К.К. Чеботарев (1892-1974). Портрет Александры Георгиевны Платуновой,
жены художника. 1933 г. Холст, масло. Музей русского импрессионизма, Москва.
Александра Георгиевна Платунова (1896-1966) – русский советский художник разностороннего дарования, автор живописных полотен, станковой, книжной и журнальной графики, экслибрисов, лубков. Она писала портреты, пейзажи, тематические, абстрактно-орнаментальные и символико-аллегорические композиции, нередко по мотивам сказок и фантазиям собственного сочинения. Произведениям А. Платуновой, выполненным в разнообразных техниках - масло на бумаге, монотипия, линогравюра, рисунок - присущи высокая художественная культура исполнения, яркая образность, декоративность, поэтичность, лиричность. Платунова в советские годы обратилась к гендерной проблеме. Героини ее работ «Трактористки», «Собрание текстильщиц», «Общественное собрание» - женщины, активно участвующие в общественной жизни. Тематика этих произведений была актуальна, поэтому Платунову охотно печатали в периодических изданиях и в 1942 году приняли в Союз художников, чего нельзя сказать о муже, К. Чеботареве, которого приняли в МОСХ только в 1970 году, за четыре года до его смерти. Платунова умерла раньше в 1966 году.
В середине 1920-х Александра Платунова ставит перед собой амбициозную задачу — создание «Азбуки». 30 листов из этой серии она исполняет в технике линогравюры, которая, с одной стороны, позволяет передать в оттиске экспрессивность изображения, но, с другой, сложна для написания шрифтов. Однако художница справляется, разрабатывая для каждой буквы сложные и наполненные деталями сюжеты. Интересно, что букву Х со словом «художник» разработал Константин Чеботарев.
А.Г. Платунова (1896-1966). Серия «Азбука». 1926 г. Экспозиция с выставки 2023 г.
Серия «Азбука» ранее принадлежала петербургскому графику, граверу, художественному критику и музейному работнику Всеволоду Воинову, который в 1927 году организовал в Русском музее выставку «Русская ксилография за 10 лет». Александра Платунова участвовала в ней и, возможно, создала листы «Азбуки» по личной просьбе Воинова. Сегодня известен только один экземпляр полного комплекта гравюр - и его тоже можно было увидеть на выставке в «Галеев-Галерее».
А.Г. Платунова (1896-1966). Серия «Азбука». 1926 г. Экспозиция с выставки 2023 г.
А.Г. Платунова (1896-1966). Аэроплан. Лист из серии «Азбука» (Буквы). 1926 г.
Линогравюра. Государственный музей изобразительных искусств Республики
Татарстан, Казань.
А.Г. Платунова (1896-1966). Барабан. Лист из серии «Азбука» (Буквы). 1926 г.
Линогравюра. Галеев-Галерея, Москва.
А.Г. Платунова (1896-1966). Буквы. Лист из серии «Азбука» (Буквы). 1926 г.
Линогравюра. Государственный музей изобразительных искусств Республики
Татарстан, Казань.
А.Г. Платунова (1896-1966). Знамя. Лист из серии «Азбука» («Буквы»). 1926 г.
Линогравюра. 28,6 х 24 см. Государственный музей изобразительных искусств
Республики Татарстан, Казань.
А.Г. Платунова (1896-1966). Книга. Лист из серии «Азбука» («Буквы»). 1926 г.
Линогравюра. Государственный музей изобразительных искусств Республики
Татарстан, Казань.
А.Г. Платунова (1896-1966). Утюг. Лист из серии «Азбука» («Буквы»). 1926 г.
Линогравюра. Галеев-Галерея, Москва.
А.Г. Платунова (1896-1966). Художник. Лист из серии «Азбука» («Буквы»). 1926 г.
Линогравюра. Государственный музей изобразительных искусств Республики
Татарстан, Казань.
А.Г. Платунова (1896-1966). Часы. Лист из серии «Азбука» («Буквы»). 1926 г.
Линогравюра. Государственный музей изобразительных искусств Республики
Татарстан, Казань.
А.Г. Платунова (1896-1966). Портрет Константина Константиновича Чеботарева. 1925 г.
Холст на картоне, масло. 35,7 х 29,5 см. Государственный музей изобразительных
искусств Республики Татарстан, Казань.
Татарская арабица также адаптировалась к задачам конструктивистской традиции. В работах Платуновой и Чеботарева текст становится полноценным графическим элементом композиции. Платунова включает в свою агитационную графику надписи «оквадраченным» арабским шрифтом: например, в журнальный рисунок «Татарский клуб» включена надпись «Дөнья инкыйлабы булыр!» («Да здравствует мировая революция!»). Заказы на подобные агитационные плакаты приходили от АХРР, которые олицетворяли правый фланг в искусстве, тогда как муж Александры Платуновой, Константин Чеботарев, придерживался левых идей. На рубеже 1920−1930-х годов он работал в эстетике постфутуризма («Кипит наш разум возмущенный», «Вся власть Советам» - оба 1929 года подтверждают это).
А.Г. Платунова (1896-1966). Беспризорники. 1926 г. Холст на картоне, масло. 70,5 х 70,5 см.
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.
А.Г. Платунова (1896-1966). Беспризорники. Эскиз. 1926 г. Бумага, карандаш. 15 х 15,5 см.
Частное собрание.
А.Г. Платунова (1896-1966). НЭП (Новая экономическая политика). 1926 г.
Бумага, акварель. 26,5 х 24,7 см. Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2023 г.
А.Г. Платунова (1896-1966). Новая аграрная политика. 1927 г.
Бумага, акварель, карандаш. 30,5 x 23,5 см. Частное собрание.
Иван Мукосеев. Валенки. Рисунки А. Платуновой. Эскиз (1).
Издательство «Молодая гвардия», 1928 г.
Иван Мукосеев. Валенки. Рисунки А. Платуновой. Эскиз (2).
Издательство «Молодая гвардия», 1928 г.
А.Г. Платунова (1896-1966). Журнал «Красная панорама». № 32.
9 августа 1929 г. Обложка.
А.Г. Платунова (1896-1966). Сеанс кинопередвижки в марийской деревне. Бумага, карандаш.
Воспроизведено в журнале «Красная панорама», №46, 1928 г.
А.Г. Платунова (1896-1966). Собрание текстильщиц. 1928 г. Бумага, тушь, белила.
40,5 х 31 см. Аукционный дом «КабинетЪ», Московская обл.
А.Г. Платунова (1896-1966). Подсолнухи. Конец 1920-х гг. Картон, масло. 33,2 х 25,4 см.
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2020 г.
«Фешинисты», среди которых, кроме Платуновой, были Николай Михайлов, Константин Чеботарев, Надежда Сапожникова и др. стали крайним станковым крылом АРХУМАСа, задачей которого провозглашалось производственное искусство и альтернатива реализму. Это означало и то, что учебная работа сочеталась с производственной: город обеспечивался оформлением праздников, проектами по установке памятников и перепланировке парков, печатно-издательской и выставочной деятельностью.
Платунова в эти годы обратилась к гендерной проблеме. Героини ее работ «Трактористки», «Собрание текстильщиц», «Общественное собрание» - женщины, активно участвующие в общественной жизни. Тематика этих произведений была актуальна, поэтому Платунову охотно печатали в периодических изданиях и в 1942 году приняли в Союз художников.
А.Г. Платунова (1896-1966). Портрет работницы (булгарка). 1926-1928 гг. Холст, масло. 31,5 х 31,5 см.
Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств, Ижевск.
А.Г. Платунова (1896-1966). Женское собрание. 1928-1935 гг. Хромолитография.
49,5 х 36,3 см. Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
А.Г. Платунова (1896-1966). Книгоноша у марийцев. 1929 г. Хромолитография.
50,7 х 36 см. Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
А.Г. Платунова (1896-1966). Сплетни. 1929 г. Бумага, тушь, перо и кисть. 37,5 х 30,5 см.
Аукционный дом «КабинетЪ», Московская обл.
А.Г. Платунова (1896-1966). Ликвидация неграмотности. 1930 г. Цветная литография.
52,3 х 37,7 см. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан,
Казань.
А.Г. Платунова (1896-1966). Татарский клуб. Плакат. 1930 г. Литография. 53,5 x 37,5 см.
Ростово-Ярославский музей-заповедник, Ярославская обл.
А.Г. Платунова (1896-1966). Делегатское собрание (Женсовет на стройке индустриализации). 1931 г.
А.Г. Платунова (1896-1966). Гадают. «Дадут паспорт или нет?». 1930-е гг.
Бумага, графитный и цветной карандаши, акварель. 24,2 х 16 см.
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2023 г.
А.Г. Платунова (1896-1966). На вокзале. 1930 г. Бумага, карандаш.
39,5 х 29 см. Частное собрание.
К.К. Чеботарев (1892-1974), А.Г. Платунова (1896-1966). Афиша трагедии
У. Шекспира «Гамлет». Театр КЭМСТ. Казань, 1925 г.
Параллельно супруги активно работали в КЭМСТ – конструктивистском театре казанской молодежи, в котором воплощались самые смелые идеи сценографии. КЭМСТ - существовал в Казани в 1923–1926 гг. как одно из направлений деятельности Левого фронта искусств (ТатЛЕФ).
Художественным руководителем театра был Б.Н. Симолин, художниками – М.В. Барашов, К.К. Чеботарёв, А.Г. Платунова, авторами текстов многих спектаклей – В.А. Симолин, И.В. Пшеничный. Первые спектакли – «Принцесса Турандот» Карло Гоцци, «Степан Разин» В.В. Каменского, «150000000» и «Мистерия-буфф» В.В. Маяковского (все – 1923 г.) вызвали острые дискуссии из-за необычной формы. Событиями театральной жизни Казани стали спектакли «Гамлет» по одноименной трагедии У. Шекспира и «10 дней, которые потрясли мир» по одноименной книге Джона Рида (оба – 1925 г.), отразившие основные достижения КЭМСТ.
А.Г. Платунова (1896-1966). Живая газета в рабочем клубе. Конец 1920-х гг. Не сохранилась.
А.Г. Платунова (1896-1966). У стенной газеты. 1931 г. Холст на картоне, масло.
36,4 х 27,7 см. Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.
А.Г. Платунова (1896-1966). Девушки. Миниатюра из серии «Фантазии». 1932 г.
Бумага, масло. 13,6 х 11,7 см. Частное собрание.
А.Г. Платунова (1896-1966). Абстрактный пейзаж. Конец 1930-х гг. Бумага, монотипия, гуашь. 25,5 х 28,3 см.
Аукционный дом Егоровых. Эстимейт 16.000 – 20.000 руб.
А.Г. Платунова (1896-1966). Эскиз росписи ткани. 1930-е гг.
К.К. Чеботарев (1892-1974). У мольберта. Портрет А.Г. Платуновой. 1930-е гг. Галеев-Галерея, Москва.
В 1929 году Платунова участвовала в закрытом всесоюзном конкурсе на массовую картинку-лубок, награждена премией за эскиз «Книгоноша в марийской деревне» (выпущен Госиздатом, издательством АХРР, ИзоГИЗом). В 1930-е годы сотрудничала с журналами «Красная Нива», «Красная панорама», с Госиздатом, издательством АХРР.
В 1930–1940-е годы создала серии иллюстраций к произведениям А.С. Пушкина - поэмы «Монах», «Русалка», «Сказка о попе и работнике его Балде» (1934-1935), А.М. Горького, Василия Каменского «Степан Разин» (1935), Н.А. Некрасова, иллюстрации к русской народной сказке «Золоченые лбы» в виде театральных эскизов (гуашь, 1935). Автор серий монотипий «Фантазия» (1932–1933), «В дни войны» (1941), «Рыбки» (1962–1963).
А.Г. Платунова (1896-1966). Эскиз обложки к поэмам А.С. Пушкина «Монах» и «Русалка».
1935 г. Бумага, акварель, белила. 28 х 27,7 см. (лист). Государственный литературный музей
им. В.И. Даля, Москва.
А.С. Пушкин. Поэма «Монах», 1813 г.
«Хочу воспеть, как дух нечистый ада
Оседлан был брадатым стариком;
Как овладел он черным клобуком,
Как он втолкнул монаха грешных в стадо…»
А.Г. Платунова (1896-1966). Иллюстрация 1 к поэме А.С. Пушкина «Монах». 1935 г.
Бумага, акварель, белила. 27,8 х 27,8 см. (лист). Государственный литературный музей
им. В.И. Даля, Москва.
«Наш труженик не слишком был богат,
За пышность он не мог попасться в ад.
Имел кота, имел псалтирь и четки,
Клобук, стихарь да штоф зеленой водки».
А.Г. Платунова (1896-1966). Иллюстрация 2 к поэме А.С. Пушкина «Монах». 1935 г.
Бумага, акварель, белила. 27,8 х 27,8 см. (лист). Государственный литературный музей
им. В.И. Даля, Москва.
«Панкратий жил счастлив в уединеньи,
Надеялся увидеть скоро рай,
Но ни один земли безвестный край
Защитить нас от дьявола не может».
А.Г. Платунова (1896-1966). Иллюстрация 3 к поэме А.С. Пушкина «Монах». 1935 г.
Бумага, акварель, белила. 27,1 х 26,7 см. (лист). Государственный литературный музей
им. В.И. Даля, Москва.
«Святой монах молился уж, молился,
Вздыхал, вздыхал, а дьявол тут как тут».
А.Г. Платунова (1896-1966). Иллюстрация 4 к поэме А.С. Пушкина «Монах. 1935 г.
Бумага, акварель, белила. 27,8 х 27,8 см. (лист). Государственный литературный музей
им. В.И. Даля, Москва.
"Что вижу я!... иль это только сон?—
Вскричал монах, остолбенев, бледнея.—
Как! это что?..."— и, продолжать не смея,
Как вкопанный пред белой юбкой стал,
Молчал, краснел, смущался, трепетал».
А.Г. Платунова (1896-1966). Иллюстрация 5 к поэме А.С. Пушкина «Монах». 1935 г.
Бумага, акварель, белила. 27,9 х 27,8 см. (лист). Государственный литературный музей
им. В.И. Даля, Москва.
«Тот час Молок вдруг в муху превратился
И полетел жужжать вокруг него.
Летал, летал, по комнате кружился
И на нос сел монаха моего.
Панкратья вновь он соблазнять пустился,
Монах храпит и чудный видит сон».
А.Г. Платунова (1896-1966). Иллюстрация 6 к поэме А.С. Пушкина «Монах». 1935 г.
Бумага, акварель, белила. 27,8 х 28 (лист). Государственный литературный музей
им. В.И. Даля, Москва.
«Быстрей орла, быстрее звука лир
Прелестница летела, как зефир.
Но наш монах Эол пред ней казался,
Без отдыха за новой Дафной гнался».
А.Г. Платунова (1896-1966). Иллюстрация 7 к поэме А.С. Пушкина «Монах». 1935 г.
Бумага, акварель, белила. 27,9 х 27,9 см. (лист). Государственный литературный музей
им. В.И. Даля, Москва.
«Ура! - вскричал монах с усмешкой злою, -
Поймал тебя, подземный чародей.
Ты мой теперь, не вырвешься, злодей.
Все шалости заплатишь головою».
А.Г. Платунова (1896-1966). Иллюстрация 8 к поэме А.С. Пушкина «Монах». 1935 г.
Бумага, акварель, белила. 27,8 х 28 см. (лист). Государственный литературный музей
им. В.И. Даля, Москва.
«Лети, спеши в священный град востока,
Но помни то, что не на лошака
Ты возложил свои почтенны ноги.
Держись, держись всегда прямой дороги,
Ведь в мрачный ад дорога широка».
К.К. Чеботарев (1892-1974). За шитьем. Портрет Александры Платуновой. 1930-е гг.
Бумага, акварель, гуашь. 47,5 х 31 см. Аукционный дом MacDougall's Art, Москва, 2010 г.
А.С. Пушкин. Стихотворение «Русалка», 1819 г. Иллюстрации А.Г. Платуновой, 1935 г.
А.Г. Платунова (1896-1966). Иллюстрация 1 к поэме А.С. Пушкина «Русалка». 1935 г.
Бумага, акварель, белила. 27,8 х 27,9 см. (лист). Государственный литературный музей
им. В.И. Даля, Москва.
«Над озером, в глухих дубровах,
Спасался некогда монах,
Всегда в занятиях суровых,
В посте, молитве и трудах».
А.Г. Платунова (1896-1966). Иллюстрация 2 к поэме А.С. Пушкин «Русалка». 1935 г.
Бумага, акварель, белила. 27,9 х 27,8 см. (лист). Государственный литературный музей
им. В.И. Даля, Москва.
«Уже лопаткою смиренной
Себе могилу старец рыл —
И лишь о смерти вожделенной
Святых угодников молил».
А.Г. Платунова (1896-1966). Иллюстрация 3 к поэме А.С. Пушкин «Русалка». 1935 г.
Бумага, акварель, белила. 27,8 х 27,8 см. (лист). Государственный литературный музей
им. В.И. Даля, Москва.
«Однажды летом у порогу
Поникшей хижины своей
Анахорет молился богу».
А.Г. Платунова (1896-1966). Иллюстрация 4 к поэме А.С. Пушкин «Русалка». 1935 г.
Бумага, акварель, белила. 27,8 х 27,8 см. (лист). Государственный литературный музей
им. В.И. Даля, Москва.
«Туман над озером дымился,
И красный месяц в облаках
Тихонько по небу катился.
На воды стал глядеть монах».
А.Г. Платунова (1896-1966). Иллюстрация 5 к поэме А.С. Пушкин «Русалка». 1935 г.
Бумага, акварель, белила. 27,1 х 26,7 см. (лист). Государственный литературный музей
им. В.И. Даля, Москва.
«И видит: закипели волны
И присмирели вдруг опять...
И вдруг... легка, как тень ночная,
Бела, как ранний снег холмов,
Выходит женщина нагая
И молча села у брегов».
А.Г. Платунова (1896-1966). Иллюстрация 6 к поэме А.С. Пушкин «Русалка». 1935 г.
Бумага, акварель, белила. 27,8 х 27,9 см. (лист). Государственный литературный музей
им. В.И. Даля, Москва.
«Глядит на старого монаха
И чешет влажные власы.
Святой монах дрожит со страха
И смотрит на ее красы».
А.Г. Платунова (1896-1966). Иллюстрация 7 к поэме А.С. Пушкина «Русалка». 1935 г.
Бумага, акварель, белила. 27,9 х 27,8 см. (лист). Государственный литературный музей
им. В.И. Даля, Москва.
«Она манит его рукою,
Кивает быстро головой...
И вдруг - падучею звездою —
Под сонной скрылася волной».
А.Г. Платунова (1896-1966). Иллюстрация 8 к поэме А.С. Пушкина «Русалка». 1935 г.
Бумага, акварель, белила. 27,8 х 27 см. (лист). Государственный литературный музей
им. В.И. Даля, Москва.
«На третий день отшельник страстный
Близ очарованных брегов
Сидел и девы ждал прекрасной,
А тень ложилась средь дубров…»
А.Г. Платунова (1896-1966). Иллюстрация 9 к поэме А.С. Пушкина «Русалка». 1935 г.
Бумага, акварель, белила. 28,9 х 28,9 см. (лист). Государственный литературный музей
им. В.И. Даля, Москва.
«Заря прогнала тьму ночную:
Монаха не нашли нигде,
И только бороду седую
Мальчишки видели в воде».
А.Г. Платунова (1896-1966). Портрет К.К. Чеботарева. 1930-е гг. Бумага, сангина.
55,7 х 37,5 см. Государственный музей изобразительных искусств Республики
Татарстан, Казань.
К началу 1930-х годов Чеботарев выработал свой живописный язык, практикуя своеобразную кладку цвета, разбавляя тоном тончайшие цветовые переходы. В серии живописных работ «АРХУМАС (разговор)» и «АРХУМАС (в мастерской)» динамика происходящего формируется посредством энергичных цветовых мазков-линий. На тот момент Чеботарев и Платунова уже жили в Москве, в жилище барачного типа, обстановку которого можно увидеть в работе «Интерьер комнаты в Новогиреево» 1935 года. Художник стал писать маслом на бумаге, но бумага со временем портилась, поэтому некоторые важные «лучистские» работы 1930-х годов были утрачены.
С 1921 года оба художника присоединяются к объединению «Всадник» и начинают заниматься издательской деятельностью. Они осваивают новые техники: линогравюру, офорт, литографию. Выпуски «Всадника» можно сопоставить с книгами и оттисками 1930-х годов.
А.С. Пушкин. Сказка о попе и о работнике его Балде, 1830 г. Иллюстрации А.Г. Платуновой, 1934 г.
А.Г. Платунова (1896-1966). Эскиз обложки к «Сказке о попе и о работнике его Балде»
А.С. Пушкина. Москва, 1934 г. Бумага, масло, перо плакатное, гуашь. 44,7 х 44,7 см. (лист).
Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
А.Г. Платунова (1896-1966). Иллюстрация 1 к «Сказке о попе и о работнике его Балде»
А.С. Пушкина. 1934 г. Бумага, масло. 44,7 х 44,7 см. (лист). Государственный литературный музей
им. В.И. Даля, Москва.
«Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда».
А.Г. Платунова (1896-1966). Иллюстрация 2 к «Сказке о попе и о работнике его Балде»
А.С. Пушкина. 1934 г. Бумага, масло. 44,8 х 44,9 см. (лист). Государственный литературный музей
им. В.И. Даля, Москва.
«Попадья Балдой не нахвалится,
Поповна о Балде лишь и печалится»
А.Г. Платунова (1896-1966). Иллюстрация 3 к «Сказке о попе и о работнике его Балде»
А.С. Пушкина. 1934 г. Бумага, масло. 45 х 44,8 см. (лист). Государственный литературный музей
им. В.И. Даля, Москва.
«Ум у бабы догадлив,
На всякие хитрости повадлив.
Попадья говорит: «Знаю средство,
Как удалить от нас такое бедство».
А.Г. Платунова (1896-1966). Иллюстрация 4 к «Сказке о попе и о работнике его Балде»
А.С. Пушкина. 1934 г. Бумага, масло. 45,5 х 44,8 см. (лист). Государственный литературный музей
им. В.И. Даля, Москва.
«Вот он кричит: «Поди-ка сюда,
Верный мой работник Балда.
Слушай: платить обязались черти
Мне оброк по самой моей смерти»
А.Г. Платунова (1896-1966). Иллюстрация 5 к «Сказке о попе и о работнике его Балде»
А.С. Пушкина. 1934 г. Бумага, масло. 45,1 х 44 см. (лист). Государственный литературный музей
им. В.И. Даля, Москва.
«Там он стал веревку крутить
Да конец ее в море мочить.
Вот из моря вылез старый Бес:
«Зачем ты, Балда, к нам залез?»
А.Г. Платунова (1896-1966). Иллюстрация 6 к «Сказке о попе и о работнике его Балде»
А.С. Пушкина. 1934 г. Бумага, масло. 44,9 х 44,7 см. (лист). Государственный литературный музей
им. В.И. Даля, Москва.
«Вынырнул подосланный бесенок,
Замяукал он, как голодный котенок:
«Здравствуй, Балда мужичок;
Какой тебе надобен оброк?»
А.Г. Платунова (1896-1966). Иллюстрация 7 к «Сказке о попе и о работнике его Балде»
А.С. Пушкина. 1934 г. Бумага, масло. 38,8 х 37,8 см. (лист). Государственный литературный музей
им. В.И. Даля, Москва.
«А Балда наделал такого шуму,
Что всё море смутилось
И волнами так и расходилось.
Вылез бесенок: «Полно, мужичок,
Вышлем тебе весь оброк»
А.Г. Платунова (1896-1966). Иллюстрация 8 к «Сказке о попе и о работнике его Балде»
А.С. Пушкина. 1934 г. Бумага, масло. 44,9 х 44,8 см. (лист). Государственный литературный музей
им. В.И. Даля, Москва.
«Бедненькой бес
Под кобылу подлез,
Понатужился,
Понапружился,
Приподнял кобылу, два шага шагнул,
На третьем упал, ножки протянул».
А.Г. Платунова (1896-1966). Иллюстрация 9 к «Сказке о попе и о работнике его Балде»
А.С. Пушкина. 1934 г. Бумага, масло. 39,4 х 40,3 см. (лист). Государственный литературный музей
им. В.И. Даля, Москва.
«Сел Балда на кобылку верхом,
Да версту проскакал, так что пыль столбом».
А.Г. Платунова (1896-1966). Иллюстрация 10 к «Сказке о попе и о работнике его Балде»
А.С. Пушкина. 1934 г. Бумага, масло. 44,7 х 45 см. (лист). Государственный литературный музей
им. В.И. Даля, Москва.
«А поп, завидя Балду, вскакивает,
За попадью прячется,
Со страху корячится».
А.Г. Платунова (1896-1966). Иллюстрация 11 к «Сказке о попе и о работнике его Балде»
А.С. Пушкина. 1934 г. Бумага, масло. 44,3 х 44,7 см. (лист). Государственный литературный музей
им. В.И. Даля, Москва.
«С первого щелка
Прыгнул поп до потолка…»
А.Г. Платунова (1896-1966). Иллюстрация 12 к «Сказке о попе и о работнике его Балде»
А.С. Пушкина. 1934 г. Бумага, масло. 44,6 х 45 см. (лист). Государственный литературный музей
им. В.И. Даля, Москва.
«Со второго щелка
Лишился поп языка;
А с третьего щелка
Вышибло ум у старика».
А Балда приговаривал с укоризной:
«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».
К.К. Чеботарев (1892-1974). Тревожно. Автопортрет с А.Г. Платуновой. 1937 г.
Холст на картоне, масло. 65,5 х 50 см. Галеев-Галерея, Москва.
Наконец, особой практикой Чеботарева и Платуновой было портретирование друг друга, что стало для пары способом фиксации отношений, которые начались в 1914 году и продолжились до смерти Платуновой в 1966-м. На московской выставке можно увидеть портреты, созданные Константином с 1930-го по 1940-е годы: «Шура спит», «Шура за шитьем», «Двойной автопортрет», «Шура за работой», «Шура у мольберта». Большинство работ выполнены гуашью в экспрессивной манере с большой степенью обобщенности, но в них присутствует нежность и внимательный взгляд портретирующего. Возможно, такая творческая практика была способом двух очень разных людей понять друг друга.
В.В. Каменский. Степан Разин. Поэма. Иллюстрации А.Г. Платуновой. Москва, 1935 г.
В.В. Каменский. Степан Разин. Поэма. Иллюстрации А.Г. Платуновой. Лист 1. Обложка.
1934-1935 гг. Бумага черная, масло, гуашь. Обложка. Пермская художественная галерея.
А.Г. Платунова (1896-1966). В.В. Каменский. Степан Разин. Поэма. Лист 2.
1934-1935 гг. Бумага, масло. Пермская художественная галерея.
А.Г. Платунова (1896-1966). В.В. Каменский. Степан Разин. Поэма. Лист 3.
1934-1935 гг. Бумага, масло. Пермская художественная галерея.
А.Г. Платунова (1896-1966). В.В. Каменский. Степан Разин. Поэма. Лист 4.
1934-1935 гг. Бумага, масло. Пермская художественная галерея.
А.Г. Платунова (1896-1966). В.В. Каменский. Степан Разин. Поэма. Лист 5.
1934-1935 гг. Бумага, масло. Пермская художественная галерея.
А.Г. Платунова (1896-1966). В.В. Каменский. Степан Разин. Поэма. Лист 6.
1934-1935 гг. Бумага, масло. Пермская художественная галерея.
А.Г. Платунова (1896-1966). В.В. Каменский. Степан Разин. Поэма. Лист 7.
1934-1935 гг. Бумага, масло. Пермская художественная галерея.
А.Г. Платунова (1896-1966). В.В. Каменский. Степан Разин. Поэма. Лист 8.
1934-1935 гг. Бумага, масло. Пермская художественная галерея.
А.Г. Платунова (1896-1966). В.В. Каменский. Степан Разин. Поэма. Лист 9.
1934-1935 гг. Бумага, масло. Пермская художественная галерея.
А.Г. Платунова (1896-1966). В.В. Каменский. Степан Разин. Поэма. Лист 10.
1934-1935 гг. Бумага, масло. Пермская художественная галерея.
А.Г. Платунова (1896-1966). В.В. Каменский. Степан Разин. Поэма. Лист 11.
1934-1935 гг. Бумага, масло. Пермская художественная галерея.
К.К. Чеботарев (1892-1974). Портрет А.Г. Платуновой. 1940 г. Бумага, акварель, карандаш.
30,7 x 30,7 см. Частное собрание.
С 1914 года Платунова была и оставалась сказочницей до самой смерти, последовавшей в 1966 году. Несмотря на многочисленные иллюстрации и обложки к книгам (опять-таки, сказкам) и даже серию работ на тему Великой Отечественной войны. Именно как художница-фантастка и сказочница Александра Георгиевна Платунова и вошла в историю русского искусства. Как оригинальный, самобытный ни с кем не сравнимый мастер.
В 1950–1958 гг. Платунова работала в отделе новых шрифтов в НИИполиграфмаш в Москве. Исполнила эскизы типографских орнаментов: белорусские, узбекские, таджикские, казахские, туркменские, молдавские, карельские.
А.Г. Платунова (1896-1966). В.В. Каменский. Степан Разин. Поэма. Лист 12.
1934-1935 гг. Бумага, масло. Пермская художественная галерея.
А.Г. Платунова (1896-1966). В.В. Каменский. Степан Разин. Поэма. Лист 13.
1934-1935 гг. Бумага, масло. Пермская художественная галерея.
А.Г. Платунова (1896-1966). В.В. Каменский. Степан Разин. Поэма. Лист 14.
1934-1935 гг. Бумага, масло. Пермская художественная галерея.
А.Г. Платунова (1896-1966). В.В. Каменский. Степан Разин. Поэма. Лист 15.
1934-1935 гг. Бумага, масло. Пермская художественная галерея.
А.Г. Платунова (1896-1966). В.В. Каменский. Степан Разин. Поэма. Лист 16.
1934-1935 гг. Бумага, масло. Пермская художественная галерея.
А.Г. Платунова (1896-1966). В.В. Каменский. Степан Разин. Поэма. Лист 17.
1934-1935 гг. Бумага, масло. Пермская художественная галерея.
А.Г. Платунова (1896-1966). В.В. Каменский. Степан Разин. Поэма. Лист 18.
1934-1935 гг. Бумага, масло. Пермская художественная галерея.
А.Г. Платунова (1896-1966). В.В. Каменский. Степан Разин. Поэма. Лист 19.
1934-1935 гг. Бумага, масло. Пермская художественная галерея.
А.Г. Платунова (1896-1966). В.В. Каменский. Степан Разин. Поэма. Лист 20.
1934-1935 гг. Бумага, масло. Пермская художественная галерея.
А.Г. Платунова (1896-1966). В.В. Каменский. Степан Разин. Поэма. Лист 21.
1934-1935 гг. Бумага, масло. Пермская художественная галерея.
А.Г. Платунова (1896-1966). В.В. Каменский. Степан Разин. Поэма. Лист 22.
1934-1935 гг. Бумага, масло. Пермская художественная галерея.
На снимке: сын Михаил (?), Константин Чеботарёв, Александра Платунова. 1960-е гг.
С 1926 года супруги А. Платунова и К. Чеботарев жили в Москве в доме барачного типа в 11-ти метровой комнате в Новогиреево, куда часто наведывался их друг - бывший казанец, а теперь глава отдела графики Русского музея Петр Корнилов, пристраивавший работы Чеботарева и Платуновой в различные коллекции (ГРМ, Пушкинский Дом).
В послевоенное время материальное положение семейной пары ухудшается. Чеботарева категорически не принимают в МОССХ из-за его репутации «формалиста». Он был зачислен в члены Союза только в 1970-м году за четыре года до его смерти. Неспособный адаптироваться к новым условиям, он сосредотачивает внимание на документальной фиксации своих и Платуновой творческих итогов. Ведет мемуарные записи о казанской и московской жизни, восполняя белые пятна в истории художественных дискуссий. Пока его обширные воспоминания - текст «Следы» (архив РГАЛИ) - еще ждет своей публикации.
А.Г. Платунова (1896-1966). В бомбоубежище. 1941 г. Холст, масло. 39,5×55 см. Частное собрание.
А.Г. Платунова (1896-1966). Трактористки. 1935 г.
Бумага, свинцовый и угольный карандаши. Галеев-Галерея, Москва.
А.Г. Платунова (1896-1966). Лялька. 1937 г. Холст, масло. 71 х 53 см.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
А.Г. Платунова (1896-1966). Мишка. 1938 г. Холст, масло. 31,5 х 31,5 см.
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.
А.Г. Платунова (1896-1966). Ребенок. 1938 г. Холст, масло. 31,8 х 31 см. Частное собрание.
Аукцион. Эстимейт EUR 10.000 - 15.000 евро.
А.Г. Платунова (1896-1966). За столом. 1944 г. Частное собрание.
А.Г. Платунова (1896-1966). Лесное озеро. 1946 г. Бумага, масло. 37,8 х 46,5 см.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
А.Г. Платунова (1896-1966). Девочка в красном платье. 1948 г.
Бумага, масло. 40,7 х 24,4 см.
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.
А.Г. Платунова (1896-1966). Дочка художника. 1948 г. Бумага, масло. 39 х 28,7 см.
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.
На снимке: Александра Платунова, Константин Чеботарев, сын Михаил (?). 1960-е гг.
А.Г. Платунова участвовала: в 5-й и 6-й периодической выставке в Казанской художественной школе (1914, 1916), 1-й выставке картин объединения «Подсолнечник» (Казань, 1918), 1-й государственной выставке искусства и науки (Казань, 1920), 1-й Козьмодемьянской выставке картин, этюдов, эскизов, рисунков (город Козьмодемьянск, 1920), 2-й государственной выставке живописи, скульптуры и архитектуры (Казань, 1921), Конкурсной выставке Государственного художественного института (Казань, 1922), «Русский книжный знак» (Казань, 1923), изовыставке «Казань, вперёд!» (1924), 2-й изовыставке лабораторно-производственных работ ЛЕФ (Казань, 1925), «Русский книжный знак в гравюре» (Ленинград, 1925), «Художественный экслибрис. 1917–1927» (Ленинград, 1928).
В наше время состоялись две большие выставки А. Платуновой совместно с К. Чеботаревым – в 1964 году в Казани и в 2023 году в Москве, в частной Галеев-Галерее.
А.Г. Платунова (1896-1966). Иллюстрация для журнала «Дружные ребята». До 1950 г.
Бумага, тушь. 25,3 х 27 см. Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств, Ижевск.
А.Г. Платунова (1896-1966). Коробейники. Иллюстрация 1 к поэме Н.А. Некрасова. 1948 г.
Бумага, масло. 19 х 23 см. Музей-заповедник Н.А. Некрасова «Карабиха», Ярославская обл.
А.Г. Платунова (1896-1966). Коробейники. Иллюстрация 2 к поэме Н.А. Некрасова. 1948 г.
Бумага, масло. 19 х 23 см. Музей-заповедник Н.А. Некрасова «Карабиха», Ярославская обл.
А.Г. Платунова (1896-1966). Коробейники. Иллюстрация 3 к поэме Н.А. Некрасова. 1948 г.
Бумага, масло. 19 х 23 см. Музей-заповедник Н.А. Некрасова «Карабиха», Ярославская обл.
А.Г. Платунова (1896-1966). Убийство коробейников. Иллюстрация 4 к поэме Н.А. Некрасова. 1948 г.
Бумага, масло. 19 х 23 см. Музей-заповедник Н.А. Некрасова «Карабиха», Ярославская обл.
А.Г. Платунова (1896-1966). Коробейники. Иллюстрация 5 к поэме Н.А. Некрасова.
1948 г. Бумага, масло. 23 х 19 см. Музей-заповедник Н.А. Некрасова «Карабиха»,
Ярославская обл.
А.Г. Платунова (1896-1966). Корзина с розами. 1950-е гг. Холст, масло. 69 х 76 см.
Российский аукционный дом, Санкт-Петербург, 2012 г. Эстимейт 400.000 руб.
А.Г. Платунова (1896-1966). Самодельные поздравительные открытки «С Новым годом!». 1 января 1961 г.
А.Г. Платунова (1896-1966). Рыбки. 1964 г. Бумага, масло, монотипия. 28,7 х 21,2 см.
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2017 г.
А.Г. Платунова (1896-1966). Анютины глазки и маргаритки. До 1966 г. Бумага, монотипия.
14,7х17 (лист); 15х18 см. (р.и.). Аукционный дом Егоровых, Москва, 2024 г. Эстимейт 12.000 - 15.000 руб.
Александра Георгиевна Платунова и Константин Константинович Чеботарёв. 1961 г.
Александра Георгиевна Платунова умерла 12 июля 1966 года в Москве в возрасте 70 лет.
Произведения Александры Платуновой хранятся в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан в Казани, Омском художественном музее им. Врубеля, Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве, Литературном музее института русской литературы РАН (Пушкинский Дом, Санкт-Петербург), Государственном литературном музее им. В.И. Даля в Москве, Литературно-мемориальном музее-заповеднике «Карабиха» Н.А. Некрасова в селе Карабиха Ярославской области, частных собраниях.
Большим событием татарского авангарда, и не только татарского, стали большая совместная выставка А.Г. Платуновой и К.К. Чеботарёвой в московской Галеев-Галерее и издание их творческого наследия в 3-х томах в Казани.
1. Н.М. Валеев. Константин Чеботарев. Александра Платунова. В поисках пути в искусстве. Казань, Издательство «Заман», 2016 г. - 440 с., ил. 2. Константин Чеботарев. Александра Платунова. Письма казанским корреспондентам. Сост. и авт. вступ. статьи Н.М. Валеев. Казань, Издательство «Заман», 2018 г. – 448 с., ил.
3. 2018 Константин Чеботарев. Александра Платунова. Живопись. Графика. Из музейных и частных собраний. Автор-сост. Н.М. Валеев, О.Л. Улемнова. Казань, Издательство «Заман», 2018 г. - 448 с., ил. 4. Афиша выставки А.Г. Платуновой и К.К. Чеботарева «Следы» в Галеев-Галерее. Москва, 2023 г.