• Авторизация


В МОСКВЕ ОТКРЫЛАСЬ ВЫСТАВКА «ЛЮБОВЬ В АВАНГАРДЕ. МИХАИЛ МАТЮШИН И ЕЛЕНА ГУРО» 28-02-2025 16:50 к комментариям - к полной версии - понравилось!


00 (700x466, 91Kb)
Фото: Николай Казеев // Пресс-служба Центра «Зотов»

25 февраля впервые в Москве в центре «ЗОТОВ» открылась выставка двух важных фигур петербургской арт-сцены начала ХХ века - Михаила Матюшина и Елены Гуро. Выставка рассказывает об их картинах, поэзии, музыке, а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы Матюшина «Победа над Солнцем». Но сначала надо сказать пару слов о новом Центре «Зотов».

Центр Зотов открылся в (2) (700x363, 138Kb)
Центр «Зотов» открылся в Москве в отреставрированном Хлебозаводе №5 в 2022 году.

Центр «Зотов» размещается в отреставрированном Хлебозаводе №5 в Москве на Красной Пресне по адресу Ходынская улица, 2, стр. 1. Хлебозавод был построен в 1929-1931 гг. по проекту инженера Георгия Марсакова. Заводу и центру было присвоено имя советского министра пищевой промышленности Василия Зотова. Заказчиком и спонсором нового центра «Зотов» выступил банк ВТБ. Интерьеры центра разработало архитектурное бюро «СПИЧ» под руководством Сергея Чобана. Центр «Зотов» посвящен исследованию теории и практики конструктивизма и влияния этого направления на свою эпоху и сегодняшний день.

Путин в центре Зотов (700x432, 115Kb)
В.В. Путин, генеральный директор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Светлана Чупшева (справа) и ректор первого в России университета креативных индустрий Universal University Екатерина Черкес-заде на осмотре выставки «Развитие креативной экономики в России» в Центре «Зотов». 30 мая 2023 года.

ФОТО Матюшин и Гуро в Финляндии. До 1913 г. (700x499, 45Kb)
Михаил Матюшин и Елена Гуро. Фотография около 1910 г. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме,
Санкт-Петербург.

Как известно, пантеон русского авангарда наполнен не только «амазонками», но и супружескими парами художников: Родченко и Степанова, Ларионов и Гончарова, Древин и Удальцова… Тандем петербуржцев Михаила Матюшина и Елены Гуро продолжает этот список, но, пожалуй, их фигуры не вырисовываются столь же явственно в памяти широкой публики. Выставка, организованная Центром «Зотов», способствует устранению этого пробела. Ее герои выходят на сцену нашей памяти об авангарде и превращаются в актеров первого состава.

1 (700x522, 107Kb)
Выставка «Любовь в авангарде. Михаил Матюшин и Елена Гуро» в Центре «Зотов». Источник: centrezotov.ru

Михаил Матюшин и Елена Гуро занимают особое место среди авангардистов. Они стояли у истоков самого направления, стали основателями его органической ветви, экспериментировали в области синтеза искусств и оказали влияние на многих современников. История Матюшина и Гуро - это история отечественного искусства первой трети XX века, со всеми ее крутыми виражами и метаморфозами. Вместе с тем, это история большой любви - трогательная и вдохновляющая.

ФОТО Михаил Матюшин, Алексей Крученых, Казимир Малевич. Декабрь 1913 (700x522, 223Kb)
Михаил Матюшин, Алексей Крученых, Казимир Малевич. Санкт-Петербург, декабрь 1913 г.

1913 Афиша оперы М.Матюшина Победа над Солнцем (466x700, 173Kb)
Афиша оперы Михаила Матюшина «Победа над Солнцем». 1913 г.

Театральная метафора здесь вполне справедлива, ведь главное произведение, которое вспоминают, говоря о Матюшине, - это футуристическая опера 1913 года «Победа над Солнцем», где он был композитором, Алексей Крученых - либреттистом, а художником - Казимир Малевич. (Кстати, впервые «Черный квадрат» появляется именно в ее декорациях - как антитеза солнечному диску.)
Но Матюшин, конечно же, не только автор одной оперы, а Гуро не только его жена-художница. Футуристы, члены кружка будетлян, основатели первой группы авангардистов «Союз молодежи», создатели эпохального журнала «Садок судей», теоретики искусства, богема, чье петербургское жилье на Песочной улице (ныне - улица Профессора Попова) превратилось в один из идейных центров авангарда, - перечислять можно очень долго.

ФОТО Музей Петербургского авангардр (Дом Матюшина), СПб (700x525, 181Kb)
Музей Петербургского авангарда (Дом Матюшина), Санкт-Петербург.

ФОТО Реконструкция 'Победы над Солнцем' в Театре Стаса Намина, 2013 (700x336, 272Kb)
Реконструкция оперы «Победа над Солнцем» в Театре Стаса Намина. Москва, 2013 г.

Взаимным обожанием и трогательной любовью друг к другу пронизана вся выставка. Первый раздел «Он и Она» показывает, как они изображали друг друга в живописном творчестве. Но один из самых интересных элементов здесь - это музыкальная комната. Дело в том, что Гуро была еще и драматургом. В ее книге «Шарманка» была пьеса «Нищий Арлекин», к которой Матюшин написал музыку (его композиторский дебют). Это произведение, как и другая его музыка, после смерти композитора не исполнялась, но специально для выставки многие из его сочинений реконструированы по рукописям и имеющимся записям и исполнены - их можно послушать в музыкальных комнатах. Рядом представлен малоизвестный портрет «Арлекин» Елены Гуро - лица на нем нет. Кто имелся в виду под образом Арлекина - загадка.

2 (700x419, 116Kb)
Выставка «Любовь в авангарде. Михаил Матюшин и Елена Гуро» в Центре «Зотов».
Фото: Андрей Орехов/Центр «Зотов»

Гуро Принцесса. 1920 г. (688x700, 177Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Женщина в платке (Скандинавская царевна). 1910 г. Холст, масло. 70 х 70 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Елена Гуро. Арлекин. Фото Марина Чечушкова (524x700, 179Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Арлекин. Фото: Марина Чечушкова.

Елена Гуро -- 1906 Пень. Собрание Марины и Бориса Молчановых (584x700, 182Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Пень. 1906 г. Собрание Марины и Бориса Молчановых.

Елена Гуро. «Кошка». 1908. Собрание Марины и Бориса Молчановых (511x700, 116Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Кошка. 1908 г. Собрание Марины и Бориса Молчановых.

Поскольку параллельно с живописью Матюшин писал музыку, а Гуро - стихи, выставка в «Зотове» сделана синтетической, соединяющей различные виды искусства. «У них было несколько разных амплуа, - рассказал один из кураторов Сергей Уваров, - и наша выставка представляет их во всех этих амплуа». Специально к ней записаны восстановленные по рукописям музыкальные сочинения Матюшина, а музыкальную среду дополнило актерское чтение текстов Гуро. Но, конечно, костяк экспозиции составят картины, тем более что многие из них - настоящие симфонии беспредметности и ярких, праздничных цветов. А те полотна, сюжеты которых опознаваемы (ну, насколько это понятие применимо к кубофутуризму), дополнительно увлекают своей аналитичностью материи.

4 М.В. Матюшин (1861-1934) 1917-1919  Движение в пространстве. Х, м. 124х168 см. ГРМ (2) (700x466, 82Kb)
Выставка «Любовь в авангарде. Михаил Матюшин и Елена Гуро» в Центре «Зотов».
Фото: Андрей Орехов/Центр «Зотов».

М.В. Матюшин (1861-1934) 1917-1919  Движение в пространстве. Х, м. 124х168 см. ГРМ (700x539, 122Kb)
М.В. Матюшин (1861-1934). Движение в пространстве. 1917-1919 гг. Холст, масло. 124 х 168 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

МАТЮШИН 1918 Цвето-музыкальная конструкция. Дерево, масло. 51х63 см. Кол. Г. Костаки. (700x557, 218Kb)
М.В. Матюшин (1861-1934). Цвето-музыкальная конструкция. 1918 г. Дерево, масло. 51 х 63 см.
Коллекция Георгия Костаки.

Матюшин -- 1910 Сосны в дюнах. Собрание Марины и Бориса Молчановых (700x483, 139Kb)
М.В. Матюшин (1861-1934). Сосны в дюнах. 1910 г. Собрание Марины и Бориса Молчановых.

Матюшин 1910 Портрет Елены Генриховны,  жены художника. Х, м. (412x700, 129Kb)
М.В. Матюшин (1861-1934). Портрет Елены Генриховны Гуро,
жены художника. 1910 г. Холст, масло.

Выставка, кураторами которой выступили Полина Стрельцова и Сергей Уваров, стала результатом научной работы по итогам грантовой программы Центра «Зотов». Параллельно в издательстве Европейского университета в Петербурге выходит посвященная Матюшину монография Уварова. То есть перед нами не только визуально эффектная экспозиция (как всегда, в «Зотове»), но и продуманная академическая работа.
Выставка поделена на пять разделов: «Он и Она», «Органика», «Будетляне», «Осенний сон» и «После смерти». В каждом пространстве есть комната для прослушивания музыки Михаила Матюшина и стихов Елены Гуро, прочитанных художницей Варей Павловой (Lisokot). Дополняет разделы интерактивная зона, где посетители могут создать открытку, которая позволит опробовать на практике творческие методы художников: соединить цветовую систему Матюшина и поэзию Гуро.

3 (700x419, 117Kb)
Выставка «Любовь в авангарде. Михаил Матюшин и Елена Гуро» в Центре «Зотов».
Фото: Андрей Орехов/Центр «Зотов».

В Центре «Зотов» собрали около 150 экспонатов. По словам Уварова, впервые Матюшин и Гуро показываются в Москве в таком объеме. Важные экспонаты приехали из Музея петербургского авангарда - это тот самый двухэтажный богемный домик на бывшей Песочной улице, филиал Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Впервые с 1991 года из этого же музея выдали матюшинский «Кристалл». Из Русского музея прибыла картина «Движение в пространстве» - одна из ключевых работ художника и одна из вершин русского авангарда вообще. Также в первый раз экспонируется целый ряд графических произведений из архивов Матюшина и Гуро, хранящихся в Пушкинском Доме.

Матюшин 1915-1917 Беспредметность (Кристаллизация в пространстве). Холст, масло. 71,5х80 см. (Нац. гал. респ. Коми, Сыктывкар) (700x630, 209Kb)
М.В. Матюшин (1861-1934). Беспредметность (Кристаллизация в пространстве). 1915-1917 гг.
Холст, масло. 71,5 х 80 см. Национальная галерея Республики Коми, Сыктывкар.

Матюшин 1917 Автопортрет 'Кристалл'. Х, м. 70х37,7 см. Дом петерб. аванг, СПб. (369x700, 112Kb)
М.В. Матюшин (1861-1934). Автопортрет «Кристалл». 1917 г.
Холст, масло. 70 х 37,7 см. Частное собрание, Санкт-Петербург.

Как говорит куратор, при подготовке выставки случались музейные находки и атрибуции. Например, один из музеев не знал, кто автор принадлежащей ему корневой скульптуры, типичной для Матюшина.

«Танцующая» корневая скульптура Михаила Матюшина. Фото Сергей Уваров (700x525, 90Kb)
«Танцующая» корневая скульптура Михаила Матюшина. Фото: Дарья Курдюкова.

Раздел, без которого нельзя обойтись в разговоре об этой паре, - «Органика», ведь Матюшин и Гуро считаются одними из родоначальников органического движения русского авангарда. В природе супруги видели особую метафизическую силу. Матюшин утверждал, что, изображая дерево, нельзя показывать лишь внешнюю его оболочку, а надобно отражать и внутреннюю жизнь — как текут его соки, как разрастаются корни под землей… И в этом разделе не обошлось без премьер, находится она среди корневых скульптур Михаила Матюшина. Идея художника была следующая: он вытаскивал из земли корни, обрезал, полировал (обработка была минимальная!) и затем выставлял как арт-объекты. Поначалу он искал в них антропоморфность, анималистичность, но постепенно отошел от образности и просто показывал удивительную динамику корней и ветвей. Впервые здесь показана крошка-змейка («Фигура животного») - небольшая, но забавная фигурка, которая довольно ярко выражает идею Матюшина: ничего не выпиливать и не вырезать, а лишь найти природную сущность, в которой уже заключено искусство.

Михаил Матюшин. Фигура животного. (700x524, 88Kb)
М.В. Матюшин (1861-1934). Корневая скульптура. Фигура животного.

4 (700x419, 100Kb)
Выставка «Любовь в авангарде. Михаил Матюшин и Елена Гуро» в Центре «Зотов».
Фото: Андрей Орехов/Центр «Зотов»

Особое внимание привлекает экспонат - воплощение идеи Михаила Матюшина о дешевой и доступной скрипке для бедных детей, желающих научиться музыке. Скрипка имела для него колоссальное значение: Матюшин сам был скрипач — таким он и запечатлен на известнейшем его портрете кисти Гуро. После революции он задался целью создать новую конструкцию, которая позволила бы наладить в стране массовое производство скрипок. (В копилку утопических проектов ранних Советов.) В 1917–1918 годах Матюшин максимально упростил форму инструмента, избавившись от декоративных элементов — и попутно предвосхитив идеи конструктивистов начала 1920-х. Одновременно и инструмент, и арт-объект, матюшинская скрипка выглядит завораживающе. Конечно, на конвейер она не попала. Сохранился единственный экземпляр, и никто не знал, как она звучит. Но специально для «Зотова» Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства ее отреставрировал, и мы услышим издаваемые ею звуки.

Михаил Матюшин. Скрипка экспериментальной конструкции. (524x700, 112Kb)
М.В. Матюшин (1861-1934). Скрипка экспериментальной конструкции.

1900-е. Камер. квартет. Справа М.Матюшин (700x517, 149Kb)
Камерный квартет. Справа М.В. Матюшин. Фото 1900-е гг.

Елена Гуро (1877-1913) 1903 Портрет Михаила Матюшина со скрипкой. Х, м. 70,3 х 43,7.  Музей петербургского авангарда (Дом М.В. Матюшина) (443x700, 132Kb)
Елена Гуро (1877-1913). Портрет Михаила Матюшина со скрипкой. 1903 г.
Холст, масло. 70,3 х 43,7 см. Музей петербургского авангарда (Дом Матюшина)

Елена Гуро. Г. Санкт-Петербург. Государственный музей В. В. Маяковского. 1900-е (700x469, 93Kb)
Елена Гуро. Санкт-Петербург, 1900-е гг. Государственный музей В. В. Маяковского.

Матюшин 1918 Композиция на смерть Елены Гуро. Бум, акв. 27x38,4 см. ГРМ (700x498, 166Kb)
М.В. Матюшин (1861-1934). Композиция на смерть Елены Гуро. 1918 г. Бумага, акварель. 27 x 38,4 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Елена Гуро скончалась 23 апреля (6 мая по новому стилю) 1913 года от лейкемии в возрасте 36 лет на своей даче в Уусикирко Выборгской губернии на Карельском перешейке (ныне - Поляны Выборгского района Ленинградской области). Некролог, опубликованный через пять дней после ее смерти, назывался «Недооцененная». Её похоронили на старом финском кладбище. Матюшин поставил у могилы скамейку с ящичком, в котором лежали её книги. На скамейке была надпись: «Тот, кто хочет познакомиться с произведениями Елены Гуро, может достать их из ящика. Уверен, что они будут положены обратно». Крест Матюшин сделал из ствола растущей сосны, врубив в него поперечную перекладину. К 1916 году он сделал из бетона поребрик с двумя фигурами причудливых животных, напоминающих «небесных верблюжат». После войны 1941–1945 гг. могила была разорена и не сохранилась.

ФОТО  Матюшин. Могила Гуро. 1914-1916 (487x700, 139Kb)
Матюшин. Кладбище в Уусикирко. Могила Елены Гуро. 1914-1916 гг.
Частное собрание, Ленинград.

Елена Гуро была вторая жена Матюшина. Первая жена c 1887 по 1906 — Мария Ивановна Патцак (1865-1915) - художница, дочь австрийского подданного. Брак был зарегистрирован в январе 1887 года. В семье Матюшина и Патцак родилось четверо детей, три дочери и сын. Официальный развод состоялся в 1906 году.
После смерти Елены Гуро Матюшин женился в третий раз. Жена с 1913 по 1934 — Ольга Константиновна Громозова (1885—1975), была членом марксистского кружка, заведовала нелегальной библиотекой, работала в основанном Владимиром Бонч-Бруевичем издательстве «Жизнь и знание», написала мемуары. Этот брак (официально зарегистрированный только в 1922 году) продолжался 21 год вплоть до смерти Матюшина в 1934 году.

Маттюшин в ИНХУКе 1930 г. Справа третья жена Ольга (512x700, 132Kb)
М.В. Маттюшин в ГИНХУКе, 1930 г. Справа третья жена Ольга Гомозова.

Центр «Зотов». «Любовь в авангарде. Михаил Матюшин и Елена Гуро».
До 25 мая 2025 г.

ИСТОЧНИКИ

ФОТО МАТЮШИН Новая книга.  Музей Органической Культуры, 2011 г. (OZON.RU = 2615 руб) (2) (400x440, 73Kb)ФОТО МАТЮШИН Новая книга.  Музей Органической Культуры, 2011 г. (OZON.RU = 2615 рубю) (399x440, 71Kb)
1-2. Михаил Матюшин. Творческий путь художника. Автомонография. Издание Музея Органической Культуры, Коломна, 2011 г. – 408 стр., илл.
ФОТО Елена Гуро Небесные верблюжата . Книжный клуб «Киновек», 2020. - 304 с.,ил. 2500 руб. (402x610, 102Kb)ФОТО Александр Ласкин - Жены Матюшина. Докум. роман. М НЛО, 2025. - 224 с., ил. 620 руб. (400x610, 63Kb)
3. Елена Гуро. Небесные верблюжата. Стихи и проза. Москва, Издательство «Книжный клуб Киновек», 2020. - 304 с.,ил. 4. Александр Ласкин. Жены Матюшина. Документальный роман. Москва, Издательство «Новое литературное обозрение», 2025 г. - 224 с., ил.

1.Художник Михаил Матюшин (1861-1934)

2.Амазонка русского авангарда Елена Гуро (1877-1913)

3.Софья Багдасарова – The Art Newspaper Russia

4.Авторы: Марина Чечушкова – Московский комсомолец




вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник В МОСКВЕ ОТКРЫЛАСЬ ВЫСТАВКА «ЛЮБОВЬ В АВАНГАРДЕ. МИХАИЛ МАТЮШИН И ЕЛЕНА ГУРО» | Слава44 - Дневник Слава44 | Лента друзей Слава44 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»