Л.Г. Бакулина (1905-1980). Женский портрет (Автопортрет?). 1975 г.
Людмила Галактионовна Бакулина (1905-1980) – советский живописец-примитивист, пейзажист, которая занималась живописью только до середины 1930-х годов - ее искусство легче представить себе во Франции, чем в Советской России. С 1922 года она работала во ВХУТЕМАСе натурщицей, одновременно занималась в мастерской скульптора И.С. Ефимова и посещала частную студию Ф.И. Рерберга. Вышла замуж за художника В.В. Почиталова, ученика А.В. Шевченко, и стала его верной спутницей на всю жизнь. В 1930-е гг. с мужем путешествовала по Кавказу, делала много зарисовок, набросков. В творчестве отдавала предпочтение пейзажу, работая в пастозной манере с преобладанием темной цветовой гаммы, слегка искажая формы предметов. В середине 1930-х гг., несмотря на несомненную одарённость, оставила занятия искусством и работала в московском Архитектурно-планировочном управлении (АПУ).
1. Фёдор Иванович Рерберг. Фотография Роберта Иохансона, 1921 г. 2. Скульптор Иван Семенович Ефимов.
Людмила Галактионовна Бакулина родилась в 1905 году в Москве. Получив начальное образование, художница поступала в МГУ, но не прошла по конкурсу. Свой путь в искусство начала в 1922 году, когда, не пройдя по конкурсу в МГУ, случайно увидела объявление о приглашении натурщиц во ВХУТЕМАС. В 1920-1924 гг., одновременно с работой натурщицей, занималась в мастерской скульптора И.С. Ефимова (1878-1959) и посещала платную частную студию Ф.И. Рерберга (1865-1938).
Л.Г. Бакулина (1905-1980). Пристань в Батуми. 1930 г. Бумага, темпера, гуашь. 30,1 x 33,3 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус (Узбекистан)
Л.Г. Бакулина (1905-1980). Батумская бухта. 1930 г. Бумага, гуашь, акварель. 31 х 40 см.
Государственный музей искусства Востока, Москва.
Василий Васильевич Почиталов (1903-1973). Автопортрет. 1938 г.
Выйдя замуж за талантливого ученика Александра Васильевича Шевченко (1883-1948) Василия Васильевича Почиталова (1903-1973), Людмила Бакулина стала его верной спутницей на всю жизнь. Фактически, только четыре года своей жизни Бакулина посвятила творчеству, создав немногим более 40 работ, хотя вся ее жизнь прошла в атмосфере искусства. Взяться за кисть ее подвигло путешествие с мужем, художником, и семьей живописца Александра Шевченко на Кавказ летом 1930-года, где делала много зарисовок и набросков. Уже в Москве, отчасти руководствуясь зарисовками с натуры, она восстанавливала свои впечатления, не подчиняясь академическим правилам или художественным авторитетам.
Художник А.В. Шевченко с женой и Почиталовы в Батуми. 1930-е гг.
Л.Г. Бакулина (1905-1980). Пристань в Батуми. 1930 г. Бумага, гуашь, белила. 29 х 31 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус.
Л. Бакулина занималась станковой живописью и графикой, отдавала предпочтение пейзажу, работая в пастозной манере с преобладанием темной цветовой гаммы, слегка искажая формы предметов. Она создала несколько необычайно талантливых работ, значительная часть которых входит в коллекцию Государственного музея искусств имени И.В. Савицкого в Нукусе.
.Г. Бакулина (1905-1980). Общий вид Батума. 1930 г. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус.
Картина «Общий вид Батума» (1930) выполнена в наивном стиле примитивизма, ярко и игриво показывая суету контрастного приморского города. Жизнь кипит! По берегу несутся повозки, куда-то торопятся люди в пёстрых одеждах. Море рассекают суда разных форм и размеров - скоростные байдарки, воздушные парусники, тяжёлые пароходы. И так до самого горизонта.
Л.Г. Бакулина (1905-1980). Гостиница «Аджаристан». 1930 г. Холст, масло. 54 х 75 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус.
Л.Г. Бакулина (1905-1980). Батумская бухта. 1931 г. Холст, масло. Государственный музей искусства Востока,
Москва.
Портовый город Батум, прижатый к морю цепью гор, обнимающих бухту, в ее работах наполнен веселой суетой. На набережной оживленные загорелые горожане, фаэтоны, крестьянские повозки-арбы, автомобили… Движутся вдали вагончики, снуют лодки, бредут ослики, пароходы вспенивают водную гладь. Утренний свет сообщает чистый голубой оттенок морю, небу, горам. Все пространство кажется наполненным упругим бодрым ветром, раздувающим паруса и уносящим вбок плотные «хвосты» пароходных и паровозных дымов. Чтобы передать впечатление от южного приморского города Бакулиной хватает скупой палитры красок. И кладет она их, как правило, в быстром темпе, стараясь не приглушать звучности цвета смешиванием. Она нарушает перспективу, пропорции, пренебрегает анатомией, превращая ошибки в гротеск и экспрессию, но в то же время сохраняет художественную цельность картины мира.
Л.Г. Бакулина (1905-1980). Батумская бухта. 1931 г. Холст, масло. 106,2 x 126,7 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус.
Л.Г. Бакулина (1905-1980). Батум. Цирк. 1931 г. Бумага, акварель, гуашь. Источник orientmuseum.ru
Отсутствие в каталогах выставки имен многих художников выглядит драматичнее, чем они сами это воспринимали. Тогда это было дело житейское, сейчас и каждая строчка весома. Она подчас единственное звено, что поможет вытянуть цепь. В каталоге ленинградской выставки «Художники РСФСР за XV лет» на стр. 23 указано: Бакулина, Люся. Москва. «Порт». Темпера. «Люся», а не инициалы, как принято. Наверняка - художник молодой. Остальное - загадка со всеми неизвестными. Ни в архивах, ни в анкетах МОСХа не было такой фамилии.
Л.Г. Бакулина (1905-1980). Гуляние в Парке культуры Горького в Москве. 1932 г. Холст, масло. 105 x 135 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус.
Л.Г. Бакулина (1905-1980). Батуми. Набережная. 1931 г. Бумага, акварель, гуашь. Государственный музей искусства Востока, Москва.
Занимаясь учениками мастерской А.В. Шевченко, как-то по телефону Ольга Ройтенберг позвонила в семью покойного художника Василия Почиталова, умершего в 1973 г. Слово за слово, и выясняется, что Люся Бакулина его жена, Людмила Галактионовна. Дома искусствовед увидела и варианты «Порта» и еще многое, что теперь в коллекциях Музея искусств народов Востока и музея в Нукусе. А в 1932-м году ее участие в юбилейной выставке был эпизодом на пути, прерванном на 50 лет «путешествием из Петербурга в Москву». Но Бакулина о старых обидах и думать позабыла. «Какой же я художник? Ведь толком не училась. Не сделала даже малого, что хотела». И в момент перепад интонации. Взахлеб о чудо-Батуми, куда она впервые попала с В.В. Почиталовым и А.В. Шевченко в 1930 году.
Л.Г. Бакулина (1905-1980). В гавани Батуми. 1934 г. Бумага, акварель. 30,5 x 39 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус.
Л.Г. Бакулина (1905-1980). Батум (Набережная с пальмами). 1934 г. Холст, масло. 100 х 120 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус.
Что последовало за тем месяцем общения О. Ройтенберг с Л. Бакулиной, рассказали ее гуаши, масло, темперы. С нетерпением мчалась она домой после дня службы в АПУ (Архитектурно-планировочное управление), чтобы «порисовать картинки» новыми красками (с каким наслаждением произносится «Поль Веронез», «Кобальт», «Кадмий»), «одевать скелетики», то есть раскрашивать фигурки, обведенные легким контуром, заселять ими и уймой занятных подробностей пространство листов, на которых в Тифлисе или в Аджарии она лишь помечала на память: «Ясная погода, полдень», «Яркий день, много солнца». И ложился на бумагу увиденный воображенный «весь мир», блистающий светом, синевой, радостью. Бакулина возвращалась с работы домой через Парк культуры и отдыха им. Горького. Дома, пока не успели остыть впечатления, вписывала в холст кусочек за кусочком все, что понравилось по дороге, - аттракционы, павильоны, лодки, лужайки, кружение людское. «Все в парке», веселое и цветистое, соединилось на площади картины по законам железного сцепления, где, как водится в народных росписях, поверхность «заткана» сплошняком и ничто не теряется.
Л.Г. Бакулина (1905-1980). Набережная с пальмами. Батум. 1934 г.
Л.Г. Бакулина (1905-1980). Новая набережная. 1934 г. Бумага, акварель. 29 x 31 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус.
Впоследствии, несмотря на несомненную одарённость, Людмила Бакулина оставила занятия творчеством. При жизни участвовала только в двух выставках: «Крым и Кавказ...» (1931) и «Художники РСФСР за XV лет» (1932, Ленинград, 1933, Москва). Посмертные выставки Бакулиной состоялись в 1982, 1991, 1994 («Собирание пространства», ГМИНВ) годах. Работы художницы хранятся в Государственном музее Востока в Москве, Государственной Третьяковской галерее в Москве, в Государственном музее искусств Республики Каракалпакстан им И.В. Савицкого в Нукусе (Узбекистан).
Л.Г. Бакулина (1905-1980). Женский портрет. 1940-е гг. Холст, масло.
Ауционный дом «Русская эмаль», Москва, 2021 г. Эстимейт. 5.000 – 7.000 руб.
Л.Г. Бакулина (1905-1980). Композиция. 1960-е гг. Холст, масло. Частное собрание.
Людмила Галактионовна Бакулина умерла в 1980 году в Москве в возрасте 75 лет.
ИСТОЧНИКИ
Ольга Ройтенберг. «Неужели кто-то вспомнил, что мы были…». Из истории
художественной жизни. 1925-1935. Москва, Издательство «Галарт», 2008 г.
– Стр. 39, 250-251, 256, 290-291, 489.
Антон Успенский. Между авангардом и соцреализмом. Из истории
советской живописи 1920-1930-х годов. Москва, Издательство
«Искусство-XXI век», 2024 г. – Стр. 139, 141, 144-145.