• Авторизация


КАК УКРАИНСКИЙ ХУДОЖНИК-АВАНГАРДИСТ ЭММАНУИЛ ШЕХТМАН ПОГИБ В ВЕЛИКУЮ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ВОЙНУ, ЗАЩИЩАЯ МОСКВУ ОТ ФАШИСТОВ В 1941 ГОДУ 18-03-2025 16:40 к комментариям - к полной версии - понравилось!


ФОТО Мануил (Эммануил) Иосифович Шехтман. 1926 г. (677x700, 48Kb)
Эммануил Иосифович Шехтман. Фотография 1926 г.

Эммануил Иосифович Шехтман (1900-1941) – украинский советский график, живописец, театральный художник. Родился в 1900 году в селе Липники, Волынской губернии в Российской империи. Родной брат поэтессы М. Бат-Хама. В 1913 г. поступил в Киевское художественное училище, которое окончил в 1920 г. В 1922–1926 гг. учился в Киевском художественном институте. В 1926 г. Шехтман стал членом Ассоциации революционного искусства Украины, участвовал в ряде ее выставок. С начала 1930-х гг. началась разгромная кампания против М. Бойчука и его школы, к которой причисляли и Шехтмана. В 1934 г. Шехтман был вынужден переехать в Москву и работал в бригаде по оформлению праздничных шествий и парков. В 1939 г. оформил спектакль Государственного Еврейского театра (ГОСЕТ). Трагическое предчувствие надвигающейся Катастрофы нашло свое выражение в его графическом цикле «Изгнание», законченном перед началом Великой Отечественной войны. Шехтман раньше многих других понял, какую опасность представляет нацизм для еврейского народа, и это повлияло на его решение идти добровольцем в Московское ополчение. Погиб геройски в 1941 году в битве под Москвой. Имя художника включено в 2-х томную «Энциклопедию русского авангарда» (Москва, 2013 г.)

ФОТО Мануил (Эммануил) Иосифович Шехтман. (365x600, 123Kb)
Эммануил Иосифович Шехтман (1900-1941).

Эммануил Иосифович (Менахем Мендл; Мануил Осипович) Шехтман родился 20 января (2 февраля по новому стилю) 1900 года в селе Липники Волынской губернии в Российской империи (ныне Житомирская область Украины) в многодетной еврейской семье лесничего Иосифа Шехтмана, которого при рождении назвали Эмануил Менахем-Мендл. Сестра Мануила Малка Шехтман стала выдающейся Еврейской советской поэтессой, театральным деятелем, публиковавшей свои произведения под псевдонимом М. Бат-Хама. В детские годы Мануил жил у деда в Норинске, где учился в хедере. В семье детям прививали любовь к литературе на иврите. Его небольшой альбом, в котором он делал зарисовки из жизни, навсегда изменивший его судьбу, дал возможность талантливому 13-летнему провинциалу с рекомендательным письмом помещика-поляка Белина начать обучение в Киевском художественном училище. Эммануил поступил в Киевское художественное училище в 1913 году. Затем началась Первая мировая война, за ней – революция и гражданская война. В конце концов, Шехтман окончил училище только в 1920 году.

1927 Месят тесто (Пекут хлеб. Родители) Собрание М. Шехтмана (504x700, 148Kb)
Эммануил Шехтман (1900-1941). Месят тесто (Пекут хлеб. Родители). 1927 г.
Собрание Марка Шехтмана, Беер-Шева, Израиль.

В послереволюционные годы Шехтман сблизился с группой еврейской интеллигенции, связанной с правым крылом По‘алей Цион и радикальными фракциями в молодежном сионистском движении (Це‘ирей Цион). Для сборника стихов на иврите «Га‘аш» («Буря»; Киев, 1923) одного из поэтов этой группы - М. Новака - выполнил эскиз обложки, использовав стилизованный еврейский шрифт. В 1919–1921 годы сотрудничал с киевским отделением организации Тарбут, оформлял спектакли и пуримшпили в ее театральной студии «Омманут». В 1922–1926 годы учился в Киевском художественном институте, в мастерской идеолога и лидера украинского национального искусства Михаила Бойчука.
Михаил Львович Бойчук (1882-1937) - украинский художник-монументалист и живописец, педагог. Основатель «Бойчукизма». Один из основоположников монументального искусства Украины XX столетия. В 1930-1931 гг. - преподаватель Института пролетарского искусства в Ленинграде. 25 ноября 1936 г. был арестован НКВД. Обвинён в «буржуазном национализме», вместе с рядом учеников стал жертвой Большого террора. 13 июля 1937 года расстрелян в Киеве. Реабилитирован в 1958 году.

1926 Дина (дипломная работа). Собрание М. Шехтмана (469x700, 109Kb)
Эммануил Шехтман (1900-1941). Дина (Портрет жены художника).
Дипломная работа. 1926 г. Собрание Марка Шехтмана, Беер-Шева, Израиль.

Уже в первых самостоятельных работах (дипломная работа - живописное полотно «Дина» (Портрет жены художника, 1926, собрание Марка Шехтмана, Беер-Шева) ему удалось создать оригинальный синтез художественных приемов, характерных для школы «бойчукистов» (работа преимущественно темперой, статуарность и монументальность формы, локальный открытый цвет), и еврейской тематики. Так, изображение еврейского погрома на заднем плане в «Портрете матери» (1926–1927, Национальный художественный музей Украины) у Шехтмана представляет собой цитату из весьма популярной украинской народной картины «Казак Мамай».

1926-1927 Автопортрет. (520x700, 82Kb)
Эммануил Шехтман (1900-1941). Автопортрет. 1926-1927 гг. Бумага, карандаш.

В 1928 г. Шехтман в составе бригады «бойчукистов» принимал участие в создании росписей Крестьянского санатория в Одессе (фрески «На панщине» и «Праздник урожая»; не сохранились). В 1926 г. стал членом Ассоциации революционного искусства Украины, участвовал в ряде ее выставок, его работы неоднократно экспонировались на всесоюзных и на международных выставках (Бьеннале, Венеция, 1930; Выставка советского искусства, Цюрих, 1931, Токио, 1932).

1926-1927 Портрет матери. Киевский музей украинского искусства (422x700, 135Kb)
Эммануил Шехтман (1900-1941). Портрет матери. 1926-1927 гг.
Национальный художественный музей Украины, Киев
(бывший Киевский музей украинского искусства).

ФОТО Детский дом еврейских сирот. В центре - Э.Шехтман (700x508, 128Kb)
Детский дом еврейских сирот. В центре – Эммануил Шехтман. Фото 1925-1927 гг.

До начала 1930-х гг. Шехтман активно сотрудничал с еврейскими культурными организациями. В 1925–1927 гг. он преподавал рисование и живопись в Киевском еврейском сиротском доме. Некоторые из его учеников - Иосиф Зисман (1914–2004), Ефим Симкин (1915–2002), Борис Лукомник - стали впоследствии профессиональными художниками. С 1927 по 1934 г. Шехтман был членом секретариата художественной секции всеукраинского общества Гезкулт (Общество пролетарской еврейской культуры), которое в 1929 г. командировало его на должность заведующего художественным отделом Одесского музея еврейской культуры имени Менделе Мохер Сфарима. Шехтман значительно пополнил художественную коллекцию музея, приобрел и получил в дар для нее большое количество работ многих еврейских художников.

1926 Погромленные Холст, темп.  , Киевский музей украинского искусства (546x700, 237Kb)
Эммануил Шехтман (1900-1941). Погромленные. 1926 г. Холст, темпера.
Национальный художественный музей Украины, Киев.

Главной в творчестве Шехтмана всегда оставалась еврейская тематика и, прежде всего, изображение трагических моментов недавней национальной истории — погромов. Этой теме посвящены его важнейшие работы тех лет — «Погромленные» (1926) и «Евреи-переселенцы» (1929, обе — Национальный художественный музей Украины) Важность и личностный характер темы подчеркивал сам художник, объединив эти произведения в серию «Моя анкета» и включив в нее ряд картин на сюжеты из своего детства («Месят тесто», 1927, собрание Марка Шехтмана, Беер-Шева).

«Картина Шехтмана «Погромленные» (1926) написана в традициях живописцев итальянского Возрождения. Он выстраивал свою композицию на евангельские сюжеты, охватившие советское искусство. На первом плане можно обнаружить вольную иконографию сюжета «Пьета». Навыки работы с темперной краской позволили сохранить «фресковую» гамму на холсте, посвященном национальному и роковому сюжету. Размер полотна и техника письма отсылают к масштабу гипотетической храмовой стены, превышающему назначение станковой картины» (А.Успенский. М., 2014, с.119)

ФОТО Детский дом еврейских сирот. В центре - Э.Шехтман. Фрагмент. (588x700, 227Kb)
Детский дом еврейских сирот. В центре – Эммануил Шехтман.
Фрагмент фото 1925-1927 гг.

В 1928 году Шехтман стал заведующим постановочной частью Киевского еврейского театра рабочей молодежи («Югарт») и оформил там ряд спектаклей («Голдшпинер» по произведениям Шалом Алейхема, 1929; «Степь» по пьесе Н. Лурье, 1930; и др.). С начала 1930-х гг. началась разгромная кампания против Михаила Бойчука и его школы, к которой причисляли и Шехтмана. Художник болезненно реагировал и на происходившую грубую ликвидацию еврейских культурных учреждений; он был отстранен от всех должностей.

1929 Переселенцы,  Холст, темп. Киевский музей украинского искусства (700x584, 164Kb)
Эммануил Шехтман (1900-1941). Евреи - переселенцы. 1929 г. Холст, темпера.
Национальный художественный музей Украины, Киев.

В 1934 году Шехтман был вынужден переехать в Москву и работал там в бригаде по оформлению праздничных шествий и парков. В 1938 г. совершил поездку в еврейские колхозы Крыма, где выполнил ряд графических зарисовок и написал серию картин («Еврейский колхоз в Крыму», 1938, Киевский музей украинского искусства, с 1994 г. — Национальный художественный музей Украины, Киев; «Евреи - переселенцы», 1929, Национальный художественный музей Украины, Киев).
В 1940-1941 гг. Шехтман работал в бригаде известного художника А.А. Лабаса, выполнявшей росписи и диорамы для главного павильона Всесоюзной Сельскохозяйственной Выставки (ВСХВ) в Москве.

1937 Пейзаж с заводом. Х, м. 85х115 см. Пермская ХГ (700x507, 76Kb)
Эммануил Шехтман (1900-1941). Пейзаж с заводом. 1937 г. Холст, масло. 85 х 115 см.
Пермская государственная художественная галерея.

В 1939 году Шехтман в Москве оформил спектакль Государственного Еврейского театра (ГОСЕТ) «Гершеле Острополер» по пьесе М. Гершензона (режиссер Биньямин Зускин). Педагогические методы и художественная концепция, фундамент которой составляла идея создания современной национальной художественной формы на основе творческого переосмысления искусства раннего итальянского Возрождения и Византии, а также украинского искусства XVI–XVIII веков, как их органического продолжения, оказали глубокое влияние на творчество Шехтмана. Чувствительность его учителя к проблемам национального в искусстве, интерес к древневосточной пластике были созвучны национальному еврейскому самоощущению самого Шехтмана.

1939-1941 Исход. Трилогия. Часть 1 (270x210, 31Kb)1939-1941 Исход. Трилогия. Часть 2 (282x210, 34Kb)1939-1941 Исход. Трилогия. Часть 3 (261x210, 31Kb)
Эммануил Шехтман (1900-1941). 1-3. Изгнание (Исход). Трилогия. Части первая - третья. Графика. 1939-1941 гг.

1939-1941 Исход. Трилогия. Часть 1 (700x546, 132Kb)
Эммануил Шехтман (1900-1941). Изгнание (Исход). Трилогия. Часть первая. 1939-1941 гг.

1939-1941 Исход. Трилогия. Часть 2 (700x521, 132Kb)
Эммануил Шехтман (1900-1941). Изгнание (Исход). Трилогия. Часть вторая. 1939-1941 гг.

1939-1941 Исход. Трилогия. Часть 3 (700x560, 123Kb)
Эммануил Шехтман (1900-1941). Изгнание (Исход). Трилогия. Часть третья. 1939-1941 гг.

ФОТО Сестра  Малка Шехтман (1898-1979) стала выдающейся Еврейской советской поэтессой (434x700, 103Kb)
Сестра Малка Шехтман (1898-1979) - выдающаяся Еврейская советская поэтесса.

Личная жизнь Эммануила Шехтмана:
Сестра Шехтмана - Малка («Бат-Хама») умерла в Черновцах в 1979 г.
Брат Шехтмана - Яков, студент Московского художественного института, был мобилизован в армию и пропал
без вести летом 1942 г.
Жена Шехтмана - Дина умерла в Израиле в 1985 г.
Сын Шехтмана - Марк (1928-2019) с 1980 жил в Израиле. Член Союза художников и скульпторов Израиля.

ФОТО Эммануил , Яков и Марк, 27 июня 1941 года (452x700, 62Kb)
Братья Эммануил, Яков и сын Марк Шехтманы, 27 июня 1941 года.

В 1939 г. по заказу Государственного музея истории религии Шехтман написал полотно «Варфоломеевская ночь», которое можно рассматривать как своеобразное возвращение к теме погромов. Трагическое предчувствие надвигающейся Катастрофы, вероятно, нашло свое выражение и в его графическом цикле «Изгнание» (1939-1941), законченном перед началом Великой Отечественной войны. По воспоминаниям Б. Лукомника, Шехтман раньше многих других понял, какую опасность представляет нацизм для еврейского народа, и это повлияло на его решение идти добровольцем в ополчение. По воспоминаниям сына Марка «с августа 1941 года Шехтман воевал в составе дивизии Московского ополчения, затем в отдельном саперном батальоне. В ноябре того же года пропал без вести в районе города Димитров. Выяснить место и дату его гибели не удалось. Эмануэль Шехтман прожил всего 41 год. Большинство его работ погибло».

ФОТО Марк и Эммануил  Шехтман мл. (700x525, 132Kb)
Сын Марк (справа) и Эммануил Шехтман младший у мемориальной доски в киевском Доме художников.

В киевском Доме художников установлена мемориальная доска с именами деятелей изобразительного искусства Украины, погибших во время войны. Среди них - имя Мануила Шехтмана. Имя художника включено в 2-х томную «Энциклопедию русского авангарда» (Москва, 2013 г.)

В Израиле прошли три выставки Шехтмана-отца:
1986 - Беер-Шева, городская библиотека.
1990 - Тель-Авив, Национальный театр «Габима».
2001- Иерусалим, Театрально-концертный комплекс «Театрон Иерушалаим».

ИСТОЧНИКИ

ФОТО В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. Том I и II. Москва, Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. (700x515, 114Kb)
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том II Л-Я, Биографии. Стр. 601-602, 626.

Антон Успенский. Между авангардом и соцреализмом. Из истории советской живописи 1920-1930-х годов. Москва, Издательство «Искусство-XXI век», 2 (490x700, 87Kb)
Антон Успенский. Между авангардом и соцреализмом. Из истории советской
живописи 1920-1930-х годов. Москва, Издательство «Искусство-XXI век», 2024 г.
- Стр. 118-119, 322.

1.Шехтман, Мануил Иосифович - Википедия

2.Марк Шехтман – Мой отец


Михаил Шехтман – Погромленные (1926)


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник КАК УКРАИНСКИЙ ХУДОЖНИК-АВАНГАРДИСТ ЭММАНУИЛ ШЕХТМАН ПОГИБ В ВЕЛИКУЮ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ВОЙНУ, ЗАЩИЩАЯ МОСКВУ ОТ ФАШИСТОВ В 1941 ГОДУ | Слава44 - Дневник Слава44 | Лента друзей Слава44 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»