А.Г. Платунова (1896-1966). Автопортрет. 1916 г. Бумага, тушь, перо, кисть. 19 х 16,5 см.
Частное собрание.
Александра Георгиевна Платунова (1896-1966) – художник, график, яркий представитель казанского авангарда. Училась у Н.И. Фешина в Казанской художественной школе (1908-1915, 1918-1922). Во время Гражданской войны в 1918 г. вместе с мужем К.К. Чеботаревым и отступающими частями белочехов уехали в Омск, где муж служил офицером особого отдела в армии Колчака, в бою тяжело ранен. Дело К.К. Чеботарёва было рассмотрено судом омского Ревтрибунала, он едва избежал расстрела благодаря явке с повинной и плохому состоянию здоровья. После освобождения Чеботарев вместе с Платуновой преподавали в Омской художественно-промышленной школе. Весной 1921 г. они с женой возвратились в Казань. Платунова участвовала в союзе «Подсолнечник» (1917-1918), в объединении «Всадник» (1920-1922), в экспериментальном молодежном театре (КЭМСТ, 1923-1926) и Татарском ЛЕФе. Преподавала в Казанском художественном училище (1921-1926). В 1926 году супруги переехали в Москву.
Александра Георгиевна Платунова. Фрагмент фотографии 1910-е гг.
Александра Георгиевна Платунова родилась 29 марта 1896 года в селе Мари-Турек Вятской губернии, что ныне входит в земли Республики Марий Эл. Отец ее был художником-иконописцем, его профессия и дала первоначальный импульс появлению интереса к занятиям рисунком и живописью. Еще одним толчком к этому послужил пример двух старших братьев, ставших художниками. К пятнадцати годам Шура Платунова уже определилась, чем она хочет заниматься в жизни, и ее выбор не стал ни для кого неожиданностью. Переехав в Казань, она посещала рисовальные вечера в студии Н.М. Сапожниковой.
А.Г. Платунова (1896-1966). Пейзаж. 1900-е гг. Картон, масло. 36 х 36,5 см.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
А.Г. Платунова (1896-1966). Девушка с павлиньими перьями. 1910-е гг. Бумага, акварель. 18 х 18 см.
Аукционный дом «Русская эмаль», Москва, 2016 г. Эстимейт 12.000 – 15.000 руб.
А.Г. Платунова (1896-1966). Восточная композиция. 1910-е гг. Бумага, акварель, тушь. 10,8 х 10,7 см.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
А.Г. Платунова (1896-1966). Японка и японец. 1910-е гг.
Бумага, гуашь, акварель. 39,6 х 23,3 см. Государственный музей
изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
А.Г. Платунова (1896-1966). Сон - Город у моря. 1914 г. Бумага, акварель, карандаш.
23,5 х 23,5 см. Частное собрание.
А.Г. Платунова (1896-1966). Впечатление от захода солнца. Из цикла «Мои сны». 1916 г.
«Впечатление от захода солнца» 1916 года из цикла «Мои сны» написано в нежном колорите с преобладанием зеленого и голубого, которые смягчают комплиментарное сочетание желтого и фиолетового. Александра Платунова показывает само движение солнечных лучей, что роднит ее не только с органическим направлением в искусстве 1920-х годов, но и с лучизмом Михаила Ларионова.
А.Г. Платунова (1896-1966). Сон - Зачарованная земля. 1917 г.
Бумага, акварель, карандаш. 17,5 х 17,5 см. Частное собрание.
А.Г. Платунова (1896-1966). Сон - Первые шаги в бессознательное. 1917 г.
Бумага, акварель, карандаш. 16,3 х 16,3 см. Частное собрание.
А.Г. Платунова (1896-1966). Сон - Птицы. 1917 г. Бумага, акварель, карандаш.
18 х 18 см. Частное собрание.
Ученики Казанской художественной школы. Крайняя слева стоит - Александра Платунова, справа от нее
через одного - Константин Чеботарёв. В центре – заведующий КХШ Григорий Медведев. Фото 1910-е гг.
Александра Платунова с 1908 по 1915 год училась в Казанской художественной школе. Школа была открыта в 1895 году и стала первой школой в системе средних специальных художественных учебных заведений, подведомственных Академии художеств в Санкт-Петербурге. Платунова училась в одном классе с Александром Родченко, о чем свидетельствуют учебные ведомости из Национального архива РТ. Среди известных выпускников школы, кроме А. Родченко, был еще Давид Бурлюк. Преподавателем девушки в художественной школе был известный художник Николай Фешин, который как раз в 1908 году вернулся из Петербурга в Казань. Как многие, или почти все, Платунова боготворила Н.И. Фешина, преподававшего в Художественной школе. Как вспоминал впоследствии один из учеников школы Н.М. Никонов, «вся казанская школа в этот период была в сущности «фешинской», все ученики подражали ему». Еще учась в школе, Платунова познакомилась со студентом, будущим художником Константином Константиновичем Чеботарёвым (1892-1974), с которым они поженились в 1914 году и прошли вместе по жизни, испытав все перипетии и тяготы истории нашей страны (расставались лишь на три года, в течение которых Чеботарёв служил в белой армии Колчака).
А.Г. Платунова (1896-1966). Купчиха. 1917 г. Бумага, тушь, гуашь. 16 х 13,5 см.
Аукционный дом MacDougall's Art, Лондон, 2013 г.
А.Г. Платунова (1896-1966). Сон на 2 ноября 1917 г. из серии «Сны». 1917 г.
Бумага, акварель, белила, карандаш. 22,1 х 16,2 см. Частное собрание.
А.Г. Платунова (1896-1966). Сон на 3 декабря 1917 г. из серии «Сны». 1917 г.
Бумага, акварель, белила, карандаш. 17,6 х 17,6 см. Частное собрание.
А.Г. Платунова (1896-1966). Сказочная композиция. 1918 г. Бумага, акварель. 18 х 18 см.
Частное собрание.
А.Г. Платунова (1896-1966). Рисунок к стихотворению А.А. Блока «Снежная дева»
из цикла «Фаина». 1919 г. Бумага, карандаш. 17 х 17,5 см.
Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
А.Г. Платунова (1896-1966). Иллюстрация к стихотворению А.А. Блока «Балаганчик».
1919 г. Бумага, карандаш. 27 х 23,8 см. Государственный литературный музей
им. В.И. Даля, Москва.
А.Г. Платунова (1896-1966). Иллюстрация к стихотворению А.А. Блока
из цикла «Снежная маска». 1919 г. Синяя бумага, карандаш. 26,8 х 23,7 см.
Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
А.Г. Платунова (1896-1966). Иллюстрация к стихотворению А.А. Блока «В кабаках,
в переулках, в извивах...». 1919 г. Бумага, графитный карандаш и цветной карандаш.
26,7 х 23,7 см. Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
А.Г. Платунова (1896-1966). Иллюстрация к стихотворению А.А. Блока «В кабаках,
в переулках, в извивах...». 1919 г. Бумага, графитный карандаш и цветной карандаш.
Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
А.Г. Платунова (1896-1966). Иллюстрация к поэме А.А. Блока «Песня Судьбы».
1919 г. Бумага синяя, карандаш. 27 х 24 см. Государственный литературный музей
им. В.И. Даля, Москва.
А.Г. Платунова (1896-1966). Дама. 1919 г. Бумага, карандаш. 7,5 х 7,3 см.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
А.Г. Платунова (1896-1966). Сад Германа. Иллюстрация к поэме А.А. Блока «Песня Судьбы».
1919 г. Бумага, карандаш. 26,8 х 23,8 см. Государственный литературный музей
им. В.И. Даля, Москва.
Александра Платунова и Константин Чеботарёв. Конец 1910-х гг.
Однако в начале творческого пути Платунова была увлечена совсем иным направлением - символизмом и создавала мистические и сказочные полотна. С конца 1917 года художница работала над многосерийным циклом «Мои сны» с дамами, замками и облаками, который позже экспонировался на выставке «Подсолнечник» и был высоко оценен критиками. До наших дней дошло лишь несколько работ из этой серии. При этом в целом цикл был идеологически выдержан - да и как иначе - творчество художников было идеологически благонамеренное: Платунова в 1920-е через гротеск изобличает нэпманскую нео-буржуазию и мещанство, попутно разрабатывая декор посуды и «Азбуку», заодно ликвидируя политическую безграмотность масс.
А.Г. Платунова (1896-1966). Сон. 1919 г. Бумага, акварель. 31,8 x 31,8 см. Частное собрание.
А.Г. Платунова (1896-1966). Сон - Маскарад. 1920 г. Бумага, акварель. 30 х 20 см.
Частное собрание.
А.Г. Платунова (1896-1966). Сон - Воздушные шары. 1920 г. Бумага, акварель,
карандаш. 18 х 18 см. Частное собрание.
А.Г. Платунова (1896-1966). Сон Шуры. 1920 г. Омский областной музей
изобразительных искусств им. М.А. Врубеля.
А.Г. Платунова (1896-1966). Белая палата. Из серии «Памятники древней Булгарии»
(«Болгары»). 1920 г. Бумага, тушь, перо, кисть. 12,5 х 11 см.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
А.Г. Платунова (1896-1966). Эскиз обложки журнала «Казанский музейный вестник».
1920 г. Бумага, тушь, перо, кисть. 25,5 х 17,8 см. Частное собрание.
Журнал вышел с этой обложкой в Казани в том же 1920 году под №1-2.
А.Г. Платунова (1896-1966). Восточная палата. Из серии «Памятники древней Булгарии»
(«Болгары»). 1920 г. Бумага, тушь, перо, кисть. 14 х 11,8 см.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
А.Г. Платунова (1896-1966). Секрет. 1920 г. Бумага, индийская тушь. 16,5 x 17,5 cм.
Частное собрание.
А.Г. Платунова (1896-1966). Танцовщица. 1920 г. Картон, тушь, перо, кисть. 13 х 10,4 см.
Аукционный дом Егоровых, Москва, 2019 г. Эстимейт 18.000 – 23.000 pуб.
А.Г. Платунова (1896-1966). Восточная маска.
Бумага, индийская тушь. 19,2 х 12,2 см.
Частное собрание.
К.К. Чеботарев (1892-1974). Портрет жены художника А.Г. Платуновой.
1910-е гг. Бумага, тушь, кисть, 16,6 х 8 см. Частное собрание.
Тем поразительнее ранняя серия А. Платуновой 1917 года «Мои сны», где солнце сияет почти как у Ван Гога, где она иллюстрирует не лозунги избы-читальни, а сказку Чеботарева «Две любви поэта». Это солнце и сны в рисунках и живописи Платуновой перекликаются с картинами Чеботарева 1930-х годов, когда он в Москве пишет школьную мастерскую в Казани, двойной автопортрет с женой... Пространство в полотнах Чеботарева формируется не перспективой, а тем же ослепительным солнечным светом, превращающим пространство мастерской в сияющий мир, где исчезают, растворяются и бедность, и страх, и усталость.
Трудно соотнести туманности из набора «романтических средств» с ювелирной филигранью «Фантазий» Александры Платуновой. Она убирает межевые столбы на границах «жанров и сфер». Романтически окрашены ее «Сны»: «На 2-е ноября», «На 22-е ноября», «На 3-е декабря» 1917 года – хроника ее участия планетарных событиях, путешествиях в космос.
А.Г. Платунова (1896-1966). Женский портрет. 1920-е гг. Линогравюра. 10,8 х 7,8 см.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
А.Г. Платунова (1896-1966). Книжный знак Александра Павловича Безсонова.
Экслибрис. 1920-е гг. Линогравюра. 81 х 56,5 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
А.Г. Платунова (1896-1966). Из книг П. Корнилова. Экслибрис. 1922 г.
Линогравюра. 65 х 46 мм. Череповецкое музейное объединение.
А.Г. Платунова (1896-1966). Книжный знак Д.М. Фёдорова. Экслибрис. 1920-е гг.
Линогравюра. 41 х 47,5 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
А.Г. Платунова (1896-1966). На остановке в ожидании трамвая. 1920-е гг.
Бумага, тушь, перо и кисть. 20 х 13,7 см. Аукционный дом КабинетЪ, Москва.
А.Г. Платунова (1896-1966). Сплетники. Этюд к рисунку. 1920-е гг.
Бумага, тушь, перо, кисть. 21,7 х 17,8 см. Аукционный дом КабинетЪ, Москва.
А.Г. Платунова (1896-1966). К Солнцу. 1920-е гг. Бумага, акварель. 18 х 18 см.
Аукционный дом КабинетЪ, Москва.
А.Г. Платунова (1896-1966). Женщина в движении. 1920-е гг. Бумага, акварель. 10,9 х 12 см.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
А.Г. Платунова (1896-1966). Сбор яблок. 1920-е гг. Бумага, акварель, карандаш. 11,2 x 10,7 см.
Аукционный дом Егоровых, Москва.
А.Г. Платунова (1896-1966). Девушки на берегу. 1920-е гг. Бумага, белила, акварель. 11 х 15,5 см.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
Учащиеся натурного класса Казанской художественной школы с преподавателем Н.И. Фешиным
(сидит в центре в первом ряду). 1912 г.
В 1918 году в Казани были организованы архитектурно-художественные мастерские (АРХУМАС), где Александра Платунова с 1918 по 1922 год продолжила обучение в мастерской того же Николая Фешина. В 1922 году Платунова окончила школу со званием «свободный художник живописи». В этот период она создала графическую работу, заставку «Пейзаж» (1919. Бумага, тушь, 14,5 х 13,5), которая в 1920 году была куплена в Казани у художника П.А. Радимова А.В. Григорьевым за 15.000 рублей. Впоследствии художник А.В. Григорьев А.В. передал работу А.Г. Платуновой Козьмодемьянскому художественному музею, которая хранится и по сей день.
А.Г. Платунова (1896-1966). Обложка альбома «Виньетки». 1921 г. Линогравюра, разворот.
15 х 26 см. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
А.Г. Платунова (1896-1966). Портрет. Лист №1. Из альбома «Виньетки». 1921 г. Линогравюра.
5 х 4,7 см. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
А.Г. Платунова (1896-1966). Дети в лесу. Лист №2. Из альбома «Виньетки».
1921 г. Линогравюра. 8,7 х 6,7 см. Государственный музей изобразительных
искусств Республики Татарстан, Казань.
А.Г. Платунова (1896-1966). Гном. Лист №3. Из альбома «Виньетки». 1921 г.
Линогравюра. 8,6 х 5,7 см. Государственный музей изобразительных искусств
Республики Татарстан, Казань.
А.Г. Платунова (1896-1966). Балерина. Лист №4. Из альбома «Виньетки».
Линогравюра. 20,8 х 5,5 см. Государственный музей изобразительных
искусств Республики Татарстан, Казань.
А.Г. Платунова (1896-1966). Шут. Лист №5. Из альбома «Виньетки». 1921 г. Линогравюра. 7,1 х 6,9 см.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
А.Г. Платунова (1896-1966). Белая волчица. Лист №6. Из альбома «Виньетки». 1921 г. Литография. 4,2 х 9,2 см.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
А.Г. Платунова (1896-1966). Обнаженная. Лист №7. Из альбома «Виньетки». 1921 г.
Линогравюра. 9,4 х 8 см. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
А.Г. Платунова (1896-1966). Девочка с подсолнухом. Лист №8. Из альбома «Виньетки». 1921 г.
Линогравюра. 7,5 х 8,1 см. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
А.Г. Платунова (1896-1966). Маскарад. Лист №10. Из альбома «Виньетки». 1921 г.
Линогравюра. 10,8 х 6,2 см. Государственный музей изобразительных искусств
Республики Татарстан, Казань.
А.Г. Платунова (1896-1966). Автопортрет. Конец 1910-х гг. Холст, масло. 31,2 х 31,5 см.
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.
Отход от реализма, ирреальное истолкование действительности, богатейшая фантазия, приверженность футуристическим веяниям в совокупности с яркой самобытностью привели к появлению среди казанских художников очень яркой и оригинальной творческой личности. Профессор К.И. Сотонин, сравнивая ее работы с вещами «элегического» живописца В.Э. Борисова-Мусатова и символиста и фантаста М.К. Чюрлениса, находил фантастические произведения Платуновой «свежее».
«Ценность произведений Платуновой в том, – писал К.И. Сотонин в очерке, посвященном творчеству Александры Георгиевны, – что они едва ли не единственные подлинные живописные сказки, сказки новые, еще не рассказанные, с своей особой причудливой нереальной реальностью, мир, полный невиданных живых существ, мир, для которого не существует «не может быть», подлинное царство «чего нет».
А.Г. Платунова (1896-1966). Крестьянка. Лист №12. Из альбома «Виньетки». 1921 г.
Линогравюра. 8,3 х 6,1 см. Государственный музей изобразительных искусств
Республики Татарстан, Казань.
А.Г. Платунова (1896-1966). Черная курица. Лист №11. Из альбома «Виньетки». 1921 г.
Линогравюра. 8,1 х 6,8 см. Государственный музей изобразительных искусств
Республики Татарстан, Казань.
А.Г. Платунова (1896-1966). Двое. Лист №13. Из альбома «Виньетки». 1921 г.
Линогравюра. 5,5 х 3,5 см. Государственный музей изобразительных искусств
Республики Татарстан, Казань.
А.Г. Платунова (1896-1966). Фантазия. Лист №19. Из альбома «Виньетки». 1921 г. Линогравюра. 8,6 х 9,8 см.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
А.Г. Платунова (1896-1966). Девушки. Лист из графического альманаха «Всадник №2». 1921 г. Линогравюра.
15,3х16,4 см. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
А.Г. Платунова (1896-1966). Базар в Средней Азии. 1921 г. Желтая бумага, индийская тушь.
17 х 16,2 см. Частное собрание.
А.Г. Платунова (1896-1966). Лица. 1921 г. Бумага, карандаш. 8 х 8 см.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
А.Г. Платунова (1896-1966). Мужское лицо. 1921 г. Бумага, карандаш. 5,4 х 5 см.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
А.Г. Платунова (1896-1966). Печаль (Композиция в ромбе). Из альбома «Графика».
1921 г. Линогравюра. 18,2 х 13 см. Государственный музей изобразительных искусств
Республики Татарстан, Казань.
Константин Чеботарёв и Александра Платунова. 1926 г. РГАЛИ
Весной 1918 г. Чеботарев со своей женой и соратницей А.Г. Платуновой уезжают из Казани. Вместе с отступающими частями белочехов они направляются в Омск. В том же году Чеботарев был призван на службу в белую армию Колчака, служил офицером особого отдела, в бою тяжело ранен, проходил длительное лечение в военном госпитале в Иркутске, перенёс тяжёлое заболевание тифом. Дело К.К. Чеботарёва было рассмотрено судом омского Ревтрибунала, он едва избежал расстрела благодаря явке с повинной и плохому состоянию здоровья. После освобождения Чеботарев вместе с Платуновой преподавали в Омской художественно-промышленной школе. Согласно решению президиума омского худпрома от 19 марта 1921 года, Чеботарев и Платунова были откомандированы в Казанские художественные мастерские. Весной 1921 г. они с женой возвратились в Казань.
(Все подробности сибирской эпопеи Чеботарева см. здесь)
А.Г. Платунова (1896-1966). Книжный знак М.Г. Платуновой. Экслибрис. 1922 г. Линогравюра. 42,5 х 54,5 мм.
Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
А.Г. Платунова (1896-1966). Книжный знак А.Г. Платуновой. Экслибрис. 1922 г.
Линогравюра. 56,5 х 55 мм. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
А.Г. Платунова (1896-1966). Книжный знак Софьи Николаевны Андреевой. Экслибрис. 1922 г.
Линогравюра. 50,5 х 52,5 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
А.Г. Платунова (1896-1966). Книжный знак Надежды Михайловны Сапожниковой. Экслибрис.
1922 г. Линогравюра. 63 х 56 мм. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
А.Г. Платунова (1896-1966). Раздумье. 1922 г. Линогравюра. 16,8 х 14 см.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
А.Г. Платунова (1896-1966). Обложка с иллюстрацией к поэме Захиды Иффат «Зора Юлдуз».
1922 г. Ксилография. 20,5 х 16 см. Государственный музей изобразительных искусств
Республики Татарстан, Казань.
А.Г. Платунова (1896-1966). Книжный знак В.К. Чеботаревой. Экслибрис. 1922 г.
Линогравюра. 48,5 х 49,5 мм. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
А.Г. Платунова (1896-1966). Женщина с девочкой. Из цикла «Деревня». 1922 г.
Линогравюра цветная 5 досок. 13 х 11 см. Государственный музей изобразительных
искусств Республики Татарстан, Казань.
А.Г. Платунова (1896-1966). Женский портрет. 1922 г. Линогравюра.
28 х 20 см. Республиканский музей изобразительных искусств, Йошкар-Ола.
Александра Платунова в студии. Фото 1920-е гг. На столе стоит портрет К.К. Чеботарёва 1925 года.
Созданные Платуновой в начале 1920-х годов альбомы «Виньетки. Автогравюры» (линогравюры, 1921) и «Трое (А. Платунова. К. Чеботарев. Д. Мощевитин, 1922)», выявляют мягкую сторону художницы и ее увлечение ретроспективизмом. Например, гравюры для альбома «Трое» наполнены мифологемами и орнаментальными композициями, а «Виньетки» будто бы списаны со страниц девичьего дневника. Сказочная и фантазийная природа Платуновой в полной мере раскрывается в гравюрах альбома «Сказки» 1922 года, в которых она вспоминает атмосферу своего детства. Художница выросла в поселке Мари-Турек Вятской губернии среди лесов, полных народных мифов и легенд.
А.Г. Платунова (1896-1966). Раздумье. Лист №1. Из альбома «Сказки».
10 цветных автогравюр на линолеуме. 1922 г. Линогравюра. 16,8 х 14 см.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
А.Г. Платунова (1896-1966). Песня. Лист № 2. Из альбома «Сказки.
1922 г. Линогравюра. Государственный музей изобразительных искусств
Республики Татарстан, Казань.
А.Г. Платунова (1896-1966). Ветер. Лист №3. Из альбома «Сказки». 1922 г.
Линогравюра цветная 2 доски. 7,7 х 7,8 см. Государственный музей изобразительных искусств
Республики Татарстан, Казань.
А.Г. Платунова (1896-1966). Лешак. Лист № 4. Из альбома «Сказки». 1922 г.
Линогравюра цветная 2 доски. 10,2 х 10,2 см. Государственный музей изобразительных искусств
Республики Татарстан, Казань.
А.Г. Платунова (1896-1966). Осень. Лист № 5. Из альбома «Сказки». 1922 г. Линогравюра. 9,8 х 10 см.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
А.Г. Платунова (1896-1966). Эхо. Лист № 6. Из альбома «Сказки». 1922 г. Цветная линогравюра 4 доски.
10 х 9,7 см. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
А.Г. Платунова (1896-1966). Лихо. Лист №7. Из альбома «Сказки». 1922 г.
Цветная линогравюра 4 доски. 13 х 11 см. Государственный музей изобразительных
искусств Республики Татарстан, Казань.
А.Г. Платунова (1896-1966). Матаня. Лист № 8. Из альбома «Сказки». 1922 г.
Цветная литография 2 доски. 12,7 х 10,7 см. Государственный музей изобразительных
искусств Республики Татарстан, Казань.
А.Г. Платунова (1896-1966). Колючки. Лист № 9. Из альбома «Сказки». 1922 г. Цветная линогравюра 2 доски.
10,5 х 8,5 см. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
А.Г. Платунова (1896-1966). Цветы. Лист № 10. Из альбома «Сказки». 1922 г.
Цветная линогравюра 4 доски. 12,9 х 11,3 см. Государственный музей изобразительных
искусств Республики Татарстан, Казань.
А.Г. Платунова (1896-1966). Лист из альбома «Сказки». 1922 г. Линогравюра.
Публикации А.Г. Платуновой в советских газетах и журналах 1920-1930-х годов.
Диапазон ее работ был очень широк: станковая живопись, графика, аппликация, резьба по дереву, миниатюра. «Миниатюрам Платуновой трудно найти соперника», – писал профессор Сотонин в 1922 году. И все ее работы – тонкая изумительная техника, наполненная романтизмом и острым чувством современности, расцвеченной причудливыми красками богатого воображения. Вообще, вся живопись Платуновой мягка, изящна, благородна и элегантна, несмотря на сознательное пренебрежение всеми принципами реалистической живописи, перспективой и даже анатомической правильностью.
Среди живописных произведений этого периода – «Сон», «Русалка», «Портрет К.К. Чеботарева», «Портрет К.И. Сотонина», «Автопортрет», «Сирень», «Яблоки», «Осень» (все – первая половина 1920-х гг.); гравюры «Графика» (линогравюры, 1921), Сказки» (цветные линогравюры, 1922), Экслибрисы в сборниках «Книжные знаки. Выпуск 1» (1922), «Казанские книжные знаки» (1923). Создала обложки к журналу «Казанский музейный вестник», книге «Зора и Юлдуз» Захиды Иффат (1922).
А.Г. Платунова (1896-1966). Двойной портрет из альбома «Трое (А. Платунова. К. Чеботарев. Д. Мощевитин.
Автогравюры)». 1922 г. Галеев-Галерея, Москва.
А.Г. Платунова (1896-1966). Солничка. Третий лист из альбома «Трое
(А. Платунова. К. Чеботарев. Д. Мощевитин. Автогравюры)». 1922 г.
Линогравюра. Государственный музей изобразительных искусств
Республики Татарстан, Казань.
А.Г. Платунова (1896-1966). Экслибрис ГА (Книжный знак Жоржика Андреева).
Лист №3. 1922 г. Линогравюра. 6,7 х 5,7 см. Государственный музей
изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
А.Г. Платунова (1896-1966). Ворожба (Композиция). Лист №2. Из альбома «Трое
(А. Платунова. К. Чеботарев. Д. Мощевитин. Автогравюры)». 1922 г. Линогравюра. 14,4 х 12,7 см.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
А.Г. Платунова (1896-1966). Шуты (Две маски). 1922 г. Линогравюра цветная 3 доски. 7 х 9,3 см.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
А.Г. Платунова (1896-1966). Возвращение с работы. Второй лист из графического альманаха
«Всадник №4». 1923 г. Ксилография. Государственный музей изобразительных искусств
Республики Татарстан, Казань.
А.Г. Платунова (1896-1966). День. Лист из графического альманаха «Всадник №4». 1923 г.
Автолитография. 14,5 х 14,5 см. Государственный музей изобразительных искусств
Республики Татарстан, Казань.
А.Г. Платунова (1896-1966). Вечер. Лист из графического альманаха «Всадник №4». 1923 г.
Автолитография. 14,5 х 14,5 см. Государственный музей изобразительных искусств
Республики Татарстан, Казань.
А.Г. Платунова (1896-1966). Ночь. Лист из графического альманаха «Всадник №4». 1923 г.
Автолитография. 13,9 х 14 см. Государственный музей изобразительных искусств
Республики Татарстан, Казань.
А.Г. Платунова (1896-1966). Утро. Четвертый лист из графического альманаха «Всадник № 4».
1923 г. Автолитография. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
Здание Казанской художественной школы на Грузинской улице. Открытка 1912 г.
С 1921 по 1926 год Платунова преподавала в Казанской художественной школе, которую когда-то закончила. Историки называют ее в числе пассионариев казанского авангарда (пассионарий – это активный человек, стремящийся к обновлению, развитию, лидерству). Впрочем, сотрудничая с АРХУМАСом, именно Платунова вместе с выпускником КХУ Константином Чеботаревым, ставшим впоследствии ее мужем, выступила против педагога Павла Мансурова, преподававшего в мастерских беспредметную живопись (абстракционизм). Свою педагогическую работу названные товарищи начали с того, что согласовали с руководством АРХУМАСа решение об ошибочности абстрактного искусства как самоцели и исключении его из программы мастерских. Хотя, если прочесть биографию того же Чеботарева, то станет понятно, что до 1921 года он как раз и занимался абстракционизмом.
Константин Константинович Чеботарев - лидер казанского художественного авангарда.
Фото 1920-х годов, Казань.
А.Г. Платунова (1896-1966). Портрет Константина Чеботарева. 1922-1923 гг. Бумага, карандаш.
Частное собрание.
А.Г. Платунова (1896-1966). Пан. Обложка неосуществленного издания. 1922 г.
Линогравюра. 17 х 13,7 см. Государственный музей изобразительных искусств
Республики Татарстан, Казань.
А.Г. Платунова (1896-1966). Две крестьянки. 1924 г. Линогравюра. Галеев-галерея, Москва.
А.Г. Платунова (1896-1966). Урман. Лист из графического альманаха «Всадник №4». 1923 г.
Автолитография. 6,3 х 18 см. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
А.Г. Платунова (1896-1966). Экслибрис собрания П.Е. Корнилова. 1922 г. Ксилография. 5 х 6,8 см.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
А.Г. Платунова (1896-1966). Книжный знак В.В. Егерева. Экслибрис. 1923 г. Линогравюра. 42 х 51,5 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
А.Г. Платунова (1896-1966). Пейзаж. Лист из графического альманаха «Всадник №3». 1922 г.
Линогравюра. 12,5 х 15,9 см. Государственный музей изобразительных искусств
Республики Татарстан, Казань.
А.Г. Платунова (1896-1966). Старые крестьянки. 1924 г. Бумага, темпера. 26 x 21,9 см.
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.
Александра Георгиевна Платунова. Фотография 1910-е гг.
С 1926 года А.Г. Платунова жила и работала в поселке Ново-Гиреево Московской области. В середине 1920-х Александра Платунова ставит перед собой амбициозную задачу — создание «Азбуки». 30 листов из этой серии она исполняет в технике линогравюры, которая, с одной стороны, позволяет передать в оттиске экспрессивность изображения, но, с другой, сложна для написания шрифтов. Однако художница справляется, разрабатывая для каждой буквы сложные и наполненные деталями сюжеты. Интересно, что букву Х со словом «художник» разработал Константин Чеботарев.
ИСТОЧНИКИ
Ольга Ройтенберг. «Неужели кто-то вспомнил, что мы были…» Москва,
Издательство «Галарт», 2008 г. – Стр. 240-243, 267, 507-508, 526 и др.