Н.П. Пономарева (1895-1942). Портрет Константина Янова. 1920-е гг.
Холст, масло. Галерея современного искусства «СОВА-АРТ», Санкт-Петербург.
Константин Павлович Янов (1905-1996) – русский советский художник, сумевший в мистической, сюрреальной и крайне своеобразной индивидуальной манере представить и переосмыслить в живописи многие проблемы ХХ века. К.П. Янов родился в Польше в 1905 г. в семье инженера-путейца, жил во Влоцлавске, Варшаве. Семья в 1914 г. переехала в Петербург. Закончив гимназию экстерном, Константин уже пятнадцатилетним был зачислен на живописный факультет Академии Художеств (тогда ВХУТЕМАС - ВХУТЕИН) в класс профессоров Рылова и Беляева. Занимался также и в мастерской профессора Савинского. В 1922-1924 гг. Янов занимался в классе профессора Вахрамеева, которого всю жизнь считал своим любимым педагогом. Тем не менее, в 1924 г. Янова, Георгия Траугота и некоторых других студентов «вычистили» с последнего курса Академии за «непролетарское» происхождение, а точнее «за формализм». После чего Янов поступил работать на киностудию «Ленфильм» и «Леннаучфильм», где он проработал без перерыва 45 лет. До Великой Отечественной войны художником, после – режиссером научного кино. Янов прекрасно владел академическими приемами, а тянуло его совсем в иную область – сюрреализм. Янов не примкнул в итоге ни к правым, ни к левым, он выработал свой, не похожий ни на чей другой почерк. Умер Янов в Санкт-Петербурге в 1996 году на 91-м году жизни.
Отец Павел Никитич Янов. Мать с сыном Костей и дочерью Верой.
Константин Павлович Янов родился 21 мая (3 июня по новому стилю) 1905 года в Польском городе Плоцке. Семья Яновых с начала 1900-х проживала в Плоцке, затем во Влоцлавске, затем в Варшаве, вплоть до Первой Мировой войны. Отец Константина Павловича – Павел Никитич Янов – служил инженером-путейцем. Мать – Анна Петровна Янова (урожденная Хрустина) происходила из петербургского купеческого рода Хрустиных. Ее отец – Петр Хрустин владел в Петербурге двумя домами в районе Ямской слободы (дома 34 и 36 по Боровой улице). В семье Павла и Анны Яновых было четверо детей. Вероятно, все дети имели художественные склонности, т. к. старший сын – Николай Павлович Янов (1903-1982) стал впоследствии известным фотокорреспондентом ТАСС, а затем – фотохудожником ; сестра – Вера Павлова Янова (1907- 2004) – в последствии – жена знаменитого художника-графика Георгия Траугота, хорошо известна сегодня как оригинальная, самобытная художница, творившая в стиле «примитив». Младший в семье сын Александр (1910-1920), рано умер и не успел развить своих способностей.
К.П. Янов (1905-1996). Рисунок. 1918 г. Бумага, карандаш.
https://www.konstantin-yanov-art.ru
К.П. Янов (1905-1996). Портрет сестры – Веры Яновой. 1921 г. Бумага, карандаш. 50 х 40 см.
Галерея современного искусства «СОВА-АРТ», Санкт-Петербург.
К.П. Янов (1905-1996). Композиция. 1921 г. Холст, масло.
Галерея современного искусства «СОВА-АРТ», Санкт-Петербург.
К.П. Янов (1905-1996). Чёртовы качели. Иллюстрация к стихотворению Федора Сологуба.
1922 г. Бумага, акварель. Галерея современного искусства «СОВА-АРТ», Санкт-Петербург.
К.П. Янов (1905-1996). Гипс. 1923 г. Холст, масло.
Галерея современного искусства «СОВА-АРТ», Санкт-Петербург.
К.П. Янов (1905-1996). Городской пейзаж. 1923 г. Холст, масло.
Галерея современного искусства «СОВА-АРТ», Санкт-Петербург.
К.П. Янов (1905-1996). Индейцы. 1923 г. Музей В.В. Набокова, Санкт-Петербург.
К.П. Янов (1905-1996). Скифский пир. 1924 г. Бумага, акварель.
Галерея современного искусства «СОВА-АРТ», Санкт-Петербург.
К.П. Янов (1905-1996). Пир. 1920-е гг. Музей В.В. Набокова, Санкт-Петербург.
К.П. Янов (1905-1996). Город женщин. 1923-1925 гг. Бумага, карандаш. Музей В.В. Набокова, Санкт-Петербург.
К.П. Янов (1905-1996). Одиночество. 1925 г. Бумага, карандаш.
Музей В.В. Набокова, Санкт-Петербург.
К.П. Янов (1905-1996). Рыцарь в музее. 1925 г. Бумага, карандаш.
Музей В.В. Набокова, Санкт-Петербург.
Семья Яновых-Траугот.
Однако, раньше всех в этой незаурядной семье начал заниматься живописью именно Константин. Поэтому, по возвращении семьи в Петербург в 1914 году, и поступив в Введенскую мужскую гимназию, Константин начал посещать Рисовальные классы Общества Поощрения Художеств. До 1920 года Константин Янов учился в ОПХ у профессоров Шнайдера и Эберлинга. Закончив гимназию экстерном, Константин уже пятнадцатилетним был зачислен на живописный факультет Академии Художеств (тогда ВХУТЕМАС - ВХУТЕИН) в класс профессоров Рылова и Беляева. Занимался также и в мастерской профессора Савинского. Считался одним из самых талантливых студентов, что отмечали и профессора, и студенты, среди которых были такие незаурядные личности, как Георгий Траугот, Валентин Курдов, Израиль Лизак, Анатолий Каплан и многие другие, известные ныне художники. В 1922-1924-м году, Константин Янов занимался в классе профессора Вахрамеева, которого всю жизнь считал своим любимым педагогом.
К.П. Янов (1905-1996). Преподаватель, профессор Александр Вахрамеев (1874-1926).
1927 г. Бумага, карандаш. Музей В.В. Набокова, Санкт-Петербург.
К.П. Янов (1905-1996). Всадник. 1920-е гг. https://konstantin-yanov-art.ru
К.П. Янов (1905-1996). Без названия. 1920-е гг. Бумага, карандаш.
Музей В.В. Набокова, Санкт-Петербург.
К.П. Янов (1905-1996). Татары. 1928 г. Бумага, карандаш.
Музей В.В. Набокова, Санкт-Петербург.
К.П. Янов (1905-1996). Наташа (Пономарева). 1930 г. Бумага, карандаш.
Музей В.В. Набокова, Санкт-Петербург.
Константин Янов. 1920-е гг.
Тем не менее, в 1924 году Константина Янова, Георгия Траугота и некоторых других студентов «вычистили» с последнего курса Академии за «непролетарское» происхождение. Официальная причина отчисления была озвучена распространенной в те времена формулировкой «за формализм». Через некоторое время студентам предложили вернуться в стены Академии для окончания учебы и получения дипломов, но уже на полиграфическом факультете. Вернулись почти все, но 19-летний Янов считал себя состоявшимся живописцем и идти на компромисс категорически отказался. То есть, уже юным студентом, а возможно – и раньше, Янов ощущал свою творческую обособленность, нежелание и невозможность походить на кого-либо или присоединяться к какому-либо из многочисленных тогда творческих направлений. Так, он не принадлежал ни к «левым», ни к «правым», осознав свою оригинальную концепцию творческого отображения реальности, раз и навсегда, избрав свой неповторимый почерк, который не может быть определен, ни как символизм, ни как мистицизм в чистом виде, или иные течения и стили.
К.П. Янов (1905-1996). Портрет сестры Веры Яновой. 1927 г. Холст, масло.
Галерея современного искусства «СОВА-АРТ», Санкт-Петербург.
К.П. Янов (1905-1996). Наташа (Пономарева). 1930 г. Холст, масло.
Галерея современного искусства «СОВА-АРТ», Санкт-Петербург.
К.П. Янов (1905-1996). Натюрморт. 1928 г. Холст, масло. Галерея современного искусства «СОВА-АРТ»,
Санкт-Петербург.
К.П. Янов (1905-1996). Немая сценка. 1928 г. Бумага, акварель. Галерея современного искусства «СОВА-АРТ»,
Санкт-Петербург.
К.П. Янов (1905-1996). Корни и крона. 1929 г. Бумага, акварель.
Галерея современного искусства «СОВА-АРТ», Санкт-Петербург.
К.П. Янов (1905-1996). Старцы. 1930 г. Бумага, акварель. Галерея современного искусства «СОВА-АРТ»,
Санкт-Петербург.
К.П. Янов (1905-1996). Подземный суд. 1930 г. Бумага, акварель. Галерея современного искусства «СОВА-АРТ»,
Санкт-Петербург.
К.П. Янов (1905-1996). Предвидение. 1939 г. Бумага, карандаш. Галерея современного искусства «СОВА-АРТ»,
Санкт-Петербург.
На снимке сотрудники Государственного Института Художественной Культуры (ГИНХУК). В 1-м ряду (слева направо):
Николай Пунин, Вера Ермолаева, Ксения Эндер, Михаил Матюшин (в центре), Мария Эндер и сидит справа
Казимир Малевич. Петроград, 1925 г.
Константина Янова, еще студента, приглашал к сотрудничеству Михаил Матюшин. В середине двадцатых годов высоко оценил живопись Янова график Владимир Лебедев. Янов же, конечно, ценил и уважал замечательных художников, но не хотел ни на йоту пожертвовать своей независимостью. Поэтому предпочел всю жизнь оставаться одиночкой, заниматься «чистым искусством» без надежды на признание. Ради хлеба насущного Константин поступил работать на киностудию «Белгоскино», впоследствии разделившуюся на «Ленфильм» и «Леннаучфильм». Именно на «Леннаучфильме» Янов и проработал без перерыва 45 лет. До Великой Отечественной войны художником, после – режиссером научного кино.
К.П. Янов (1905-1996). Ад войны. 1940-е гг. Бумага, карандаш.
Музей В.В. Набокова, Санкт-Петербург.
К.П. Янов (1905-1996). Эццелино. Уголино. 1942 г. Бумага, карандаш. Музей В.В. Набокова, Санкт-Петербург.
Эццелино и Уголино – персонажи ада в «Божественной комедии» Данте.
К.П. Янов (1905-1996). Без названия. 20.XII.1943 г. Бумага, черная акварель. Музей В.В. Набокова,
Санкт-Петербург.
К.П. Янов (1905-1996). После-блокады. 1945 г. Бумага, карандаш.
Галерея современного искусства «СОВА-АРТ», Санкт-Петербург.
К.П. Янов (1905-1996). Бес. 1940-е гг. Музей В.В. Набокова, Санкт-Петербург.
К.П. Янов (1905-1996). Без названия. 1940-е гг. Музей В.В. Набокова, Санкт-Петербург.
К.П. Янов (1905-1996). Статуя. 1949 г. Музей В.В. Набокова, Санкт-Петербург.
К.П. Янов (1905-1996). Завод. 1950 г. Бумага, смешанная техника.
Галерея современного искусства «СОВА-АРТ», Санкт-Петербург.
К.П. Янов (1905-1996). Художники. 1950-е гг. Музей В.В. Набокова,
Санкт-Петербург.
К.П. Янов (1905-1996). Вдохновение. 1950-е гг. Музей В.В. Набокова,
Санкт-Петербург.
К.П. Янов (1905-1996). Пробуждение сознания (Озарение). 1952 г.
Бумага, смешанная техника. Музей В.В. Набокова, Санкт-Петербург.
К.П. Янов (1905-1996). Слон в коридорах. 1953 г. Бумага, смешанная техника.
Галерея современного искусства «СОВА-АРТ», Санкт-Петербург.
Н.П. Пономарева (1895-1942). Автопортрет. 1929 г. Холст, масло. 45 х 40 см.
Галерея современного искусства «СОВА-АРТ», Санкт-Петербург.
Еще в стенах Академии художеств, Константин познакомился с молодой художницей, выпускницей Казанской Академии художеств (мастерская Николая Фешина), Натальей Пономаревой (1895-1942). Молодые люди полюбили друг друга и с 1926-го года стали жить вместе. Константин и Наталья часто портретировали друг друга. Не только взаимная любовь, но и оригинальная внешность супругов - художников давала пищу для вдохновения. Жили они в квартире родителей Яновых, по адресу Большая Пушкарская, дом 3, кв. 6. Именно в этой квартире жила семья с 1916-го года (после переезда из Польши Яновы квартировали в доме друга и коллеги отца семейства Павла Янова – инженера Бехтерева (родного брата знаменитого психиатра).
К.П. Янов (1905-1996). Хитрый-Пикассо. 1953 г. Музей В.В. Набокова, Санкт-Петербург.
К.П. Янов (1905-1996). Сталин. 1950-е гг. Музей В.В. Набокова, Санкт-Петербург.
К.П. Янов (1905-1996). В детской всё возможно. 30.IХ.1956 г.
Музей В.В. Набокова, Санкт-Петербург.
К.П. Янов (1905-1996). Битва с драконом. 1956 г. Музей В.В. Набокова,
Санкт-Петербург.
К.П. Янов (1905-1996). Утро последнее? 1960 г. Бумага, смешанная техника.
Галерея современного искусства «СОВА-АРТ», Санкт-Петербург.
К.П. Янов (1905-1996). Голгофа. 1960-е гг. Музей В.В. Набокова, Санкт-Петербург.
К.П. Янов (1905-1996). Церковь. 1960-е гг. Музей В.В. Набокова, Санкт-Петербург.
Семья Яновых-Траугот.
К 1916-му году семья жила уже на Пушкарской улице, в доме купца Василия Кириллова, женатого на родной сестре Анны Яновой-Хрустиной. Именно в этой квартире Верочка Янова – любимая и единственная сестра Константина, познакомилась с его лучшим другом, сокурсником Георгием Трауготом. Позже и Георгий Траугот, женившийся на сестре Константина, и дети Веры и Георгия – Александр и Валерий Трауготы будут жить там же. А в 1926-м году в этой квартире жили: Павел и Анна Яновы, Константин Янов, Наталья Пономарева и Вера Янова. Константин и Наталья были полностью чужды бытовым проблемам, их мир – живопись. Только живопись, без сна и отдыха. Еще ранее, в годы разрухи, в доме на Пушкарской, 3 снимала квартиру Анна Ахматова. Константин Янов в то время уже знал наизусть все печатавшиеся стихотворения Гумилева, зачитывался произведениями Федора Соллогуба. Семьи были знакомы. В двадцатые годы муж Ахматовой, известный критик Пунин высоко оценивал работы Константина Янова. Однако выставлять живопись столь далекую от набиравшего силу соцреализма уже не представлялось возможным…Однажды приклеенный ярлык «безродного космополита» пришлось носить всю жизнь.
К.П. Янов (1905-1996). Свет и тьма. 1968 г. Бумага, смешанная техника. https://konstantin-yanov-art.ru
К.П. Янов (1905-1996). Выстрел. 1960-е гг. Галерея современного искусства «СОВА-АРТ»,
Санкт-Петербург.
К.П. Янов (1905-1996). На заводе. 1960-е гг. Музей В.В. Набокова,
Санкт-Петербург.
К.П. Янов (1905-1996). Портрет Елены Блаватской. 1969 г. Музей В.В. Набокова,
Санкт-Петербург.
Елена Петровна Блаватская (1831, Екатеринослав -1891, Лондон) - русский религиозный философ,
литератор, оккультист и путешественница.
К.П. Янов (1905-1996). Автопортрет. 1921 г. Бумага, угольный карандаш.
Галерея современного искусства «СОВА-АРТ», Санкт-Петербург.
После начала Великой Отечественной войны Константин и Наталья остались в Ленинграде. С 1930-х годов они уже жили не на Пушкарской в родительском доме, а неподалеку от родного дома Кирилловых-Яновых по адресу Зверинская ул., дом 18, получив комнату в коммунальной квартире. Во время блокады Константин Янов работал, снимая военные фильмы на родном «Леннаучфильме». Как и все, гасил фугасные бомбы, рыл окопы. Получая крошечный паек служащего, ежедневно пешком ходил на работу. Киностудия же находилась в Невском районе. К 1942 году Константин при росте 192 см весил 40 кг, приобрел цингу, дистрофию третьей стадии, не мог вставать с постели. Наталья умерла от голода в сентябре 1942-го года. Вслед за ней, несомненно, умер бы и Константин. Спасли сотрудницы киностудии. Константина вынесли на руках из квартиры и отправили в эвакуацию в Новосибирск. Несколько месяцев художник провел в больнице Новосибирска, после выписки продолжал работать в филиале киностудии, находившемся там же – в Новосибирске.
К.П. Янов (1905-1996). Зоя. 1960 г. https://konstantin-yanov-art.ru
К.П. Янов (1905-1996). Иллюстрация к рассказу «Крысолов» Александра Грина.
1971 г. Бумага, смешанная техника. https://konstantin-yanov-art.ru
Вернувшись к работе в 1944 году в послеблокадном Ленинграде, Янов узнал, что в семье Яновых и в семьях их ближайших родственников погибли почти все – несколько десятков человек. Погибли, в разных городах страны также все родственники Натальи Пономаревой. Чудом сохранилась живопись и даже небольшое количество блокадных рисунков самого Константина. Квартиру, в которой жили и умирали Константин и Наталья занимали другие люди, и Константин снова поселился в квартире своих родителей, погибших в блокаду, рядом с любимой сестрой и ее семьей.
К.П. Янов (1905-1996). Гости. 1972 г. Музей В.В. Набокова, Санкт-Петербург.
К.П. Янов (1905-1996). Сумеречный-танец. 1972 г. Музей В.В. Набокова,
Санкт-Петербург.
К.П. Янов (1905-1996). Дорога к свету. 1973 г. Бумага, смешанная техника. https://konstantin-yanov-art.ru
Актриса и художница Маргарита Сахк. Конец 1930-х гг.
Не желая стеснять семью сестры, в 1946 году Константин Янов переезжает в крошечную комнату коммунальной квартиры по адресу: Большой пр. П.С., дом 19, кв. 60. В комнате размером всего в 13 квадратных метров, хранить довоенные холсты Натальи Пономаревой и самого Константина было практически негде. Так же не на что купить было купить материалы для живописи – кисти, краски и холсты. В 1946 году Константин женится на вернувшейся из эвакуации актрисе и художнице Маргарите Сахк, (1911-1992, по первому мужу Шишмаревой) и на свой скудный заработок содержит жену и ее восьмилетнюю дочь от первого брака. Однако, полностью бросить живопись он не может, и тогда появляются «малые формы» живописных произведений, графика в смешанной технике. Сюжеты и композиции, выполненные на любой попадавшейся под руку бумаге, стертыми до основания кистями, остатками сухих красок – акварели, темперы, гуаши…Вскоре рождается их общая с Маргаритой дочь – долгожданная, единственная Елена, «Лялечка».
К.П. Янов (1905-1996). Позор Маргариты. 1973 г. https://konstantin-yanov-art.ru
К.П. Янов (1905-1996). У постели моей матери. 1973 г.
Музей В.В. Набокова, Санкт-Петербург.
К.П. Янов (1905-1996). Древняя жизнь. 1973 г. Бумага, смешанная техника.
https://konstantin-yanov-art.ru
Н.П. Пономарева (1895-1942). Портрет Константина Янова (двухсторонний холст). 1927 г.
Галерея современного искусства «СОВА-АРТ», Санкт-Петербург.
Но, так или иначе – главное детище – дело жизни, необходимое, как воздух – живопись! Ночами, сидя на уголке неширокой супружеской кровати, выдвигая из-под нее ящик с красками, Константин рисует, и рисует так, что «каждый набросок выглядит живописным полотном и может быть увеличен до масштабов фрески». (Александр Боровский, из речи на открытии выставки работ Янова в ЛОСХе). До войны единомышленником, куратором, музой была никогда не забываемая Наташа – Наталья Пономарева. Теперь живописная графика Янова подчинена только его внутренним канонам. Никаких компромиссов ни с официальным искусством, ни с андеграундом того времени Янов не имел, оставался верным себе и своему обособленному «мистическому символизму». Друзья, сослуживцы по кино-цеху уговаривали Янова выставить работы, но художник прекрасно понимал, что обнародовать свой внутренний мир и форму его выражения в те времена обозначало погубить себя и свою семью. Поэтому вступив в члены Союза Кинематографистов практически со дня основания вышеназванного Союза, художник никогда не выставлял своих произведений и не пытался вступить в члены ЛОСХа.
К.П. Янов (1905-1996). Ангел (Банк). 1975 г. https://konstantin-yanov-art.ru
К.П. Янов (1905-1996). Властелин Дагомеи. 14.XI.1975 г. Музей В.В. Набокова,
Санкт-Петербург.
К.П. Янов (1905-1996). Горе. 2.VI.1975 г. Музей В.В. Набокова, Санкт-Петербург.
К.П. Янов (1905-1996). Гетман. 29.IV.1977 г. https://konstantin-yanov-art.ru
Израиль Лизак (1905-1974). Портрет К.П. Янова. Этюд. 1926 г. Холст, масло. 66,5 х 88 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
К ближнему кругу общения Константина Янова еще с юности принадлежали Г.Н. Траугот, Израиль Лизак, Анатолий Каплан, встречи и творческие диспуты, которые происходили регулярно. По нескольку раз в неделю бывал Константин Янов у любимой сестры Верочки. Забегал хотя бы на несколько минут, дружески и творчески общался с художниками, бывавшими в гостеприимном доме сестры. Это и художник Стерлигов, и сестры Татьяна и Людмила Глебовы, поэт Кошелев, художник Щекатихина-Потоцкая, философ Друскин. Всем им – истинным ценителям искусства, Константин Янов показывал свои новые работы и получал одобрительные отзывы. Константин нежно любил и своих племянников – Александра и Валерия Трауготов. Работы дяди, его личность производили большое впечатление на мальчиков. По словам Валерия Траугота, именно дядя привнес в творчество братьев Трауготов нотку мистицизма и волшебства, являясь в детские годы, наряду с отцом – Георгием Трауготом, их первым учителем. В пятидесятые годы в доме Трауготов-Яновых часто бывал юный Арефьев, другие члены «арефьевского круга». Живописная графика, мироощущение Янова производили огромное впечатление на молодых людей. Это влияние прозвучало позднее в работах самого Арефьева и других его соратников по андеграунду.
К.П. Янов (1905-1996). Природа и художник. 26.VII.1977 г.
Галерея современного искусства «СОВА-АРТ», Санкт-Петербург.
К.П. Янов (1905-1996). Рождество. 1978 г. https://konstantin-yanov-art.ru
К.П. Янов (1905-1996). Перед крещением. 1978 г. Бумага, смешанная техника. https://konstantin-yanov-art.ru
К.П. Янов (1905-1996). Астроном (Астролог). 1965 г.
https://konstantin-yanov-art.ru
Н.П. Пономарева (1895-1942). Портрет Константина Янова. 1927 г. Холст, масло.
Галерея современного искусства «СОВА-АРТ», Санкт-Петербург.
Бесконечна и необычна фантазия Константина Янова. Такое множество сюжетов и тем почерпнутых из мистической, страшной, но и прекрасной реальности, сновидений, русского и западнославянского фольклора. Детские впечатления начала ХХ века, любимая Польша, воспоминания о которой тревожили и служили вдохновению всю долгую жизнь художника. Одним из любимых авторов Константина Янова всегда был Гофман, незадолго до рождения Константина живший и работавший именно в Плоцке, где и жила семья будущего художника вплоть до 1907-го года. В юности Константин увлекался мистической прозой Густава Майринка. Отголоски этих впечатлений прослеживаются в творчестве Янова на протяжении всей его жизни. Но цвет, свет, гамма произведений Янова оригинальны и неповторимы. Еще при жизни художника некоторые знакомые, друзья, коллеги пытались – кто шутя, а кто из других соображений, подражать Янову. Не получалось!
К.П. Янов (1905-1996). Без названия. https://konstantin-yanov-art.ru
К.П. Янов (1905-1996). Аполлон с животными. https://konstantin-yanov-art.ru
Художник Анатолий Зверев. Фото 1970-е гг.
В семидесятые годы К.П. Янов познакомился с известным тогда художником Анатолием Зверевым (1931-1986). Зверев «снял шляпу» перед художником, творчество которого чрезвычайно высоко оценил. Именно в 1974 году Константин Янов впервые со времен далекого детства получил возможность жить и рисовать в собственной комнате, т. к. семья получила, наконец, отдельную квартиру. Мастерской у художника, вследствие понятных причин, не было никогда. И вот, своя 10-и метровая комната, она же и спальня, и кабинет, и мастерская. Выйдя на пенсию, Константин Павлович продолжал бывать на киностудии в качестве консультанта. Творческих работ семидесятых годов сохранилось много – это был самый плодотворный период в жизни художника. Энергичный, доброжелательный, самоотверженный, Янов много времени уделяет работе с детьми и молодежью, ведет изостудии в пионерлагерях и школах. Является лектором общества «Знание». Занимается мультипликацией в любительской киностудии Д.К. им. Ленсовета. Основной девиз художника: «Ни дня без кисти!». Янов живет по-прежнему, более чем скромно, не имея материальной возможности вернуться к живописи масляными красками или даже купить достойную бумагу для рисования.
К.П. Янов (1905-1996). Защитник. «Встречают». 1956 г. https://konstantin-yanov-art.ru
К.П. Янов (1905-1996). Без названия. https://konstantin-yanov-art.ru
К.П. Янов (1905-1996). Игрушки. 18.XI.1976 г. Музей В.В. Набокова, Санкт-Петербург.
К.П. Янов (1905-1996). Лярвы. 1956 г. https://konstantin-yanov-art.ru
Константин Янов. 1930-е гг.
Из обрывков картона, бумаги сооружает шарнирные, движущиеся композиции, увлекаться которыми начал еще в тридцатых годах. Многие собственные находки и изобретения, связанные с шарнирными фигурками, он успешно использовал еще в работе на киностудии, а теперь передает опыт кинолюбителям. Не прекращается и регулярное общение с друзьями, с семьей сестры. Но ряды соратников радеют. Не стало лучшего друга – Георгия Траугота, умер добрейший, невероятно талантливый Изя Лизак. Уходило поколение, но оставалась память, и становилась только сильнее необходимость жить творчеством и ради него. Стали возможными первые выставки К. Янова. Несколько камерных выставок прошли при жизни художника в доме Кино, на киностудии «Леннаучфильм». В 1985 году готовая, уже смонтированная выставка в кинотеатре «Балтика» была запрещена – за несоответствие идеологическим нормам того времени. Выставки пользовались несомненным успехом, но официальное искусствоведение робко молчало. По словам племянников Александра и Валерия Трауготов: «Время для такого взрыва еще не пришло». Не пришло это время и в 1986 году, когда готовая уже выставка в выставочном зале кинотеатра» Балтика» была запрещена местными властями.
К.П. Янов (1905-1996). Художник. Музей В.В. Набокова, Санкт-Петербург.
К.П. Янов (1905-1996). Квартира № 31. 1971 г. https://konstantin-yanov-art.ru
К.П. Янов (1905-1996). Обыденность (Тимур). 1960 г.
https://konstantin-yanov-art.ru
К.П. Янов (1905-1996). Петроград. 1931 г. https://konstantin-yanov-art.ru
Константин Павлович Янов (1905-1996)
В девяностые годы и вплоть до смерти 10 февраля 1996 года Константин Янов уже много болел, почти не выходил из дома, но и тогда, при любой возможности навещал сестру и ее детей. Ежедневно рисовал, часто наводил новый порядок в своем огромном архиве. К сожалению, после смерти художника долгие годы не было ни материальной, ни эмоциональной, ни социальной возможности показать работы художника широкой публике. Не было возможности даже оформить в паспарту сколько-нибудь значимую часть работ. Ранние работы маслом хранились свернутыми, без рам и подрамников. Только несколько десятков рисунков, демонстрировавшихся на камерных выставках в семидесятых годах были пригодны для просмотров.
Совместная выставка Натальи Пономаревой и Константина Янова. Голубая галерея, Санкт-Петербург, 2015 г.
Наконец, в 2009 году председатель секции графики ЛОСХа и любимый племянник К.П. Янова – В. Г. Траугот решил, что время для «взрыва бомбы» каковой, по мнению Траугота являлась живопись-графика его дяди, пришло. Некоторое количество работ Янова было оформлено. К несчастью, Валерий Георгиевич покинул этот мир в том же 2009-м году и не успел увидеть ни одной выставки работ своего дяди и учителя.
Не увидели творчества художника и большинство его современников, несколько поколений людей, для которых, возможно, знакомство с творчеством Константина Янова не только явилось бы открытием, но и могло бы изменить взгляд на историю русского искусства ХХ века. Удивительная сила и своеобразие дарования художника отмечались всеми, входившими в ближний круг общения, всеми, видевшими выставки его работ в семидесятых годах, и историками, и искусствоведами.
1.Афиша выставки К.П. Янова. Музей В.В. Набокова, Санкт-Петербургский Университет, 5 - 30 декабря 2013 г.
2. Выставка графики Константина Янова в Лондоне. 12 - 21 мая 2014 года.
Первая посмертная выставка Константина Янова состоялась в помещении ЛОСХа (Союз художников СПб) зимой 2011–2012 гг. Две небольшие выставки успешно прошли в Берлине в 2012, 2013 гг. и в Лондоне в 2014 г.
Янов был чужд конъюнктуре, даже в быту, в ежедневном общении. Он никогда не стремился продавать свои работы, но очень хотел, чтобы их видели люди. Наконец это время наступило. Выставка продемонстрировала, как художник боролся с хаосом мира, доказывая, что свет, который человек излучает в загробном мире, тождественен тому, который от него исходит при земной жизни. Для Янова мир – то, что мы о нем думаем, а не то, что мы видим. Работами, которые так нескоро пришли к зрителям, Янов убеждает: окружающий мир – это именно наши ощущения, которые важнее материи.