ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ЛОРЕНЦО КОСТА / LORENZO COSTA (1460-1535). ФЕРРАРСКАЯ ШКОЛА, ЧАСТЬ II06-03-2025 21:00к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Портрет Лоренцо Коста в «Жизнеописаниях» Джорджо Вазари, издание 1568 г.
Лоренцо Коста (1460-1535), который был на 10 лет младше Эрколе де Роберти, продолжил его дело и его стиль в своих ранних работах. Но во время его долгого пребывания в Болонье стиль живописи Косты изменился, став более мягким, спокойным и безмятежным. Леонардо и Перуджино создавали новую «манеру», которую Коста быстро понял и стал одним из самых важных интерпретаторов даже после того, как переехал ко двору Гонзага в Мантуе.
В начале XVI века Коста отправился в Рим с послами Болонского сената по случаю восшествия на папский престол Юлия II (1503), где свидетельства античного мира и росписи Сикстинской капеллы подсказали ему новые образные решения. Падение сеньора Бентивольо в 1506 году окончательно заставило его уехать в Мантую. Момент наиболее благоприятен, поскольку должность придворного художника только что освободилась из-за недавней смерти Андреа Мантеньи, и Коста немедленно берет на себя эту роль, вновь став «почетным придворным» местных лордов. Лоренцо Коста умер в Мантуе в 1535 году в возрасте 75 лет.
Базилика Сан-Петронио, Болонья. Начало строительства в 1390 году.
В 1492 году Коста выполнил алтарную картину для капеллы Росси в церкви Сан-Петронио в Болонье, обнаружив, благодаря влиянию Франча (работавшему в той же церкви), смягчение форм, подчеркнутое также благодаря влиянию Перуджино («Слава Богородицы», 1501, Сан Джованни ин Монте); иллюминированный лист с Давидом, поющим псалмы, в Часослове Гислиери, Лондон, Британский музей, 1503; «Обручение Богородицы», Болонья, Пинакотека и т. д.
Лоренцо Коста (1460-1535). Запрестольный образ в часовне Святого Петра в Винколи. 1505 г.
Центральная панель. 167,6 х 73 см. Боковые панели 109,8 х 57,1 см. Верхний регистр 55,2 х 57,1 см.
Национальная галерея, Лондон.
Эти пять картин - «Мадонна с младенцем», «Святой Пётр», «Святой Филипп», «Святой Иоанн Богослов» и «Святой Иоанн Креститель» (1505) - когда-то были частью большого полиптиха, созданного для главного алтаря молельни Сан-Пьетро-ин-Винколи в Фаэнце. Изначально он был увенчан горизонтальной панелью, которая сейчас утеряна и на которой изображён мёртвый Христос, поддерживаемый ангелами. Лоренцо Коста подписал и датировал центральную панель на латыни, сделав её похожей на надпись в верхней части дверной рамы: LAURENTIUS COSTA F[ECIT] 1505.
Лоренцо Коста (1460-1535). Дева с Младенцем на троне с Ангелами. 1505 г.
Дерево, перенес. на масло, масло. 167,6 х 73 см. Национальная галерея, Лондон.
Эта картина была частью верхнего яруса большого многостворчатого алтаря, созданного для молельни Сан-Пьетро-ин-Винколи в Фаэнце, другие части которого также находятся в коллекции Национальной галереи. В центре алтаря изображена Дева Мария с Младенцем на троне; изначально святой Иоанн смотрел на Младенца Христа и указывал на него. С другой стороны, от «Девы Марии с Младенцем» изображена картина с изображением святого Иоанна Богослова.
Лоренцо Коста (1460-1535). Святой Иоанн Креститель. 1505 г. Дерево, перенес. на масло, масло. 55,2 х 57,1 см.
Национальная галерея, Лондон.
Лоренцо Коста (1460-1535). Святой Иоанн Евангелист. 1505 г. Дерево, перенес. на масло, масло. 55,2 х 57,1 см.
Национальная галерея, Лондон.
Лоренцо Коста (1460-1535). 1. Святой Петр. 2. Святой Филипп. Оба - 1505 г. Дерево, перенес. на масло, масло.
109,8 х 57,1 см. Национальная галерея, Лондон.
Лоренцо Коста (1460-1535). Благовещение (Читающая Дева Мария). 1505 г. Дерево, масло. 60,5 х 62 см.
Дрезденская картинная галерея.
Лоренцо Коста (1460-1535). Христос перед Пилатом. 1490-1500 г. Картон, масло. 24 x 50 см.
Палаццо Дукале, Мантуя.
Между 1502 и 1505 годами деятельность Косты была очень интенсивной: к этому периоду относятся утраченное «Обрезание», ранее находившееся в Музее кайзера Фридриха в Берлине, и «Святой Петроний на престоле среди святых». Франциск и Доминик из Пинакотеки Болоньи, «Пьета» из Государственных музеев в Восточном Берлине, «Обручение Девы Марии» из Пинакотеки Болоньи и, наконец, полиптих, хранящийся в Национальной галерее в Лондоне, с изображением Девы Марии на троне между ангелами и святыми, все подписаны и датированы. На прекрасной миниатюре, датируемой 1505 годом, внутри начальной буквы «P» изображен Иоанн Креститель; это лист «Lezionale» главных праздников церкви Сан-Петронио, ныне хранящийся в университетской библиотеке Болоньи.
Лоренцо Коста (1460-1535). Аллегория двора Изабель д'Эсте. 1505-1506 гг. Холст, темпера, масло.
164,5 х 197,5 см. Лувр, Париж.
Заказанная Косте в 1504 году Изабеллой д'Эсте, маркизой Мантуанской (1474-1539) для украшения четырьмя другими картинами для её первой студии в замке Кастелло ди Сан Джорджо в Палаццо Дукале в Мантуе. Написана в Болонье в 1505-1506 годах. Ныне хранится в парижском Лувре.
Лоренцо Коста (1460-1535). Поклонение Младенцу. 1505 г. Дерево, масло. 67 х 95 см.
Галерея Матиссена, Лондон.
Лоренцо Коста (1460-1535). Венчание Девы Марии со Святыми Иоакимом,
Анной и францисканским монахом. 1505 г. Дерево, масло. 187 х 135 см.
Национальная пинакотека, Болонья.
Лоренцо Коста (1460-1535). Святая Екатерина Александрийская, Святой Антоний
Падуанский и Святая Урсула. 1500-1535 гг. Дерево, масло. 218 х 175 см.
Сберегательный банк Карпи, провинция Модена.
Лоренцо Коста (1460-1535). Представление Иисуса в храме. 1502 г. Гравюра. 16,1 x 13,6 см.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Между концом 1505 и началом 1506 года Коста принимал участие вместе с Франча, Бартоломео Баньякавалло и Амико Аспертини в украшении оратория Санта-Цецилия в Болонье, выполнив фреской две противостоящие панели с изображением милостыни Святого: «Цецилия» слева и «Обращение Валериана» справа, датированные 1506 годом, документируют прерывание работ после изгнания семьи Бентивольо армиями Юлия II.
Лоренцо Коста (1460-1535). Легенда о святых Цецилии и Валериане», сцена 2. Фреска. 1504-1506 гг.
Капелла Санта-Цецилия, церковь Сан-Джакомо Маджоре, Болонья.
Лоренцо Коста (1460-1535). Легенда о святых Цецилии и Валериане», сцена 2. Фрагмент фрески.
1504-1506 гг. Капелла Санта-Цецилия, церковь Сан-Джакомо Маджоре, Болонья.
Лоренцо Коста (1460-1535). Два этюда триумфальной колесницы, сопровождаемой процессией всадников
на фоне пейзажа. 1503-1515 гг. Бумага верже с водяными знаками, коричневые чернила, перо. 16,3 х 26 см.
Лувр, Париж.
Художник Коста некоторое время общался с двором Мантуи по поводу картины, которая сейчас находится в Лувре. Эта картина, «Аллегория поэзии», была заказана маркизой Изабеллой д'Эсте. Переписка между Изабеллой и другим человеком по имени Антон Галеаццо Бентивольо показывает, что работа над картиной длилась почти два года.
В ноябре 1504 года и до января 1506 года Коста работал над картиной. В ноябре 1506 года маркиза Изабелла была рада видеть Косту, когда он приехал в Мантую. Его пребывание в Мантуе привело к тому, что он решил окончательно переехать туда.
24 декабря 1506 года Коста получил оплату за свою последнюю работу в Болонье перед переездом. Это была алтарная картина для церкви Сан-Мартино Маджоре, которую заказал Ипполито де Грасси. Картина изображала «Успение Богородицы».
Лоренцо Коста (1460-1535). Алтарь «Успение Богородицы». 1506 г. Дерево, масло.
280 х 200 см. Базилика Сан-Мартино, Болонья.
Лоренцо Коста (1460-1535). Успение Богородицы. Фрагмент (1). 1506 г.
Дерево, масло. 280 х 200 см. Базилика Сан-Мартино, Болонья.
Лоренцо Коста (1460-1535). Мария с Младенцем и Святыми Розалиндой и Иоанном Евангелистом.
1506 г. Дерево, масло, темпера. 78,5 x 62 см. CREDEM Банк, Италия.
Лоренцо Коста (1460-1535), Людовико Маццолино (1480-1528). Святое семейство.
1506 г. Дерево, масло. 80,7 x 57,2 см. Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2021 г.
Лот продан за $118.750 дол.
Лоренцо Коста (1460-1535). Святая Вероника с вуалью. 1508 г.
Холст на дереве, масло. 65 х 54 см. Лувр, Париж.
Лоренцо Коста (1460-1535). Святой Иоанн Креститель со Святым Агнцем.
1506-1508 гг. Рисунок. Пинакотека Брера, Милан.
Андреа Мантенья (1431-1506). Парнас. 1497 г. Холст, темпера и золото. 159 х 192 см. Лувр, Париж.
В трудах местных историков и летописцев XIX века картина, которую они называли «Перуджино», олицетворяла стиль, достигший к тому времени совершенства в изображении изысканных украшений двора, которые были особенно популярны в те времена. Превратив их в роскошные придворные аббревиатуры, Коста в Мантуе создал альтернативу «Парнасу» Мантеньи.
В апреле 1507 года, согласно сообщениям Франческо Гонзага, суперинтенданта фабрик Бернардино Гизольфо, Коста работал вместе с Бонсиньори над украшением дворца Сан-Себастьяно, который был разрушен в 1630 году ландскнехтами. Также известно, что Коста работал там в 1512 году.
Однако Коста также активно занимался созданием портретов, представляя свои стилистические находки в качестве живописного аналога изучению сентиментальной феноменологии, к полному удовлетворению эрудированной маркизы Изабеллы Д’Эсте.
Лоренцо Коста (1460-1535). Царство бога Комуса. 1506-1511 гг. Холст, темпера. 152 х 238 см.
Лувр, Париж.
На картине на Триумфальной арке присутствует трехкратная надпись: «Comes». Несомненно, Комус, начатый Мантеньей для Изабеллы д'Эсте, маркизы Мантуанской (1474-1539) незадолго до своей смерти в 1506 году. Маркиза украсила четырьмя другими картинами свою первую студию в Кастелло-ди-Сан-Джорджо в Палаццо Дукале в Мантуе. Предположительно завершено Костой в 1511 году. Ныне картна находится в парижском Лувре.
Лоренцо Коста (1460-1535). Царство бога Комуса. Фрагмент (1). 1506-1511 гг.
Холст, темпера. Лувр, Париж.
Лоренцо Коста (1460-1535). Царство бога Комуса. Фрагмент (2). Музыканты.
1506-1511 гг. Холст, темпера. Лувр, Париж.
Лоренцо Коста (1460-1535). Царство бога Комуса. Фрагмент (3). 1506-1511 гг. Холст, темпера.
Лувр, Париж.
Лоренцо Коста (1460-1535). Царство бога Комуса. Фрагмент (4). 1506-1511 гг. Холст, темпера.
Лувр, Париж.
Лоренцо Коста (1460-1535). Царство бога Комуса. Фрагмент (5). 1506-1511 гг. Холст, темпера.
Лувр, Париж.
Лоренцо Коста (1460-1535). История Моисея (Сбор манны израильтянами). 1508 г.
Лён, клеевая краска. 119,3 x 78,7 см. Национальная галерея, Лондон.
Лоренцо Коста (1460-1535). История Моисея (Танец Мириам). 1508 г.
Лён, клеевая краска. 119,3 x 78,7 см. Национальная галерея, Лондон.
Лоренцо Коста (1460-1535). Фиваида: Монахи и отшельники в пейзаже. 1505 г.
Бумага, коричневые чернила, перо. 20,3 х 20,6 см. Частное собрание.
В 1508 году Коста создал портрет Изабеллы д’Эсте, который до сих пор можно узнать в картине «Дама с собачкой» из королевского музея в Хэмптон-Корте, в Лондоне. Отсутствие реализма в этом произведении искусства позволяет формально превратить его во внутренний портрет, что соответствует интерпретации картины как аллегории верности.
В тот же период был написан портрет Элеоноры, дочери сеньоров Мантуи. Этот портрет был идентифицирован по-разному.
Весь двухлетний период 1508–1510 годов представляет особый интерес для изучения портретной живописи Косты. В это время было создано множество портретов дам с атрибутами святых. Некоторые из таких портретов, которые были опубликованы Арканджели в 1954 году, находятся в частных собраниях в Лондоне и Риме.
Лоренцо Коста (1460-1535). Дама с комнатной собачкой (Дама с собачкой). 1508 г.
Дерево (тополь). масло. 45,4 х 35 см. Королевская коллекция, Лондон.
Лоренцо Коста (1460-1535). Женский портрет. 1505-1506 гг.
Дерево, перенес. на холст, масло. 57 x 44 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Лоренцо Коста (1460-1535). Поклонение волхвов. 1510 г. Дерево, масло. 66 х 75 см.
Музей Лихтенштейн, Вена.
Лоренцо Коста (1460-1535). Обрезание Иисуса. 1510-1525 гг. Дерево, масло. 67,2 х 54 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 1990 г. Частное собрание.
Лоренцо Коста (1460-1535). 1. Святой Петр. 1510 г. Дерево, темпера. 34,3 x 26,3 см. Фонд Сэмюэля Г. Кресса,
Нью-Йорк. Депозит - Художественный музей Брукса, Мемфис. 2. Святой Иероним. Национальная библиотека Франции, Париж.
Лоренцо Коста (1460-1535). Святая Екатерина в пейзаже. Дерево, масло. 20 х 15,5 см.
Частное собрание.
Лоренцо Коста (1460-1535), in stile. Портрет старика. Частное собрание.
Лоренцо Коста (1460-1535). Голова бородатого мужчины. 1504 г. Бумага, черная тушь, акварель.
10,7 х 11 см. Библиотеки и музей Моргана, Нью-Йорк.
Многие картины, созданные художником Костой, были заказаны знатными людьми в качестве подарков для своих друзей или для того, чтобы привлечь внимание в трудные политические времена. Например, одна из картин, изображающая Святую Веронику, была потеряна и позже найдена в виде копии XVII века. Также художник создал картины для королевы Франции. Одна из них изображает «Святое семейство» (1510) и находится в Музее искусств в Толедо, штат Огайо, а другая – «Венера» (1518) - в Будапештском музее изобразительных искусств.
В 1497 году Изабелла ДЭсте начала собирать свою коллекцию произведений искусства для так называемой Студиоло д’Эсте или Кабинета Изабеллы д’Эсте в в Castello di San Giorgio в Мантуе. Первыми маркиза заказала несколько картин: «Парнас» (1497) и «Триумф добродетели» (1502) у Андреа Мантеньи. Последняя заказанная картина для Студиоло, изображающая «Царство бога Комуса», осталась незавершенной из-за смерти художника. После смерти Мантеньи в 1506 году должность придворного живописца получил Лоренцо Коста, закончивший оформление Студиоло двумя картинами, которые сейчас находятся в Лувре.
Лоренцо Коста (1460-1535), follower. Брак Девы Марии. Холст, масло. 62,2 х 102,6 см.
Детройтский институт искусств, США.
Лоренцо Коста (1460-1535), follower. Пять сюжетов из Священного Писания. Благовещение (полулюнеты слева
и справа) и Рождество (центральный люнет) в одной раме, 1480 г. Холст, масло. Фонд Уэстон-Парк, Шифнал, Англия.
Лоренцо Коста (1460-1535), follower. Пять сюжетов из Священного Писания. Стигматизация святых
Франциска и Иеронима. 1480 г. Холст, масло. Фонд Уэстон-Парк, Шифнал, Англия.
Лоренцо Коста (1460-1535). Богоматерь с Младенцем, держащим щегла.
Дерево, масло. 39 х 30,5 см. Частное собрание.
Лоренцо Коста (1460-1535). Богородица с Благовещением.
Дерево (тополь), масло, золотой фон. 41,8 x 28,7 см. Частное собрание.
Лоренцо Коста (1460-1535), circle. Портрет молодой женщины.
Дерево, масло. 44,5 х 31 см. Частное собрание.
Из уважения к художнику по имени Лоренцо Коста, о чем упоминается в письме Изабеллы д'Эсте к Лукреции Бентивольо от 11 сентября 1511 года, последняя картина для ее коллекции была заказана ему в начале того же года. Это подтверждается письмом. Термин post quem (самая ранняя дата, до которой можно точно датировать событие) - 6 февраля. С этого времени в коллекции уже было «Обрезание Иисуса», которое сначала находилось в Риме, а затем в колледже. В английском каталоге римской коллекции, составленном Крэнстоуном, есть упоминание о подписи художника Косты вдоль сгиба льняной ткани.
Среди последних известных работ Лоренцо Косты – «Святой Антоний Падуанский среди Святых Урсулы и Екатерины» (Нью-Йорк, Метрополитен-музей) и «Богоматерь на престоле со святыми», датированная 1525 годом (Мантуя, церковь Санта-Андреа).
Лоренцо Коста (1460-1535), атрибуция. Диптих. Благовещение. Рождество Христова. 1500-1524 гг.
Дерево, масло. 15 x 15,5 см.; 16 x 16,5 см. Национальная галерея античного искусства, Рим.
Наверху диптиха надпись по латыни: «AVE MARIA GRATIA PLENA» (Радуйся, Мария, полная благодати)
Лоренцо Коста (1460-1535), сircle. Оплакивание Христа. 1500-1533 гг. Холст, масло. 42 x 68 см.
Частное собрание.
Лоренцо Коста (1460-1535). Оплакивание Христа. 1490-1500 гг. Бумага, коричневые чернила, перо.
10,1 х 10,2 см. Кунстхалле, Гамбург.
Лоренцо Коста (1460-1535). Ecce Homo. Дерево, масло. 57 x 45 см.
Аукционный дом Dorotheum, Вена, 2021 г. Эстимейт EUR 5.000-7.000 евро.
Лоренцо Коста (1460-1535). Христос у колонны. Дерево, масло. 52,3 х 36,5 см.
Галерея Боргезе, Рим.
Лоренцо Коста (1460-1535). 1. Святой Себастьян (manner). Холст, масло. 108 x 41,7 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2015 г. Лот продан за GBP 875 фунтов. 2. Святой Себастьян
(Кубистический портрет-Л.В.). 1500-е гг. Серо-коричневая бумага, коричневые чернила, перо.
17,5 х 7,2 см. Лувр, Париж.
Лоренцо Коста (1460-1535), in stile. Мадонна с Младенцем с вишнями.
Дерево, масло. Частное собрание.
Лоренцо Коста (1460-1535). Мадонна с Младенцем и ангелами.
Картон, масло. 58 х 48,8 см. Частное собрание.
Лоренцо Коста (1460-1535), manner. Salvator Mundi. Дерево, масло. 42 x 33,5 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 1999 г. Лот продан за GBP 2.415 фунтов.
Лоренцо Коста (1460-1535), атрибуция. Портрет кардинала в его кабинете, возможно, Габриэле де Габриэлли
(1445–1511). 1505-1511 гг. Дерево (тополь), масло, темпера. 81,9 х 76,2 см. Институт искусства Миннеаполиса, США. Фонд Джона Р. Ван Дерлипа и Фонд Уильяма Худа Данвуди.
На этом портрете изображен неизвестный натурщик, одетый в малиновую сутану и шапку кардинала, изображён как учёный-гуманист. В открытом окне видна фигура святого Иеронима, учёного-библеиста IV века, которого в средневековом искусстве часто изображали коленопреклонённым отшельником. Его можно узнать по широкополой кардинальской шляпе и льву, который был его легендарным спутником. Однако в эпоху Возрождения святого Иеронима часто изображали как образованного человека, сидящего в своём кабинете, — именно таким его хотел заказчик портрета.
Вопрос о личности художника и модели долгое время оставался спорным. Наиболее убедительные доказательства указывают на то, что Лоренцо Коста написал портрет высокопоставленного прелата, возможно, кардинала Биббиены, будучи придворным художником в Мантуе, утончённом центре гуманистической культуры.
Лоренцо Коста (1460-1535), follower. Отдых на пути в Египет. 1540 г. Дерево, темпера. 42 x 48 см.
Аукцион Sotheby’s, Париж, 2015 г. Эстимейт EUR 20.000 – 30.000 евро.
Лоренцо Коста (1460-1535). Триумф Федериго II Гонзаги. 1522 гг. Холст, масло. 267 х 639 см. (!)
Национальная галерея, Прага.
Лоренцо Коста (1460-1535). Группа всадников и стоящих мужчин.
Бумага, перо, тушь и акварель. 14 х 10 см.
Музей Бонна, Байонна, Франция.
Лоренцо Коста (1460-1535), мастерская. Три фигуры с головой Иоанна Крестителя (?).
Дерево, масло. 61,2 x 42,5 см. Частное собрание.
Лоренцо Коста (1460-1535). Святая Маргарита в молитве. XVI в.
Дерево, масло. 45,5 х 37 см. Музей Мальро, Гавр, Франция.
Лоренцо Коста (1460-1535). Святая Мария Магдалина. Дерево, масло. 37,8 х 28,5 см.
Аукцион Sotheby’s, Милан, 2007 г. Эстимейт EUR 50.000 – 70.000 евро.
Лоренцо Коста (1460-1535). 1. Венера. 1505-1510 гг. Дерево, масло. 130x70 см. Частное собрание, Милан.
2. Венера. 1518 г. Дерево, масло. 174 х 76 см. Музей изобразительных искусств, Будапешт.
Из-за отсутствия каких-либо письменных документов можно лишь предполагать, что Коста жил во Флоренции, и эту гипотезу вполне можно подтвердить этой картиной. Похожие изображения богини красоты и любви можно найти в работах Боттичелли и его круга, также как и неоплатоническая философия, в центре внимания которой были концепции, воплощённые Венерой, имела самых ярых последователей и в городе Медичи. Недавно итальянский учёный отождествил картину из Будапешта с Венерой, написанной Костой, которую Франческо Гонзага, маркиз Мантуанский, отправил в поарок Франциску I, королю Франции, в 1518 году.
Лоренцо Коста (1460-1535). Венера. Фрагмент. 1518 г. Дерево, масло.
Музей изобразительных искусств, Будапешт.
Лоренцо Коста (1460-1535). Клеопатра. 1515-1520 гг. Дерево, масло.
54,5 x 41,8 см. Галерея Эстенсе, Модена.
Лоренцо Коста (1460-1535). Мадонна с Младенцем на троне среди Святых Себастьяна,
Сильвестра, Павла, Августина, Елизаветы, Иоанна и Роха. 1525 г. Холст, масло.
Базилика Сант-Анлреа, Мантуя, Одна из последних работ художника.
Портрет Лоренцо Коста в «Жизнеописаниях» Джорджо Вазари, издание 1913 г.
Лоренцо Коста умер 5 марта 1535 года в Мантуе в возрасте 75 лет «...в связи с болезнью Уникорно... от фиброза
и катара». Похоронен в церкви Сан Сильвестро там же.
Сыновья Косты, Ипполито и Джироламо, тоже были художниками, как и сын Джироламо, Лоренцо-младший.
• Среди современников, работавших вместе с Костой или под его руководством, были Козимо Тура, Доссо Досси, Людовико Маццолино, Лоренцо Леонбруно и Никколо Пизано.
ИСТОЧНИКИ
Джорджо Вазари «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Том II.
Пер. А.И. Венедиктова и А.Г. Габричевского под ред. А.Г. Габричевского. Москва, Издательство «Искусство», 1963 г. – Стр. 419-426, илл. 132, 133.
Мировое искусство. Мастера итальянского Возрождения. Около 1000
произведений живописи. Сост., общая ред. И.Г. Мосин. Санкт-Петербург,
Издательство ООО СЗКЭО «Кристалл», Москва «Оникс», 2006 г. – Стр. 107.