И.Л. Лизак (1905-1974). Автопортрет. 1933 г. Холст, масло. 141 x 106 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Израиль Львович Лизак (1905-1974) – советский художник, график, автор портретов, пейзажей и жанровых картин. Родился в Славуте на Украине, где окончил реальное училище (1911-1914). В 1915 г. семья переехала в Петроград. Окончив художественную школу ОПХ (классы орнамента под руководством Ф.Бухгольца) поступил в Академию художеств, занимался в мастерской А. Рылова, затем учился во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе у О. Браза, К. Петрова-Водкина, В. Савинского, В. Мешкова. Член «Общины художников», общества «Круг художников». В 1932 г. вступил в ЛОССХ. В 1934 г. писал портреты ударников труда Балтийского завода и завода «Красный выборжец». В 1935 г. критика вынесла суровый приговор: «Он не понял и не ощутил в окружавшей его жизни крепнувших сил социализма». Во время ВОВ с 1941 г. участвовал в оборонительных работах в Ленинградском отделении Балтпроекта управления железнодорожного строительства. В 1946-1948 гг. преподавал рисунок в Ленинградском художественно-педагогическом училище, писал пейзажи Закавказья. В 1952-1956 гг. работал гг. в Научно-реставрационных мастерских, выполнял реставрационные работы в соборах и дворцах Ленинграда и его пригородов. Похоронен на Еврейском Преображенском кладбище в Ленинграде. Имя И.Л. Лизака включено в 2-х томную «Энциклопедию русского авангарда» (М., 2013 г.)
И.Л. Лизак. 1920-1930-е гг.
Израиль Львович Лизак родился 1 мая 1905 года в небольшом городке Славута Волынской губернии (ныне Хмельницкая область) на Украине. Художник происходил из семьи служащих: отец его, Лев Ефремович Лизак, был зубным врачом, мать Розалия Израилевна – учительницей математики. В семье была ещё младшая дочь Сарра, которая после смерти брата сохранила его наследие, составила картотеку его картин, способствовала передаче произведений в художественные музеи страны, много работ подарила в Русский музей. В раннем детстве после болезни Лизак практически потерял слух, что, по словам сестры, определило его замкнутость и фактически одиночество. В 1911-1914 Лизак посещал реальное училище в Славуте.
И.Л. Лизак (1905-1974). Пейзаж с домом. 1926 г. Бумага, карандаш.
Музей рисунка.
И.Л. Лизак (1905-1974). Сидящая девочка. 1922 г. Бумага, карандаш.
Музей рисунка.
И.Л. Лизак (1905-1974). Натюрморт. 1918 г. Холст, масло. Из коллекции Российского фонда культуры,
Москва.
И.Л. Лизак (1905-1974). Натюрморт. Оборотная сторона. 1918 г. Холст, масло.
Из коллекции Российского фонда культуры, Москва.
И.Л. Лизак (1905-1974). Дерево. 1920-е гг. Бумага, карандаш. 52 х 35,5 см.
Частное собрание.
И.Л. Лизак (1905-1974). На канале. (Улица Римского-Корсакова). 1923 г.
И.Л. Лизак (1905-1974). Дитя улицы. 1923 г.
Бумага на холсте, белила, итальянский карандаш. 139 х 70 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
И.Л. Лизак (1905-1974). Кабаре. 1920-е гг. Бумага, акварель, уголь,
карандаш, чернила. 42 х 30 см. Аукционный дом КабинетЪ, Москва, 2014 г.
Эстимейт 80.000 - 100.000 руб.
И.Л. Лизак (1905-1974). Танцы в баре. 1920-е г. Картон, гуашь. 53,5 х 44 см.
Частное собрание.
И.Л. Лизак (1905-1974). Надрыв. Панно. Из серии «Улицы капиталистического города». 1925 г.
Холст, масло. 96 х 212 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
И.Л. Лизак (1905-1974). Бар моряков. 1920-е гг. Картон, масло. 72 х 95 см.
Аукционный дом Blanchet & Associés, Париж, 2009 г. Лот продан за $7.572 дол.
И.Л. Лизак (1905-1974). Прогулка. 1920-е гг. Холст, масло. 214 x 131 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
И.Л. Лизак (1905-1974). Автопортрет с флюсом. 1922 г. Бумага, уголь. 31 x 24 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В конце 1914 г. во время Первой мировой войны семья уехала из Славуты и проживала в разных городах России, пока в конце 1915 г. не оказалась в Петрограде. В 1916-1917 гг. Лизак учился в художественной школе Общества Поощрения Художеств (ОПХ), где под руководством Ф.Ф. Бухгольца проходил классы орнамента, головной и фигурный. В 1918 г. в возрасте 13 лет поступил в Петроградские Государственные Свободные Художественно-Учебные Мастерские (ПГСХУМ, с 1921 г - ВХУТЕМАС) в пейзажную мастерскую А.А. Рылова (ученика А. Куинджи). В 1922 г. после закрытия индивидуальных мастерских Лизак был зачислен во ВХУТЕИН, где рисунок преподавали В.Н. Мешков и В.Е. Савинский, живопись - О.Э. Браз и К.С. Петров-Водкин. В 1925 г. Лизак окончил институт (с 1924 – ЛВХТИ). На выставке дипломных работ картину Лизака «Человек на тумбе» отметили, как одну из лучших.
И.Л. Лизак (1905-1974). Человек на тумбе (Инвалид империалистической войны).
1925 г. Холст, масло. 316 x 215 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
И.Л. Лизак (1905-1974). Этюд головы к картине «Человек на тумбе»
(Инвалид империалистической войны). 1925 г. Холст, масло. 80 x 62 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
И.Л. Лизак (1905-1974). Пни (Пеньки). Этюд. 1926 г. Холст, масло. 137,5 x 149,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
И.Л. Лизак (1905-1974). Утопленница. 1927 г.
Холст, масло. 196 x 106 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
И.Л. Лизак (1905-1974). Человек шагает. Из серии «Улицы капиталистического города».
1928 г. Холст, уголь, масло. 151 x 138 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
И.Л. Лизак (1905-1974). Павильон Любви в Гатчинском парке. 1929 г.
Холст, масло. 66,5 х 51 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
И.Л. Лизак (1905-1974). Композиция (Камни). 1930 г. Холст, масло. 151 x 138 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В творчестве Лизака очевидно движение от жизненных зарисовок к метафорическому обобщению. Его лучистые пристрастия слишком напрямую заявлены в «Экспериментальной композиции», так называлась картина «Камни» 1929-1930-х годов в каталоге его персональной выставки, открытой в 1935 году в Ленинградском Доме учителя. По фотографиям известны варианты этой картины, уничтоженные автором, - «Камни бегут» (1930) и «Экспериментальная композиция» (1929-1930), которые можно рассматривать как аллегорическое изображение судьбы женщины, погибающей в омуте жизни.
И.Л. Лизак (1905-1974). В бурю. 1934 г. Холст, масло. 145 x 210 см. Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург.
И.Л. Лизак (1905-1974). Ссора в лесу. 1925-1929 гг. Бумага, графитный карандаш, акварель черная, тушь.
21 x 29,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
И.Л. Лизак (1905-1974). На Невдубстрое. 1930-е гг. Холст, масло. 69 x 98 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
И.Л. Лизак (1905-1974). Яхты на островах. Начало 1930-х гг. Холст, масло.
97,5 х 51 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
И.Л. Лизак (1905-1974). Ночной этюд. 1933 г. Холст, масло. 106 x 66 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
И.Л. Лизак (1905-1974). Ночной трамвай. 1929 г. Бумага, темпера, графитный карандаш. 44 х 45,8 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
И.Л. Лизак (1905-1974). Автопортрет. 1949 г. Бумага, карандаш.
13,4 х 26,8 см. Брянский областной художественный музей.
Творчество Израиля Лизака сформировалось в 1920-е годы, когда русское искусство пыталось оставаться частью европейского процесса. Его судьба схожа с судьбами многих современников: яркие работы оставались неизвестными, пока их не открыли заново. Лизак не примыкал ни к одной группировке, ни к одному направлению. По признанию самого художника, модные в годы его учёбы направления – супрематизм, аналитическое искусство и фламандская трёхцветка прошли мимо его внимания, он их не понимал и даже сторонился. При этом был художником экспрессивным, с ярко выраженным индивидуальным пластическим языком. Источником своего вдохновения Лизак считал скульптуру «от глубокого творчества Родена до простоты негритянской скульптуры». Это привело его к монументальности, выразительности и лаконичности форм.
И.Л. Лизак (1905-1974). Портрет бабушки. 1930 г. Холст, масло. 84 x 67 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
И.Л. Лизак (1905-1974). Портрет отца. 1932 г. Холст, масло. 210 x 133 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
И.Л. Лизак (1905-1974). Женский портрет. 1933 г. Холст, масло. 106 х 97 см.
Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.
И.Л. Лизак (1905-1974). Шарж на Петрову-Троцкую, жену архитектора
Н.А. Троцкого. 1925-1929 гг. Бумага, графитный карандаш. 20,3 x 14,3 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
И.Л. Лизак (1905-1974). Индустриальный пейзаж. 1934 г. Холст, масло. 69 х 98 см.
Брянский областной художественный музей.
И.Л. Лизак (1905-1974). Портрет сталевара Андрея Крылова.
Из серии «Балтийский завод». 1934 г. Холст, масло. 98 x 69 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
И.Л. Лизак (1905-1974). Портрет сталевара Григорьева. 1934 г.
Холст, масло. 98 х 69 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
И.Л. Лизак (1905-1974). Портрет кузнеца С. Петрана. 1934 г. Холст, масло.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
И.Л. Лизак (1905-1974). Кузнец товарищ Яковлев. Этюд к неосуществленной
картине «На Балтийском заводе». 1934-1935 гг. Холст, масло. 98 x 69 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
И.Л. Лизак (1905-1974). Портрет кузнеца Квасова. Этюд. 1934 г.
Холст, масло. 97,5 x 68,2 см. Новокузнецкий художественный музей.
И.Л. Лизак (1905-1974). Электропечь. 1934-1935 гг. Холст, масло. 98,5 x 69 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Первая советская электропечь родилась в Сталинградском Центральном рабочем кооперативе (ЦРК). Улучшенная,
она стала печью «Электрохлеба» и работает до сих пор более чем на шестидесяти хлебозаводах бывшего СССР.
И.Л. Лизак (1905-1974). Электролитейный цех завода «Красный Выборжец». 1935 г.
Холст, масло. 159,5 x 176,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
И.Л. Лизак (1905-1974). Автопортрет. 1954 г. Бумага, карандаш. 44 х 31 см.
Брянский областной художественный музей.
И.Л. Лизак был хорошо знаком с немецкими экспрессионистами 1920-х годов, особенно с работами Георга Гросса, Отто Дикса и Кэте Кольвиц. Его цикл «Улицы капиталистического города» перекликается с их сюжетами. Однако, почему Лизак не получил широкого признания? Его друг К.П. Янов считал, что трагизм его личности пугал многих, кто мог бы помочь продвижению его искусства. После войн люди боялись сильной экспрессии. Официальная критика в 1935 году оценила его творчество как не понимающее социалистических сил. Типичные обвинения в оторванности от реалий и свершений строящегося общества, в упадничестве и пессимизме несправедливы: начиная с самой первой работы и до последнего пейзажа, художник воплощал свои впечатления непосредственно от окружающей действительности.
И.Л. Лизак (1905-1974). Молодой рыбак. 1935 г. Холст, масло.
И.Л. Лизак (1905-1974). Партизан товарищ Дмитриев. 1935 г. Холст, масло. 107 x 98 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
И.Л. Лизак (1905-1974). Старик-рыбак. Из серии «В рыболовецком колхозе». 1935-1936 гг.
Холст, масло. 54 х 60 см. Ульяновский областной художественный музей.
И.Л. Лизак (1905-1974). Цветы, побитые дождем. 1935 г. Холст, масло. 106 х 98 см.
Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков.
И.Л. Лизак (1905-1974). Деревья на берегу моря. 1935 г. Холст, масло.
И.Л. Лизак (1905-1974). Лодки. 1936 г. Холст, масло. 65 х 98 см. Брянский областной художественный музей
И.Л. Лизак (1905-1974). Шир-Дор. Самарканд. 1937 г. Холст, масло.
И.Л. Лизак (1905-1974). Минарет смерти. Старая Бухара. 1938 г. Холст, масло. 107 x 98 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Минарет Калян или Башня Смерти в Бухаре - самый высокий минарет в Средней Азии. Так его назвали потому, что по преданию раньше с него сбрасывали осужденных ханом людей. Множество легенд связано с девушками, которых казнили по приказу хана.
И.Л. Лизак (1905-1974). Минарет смерти. Эскиз. 1938 г. Бумага, акварель,
карандаш. 24,9 х 32 см. Брянский областной художественный музей.
И.Л. Лизак (1905-1974). Набросок к «Минарету смерти». 1938 г. Бумага, карандаш.
35 х 11 см. Брянский областной художественный музей.
И.Л. Лизак (1905-1974). Комната в Тилля-Кари. Самарканд. 1937 г.
И.Л. Лизак (1905-1974). Автопортрет в пальто и шапке. 1956 г. Бумага, карандаш, акварель. 42 х 30 см.
Брянский областной художественный музей.
И.Л. Лизак черпал сюжеты для серии «Улицы капиталистического города» из жизни на Подьяческих улицах Петрограда-Ленинграда, где он жил. Его работы изображают одиночество, страдания и конфликты «маленького человека» в большом городе. Героями становятся нищие, безработные, калеки и проститутки. Эти образы вызывают трагическое восприятие жизни, что выражается в гротескных формах.
Серия показывает переход от реалистических зарисовок к метафорам. Особенно выделяется композиция «Камни» (1930), которая символизирует судьбу женщины, погибающей в хаосе жизни. В ней нет конкретного сюжета, но есть тревога и беспокойство. Динамичная сферическая композиция, спиральный разворот фигуры, высветленные цвета и кубистические формы усиливают напряжённость образа.
И.Л. Лизак (1905-1974). После бури. Старая Бухара. 1938 г. Холст, масло. 102 x 133 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
И.Л. Лизак (1905-1974). Остатки Самаркандской крепости. Конец 1930-х гг. Бумага, цветной карандаш.
34,8 х 26 см. Брянский областной художественный музей.
И.Л. Лизак (1905-1974). Остаток Самаркандской крепости. Конец 1930-х гг.
Бумага, цветной карандаш. 33,8 х 26 см. Брянский областной художественный музей.
И.Л. Лизак (1905-1974). 1. Василий Малый. 2. Молодая колхозница. Оба - 1932-1942 гг.
Бумага, цветной карандаш, белила. 42 х 33 см. Псковский музей-заповедник.
И.Л. Лизак (1905-1974). 3. Колхозный почтальон. 4. Девочка. Оба - 1940 г. Бумага, цветной карандаш,
белила. 44 х 32 см. Псковский музей-заповедник.
И.Л. Лизак (1905-1974). 5. Мужской портрет. Бумага, цветной карандаш, белила. 51,3х32,9 см. 6. Женская голова. Бумага, цветной карандаш, белила. 44х32 см. Оба – 1940 г. Псковский музей-заповедник.
И.Л. Лизак (1905-1974). 7. Колхозный шофер. Бумага, цветной карандаш, белила. 44х32 см. 8. Ветеринар Гусев. Холст, масло. 97х65 см. Оба – 1940 г. Псковский музей-заповедник.
И.Л. Лизак (1905-1974). Ожидание. 1940 г. Холст, масло. 56 х 99 см.
Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.
И.Л. Лизак (1905-1974). Портрет девочки. Этюд. 1940 г. Холст, масло. 97 х 65 см.
Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.
И.Л. Лизак (1905-1974). Автопортрет. 1950-1960-е гг. Бумага, цветной карандаш.
18,6 х 28,3 см. Брянский областной художественный музей.
На рубеже 1920-1930-х годов в творчестве Лизака наступила некоторая пауза, во время которой он писал только портреты самых близких людей – отца, бабушки, автопортрет. От любого живописца в те годы ждали большой, «серьёзной» темы, связанной с успехами социалистического строительства. В 1934 г. во время Индустриализации Лизак получил заказ Ленсовета на индустриальную тему. Работая в цехах Балтийского завода и завода «Красный выборжец», Лизак создаёт портреты ударников труда - сталеваров и кузнецов, изображения электропечей и самих цехов завода.
И.Л. Лизак (1905-1974). Закат. 1946 г. Холст, масло. https://babs71.livejournal.com/
И.Л. Лизак (1905-1974). На набережной Невы. 1946 г. Холст, масло. 80 х 95 см.
Брянский областной художественный музей.
И.Л. Лизак (1905-1974). На старом Крестовском. 1946 г. Холст, масло. 104 х 95 см.
Псковский музей-заповедник.
И.Л. Лизак (1905-1974). Канал Грибоедова. Осень. 1947 г. Холст, масло. 103,5 x 52,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
И.Л. Лизак (1905-1974). Театральная площадь (У Театральной площади). 1947 г. Холст, масло. 90 х 102 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
И.Л. Лизак (1905-1974). Канал Грибоедова. Серый день. Серия «Ленинград». 1946-1952 гг.
Холст, масло. 90 x 102 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
И.Л. Лизак (1905-1974). Канал Грибоедова. Утро. Серия «Ленинград». 1946-1952 гг. Холст, масло. 76 x 93 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
И.Л. Лизак (1905-1974). Крюков канал (Никольский рынок). 1947 г. Холст, масло. 76 х 93 м.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
И.Л. Лизак (1905-1974). Залив в районе Старого Крестовского. Из серии «Ленинград». 1947 г.
Холст, масло. 52 х 90 см. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
И.Л. Лизак (1905-1974). Старая Бухара. Осень. 1940-е гг. Бумага, акварель, карандаш. 22,5 х 27,9 см.
Брянский областной художественный музей.
И.Л. Лизак (1905-1974). Большой проспект Васильевского острова. 1947 г.
Холст, масло. 98 х 65 см. Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI вв.
И.Л. Лизак (1905-1974). Вид на Исаакиевский собор с Большой Подъяческой.
1946 г. Холст, масло. 98 х 65 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
И.Л. Лизак (1905-1974). Автопортрет. 1962 г. Бумага, карандаш.
19,9 х 28,2 см. Брянский областной художественный музей.
Из воспоминаний И.Л. Лизака: «Работая днём в газете «Смена», отправлялся ночью на Балтийский завод. Начал с того, что, забравшись в тихий уголок цеха, написал этюд и, выйдя из своего укрытия, показал его рабочим. Сначала один, потом другие после завалки электропечи согласились немного постоять и попозировать». Высшей похвалой для художника стало одно единственное слово сурового бригадира сталеваров Крылова, который, увидев свой портрет, произнёс: «Толково». Эти этюды к так и не написанной большой композиции воспринимаются вполне законченными произведениями. Расстроенный Лизак уезжает в Псковскую область, выполняя соцзаказ, пишет портреты рыбаков и пейзажи. В 1937-1939 гг. уезжает в командировку в Среднюю Азию, в Самарканде и Бухаре писал пейзажи и портреты.
И.Л. Лизак (1905-1974). Портрет матери. 1950 г. ДВП, масло. 92 х 76 см.
Псковский музей-заповедник.
И.Л. Лизак (1905-1974). Портрет И.Г. Замчука. 1947 г. Холст, масло. 92,2 x 75,5 см.
Новокузнецкий художественный музей.
И.Л. Лизак (1905-1974). Эскиз бюста скульптора Л.В. Шервуда (1871-1954). 1954 г.
Холст, масло, темпера. 73 х 64 см. Пензенская областная картинная галерея
им. К.А. Савицкого.
И.Л. Лизак (1905-1974). Скульптор Л.В. Шервуд (1871-1954). 1954 г.
Холст, масло. 95 х 80 см. Пензенская областная картинная галерея
им. К.А. Савицкого.
И.Л. Лизак (1905-1974). Цыганки. 1950-е гг. Бумага, акварель, карандаш. 30 х 20 см.
Брянский областной художественный музей.
И.Л. Лизак (1905-1974). Цыганки. Эскиз. 1950 г. Холст, масло. 123,8 х 93,7 см.
Государственный художественный музей Югры, Ханты-Мансийск.
И.Л. Лизак (1905-1974). Дама в шляпе. 1950-1960-е гг.
Бумага, карандаш. 22,1 х 41,7 см.
Брянский областной художественный музей.
И.Л. Лизак (1905-1974). Васильевский остров, 2-я линия.
1956 г. Холст, масло. 108 х 56 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
И.Л. Лизак (1905-1974). Старая Бухара. 1960 г. Картон, смешанная техника. 43 х 47 см.
Аукционный дом «СОВКОМ», Москва, 2020 г. Лот продан за 180.000 руб.
И.Л. Лизак (1905-1974). Пейзаж с камнями. 1950-е гг. Бумага, цветной карандаш. 42,4 х 30,7 см.
Брянский областной художественный музей.
И.Л. Лизак (1905-1974). Утопленница. Набросок картины 1927 г. 1960-е гг.
Бумага, акварель. 16,3 х 17 см. Брянский областной художественный музей.
И.Л. Лизак (1905-1974). Набросок. 1960-е гг. Бумага, акварель. 26,2 х 34,7 см.
Брянский областной художественный музей.
И.Л. Лизак (1905-1974). Ночной набросок. 1962 г. Холст, масло. 87 x 70 см.
Бердский историко-художественный музей.
И.Л. Лизак (1905-1974). Автопортрет. 1968 г. Бумага, карандаш.
22 х 33,8 см. Брянский областной художественный музей.
И.Л. Лизак - участник выставок с 1925 года: заключительных работ студентов ленинградской Академии художеств (1925, Ленинград); 7-я выставка картин ленинградской «Общины художников» (1928, Ленинград); выставка «Общины художников» (1929, Ленинград); 1-я общегородская выставка изобразительных искусств (1930, Ленинград); в 1926-1930 гг. состоял в обществе «Круг художников». В 1932 г. после закрытия всех свободных группировок вступил в члены Ленинградского Отделения Союза Советских Художников (ЛОССХ). В 1932 г. в Ленинграде участвует в выставке «Художники РСФСР за XV лет». В 1930-1935 гг. работал художником в газете «Смена».
И.Л. Лизак (1905-1974). Портрет скульптора Б.Я. Воробьева (1911-1990). 1962 г.
Холст, масло. 93 х 76 см. Пермская государственная художественная галерея.
И.Л. Лизак (1905-1974). Портретный набросок (С.Ф. Тархов). 1960-е гг.
Бумага, карандаш. 42 х 28 см. Брянский областной художественный музей.
И.Л. Лизак (1905-1974). Пейзаж. Из серии «Ленинградские пригороды». 1960-е гг. Холст, масло.
70 х 87 см. Национальная галерея Республики Коми, Сыктывкар.
И.Л. Лизак (1905-1974). Ветер. 1963 г. Холст, масло. 76 х 93 см. Псковский музей-заповедник.
И.Л. Лизак (1905-1974). После дождя. 1960-е гг. Холст, масло. 89 х 101,2 см.
Национальная галерея Республики Коми, Сыктывкар.
И.Л. Лизак (1905-1974). Утро. Из серии «Ленинградские пригороды». 1961 г.
Холст, масло. 86 х 70 см. Волгоградский музей изобразительных искусств
им. И.И. Машкова.
И.Л. Лизак (1905-1974). Славянка. Из серии «Ленинградские пригороды». 1963 г. Холст, масло. 86 х 70 см.
Сахалинский областной художественный музей.
И.Л. Лизак (1905-1974). Летний день. 1963 г. Холст, масло. 66 х 100 см. Псковский музей-заповедник.
И.Л. Лизак (1905-1974). Старый причал. 1963 г. Холст, масло. 67 х 98 см.
Сахалинский областной художественный музей.
И.Л. Лизак (1905-1974). Из серии «Посёлок Ленинский». Шоссе. 1965 г. Холст, масло. 68 х 85 см.
Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.
И.Л. Лизак (1905-1974). Автопортрет. 1970 г. Бумага, цветной карандаш.
24,2 х 16 см. Брянский областной художественный музей.
В начале 1941 года И.Л. Лизак работал художником в Ленинградском отделении БАМпроекта Главного управления железнодорожного строительства при НКВД. Был командирован в Дашкесанскую экспедицию на полевые работы. После начала Великой Отечественной войны участвовал в оборонительных работах в Ленинградском отделении Балтпроекта Главного управления железнодорожного строительства. По впечатлениям военных лет напишет пейзажное полотно «Ночь войны». В 1945 г. – художник в Госинспекции по охране памятников архитектуры Ленинграда. В 1946-1948 гг. преподавал рисунок на скульптурном отделении Ленинградского художественно-педагогического училища, в 1949-1951 гг. работал в различных издательствах. В 1952-1956 гг. в Научно-реставрационных мастерских выполнял живописные работы: в Исаакиевском соборе он заново написал голову ангела к картине профессора Бруни «Святой дух, окружённый ангелами», трудился как художник-реставратор в Мальтийской капелле, Главном штабе, Юсуповском дворце, в Монплезире в Петергофе и Китайском дворце в Ораниенбауме, где восстанавливал росписи.
И.Л. Лизак (1905-1974). Портрет сестры. 1965 г. Холст, масло. 90 х 65 см.
Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.
И.Л. Лизак (1905-1974). Берег. 1967 г. Холст, масло. 95,5 х 107 см.
Национальная галерея Республики Коми, Сыктывкар.
И.Л. Лизак (1905-1974). Красная горка. Берег. 1966 г. Холст, масло. 77 х 94 см. www.LeningradArt.com.
И.Л. Лизак (1905-1974). Красная горка. Деревня в поле. 1966-1967 гг. Холст, масло. 77 х 94 см.
Псковский музей-заповедник.
И.Л. Лизак (1905-1974). Ива. 1967 г. Холст, масло. 88 х 98,5 см. Волгоградский музей изобразительных
искусств им. И.И. Машкова.
И.Л. Лизак (1905-1974). Забытый ручей. 1967 г. Холст, масло. 86 х 70 см.
Национальная галерея Республики Коми, Сыктывкар.
И.Л. Лизак (1905-1974). Солнечный день. 1967 г. Холст, масло.
Из коллекции Российского фонда культуры, Москва.
И.Л. Лизак (1905-1974). Яблоня цветет. 1967 г. Холст, масло. 84,4 х 66,4 см.
Государственный художественный музей Югры, Ханты-Мансийск.
И.Л. Лизак (1905-1974). Утро на взморье. 1969 г. Холст, масло. 70,1 х 87,1 см.
Государственный художественный музей Югры, Ханты-Мансийск.
И.Л. Лизак (1905-1974). Берег реки Оредеж. Этюд. 1971 г. Холст, масло. 64 x 96 см.
Бердский историко-художественный музей.
И.Л. Лизак (1905-1974). Автопортрет. 1973 г. Холст, масло. 55 х 87 см.
Псковский музей-заповедник.
Израиль Львович Лизак не был сильно обижен советской властью - у него было две прижизненных персональных выставки, в 1930-е годы он получал госзаказы на картины, пользовался определенной известностью как пейзажист. Но к несчастью, его творчество плохо вписывалось в господствующие тенденции официального оптимизма. Его критиковали за то, что он «не понял и не ощутил в окружающей его жизни крепнущих сил социализма». Человек не стал нарываться и «отошел в сторону»: рисовал пейзажи, работал реставратором, преподавал. А русская живопись, возможно, лишилась одного из самых выдающихся художников.
И.Л. Лизак (1905-1974). Портрет сестры. 1973 г. Холст, масло.
Из коллекции Российского фонда культуры, Москва.
И.Л. Лизак (1905-1974). Без названия (День рождения?)
И.Л. Лизак (1905-1974). Серый день. 1970-е гг. Холст, масло. 70,5 х 87,5 см.
Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI вв.
И.Л. Лизак (1905-1974). Дворик (из окна). 1971 г. Холст, масло. 66 х 84,3 см.
Государственный художественный музей Югры, Ханты-Мансийск.
И.Л. Лизак (1905-1974). Осеннее солнце. 1972 г. Холст, масло. 89 х 102 см.
Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.
И.Л. Лизак (1905-1974). Деревенская улица. 1972 г. Холст, масло. 100 х 80 см.
Брянский областной художественный музей.
И.Л. Лизак (1905-1974). Хмурое утро. Берег. 1972 г. Холст, масло. 100 х 80 см.
Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.
И.Л. Лизак (1905-1974). Пасмурный день. 1973 г. Холст, масло. 66 х 84 см.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
И.Л. Лизак (1905-1974). Пейзаж с мостом. 1973 г. Холст, масло. 66,3 x 84 см.
Новокузнецкий художественный музей.
И.Л. Лизак (1905-1974). Улица. 1973 г. Холст, масло. 70 x 64,5 см.
Новокузнецкий художественный музей.
И.Л. Лизак (1905-1974). Пригорок. 1974 г. Холст, масло. 70 х 89 см. Волгоградский музей изобразительных
искусств им. И.И. Машкова.
Израиль Львович Лизак (1905-1974)
Израиль Львович Лизак умер 4 ноября 1974 года в Ленинграде в возрасте 69 лет и похоронен там же
на Еврейском Преображенском кладбище.
Работы И.Д. Лизака хранятся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, Государственной Третьяковской галерее в Москве, Государственном музее истории Санкт-Петербурга, Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков, Брянском областном художественном музее, Волгоградском музее изобразительных искусств им. И.И. Машкова, Пензенской областной картинной галерее им. К.А. Савицкого и других музейных собраниях, в частных коллекциях Москвы и Петербурга.
ИСТОЧНИКИ
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том II Л-Я, Биографии. Стр. 37-38, 81.
Ольга Ройтенберг. «Неужели кто-то вспомнил, что мы были…». Из истории
художественной жизни. 1925-1935. Москва, Издательство «Галарт», 2008 г.
– Стр. 44, 60, 64, 200, 207, 290, 501.
Ответ на комментарий Слава44 #
Спасибо за приглашение, но откажусь! Я воспринимаю и живопись, и другие виды творчества на уровне эмоций, а не потому, что разбираюсь в искусстве. Поэтому моё участие в группе друзей авангарда ничего нового и интересного не привнесёт, тем более, что это не мой любимый стиль и редко что в этом стиле производит на меня впечатление. А вот Лизак И.Л. впечатлил своим восприятием современной ему, и судя по его картинам, суровой эпохи, которая, как мне кажется, похожа на нынешние времена.
Ответ на комментарий Тийна #Тийна, Спасибо. Пожалуйста, вы можете и не быть другом группы русского авангарда, но читать эти посты никому не запрещается. Как говорится, поэтом можешь ты не быть...