• Авторизация


ИСКУССТВО ПРЕРАФАЭЛИТОВ: «МРАМОРНЫЙ» ХУДОЖНИК ЛОУРЕНС АЛЬМА-ТАДЕМА (1836-1912) 10-02-2025 21:00 к комментариям - к полной версии - понравилось!


1 (556x700, 62Kb)
Лоуренс Альма-Тадема: Автопортрет, 1896 г. Галерея Уффици, Флоренция.

Сэр Лоуренс Альма-Тадема (родился 8 января 1836 года, Дронрейп, Нидерланды — умер 25 июня 1912 года, Висбаден, Германия) был британским академическим художником голландского происхождения, рисовавшим сцены из повседневной жизни древнего мира. И хотя Альма-Тадема не входил в круг художников-прерафаэлитов, но он начинал учиться живописи в Голландии у Врапперса, который также был учителем Форда Мэдокса Брауна. Тадема писал сцены из древности как и Фредерик Лейтон, чьи работы были чрезвычайно популярны в свое время у покупателей среднего класса, которым нравилось представлять себя на месте древних римлян.

1852 Автопортрет  в возрасте 16 лет. Фризский музей, Леуварден (582x700, 118Kb)
Лоуренс Альма-Тадема: Автопортрет в возрасте 16 лет. 1852 г.
Фризский музей, Леуварден

1909 Любимая традиция (Tate) (475x700, 145Kb)
Лоуренс Альма-Тадема: Любимая привычка, 1909 год. Галерея Тейт, Лондон.

Действие происходит в стабийских банях в Помпеях. На переднем плане одна женщина игриво обливает другую, купающуюся во "фригидарии", холодной ванне. Остальные собираются в комнате для раздевания. Художник создал эту работу на основе фотографий руин бань, обнаруженных археологами в 1824 году. Он сделал их более роскошными, добавив мраморный пол и стены, которые обычно использовались в больших императорских банях. Альма-Тадема добился огромного успеха в Британии благодаря тщательно проработанным сценам повседневной жизни древнего Рима, подобным этой.

3 (312x700, 126Kb)
Лоуренс Альма-Тадема: Весна. 1894 г.
Холст, масло. 178,4 х 80,3 см.
Центр Гетти, Лос-Анджелес.

Босоногие молодые женщины и дети, украшенные цветочными коронами и играющие на музыкальных инструментах, возглавляют процессию по городу, построенному из мрамора. Яркие цветные вкрапления, такие как алые маки и желтые нарциссы, притягивают взгляд к полотну, позволяя исследовать яркие детали древнеримского праздника, тщательно переосмысленного художником Лоуренсом Альма-Тадемой. Зрители, свешивающиеся с крыш, приветствуют и машут руками, в то время как более сдержанные фигуры приветствуют процессию из королевской ложи под центральной аркой. На золотом штандарте перед ними, поднятом на голубых шестах и украшенном пурпурными гирляндами, есть надпись на латыни, посвященная Приапу, богу природы, садов и плодородия.

scale_1200 (700x393, 150Kb)
Лоуренс Альма-Тадема: Весна. Фрагмент (1). 1894 г. Холст, масло. Центр Гетти, Лос-Анджелес.

Alma_spring_detail_1 (700x518, 158Kb)
Лоуренс Альма-Тадема: Весна. Фрагмент (2). 1894 г. Холст, масло. Центр Гетти, Лос-Анджелес.

4 (434x700, 86Kb)
Лоуренс Альма-Тадема: 34 градуса в тени. 1876 г.
Музей Фицуильяма, Кембридж.

Альма-Тадема, сын голландского нотариуса, изучал искусство в Антверпенской академии (1852-58) под руководством бельгийского художника-историка Генри Лейса, помогая ему в 1859 году с фресками для городской ратуши в Антверпене. Во время визита в Италию в 1863 году Альма-Тадема заинтересовался греческой и римской античностью, а также египетской археологией, и впоследствии он создавал изображения почти исключительно из этих источников. Переехав в Англию, он стал натурализованным британским подданным в 1873 году и был избран членом Королевской академии в 1879 году. В 1899 году он был посвящен в рыцари.

5 (700x516, 88Kb)
Лоуренс Альма-Тадема: Поцелуй, 1891. Частное собрание.

6 (700x497, 149Kb)
Лоуренс Альма-Тадема: Встреча Антония и Клеопатры: 41 год до н.э. 1885. Частное собрание.

Картина изображает один из самых знаковых моментов римско-египетской истории, и художник обратился за вдохновением к Шекспиру. В период с 1850 по 1900-е "Антоний и Клеопатра" Барда регулярно ставилась в лондонских театрах, и египетская царица прочно закрепилась в сознании публики, особенно благодаря её опьяняющей красоте, силе и трагической романтике. После убийства Цезаря Антоний вошёл в триумвират, правивший Римской империей, и вызвал Клеопатру (которая была любовницей Цезаря) в Тарс в Киликии, чтобы она доказала свою преданность. По прибытии царицы Антоний был соблазнен ею и вернулся с ней в Александрию, чтобы предаться скандальным удовольствиям. Когда возникшие гражданские беспорядки в империи больше нельзя было игнорировать, Антоний возвращается домой, женится на Октавии, овдовевшей сестре Цезаря, оставляя позади разъяренную Клеопатру. Однако, как рассказывает римский офицер Энобарбус и описывает Альма-Тадема, неизгладимое впечатление от его первой встречи с царицей в конечном счете докажет, что она покорила сердце Антония. В этой работе Альма-Тадема описывает воспоминание влюбленных о первой встрече. Опьяняющий "аромат" ладьи Клеопатры передается густым ароматом ладана, исходящим из курильниц, изготовленных по образцу тех, что изображены на египетских храмовых рельефах. Пьянящий аромат дополняют гирлянды из роз, популярные в древнеримском Египте, которые использовались в качестве украшения. На барже поблескивают "чеканные золотые" надписи египетскими иероглифами, которые гласят "правительница", а в картуше написано имя "Клеопатра". Балдахин состоит из мерцающих занавесей, расшитых мотивами паутины. Крыша украшена традиционными египетскими черными бордюрами с лепниной в виде тора и карнизом-каветто, которые поддерживаются колоннами, увенчанными головой бога Беса (покровителя детей и плодородия). Борт баржи, виднеющийся рядом с королевой, украшен изображением мумифицированного сокола Сокара (олицетворяющего бога возрождения и омоложения). Нубийская служанка внимательно смотрит на Клеопатру, и на ней изображена повязка из цветов лотоса, серьга в виде вымпела и ожерелье-амулет. В руке она сжимает бронзовый систр, увенчанный головой Хатхор (египетской богини любви и радости). На переднем плане у одной из служанок золотой браслет, позаимствованный из коллекции Лувра, а их замысловатые парики - копии тех, что были найдены в гробницах римского периода. Томная поза Клеопатры в полный рост уникальна для данной работы и наводит одновременно на мысль о непринужденной скуке и холодной уверенности в себе, в то время как Антоний подплывает на ялике. Легионеры высоко поднимают весла, Антоний выглядывает из-за открытого занавеса, открыв рот от благоговения, в то время как Клеопатра не сводит со зрителя своих кошачьих глаз.

1871 Вакханалия. Аук Кристис (700x352, 155Kb)
Лоуренс Альма-Тадема: Вакханалия. 1871 г. Частное собрание.

1871 Вакханалия. Фрагмент (700x560, 211Kb)
Лоуренс Альма-Тадема: Вакханалия. Фрагмент. 1871 г. Частное собрание.

1866 В перистиле. Гал Леже, Лондон (479x700, 154Kb)
Лоуренс Альма-Тадема: В перистиле. 1866 г. Галерея Леже, Лондон.

Альма-Тадема преуспел в точном воссоздании античной архитектуры и костюмов, а также в точном воспроизведении текстур мрамора, бронзы и шелка. Его мастерское исполнение декораций создает фон для сюжетных сцен, происходящих в древнем мире. Жена Альма-Тадемы, Лаура Эппс, тоже была художницей.

7 (700x547, 187Kb)
Лоуренс Альма-Тадема: Подготовка к празднествам, 1866. Институт искусств Стерлинга и Франсин Кларк,
Уильямстаун

8 (441x700, 211Kb)
Лоуренс Альма-Тадема Водопадная нимфа, 1874. холст, масло, 35,6 x 22,8 см.
Музей искусств Кантона, Огайо.

9 (700x320, 70Kb)
Лоуренс Альма-Тадема: Amo te, ama me (Я люблю тебя, люби меня), 1881. Фризский музей, Леуварден

Тадема изобразил влюбленную пару в римской обстановке, как это видно по мраморному сиденью и одежде пары. Но эта любовь могла бы происходить и сейчас. Поклонники Тадемы просто обожали такие картины. Римская античность была в моде в то время, и такие сцены было несложно понять. Его яркие картины притягивают зрителя. Некоторые детали захватывающе реалистичны, например, мрамор, который кажется почти полупрозрачным.

10 (700x517, 133Kb)
Лоуренс Альма-Тадема: В розарии, 1890. Частное собрание.

Лоуренс Альма-Тадема прославился своими изображениями античного мира, будь то исторические события или общие сцены, разыгрываемые на фоне Средиземноморья или в роскошных мраморных интерьерах.

11 (481x700, 89Kb)
Лоуренс Альма-Тадема: Место для наблюдения, 1895. Центр Гетти, Лос-Анджелес

1896 Колизей. ЧС (448x700, 134Kb)
Лоуренс Альма-Тадема: Колизей, 1896. Частное собрание.

12 (700x430, 118Kb)
Лоуренс Альма-Тадема "Розы Гелиогабала", 1888. Холст, масло. 132 х 213 см. Частное собрание.

Похоть, обжорство и лень. Три из семи смертных грехов изображены на картине Лоуренса Альма-Тадемы "Розы Гелиогабала". В картине изображена печально известная сцена вечеринки, устроенной императором Гелиогабалом. В "Истории Августы" записано, что Гелиогабал однажды вечером пригласил гостей в свой дворец, чтобы они приняли участие в его вечеринке с выпивкой и оргией. После нескольких часов распития крепкого вина и обмена сексуальными партнерами его гости были безнадежно пьяны и устали. Они вяло слонялись по комнате. Пока они так восхитительно сияли от выпитого и веселых развлечений, потолок над ними открылся, и с него начали падать лепестки цветов. Поначалу нежный шелест лепестков придавал вечеринке сказочную прелесть. Он наполнил атмосферу легким цветочным ароматом. Это обостряло чувства и добавляло удовольствия моменту. Падало все больше лепестков, и больше, и больше. Лепестки превратились в каскад цветов. Падало все больше цветов, и еще больше обрушивалось на сонных гостей. На беспомощных гостей обрушился водопад лепестков. Их осыпали, засыпали и укрывали одеялами. Лужи превратились в озера, которые превратились в океаны лепестков. Холмы превратились в горы лепестков, и гости утонули в бесконечно растущем море цветов. Они дышали, задыхались и хватали ртом воздух. Лепестки проникали в их легкие, и они умирали, покрытые цветочным великолепием. Живительный запах смерти был замаскирован запахом цветов. Цветочный аромат исходил от гор цветов, собранных руками человека. Императора Гелиогабала позабавила цветочная бойня, и он продолжал пить вино. Смерть была настоящим развлечением сегодняшнего вечера.

13 (700x700, 200Kb)
Лоуренс Альма-Тадема "Розы Гелиогабала", фрагмент. 1888, Частное собрание.

1909 Каракалла и Гета. Медвежья схватка в Колизее (700x486, 169Kb)
Лоуренс Альма-Тадема: Каракалла и Гета. Медвежья схватка в Колизее. 1907. Частное собрание.

14 (476x700, 145Kb)
Лоуренс Альма-Тадема: Любимица судьбы, 1895. Частное собрание.

Его прозвали "мраморным художником" за его способность изображать материалы (особенно мрамор, конечно) со сверхъестественным реализмом текстуры и тактильности. Он также проводил обширные исследования для каждой работы, чтобы она выглядела как можно более реалистичной, попутно собирая впечатляющую справочную коллекцию книг, гравюр, фотографий, археологических артефактов и копий.

15 (503x700, 124Kb)
Лоуренс Альма-Тадема; Оковы любви, украшенные драгоценными камнями
(Обручальное кольцо), 1894. Частное собрание.

16 (475x700, 103Kb)
Лоуренс Альма-Тадема: Наблюдая и ожидая, 1897. Частное собрание.

17 (700x359, 102Kb)
Лоуренс Альма-Тадема: A Solicitation (Обольщение, соблазн), 1878. Аукционный дом Bonhams Лондон, 2017 г.
Лот продан за GBP 57.500 фунтов.

Действительно, реалистичное представление и воплощение античности в сверхдетализированных и точных изображениях является величайшим наследием творчества Альма-Тадемы. Он постоянно совершенствовал точность изображения мраморных поверхностей и стал всемирно известен благодаря своей технике.

18 (285x700, 81Kb)
Лоуренс Альма-Тадема: Полная надежд, 1909.
Институт искусств Стерлинга и Франсин Кларк,
Уильямстаун

19 ЧС (302x700, 59Kb)
Лоуренс Альма-Тадема: Модель скульптора, 1877. Частное собрание.

Римская студия. Лоренс Альма-Тадема. 1877 г. (669x677, 130Kb)
Лоуренс Альма-Тадема: Римская студия. 1877 г. Холст, масло.
Государственный музей изящных искусств, Гавана.

Хотя он стал знаменитым и финансово успешным еще при жизни, после смерти Альма-Тадема приобрел дурную славу, его картины считались образцами викторианской безвкусицы: академичными, описательными и безжизненными.

20 (651x700, 187Kb)
Лоуренс Альма-Тадема: Предложение. 1892. Королевский павильон, Брайтон.

21 (700x525, 122Kb)
Лоуренс Альма-Тадема: Сравнение, 1892. Художественный музей Цинциннати, Огайо.

22 (700x483, 123Kb)
Лоуренс Альма-Тадема: Не спрашивай меня больше ни о чем, 1906. Частное собрание.
Девушка отвергает просьбы парня и демонстрирует отсутствие интереса или конец романтическим отношениям.

23 (459x700, 90Kb)
Лоуренс Альма-Тадема: Весна в садах виллы Боргезе, 1877. Бумага, акварель.
Частное собрание.

С 1960-х годов его творчество подверглось определенной переоценке, но, несмотря на это, старое восприятие все еще сохраняется. В истории искусства было почти модно высмеивать отсутствие у Альма-Тадемы "живописных" достижений. Его композиции, безусловно, считаются соблазнительными картинами, но скорее в смысле приятных открыток с изображением экзотического, исчезнувшего мира, населенного женщинами в прозрачных одеждах, чем ценятся как искусство, как работа кисти настоящего мастера.

24 (432x700, 138Kb)
Лоуренс Альма-Тадема: Нежелательные откровения, 1902.
Частное собрание.

25 (494x700, 144Kb)
Лоуренс Альма-Тадема: Олеандр, 1882. Частное собрание.

26 Утомленные Мениды (незаконченная). 1873-1874.  Х, м. 59,1 x 132 см. Музей ВАн Гога, Амстердам (700x314, 80Kb)
Лоуренс Альма-Тадема: Утомленные менады после танца. 1873-1874. Холст, масло. 59,1 x 132 см.
Музей Ван Гога, Амстердам.

Одной из захватывающих работ в живописном смысле является самая последняя из показанных, незаконченная "Утомленные менады после танца" (Амстердам, Музей Ван Гога). Альма-Тадема задумал композицию в виде трех обнаженных женщин, которые упали в обморок после танцев, упившись до изнеможения, и изобразил их смелыми мазками, показав себя художником-спец-натурщиком, на которого стоит обратить внимание тем, кто ценит эту технику. Художник придирчиво прорабатывает каждую деталь и поверхность картины до такой степени, что она становится жесткой и перегруженной работой. Разделяете ли вы эту оценку или нет, остается, конечно, делом вкуса.

26 (544x700, 77Kb)
Лоуренс Альма-Тадема: Утомленные менады после танца. Фрагмент. 1873-1874. Холст, масло.
Музей Ван Гога, Амстердам.

27 (500x669, 74Kb)
Лоуренс Альма-Тадема: Портрет британского баритона, дирижера и пианиста
сэра Джорджа Хеншеля, 1879. Таунсенд-Хаус, Вашингтон

28 (557x700, 118Kb)
Лоуренс Альма-Тадема: Это наш уголок, 1873. Музей Ван Гога, Амстердам.

Тадема также был выдающимся и искусным портретистом. Среди его наиболее заметных достижений - картина "Это наш уголок" 1873 года, в которой он трогательно вспоминает своих дочерей в детстве, автопортрет в галерее Уффици и портрет Джорджа Хеншеля 1879 года.

29 (473x700, 70Kb)
Лоуренс Альма-Тадема: Серебряные любимцы, 1903. Дом-музей Лейтона, Лондон.

30 (700x502, 111Kb)
Лоуренс Альма-Тадема: В тепидарии, 1881. Галерея леди Левер, Ливерпуль.

31 (700x446, 141Kb)
Лоуренс Альма-Тадема: Нахождение Моисея, 1904. Холст, масло. Частное собрание.

На самом деле Альма-Тадема был человеком своего времени и весьма успешным предпринимателем - он давал покупателям картин то, что они хотели на них видеть.

1889 Посвящение Вакху. Кунстхалле, Гамбург (700x322, 56Kb)
Лоуренс Альма-Тадема: Поклонение Вакху. 1889 г. Кунстхалле, Гамбург.

32 (322x700, 95Kb)
Лоуренс Альма-Тадема: Лопатки и губки, 1879. Частное собрание.

15 августа 1909 года жена Альма-Тадемы, Лаура, умерла в возрасте 57 лет. Убитый горем вдовец пережил свою вторую жену менее чем на три года. Его последнее крупное сочинение было «Подготовка в Колизее» (1912). Летом 1912 года Альма-Тадема вместе со своей дочерью Анной отправился в спа-салон Kaiserhof Spa в Висбадене, Германия, для лечения язвы желудка. Он умер там 28 июня 1912 года в возрасте 76 лет. Он был похоронен в склепе собора Святого Павла в Лондоне.
Alma-Tadema standing next to a portrait bust of him (1912) (462x700, 75Kb)
Альма-Тадема возе своего портретного бюста.

Альма-Тадема оставил после себя большое количество прекрасных декоративных картин. Его картины невероятно притягательны и требуют, чтобы их экранизировали. И именно это сделал Голливуд: блокбастеры-зрелища на римские темы, такие как «Клеопатра» (Сесиль Б. Де Милль, 1934), «Бен Гур» (Уильям Уайлер, 1959), «Спартак» (Стэнли Кубрик, 1960), а также более поздние фильмы - это ожившие картины Тадемы. Несколько компьютерных игр, несомненно, содержат влияние его работ.
Артур Макс, художник-постановщик «Гладиатора» и «Исхода», говорит, что Альма-Тадема показывает нам Рим таким, каким мы хотим его видеть, и неважно, было ли всё так на самом деле.

Фредегонда у одра епископа Претекстата. 1864. Х, м. 65 х 89. ГМИИ им.Пушкина (700x533, 151Kb)
Лоуренс Альма-Тадема: Фредегонда у одра епископа Претекстата. 1864. Холст, масло. 65 х 89 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

Лоренс Альма-Тадема - единственный прерафаэлит, картины которого можно увидеть в музеях России. Так, в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве хранится полотно «Фредегонда у одра епископа Претекстата», которое купил и привез в Россию известный коллекционер и меценат П.М. Третьяков.
Павловский дворец в Санкт-Петербурге является счастливым обладателем двух полотен Альма-Тадемы. Одно из них - это полотно «Розы. Восторг любви», приобретенное в 1903 году в личную коллекцию Александры Федоровны. Известно, что для коллекции российской императрицы было приобретено две картины Альма-Тадемы и обе они должны находится ныне в коллекции Павловского дворца, но выяснить как выглядела или называлась вторая работа нам не удалось.

Розы - восторг любви. 1897 Павловский дворец (297x700, 97Kb)
Лоуренс Альма-Тадема: Розы - восторг любви. 1897. Холст, масло.
Павловский дворец, Санкт-Петербург.

ИСТОЧНИКИ

Альма-Тадема. 2005 (531x700, 178Kb)
Альма-Тадема. Альбом. Автор текста Александр Шестимиров. Москва,
Издательство «Белый город», 2005. - 48 с., ил. Серия «Мастера живописи»

Эдмунд Швинглхурст - ПрерафаэлитыАльбом Прерафаэлиты. М, Изд-во Спика, 1995 г. (582x600, 129Kb)
Эдмунд Швинглхурст. Прерафаэлиты. Альбом. Пер. с англ. Б. Соколова.
Москва, Издательство «СПИКА», 1995 г. - 80 с.,ил. Серия «Творчество».

https://dzen.ru/a/Zi-KOu2jIG3-yFA7


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ИСКУССТВО ПРЕРАФАЭЛИТОВ: «МРАМОРНЫЙ» ХУДОЖНИК ЛОУРЕНС АЛЬМА-ТАДЕМА (1836-1912) | Слава44 - Дневник Слава44 | Лента друзей Слава44 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»