Е.М. Емельянов (1913-1998). Автопортрет. 1938 г. Холст, масло.
Частное собрание.
Евгений Михайлович Емельянов (1913-1998) - советский художник-график, живописец-пейзажист импрессионистского направления. Родился в Башкирии. Учился в Уфимской художественной студии, Башкирском государственном училище искусств и ленинградской Академии художеств в мастерской профессора Р.Р. Френца. Ученик и друг Павла Филонова. Прожил долгую творческую жизнь и умер в Ленинграде в возрасте 85 лет.
Профессор Рудольф Рудольфович Френц среди студентов батальной мастерской ЛИЖСА им И.Е. Репина.
Фотография 1950-е гг.
Евгений Михайлович Емельянов родился в 1913 году в Башкирии, в Российской империи. Учился в Уфимской художественной студии, затем в отделении ИЗО Башкирского государственного училища искусств, окончив который был принят в 1935 году в ленинградскую Академию художеств в батальную мастерскую профессора Рудольфа Рудольфовича Френца (1886-1956). Обучение проходило на живописном факультете. Емельянов окончил ВАХ в 1954 году, дипломная работа «Нахимовцы на экскурсии у памятника «Стерегущему». По окончании академии Евгению Емельянову присвоена квалификация художник-живописец. Художник был другом и учеником Павла Филонова. Член Союза художников СССР. К большому сожалению, крайне мало сохранилось работ Емельянова, в том числе 1920-1930-х гг.
Е.М. Емельянов (1913-1998). Портрет колхозника-башкира. 1931 г. Бумага, карандаш.
25,5 х 22 см. Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова, Уфа.
Е.М. Емельянов (1913-1998). Башкирка в национальном костюме. 1935 г. Бумага, акварель.
30 х 20,5 см. Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова, Уфа.
Е.М. Емельянов (1913-1998). Портрет мальчика. 1930-е гг. Частное собрание.
Е.М. Емельянов (1913-1998). Автопортрет. 1938 г. Холст, масло.
Частное собрание.
Е.М. Емельянов (1913-1998). Мужской портрет. 1930-е гг. Холст, масло. 31,5 х 25,6 см.
Аукционный дом «СОВКОМ», Москва, 2010 г. Эстимейт 100.000 – 150.000 руб.
Е.М. Емельянов (1913-1998). Лесной пейзаж. 1930-е гг. Бумага, акварель. 32 х 25 см. Интернет-аукцион Auction.ru, 2025 г. Эстимейт 2.500 – 3.000 руб.
В предвоенном Ленинграде Павел Филонов в одиночку противопоставлял себя всей художественной системе, проповедовал революцию в искусстве и грядущую его пролетаризацию. Соответственно, система – и включенные в нее художники – вели борьбу с Филоновым и его школой, опираясь на мнение «партии и правительства». Коллектив мастеров аналитического искусства (МАИ) сформировался в сентябре 1925-го. Его организации предшествовали летние занятия в Академии художеств, на которых Филонов знакомил студентов со своей системой. Он не получил приглашения от Академии преподавать по своему методу, но многие студенты захотели продолжить занятия и начали приходить к Филонову в его комнату в доме на Карповке (ул. Литераторов, 19).
Среди немногочисленных учеников Филонова конца 1930-х гг. были три студента Академии художеств, пребывавших в состоянии постоянного конфликта с академическим начальством и балансировавших на грани исключения из АХ из-за приверженности филоновскому методу. Так, Евгений Емельянов, учившийся в батальном классе Р.Р. Френца, в 1939 году не был допущен к защите диплома и сумел окончить академию только в 1954, у того же Френца.
Михаил Цыбасов (1904-1967). Портрет Павла Филонова. Фрагмент. 1966 г. Бумага, акварель, пастель.
42,5 х 30,5 см. Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск.
Интересна судьба дипломной картины Евгения Емельянова, о которой Павел Филонов подробно рассказал в своем «Дневнике. 1930-1939», полностью опубликованном в С-Петербурге в 2000 году в издательстве «Азбука».
Из «Дневника» Павла Филонова, август 1937 г. Ленинград: «…Особенно твердо и правильно выдерживает нашу систему работы Емельянов… В силу этого он сильнее…по рисунку»
8 декабря 1938 г. «Вечером (дочь Катя) стала вдруг что-то писать во время еды. Я не мог понять, потом выяснил смысл написанного ею слова: «Сталин». Она пояснила, что я должен написать письмо т. Сталину о себе и о моем ученике т. Емельянове, чью дипломную картину зарезала академическая профессура, теперь его лишили стипендии, хотят через милицию выгнать из мастерской, где он дорабатывает свою картину». Изображение самой картины отсутствует, но есть фото памятника.
Ранним утром 26 февраля 1904 года миноносец «Стерегущий» принял неравный бой с четырьмя японскими кораблями. Почти весь экипаж погиб в бою, а сам «Стерегущий» получил десятки пробоин и затонул. По легенде, два оставшихся в живых матроса открыли кингстоны и затопили корабль, чтобы тот не достался врагу. Этот драматический момент и запечатлен на памятнике в Александровском парке. Мемориал «Подвигу миноносца “Стерегущий”» открыли в 1911 году.
Е.М. Емельянов (1913-1998). Военный лагерь (Перед боем). Из комплекта: Коллекция картин военно-исторического музея «Свирская Победа». 1944 г. Холст на дереве, масло. 82,5 х 122,5 см. Лодейнопольский историко-краеведческий музей, Ленинградская обл.
На картине Емельянова изображен привал на лесной поляне в перерыве между боями. Слева - командование изучает карту; проверка боеприпасов, их укрытие. На первом плане - проверка наличия продовольствия; рядом оформляется боевая стенная газета «В бой за Родину». На заднем плане идут солдаты; в центре - везут пушки. Яркое синее небо в белых кучевых облаках. В 1961 году Историко-краеведческому музею г. Лодейное Поле была возвращена часть художественной музейной коллекции 1944 года из Карельской АССР.
Е.М. Емельянов (1913-1998). Кураист. 1945 г. Бумага, акварель. 30 х 20,5 см.
Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова, Уфа.
Кураист - это музыкант, играющий на курае, башкирском народном инструменте.
Е.М. Емельянов (1913-1998). Ночные скалы. 1950-е гг. Бумага, акварель. 31 х 39 см.
Галерея живописи Фонда «Общества Поощрения художеств», Санкт-Петербург.
Е.М. Емельянов (1913-1998). Весенний пейзаж. 1960 г. Картон, масло. 46 х 57 см.
Галерея Александра ARTAspb, Санкт-Петербург.
Е.М. Емельянов (1913-1998). Весенний пейзаж. 1960 г. Картон, масло. 29 х 38 см.
Галерея Александра ARTAspb, Санкт-Петербург.
Е.М. Емельянов (1913-1998). Весна. 1960 г. Картон, масло. 33 х 35 см.
Галерея Александра ARTAspb, Санкт-Петербург.
Рудольф Френц на набережной Невы у здания ЛИЖСА им. И.Е. Репина, 1950-е гг.
Павел Филонов: «Действительно, заседание комиссии живописного факультета по вопросу о допуске студентов к защите дипломных работ от 5 сентября 1938 г. постановило не допускать к защите дипломной работы студента Е.М. Емельянова. Эскиз к работе, которая называлась «День авиации в Башкирии», был утвержден, и с декабря 1937 г. студент мастерской профессора Р.Р. Френца Емельянов приступил к ее исполнению: «...работал каждый день по 12—18 часов в день. Я старался со всем упором добиться самого высокого мастерства и наибольшей продуманности и выразительности содержания картины, прорабатывая по несколько раз каждую фигуру, чтобы как можно полнее и правдивее изобразить типы и движение толпы удивленных и восхищенных зрителей и группы парашютистов, только что приземлившихся с реющих в небе самолетов».
Е.М. Емельянов (1913-1998). Ручей. 1960 г. Бумага, акварель. 38 х 45 см.
Галерея Александра ARTAspb, Санкт-Петербург.
Е.М. Емельянов (1913-1998). Тает снег. 1960 г. Картон, масло. 26 х 39 см.
Галерея Александра ARTAspb, Санкт-Петербург.
Е.М. Емельянов (1913-1998). Льдина. 1964 г. Картон, масло. 21 х 31 см.
Галерея Александра ARTAspb, Санкт-Петербург.
Е.М. Емельянов (1913-1998). Ленинград. Сосновка. 1965 г. Картон, масло. 39 х 30 см.
Галерея живописи Фонда «Общества Поощрения художеств», Санкт-Петербург.
Е.М. Емельянов (1913-1998). Сирень в вазе. 1960 г. Холст, масло. 32,2 х 25,8 см.
Аукцион Avito.ru.
Е.М. Емельянов (1913-1998). Карточка почтовая иллюстрированная. С праздником! 1965 г.
Павел Филонов (1882-1941). Живописец (Автопортрет). 1925 г. Рисунок.
Павел Филонов: «Профессор Р.Р. Френц говорил мне: «Пишите шире! Пишите большой кистью!» «Зачем вы так сильно анализируете?» «Зачем вы пишете маленькой кистью?» «Зачем вы так упорно работаете?» «Зачем прорабатываете каждую складочку?». 21 сентября состоялся вторичный просмотр картины, на котором прямо была названа причина отрицательной оценки работы Емельянова: «Метод, каким она выполнена, признан порочным, с ним идет беспощадная борьба, и он будет уничтожен». Решение комиссии не удовлетворило Емельянова. О своем отношении к решению судьбы его дипломной работы он написал в совет живописного факультета, директору ВАХ И.И. Бродскому и в Комитет по делам искусств. Емельянов окончил ВАХ только в 1954 году (мастерская Р.Р. Френца, дипломная работа «Нахимовцы на экскурсии у памятника «Стерегущему», оценка - посредственно)
Открытие памятника миноносцу «Стерегущему» с Санкт-Петербурге.
Фотография 26 апреля 1911 г.
М. Емельянов (1913-1998). Зимний лес. 1973 г. Картон, масло. 31 х 24 см.
Интернет-аукцион Auction.ru, 2025 г. Эстимейт 4.000 – 5.000 руб.
Е.М. Емельянов (1913-1998). Осенний день. 1977 г. Картон, масло. 29 х 21 см.
Галерея живописи Фонда «Общества Поощрения художеств», Санкт-Петербург.
Е.М. Емельянов (1913-1998). Пожелтевший клён. 1977 г. Картон, масло. 26,5 х 18,5 см.
Галерея живописи Фонда «Общества Поощрения художеств», Санкт-Петербург.
Е.М. Емельянов (1913-1998). Зима. 1983 г. Картон, масло. 23 х 35 см.
Галерея Александра ARTAspb, Санкт-Петербург.
Е.М. Емельянов (1913-1998). Лето. 1980-е гг. Картон, масло, мастихин. 30 х 36 см.
Интернет-аукцион Auction.ru, 2025 г. Эстимейт 7.000 – 8.000 руб.
Евгений Михайлович Емельянов умер в 1998 году в Ленинграде в возрасте 85 лет.
Картины Евгения Михайловича Емельянова находятся в Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова в Уфе, Галерее живописи Фонда «Общества Поощрения художеств» в Санкт-Петербурге, во многих частных собраниях России.
ИСТОЧНИКИ
Павел Филонов. Дневники. 1930-1939. Вступ. ст. Е. Ковтуна. Коммент. Г. Марушиной.
Санкт-Петербург, Издательство «Азбука», 2000 г. - 672 с., ил. Тираж 5.000 экз.
Антон Успенский. Между авангардом и соцреализмом. Из истории советской
живописи 1920-1930-х годов. Москва, Издательство «Искусство-XXI век», 2024 г.
– Стр. 106-107.