• Авторизация


РУССКАЯ СОВЕТСКАЯ ХУДОЖНИЦА-АВАНГАРДИСТКА НАТАЛЬЯ ПЕТРОВНА ПОНОМАРЕВА (1895-1942), УЧЕНИЦА НИКОЛАЯ ФЕШИНА 26-02-2025 14:40 к комментариям - к полной версии - понравилось!


1929 Автопортрет. Х, м. 45х40 см. СОВА-АРТ (614x700, 100Kb)
Н.П. Пономарева (1895-1942). Автопортрет. 1929 г. Холст, масло. 45 х 40 см.
Галерея современного искусства «СОВА-АРТ», Санкт-Петербург.

Наталья Петровна Пономарева (1895-1942) – русский советский художник-авангардист. Родилась в Казани в 1895 году. Отец ее был известный историк, археолог, создатель коллекции орудий каменного века. Это была высокоинтеллигентная дворянская семья. Два брата ее были тоже известные ученые: один математик, другой биолог – ректор Казанского Университета. По окончании гимназии и художественной школы Наталья поступает в Казанскую Академию художеств. Фешин считает ее очень талантливой, восхищается ее живописными способностями, благородством ее колорита. Конкурсная дипломная картина ее имела успех среди художников. Это была полуфантастическая полупредметная работа, изображавшая раковину в воде в лучах захода или восхода солнца. В ней чувствовалась любовь к Врубелю, которого все тогда любили, но было в этой работе, несомненно, уже что-то свое. Врубель, Эль Греко, Сезанн, были ее любимыми художниками. В 1923 году Пономарева уезжает учиться в мастерских Петроградской Академии Художеств (тогда ВХУТЕМАС – ВХУТЕИН, позднее ЛВХПУ им. Мухиной). В 1927 году молодая художница окончательно связала свою жизнь с Ленинградом, выйдя замуж за художника Константина Янова. Супруги не расставались вплоть до трагической смерти Натальи Пономаревой от голода в блокадном Ленинграде в 1942 году.

ФОТО Петр Алексеевич Пономарев (468x604, 75Kb)
Петр Алексеевич Пономарев, отец Натальи Петровны

Наталья Петровна Пономарева родилась в Казани в 1895 году в дворянской полурусской-полутатарской семье. Отец Наташи, Петр Алексеевич Пономарев (1847-1919), ко времени рождения дочери имел чин полковника. Он был известный историк, археолог, создатель коллекции орудий каменного века. Мама была дамой вполне эмансипированной и инспектировала гимназии, а в 1913 году открыла Женскую частную гимназию А.Ф. Пономарёвой, просуществовавшую до революции. Два брата Наташи были тоже известные ученые: один математик, другой биолог – ректор Казанского Университета. Это была высокоинтеллигентная дворянская семья.
здание женской гимназии Александры Пономарёвой, построенное в 1913 году (700x466, 120Kb)
Здание женской гимназии Александры Пономарёвой в Казани, построенное в 1913 году.

Семья Пономаревых имела прислугу, но уклад жизни был вполне художественным и строгих порядков не соблюдалось. Все члены семьи (родители, Наташа, два ее брата) нежно любили животных, в частности кошек, сосчитать которых в большом доме Пономаревых не всегда представлялось возможным. Наташа росла, часто предоставленная самой себе, вольнодумным, пытливым ребенком, интересовалась естественными науками, в которых преуспели ее братья, бесконечно рисовала. В Казанской гимназии она училась одновременно с Еленой Дьяконовой (впоследствии женой Галой Дали) и, кажется, была дружна с этой неординарной девочкой.

Казань._Художественная_школа. Открытка 1917 г. (700x454, 58Kb)
Казанская художественная школа. Открытка 1917 г.

В 1914 году, окончив гимназию, Наталья Пономарева поступает в Казанскую художественную школу. Юная Наташа прекрасно знала историю искусств и так овладела кистью, что по окончании школы в 1918 году, легко поступила в Казанскую Академию художеств (АРХУМАС), в класс молодого тогда Николая Ивановича Фешина (1881-1955), став любимой его ученицей на все годы учебы. Фешин считал ее очень талантливой, восхищался ее живописными способностями, благородством ее колорита. Николай Иванович, уезжая в эмиграцию в 1921 году, хотел взять ее с собой, но именно перечисленные качества характера помешали ей уехать с учителем. Закончив Казанскую Академию художеств, Пономарева получила звание свободного художника. В 1922 году она принимала участие в первой конкурсной выставке АРХУМАСа в Казани. Всю жизнь в ее характере были горячность, трудолюбие и особое острое чувство собственного достоинства. В 1923 году она переезжает в Петроград.

ФОТО АРХУМАС. Казанский авангард 20-х. Каталог выставки в галерее «Арт‑Диваж». Мск, 2005 г. (539x700, 108Kb)
АРХУМАС. Казанский авангард 20-х. Каталог выставки в галерее «Арт‑Диваж».
Москва, 2005 г.

1910-е-1920-е Натюрморт. Х, м. 68 × 48 см. ГМИИ РТ (549x700, 196Kb)
Н.П. Пономарева (1895-1942). Натюрморт. Конец 1910-х - начало 1920-х гг.
Холст, масло. 68 х 48 см. Государственный музей изобразительных искусств
Республики Татарстан, Казань.

ФОТО 1922 Печка. Х, м. 55х48 см. Гал совр иск-ва СОВА-АРТ, Спб. (610x700, 181Kb)
Н.П. Пономарева (1895-1942). Печка. 1922 г. Холст, масло. 55 х 48 см.
Галерея современного искусства «СОВА-АРТ», Санкт-Петербург.

1910-1920 Портрет девушки. Х, м.  67  х 49.5 cm. ГМИИ РТ (509x700, 104Kb)
Н.П. Пономарева (1895-1942). Портрет девушки. Конец 1910-х - начало 1920-х гг.
Холст, масло. 67 х 49,5 см. Государственный музей изобразительных искусств
Республики Татарстан, Казань.

1910-1920-е Старик. Х, м. 67 х 49.5 cm. ГМИИ РТ (503x700, 90Kb)
Н.П. Пономарева (1895-1942). Портрет старика. Конец 1910-х - начало 1920-х гг.
Холст, масло. 67 х 49,5 см. Государственный музей изобразительных искусств
Республики Татарстан, Казань.

1920-кон - нач. 1930-е Автопортрет с черепом. (700x490, 142Kb)
Н.П. Пономарева (1895-1942). Автопортрет с черепом. 1920 г. Холст, масло. 35 х 49 см.
Галерея современного искусства «СОВА-АРТ», Санкт-Петербург.

Поиски совершенства в живописи привели Наталью, ставшую уже зрелым мастером, в Петроград. Вольнослушателем, желая познавать все новые грани творчества, 25-тилетняя девушка стала учиться в мастерских Петроградской Академии Художеств (тогда ВХУТЕМАС – ВХУТЕИН, позднее ЛВХПУ им. Мухиной), затем здесь же преподавала. Здесь же и происходит их знакомство со студентом Константином Яновым, который был на 10 лет младше Пономаревой. Пятнадцатилетний Костя Янов – юный вундеркинд, не выглядел подростком. Его живопись индивидуальна, колоритна, смела. Он эрудирован, независим, красив, высок. Долгие пешие прогулки по Петрограду и сказочным пригородам… Чтение книг и наизусть любимого и запрещенного уже Николая Гумилева, Федора Сологуба, Андрея Белого.

ФОТО 1927-- Портрет К.Янова. Х, м. Гал совр иск-ва СОВА-АРТ, Спб. (619x700, 168Kb)
Н.П. Пономарева (1895-1942). Портрет Константина Янова. 1927 г. Холст, масло.
Галерея современного искусства «СОВА-АРТ», Санкт-Петербург.

1910-е конец-нач.1920-х Прижизненный портрет Николая Гумилева (2) (700x492, 117Kb)
Н.П. Пономарева (1895-1942). Прижизненный портрет Николая Гумилева. 1920 г. Холст, масло. 35 х 49 см.
Галерея современного искусства «СОВА-АРТ», Санкт-Петербург.

1910-е-1920-е Портрет старика. На обороте - натюрморт. Х, м. 68 × 48 см. ГМИИ РТ (557x700, 98Kb)
Н.П. Пономарева (1895-1942). Портрет старика. На обороте - натюрморт.
Конец 1910-х - начало 1920-х гг. Холст, масло. 68 х 48 см.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.

1927 Портрет К. Янова (двухсторонний холст) (700x525, 139Kb)
Н.П. Пономарева (1895-1942). Портрет К. Янова (двухсторонний холст). 1927 г. Холст, масло.

И так оказалось, что у Кости Янова с Наташей оказались общие взгляды на жизнь, на творчество, на роль личности в искусстве. Голод, холод Гражданской войны, послевоенная разруха, только укрепляют родившуюся близость, НЭП, нежелание Наташи эмигрировать в Америку с учителем - Фешиным, рождают у молодых людей понимание того, что их путь - эмиграция внутренняя и «искусство для искусства». На возможность выжить и не растерять это искусство в себе юноша и девушка тоже смотрят под своим, но очень близким углом… В 1927 году молодая художница окончательно связала свою жизнь с Петроградом, выйдя замуж за художника Константина Янова. Вместе они принимали участие в выставках АХРР. Супруги не расставались вплоть до трагической смерти Натальи Пономаревой от голода в блокадном Ленинграде.

1910-е-1920-е Портрет старика. Х, м. 58 х 52 см. ГМИИ РТ (609x700, 191Kb)
Н.П. Пономарева (1895-1942). Портрет старика. Конец 1910-х - начало 1920-х гг.
Холст, масло. 58 х 52 см. Государственный музей изобразительных искусств
Республики Татарстан, Казань.

1910-е-1920-е Портрет женщины в национальном костюме. Х, м. 59 х 52 cm. ГМИИ РТ (616x700, 217Kb)
Н.П. Пономарева (1895-1942). Портрет женщины в национальном костюме.
Конец 1910-х - начало 1920-х гг. Холст, масло. 59 х 52 см.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.

ФОТО 1929 Обнаж. натур. Х, м. 62х53 см. СОВА-АРТ (590x700, 136Kb)
Н.П. Пономарева (1895-1942). Обнаженная натурщица. 1929 г. Холст, масло. 62 х 53 см.
Галерея современного искусства «СОВА-АРТ», Санкт-Петербург.

1920-е-1930- Портрет К. Янова в чалме (638x700, 155Kb)
Н.П. Пономарева (1895-1942). Портрет Константина Янова в чалме. Конец 1920-х - начало 1930-х гг.
Холст, масло. https://konstantin-yanov-art.ru

Сначала молодые супруги жили в большой квартире Яновых, где в то время жили родители Константина и младшая сестра Верочка. Еще в 1927 году Константин поступает художником на киностудию «Белгоскино» (впоследствии «Ленфильм» - «Леннаучфильм). Наташа вступает в открывшийся тогда ленинградский Союз советских художников (ЛОСХ), неоднократно выставляет свои работы в залах Союза. Ее живопись была более традиционна и понятна зрителю, чем мистические композиции Константина. И, «засучив рукава» она пишет не только многочисленные портреты своего любимого мужа, но и пейзажи, натюрморты, декоративные композиции. Пишет портреты друзей, знакомых, рабочих-передовиков. Людей, прекрасных своим внутренним светом и искренней верой в прекрасное будущее… Ранние портреты Пономарёвой отличаются монументальностью, скульптурностью и объёмом.

ФОТО К, Янов - Наташа Понормарева. 1930 г. (533x700, 163Kb)
Константин Янов (1905-1996). Наташа Пономарева. 1930 г. Желтая бумага, карандаш.

1920-е Этюд к картине Голод. Х, м. 27 х 37 см. ГМИИ РТ (700x637, 191Kb)
Н.П. Пономарева (1895-1942). Этюд к картине «Голод». 1920-е гг. Холст, масло. 27 х 37 см.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.

ФОТО 1923 Деревья. Ветер. Х, м. 45х45 см. Гал совр иск-ва СОВА-АРТ, Спб. (700x700, 210Kb)
Н.П. Пономарева (1895-1942). Деревья. Ветер. 1923 г. Холст, масло. 45 х 45 см.
Галерея современного искусства «СОВА-АРТ», Санкт-Петербург.

1925 Сплавка дров. Галеев-Галерея, Мск (620x700, 265Kb)
Н.П. Пономарева (1895-1942). Сплавка дров. 1925 г. Холст, масло.
Галеев-Галерея, Москва.

yanov_ponomareva_2x220y240 (2) (663x700, 224Kb)
Н.П. Пономарева (1895-1942). Пейзаж с колодцем. 1920-1930-е гг. Холст, масло.
Санкт-Петербургский Союз художников.

img2_102 (488x700, 138Kb)
.П. Пономарева (1895-1942). Натюрморт. Цветы у окна. 1930-е гг. Холст, масло.
Санкт-Петербургский Союз художников.

ФОТО Родионова Александра Петровна - Портрет художницы Натальи Пономаревой. 1922. Х, м.  62.5х49. ЕК ГМИИ (551x700, 89Kb)
А.П. Родионова (1899-1985). Портрет художницы Натальи Пономаревой. 1922 г.
Холст, масло. 62,5 х 49 см. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.

После начала Великой Отечественной войны Наташа и Константин остаются в блокадном Ленинграде. Во время блокады Константин работал, снимая военные фильмы на родном «Леннаучфильме». Как и все, гасил фугасные бомбы, рыл окопы. Получая крошечный паек служащего, ежедневно пешком ходил на работу. Многие погибнут. Погибла Наташа…Умерла от голода осенью 1942-го… По воспоминания дочери Константина Янова Елены, «как ее отец с Наташей лежали и уже не могли подняться, в холодной комнате на Петроградской стороне. Жизнь покидала их… Константин уже несколько месяцев находился в голодном бреду. При росте 192 см он весил 40 кг, приобрел цингу, дистрофию третьей стадии, не мог вставать с постели. Его, еле живого, вынесли сотрудницы киностудии. Затем он был отправлен вместе с киностудией «Ленфильм» в эвакуацию в Новосибирск, благодаря чему остался в живых».

1920-е Портрет Нечкиной (). Этюд. Холст, масло. 46 х 42. ГМИИ РТ (525x700, 189Kb)
Н.П. Пономарева (1895-1942). Портрет Нечкиной (?). Этюд. 1920-е гг.
Холст, масло. 46 х 42 см. Государственный музей изобразительных искусств
Республики Татарстан, Казань.

1920-е Портрет Константина Янова (657x660, 125Kb)
Н.П. Пономарева (1895-1942). Портрет Константина Янова. 1928 г. Холст, масло.
Галерея современного искусства «СОВА-АРТ», Санкт-Петербург.

1_ponomareva_foto (511x700, 103Kb)
Наталья Пономарева. Фото конец 1930-х гг.

Имя Наталии Петровны Пономаревой увековечено на стене памяти членов ленинградского Союза советских художников, погибших в блокаду. К сожалению, многие работы Пономаревой утеряны: часть погибла в блокаду, часть была продана неизвестным владельцам. Работы Натальи Пономаревой сохранились в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан в Казани, в Галеев-Галерее в Москве и Галерее современного искусства «СОВА-АРТ» в Санкт-Петербурге. Несколько ранних работ 1920-х годов хранятся в частных собраниях России и в итальянской галерее «Капитани».
В 2005 году в Казани состоялась выставка казанского авангарда «АРХУМАС, на которой экспонировались работы Натальи Пономаревой, в 2010-е годы прошло несколько ее выставок совместно с Константином Яновым.

ФОТО Совм. выст. в СПб Голубая галерея, 2015 г. (700x525, 143Kb)
Совместная выставка Натальи Пономаревой и Константина Янова. Голубая галерея, Санкт-Петербург, 2015 г.

ИСТОЧНИКИ

Антон Успенский - Между ававнгардом и соцреализмом. Искусство ХХ1 век (490x700, 87Kb)
Антон Успенский. Между авангардом и соцреализмом.
Из истории советской живописи 1920-1930-х годов. Москва,
Издательство «Искусство-XXI век», 2024 г. Стр. 89.

1.Пономарёва, Наталья Петровна – Википедия

2.Наталья Пономарева – https://www.konstantin-yanov-art.ru

3.Наталья и Константин 20-е годы 20-го века. О двух выдающихся
русских художниках Наталье Пономаревой и Константине Янове




вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник РУССКАЯ СОВЕТСКАЯ ХУДОЖНИЦА-АВАНГАРДИСТКА НАТАЛЬЯ ПЕТРОВНА ПОНОМАРЕВА (1895-1942), УЧЕНИЦА НИКОЛАЯ ФЕШИНА | Слава44 - Дневник Слава44 | Лента друзей Слава44 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»