• Авторизация


СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-АВНГАРДИСТ УКРАИНСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ИППОЛИТ ИЛЬИЧ РУСАКОВСКИЙ (1904-1941). ПОГИБ ВО ВРЕМЯ ВОВ 24-03-2025 14:21 к комментариям - к полной версии - понравилось!


ФОТО Автопортрет. 1924 г. (581x700, 136Kb)
И.И. Русаковский (1904-1941). Автопортрет. 1924 г.

Ипполит (Липа) Ильич Русаковский (1904-1941) – русский советский художник, живописец, график украинского происхождения. Родился в деревне Вербовка Черниговской губернии в Российской империи. В 1918 г. переехал в Киев. Учился в школе живописи А.С. Монко и в школе «Культур-Лига» у Б. Рыбака и А. Минчина. В 1925 г. едет в Москву и поступает рабочим на машиностроительный завод «Красная Пресня». По рекомендации А.В. Луначарского поступает учиться во ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН. В связи с ликвидацией ВХУТЕИНа в 1930 г. приезжает в Ленинград, чтобы продолжить учебу в Академии художеств на факультете массово-бытовой живописи. Участник многих молодежных выставок. В 1933 г. создает свою самую известную картину «Массовое гуляние в Парке культуры и отдыха», на которой изображено около полутора тысяч фигур людей, находящихся в движении. В том же 1933 г. Русаковского принимают в члены МОССХа. Ипполит Ильич Русаковский погиб в 1941 году в первые месяцы Великой Отечественной войны. Дата и место его гибели неизвестны.

ФОТО Чернигов. губ. 1856 г. (480x700, 189Kb)
Карта Черниговской губернии. 1856 год.

Ипполит Русаковский не был приспособлен к жизни, но имел «одну, но пламенную страсть» - искусство. Его имя упоминается в архивных документах и рецензиях на выставки. В беседах его называли странным художником, а на мемориальной доске в Доме художника в Москве он среди тех, кто не вернулся с войны. Подробности его жизни стали известны благодаря его дружбе и переписке с художником Аркадием Осиповичем Гиневским (1903-1958), с которым они познакомились в 1920 году в студии «Культур-Лига» в Киеве.

Липа Русаковский родился в 1904 году в деревне Вербовка Черниговской губернии на Украине. Отец Русаковского рано умер. Кормильцем многодетной семьи была мать, занимавшаяся ручной окраской крестьянских одежд. Липа учился в четырехклассной сельской школе, рисовал с детства, что служило и подспорьем для семьи. В течение месяцев производил целую кипу рисунков, которую выносил на базар, они все до одного продавались. Как-то на базаре его заметил студент, приехавший на каникулы, и убедил мать Липы отправить сына в Киев.

Киевское художественное училище в начале 20 века (2) (700x343, 93Kb)
Киевское художественное училище в начале ХХ века.

В 1918 году Ипполит Русаковский приехал в Киев. Искусствовед Я.А. Тугендхольд, увидев его рисунки, отметил способности Липы, помог его бытовому устройству и определил учиться в школу живописи А.С. Монко. Русаковский рисовал реальные сцены и быт, в отличие от других учеников, работавших с фантастикой. Он был невысоким, коренастым, с большими глазами и застенчивой улыбкой. Русаковский хотел научиться видеть и впитывал впечатления от большого города и прочитанных книг. Он создал двенадцать метровых иллюстраций к «Капитанской дочке» А.С. Пушкина и басням И.А. Крылова.

1920-1922 Натюрморт. (700x519, 155Kb)
И.И. Русаковский (1904-1941). Натюрморт. 1920-1922 гг.

ФОТО Культур-Лига. Киев, 1920 г. (700x591, 162Kb)
Представители Джойнта с деятелями киевской Культур-лиги. Сидят (слева направо): художник М. Эпштейн, поэт Л. Квитко, художник И. Б. Рыбак, художник Б. Аронсон, художник И. Чайков. Стоят (слева направо): литературный критик Ба‘ал-Махашавот, неизвестный, Э. Вурзангер (Джойнт), филолог Ба‘ал-Димьён (Н. Штиф), Ч. Спивак (Джойнт), филолог З. Калманович, писатель Д. Бергельсон, бывший министр по еврейским делам в правительстве Центральной Рады В. Лацкий-Бертольди. Киев, май–июнь 1920 г.

С 1920 года Русаковский учился в школе «Культур-Лига» у Б. Рыбака и А. Минчина. А. Гиневский: «Здесь, в отличие от старой академии, учили технике, а не подражанию природе. Учителя, оценив талант Русаковского, пытались сделать из него абстрактного художника, но за пять лет он не создал ни одной абстрактной картины. Однако на холсте размером 2 х 1,5 метра он написал картину «Баня», на которой было изображено 40 голых распаренных людей. Благодаря ему в школе сформировалась группа, отстаивающая реализм в живописи, но в 1924 году она была исключена из школы. Это было время расцвета ЛЕФа».
В 1924 году он выставляется с шестью картинами на общегородской выставке. О нем пишут в «Пролетарской правде» и в журнале «Глобус», где воспроизведена часть экспозиции с его автопортретом.
А. Гиневский: «Он жил в нежилом доме, где днем работали ученики, а ночью бегали крысы. Спал в ящике от дивана, писал с утра до вечера. Школа получала на всех учеников ведро супа такого качества, что охотников его кушать было мало. Вот этот-то суп и был питанием Липы. Но жизнь в ящике мешала его развитию».

1928 Пейзаж в Киеве. (700x584, 227Kb)
И.И. Русаковский (1904-1941). Пейзаж в Киеве. 1928 г.

В 1925 году по настоянию А. Гиневского Русаковский приезжает в Москву и устраивается рабочим на машиностроительный завод «Красная Пресня». В мае он сообщает Гиневскому: «16 мая 1925 г. я был у Луначарского со своими работами. Он распорядился, что я буду получать 18 рублей стипендии и он будет хлопотать о моем поступлении во ВХУТЕМАС». В 1927 г., по ходатайству Луначарского, Русаковский, рекомендованный заводом во ВХУТЕИН, из-за отсутствия среднего образования. поступает на рабфак искусств при Вхутеине.
1 марта 1927 г. он сообщает Гиневскому: «У нас была выставка, где были мои старые работы. Затем я посылаю вырезку из газеты с моим рисунком с экзамена. Он сделан плохо за 3-4 часа. Я хотел изобразить цех, к которому принадлежал, но ошибочно написали «Железнодорожные мастерские».

1933-1934 Волейбол. Бум, акв, гуашь, каран. 27,2 х 39,6 см.ГМИИ им.Пушкина (Ройтенберг) (700x492, 198Kb)
И.И. Русаковский (1904-1941). Волейбол. 1933-1934 гг. Бумага, акварель, гуашь, карандаш. 27,2 х 39,6 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Отдел личных коллекций.

В марте 1927 года Русаковский продолжает, начатую до поступления на рабфак композицию «Балет». Из письма А. Гиневскому: «Это труднейшая задача, рассчитанная на несколько лет проработки в свободное время: практика с натуры, наброски, изучение анатомии, геометрических построений, теории цветов и красок, перспективы и пропорций, декоративных элементов. Если я брошусь в это лето сразу на полотно, это будет просто баловство».
Л. Русаковский – Л. Браун, лето 1928 г.: «Мы с Фимой сидим и пишем кисточками, пытаясь передать впечатления на холсте, но никак не получается. Доканчиваю прошлогодний пейзаж и начинаю два новых. Перед нами прекрасная панорама города и зелень».
Л. Русаковский – А. Гиневскому, 20 апреля 1929 г.: «Я не против дать свой пейзаж и рисунок «Балет» обществу АСМУ, но пейзаж отобран для выставки. Наряду с балетом задумал еще одну тему - еврейский погром, еще более трудную. Не использовать летние месяцы для живописи, получая государственную стипендию, преступно. Но в Москве климат суровый, 4 месяца подряд бывают большие морозы».
30 июня 1929 г.: «Печалюсь, что не могу заниматься живописью. Поступил на черную работу уборщиком в мастерских слесарных курсов за 60 рублей в месяц. Нужно подумать о защите от зимней стужи».

1934 В парке осенью. ОРИГИНАЛ (700x491, 186Kb)
И.И. Русаковский (1904-1941). В парке осенью. 1934 г.

В 1930 году, в связи с ликвидацией ВХУТЕИНа, Русаковский приезжает в Ленинград, чтобы продолжить обучение в Институте пролетарских изобразительных искусств (ИНПИИ), бывшую Академию художеств. Он зачислен на клубно-педагогический факультет, но через год решает уйти, так как не находит там поддержки для своих творческих устремлений. В конце 1931 года его переводят на отделение массово-бытовой живописи, где он полностью погружается в учебу и творчество, несмотря на личные переживания.

А. Гиневскому: «Ноябрь 1931 г. Мало ли что я уж не такой красивый. Гоголь тоже был некрасивый, ну и что же, умно ли, что из-за этого никто не хотел выходить за него замуж. Или возьмем, к примеру, Бетховена, умно ли это было, что все женщины отвергали его. Я не хочу этим сказать, что я тоже такой великий, как они, но у меня, во всяком случае, тенденция на такую высоту подняться, об этом можно мечтать и недалеко то время, чтобы работать и добиваться».
Б.Н. Глан, первый директор ЦПКиО им. А М. Горького: «Вскоре после открытия парка культуры и отдыха весной 1931 г. брат (Яков Ильин, писатель, давний друг А. Русаковского) обратился ко мне с просьбой заказать Липе картину. Был уверен, что она украсит любой павильон парка».

1933 Массовое гуляние в Парке культуры и отдыха. Эскиз. Фрагмент 1. ОРИГИНАЛ (700x497, 272Kb)
И.И. Русаковский (1904-1941). Массовое гуляние в Парке культуры и отдыха. Эскиз. Фрагмент (1). 1933 г.
Частное собрание.

После этого Центральный парк Горького заказал картину молодому художнику Ипполиту Русаковскому, студенту ленинградской Академии художеств, для нового звукового кинотеатра.
18 марта 1932 г. Нужно думать о будущем. После института могу работать в ИЗОГИЗе или поехать в индустриальные районы. Задания ограничены, нужно отражать злобу дня. Хочу работать на Урале или в парке. Если не получится, готов оставить институт и заняться живописью.
Однако, в 1932 году после третьего курса Русаковский уходит из Ленинградской Академии художеств и возвращается в Москву, где начинает работу над большим полотном «Массовое гулянье в Парке культуры и отдыха».
А. Гиневский: «Он не работал 6 лет, и впервые взявши такую тему, не понимает, как преодолевать трудности. Очень медленно и тяжело перестраивающийся человек. Ему нет времени читать. Все-таки прочитывает Золя «Творчество», рассказы Мопассана, еще кое-что. Всюду ищет подтверждение того, что нужно долго работать…Ходит в музей к Ренуару…Сейчас я верю, что и этого он добьется».

1933 Массовое гуляние в Парке культуры и отдыха. Эскиз. Фрагмент 2. (700x492, 234Kb)
И.И. Русаковский (1904-1941). Массовое гуляние в Парке культуры и отдыха. Эскиз. Фрагмент (2). 1933 г.

5 мая 1933 года Русаковский был принят в члены Московского Отделения Союза Советских Художников (МОССХ).
В 1934 году Управление ЦПКиО собрало художников и искусствоведов для обсуждения картины Русаковского. А. Эфрос, А. Бассехес, А. Замошкин, Н. Шифрин, К. Федорченко, В. Тоот, Б. Глан и другие единодушно признали Русаковского одаренным художником, требующим нормальных условий для работы и роста. Картина была приобретена Управлением, показана на выставке молодых художников и впоследствии размещена в фойе звукового кино.
Е. Трощенко: «Не каждый художник смог бы создать картину с полутора тысячами движущихся фигур. Русаковский выбрал именно этот трудный вариант. Деревья, Москва-река, лодки, дети, столовая на открытом воздухе, оркестр, физкультурники, пляска, пионеры, празднично одетые люди, комсомолки с военными, солнечный свет, цветы, рабочие на скамейках и фонтан – все это он хотел представить на своей картине, дать каждому предмету свою жизнь и движение. Он написал талантливую, но не совершенную, но интересную картину. Нет предвзятости – он писал то, что видел, с любовью. В этом сила».

1935 Мандариновое дерево. Сочи. ОРИГИНАЛ (700x495, 203Kb)
И.И. Русаковский (1904-1941). Мандариновое дерево. Сочи. 1935 г.

Д. Киранов - А. Гиневскому. 25 апреля 1934 г. «За Липу очень порадовался. Я бы посоветовал ему взяться за "идеологическую тему" на основе натуры. Например: "Три ключа" Пушкина. Триптих для фойе театра. Или триптих: Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан. Или четыре пушкинские малые трагедии. Четыре художественные концепции. Четыре простенка. Большой простор для творчества».
«Массовое гулянье в Парке культуры и отдыха» было представлено на выставке молодых художников в Историческом музее. Л. Варшавский: «Русаковский представил огромное полотно с детально выписанными людьми. Цветисто, лубочно, по-игрушечному. Это образец терпения, кропотливости, но не искусства. Метод построения картины напоминает народные картинки и гравюры XVII-XVIII веков».
М. Иоффе: «Объемность, трехмерность фигуры заменяется "фресочной манерой", перспектива приобретает "условный" характер. Картина Русаковского относится к такого рода работам».
И. Русаковский - Любе Н.: «Москва, октябрь 1934 г. Набрасываю осенние этюды деревьев и воды для быстрого выполнения. Необходимо воспитать свои руки в более легкой манере. Это трудно, но нельзя откладывать».

1936 Рабочие совхоза имени В.И.Ленина под Калугой. ОРИГИНАЛ (700x427, 199Kb)
И.И. Русаковский (1904-1941). Рабочие совхоза имени В.И. Ленина под Калугой. 1936 г.

В 1935 г. по договору с Наркоматом Пищепрома в составе бригады (В. Роскин, Н. Соколик, Ю. Флор) Русаковский был командирован в совхоз им. Ленина в Адлере. А. Гиневскому: «Октябрь. Живу здесь 19 дней. Очень доволен работой по живописи. Дни короткие, темно в 4-5 часов. Написал шесть холстов. Хотелось бы остаться еще на месяц, пишу только внутри совхоза, так как пограничная полоса неинтересна».
В 1936 г. Русаковский участвует в выставке к Х съезду комсомола и в выставке Горкома художников. А. Эфрос: «Вспоминаю, что в день вернисажа открылась небольшая выставка четырех живописцев в Доме ученых, но без Роскина, Соколика, Флора и Русаковского, которые, на мой взгляд, должны были быть представлены на выставке Горкома, но были представлены не полностью и неприметно. Это молодые художники с собственным лицом».

ФОТО А. Гиневский. Липа Русакоаский пишет Парк. 1933 г. (700x553, 204Kb)
А.О. Гиневский (1903-1958). Липа Русаковский пишет «Парк культуры». 1933 г. Холст, масло.

5 апреля 1938 г. состоялся просмотр в Горкоме перед перерегистрацией членов МОССХа, приемом в члены МОССХа и рекомендаций на заказ. А. Гиневский: «Комиссия из одиннадцати человек, задыхаясь от жары, тесноты и шума, проходит к работам Русаковского, которые уже были осуждены вчера и просматриваются вторично по настоянию нескольких товарищей. Лев Зевин и члены комиссии Надежда Удальцова и Михаил Лапин тщетно пытались разъяснить достоинства работ. Неудачное выступление автора, сказавшего, что он уже учился и работает грузчиком, не изменило дела». В МОССХе переведен из членов в кандидаты с формулировкой: «Недостаточное мастерство, зарабатывает оформлением, тяжелые жилищные условия».

Ипполит Ильич Русаковский погиб в 1941 году в первые месяцы Великой Отечественной войны.
Дата и место его гибели неизвестны.

Имя Ипполита Русаковского выбито на мемориальной доске, установленной в Московском Доме художника, среди погибших во время Великой Отечественной войны. Его имя также упоминается среди погибших в книге «Московские художники в дни Великой Отечественной войны» (Москва, 1981 г., стр. 24).


Московские художники в дни Великой Отечественной войны  Воспоминания. Письма. Статьи. — М.  Советский художник, 1981_0000 (400x670, 163Kb) Московские художники в дни Великой Отечественной войны  Воспоминания. Письма. Статьи. — М.  Советский художник, 1981_0024 (396x670, 41Kb)
Московские художники в дни Великой Отечественной войны. Москва, Издательство «Советский художник», 1981 г.

ИСТОЧНИКИ

ФОТО Ольга Ройтенберг. «Неужели кто-то вспомнил, что мы были…» Москва, Издательство «Галарт», 2008 г. (504x700, 156Kb)
Ольга Ройтенберг. «Неужели кто то вспомнил, что мы были...». Из истории
художественной жизни. 1925–1935. Москва, Издательство «Галарт», 2008.
- Стр. 240, 418-423, 527 и др.

Антон Успенский. Между авангардом и соцреализмом. Из истории советской живописи 1920-1930-х годов. Москва, Издательство «Искусство-XXI век», 2 (490x700, 87Kb)
Антон Успенский. Между авангардом и соцреализмом. Из истории советской живописи
1920-1930-х годов. Москва, Издательство «Искусство-XXI век», 2024 г. - Стр. 139, 141.

Художник Липа Ильич Русаковский в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.



вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-АВНГАРДИСТ УКРАИНСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ИППОЛИТ ИЛЬИЧ РУСАКОВСКИЙ (1904-1941). ПОГИБ ВО ВРЕМЯ ВОВ | Слава44 - Дневник Слава44 | Лента друзей Слава44 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»