РУССКАЯ СОВЕТСКАЯ ХУДОЖНИЦА-АВАНГАРДИСТКА НАТАЛЬЯ ПЕТРОВНА ПОНОМАРЕВА (1895-1942), УЧЕНИЦА НИКОЛАЯ ФЕШИНА26-02-2025 14:40к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Н.П. Пономарева (1895-1942). Автопортрет. 1929 г. Холст, масло. 45 х 40 см.
Галерея современного искусства «СОВА-АРТ», Санкт-Петербург.
Наталья Петровна Пономарева (1895-1942) – русский советский художник-авангардист. Родилась в Казани в 1895 году. Отец ее был известный историк, археолог, создатель коллекции орудий каменного века. Это была высокоинтеллигентная дворянская семья. Два брата ее были тоже известные ученые: один математик, другой биолог – ректор Казанского Университета. По окончании гимназии и художественной школы Наталья поступает в Казанскую Академию художеств. Фешин считает ее очень талантливой, восхищается ее живописными способностями, благородством ее колорита. Конкурсная дипломная картина ее имела успех среди художников. Это была полуфантастическая полупредметная работа, изображавшая раковину в воде в лучах захода или восхода солнца. В ней чувствовалась любовь к Врубелю, которого все тогда любили, но было в этой работе, несомненно, уже что-то свое. Врубель, Эль Греко, Сезанн, были ее любимыми художниками. В 1923 году Пономарева уезжает учиться в мастерских Петроградской Академии Художеств (тогда ВХУТЕМАС – ВХУТЕИН, позднее ЛВХПУ им. Мухиной). В 1927 году молодая художница окончательно связала свою жизнь с Ленинградом, выйдя замуж за художника Константина Янова. Супруги не расставались вплоть до трагической смерти Натальи Пономаревой от голода в блокадном Ленинграде в 1942 году.
Петр Алексеевич Пономарев, отец Натальи Петровны
Наталья Петровна Пономарева родилась в Казани в 1895 году в дворянской полурусской-полутатарской семье. Отец Наташи, Петр Алексеевич Пономарев (1847-1919), ко времени рождения дочери имел чин полковника. Он был известный историк, археолог, создатель коллекции орудий каменного века. Мама была дамой вполне эмансипированной и инспектировала гимназии, а в 1913 году открыла Женскую частную гимназию А.Ф. Пономарёвой, просуществовавшую до революции. Два брата Наташи были тоже известные ученые: один математик, другой биолог – ректор Казанского Университета. Это была высокоинтеллигентная дворянская семья.
Здание женской гимназии Александры Пономарёвой в Казани, построенное в 1913 году.
Семья Пономаревых имела прислугу, но уклад жизни был вполне художественным и строгих порядков не соблюдалось. Все члены семьи (родители, Наташа, два ее брата) нежно любили животных, в частности кошек, сосчитать которых в большом доме Пономаревых не всегда представлялось возможным. Наташа росла, часто предоставленная самой себе, вольнодумным, пытливым ребенком, интересовалась естественными науками, в которых преуспели ее братья, бесконечно рисовала. В Казанской гимназии она училась одновременно с Еленой Дьяконовой (впоследствии женой Галой Дали) и, кажется, была дружна с этой неординарной девочкой.
Казанская художественная школа. Открытка 1917 г.
В 1914 году, окончив гимназию, Наталья Пономарева поступает в Казанскую художественную школу. Юная Наташа прекрасно знала историю искусств и так овладела кистью, что по окончании школы в 1918 году, легко поступила в Казанскую Академию художеств (АРХУМАС), в класс молодого тогда Николая Ивановича Фешина (1881-1955), став любимой его ученицей на все годы учебы. Фешин считал ее очень талантливой, восхищался ее живописными способностями, благородством ее колорита. Николай Иванович, уезжая в эмиграцию в 1921 году, хотел взять ее с собой, но именно перечисленные качества характера помешали ей уехать с учителем. Закончив Казанскую Академию художеств, Пономарева получила звание свободного художника. В 1922 году она принимала участие в первой конкурсной выставке АРХУМАСа в Казани. Всю жизнь в ее характере были горячность, трудолюбие и особое острое чувство собственного достоинства. В 1923 году она переезжает в Петроград.
АРХУМАС. Казанский авангард 20-х. Каталог выставки в галерее «Арт‑Диваж».
Москва, 2005 г.
Н.П. Пономарева (1895-1942). Натюрморт. Конец 1910-х - начало 1920-х гг.
Холст, масло. 68 х 48 см. Государственный музей изобразительных искусств
Республики Татарстан, Казань.
Н.П. Пономарева (1895-1942). Печка. 1922 г. Холст, масло. 55 х 48 см.
Галерея современного искусства «СОВА-АРТ», Санкт-Петербург.
Н.П. Пономарева (1895-1942). Портрет девушки. Конец 1910-х - начало 1920-х гг.
Холст, масло. 67 х 49,5 см. Государственный музей изобразительных искусств
Республики Татарстан, Казань.
Н.П. Пономарева (1895-1942). Портрет старика. Конец 1910-х - начало 1920-х гг.
Холст, масло. 67 х 49,5 см. Государственный музей изобразительных искусств
Республики Татарстан, Казань.
Н.П. Пономарева (1895-1942). Автопортрет с черепом. 1920 г. Холст, масло. 35 х 49 см.
Галерея современного искусства «СОВА-АРТ», Санкт-Петербург.
Поиски совершенства в живописи привели Наталью, ставшую уже зрелым мастером, в Петроград. Вольнослушателем, желая познавать все новые грани творчества, 25-тилетняя девушка стала учиться в мастерских Петроградской Академии Художеств (тогда ВХУТЕМАС – ВХУТЕИН, позднее ЛВХПУ им. Мухиной), затем здесь же преподавала. Здесь же и происходит их знакомство со студентом Константином Яновым, который был на 10 лет младше Пономаревой. Пятнадцатилетний Костя Янов – юный вундеркинд, не выглядел подростком. Его живопись индивидуальна, колоритна, смела. Он эрудирован, независим, красив, высок. Долгие пешие прогулки по Петрограду и сказочным пригородам… Чтение книг и наизусть любимого и запрещенного уже Николая Гумилева, Федора Сологуба, Андрея Белого.
Н.П. Пономарева (1895-1942). Портрет Константина Янова. 1927 г. Холст, масло.
Галерея современного искусства «СОВА-АРТ», Санкт-Петербург.
Н.П. Пономарева (1895-1942). Прижизненный портрет Николая Гумилева. 1920 г. Холст, масло. 35 х 49 см.
Галерея современного искусства «СОВА-АРТ», Санкт-Петербург.
Н.П. Пономарева (1895-1942). Портрет старика. На обороте - натюрморт.
Конец 1910-х - начало 1920-х гг. Холст, масло. 68 х 48 см.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
Н.П. Пономарева (1895-1942). Портрет К. Янова (двухсторонний холст). 1927 г. Холст, масло.
И так оказалось, что у Кости Янова с Наташей оказались общие взгляды на жизнь, на творчество, на роль личности в искусстве. Голод, холод Гражданской войны, послевоенная разруха, только укрепляют родившуюся близость, НЭП, нежелание Наташи эмигрировать в Америку с учителем - Фешиным, рождают у молодых людей понимание того, что их путь - эмиграция внутренняя и «искусство для искусства». На возможность выжить и не растерять это искусство в себе юноша и девушка тоже смотрят под своим, но очень близким углом… В 1927 году молодая художница окончательно связала свою жизнь с Петроградом, выйдя замуж за художника Константина Янова. Вместе они принимали участие в выставках АХРР. Супруги не расставались вплоть до трагической смерти Натальи Пономаревой от голода в блокадном Ленинграде.
Н.П. Пономарева (1895-1942). Портрет старика. Конец 1910-х - начало 1920-х гг.
Холст, масло. 58 х 52 см. Государственный музей изобразительных искусств
Республики Татарстан, Казань.
Н.П. Пономарева (1895-1942). Портрет женщины в национальном костюме.
Конец 1910-х - начало 1920-х гг. Холст, масло. 59 х 52 см.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
Н.П. Пономарева (1895-1942). Обнаженная натурщица. 1929 г. Холст, масло. 62 х 53 см.
Галерея современного искусства «СОВА-АРТ», Санкт-Петербург.
Н.П. Пономарева (1895-1942). Портрет Константина Янова в чалме. Конец 1920-х - начало 1930-х гг.
Холст, масло. https://konstantin-yanov-art.ru
Сначала молодые супруги жили в большой квартире Яновых, где в то время жили родители Константина и младшая сестра Верочка. Еще в 1927 году Константин поступает художником на киностудию «Белгоскино» (впоследствии «Ленфильм» - «Леннаучфильм). Наташа вступает в открывшийся тогда ленинградский Союз советских художников (ЛОСХ), неоднократно выставляет свои работы в залах Союза. Ее живопись была более традиционна и понятна зрителю, чем мистические композиции Константина. И, «засучив рукава» она пишет не только многочисленные портреты своего любимого мужа, но и пейзажи, натюрморты, декоративные композиции. Пишет портреты друзей, знакомых, рабочих-передовиков. Людей, прекрасных своим внутренним светом и искренней верой в прекрасное будущее… Ранние портреты Пономарёвой отличаются монументальностью, скульптурностью и объёмом.
Константин Янов (1905-1996). Наташа Пономарева. 1930 г. Желтая бумага, карандаш.
Н.П. Пономарева (1895-1942). Этюд к картине «Голод». 1920-е гг. Холст, масло. 27 х 37 см.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
Н.П. Пономарева (1895-1942). Деревья. Ветер. 1923 г. Холст, масло. 45 х 45 см.
Галерея современного искусства «СОВА-АРТ», Санкт-Петербург.
Н.П. Пономарева (1895-1942). Пейзаж с колодцем. 1920-1930-е гг. Холст, масло.
Санкт-Петербургский Союз художников.
.П. Пономарева (1895-1942). Натюрморт. Цветы у окна. 1930-е гг. Холст, масло.
Санкт-Петербургский Союз художников.
А.П. Родионова (1899-1985). Портрет художницы Натальи Пономаревой. 1922 г.
Холст, масло. 62,5 х 49 см. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
После начала Великой Отечественной войны Наташа и Константин остаются в блокадном Ленинграде. Во время блокады Константин работал, снимая военные фильмы на родном «Леннаучфильме». Как и все, гасил фугасные бомбы, рыл окопы. Получая крошечный паек служащего, ежедневно пешком ходил на работу. Многие погибнут. Погибла Наташа…Умерла от голода осенью 1942-го… По воспоминания дочери Константина Янова Елены, «как ее отец с Наташей лежали и уже не могли подняться, в холодной комнате на Петроградской стороне. Жизнь покидала их… Константин уже несколько месяцев находился в голодном бреду. При росте 192 см он весил 40 кг, приобрел цингу, дистрофию третьей стадии, не мог вставать с постели. Его, еле живого, вынесли сотрудницы киностудии. Затем он был отправлен вместе с киностудией «Ленфильм» в эвакуацию в Новосибирск, благодаря чему остался в живых».
Н.П. Пономарева (1895-1942). Портрет Нечкиной (?). Этюд. 1920-е гг.
Холст, масло. 46 х 42 см. Государственный музей изобразительных искусств
Республики Татарстан, Казань.
Н.П. Пономарева (1895-1942). Портрет Константина Янова. 1928 г. Холст, масло.
Галерея современного искусства «СОВА-АРТ», Санкт-Петербург.
Наталья Пономарева. Фото конец 1930-х гг.
Имя Наталии Петровны Пономаревой увековечено на стене памяти членов ленинградского Союза советских художников, погибших в блокаду. К сожалению, многие работы Пономаревой утеряны: часть погибла в блокаду, часть была продана неизвестным владельцам. Работы Натальи Пономаревой сохранились в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан в Казани, в Галеев-Галерее в Москве и Галерее современного искусства «СОВА-АРТ» в Санкт-Петербурге. Несколько ранних работ 1920-х годов хранятся в частных собраниях России и в итальянской галерее «Капитани».
В 2005 году в Казани состоялась выставка казанского авангарда «АРХУМАС, на которой экспонировались работы Натальи Пономаревой, в 2010-е годы прошло несколько ее выставок совместно с Константином Яновым.
Совместная выставка Натальи Пономаревой и Константина Янова. Голубая галерея, Санкт-Петербург, 2015 г.
ИСТОЧНИКИ
Антон Успенский. Между авангардом и соцреализмом.
Из истории советской живописи 1920-1930-х годов. Москва,
Издательство «Искусство-XXI век», 2024 г. Стр. 89.