Лев Романович Британишский (1897-1971) – русский советский художник, живописец, график-иллюстратор, керамист. Учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств, графику в школе преподавал И.Я. Билибин. Бесплатные частные уроки Л. Британишскому давал П.П. Чистяков. В 1915 г. поступил в училище барона Штиглица. С 1918 г одновременно учился в Свободных художественных мастерских ВХУТЕМАС (б. Академия Художеств), в мастерской К.С. Петрова-Водкина. Уроки живописи по фарфору брал у С. Чехонина. Академию Художеств окончил в 1923 году. В 1917 г. - член общества «Молодое искусство». В 1924 г. участвовал в выставке молодых художников Ленинграда. С 1926 г. один из членов-учредителей и участник выставок общества «Круг художников» в Ленинграде. С 1932 член Союза Советских Художников. Во время Великой Отечественной войны участвовал в спасении музейных ценностей Государственного Эрмитажа и рыл оборонительные окопы. С марта 1942 года находился в эвакуации в Свердловске. Заслуженный художник РСФСР (1967).
Мама Льва Британишского - Франциска Осинская в юности.
Лев Романович (Рувимович, Рувелевич) Британишский родился в Кронштадте 22 июля (4 августа по новому стилю) 1897 года в семье модного в Кронштадте золотых дел мастера Рувеля Британишского (1865-1901), предки которого происходили из Виленской губернии. Рувель Британишский в январе 1901 года был принят в С.-Петербургский цех золотых дел мастеров, но в марте того же года, в 36 лет умер «от чахотки горла и легких». Его жена Франциска Осинская была родом из семьи польских дворян, тоже из Вильно. Лев окончив четыре класса гимназии, талантливый мальчик сдал экстерном за пятый класс, этого было достаточно, чтобы поступить в 1910 года в Рисовальную школу Общества поощрения художеств, которой руководил Николай Рерих, а преподавателем графики был Иван Яковлевич Билибин. В течение 1912-1915 гг. юноше давал частные уроки Павел Петрович Чистяков. Письма Л. Британишского к П.П. Чистякову сохранились в фонде П.П. Чистякова в Третьяковской галерее. По совету Чистякова, отец занимался еще в частной студии художника М.Д. Бернштейна, готовившего в Академию Художеств. В 1915 году благодаря рекомендательной записке Ильи Ефимович Репина Лев поступил в Центральное училище технического рисования барона Штиглица.
Л.Р. Британишский (1897-1971). Античный воин. Рисунок из «Дневника».
1913-1915 гг. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург.
Л.Р. Британишский (1897-1971). Мужской портрет. Рисунок из «Дневника». 1913-1915 гг.
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург.
Л.Р. Британишский (1897-1971). Три подруги. Рисунок из «Дневника». 1913-1915 гг.
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург.
Л.Р. Британишский (1897-1971). Пейзаж. 1925 г. Холст, масло. 51,5 x 70 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Л.Р. Британишский (1897-1971). Пейзаж с лодкой (?)
Л.Р. Британишский (1897-1971). Читающий. 1929 г. Холст, масло. 64 x 44 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Л.Р. Британишский (1897-1971). Пейзаж. 1930 г. Бумага, уголь. 53,8 x 71,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Л.Р. Британишский (1897-1971). Степан Разин с дружиной. Эскиз к неосуществленной картине «Степан Разин».
1938 г. Бумага, акварель, пастель. 28,4 x 42,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Л.Р. Британишский (1897-1971). Рыбак в красном. Этюд. 1938 г.
Собрание И. Денисова, Москва.
И.Е. Репин (1844-1930). Портрет П.П. Чистякова. 1878 г. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Крайне мало сохранилось работ Льва Британишского, но его вариант выбора стиля не случаен – ухватистый глаз Ильи Репина еще в 1914 году прозорливо заметил способности к живописи у 17-летнего художника. Решающее значение в судьбе Льва Британишского имела записка Репина. Текст ее приведен в дневнике Британишского: «Лев Британишский, несомненно, имеет художественный темперамент, не чуждый идей, присущих искусству живописи. Очень было бы желательно, чтобы он нашел средства для развития своих способностей и для обработки своего таланта». В 1914-м Британишский пишет, что получение этой записки оставило его равнодушным, но с годами он проникся к Репину благодарностью и особым сентиментом. И хотя живопись Репина, в основном, была для него далекой, он старался найти у Репина близкие ему работы, обращал внимание на этюды портретов к «Государственному Совету», держал на столе воспоминания Репина. В книге Репина лежала закладка на волжской главе. К картине «Бурлаки на Волге» Британишский был равнодушен, но некоторые этюды ценил и любил. Любил и Волгу.
Лев Британишский, студент училища барона Штиглица.
Фото около 1915 г.
В 1918 году Британишский одновременно с этим поступил на обучение в Свободные художественные мастерские ВХУТЕМАС (ранее Академия Художеств) в мастерскую К.С. Петрова-Водкина. Уроки живописи по фарфору брал у Сергея Чехонина. В 1922 году Лев окончил училище, а в 1923 году получил диплом об окончании Свободных мастерских.
Л.Р. Британишский (1897-1971). Уральские самоцветы. 1940-е гг. Холст, масло. 69,5 х 91,5 см.
Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
Л.Р. Британишский (1897-1971). Натюрморт с уральскими камнями. 1945 г. Холст, масло. 80 х 120 см.
Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
Л.Р. Британишский (1897-1971). Натюрморт с фруктами. 1956 г. Холст, масло. 69 х 99 см. (рама).
Аукционный дом «Старый город», Санкт-Петербург, 2023 г.
Л.Р. Британишский (1897-1971). Натюрморт с фруктами. 1956 г. Холст, масло. 69 х 99 см.
Аукционный дом «Старый город», Санкт-Петербург, 2023 г.
Молодой талантливый художник Британишский с 1917 года неоднократно принимал участие в различных выставках. В марте-апреле 1917 г. - член общества «Молодое искусство». В 1924 г. участвовал в выставке молодых художников Ленинграда. С 1926 г. - один из членов-учредителей общества «Круг художников». Участвовал в выставках «Круга художников» в Ленинграде. «Круг» не диктовал пластические приемы и стилистику. Он декларировал и на практике утверждал профессионализм и острое ощущение современности. К тому же Британишскому было близко понятие петербургской-ленинградской школы, свойственное «круговцам».
С 1926 по 1928 год он работал экскурсоводом в Государственном Русском музее в Ленинграде. В 1932 году вступил в члены Союза Советских Художников.
Л.Р. Британишский (1897-1971). Дон Кихот. Иллюстрация к роману Сервантеса
«Дон Кихот». 1963-1964 гг. Бумага, литография. 64 х 44,8 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
Л.Р. Британишский (1897-1971). Дон Кихот. Иллюстрация к роману Сервантеса
«Дон Кихот». 1963-1964 гг. Литография. 60 х 48 см.
Общество Поощрения Художеств, Санкт-Петербург.
Л.Р. Британишский (1897-1971). Дон Кихот в пути. Иллюстрация к роману Сервантеса «Дон Кихот».
1963-1964 гг. Литография. И.42,8х59,3; Л.55,4х75,3 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Л.Р. Британишский (1897-1971). Дон Кихот верхом на лошади. Иллюстрация к роману
Сервантеса «Дон Кихот». 1963-1964 гг. Литография. И.61х41,9; Л.71,6х55,1 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Л.Р. Британишский (1897-1971). Дон Кихот и Санчо Панса. Иллюстрация к роману
Сервантеса «Дон Кихот». 1963-1964 гг. Литография. ВКонтакте.ru.
Л.Р. Британишский (1897-1971). Дон Кихот. Иллюстрация к роману Сервантеса
«Дон Кихот». 1963-1964 гг. Литография. ВКонтакте.ru.
Л.Р. Британишский (1897-1971). Сон Дон Кихота на чердаке. Иллюстрация к роману
Сервантеса «Дон Кихот». 1963-1964 гг. Литография. 69х49,5; 57х43 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Л.Р. Британишский (1897-1971). Явление Дульсинеи Дон Кихоту. Иллюстрация
к роману Сервантеса «Дон Кихот». 1963-1964 гг. Литография. 73,5х57,5; 59,5х46 см.
Музей-заповедник «Шушенское», Красноярский край.
Л.Р. Британишский (1897-1971). Битва с баранами. Иллюстрация к роману
Сервантеса «Дон Кихот». 1963-1964 гг. Автолитография. 69,4 х 52,7 см.
Пермская государственная художественная галерея.
Л.Р. Британишский (1897-1971). Поверженный Дон Кихот. Иллюстрация к роману Сервантеса «Дон Кихот».
1963-1964 гг. Литография. И.46,2х59,6; Л.58,6х73,3 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Лев Британишский некоторое время работал на Государственном фарфоровом заводе. В 1936-1941 гг. Лев Романович работал консультантом по народному и самодеятельному искусству в Ленинградском областном управлении по делам искусств и в этот же период преподавал в различных изостудиях Ленинградской области. Искусством же в эти годы он занимался лишь в свободное время: по выходным рисовал, во время месячного отпуска писал маслом, в 1936 г. всей семьей жили месяц в Судаке и Феодосии, в 1937 - в Петергофе, в 1938 - в Васильсурске на Волге…
Л.Р. Британишский (1897-1971). Майя. 1962 г. Бумага, цветная литография.
Л.59,6 х 41; изо. 56,3 х 37 см. Музей «Царскосельская коллекция»,
Санкт-Петербург.
Л.Р. Британишский (1897-1971). На берегу. 1961 г. Бумага, автолитография.
50,2 х 45,5 см. Аукцион «Открытый клуб», Москва, 2024 г. Лот продан за 12.000 руб.
Л.Р. Британишский (1897-1971). После купания. 1960-е гг. Бумага, автолитография.
Л.Р. Британишский (1897-1971). Пластическая группа. 1961 г. Бумага, автолитография. 46 х 63 см.
Аукцион «Открытый клуб», Москва, 2024 г.
Л.Р. Британишский (1897-1971). Пластическая группа. 1961 г. Бумага, автолитография. 40,8 х 54,3 см.
Аукцион «Открытый клуб», Москва, 2024 г.
Л.Р. Британишский (1897-1971). Нева. 1961 г. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург.
В Васильсурске летом 1938 года Британишский написал два этюда – «Рыбак в белом» и «Рыбак в красном», - репродуцированные в альбоме «Неизвестный довоенный Ленинград» московской галереи «Арт-диван», 2004 (с неверными названиями и неверной датой) и воспроизведенные в альбоме-каталоге «Круг художников» Русского Музея, 2007 (уже с верными названиями, но с неверной датой. Правильная дата - 1938). В том же году написаны два этюда к картине «Степан Разин», которую хотел написать Британишский. Огромный эскиз ее, нарисованный углем на полотнище из множества листов бумаги, долго висел в его комнате, занимая целую стену.
Л.Р. Британишский (1897-1971). Три подруги. 1962 г. Бумага, цветная литография. 49,5 х 69,5 см.
Галерея «Матисс Клуб», Санкт-Петербург, 2021 г. Эстимейт 8.000 руб.
Л.Р. Британишский (1897-1971). Подруги (Две девушки). 1962 г. Цветная литография.
И.45,8х43,3; Л.47х44,2 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Л.Р. Британишский (1897-1971). Подруги. 1962 г. Бумага, литография. 51 х 45 см.
Аукционный дом «Жар-Птица», Москва, 2020 г. Лот продан за 9.000 руб.
Л.Р. Британишский (1897-1971). Малый Дон Кихот. 1964 г. Литография. 54,7 х 37,8 см.
Пермская государственная художественная галерея.
Л.Р. Британишский (1897-1971). Всадник. 1964 г. Калька, тушь. 42,5 x 29 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Л.Р. Британишский (1897-1971). Всадник. 1964 г. Калька, тушь. 35 x 40,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Л.Р. Британишский (1897-1971). Скачущий всадник. 1964 г. Калька, тушь. 35 x 43 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
После начала Великой Отечественной войны, осенью 1941 года Лев Британишский был вынужден прервать преподавательскую работу. Он участвовал в спасении музейных ценностей Государственного Эрмитажа, подготавливал фонды музея к эвакуации, и рыл оборонительные окопы. В марте 1942 года, пережив суровую блокадную зиму, выехал по ледовой дороге жизни из Ленинграда в эвакуацию в Сибирь.
Л.Р. Британишский (1897-1971). Ковалев перед зеркалом. Иллюстрация к повести Н.В. Гоголя «Нос».
1965 г. Бумага, автолитография. 59,5х48 см. (изображение); 62,8х50,3 см.(лист).
Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
Л.Р. Британишский (1897-1971). Нос шагает по городу. Иллюстрация к повести
Н.В. Гоголя «Нос». 1965 г. Бумага, автолитография. 49,5х46,8 см. (изображение);
59,5х53,2 см. (лист) Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
Л.Р. Британишский (1897-1971). Над Невой. Иллюстрация к повести Н.В. Гоголя «Нос». 1965 г.
Бумага, автолитография. 48х64,5 см. (изображение); 59,7х76 см. (лист).
Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
Л.Р. Британишский (1897-1971). Нос в карете. Иллюстрация к повести Н.В. Гоголя «Нос».
1965 г. Бумага, литография. 59,7х45,8; 47,5х40,8 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Л.Р. Британишский (1897-1971). На извозчике. Иллюстрация к повести Н.В. Гоголя «Нос». 1965 г.
Бумага, литография. 50,5х62; 42,7х51,8 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Л.Р. Британишский (1897-1971). Ковалев на извозчике. Иллюстрация к повести Н.В. Гоголя «Нос».
1965 г. Бумага, литография. 41,8х59,6; 35,2х44 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Л.Р. Британишский (1897-1971). Ковалев и квартальный. Иллюстрация к повести
Н.В. Гоголя «Нос». 1965 г. Бумага, литография. 59х46,2; 51х38,1 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Л.Р. Британишский (1897-1971). Нос-кукла. Иллюстрация к повести Н.В. Гоголя «Нос».
1965 г. Бумага, литография. 61,4х43,6; 43,2х36,5 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Л.Р. Британишский (1897-1971). У Казанского собора. Иллюстрация к повести
Н.В. Гоголя «Нос». 1965 г. Бумага, литография. 64,5х47,2; 49,9х33,4 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Л.Р. Британишский (1897-1971). Видение Ковалева. Иллюстрация к повести
Н.В. Гоголя «Нос». 1965 г. Бумага, автолитография. 56,2х38,2; 60х41,8 см. (лист).
Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
В 1943-1944 годах Британишский в эвакуации принимал участие в росписи железнодорожных вокзалов и домов культуры в Свердловске и Нижнем Тагиле. Затем преподавал и работал в должности заместителя директора по учебной части в Уральском художественном училище Свердловска. Но родной край художник никогда не забывал и в 1945 году вернулся в Ленинград. После войны занялся промышленным рисунком и дизайном. Иллюстрировал книги для военного издательства (Воениздат).
Л.Р. Британишский (1897-1971). Похищение Европы. 1966 г.
Бумага, акварель, карандаш. 69,5 х 50 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Л.Р. Британишский (1897-1971). Купальщицы (Античная группа). 1966 г. Бумага, акварель, карандаш.
50,1 х 63,4 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Л.Р. Британишский (1897-1971). Похищение Европы. 1966 г. Бумага, акварель. 51,2 х 69,8 см.
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.
Л.Р. Британишский (1897-1971). Похищение Европы. 1966 г. Бумага, акварель, карандаш. 42,9 х 61,5 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Л.Р. Британишский (1897-1971). Похищение Европы. 1966 г. Бумага, акварель.
Человек 1910-х и 1920-х годов, один из членов-учредителей в 1926 году знаменитого ленинградского «Круга художников», Лев Британишский был вынужден уйти из искусства на четверть века (1932-1957), когда он занимался творчеством лишь месяц в году во время отпуска, чтобы не разучиться держать в руках кисть и карандаш; а короткими моментами оживления из этого творческого «анабиоза» были, как ни парадоксально, конец 1941-го во время блокады Ленинграда и полтора года в Свердловске в конце войны в 1944-1945 гг. Он наверстывал эти потерянные годы потом, в 1957-1971 годах, и успел сделать чрезвычайно много, пока не свалили его второй и сразу же третий инфаркт.
Л.Р. Британишский (1897-1971). Король. 1968 г. Холст, масло. 99,4 х 65 см.
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»,
Архангельск.
Л.Р. Британишский (1897-1971). Арлекин с колокольчиками. 1968 г.
Холст, масло. 86,5 х 59,5 см. Государственное музейное объединение
«Художественная культура Русского Севера», Архангельск.
Л.Р. Британишский (1897-1971). Портрет Анны Ахматовой. 1968 г.
Бумага, тушь. 19,5 х 12,7 см. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме,
Санкт-Петербург.
Л.Р. Британишский (1897-1971). Портрет Анны Ахматовой. 1970 г. Бумага, тушь.
40,7 х 28,9 см. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург.
Л.Р. Британишский (1897-1971). Портрет Анны Ахматовой. 1970 г. Бумага, тушь.
40,7 х 28,9 см. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург.
Вся жизнь Британишского была связана с Петроградом (впоследствии Ленинградом). В 1920-1930 годы им были созданы живописные серии пейзажей «Летний сад» (1924), «Крым» (1936), а также графическая серия «Днепрострой» (1930-1931). После 1956 года Лев Романович неоднократно принимал участие в выставках акварели, графики, керамики. В 1960-е годы художник создал огромное количество иллюстраций к произведениям классиков литературы – литографии к роману Мигеля де Сервантеса «Дон Кихот» (1963-1964), повести Н.В. Гоголя «Нос» (1965), создал пейзажную серию «Карпаты» (1959-1960) и рисунки на античную тематику. В 1967 году ему было присвоено звание заслуженного художника РСФСР. Награждён золотой медалью Фонда советской культуры на Международной выставке в Москве (1970).
Л.Р. Британишский (1897-1971). Античный праздник (1-й вариант). 1969 г. Цветная литография. 46,8 х 62 см.
Музей «Царскосельская коллекция», Санкт-Петербург.
Л.Р. Британишский (1897-1971). Античный сюжет. Холст, масло.
Л.Р. Британишский (1897-1971). Карнавал. 1969 г. Холст, масло. 39,5 х 51,5 см.
Аукционный дом № 1, Москва, 2018 г. Лот продан за 22.000 руб.
Л.Р. Британишский (1897-1971). Карнавал. 1969 г. Бумага, акварель, гуашь.
Л.Р. Британишский (1897-1971). Игры арлекинов. Холст, масло. Галерея Colta.ru, Санкт-Петербург.
Сыновья художников: Владимир и Евгений Британишские, Юрий Русаков. На посмертной выставке
Льва Британишского. Ноябрь 1983 г. Снимок Остапа Почтенного, сына художника.
Личная жизнь
Жена – полячка Франциска Осинская, родилась в Гатчине.
Сын - Владимир Британишский (1933-2015), русский поэт, прозаик, литературовед, переводчик.
Сын – Евгений, родился в январе 1946 г.
Брат - Григорий Романович (Гирш Рувелевич) Британишский (1895-1965), кардиолог, основатель кардиологического отделения Больницы Ленина (Покровской больницы), заведующий кафедрой в Ленинградском институте усовершенствования врачей им. С.М. Кирова.
Его сын - Роман Григорьевич Британишский (1923-1988), конструктор и исследователь в области телевизионной техники.
Л.Р. Британишский (1897-1971). Лето. Купание красного коня.
Л.Р. Британишский (1897-1971). Дон Кихот. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме,
Санкт-Петербург.
Л.Р. Британишский (1897-1971). Портрет девушки.
www.socrealizm.ru.
Л.Р. Британишский (1897-1971). Без названия. (Король Лир?)
Лев Романович Британишский умер 8 мая 1971 года в Ленинграде на 75-м году жизни.
Персональные посмертные выставки Британишского состоялись в 1983 году - в Доме писателя в Ленинграде, в 1991 году - в государственном музее «Царскосельская коллекция» в г. Пушкине, в 1997 и 2012 годах - в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме в Петербурге.
ИСТОЧНИКИ
Антон Успенский. Между авангардом и соцреализмом. Из истории советской живописи
1920-1930-х годов. Москва, Издательство «Искусство-XXI век», 2024 г. – Стр. 90-91.