РУССКИЙ СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК НИКОЛАЙ СЕРГЕЕВИЧ КОЗОЧКИН (1899-1961), УЧЕНИК А.Е. АРХИПОВА И К.А. КОРОВИНА22-03-2025 20:00к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Н.С. Козочкин (1899-1961). Автопортрет. 1927 г. Холст, масло.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус (Узбекистан)
Николай Сергеевич Козочкин (1899–1961) – русский советский художник, живописец, автор портретов и жанровых картин. Родился в Москве. По окончании городской школы и недолгих занятий в вечерних классах Строгановского училища в 1914 г. поступил на общеобразовательное отделение при МУЖВЗ, где учился до 1917 г. у Н.А. Касаткина, С. Милорадовича, Н.А. Клодта, К.Н. Горского, А.М. Корина, В.Н. Бакшеева, К.А. Коровина. После революции Козочкин – активный участник Гражданской войны. После демобилизации из Красной армии был командирован во ВХУТЕМАС, продолжил обучение у А.Е. Архипова. Окончил его в 1924 г. Замечательный мастер А.Е. Архипов, память и любовь к которому благоговейно сохранял художник, определил основное развитие и направленность творчества Н.С. Козочкина. Член АХРР. Участник многочисленных выставок. Преподавал в Московском областном художественном училище памяти 1905 года (1941-1949). С 1939 по 1952 с женой Еленой Ивановной жил в Муранове. Николай Сергеевич Козочкин умер 8 апреля 1961 года в Москве.
Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Сейчас в здании МУЖВЗ располагается
Российская Академия живописи, ваяния и зодчества.
Николай Сергеевич Козочкин родился 2 августа 1899 года в Москве. В 1914-1917 годах художник учился на общеобразовательном отделении Московского училища живописи, ваяния и зодчества под руководством известных мастеров, среди которых были Н.А. Касаткин, С.Д. Милорадович. Н.А. Клодт, А.М. Корин, В.Н. Бакшеев, К.А. Коровин. Каждый из маститых преподавателей оказал влияние на будущего художника. Известно, что строгий, принципиальный и требовательный к ученикам Н.А. Касаткин на своих уроках рисунка уловил живописные наклонности Н.С. Козочкина, сажал его на уроках отдельно и специально для него делал натюрмортные постановки. Спокойный, не отличавшийся особенным интересом к характеру дарования своих учеников, С.Д. Милорадович добродушно посмеивался над излишними, по его мнению, живописными увлечениями Козочкина и, рассматривая его учебные работы, иногда добродушно замечал: «мажете вы здорово».
Н.С. Козочкин (1899-1961). Портрет матери. 1924 г. Холст, масло. 88 х 69 см.
Музей изобразительных искусств Кузбасса, Кемерово.
Н.С. Козочкин (1899-1961). Натюрморт с лимоном. 1923 г. Фанера, масло. 56 х 42 см.
Самарский областной художественный музей.
К.А. Коровин повлиял на Н. С. Козочкина, как и на всех своих учеников, больше своим бесспорным авторитетом блестящего живописца, чем непосредственными практическими указаниями и советами. Уже одно появление К.А. Коровина в коридорах Училища создавало особую художественную атмосферу и поднимало настроение учеников. Они окружали любимого преподавателя, жадно впитывая каждое его слово и замечания об искусстве. К.А. Коровин входил в класс, садился, по обыкновению заложив руки за жилет, на подоконник и начинались нескончаемые, вдохновенные беседы его и высказывания по вопросам искусства, зажигавшие учащуюся молодежь.
Н.С. Козочкин (1899-1961). Натюрморт с пирожными. 1923 г. Холст, масло. 58 х 71 см.
Нижегородский государственный художественный музей.
К.А. Коровин учил искусству не показом определенных профессиональных приемов, а вдохновлял своих учеников, внушал и прививал им страстную любовь к искусству, уважение к его представителям, будил художественное чувство и приучал учеников восторгаться красочным великолепием окружающего мира. Н.С. Козочкин разделял общий восторг и восхищение учеников перед К.А. Коровиным и с большой признательностью вспоминал эту сторону влияния удивительнейшего чародея русского живописного мастерства.
Н.С. Козочкин (1899-1961). Натюрморт с рюмкой. 1920-е гг. Почтовая карточка (Открытка)
Н.С. Козочкин (1899-1961). Натюрморт с часами. 1925 г. Холст, масло. 36 х 40 см.
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи, Саранск.
Николай Козочкин. 1920-е гг.
После Октябрьской революции Н.С. Козочки воевал на фронтах Гражданской войны. После демобилизации из Красной Армии был направлен в Московский ВХУТЕМАС, где продолжил учиться у знаменитого художника Абрама Ефимовича Архипова. Именно Архипов, память и любовь к которому благоговейно сохранял художник, определили основное развитие и направленность творчества Козочкина. Но А.Е. Архипов повлиял на развитие Н.С. Козочкина совершенно в другом плане, чем К.А. Коровин. Художник и учитель, оказал на него исключительное воздействие и как педагог, и как мастер, сумевший показать все живописное богатство, которое может воплощать в своем творчестве художник. Этот застенчивый, мало говоривший, но пламенно любящий искусство и его великую силу художник, умевший практически, не затрагивая индивидуальностей своих учеников, многое им показать и объяснить, - оказал огромное влияние на Н.С. Козочкина.
Н.С. Козочкин (1899-1961). Самогонщик. 1925 г. Холст, масло. 60 х 47 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус (Узбекистан)
Н.С. Козочкин (1899-1961). Чувашский пастух. 1925 г. Холст, масло. 83 х 66,5 см.
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.
Н.С. Козочкин (1899-1961). Стирка белья в Чувашии. 1925 г. Холст, масло. 68,5 х 88,5 см.
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.
На фоне зеленых оврагов и бледно-голубого неба три женщины-чувашки. В центре — уставшая пожилая женщина в сером платье с фартуком. На голове черный платок, на ногах лапти. Она стоит в полуобороте, опустив руки. Лицо и руки загорелые, глаза раскосые. Две другие женщины, справа и слева, тоже в лаптях. Правая женщина стирает белье в деревянном корыте. На ней белое платье с розовым фартуком, бледно-розовый платок и пояс с красными нашивками. В руках у нее два шеста для толчения белья. Левая женщина, молодая и беременная, держит палку с серым бельем на плече. На горизонте серо-зеленый лес. Небо занимает четверть композиции.
Н.С. Козочкин (1899-1961). Улица. Без даты. Холст, масло, 42,7 x 75,5 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус (Узбекистан)
«Я ученик Абрама Ефимовича Архипова», - постоянно говорил и подчеркивал Н.С. Козочкин, вкладывая в эти слова не только благодарность ученика, но и восхищение художника перед блестящим и мудрым талантом превосходного русского живописца, умевшего, как немногие, запечатлеть на своих полотнах великолепие живописной красоты окружающих людей и природы. Силу архиповского красочного мазка, выразительность и музыкальность его колористической гаммы, остроту и тонкость восприятия природы, яркость и глубину наблюдения окружающего, составляющие характерные черты таланта и палитры А.Е. Архипова, положил в основу своей деятельности как художника Н.С. Козочкин. С большой долей наблюдательности один из педагогов уже советской Высшей художественной школы, которую окончил Н.С. Козочкин, как-то, говоря об его работах, заметил: «Он из одного ведра с Архиповым лижет!». Близость к А.Е. Архипову определила творческий путь Н.С. Козочкина и помогла ему занять определенное место в современном советском изобразительном искусстве.
Н.С. Козочкин (1899-1961). Скрипка. 1925 г. Фанера, масло. 45 х 71,5 см.
Музей изобразительных искусств Кузбасса, Кемерово.
Н.С. Козочкин (1899-1961). Сирень с апельсинами. 1926 г. Холст, масло. 55 х 47 см.
Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева.
И.В. Сталин, А.М. Горький и В.М. Молотов на выставке 10 лет РККА в помещении Центрального телеграфа
на улице Горького, Москва, 1928 г.
Несмотря на то, что с 1920-х годов Н.С. Козочкин достаточно много выставлял своих работ на выставках, широко востребованным художником он не был. Его по преимуществу лирические вещи никак не вписывались в «общий поток социального заказа». Неизвестно, что было бы с работами этого художника, если бы не деятельность художника И.В. Савицкого, который предпринял героические усилия по спасению наследия ряда невостребованных художников и на базе их работ создал в Нукусе великолепный художественный музей. Каждая выставка этого музея в Москве вызывала большой интерес у любителей искусства, причем работы Н.С. Козочкина на них занимали одно из центральных мест.
Каталог выставки «Х лет АХХР. 1918-1928», посвященная десятилетию Рабоче-крестьянской Красной Армии. Москва, Издательство АХРР, 1928 г. - 140 с., ил. Тираж 4200 экз. На выставке экспонировалась картина Н.С. Козочкина «Наркомвоенмор К.Е. Ворошилов принимает парад мото-мех. частей»
Н.С. Козочкин (1899-1961). Портрет матери. 1930 г. Холст на картоне, масло. 62 х 49,5 см.
Государственный центральный музей современной истории России, Москва.
Н.С. Козочкин (1899-1961). Натюрморт с кружкой. 1927 г. Холст, масло. 55 х 67 см.
Челябинский государственный музей изобразительных искусств.
Н.С. Козочкин (1899-1961). Натюрморт с гранатом. 1931 г. Холст на картоне, масло. 35 х 48 см.
Музей изобразительных искусств Кузбасса, Кемерово.
Н.С. Козочкин (1899-1961). Весной. 1939 г. Холст, масло. 60,5 х 49 см.
Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева.
Музей-заповедник «Усадьба Мураново им. Ф.И. Тютчева», Московская область.
Н. С. Козочкин прежде всего мастер, свободно работающие во всех разделах и жанрах советской живописи. В разные периоды своею деятельности Н.С. Козочкин работает в одном жанре больше, в другом - меньше, но он всегда умеет сохранить и выявить свое творческое лицо, подчеркнуть свое отношение к тому, что он видит и чувствует.
Вот что о художнике писали в одной из статей тех лет:
«За последние годы Н.С. Козочкин большинством зрителей воспринимается как вдумчивый, наблюдательный и глубоко ощущающий красоту и поэзию- художник, и прежде всего как создатель интерьеров, воссоздающих обстановку, среди которой жили и творили великие представители русского народа. Н.С. Козочкин умеет увидеть и показать зрителям художественную привлекательность сохранившихся старинных усадеб, созданных вдохновенным трудом находившихся в крепостной неволе народных мастеров. Большой интерес представляет серия его поэтических работ, воссоздающих историко-художественные ансамбли музея-усадьбы «Мураново», в обстановке которых развертывалось творчество Е.А. Баратынского и Ф.И. Тютчева».
Н.С. Козочкин (1899-1961). Анфилада комнат. 1939 г. Холст, масло. 57х67 (в свету); 64,8х75 см.
Музей-заповедник «Усадьба Мураново им. Ф.И. Тютчева», Московская обл.
Н.С. Козочкин (1899-1961). Мураново. Летний вечер. 1941 г. Картон, масло. 23,2х32,5 (в свету); 38х29 см. (рама).
Музей-заповедник «Усадьба Мураново им. Ф.И. Тютчева», Московская обл.
Н.С. Козочкин (1899-1961). Мураново. Голубая гостиная. 1942 г. Холст, масло. 60,2х71,5 (в свету); 66х77,4 см.
(рама). Музей-заповедник «Усадьба Мураново им. Ф.И. Тютчева», Московская обл.
Н.С. Козочкин (1899-1961). Натюрморт с цветами. 1940-е гг.
Картон на оргалите, масло. 50 х 38 см.
Музей изобразительных искусств Кузбасса, Кемерово.
Николай Иванович Тютчев (1876-1949), первый директор музея-усадьбы «Мураново», основанного в 1920 году.
Фото В.С. Молчанова, 1948 г.
Николай Сергеевич Козочкин не просто приезжал в Мураново, а жил здесь с 1939 года до середины 1950-х годов каждое лето. Про него и его жену Елену Ивановну можно сказать, что они были «сотрудниками музея вне штата». Чего только не приходилось делать Николаю Сергеевичу! Он реставрировал портреты, мебель, занимался ремонтом помещений, а в годы войны ему пришлось перекрашивать дом в приглушенный, менее броский цвет — того требовали правила маскировки. Елена Ивановна работала над многочисленными картотеками, «показывала музей». В такой помощи музей особенно нуждался в сороковые годы, когда из-за болезни легких его директор музея Николай Иванович Тютчев уже не мог заниматься этой работой. Фактически Елена Ивановна выполняла обязанности научного сотрудника. «Вас мне Бог послал», — с благодарностью говорил Николай Иванович супругам Козочкиным.
Н.С. Козочкин (1899-1961). В партизанском крае. 1942 г. Холст, масло. 100 х 120 см.
Государственный центральный музей современной истории России, Москва.
Н.С. Козочкин (1899-1961). Денис Давыдов в литературном кругу. 1942 г. Холст на картоне, масло.
40х47,4 (в свету); 48х55 см. (рама). Музей-заповедник «Усадьба Мураново им. Ф.И. Тютчева»,
Московская обл.
Н.С. Козочкин (1899-1961). Мураново. Зеленая рожь. Этюд. 1943 г. Картон, масло. 34,2 х 24,3 см.
Музей-заповедник «Усадьба Мураново им. Ф.И. Тютчева», Московская обл.
Н.С. Козочкин (1899-1961). Мураново. Уборка хлеба. Этюд (1). 1943 г. Картон, масло.
Музей-заповедник «Усадьба Мураново им. Ф.И. Тютчева», Московская обл.
Н.С. Козочкин (1899-1961). Мураново. Уборка хлеба. Этюд (2). 1943 г. Картон, масло.
Музей-заповедник «Усадьба Мураново им. Ф.И. Тютчева», Московская обл.
Другой вариант репродуцции.
Н.С. Козочкин (1899-1961). Директор музея Николай Иванович Тютчев на смертном одре. Этюд. 1949 г.
Холст, масло. 45,4 х 72,5 см. Музей-заповедник «Усадьба Мураново им. Ф.И. Тютчева», Московская обл.
Действительно, в музее «Мураново» с полутора ставками в штатном расписании (директор и полставки научного сотрудника, которую занимал Кирилл Васильевич Пигарев, будущий второй директор музея) работы было непочатый край. Но, несмотря на загруженность, Николай Козочкин немало работал как художник. Мурановские интерьеры в его исполнении - самые выразительные из всех существующих поныне. На представленных репродукциях его работ мы видим знакомые усадебные интерьеры – Зелёную гостиную и анфиладу парадных комнат, начиная от Большой гостиной и заканчивая Библиотечной комнатой.
Музей-заповедник «Усадьба Мураново им. Ф.И. Тютчева», Московская обл. Зеленая гостиная.
Современная фотография.
Н.С. Козочкин (1899-1961). Мураново. Зеленая гостиная. 1948 г. Холст, масло. 44,8х52,8 см.
Музей-заповедник «Усадьба Мураново им. Ф.И. Тютчева», Московская обл.
Н.С. Козочкин (1899-1961). Мураново. Большая гостиная. 1946 г. Холст, масло. 56,5 х 71 см.
Музей-заповедник «Усадьба Мураново им. Ф.И. Тютчева», Московская обл.
Н.С. Козочкин (1899-1961). Музей в Мураново. Усадьба поэта Ф.И. Тютчева (Повторение интерьера 1939 года).
1947 г. Холст, масло. 91 х 119 см. Курганский областной художественный музей им. Г.А. Травникова.
Н.С. Козочкин (1899-1961). Картинная галерея Останкинского музея. 1945 г.
Холст, масло. 100 х 81,5 см. Национальный художественный музей Республики Саха, Якутск.
Н.С. Козочкин (1899-1961). Натюрморт с фруктами и сладостями. 1948 г. Холст, масло. 66 х 82 см.
Собрание Романа Бабичева, Москва.
Эти мурановские работы создавались художником в результате многолетнего изучения как самой обстановки усадьбы, так и глубокого и вдумчивого наблюдения окружающей природы. В многочисленных пейзажных этюдах раскрывается не только окружающая Мураново природа, но и показываются лирические стороны пейзажного дарования художника, его умение по-своему ощутить и передать очарование природы, вдохновлявший замечательных русских поэтов. Пейзажные этюды Муранова убедительно говорят о большой наблюдательности Н.С. Козочкина и подчеркивают особенности лирического пейзажного искусства».
Н.С. Козочкин (1899-1961). Библиотека в музее им. Ф.И. Тютчева. 1949 г.
Холст на картоне, масло. 49,1 х 40,2 см.
Музей-заповедник «Усадьба Мураново им. Ф.И. Тютчева», Московская обл.
Н.С. Козочкин (1899-1961). Останкино. Нижняя наугольная комната, что окнами во двор. 1949 г.
Холст, масло. 19,5 x 28,5 см. Музей-усадьба «Останкино», Москва.
Н.С. Козочкин (1899-1961). Мураново. Осень. Этюд. 1949 г. Картон, масло. 24,4 х 34,6 см.
Музей-заповедник «Усадьба Мураново им. Ф.И. Тютчева», Московская обл.
Н.С. Козочкин (1899-1961). Сарай музея. 1950 г. Картон, масло. 12,4х17,4 (в свету); 18,4х23,2 см. (рама).
Музей-заповедник «Усадьба Мураново им. Ф.И. Тютчева», Московская обл.
Кабинет и квартира В.И. Ленина в Кремле. Фотография.
Серия работ, воссоздающих интерьеры кремлевской квартиры В.И. Ленина и московского музея-усадьбы Л.Н. Толстого в Хамовниках, тонко документирует эти исторические места. Сосредоточенность Н. С. Козочкина на определенной теме никогда не отвлекала его от других творческих жанров, где он является подлинным художником и достойным учеником А.Е. Архипова. К сожалению, мало известно тематических композиций Н.С. Козочкина, но они всегда интересовали художника, умеющего зорко и внимательно наблюдать и изучать окружающую действительность и показывать ее в событиях и людях, определяющих ее характерные явления. Его портреты («Портрет матери», «Портрет А.В. Куприна», «Портрет жены», «Автопортрет») показывают, что у Н.С. Козочкина есть настоящая «хватка» портретиста, умеющего улавливать в своих моделях наиболее характерные, раскрывающие сущность портретируемого, черты и особенности. К сожалению, не все репродукции в сети есть.
Н.С. Козочкин (1899-1961). Интерьер Мурановского музея. 1951 г. Холст, масло. 100 х 79 см.
Курганский областной художественный музей им. Г.А. Травникова.
Н.С. Козочкин (1899-1961). Мураново. Буфетная. 1950 г. Холст, масло. 58 х 46,5 см.
Музей-заповедник «Усадьба Мураново им. Ф.И. Тютчева», Московская обл.
Н.С. Козочкин (1899-1961). Мураново. Территория музея. Этюд. 1950 г. Картон, масло. 24,9 х 33,4 см.
Музей-заповедник «Усадьба Мураново им. Ф.И. Тютчева», Московская обл.
Н.С. Козочкин (1899-1961). Мураново. Зима. Этюд. 1950 г. Картон, масло. 24,6 х 35,2 см.
Музей-заповедник «Усадьба Мураново им. Ф.И. Тютчева», Московская обл.
Н.С. Козочкин (1899-1961). Интерьер Останкинского музея. 1952 г. Холст, масло. 89 х 116 см.
Курганский областной художественный музей им. Г.А. Травникова.
Николай Сергеевич Козочкин – талантливый и самобытный художник, принадлежавший к московской школе живописи с ее одухотворенностью и точностью в цветовых решениях. Козочкин работал безвозмездно в музее с 1939 по 1956 год и выполнял самые разнообразные работы по музею по просьбе Н.И. Тютчева (внука поэта и первого директора музея) и, конечно, много писал пейзажей окрестностей и интерьеров Дома. В собрании Мурановского музея насчитывается более 50 работ этого незаурядного художника. На прошедшей недавно выставке, посвященной 125-летию со дня рождения хуложника, были показаны 9 новых полотен художника, которые ранее не выставлялись в музее Мураново, а также его этюдник, палитра и кисти из частной коллекции реставратора Владимира Ильича Черемхина.
Н.С. Козочкин (1899-1961). Интерьер большого зала в музее-усадьбе в Хамовниках. 1952 г.
Холст, масло. 48,5 х 60 см. Музей-усадьба Льва Толстого в Хамовниках, Москва.
Н.С. Козочкин (1899-1961). Зал в музее-усадьбе Л.Н. Толстого в Хамовниках. 1953 г. Холст, масло. 84 х 112 см.
Музей-усадьба Льва Толстого в Хамовниках, Москва.
Н.С. Козочкин (1899-1961). Кабинет Л.Н. Толстого в Хамовниках. 1953 г. Холст, масло. 56 х 66 см.
Музей-усадьба Льва Толстого в Хамовниках, Москва.
Н.С. Козочкин (1899-1961). Уголок кабинета Л.Н. Толстого в Хамовниках. 1953 г. Картон, масло. 24 х 34 см.
Музей-усадьба Льва Толстого в Хамовниках, Москва.
Н.С. Козочкин (1899-1961). Натюрморт с цветами и фруктами. 1953 г. Холст, масло. 65 х 55,5 см.
Русский центр искусства, Калининград. Повторение «Натюрморта с рюмкой» 1920-х годов, но без рюмки.
Полно и разнообразно характеризуют Н.С. Козочкина красочные натюрморты, в которых есть острота живописного проникновения в изображаемые вещи, предметность и правдивость изображения. Особо ему удались натюрморты в стиле «малых голландцев» - «Натюрморт с лимоном» (1923), «Натюрморт с апельсинами» (1953) и другие. Н.С. Козочкин - художник реалист, любящий и умеющий живописно воссоздавать многие стороны окружающей действительности и показывать ее в событиях людях и предметах со стороны их живописной красоты привлекательности.
Н.С. Козочкин (1899-1961). Натюрморт с апельсинами. 1954 г. Холст, масло. 59 х 71,5 см.
Музей изобразительных искусств Кузбасса, Кемерово.
Виллем Клаес Хеда (1594–1680). Натюрморт с лимоном. 1634 г. Холст, масло. 36,5 x 49 см.
Частное собрание.
Н.С. Козочкин (1899-1961). Экскурсия рабочих в Музее-усадьбе Л.Н. Толстого в Москве, в Хамовниках. Эскиз.
1955 г. Картон, масло. 49,7 х 38,6 см. Музей-усадьба Льва Толстого в Хамовниках, Москва.
Н.С. Козочкин (1899-1961). Музей-усадьба Л.Н. Толстого в Москве. Флигель. 1955 г.
Картон, масло. 20,7 х 14,9 см. Музей-усадьба Льва Толстого в Хамовниках, Москва.
Н.С. Козочкин (1899-1961). Кремль. 1957 г. Холст, масло. 67 х 134 см. Галерея АртПанорама, Москва.
Ф.С. Богородский (1895-1959). Портрет художника Николая Козочкина. 1925 г.
Бумага, сангина. 43,5 х 33,7 см. Частное собрание.
Николай Сергеевич Козочкин умер 8 апреля 1961 года в Москве на 62 году жизни.
Работы Николая Сергеевича Козочкина находятся в Государственном Русском музее, Нижегородском художественном музее, Каракалпакском музее искусств им. И.В. Савицкого в Нукусе, Кемеровском областном музее изобразительных искусств, Чувашском государственном художественном музее и Музее-заповеднике «Усадьба «Мураново».
ИСТОЧНИКИ
Антон Успенский. Между авангардом и соцреализмом. Из истории советской
живописи 1920-1930-х годов. Москва, Издательство «Искусство-XXI век», 2024 г.
– Стр. 120, 125.