• Авторизация


СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ ЕМЕЛЬЯНОВ (1913-1998), УЧЕНИК РУДОЛЬФА ФРЕНЦА И ПАВЛА ФИЛОНОВА 17-03-2025 16:30 к комментариям - к полной версии - понравилось!


1938 Автопортрет. ЧС (530x700, 194Kb)
Е.М. Емельянов (1913-1998). Автопортрет. 1938 г. Холст, масло.
Частное собрание.

Евгений Михайлович Емельянов (1913-1998) - советский художник-график, живописец-пейзажист импрессионистского направления. Родился в Башкирии. Учился в Уфимской художественной студии, Башкирском государственном училище искусств и ленинградской Академии художеств в мастерской профессора Р.Р. Френца. Ученик и друг Павла Филонова. Прожил долгую творческую жизнь и умер в Ленинграде в возрасте 85 лет.

ФОТО Р.Р. Френц среди студентов батальной мастерской ЛИЖСА им И.Е. Репина. 1950-е гг. (700x451, 102Kb)
Профессор Рудольф Рудольфович Френц среди студентов батальной мастерской ЛИЖСА им И.Е. Репина.
Фотография 1950-е гг.

Евгений Михайлович Емельянов родился в 1913 году в Башкирии, в Российской империи. Учился в Уфимской художественной студии, затем в отделении ИЗО Башкирского государственного училища искусств, окончив который был принят в 1935 году в ленинградскую Академию художеств в батальную мастерскую профессора Рудольфа Рудольфовича Френца (1886-1956). Обучение проходило на живописном факультете. Емельянов окончил ВАХ в 1954 году, дипломная работа «Нахимовцы на экскурсии у памятника «Стерегущему». По окончании академии Евгению Емельянову присвоена квалификация художник-живописец. Художник был другом и учеником Павла Филонова. Член Союза художников СССР. К большому сожалению, крайне мало сохранилось работ Емельянова, в том числе 1920-1930-х гг.

1931 Портрет колхозника-башкира. Бум, кар. 25,5х22 см. Башкир ХМ (609x700, 93Kb)
Е.М. Емельянов (1913-1998). Портрет колхозника-башкира. 1931 г. Бумага, карандаш.
25,5 х 22 см. Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова, Уфа.

1935 Башкирка в национальном костюме. Б, ака. 30х20,5 см. Башкир ХМ (478x700, 122Kb)
Е.М. Емельянов (1913-1998). Башкирка в национальном костюме. 1935 г. Бумага, акварель.
30 х 20,5 см. Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова, Уфа.

1930-е Портрет мальчика. ЧС (571x700, 181Kb)
Е.М. Емельянов (1913-1998). Портрет мальчика. 1930-е гг. Частное собрание.

1938 Автопортрет. ЧС (530x700, 194Kb)
Е.М. Емельянов (1913-1998). Автопортрет. 1938 г. Холст, масло.
Частное собрание.

1930-е Муж. портрет. Х, м. 31,5х25,6. СОВКОМ 2010. Эст. 100000-150000 руб. (574x700, 120Kb)
Е.М. Емельянов (1913-1998). Мужской портрет. 1930-е гг. Холст, масло. 31,5 х 25,6 см.
Аукционный дом «СОВКОМ», Москва, 2010 г. Эстимейт 100.000 – 150.000 руб.

1930-е Лесной пейзаж. Бум, акв. 32×25 см. ЧС (551x700, 169Kb)
Е.М. Емельянов (1913-1998). Лесной пейзаж. 1930-е гг. Бумага, акварель. 32 х 25 см. Интернет-аукцион Auction.ru, 2025 г. Эстимейт 2.500 – 3.000 руб.

В предвоенном Ленинграде Павел Филонов в одиночку противопоставлял себя всей художественной системе, проповедовал революцию в искусстве и грядущую его пролетаризацию. Соответственно, система – и включенные в нее художники – вели борьбу с Филоновым и его школой, опираясь на мнение «партии и правительства». Коллектив мастеров аналитического искусства (МАИ) сформировался в сентябре 1925-го. Его организации предшествовали летние занятия в Академии художеств, на которых Филонов знакомил студентов со своей системой. Он не получил приглашения от Академии преподавать по своему методу, но многие студенты захотели продолжить занятия и начали приходить к Филонову в его комнату в доме на Карповке (ул. Литераторов, 19).
Среди немногочисленных учеников Филонова конца 1930-х гг. были три студента Академии художеств, пребывавших в состоянии постоянного конфликта с академическим начальством и балансировавших на грани исключения из АХ из-за приверженности филоновскому методу. Так, Евгений Емельянов, учившийся в батальном классе Р.Р. Френца, в 1939 году не был допущен к защите диплома и сумел окончить академию только в 1954, у того же Френца.

Михаил Цыбасов  Портрет Павла Филонова (700x546, 182Kb)
Михаил Цыбасов (1904-1967). Портрет Павла Филонова. Фрагмент. 1966 г. Бумага, акварель, пастель.
42,5 х 30,5 см. Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск.

Интересна судьба дипломной картины Евгения Емельянова, о которой Павел Филонов подробно рассказал в своем «Дневнике. 1930-1939», полностью опубликованном в С-Петербурге в 2000 году в издательстве «Азбука».
Из «Дневника» Павла Филонова, август 1937 г. Ленинград: «…Особенно твердо и правильно выдерживает нашу систему работы Емельянов… В силу этого он сильнее…по рисунку»
8 декабря 1938 г. «Вечером (дочь Катя) стала вдруг что-то писать во время еды. Я не мог понять, потом выяснил смысл написанного ею слова: «Сталин». Она пояснила, что я должен написать письмо т. Сталину о себе и о моем ученике т. Емельянове, чью дипломную картину зарезала академическая профессура, теперь его лишили стипендии, хотят через милицию выгнать из мастерской, где он дорабатывает свою картину». Изображение самой картины отсутствует, но есть фото памятника.

Мемориал «Подвигу миноносца «Стерегущий» (Каменноостровский пр.) Открыт в 1911 . (700x525, 214Kb)
Мемориал «Подвигу миноносца «Стерегущий». Санкт-Петербург, Каменноостровский проспект.

Ранним утром 26 февраля 1904 года миноносец «Стерегущий» принял неравный бой с четырьмя японскими кораблями. Почти весь экипаж погиб в бою, а сам «Стерегущий» получил десятки пробоин и затонул. По легенде, два оставшихся в живых матроса открыли кингстоны и затопили корабль, чтобы тот не достался врагу. Этот драматический момент и запечатлен на памятнике в Александровском парке. Мемориал «Подвигу миноносца “Стерегущий”» открыли в 1911 году.

ФОТО Николай 2  на открытии памятника 26 апреля 1911 г. (700x472, 136Kb)

1944 Военный лагерь (Перед боем). Из комплекта Кол картин военно-исторического музея Свирская Победа. 82,5 х 122,5(см)Лодейнопольский историко-краеведческий музей (700x468, 170Kb)
Е.М. Емельянов (1913-1998). Военный лагерь (Перед боем). Из комплекта: Коллекция картин военно-исторического музея «Свирская Победа». 1944 г. Холст на дереве, масло. 82,5 х 122,5 см. Лодейнопольский историко-краеведческий музей, Ленинградская обл.

На картине Емельянова изображен привал на лесной поляне в перерыве между боями. Слева - командование изучает карту; проверка боеприпасов, их укрытие. На первом плане - проверка наличия продовольствия; рядом оформляется боевая стенная газета «В бой за Родину». На заднем плане идут солдаты; в центре - везут пушки. Яркое синее небо в белых кучевых облаках. В 1961 году Историко-краеведческому музею г. Лодейное Поле была возвращена часть художественной музейной коллекции 1944 года из Карельской АССР.

1945 Кураист — Бум, акв. 30х20,5 смБашкир ХМ (475x700, 90Kb)
Е.М. Емельянов (1913-1998). Кураист. 1945 г. Бумага, акварель. 30 х 20,5 см.
Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова, Уфа.
Кураист - это музыкант, играющий на курае, башкирском народном инструменте.

1950-е Ночные скалы. Бум, акв. 31×39 см. ЧС (700x552, 113Kb)
Е.М. Емельянов (1913-1998). Ночные скалы. 1950-е гг. Бумага, акварель. 31 х 39 см.
Галерея живописи Фонда «Общества Поощрения художеств», Санкт-Петербург.

1960 Весенний пейзаж Карт, м. 46×57 см. ЧС (700x574, 130Kb)
Е.М. Емельянов (1913-1998). Весенний пейзаж. 1960 г. Картон, масло. 46 х 57 см.
Галерея Александра ARTAspb, Санкт-Петербург.

1960 Весенний пейзаж. Карт, м. 29×38 см. ЧС (700x532, 140Kb)
Е.М. Емельянов (1913-1998). Весенний пейзаж. 1960 г. Картон, масло. 29 х 38 см.
Галерея Александра ARTAspb, Санкт-Петербург.

1960 Весна. Карт, м. 33×35 см. ЧС (700x654, 140Kb)
Е.М. Емельянов (1913-1998). Весна. 1960 г. Картон, масло. 33 х 35 см.
Галерея Александра ARTAspb, Санкт-Петербург.

ФОТО Рудольф Френц на набережной Невы у здания ЛИЖСА им. И.Е. Репина, 1950-е гг. (460x700, 76Kb)
Рудольф Френц на набережной Невы у здания ЛИЖСА им. И.Е. Репина, 1950-е гг.

Павел Филонов: «Действительно, заседание комиссии живописного факультета по вопросу о допуске студентов к защите дипломных работ от 5 сентября 1938 г. постановило не допускать к защите дипломной работы студента Е.М. Емельянова. Эскиз к работе, которая называлась «День авиации в Башкирии», был утвержден, и с декабря 1937 г. студент мастерской профессора Р.Р. Френца Емельянов приступил к ее исполнению: «...работал каждый день по 12—18 часов в день. Я старался со всем упором добиться самого высокого мастерства и наибольшей продуманности и выразительности содержания картины, прорабатывая по несколько раз каждую фигуру, чтобы как можно полнее и правдивее изобразить типы и движение толпы удивленных и восхищенных зрителей и группы парашютистов, только что приземлившихся с реющих в небе самолетов».

1961 Ручей. Карт, м. 38×45 см. ЧС (700x580, 197Kb)
Е.М. Емельянов (1913-1998). Ручей. 1960 г. Бумага, акварель. 38 х 45 см.
Галерея Александра ARTAspb, Санкт-Петербург.

1960 Тает снег. Карт, м. 26×39 см. ЧС (700x461, 112Kb)
Е.М. Емельянов (1913-1998). Тает снег. 1960 г. Картон, масло. 26 х 39 см.
Галерея Александра ARTAspb, Санкт-Петербург.

1964 Льдина. Карт, м. 21×31 см. ЧС (700x470, 125Kb)
Е.М. Емельянов (1913-1998). Льдина. 1964 г. Картон, масло. 21 х 31 см.
Галерея Александра ARTAspb, Санкт-Петербург.

1965 Ленинград. Сосновка. Карт, м. 39 х 30 см. ОПХ, СПб. (538x700, 202Kb)
Е.М. Емельянов (1913-1998). Ленинград. Сосновка. 1965 г. Картон, масло. 39 х 30 см.
Галерея живописи Фонда «Общества Поощрения художеств», Санкт-Петербург.

1960 Сирень в вазе. Х, м. 32,2 х 25,8 см. Авито.ру (562x700, 178Kb)
Е.М. Емельянов (1913-1998). Сирень в вазе. 1960 г. Холст, масло. 32,2 х 25,8 см.
Аукцион Avito.ru.

1965 Карточка почтовая иллюстрированная. С праздником! (700x490, 87Kb)
Е.М. Емельянов (1913-1998). Карточка почтовая иллюстрированная. С праздником! 1965 г.

ФОТО Filonov_1925 г. (540x700, 120Kb)
Павел Филонов (1882-1941). Живописец (Автопортрет). 1925 г. Рисунок.

Павел Филонов: «Профессор Р.Р. Френц говорил мне: «Пишите шире! Пишите большой кистью!» «Зачем вы так сильно анализируете?» «Зачем вы пишете маленькой кистью?» «Зачем вы так упорно работаете?» «Зачем прорабатываете каждую складочку?». 21 сентября состоялся вторичный просмотр картины, на котором прямо была названа причина отрицательной оценки работы Емельянова: «Метод, каким она выполнена, признан порочным, с ним идет беспощадная борьба, и он будет уничтожен». Решение комиссии не удовлетворило Емельянова. О своем отношении к решению судьбы его дипломной работы он написал в совет живописного факультета, директору ВАХ И.И. Бродскому и в Комитет по делам искусств. Емельянов окончил ВАХ только в 1954 году (мастерская Р.Р. Френца, дипломная работа «Нахимовцы на экскурсии у памятника «Стерегущему», оценка - посредственно)

ФОТО Николай 2  на открытии памятника (511x700, 162Kb)
Открытие памятника миноносцу «Стерегущему» с Санкт-Петербурге.
Фотография 26 апреля 1911 г.

1973 Зимний лес. Карт, м. 31×24 см. ЧС (553x700, 180Kb)
М. Емельянов (1913-1998). Зимний лес. 1973 г. Картон, масло. 31 х 24 см.
Интернет-аукцион Auction.ru, 2025 г. Эстимейт 4.000 – 5.000 руб.

1977 Осенний день. Карт, м. 29 х 21. ОПХ, СПб. (499x700, 208Kb)
Е.М. Емельянов (1913-1998). Осенний день. 1977 г. Картон, масло. 29 х 21 см.
Галерея живописи Фонда «Общества Поощрения художеств», Санкт-Петербург.

1977 Пожелтевший клён. Карт, м.  26,5 х 18,5 см.  ОПХ, СПб. (486x700, 209Kb)
Е.М. Емельянов (1913-1998). Пожелтевший клён. 1977 г. Картон, масло. 26,5 х 18,5 см.
Галерея живописи Фонда «Общества Поощрения художеств», Санкт-Петербург.

1983 Зима.  Карт, м. 23×35 см. ЧС (700x439, 88Kb)
Е.М. Емельянов (1913-1998). Зима. 1983 г. Картон, масло. 23 х 35 см.
Галерея Александра ARTAspb, Санкт-Петербург.

1980-е Лето. Карт, м. 30×36 см. ЧС (700x580, 222Kb)
Е.М. Емельянов (1913-1998). Лето. 1980-е гг. Картон, масло, мастихин. 30 х 36 см.
Интернет-аукцион Auction.ru, 2025 г. Эстимейт 7.000 – 8.000 руб.

Евгений Михайлович Емельянов умер в 1998 году в Ленинграде в возрасте 85 лет.

Картины Евгения Михайловича Емельянова находятся в Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова в Уфе, Галерее живописи Фонда «Общества Поощрения художеств» в Санкт-Петербурге, во многих частных собраниях России.

ИСТОЧНИКИ

Павел Филонов Дневники. СПб., Азбука, 2000 г. - 672 с., ил. Тираж 5000 экз. (513x700, 136Kb)
Павел Филонов. Дневники. 1930-1939. Вступ. ст. Е. Ковтуна. Коммент. Г. Марушиной.
Санкт-Петербург, Издательство «Азбука», 2000 г. - 672 с., ил. Тираж 5.000 экз.

Антон Успенский. Между авангардом и соцреализмом. Из истории советской живописи 1920-1930-х годов. Москва, Издательство «Искусство-XXI век», 2 (490x700, 87Kb)
Антон Успенский. Между авангардом и соцреализмом. Из истории советской
живописи 1920-1930-х годов. Москва, Издательство «Искусство-XXI век», 2024 г.
– Стр. 106-107.

1. Евгений Михайлович Емельянов - Общество Поощрения Художеств, С-Петербург

2.Евгений Михайлович Емельянов - Произведения

3.Лошадиный авангард. Рудольф Френц (1888-1956) и его штурмы


Видео-фильм Павел Филонов и Екатерина Серебрякова. Больше, чем любовь


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ ЕМЕЛЬЯНОВ (1913-1998), УЧЕНИК РУДОЛЬФА ФРЕНЦА И ПАВЛА ФИЛОНОВА | Слава44 - Дневник Слава44 | Лента друзей Слава44 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»