ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ЛЮДОВИКО МАЦЦОЛИНО / LUDOVICO MAZZOLINO (1480-1528), ФЕРРАРСКАЯ ШКОЛА24-02-2025 21:19к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Л. Маццолино (1480-1528). Переход через Красное море. 1521 г. Дерево, масло. 124 х 157 см.
Национальная галерея Ирландии, Дублин.
Людовико Маццолино, также известный как Маццолини да Феррара, Лодовико Феррареза и Иль Феррарезе - итальянский художник эпохи Возрождения, работавший в Ферраре и Болонье. Он родился в 1480 г. в Ферраре. По всей видимости учился у Лоренцо Косты. В 1521 г. женился на Джованне, дочери венецианского художника Бартоломео Вакки. Большая часть его работ была выполнена по заказу феррарского герцога Эрколе I д'Эсте. Маццолино находился под влиянием Гарофало и Боккаччино. Он известен своими религиозными камерными картинами, изображавшие сцены, наполненные персонажами с преувеличенными, почти гротескными чертами лиц. Маццолино - уникальный случай в итальянской живописи начала XVI века: художник фактически ориентирует свой язык в антиклассическом направлении, обращаясь к немецкой живописи и гравюре (прежде всего, к работам Альбрехта Дюрера). Точная дата его смерти неизвестна, он умер во время опустошительной вспышки чумы в Италии в 1528-1530 гг.
Замок Эсте в Ферраре, Италия. Архитектор Бартолино да Новара. Построен в 1385 году.
Людовико Маццолино (Маццолини, Мазулини - Ludovico Mazzolino) был сыном Джона. Ввиду отсутствия документальных источников, подтверждающих дату и место его рождения, принято считать, что он родился в Ферраре около 1480-1481 годов. Анализ его юношеских работ позволяет предположить, что он проходил обучение у феррарского мастера Эрколе Роберти. Вероятно, после смерти последнего в 1496 году он провел некоторое время в Болонье в мастерской Лоренцо Косты, учитывая, что Джорджо Вазари уже объявил его своим учеником, а также учитывая некоторые черты его живописи.
Л. Маццолино (1480-1528). Поклонение волхвов. 1500-1502 гг.
Дерево, масло. 120 х 78 см. Музей Малого Дворца, Авиньон,
депозит из Лувра, Париж.
Л. Маццолино (1480-1528). Поклонение волхвов. Фрагмент. 1500-1502 гг.
Дерево, масло. Музей Малого Дворца, Авиньон, депозит из Лувра, Париж
Первыми достоверными работами Маццолино считаются фрески в церкви Санта Мария дельи Анджели в Ферраре, заказанные герцогом Эрколе I и документально подтвержденные как выполненные им, начиная с 1504 года, считаются работой художника, достигшего зрелого возраста. Фрески были утрачены в 1604 году, когда в церковь ударила молния. Однако из платежей следует, что это были довольно обширные украшения, включавшие восемь часовен, соответствующие им боковые нефы и колонны центрального нефа с соответствующими им арками, на которых были изображены некоторые святые и герцогский герб. Сведений о других изображенных сюжетах и об изобразительном языке произведения нет.
Л. Маццолино (1480-1528). Мадонна на троне со Святыми Андреем и Петром.
1500-1520 гг. Дерево, масло. Городской музей Ала Понцоне, Кремона.
Л. Маццолино (1480-1528). Мадонна на троне со Святыми Андреем и Петром. Фрагмент. 1500-1520 гг.
Дерево, масло. Городской музей Ала Понцоне, Кремона.
Л. Маццолино (1480-1528). Пьета (Оплакивание Христа). 1501-1503 гг.
Дерево, масло. 31 x 23 см. Коллекция Витторио Чини, Венеция.
Лоренцо Коста (1460-1535), Л. Маццолино (1480-1528). Святое семейство
(Поклонение Младенцу). 1506 г. Дерево, масло. 81,5 х 61,8 см.
Аукционный дом Hotel Drouot, Париж, 2020 г. Эстимейт EUR 8.000-10.000 евро.
Л. Маццолино (1480-1528). Мадонна с Младенцем. До 1505 г. Дерево, масло. 46,7 х 36,4 см.
Аукционный дом Wannenes, Генуя, 2023 г. Эстимейт EUR 10.000 – 15.000 евро.
Л. Маццолино (1480-1528), атрибуция. Богоматерь с Младенцем и Святыми
Иеронимом и Франциском. Дерево, масло. 35 х 30 см. Частное собрание.
Была предпринята попытка реконструировать творчество Маццолино с самых первых лет XVI века, когда он предположительно начал свою самостоятельную деятельность, путем стилистических сравнений с его первой сохранившейся датированной работой, небольшим триптихом «Мадонна со Святыми Антонием и Марией Магдалиной», датированная 1509 годом и хранящаяся в Картинная галерее Берлина.
В триптихе проявляется множественность влияний: элегантный классицизм, заметный, например, в женских лицах, который, кажется, был заимствован у Косты и Боккаччо Боккаччино (1460-1525); элементы, заимствованные у Эрколе Роберти, такие как архитектурные крылья. В лике Святых очевидны нордические влияния. Св. Антоний, ассимилированный через венецианских художников, возможно, встретился во время поездки в Венецию перед написанием картины. На заднем плане центральной панели виден барельеф со сценой битвы - антикварная цитата, которая станет постоянным элементом творчества Маццолино.
Л. Маццолино (1480-1528). Мадонна с Младенцем и Святыми Антонием и Марией Магдалиной. Триптих.
1509 г. Дерево, масло. Берлинская картинная галерея.
Л. Маццолино (1480-1528). Рождество Христово. 1506-1507 гг. Дерево, масло. 40 х 50,5 см.
Галерея Боргезе, Рим.
Л. Маццолино (1480-1528). Рождество с пастухами. 1506-1507 гг.
Дерево, масло. 39,4 х 34,3 см. Национальная галерея, Лондон.
Л. Маццолино (1480-1528). Рождество Иисуса и рассказы святых. 1510-1511 гг. Дерево, масло. 36 x 48,8 см.
Коллекция произведений искусства Fondazione Cariparma, Парма.
Л. Маццолино (1480-1528). Поклонение пастухов. 1500-е гг. Дерево (сосна), масло.
39,4 x 32 см. Частное собрание. В небе летит интересный ангел или НЛО?
Л. Маццолино (1480-1528). Рождество с поклонением пастухов. 1500-е гг.
Копия XIX века. Дерево, масло. 28,5 x 22 см. Аукционный дом Gregory’s, Болонья, 2015 г.
Эстимейт EUR 200 - 500 евро.
Алтарная картина Маццоллино «Рождество со Святыми Бернардо и Альбериком» из цистерцианской церкви Сан-Бартоломео в Ферраре, картина значительных размеров датируется примерно 1508-1509 гг. Работа, сочетающая в себе элегантные антикварные мотивы с нордическими мотивами, в настоящее время хранится в Национальной пинакотеке в Ферраре.
В 1511 году Маццолино написал «Святое Семейство со Святыми Иосифом, Себастьяном и Рокко», находившееся в частной коллекции, а также «Пьету» 1514 года, ныне находящуюся в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Эта последняя картина была написана для Лукреции Борджиа и представляет собой произведение большой драмы. В чертах персонажей также прослеживаются отсылки к скандинавскому искусству, особенно к творчеству А. Дюрера, тогда как пейзаж близок к венецианским мотивам.
Л. Маццолино (1480-1528). Рождество со Святыми Бернардом и Альбериком.
Из церкви Сан-Бартоломео. 1508-1509 гг. Дерево, масло. 219 x 176 см.
Национальная пинакотеке, Феррара.
Л. Маццолино (1480-1528). Рождество со Святыми Бернардом и Альбериком. Из церкви Сан-Бартоломео.
1508-1509 гг. Дерево, масло. Национальная пинакотеке, Феррара.
Л. Маццолино (1480-1528). Святое семейство со Святыми Иосифом, Себастьяном и Рокко.
1511 г. Дерево, масло. 43 x 37,5 см. Художественный музей Сорлини, Брешия.
Л. Маццолино (1480-1528). Святое семейство со Святыми Иосифом, Себастьяном и Рокко. Фрагмент.
1511 г. Дерево, масло. Художественный музей Сорлини, Брешия.
Л. Маццолино (1480-1528). Святое семейство со Святыми Иоанном и Елизаветой. 1511 г.
Дерево, масло. 32,5 х 28 см. Городской музей Амедео Лиа, Ла Специя, Италия.
Л. Маццолино (1480-1528). Святое семейство со Святыми Иоанном и Елизаветой. Фрагмент. 1511 г.
Дерево, масло. Городской музей Амедео Лиа, Ла Специя, Италия.
Л. Маццолино (1480-1528). Поклонение волхвов со Святыми Бернаром и Альбериком в пейзаже.
Дерево, масло. 57 х 61 см. Мамиано ди Траверсетоло, Фонд Маньяни-Рокка, Парма.
Л. Маццолино (1480-1528). Поклонение волхвов со Святыми Бернаром и Альбериком в пейзаже. Фрагмент.
1512 г. Дерево, масло. Мамиано ди Траверсетоло, Фонд Маньяни-Рокка, Парма.
Л. Маццолино (1480-1528). Мадонна и Святой Иосиф, поклоняющиеся младенцу Христу.
1512 г. Дерево, масло. 32,4 x 27,8 см. Коллекция Гримальди Фава, Болонья.
Л. Маццолино (1480-1528). Благославляющий Христос и Святой Стефан. 1513 г.
Дерево, масло. 41 х 33 см. Галерея Маттисена, Лондон.
Малая панель «Святое семейство и Святые Елизавета, Анна и Иоанн» (Картинная галерея, Берлин), в которой вновь появляется тот же саркофаг, уже упомянутый в триптихе 1509 года, и в которой представлена интересная группа, образованная святыми. Иоанн Креститель с Агнцем, который, по-видимому, является обновленной версией схожих типологий Леонардо и Рафаэля. «Рождество Христово с фигурой паломника» в галерее Боргезе в Риме, гармонично сочетающее в себе нордические акценты и венецианский пейзаж, а также «Рождество Христово» в Национальной галерее в Лондоне также следует отнести к периоду между 1512 и 1513 годами.
Л. Маццолино (1480-1528). Святое семейство со Святыми Елизаветой, Анной и Иоанном. 1509 г. Дерево, масло.
Берлинская картинная галерея.
Л. Маццолино (1480-1528). Рождество с шествием волхвов. 1513 г.
Дерево, масло, золото. 45,7 x 34 см. Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2014 г.
Лот продан за $125.000 дол.
Л. Маццолино (1480-1528). Святое Семейство со Святыми Иеронимом и Иоанном Крестителем.
1514 г. Дерево, масло. 109 x 93 см. Галерея Сабауда, Турин.
Л. Маццолино (1480-1528). Святое Семейство со Святыми Иеронимом и Иоанном Крестителем. Фрагмент (1).
1514 г. Дерево, масло. Галерея Сабауда, Турин.
Л. Маццолино (1480-1528). Святое Семейство со Святыми Иеронимом и Иоанном Крестителем. Фрагмент (2).
1514 г. Дерево, масло. Галерея Сабауда, Турин.
Л. Маццолино (1480-1528). Святое семейство с вишнями в пейзаже. 1516 г.
Дерево, масло. 63 х 49 см. Старая Пинакотека, Мюнхен.
Маццолино датировал картину «Святое семейство с вишнями», ныне хранящуюся в Старой пинакотеке в Мюнхене, 1516 годом. Влияние Доссо Досси заметно, особенно в большей мягкости цветов. Профессиональный успех, достигнутый Маццолино в эти годы, подтверждается также покупкой дома в приходе Сан Грегорио в Ферраре в 1518 году и завершением его строительства в 1522 году.
Л. Маццолино (1480-1528). Бог-Отец. 1510-1520 гг. Холст, масло. 72,7 х 59,7 см.
Музей искусств Понсе (MAP), Пуэрто-Рико.
26 января 1520 г. Маццолино получил плату от Сиджизмондо д'Эсте за две картины: «Рождественский вертеп» и «Спор в храме». Вторую картину некоторые идентифицируют как «Диспут Иисуса в храме», хранящуюся в галерее Дориа-Памфили в Риме, и в этом случае он, предположительно, был бы выполнен в 1519 году и стал бы первым примером целой серии «Диспутов», изображенных Маццолини. Витые колонны кивория также представляют собой «Диспут» из Галереи Дориа-Памфили - интересную цитату из архитектурного мотива, широко популяризированного ватиканскими гобеленами Рафаэля; и в этой связи были подняты вопросы о возможном римском пребывании Маццолино, хотя это не подтверждено ни источниками, ни документами. Этот «Диспут» сравнивают с небольшой панелью на схожую тему, хранящейся в Картинной галерее Берлина, на которой среди толпы гротескных врачей выделяется группа ребенка, защищающего сову, символ истинной мудрости, от сетей обезьяны, эмблемы глупого подражания.
Л. Маццолино (1480-1528). Пьета. 1514 г. Дерево, масло. 56 x 45,8 см. Галерея Маттисена, Лондон.
Картина была передана в качестве дара в Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Л. Маццолино (1480-1528). Пьета. Фрагмент. 1514 г. Дерево, масло. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Л. Маццолино (1480-1528). Святое семейство со Святой Анной и Святым Франциском. 1515 г. Дерево, масло.
Национальный музей античного искусства, Лиссабон.
Л. Маццолино (1480-1528). Святое семейство со Святой Анной и Святым Франциском. Фрагмент. 1515 г.
Дерево, масло. Национальный музей античного искусства, Лиссабон.
Л. Маццолино (1480-1528). Святое семейство со Святыми Елизаветой,
Франциском и Иоанном Крестителем. 1514-1516 гг. Дерево, масло. 53 х 39,4 см.
Национальная галерея, Лондон.
Л. Маццолино (1480-1528). Диспут Христа с врачами в храме. 1519 г.
Дерево, масло. Галерея Дориа-Памфили, Рим.
Л. Маццолино (1480-1528). Диспут Христа с врачами в храме. Фрагмент. 1519 г. Дерево, масло.
Галерея Дориа-Памфили, Рим.
Л. Маццолино (1480-1528). Переход через Красное море. 1521 г. Дерево, масло. 124 х 157 см.
Национальная галерея Ирландии, Дублин.
Панель с изображением «Перехода через Красное море», хранящаяся в Национальной галерее в Дублине, датирована 19 июня 1521 года. Картина демонстрирует некоторые характерные черты творчества Маццолино в эти годы: динамичное действие, в котором жесты и движения персонажей передают динамизм и драматизм, а также использование ярких цветов, что дает элегантный и необычный результат, сближающий его с некоторыми скандинавскими художниками, такими как Лука Лейденский.
В настоящее время в Дублине реставрируют редкую картину Маццолино «Переход через Красное море».
Картина находится в собрании Национальной галереи Ирландии с 1914 года, но за все это время ее ни разу не экспонировали. Теперь, благодаря гранту в размере €25 тыс. от Европейского фонда изящных искусств, запущен проект по исследованию и реставрации картины. Он не только позволит впервые показать ее, но и поможет владельцам других подобных работ решить некоторые из их проблем.
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
Л. Маццолино (1480-1528). Переход через Красное море. Фрагмент. 1521 г. Дерево, масло. 124 х 157 см.
Национальная галерея Ирландии, Дублин.
«Избиение младенцев» в галерее Дориа Памфили в Риме также датируется примерно 1520 годом из-за стилистического сходства с дублинской панелью. Это картина большего размера (135 x 112 см), чем те, которые обычно предпочитает художник, и написана для Лукреции Борджиа. На переднем плане изображена резня, устроенная Иродом, с реалистичными и трагическими подробностями; в то время как на заднем плане, с эффектным и поэтическим синтезом, находит свое место эпизод отдыха от бегства в Египет. Эффект хаотичного скопления персонажей, охваченных драмой, усиливается яркими и блестящими красками; но боль матерей проанализирована с психологической точностью и знанием классических образцов, вероятно, заимствованных из тех древних барельефов, которые художник так часто цитировал в своих работах.
Л. Маццолино (1480-1528). Поклонение пастухов. 1515-1520 гг. Дерево, масло.
Академия Каррара, Бергамо.
Л. Маццолино (1480-1528). Святое семейство со Святым Николаем Толентинским,
Троицей и ангелами. 1520 г. Дерево, масло. 80,6 х 62,2 см.
Национальная галерея, Лондон.
Л. Маццолино (1480-1528). Неверие святого Фомы. 1520-1521 гг.
Дерево, масло. 37,5 х 30,5 см. Галерея Боргезе, Рим.
Л. Маццолино (1480-1528). Обрезание. 1522 г. Дерево, масло. 33 х 31 см.
Коллекция Витторио Чини, Венеция.
Л. Маццолино (1480-1528). Обрезание. Фрагмент (1). 1522 г. Дерево, масло.
Коллекция Витторио Чини, Венеция.
Л. Маццолино (1480-1528). Обрезание. Фрагмент (1). 1522 г. Дерево, масло. Коллекция Витторио Чини,
Венеция.
Л. Маццолино (1480-1528). Мадонна с младенцем и Святым Иосифом.
Холст, масло. 1522 г. Частное собрание, Англия.
Как сообщает британская газета «Daily Telegraph», у пенсионера, проживающего в графстве Глостершир, обнаружилась первоклассная картина эпохи Ренессанса. Полотно, чьим автором является известный художник Людовико Маццолино, пролежало всеми забытое в его кладовке почти 60 лет. Полотно появится на аукционе Duke’s в Дорчестере и оценивается в 40–60 тысяч фунтов стерлингов.
Л. Маццолино (1480-1528). Поклонение пастухов. 1520-1524 гг. Дерево, масло.
79,5 х 60,5 см. Галерея Уффици, Флоренция.
В последующие годы своей зрелости Маццолино, сохраняя свой индивидуальный почерк, все более различимым и его картины приобрели более мягкие цвета и большую утонченность в пейзажных фонах, все более богатых туманными синими оттенками, в то время как тела и драпировки характеризовались менее сухой манерой. Эти характеристики можно увидеть, например, на небольшой панели, хранящейся в галерее Боргезе в Риме и изображающей «Неверие Святого Фомы», обычно датируемая примерно 1520-1521 гг., в которой Маццолино сделал необычный выбор, поместив эпизод в естественную обстановку.
Из акта от 21 ноября. 1521 г., касающееся получения последней части приданого, мы узнаем, что Маццолино женился, вероятно, за несколько лет до этого, на Джованне, дочери Бартоломео Вакки, венецианского художника.
Л. Маццолино (1480-1528). Поклонение волхвов. 1522 г. Дерево, масло. 40 x 30 см. (рама)
Галерея Боргезе, Рим.
Л. Маццолино (1480-1528). Поклонение волхвов. 1522 г. Дерево, масло. 40 x 30 см.
Галерея Боргезе, Рим.
Л. Маццолино (1480-1528). Поклонение волхвов. 1522 г. Дерево, масло. 35 х 26 см.
Частное собрание. А в душе Маццолино звучали струны, играюшие музыку Дюрера:
Альбрехт Дюрер (1471-1528). Рождество. 1504 г. Гравюра. 186 x 121 см.
Бассано-дель-Граппа, гражданские музеи, коллекция Ремондини.
Л. Маццолино (1480-1528). Мадонна с Младенцем и Святыми Анной,
Иоакимом и Иоанном Евангелистом. 1522-1523 гг. Дерево, масло. 29,5 x 22,8 см.
Галерея Уффици, Флоренция.
Л. Маццолино (1480-1528). Христос среди учителей в храме. 1522-1524 гг.
Дерево, масло. 31,1 х 22,2 см. Национальная галерея, Лондон.
Л. Маццолино (1480-1528). 12-тилетний Иисус среди врачей в храме.
1524 г. Дерево, масло. 256 х 182,5 см. Берлинская картинная галерея.
Л. Маццолино (1480-1528). Поклонение пастухов. 1524 г. Дерево, масло. 79 х 62,2 см.
Художественный музей Джона и Мэйбл Реглинг, США.
Л. Маццолино (1480-1528). Поклонение пастухов. 1524 г. Дерево, масло. 30 x 42 см.
Национальная Пинакотека, Болонья.
Л. Маццолино (1480-1528). Рождество. 1522-1525 гг. Дерево, масло.
Капитолийские музеи, Рим.
Современницей «Диспута святого Франциска» является еще одна картина, которую Маццолино выполнил для клиента из Болоньи, Джироламо Пандольфи, более известного как Джироламо Касио, эклектичной фигуры поэта и торговца, принадлежавшего к кругу семей Капрара и Бентивольо. Это небольшая работа, изображающая дань, датированная 1524 годом, хранящаяся в Национальном музее в Познани. Две версии «Ecce Homo», хранящиеся соответственно в Музее Конде в Шантийи и Картинной галерее в Дрездене, также, вероятно, являются современными или немного более поздними.
Это две вертикальные работы среднего размера, в которых Маццолино вновь, в еще более драматичной тональности, поднимает тему противостояния невинной и спасительной фигуры Христа и бездумной и гротескной толпы, символизирующей человечество, неспособное осознать божественное. В Музее Конде в Шантийи также хранится «Мадонна с младенцем и святым» работы М. Антонио, датированный 1525 годом.
Л. Маццолино (1480-1528). Бог-Отец. Начало XVI в. Дерево, масло. 13 х 30,05 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Л. Маццолино (1480-1528). Бог-Отец. 1524 г. Дерево, масло.
Национальная пинакотека, Болонья.
Л. Маццолино (1480-1528). Святое семейство. 1525 г. Дерево, масло.
Музей античного искусства, Лиссабон.
Л. Маццолино (1480-1528). ECCE HOMO (Сё человек). 1524-1525 гг.
Дерево, масло. 55 х 43 см. Музей Конде, Шантийи.
Л. Маццолино (1480-1528). Ecce Homo. 1525 г. Дерево (тополь), масло.
66 x 43,5 см. Дрезденская картинная галерея.
Л. Маццолино (1480-1528). Презентация Иисуса в храме. 1524-1526 гг.
Дерево, масло. Коллекция Витторио Чини, Венециия.
Л. Маццолино (1480-1528). Обрезание Христа. 1525 г. Дерево, масло. 40 х 29 см.
Галерея Уффици, Флоренция.
Л. Маццолино (1480-1528). Христос перед Пилатом. 1525 г. Дерево, масло. 45 х 39 см.
Музей изобразительных искусств, Будапешт.
Джироламо да Тревизо мл. (1498-1544). Христос и самаритянка. 1525 г.
Дерево, масло. 65,5 х 45,2 см. Художественно-исторический музей, Вена.
Картина ранее приписывалась Людовико Маццелино.
Л. Маццолино (1480-1528). Богородица с младенцем Иисусом и Святым
Антонием Аббатом в пейзаже. 1525-1526 гг. Дерево, масло. 32 х 25 см.
Музей Конде, Шантийи.
Л. Маццолино (1480-1528). Христос диспутирует с врачами в храме. 1524 г.
Бумага, коричневая тушь, акварель, перо. Библиотека Моргана, Нью-Йорк.
Картина «Христос и прелюбодейка» Маццелино в Национальной галерее в Лондоне датируется 1522 годом, а картина «Диспут Иисуса в храме», хранящаяся в том же музее, также связывается с этой датой.
Обе работы имеют небольшой формат и вертикальную компоновку, в которой отчетливо видно разделение между толпой зрителей, размещенной на переднем плане, и архитектурой, выделяющейся на заднем плане. В частности, в «Диспуте» мы находим вставки барельефов со сценами из Ветхого Завета и антикварными сюжетами; в то время как выбор купольной архитектуры свидетельствует о смелой фантазии.
Л. Маццолино (1480-1528), атрибуция. Избиение младенцев. До 1525 г. Дерево, масло. 49 х 59 см.
Галерея Уффици, Флоренция.
Л. Маццолино (1480-1528). Оплакивание (Lamentation). 1526 г. Холст, масло. 45,7 x 43,1 см.
Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2021 г. Лот продан за $162.500 дол.
Л. Маццолино (1480-1528). Поклонение Младенцу со Святым младенцем
Иоанном Крестителем. 1526 г. Дерево, масло, перенесено на холст. 40 x 32 см.
Коллекция Гримальди Фава, Болонья.
Л. Маццолино (1480-1528). Обрезание Христа. 1526 г. Дерево (тополь), масло.
78,5 х 56,5 см. Художественно-исторический музей, Вена.
Л. Маццолино (1480-1528). Христос и прелюбодейка. 1526 г. Дерево, масло.
Галерея Палатина, Флоренция.
Л. Маццолино (1480-1528). Христос и прелюбодейка. Фрагмент. 1526 г. Дерево, масло.
Галерея Палатина, Флоренция.
Л. Маццолино (1480-1528). Воскрешение Лазаря. 1527 г. Дерево, масло. 38,5 x 50,5 см.
Пинакотека Брера, Милан
Л. Маццолино (1480-1528). Воскрешение Лазаря. Фрагмент (1). 1527 г. Дерево, масло.
Пинакотека Брера, Милан.
Л. Маццолино (1480-1528). Воскрешение Лазаря. Фрагмент (2). 1527 г. Дерево, масло.
Пинакотека Брера, Милан.
Л. Маццолино (1480-1528). Христос омывает ноги ученикам. 1527 г. Дерево, масло. 49,4 х 53,5 см.
Художественный музей Филадельфии, США.
Эта картина была написана для герцога Феррары и позже была установлена в личной часовне его жены. В платежном документе особо упоминается, что на ней изображены маленькие фигуры. Маломасштабные картины, содержащие много фигур, были специальностью Маццолино.
Главная панель с изображением «Диспута Иисуса в храме», подписанная и датированная 1524 годом, в настоящее время хранится в Берлине и представляет собой одну из крупнейших работ Маццолино (256 х 182 см). Киматий с изображением «Бога-Отца и Святого Духа», а также панель с изображением «Поклонения пастухов», являющаяся частью пределлы, хранятся в Национальной пинакотеке в Болонье. Некоторые подготовительные рисунки хранятся в Галерее Альбертина в Вене и библиотеке Моргана в Нью-Йорке.
Л. Маццолино (1480-1528). Избиение младенцев. 1520-1528 гг. Дерево, масло. 31 х 38 см. (рама)
Рейксмузеум, Амстердам.
Л. Маццолино (1480-1528). Избиение младенцев. 1520-1528 гг. Дерево, масло. 31 х 38 см.
Рейксмузеум, Амстердам.
Л. Маццолино (1480-1528). Избиение младенцев. Фрагмент. 1520-1528 гг. Дерево, масло.
Рейксмузеум, Амстердам.
Л. Маццолино (1480-1528). Моисей и Скрижали Завета, Проклятие бесплодной смоковницы и
Притча о лепте вдовы. 1525-1530 гг. Дерево, масло. 8,5 х 67 см. (рама). Рейксмузеум, Амстердам.
Л. Маццолино (1480-1528). Моисей и Скрижали Завета, Проклятие бесплодной смоковницы и
Притча о лепте вдовы. Фрагмент. 1525-1530 гг. Дерево, масло. 8,5 х 67 см. Рейксмузеум, Амстердам.
Л. Маццолино (1480-1528). Мадонна с младенцем, голубем Святого Духа и ангелами.
1500-1528 гг. Дерево, масло. 19 х 17 см. Частное собрание.
Л. Маццолино (1480-1528). The Tribute Money (Дань монетой). 1528-1500 гг.
Холст, масло. 30 x 20,5 см. Церковь Крайст-Черч, Оксфордский университет.
Л. Маццолино (1480-1528). Христос перед Пилатом. 1530 г.
Дерево, масло. 54 х 42,5 см. Музей Фицуильяма, Кембридж.
Л. Маццолино (1480-1528). Христос перед Пилатом. Фрагмент (1). 1530 г.
Дерево, масло. Музей Фицуильяма, Кембридж.
Л. Маццолино (1480-1528). Христос перед Пилатом. Фрагмент (2). 1530 г. Дерево, масло.
Музей Фицуильяма, Кембридж.
Л. Маццолино (1480-1528). Христос перед Пилатом. Фрагмент (3). 1530 г. Дерево, масло.
Музей Фицуильяма, Кембридж.
Л. Маццолино (1480-1528). Муций Сцевола. Копия. Принт. 24,2 х 24,2 см.
Галерея Альбертина, Вена.
Успех, которого добился Маццолино в последние годы жизни, полностью подтверждается важностью заказа, полученного из-за пределов Феррары, от болонского дворянина Франческо Капрары, который хотел создать алтарный образ для своей часовни в церкви Сан Франческо в Болонье.
Л. Маццолино (1480-1528). Христос изгоняет торговцев из храма. Дерево, масло.
Коллекция герцога Нортумберленда, замок Алнвик, Англия.
Л. Маццолино (1480-1528), мастерская. Христос среди врачей. 1535-1540 гг. Дерево, масло.
Капитолийские музеи, Рим.
Л. Маццолино (1480-1528), follower. Отдых на пути в Египет. 1540 г. Дерево, темпера. 42 x 48 см.
Аукцион Sotheby’s, Париж, 2015 г. Эстимейт EUR 20.000 – 30.000 евро.
Л. Маццолино (1480-1528). Святое Семейство и Святая Троица. XVI в.
Дерево (тополь), масло. 34 х 28 см. (рама). Лувр, Париж.
Л. Маццолино (1480-1528). Святое Семейство и Святая Троица. Фрагмент.
XVI в. Дерево (тополь), масло. 34 х 28 см. Лувр, Париж.
Л. Маццолино (1480-1528), manner. Мария с Иисусом, Агнессой и Святой Анной
на балконе с животными и видом на пейзаж. Дерево, масло. 68,5 х 51,8 см.
Частное собрание.
Л. Маццолино (1480-1528). Святой Иероним в созерцании. 1528 г.
Дерево, масло, золото. 39,4 х 31,1 см. Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2016 г.
Эстимейт $250.000 - 350.000 дол.
Л. Маццолино (1480-1528). Читающий Иероним, Святые Лючия и Цецилия
под хором ангелов. Дерево, масло. Аукцион Auctionet.com, Швеция, 2023 г.
Эстимейт EUR 10.000 евро.
Л. Маццолино (1480-1528). Читающий Иероним, Святые Лючия и Цецилия
под хором ангелов. Фрагмент. Дерево, масло. Аукцион Auctionet.com, Швеция, 2023 г.
Эстимейт EUR 10.000 евро.
В 1526 году М. написал «Обрезание Христа», ныне хранящееся в Музее истории искусств в Вене, — картину, характеризующуюся большой архитектурой с лоджией на заднем плане и большой группой наблюдателей на переднем плане, на котором фигуры Марии и Иосифа почти не видны. Наконец, в 1527 году художник вносит дальнейшие изменения в свой изобразительный язык, что отчетливо заметно в картинах «Омовение ног» (Филадельфия, собрание Дж. Г. Джонсона) и «Воскрешение Лазаря» (Милан, Пинакотека Брера).
В «Воскрешении Лазаря», где на заднем плане изображен почти сказочный вариант замка Святого Ангела, на переднем плане фигуры Христа, Марфы и Марии демонстрируют новую монументальность и более статичную позу; в то время как полуобнаженное тело Лазаря даже подчеркивает мышечную анатомию, довольно необычную для произведений М., что является своего рода поздним приемом осторожного микеланджелизма.
Л. Маццолино (1480-1528). Христос, изгоняющий торговцев из храма. Галерея Дориа-Памфили, Рим.
Л. Маццолино (1480-1528), мастерская. Христос среди врачей в храме.
1500-1550 гг. Дерево, масло. 47 х 31,5 см. Капитолийские музеи, Рим.
Л. Маццолино (1480-1528). Святое семейство со Святыми Петром и Марией Магдалиной.
Дерево, масло. 56,5 x 46,5 см. Частное собрание.
Л. Маццолино (1480-1528). Христос и прелюбодейка. Дерево, масло. 19,5 x 24 см.
Аукцион Bertolami Fine Art, Рим, 2024 г. Эстимейт EUR 30.000 - 50.000 евро.
Л. Маццолино (1480-1528), follower. Тарквато Тассо при дворе герцогов Эсте в Ферраре. Дерево, масло.
19,6 x 26,5 см. Аукцион Christie’s, Рим, 2000 г. Лот продан за 4.700.000 итальянских лир.
Вацлав Холлар (1607-1677). Бюст молодой женщины с тщательно продуманным
головным убором, глядящая вниз. По оригиналу Л. Маццолино. 1645 г.
Бумага, карандаш. 6,4 х 4,8 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
27 сентября 1528 года Маццолино, страдавший от заболевания чумой, составил завещание, из которого мы узнаем о существовании двух дочерей Клаудии и Корнелии, и двух братьев Маццолино, Никколо и Вентуры, и еще известно, что его жена Джованна была еще жива. Людовико Маццолино умер в Ферраре в период между 1528 годом, когда он составил завещание, и 22 декабря 1530 г. в возрасте 49 лет, когда он уже умер по другим документам.
В сети нашел одно единственное издание, посвященное творчеству Людовика Маццолино, однако его имя часто упоминается в коллективных монографиях, в том числе и в России. В Эрмитаже, в Санкт-Петербурге есть его одна-единственная картина «Бог-Отец». А в Италии изготавливают красное сухое вино «Mazzolino»:
Вино «Mazzolino Bonarda». Красное. 13% 0,75 л.
Ludovico Mazzolino [Text in Italian] by Silla Zamboni (Author).
“Silvana” Editoriale D’Arte. Milano, 1965.
ИСТОЧНИКИ
Мировое искусство. Мастера итальянского Возрождения. Около 1000 произведений
живописи. Сост, общая ред. И.Г. Мосин. Санкт-Петербург, Издательство ООО СЗКЭО
«Кристалл», Москва «Оникс», 2006 г. – Стр. 136.