ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ЛОРЕНЦО КОСТА / LORENZO COSTA (1460-1535). ФЕРРАРСКАЯ ШКОЛА, ЧАСТЬ I05-03-2025 18:00к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Лоренцо Коста (1460-1535) родился в Ферраре в семье художников и был одним из ведущих представителей Феррарской школы. Он учился у Эрколе де Роберти. В 1483 году Коста переехал в Болонью, где стал любимым художником правителя города Джованни II Бентивольо и оставался там до 1506 года. Через год он переехал в Мантую и стал придворным художником Гонзага, сменив Андреа Мантенью. Большинство работ Косты были идентифицированы в XХ веке Роберто Лонги (1934). В стиле Косты прослеживается влияние Эрколе де Роберти и Козимо Туры, а также Франческо Франчиа, которого он хорошо знал и с которым сотрудничал в различных проектах. В 1490 году Коста отправился в Тоскану и Умбрию и с тех пор больше интересовался формальными аспектами своей работы, в которой теперь стало заметно влияние Перуджино и Филиппино Липпи.
Замок Эсте в Ферраре, Италия. Архитектор Бартолино да Новара. Построен в 1385 году.
Под фамилией Коста известно несколько художников, работавших в Ферраре, Болонье и Мантуе. Андреа Коста (?) — живописец раннего итальянского Возрождения родом из Виченцы по прозванию Андреа да Виченца, в 1424-1457 годах он работал в Ферраре.
Лоренцо Коста ди Оттавио Старший (итал. Lorenzo Costa) родился в 1460 году в Ферраре в семье художника по оборудованию церемоний Джованни Баттиста и Уны Бартоломеи. Он был отцом художников Ипполито Коста (1506-1561) и Джироламо Коста, и дедом Лоренцо Коста Младшего (1537-1583), сына Джироламо по прозванию «Мантуанец» (Mantovano). Были и другие феррарские и мантуанские художники под той же фамилией.
Лоренцо Коста (1460-1535). Святой Иоанн Богослов. 1480-1481 гг.
Академия Каррара, Бергамо. Из коллекции Джованни Морелли.
Лоренцо Коста (1460-1535). Святой Иоанн Богослов. Фрагмент. 1480-1481 гг. Академия Каррара, Бергамо.
Из коллекции Джованни Морелли.
Согласно «Жизнеописаниям», составленным Джорджо Вазари, Лоренцо Коста Cтарший был учеником Козимо Туры в Ферраре, а его юношеские работы художника находились полностью под влиянием Франческо дель Косса и Эрколе де Роберти. Обученный в феррарской и болонской среде, Лоренцо Коста уехал жить во Флоренцию, где изучал творчество флорентийских художников: там он стал учеником Беноццо Гоццоли.
Лоренцо Коста (1460-1535). Распятие. 1480-1483 гг. Дерево, темпера. 42,2 x 28,8 см.
Музей Линденау, Альтенбург, Германия.
Коста из Феррары с самого начала был близок с Эрколе де Роберти (хотя невозможно установить, насколько часто они общались), и он, вероятно, был единственным художником своего поколения, способным сопоставить себя с вдохновением Роберти и переосмыслить его в соответствии со своими изначальными склонностями. Именно это и призвана продемонстрировать картина «Распятие» из музея Линденау. Это произведение, в котором проявляются все характерные черты феррарской живописи, и поэтому его следует датировать периодом до 1483 года, когда Лоренцо Коста переехал в Болонью и его язык претерпел изменения.
Влияние Козимо Туры проявляется в «Святом Себастьяне» из Дрезденской картинной галереи, подписанном еврейским шрифтом
Лоренцо Коста (1460-1535). Святой Себастьян. 1480-1485 гг. Дерево (тополь), темпера. 171 x 58,8 см. Дрезденская картинная галерея.
Коста также показывает, что он обладает выраженным повествованием в ярких историях об аргонавтах, первоначально предназначенные для ларца с Аргонавтикой, четыре из которых собрались в первый раз по случаю выставки в Ферраре в 2023 г. Они разбросаны между музеями Падуи, Музеем декоративного искусства в Париже, Тиссена-Борнемисы в Мадриде и фонда Ручеллаи из Флоренции, которые также демонстрируют определенное знакомство с феррарскими мастерскими миниатюры.
Лоренцо Коста (1460-1535). Корабль аргонавтов. 1483 г. Дерево (дуб), темпера. 46 х 53 см.
Городской музей Падуи.
Лоренцо Коста (1460-1535). Корабль аргонавтов. Фрагмент. 1483 г.
Дерево (дуб), темпера. Городской музей Падуи.
Лоренцо Коста (1460-1535). Бегство аргонавтов из Колхиды. 1483 г.
Дерево, темпера, масло. 35 x 26,5 см. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.
Лоренцо Коста (1460-1535). Аргонавты при дворе царя Ээта с Ясоном и Медеей. 1483 г.
Дерево, темпера, масло. Музей декоративного искусства, Париж.
Лоренцо Коста (1460-1535). Битва между Ясоном и воинами, вырастающими из зубов дракона.
1483 г. Дерево, темпера, масло. Художественная коллекция фонда CR, Флоренция.
В 1483 году Эрколе Роберти переехал в Болонью по приглашению Бартоломео Гарганелли для завершения строительства капеллы в соборе Святого Петра. В документах с 1483 года Коста упоминается как член команды Эрколе, возможно, привезенный им. В 1485 году он был объявлен «живописцем» и женился на Людовике Кривелли. Летописец Жирардаччи упоминает его участие в украшении дворца Джованни II Бентивольо в 1483 году. Баруффальди и Оретти также упоминают его работы в этом комплексе, разрушенном в 1507 году.
Лоренцо Коста (1460-1535). Святой Юлиан, святой Николай Толентинский. 1480-е гг.
Дерево, темпера. 37,8 x 14 см. Фонд Сэмюэля Г. Кресса, Нью-Йорк.
Лоренцо Коста (1460-1535). Святой Рох, Святая Лючия. 1480-е гг.
Дерево, темпера. 37,8 x 14 см. Фонд Сэмюэля Г. Кресса, Нью-Йорк.
Лоренцо Коста (1460-1535). Святой Себастьян, святая Екатерина Александрийская.
1480-е гг. Дерево, темпера. 37,8 x 14 см. Фонд Сэмюэля Г. Кресса, Нью-Йорк.
Лоренцо Коста (1460-1535). Святые Викентий и Христофор. 1480-е гг.
Дерево, темпера. 37,8 x 14 см. Фонд Сэмюэля Г. Кресса, Нью-Йорк.
Лоренцо Коста (1460-1535), атрибуция. Святой Иероним в пустыне. 1481 г. Дерево, масло. 33,3 x 43,2 см.
Частное собрание.
Лоренцо Коста (1460-1535). Святой Иероним в пустыне. Дерево, масло. 59,1 х 45,7 см.
Частное собрание.
Лоренцо Коста (1460-1535). Святой Иероним. 1484 г. Дерево, масло, позолота.
Базилика Сан-Петронио, Болонья.
На алтаре Часовни Святого Иеронима выделяется позолоченный деревянный алтарный образ второй половины XV века. Панель, изображающая Святого Иеронима в кресле (1484), окруженного почти метафизической архитектурой, является подлинной работой Лоренцо Косты.
Лоренцо Коста (1460-1535). Введение Христа во храм. 1485 г.
Дерево (тополь), масло. Берлинская картинная галерея.
Лоренцо Коста (1460-1535). Двое мужчин у колонны (фрагмент). 1488 г. Дерево, темпера. 47 х 17 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Из усадьбы Астафьево под Моской. Атрибуция и датировка Федерико Дзери.
Фрагмент горизонтальной композиции со «Сценами из истории Сусанны», служившей стенкой кассона либо вставкой для мебели. Другие фрагменты находятся в Галерее Уолтерса в Балтиморе и в Музее Крайслера в Норфолке.
Лоренцо Коста (1460-1535). История Сусанны. Старцы в образе судей. 1488-1490 гг.
Дерево, темпера. 44,1 x 43,8 x 2,5 см. Художественный музей Уолтерса, Балтимор.
Вот что музей пишет про эти панели: «Первоначально за ним последовала панель старейшин, шпионящих за Сусанной (вероятный фрагмент которой сейчас находится в Пушкинском музее в Москве), за которой, в свою очередь, последовала панель, изображающая арест Сусанны (ныне утерянная или неопознанная). Есть еще две сохранившиеся панели из этой серии. Один из допросов Даниэля перед судьями с дилером в Болонье; считается, что последующая смерть судей от побивания камнями находится в частной коллекции».
Лоренцо Коста (1460-1535). История Сусанны. Побивание старцев камнями. 1480-е гг.
Salamon Gallery, Милан.
К 1485 году у Косты уже была собственная студия в Болонье, где он познакомился с придворными Джованни II Бентивольо, просвещенного сеньора и покровителя важных художественных заказов. В Болонье художник постепенно отходит от «заумных» моделей феррарских мастеров, придерживаясь раннего классицизма Франческо Франчиа, что привело его в 1490-х годах к созданию произведений, отличающихся исключительной формальной чистотой.
Лоренцо Коста (1460-1535). Христос в милосердии и ангелы. 1480-1510 гг. Дерево, масло. 56 х 72,5 см.
Аукцион Semenzato, Милан, 1990 г.
Лоренцо Коста (1460-1535). Распятие Христа. 1480-1499 гг. Дерево, масло. 31 х 20 см.
Вилла I Татти, Центр исследований итальянского Возрождения Гарвардского университета.
Лоренцо Коста (1460-1535). Мадонна с Младенцем и Святой Франциск. 1480-1499 гг.
Дерево, масло. 45,5 х 37,5 см. Из доминиканской церкви Сан-Джакомо Апостоло-Деи.
Городская пинакотека Форли, Италия.
В эти годы Коста создал алтарный образ для болонской церкви Санта-Мария-делле-Рондини в стиле Роберти. Позднее он находился в Музее кайзера Фридриха в Берлине и был уничтожен во время Второй мировой войны. Пилястры алтаря с маленькими святыми хранятся в музее Атланты в Джорджии. «Святой Иероним» для часовни Кастелли в Сан-Петронио (1484–1485) также был создан Костой.
Лоренцо Коста (1460-1535). Свадьба святой Екатерины Сиенской. 1481-1500 гг.
Дерево, темпера, масло. 144,8 х 145,4 см. Национальная галерея, Лондон.
Это главная панель алтарного образа из доминиканской церкви в Фабриано, в итальянском регионе Марке. Дева Мария сидит на мраморном троне среди святых. Её взгляд на Младенца Христа полон любви, а длинные пальцы нежно обнимают его. Они окружены святыми, имена которых указаны на их нимбах. Под ногами Девы на мраморной ступени подпись художника Лоренцо. Картина отличается высоким качеством, чётким стилем, детальное изображение лиц и богатых нарядов, что напоминает работы Карло Кривелли. Даже такие детали, как яблоко и огурец на мраморной ступеньке, взяты у Кривелли.
Лоренцо Коста (1460-1535). Концерт. 1488-1490 гг. Дерево, масло. 95,3 х 75,6 см.
Национальная галерея, Лондон.
Картина Коста, популярная в Венеции XVI века, изображает группу музыкантов, исполняющих песню. Молодая женщина отбивает ритм пальцами по столу и плечу своего спутника, его глаза опущены, он читает ноты и напряженно пытается удержать мелодию на мандолине. Молодой человек справа, тоже напрягается, чтобы удержать ноту, и тоже отбивает ритм на выступе. Это произведение, вероятно, было создано для богатого покровителя, увлекавшегося «пением по книге» - модным явлением того времени, наподобие современного караоке.
Лоренцо Коста (1460-1535). Лютнист. 1500-1535 гг. Дерево, масло. 63,8 х 54,5 см.
Аукцион антиквариата, Болонья, 1991 г.
Лоренцо Коста (1460-1535). Портрет дамы. 1510 г. Дерево, темпера. 43,6 х 32 см.
Вустерский музей искусств, штат Массачусетс, США.
Церковь Сан Джакомо-Маджоре, Болонья.
Лоренцо Коста (1460-1535). Портрет Джованни II Бентивольо. 1490-1492 гг.
Дерево, темпера. 55 х 47 см. Галерея Уффици, Флоренция.
Лоренцо Коста (1460-1535). Семья Бентимволио. 1493 г. Холст, смешанная техника.
105 х 82 см. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид. Депозит в Национальном музее искусства
Каталонии, Барселона.
Лоренцо Коста (1460-1535). Святое собеседование. Алтарь Бентивольо. Мадонна с Младенцем на троне, Джованни II Бентивольо и члены его семьи. 1488 г. Холст, масло. Церковь Сан-Джакомо Маджоре, часовня Бентивольо, Болонья.
Заказ на картину от правителя Болоньи Бентивольо поступил художнику в августе 1488 года. Этот образ посвящен Мадонне с Младенцем за спасение семьи в трудные времена от заговора семьи Мальвецци. Мадонна во славе окружена семьей, здесь Джованни Бентивольо, его жена Джиневра Сфорца и их 11 детей. У Иоанна и Женевы было 16 детей. Из них пятеро умерли в раннем возрасте. Семья Бентивольо у подножья престола Богородицы на фреске Лоренцо Коста:
1 Женева Бентивольо. 2 Иоанн II. 3 Камилла. 4 Элеонора. 5 Изольда. 6 Лаура. 7 Виоланте. 8 Франческа. 9 Бьянка. 10 Ганнибал. 11 Антонгалеаццо. 12 Александр. 13 Гермес.
Лоренцо Коста (1460-1535). Алтарь Бентивольо. Джованни II Бентивольо
и его дочери. Фрагмент (1). 1488 г. Холст, масло. Церковь Сан-Джакомо Маджоре,
часовня Бентивольо, Болонья.
Из одиннадцати детей Джованни II Бентивольо и Джиневры слева изображены семь дочерей: Камилла, Бьянка, Франческа, Виоланте, Лаура, Изольда, Элеонора. Среди тех, что изображены на фреске, известно, что Камилла и Изольда были монахинями в монастыре Корпус-Кристи. Франческа, вышла замуж за Галеотто Манфреди, в то время, когда была сделана фреска (август 1488 г.).
Лоренцо Коста (1460-1535). Алтарь Бентивольо. Джованни II Бентивольо и его дочери. Фрагмент (2).
1488 г. Холст, масло. Церковь Сан-Джакомо Маджоре, часовня Бентивольо, Болонья.
Лоренцо Коста (1460-1535). Четыре девушки из семьи Бентивольо. 1488 г.
Музей Жакмар-Андре, Париж.
А справа изображена четыре сына Бентивольо: Эрмес, Алессандро, Антон Галеаццо и Аннибале. Руки Джиневры сложены в молитвенном жесте, ее муж с лицом, полускрытым бородой, кажется наблюдает за работой художника, его взгляд неуловим. Красивые, стройные девушки – дочери в богатых, парадных платьях не улыбаются. Они серьезны и сосредоточены, как и братья напротив. Они, кажется, предчувствуют, что через двадцать лет исчезнет их семья, разрушат дворец и угаснет память о славном роде Бентивольо.
Лоренцо Коста (1460-1535). Алтарь Бентивольо. Джованни II Бентивольо и его сыновья.
1488 г. Холст, масло. Церковь Сан-Джакомо Маджоре, часовня Бентивольо, Болонья.
Что касается сыновей, то Гермес, который в 1488 году был еще ребенком, будет описан болонским летописцем как гневный и извращенный, даже «зверский», возможно, в связи с резней, которую он совершил в 1501 году в ущерб семье Марескотти. Антонгалеаццо, изображенный в платье прелата, имел титул апостольского протонотария. Он, как и вся семья Бентивольо, хотел бы получить шляпу кардинала, но папа отказал ему. Ганнибал, с рукой на бедре и в великолепной одежде, изображен гордым и уверенным в себе (напротив, его отец был всегда скромным и застенчивым человеком). Во время написания фрески, Ганнибал только что женился на Лукреции Д'Эсте. После смерти Иоанна II и изгнания его семьи, он вместе со своим братом Гермесом попытался вернуться в Болонью. Однако, не имея всякой надежды вернуть городское правительство в свои руки, он постоянно возвращался в Феррару.
Лоренцо Коста (1460-1535). Видение Апокалипсиса. Фреска. 1490 г. Церковь Сан-Джакомо Маджоре,
часовня Бентивольо, Болонья.
Апокалипсис - это название Библейской книги «Откровение Иоанна Богослова», в которой описываются
катаклизмы и чудеса, предшествующих Второму пришествию Иисуса Христа.
Лоренцо Коста (1460-1535). Видение Апокалипсиса. Фрагмент фрески. 1490 г.
Церковь Сан-Джакомо Маджоре, часовня Бентивольо, Болонья.
Лоренцо Коста (1460-1535). Люнет с изображением Богоматери на троне в окружении апостолов. Фреска.
Южная стена. 1490 г. Церковь Сан-Джакомо Маджоре, часовня Бентивольо, Болонья.
6 июня 1486 года Джованни II Бентивольо посвятил семейную часовню в церкви Сан-Джакомо-Маджоре в Болонье святому Иоанну Евангелисту. Вероятно, в том же году он заказал Косте написать четыре холста темперой для боковых стен. После 9 сентября 1487 года Джованни II «украсил свою часовню», включая картину с изображением его предшественников, позднее уничтоженную. Это событие помогло зафиксировать двухлетний интервал между посвящением и первой картиной, подписанной и датированной Костой августом 1488 года и изображающей Деву Марию в присутствии семьи Бентивольо.
Таким образом, первой задокументированной работой Косты является «Семья Бентивольо» в церкви Сан-Джакомо-Маджоре в Болонье, на которой члены семьи преклоняют колени перед Девой Марией. Коста также писал картины для Бентивольо в их семейной часовне в этой церкви, в частности «Триумф Славы» и «Триумф Смерти» по мотивам поэмы Петрарки.
Лоренцо Коста (1460-1535). Триумфы Славы и Смерти. Члены семьи покровителя включены в сцены.
1490 г. Холст, темпера. Церковь Сан-Джакомо Маджоре, часовня Бентивольо, Болонья.
Обе картины иллюстрируют идею Иоанна II о гражданском управлении властью, основанном на религиозных обязательствах, с цитатами из «Божественной комедии» Данте: врата ада с предписанием и двумя поэтами, город Дите, лодка Харона справа в «Триумфе славы»; пляж и врата чистилища, охраняемые ангелом слева в «Триумфе смерти».
Лоренцо Коста (1460-1535). Триумф Славы. 1490 г. Холст, темпера.
Церковь Сан-Джакомо Маджоре, часовня Бентивольо, Болонья.
Лоренцо Коста (1460-1535). Триумф Славы. Фрагмент. 1490 г. Холст, темпера.
Церковь Сан-Джакомо Маджоре, часовня Бентивольо, Болонья.
Лоренцо Коста (1460-1535). Триумф Смерти. 1480 г. Холст, темпера.
Церковь Сан-Джакомо Маджоре, часовня Бентивольо, Болонья.
Лоренцо Коста (1460-1535). Портрет мужчины в профиль. 1490 г.
Дерево, масло. 40 х 28 см. Частное собрание.
Лоренцо Коста (1460-1535). Портрет молодого человека в красном с золотом плаще
и красном берете. 1490г. Дерево, перенес. на картон, масло. 47,9 х 33 см.
Бруклинский музей, Нью-Йорк.
Лоренцо Коста (1460-1535). Портрет молодого человека. 1490 г.
Дерево (тополь), масло. 39,6 x 31,2 см. Берлинская картинная галерея.
Лоренцо Коста (1460-1535). Мадонна с Младенцем. 1490 г. Дерево, масло. 46,3 x 34,3 см.
Художественный музей Филадельфии, США.
Лоренцо Коста (1460-1535). Портрет дамы с жемчужным ожерельем. 1485-1495 гг.
Дерево, масло. 44,1 х 33,9 см. Музей изящных искусств Бостона, США.
Лоренцо Коста (1460-1535). Портрет дамы. Около 1490-1505 г. Дерево, перенес. на холст,
масло. 44,8 х 34,6 см. Музей искусств Карриера, Манчестер, штат Нью-Гэмпшир, США.
Личность модели неизвестна, но по ее внешности и тому факту, что ее написал известный художник Лоренцо Коста, становится ясно, что она - дама высокого положения. Когда-то ее считали Элеонорой Гонзага (1493–1550), но вероятная дата картины 1490 год была бы слишком ранней. Ее мать, Изабелла д'Эсте (1474–1539), грозная покровительница искусств и влиятельная политическая фигура, также была идентифицирована как объект, хотя она, по-видимому, слишком стара для работы, созданной в 1505 году. Поскольку художник жил в Ферраре с 1499 по 1506 год, кажется правдоподобным, что модель была связана с правящей семьей Эсте или семьей Бентивольо из Болоньи.
Лоренцо Коста (1460-1535). Святое семейство (Рождество). 1490 г. Дерево, масло. 65 х 85 см.
Музей изобразительных искусств Лиона, Франция.
Эта работа небольшого размера, предназначалась для частного использования. Святой Иосиф и Дева Мария молятся Младенцу Иисусу в скромной Вифлеемской конюшне. Ребенок лежит на белом белье на плетеном ложе, предвосхищая Страсти Христовы. Задумчивое лицо Младенца и атмосфера благоговения подчеркивают это. Физиономии Марии и Иосифа, складки их одежды и яркие контрасты напоминают стиль феррарца Эрколе де Роберти, учеником которого был Лоренцо Коста. Пейзаж с морской гаванью в центре композиции отражает дух Кватроченто. Тонкий хроматизм и изысканность сочетаются с гармонией сбалансированной композиции.
Лоренцо Коста (1460-1535). Святое семейство (Рождество). Фрагмент. 1490 г.
Дерево, масло. Музей изобразительных искусств Лиона, Франция.
Лоренцо Коста (1460-1535). Святой Себастьян. 1490-1495 гг.
Дерево, темпера. 55 x 49 см. Галерея Уффици, Флоренция.
Лоренцо Коста (1460-1535). Святое семейство. 1490-1510 гг. Дерево, масло. 50 х 40 см.
Рейксмузеум, Амстердам.
Лоренцо Коста (1460-1535), studio. Мадонна с Младенцем в парче. 1490-1520 гг.
Дерево, темпера. 25,2 х 18,7 см. Художественная галерея и музей Рассела-Котса,
Борнмут, Англия.
Лоренцо Коста (1460-1535). Портрет молодой девушки. 1490-1500-е гг.
Дерево, масло. 40,5 х 30,5 см. Музей изящных искусств, Лилль, Франция.
Лоренцо Коста (1460-1535). Мадонна с Младенцем на троне со Святыми Яковом и Себастьяном. 1491 г.
Национальная пинакотека Болоньи. Из коллекции Паллакани
Лоренцо Коста (1460-1535). Поклонение Младенцу Христу с Николаем Толентинским.
1491-1493 гг. Дерево (хвойные породы), масло. 50 х 41,5 см. Частное собрание.
Картина Лоренцо Косты «Концерт» в Национальной галерее Лондона стилистически связана с «Мадонной Бентивольо». В 1489 году каноник Донато Вазелли заказал алтарную картину с изображением мученичества святого для капеллы Сан-Себастьяно. Эта работа, авторство которой приписывается Лоренцо Косте, считается старейшим произведением в капелле.
Лоренцо Коста (1460-1535). Мадонна с младенцем и Святыми Себастьяном, Иаковом,
Иеронимом и Георгием (Алтарь Росси). 1492 г. Дерево, темпера, масло. 252 x 177 см.
Базилика Сан-Петронио, часовня Святого Иакова, Болонья.
В Часовне Святого Иакова над алтарем сияет прекрасная панель Лоренцо Косты, датированная 1492 годом, на которой изображена Мадонна с Младенцем на троне и святыми Иаковом, Иеронимом, Себастьяном и Георгием.
Лоренцо Коста (1460-1535). Мадонна с младенцем и Святыми Себастьяном, Иаковом,
Иеронимом и Георгием (Алтарь Росси). Фрагмент. 1492 г. Дерево, темпера, масло. 252 x 177 см.
Базилика Сан-Петронио, часовня Святого Иакова, Болонья.
Лоренцо Коста (1460-1535). Богоматерь с Младенцем на троне. 1495 г. Дерево, масло. 149 х 170 см.
Национальная галерея Шотландии, Эдинбург.
Лоренцо Коста (1460-1535). Мадонна с Младенцем на троне. 1495 г.
Дерево, масло. 49,5 х 36,5 см. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.
Лоренцо Коста (1460-1535). Мадонна с Младенцем на троне. Фрагмент. 1495 г Дерево, масло.
Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.
Лоренцо Коста (1460-1535). Мадонна с младенцем на троне между святыми Петронием и Теклой.
1496 г. Дерево, масло. 155 х 167,5 см. Национальная Пинакотека, Болонья.
Лоренцо Коста (1460-1535). Мадонна с младенцем на троне между святыми Петронием и Теклой. Фрагмент.
1496 г. Дерево, масло. Национальная Пинакотека, Болонья.
В 1490 году возобновились работы в часовне Бентивольо в Сан-Джакомо-Маджоре: в июне Коста подписал и датировал «Триумф славы» и «Триумф смерти», вдохновленные Роберти. Картины завершают первую часть декоративного проекта Иоанна II или предполагают паузу, что подтверждается стилистическим разнообразием люнетов и фресковых частей, которые будут завершены в 1494 году. «Успение Девы Марии» из аббатства Монтевельо связано со славой ангелов в «Триумфе смерти», ранее завершенная трехчастной пределлой в Музее Роли, Северная Каролина.
Лоренцо Коста (1460-1535). Мадонна на троне со Святыми. 1497 г.
Дерево, темпера, масло. 268 х 221 см. Церковь святого Иоанна Богослова на горе
(San Giovanni in Monte), Болонья.
Лоренцо Коста (1460-1535). Мадонна на троне со святыми. Фрагмент (1). 1497 г.
Дерево, темпера, масло. Церковь San Giovanni in Monte, Болонья.
Лоренцо Коста (1460-1535). Мадонна на троне со святыми. Фрагмент (2). 1497 г. Дерево, темпера, масло.
Церковь San Giovanni in Monte, Болонья.
Лоренцо Коста (1460-1535). Мадонна на троне со святыми. Фрагмент (3). 1497 г. Дерево, темпера, масло.
Церковь San Giovanni in Monte, Болонья.
Лоренцо Коста (1460-1535). Мадонна на троне со святыми. Фрагмент (4). 1497 г. Дерево, темпера, масло.
Церковь San Giovanni in Monte, Болонья.
Лоренцо Коста (1460-1535). Мадонна на троне со святыми. Фрагмент (5).
1497 г. Дерево, темпера, масло. Церковь San Giovanni in Monte, Болонья.
Лоренцо Коста (1460-1535). Поклонение пастухов с девятью ангельскими хорами
(Рождественский вертеп, увенчанный ангелами). 1499 г. Дерево, масло. 52,4 х 37,5 см.
Национальная галерея, Лондон.
Лоренцо Коста (1460-1535). Триптих. Благовещение. Воскресший Христос благословляет.
Благовещение Богоматери. 1499 г. Церковь Санта-Мария-делла-Мизерикордия, Болонья.
Лоренцо Коста (1460-1535). Триптих. Благовещение. Воскресший Христос
благословляет. Благовещение Богоматери. Фрагмент. 1499 г.
Церковь Санта-Мария-делла-Мизерикордия, Болонья.
В 1590 году Коста возобновил деятельность для семьи Бентивольо в крепости Поледрано, подаренной Джованни II его кузеном Эрколе в 1475 году. Комплекс был расширен в 1580-х годах. Внутри часовни находятся фрески с апостолами, евангелистами и Искупителем, а также люнет с эмблемами святых Себастьяна и Кристофера. На алтаре ранее размещались картины святой Люсии, святого Себастьяна и святого Аполлония. Алтарный образ с портретами Джованни II и его жены утрачен.
Лоренцо Коста (1460-1535). Дева Мария с Младенцем на троне со Святым Георгием (?)
и Святым Иоанном Крестителем («Пала Строцци»). 1498-1502 гг. Дерево, масло. 247 х 163,8 см.
Национальная галерея, Лондон.
Лоренцо Коста (1460-1535). Дева Мария с Младенцем на троне со Святым Георгием (?)
и Святым Иоанном Крестителем («Пала Строцци»). Фрагменнт (1). 1498-1502 гг.
Дерево, масло. Национальная галерея, Лондон.
Лоренцо Коста (1460-1535). Дева Мария с Младенцем на троне со Святым Георгием (?)
и Святым Иоанном Крестителем («Пала Строцци»). Фрагменнт (2). 1498-1502 гг. Дерево, масло.
Национальная галерея, Лондон.
Лоренцо Коста (1460-1535). Дева Мария с Младенцем на троне со Святым Георгием (?)
и Святым Иоанном Крестителем («Пала Строцци»). Фрагменнт (3). 1498-1502 гг. Дерево, масло.
Национальная галерея, Лондон.
Лоренцо Коста (1460-1535). Поклонение волхвов. 1499 г. Дерево, масло. 73,9 x 181,5 см.
Пинакотека Брера, Милан.
Лоренцо Коста (1460-1535), атрибуция. Давид, играющий на гуслях.
Миниатюра из «Часослова» Бонапарта Гисльери. 1500 г. Пергамент, иллюминация.
20,5 х 15 см. Британская национальная библиотека, Лондон.
Работы этого периода были направлены на восстановление монументальности Косты («Святой Петр» из Национальной галереи Лондона напоминает Святого Петра из полиптиха Гриффони) и открывают период героических фигур, порой непропорциональных, часто критикуемых за эстетические недостатки.
В капелле Вазелли Коста, возможно, вернулся к работе в 1491-1492 годах вместе с Франча, автором сцен «Благовещения», расположенных рядом с алтарем. Близость последнего, вероятно, заставила Косту отказаться от гигантизма, характерного для двухлетнего периода 1490-1492 годов, и сосредоточиться на более сдержанных и пластичных результатах алтаря Росси в Церкви Сан-Петронио, подписанного и датированного 1492 годом и единодушно интерпретируемого в венецианском ключе.
Лоренцо Коста (1460-1535). Христос в благочестии со Святым Франциском Ассизским, Марией Магдалиной,
Иоанном евангелистом и Антони Падуанским. 1500-1505 гг. Дерево, масло. 86 x 62 см.
Национальная Пинакотека, Феррара.
Лоренцо Коста (1460-1535). Погребение Иисуса Христа. 1500-1506 гг.
Дерево, масло. 175 х 121 см. Национальная пинакотека, Болонья.
Лоренцо Коста (1460-1535). Оплакивание Христа. 1504 г. Дерево, масло.
181 х 138,5 см. Берлинская картинная галерея.
Лоренцо Коста (1460-1535). Святое Семейство. 1500 г. Дерево, масло. 71 х 55 см.
Национальная галерея Ирландии, Дублин.
Лоренцо Коста (1460-1535). Чудо катафалка (панель А). «Смерть Девы Марии». 1500-1506 гг. Дерево, темпера.
25,7 x 70,8 см. Художественный музей Северной Каролины, город Роли. Дар Фонда Сэмюэля Г. Кресса, Нью-Йорк.
Триптих был заказан Косте вместе с главным алтарем, изображающим «Успение Девы Марии», около 1488-1490 гг. регулярными канониками Латеранского собора Сан-Джованни-ин-Монте, Болонья, для церкви аббатства Санта-Мария-Ассунта, Монтевельо, Болонья.
Некоторые люди верят, что видеть свое отражение в катафалке означает их неминуемую смерть, в то время как другие считают, что катафалк, запряженный двумя белыми лошадьми на дороге, означает, что кто-то по соседству умрет в течение нескольких дней.
Лоренцо Коста (1460-1535). Чудо катафалка (панель В). «Смерть Девы Марии». 1500-1506 г. Дерево, темпера.
26 x 31,8 см. Художественный музей Северной Каролины, город Роли. Дар Фонда Сэмюэля Г. Кресса, Нью-Йорк.
Лоренцо Коста (1460-1535). Чудо катафалка (панель С). «Смерть Девы Марии». 1500-1506 гг. Дерево, темпера.
25,7 x 70,5 см. Художественный музей Северной Каролины, город Роли. Дар Фонда Сэмюэля Г. Кресса, Нью-Йорк.
На этом этапе карьеры Косты, предполагают, что вместе с Франчией он посетил Венецию. Люнет алтаря Росси выглядит более «венецианским», чем сам алтарь, Его работы 1492-1494 годов, отмеченные побежденной сладостью, демонстрируют связь с Джамбеллино. «Мадонна с младенцем» из коллекции в Филадельфии и «Рождественская сцена» из Музея изящных искусств в Лионе, а также «Введение во храм» из Берлина, возможно, были заказаны Джильберто Пио, зятем Джованни II, женившимся на Элеоноре Бентивольо в 1486 году. Его портрет, возможно, изображен на картине 1488 года в семейной часовне Сан Джакомо Маджоре в Болонье. К 1494 году часовня, роспись которой началась в 1487 году и прерывалась в 1488-1490 и после исполнения полотен с «Триумфами» Петрарки, приобрела окончательный вид.
Лоренцо Коста (1460-1535). Коронование Девы Марии и Святые. 1501 г.
Дерево, масло. 283 х 165 см. Церковь Сан-Джованни-ин-Монте, Болонья.
Лоренцо Коста (1460-1535). Мадонна с Младенцем. 1501 г. Дерево, масло. 57 х 42 см.
Фонд Витторио Чини, Венеция.
Лоренцо Коста (1460-1535), атрибуция. Святая Елена. 1500-1510 гг. Холст, масло. 51,1 x 46,5 см.
Королевская коллекция, Лондон.
Лоренцо Коста (1460-1535), атрибуция. Распятие. Начало 1500-х гг.
Дерево, масло. 43,5 x 33,5 см. Галерея аукционов Hill, Флорида, 2024 г.
Лоренцо Коста (1460-1535). Святой Петр со Святыми Домиником и Франциском.
1502 г. Дерево, масло. 192,5 х 145 см. Национальная Пинакотека, Болонья.
Лоренцо Коста (1460-1535). Поклонение Младенцу с приходящими волхвами. 1503-1506 гг.
Дерево, масло. 153,5 х 124,5 см. Национальная пинакотека Болоньи.
Лоренцо Коста (1460-1535). Поклонение Младенцу с приходящими волхвами. Фрагмент. 1503-1506 гг.
Дерево, масло. Национальная пинакотека Болоньи.
В 1496 году Лоренцо Коста подписал картину «Сан-Текла» для Болоньи. В 1497 году он создал алтарную картину для церкви Сан-Джованни-ин-Монте, которая демонстрирует близость к антиакадемическому стилю Филиппино Липпи. В 1499 году он работал в Ферраре для Эрколе д'Эсте и участвовал в перестройке «Оратория Непорочного Зачатия». По возвращении в Болонью в 1499 году Коста закончил пределлу с Богоявлением (ныне в музее Бреры) и создал киматий для алтарной картины с Рождеством Христовым работы Франчиа в церкви Мизерикордия. Этот заказ был сделан Антоном Галеаццо Бентивольо после поездки в Святую Землю.
Капелла Святой Цецилии (справа на переднем плане), апсида и колокольня церкви Сан-Джакомо Маджоре,
Болонья.
Выполнение росписи стен капеллы Святой Цецилии Джованни II Бентивольо поручил Франческо Франча, но работа была закончена уже после низложения семьи Бентивольо в 1506 году при участии Амико Аспертини и Лоренцо Косты, который выполнил две фрески их десяти со сценами 2 и 9 из жизни Святой Цецилии.
Интерьер капеллы Святой Цецилии, церковь Сан-Джакомо-Маджоре, Болонья.
Лоренцо Коста (1460-1535). Легенда о Святых Цецилии и Валериане, сцена 2. Обращение Святого Валериана
(Валериан постигает христианскую веру у папы Урбана). Фреска. 1504-1506 гг. Капелла Святой Цецилии,
церковь Сан-Джакомо-Маджоре, Болонья.
Лоренцо Коста (1460-1535). Легенда о святых Цецилии и Валериане, сцена 2. Обращение Святого Валериана
(Валериан постигает христианскую веру у папы Урбана). Фрагмент фрески. 1504-1506 гг. Капелла Святой Цецилии,
церковь Сан-Джакомо-Маджоре, Болонья.
Лоренцо Коста (1460-1535). Легенда о Святых Цецилии и Валериане, сцена 9. Милостыня Санта-Чечилии
(Св. Цецилия раздает своё имущество бедным). Фреска. 1504-1506 гг. Капелла Святой Цецилии,
церковь Сан-Джакомо-Маджоре, Болонья.
Лоренцо Коста (1460-1535). Легенда о Святых Цецилии и Валериане, сцена 9. Милостыня Санта-Чечилии
(Св. Цецилия раздает своё имущество бедным). Фрагмент фрески. 1504-1506 гг. Капелла Святой Цецилии,
церковь Сан-Джакомо-Маджоре, Болонья.
Лоренцо Коста (1460-1535). Святое семейство со Святым Иеронимом и Святым
Франциском Ассизским. 1502-1504 гг. Дерево, масло. 88 х 72 см.
Музей изобразительных искусств, Будапешт.
Переселившись в 1483 году в Болонью, Лоренцо Коста написал знаменитый алтарь Бентивольо и другие фрески на стенах Капеллы Бентивольо в церкви Сан-Джакомо-Маджоре. Он был большим другом Франческо Франчи, оказал влияние на стиль и технику последнего. Коста прожил в Болонье 23 года. В течение этого периода он несколько раз посещал родную Феррару, а также совершил кратковременную поездку по Тоскане и Умбрии.
ИСТОЧНИКИ
Джорджо Вазари «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Том II. Пер. А.И. Венедиктова и А.Г. Габричевского под ред. А.Г. Габричевского. Москва, Издательство «Искусство», 1963 г. Стр. 419-426, илл. 132, 133.
Мировое искусство. Мастера итальянского Возрождения. Около 1000 произведений
живописи. Сост., общая ред. И.Г. Мосин. Санкт-Петербург, Издательство ООО СЗКЭО
«Кристалл», Москва «Оникс», 2006 г. – Стр. 107.