роскина в число первых оформителей его книг.

1941 Бурклинский мост. Илл к стихам Маяковского В.В. об Америке. Х,м. 82 х 63,7 см; 83,6 х 65,3 см (рама). Гос муз Маяк, Мск (431x700, 83Kb)
В.И. Роскин (1896-1984). Бруклинский мост. Иллюстрация к стихам
В.В. Маяковскогооб Америке. 1941 г. Холст,масло. 82 х 63,7 см.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.

1931 Эскиз плаката журнала «Изобретатель». ГЛМ (390x540, 63Kb)1930-е Эскиз обложки к книге «Овладение техникой» ГЛМ (415x540, 73Kb)
В.И. Роскин (1896-1984). 1. Эскиз плаката журнала «Изобретатель». 1931 г. 2. Эскиз обложки к книге стихов Николая Дементьева «Овладение техникой». 1930-е гг. Оба - Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.

1931 Лев Остроумов - Обложка книги «Фабрика разговоров» (382x530, 100Kb)1931 Эскиз обложки к книге «Наша жизнь». Сборник-2. ГЛМ Даля (411x530, 59Kb)
В.И. Роскин (1896-1984). 1. Лев Остроумов. Обложка книги «Фабрика разговоров». «Федерация», 1931 г. 2. 1931 Эскиз обложки к книге «Наша жизнь». Сборник-2. «Федерация», 1931 г. Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
1931 Ник. Шпанов - Песцы. 2-я кн. р-зов. М. Федерация, 1931 г. Обл. В.Роскина (400x570, 122Kb)1931 Эпопея Петра Куницы (400x570, 87Kb)
В.И. Роскин (1896-1984). 1. Николай Шпанов. Обложка книги «Песцы». 2-я книга рассказов. Москва, «Федерация», 1931 г. 2. Георгий Павлов «Эпопея Петра Куницы». Повести и рассказы. «Федерация», 1931 г. Частное собрание.

1931 Ф. Каманин - Обложка книги «Волчий лог» (393x560, 105Kb)1931 Эскиз обложки к книге А. Дроздова «Три колена». ГЛМ (421x560, 97Kb)
В.И. Роскин (1896-1984). 1. Ф. Каманин. Обложка книги «Волчий лог». «Федерация», 1931 г. Из собрания МИРА коллекция. 2. Эскиз обложки к книге А. Дроздова «Три колена». «Федерация», 1931 г. Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.

С 1929 года Роскин работал штатным художником издательства «Федерация», где оформил более сорока книг, в том числе «Чёрное золото» А.Н. Толстого (1930. ГЛМ), «Время, дела и люди» Б.А. Анибала (1930. ГЛМ); «Пао-Пао» и другие. «Владимир Осипович был одним из первых даровитых оформителей книг Маяковского, с которым его связывали тесная дружба и карты. У этих художников хватало вкуса не ломаться под Маяковского, которого они боготворили, английский же стиль возник как самозащита. Все они принадлежали к авангарду и, не желая в годы торжества фотографического реализма отступиться от собственного лица, подались в оформители и если не вовсе забросили станковую живопись, то уже не выставлялись: маска невозмутимого, молчаливого джентльмена хорошо скрывала разочарование» (Юрий Нагибин)

1931 Городской пейзаж (496x624, 115Kb)
В.И. Роскин (1896-1984). Городской пейзаж. 1931 г.

1931 Ю. Олеша - Вишневая косточка. Авторский сб-к. Худ. оформл. В.Роскина. М. Федерация, 1931 г. (411x570, 78Kb)1931 Ю. Олеша - Вишневая косточка. Авторский сб-к. Худ. оформл. В.Роскина. М. Федерация, (393x570, 108Kb)
В.И. Роскин (1896-1984). 1. Юрий Олеша. Обложка книги «Вишневая косточка». Авторский сборник. Москва, «Федерация», 1931 г. 2. Эскиз обложки. Ю. Олеша - Вишневая косточка. 1931 г. Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
1931 Эскиз обложки к книге Н.И. Острогорского «Выдвиженцы» ГЛМ (415x570, 99Kb)1932 Обложка книги М.Х.Ворс - Стачка (383x570, 97Kb)
В.И. Роскин (1896-1984). 1. Эскиз обложки к книге Н.И. Острогорского «Выдвиженцы». 1931 г. Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.2. Обложка книги М.Х. Ворс «Стачка». ГИХЛ, 1932 г.


1931 Эскиз обложки к книге И. Приблудного «С добрым утром» ГЛМ (393x560, 85Kb) 1931 Эскиз обложки книги В. Наседкина «Ветер с поля» ГЛМ (412x560, 60Kb)
В.И. Роскин (1896-1984). 1. Эскиз обложки к книге Ивана Приблудного «С добрым утром». «Федерация», 1931 г. 2. Эскиз обложки книги В. Наседкина «Ветер с поля». «Федерация», 1931 г. Оба - Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.

ФОТО Диплом В.Роскина Всемирной выставки в Париже, 1937 год (600x442, 67Kb)
Диплом Гран-при Владимира Роскина на Всемирной выставке в Париже, 1937 год.

В 1928 году Роскин совместно с коллективом Эль Лисицкого работает дизайнером-проектировщиком на Международной выставки «Пресса» в Кёльне. Этот опыт положил начало художественной деятельности в области промышленного дизайна. С 1930 по 1961 год Роскин оформил более 30 советских и международных выставок. В 1930 г. - главный художник советского отдела международной выставки авиации в Берлине. В 1931 г. - главный художник советского отдела международной выставки птицеводства в Лондоне. В 1932 г. - художник научного отдела международной выставки пушнины в Лейпциге. В 1937 г. - художник отдела культуры на международной выставке в Париже (за эту работу получил Гран-при выставки). В 1938 г. - художник отдела образования советского павильона в Нью-Йорке. В 1939 г. - художник проектировочной группы Главного павильона Всесоюзной Сельскохозяйственной Выставки (ВСХВ) в Москве. Отчасти выбор художником оформительской профессии был обусловлен тем, что именно в области промышленного дизайна вплоть до 1960-х гг. сохранялись традиции авангарда, начисто изжитые во всех других официальных культурных сферах.

ФОТО Анна Коваленко - вторая жена Валентина Катаева (503x600, 85Kb)
Анна Сергеевна Катаева (1903-1980), вторая жена В. Роскина.

В 1939 году Владимир Роскин вторым браком женился на бывшей супруге писателя Валентина Катаева, у которого он был частым гостем, одесской художнице Анне Сергеевне Катаевой (в девичестве Коваленко, 1903-1980), которую его приятели прозвали «Мадам Муха», и с которой Роскин проживал в Москве, в Малом Головином переулке, дом 12 до конца жизни.

1933 «Время вперед». Форзац для книги В. Катаева. ГМЛ им. Даля (500x365, 38Kb) 1933 «Время вперед». Форзац. Эскиз обложки. ГЛМ (282x365, 50Kb)
В.И. Роскин (1896-1984). 1-2. «Время, вперед». Форзац для книги В. Катаева. «Федерация», 1933 г. Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.

1933 «Время вперед» Эскиз обложки к книге В. Катаева. ГЛМ (407x550, 112Kb)1933 «Время вперед». Илл. 5 для книги В. Катаева. ГМЛ им. Даля (393x550, 100Kb)
В.И. Роскин (1896-1984). 1. «Время вперед». Эскиз обложки к книге В. Катаева. 2. «Время вперед». Иллюстрация (1) к книге В. Катаева. Оба - «Федерация», 1933 г. Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.

1933 «Время вперед». Илл. 1 для книги В. Катаева. ГМЛ им. Даля (391x550, 97Kb)1933 «Время вперед». Илл. 2  для книги В. Катаева. ГМЛ им. Даля (384x550, 96Kb)
В.И. Роскин (1896-1984). «Время вперед». Иллюстрация (2-3) к книге В. Катаева. Оба - «Федерация», 1933 г. Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.

1933 «Время вперед». Илл. 3 для книги В. Катаева. ГМЛ им. Даля (385x550, 98Kb)1933 «Время вперед». Илл. 4 для книги В. Катаева. ГМЛ им. Даля (394x550, 102Kb)
В.И. Роскин (1896-1984). «Время вперед». Иллюстрация (4-5) к книге В. Катаева. Оба - «Федерация», 1933 г. Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.

1933 Илья Сельвинский - Пао-Пао. Пьеса в  стихах. Обл. и рис. В.Роскина. М. Сов. лит-ра, 1933 г. (400x555, 76Kb)1933 Илья Сельвинский - Пао-Пао. Пьеса в  стихах. Обл. и рис. В.Роскина. М. Сов. лит-ра, 1933 г. Титул (375x555, 74Kb)
В.И. Роскин (1896-1984). Илья Сельвинский. Пао-Пао. Пьеса в стихах. Москва, Советская литература, 1933 г. Обложка и титульный лист.


1933 Эскиз обложки к произведению Ильи Сельвинского «Пао-Пао» ГЛМ (512x450, 92Kb) 1933 Илья Сельвинский - Пао-Пао. Пьеса в  стихах. Обл. и рис. В.Роскина. М. Сов. лит-ра, Фронтиспис (303x450, 66Kb)
В.И. Роскин (1896-1984). 1. Эскиз обложки к пьесе Ильи Сельвинского «Пао-Пао». Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.2. Илья Сельвинский - Пао-Пао. Пьеса в стихах. Москва, Советская литература, 1933 г. Фронтиспис.

1941 Автопортрет (529x700, 130Kb)
В.И. Роскин (1896-1984). Автопортрет. 1941 г. Холст, масло.

22 июня 1941 года Владимир Осипович встретил в Москве. В начале Великой Отечественной войны Роскин эвакуируется вместе с семьёй в Уфу, затем в Свердловск. В 1941 году на фронте погиб младший брат Владимира Роскина - Александр и восемнадцатилетний сын от первого брака Ося.
В 1943 году Роскин возвратился из эвакуации в Москву, где во время войны погибло собрание работ, оставленное им перед отъездом.
В 1944 году Роскин совместно с Алексей Левиным (1893-1967) оформлял выставку-праздник «Годовщина освобождения Донбаса от гитлеровских захватчиков» в Сталино, приуроченную к первой годовщине освобождения Донбасса.
В 1945 году участвует в Военно-автомобильной выставке.

1933 Фронтиспис к книге Л. Славина «Наследник» ГЛМ (492x700, 174Kb)
В.И. Роскин (1896-1984). Фронтиспис к книге Л. Славина «Наследник». 1933 г.
Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.

1933 Наследник (429x600, 112Kb)1933 Обложка книги Л. Славина «Наследник» ТИТУЛ (369x600, 67Kb)
В.И. Роскин (1896-1984). Лев Славин «Наследник». Москва, «Федерация», 1933 г. Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва. Обложка и титульный лист.

1933 Эскиз обложки книги В. Гусева «Современники» ГЛМ (400x575, 48Kb)1933-1934 Эскиз обложки к журналу «Театр и драматургия» ГЛМ (402x575, 129Kb)
В.И. Роскин (1896-1984). 1. Эскиз обложки книги Виктора Гусева «Современники». «Федерация», 1933 г. 2. Эскиз обложки к журналу «Театр и драматургия». 1933-1934 гг. Оба - Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.

1937 Застолье. Бум, акв. 26,5 х 28,5. Гал Леонида Шишкина (500x468, 305Kb)
В.И. Роскин (1896-1984). Застолье. 1937 г. Бумага, акварель. 26,5 х 28,5 см.
Галерея Леонида Шишкина, Москва.

1937 Городской пейзаж (523x700, 64Kb)
В.И. Роскин (1896-1984). Городской пейзаж. 1937 г.

После войны Владимир Роскин был раскритикован за формализм в журнале «Крокодил». Поводом послужило издание 1948 года книги «Живинка в деле» (Уральские сказы) Павла Бажова, в котором критику не понравилось некоторое стилизованное использование приёмов росписи Палеха (а через это и иконописи), годы страха возможных репрессий... Но все же Роскин не опустил руки, а продолжал интенсивно работать, и в 1958 году его избирают председателем Комиссии декоративно-оформительского искусства Московского отделения художественного фонда РСФСР. Однако то, что мастер поддержал в трудную минуту инициатора «бульдозерной выставки» Оскара Рабина, ему не могли простить, и вся благополучная «карьера» Роскина в одночасье рухнула, ему пришлось покинул пост председателя в 1967 году.

1948 П. Бажов - Живинка в деле. М, Профиздат. (400x540, 87Kb)110601_2 (400x540, 37Kb)
П. Бажов. Живинка в деле (Уральские сказы). Художник В. Роскин. Москва, Издательство ВЦСПС «Профиздат»,
1948 г. Обложка и титульный лист.

110601_3 (470x700, 117Kb)
П. Бажов. Живинка в деле (Уральские сказы). Художник В. Роскин.
Москва, Издательство ВЦСПС «Профиздат», 1948 г. Иллюстрация (1)

110601_4 (473x700, 132Kb)
П. Бажов. Живинка в деле (Уральские сказы). Художник В. Роскин.
Москва, Издательство ВЦСПС «Профиздат», 1948 г. Иллюстрация (2)

110601_5 (481x700, 116Kb)
П. Бажов. Живинка в деле (Уральские сказы). Художник В. Роскин.
Москва, Издательство ВЦСПС «Профиздат», 1948 г. Иллюстрация (3)

110601_6 (479x700, 141Kb)
П. Бажов. Живинка в деле (Уральские сказы). Художник В. Роскин.
Москва, Издательство ВЦСПС «Профиздат», 1948 г. Иллюстрация (4)

110601_7 (479x700, 139Kb)
П. Бажов. Живинка в деле (Уральские сказы). Художник В. Роскин.
Москва, Издательство ВЦСПС «Профиздат», 1948 г. Иллюстрация (5)

110601_8 (477x700, 135Kb)
П. Бажов. Живинка в деле (Уральские сказы). Художник В. Роскин.
Москва, Издательство ВЦСПС «Профиздат», 1948 г. Иллюстрация (6)
IMG_2989 (405x540, 104Kb)110601_1 (400x540, 78Kb)
П. Бажов. Живинка в деле (Уральские сказы). Художник В. Роскин. Москва, Издательство ВЦСПС «Профиздат»,
1948 г. Виньетка и задняя страница обложки.

1957 Натюрморт. Бум, смеш. техника, 18,7×25,7 см (в свету). Литфонд, 2021 (700x510, 175Kb)
В.И. Роскин (1896-1984). Натюрморт. 1957 г. Бумага, смешанная техника. 18,7 х 25,7 см. (в свету).
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2021 г.

В 1950 году Владимир Роскин работал главным художником выставки советских студентов на Всемирном конгрессе в Праге.
В 1955-1956 гг. - главный художник павильона «Атомная энергия в мирных целях» на ВДНХ в Москве.
А в 1957 году участвовал в проектировании павильона «Атомная энергия в мирных целях» на Всемирной выставке в Брюсселе: высящаяся над городом гигантская модель атома до сих пор является достопримечательностью бельгийской столицы.
В 1960-е годы он создаёт графику на газетных страницах, переосмысляя конструктивистский опыт соединения изображения и текста: на лбу условной красавицы проступает логотип газеты «Правда», а сквозь очертания лентуловских колоколен читается слог советской передовицы.

ИСТОЧНИКИ

ФОТО В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. Том I и II. Москва, Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. (700x515, 114Kb)
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том II Л-Я, Биографии. Стр. 301-303, 328.

1.Роскин, Владимир Осипович – Википедия

2.Жили три брата Роскины

(Окончание следует)




вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник РУССКИЙ СОВЕТСКИЙ АВАНГАРДИСТ ВЛАДИМИР ИОСИФОВИЧ РОСКИН (1896-1984), ЧАСТЬ I | Слава44 - Дневник Слава44 | Лента друзей Слава44 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»