РУССКИЙ СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-ИМПРЕССИОНИСТ ВЛАДИМИР ВСЕВОЛОДОВИЧ СУКОВ (1866-1942) ИЗ ОБЩЕСТВА «КРУГ ХУДОЖНИКОВ»04-02-2025 19:00к комментариям - к полной версии
- понравилось!
В.В. Суков (1866-1942). Автопортрет. 1925 г. Холст, масло. 89 х 75 см.
Цифровой музей Malov Meta Art.
Владимир Всеволодович Суков (1866-1942) – русский советский живописец, автор пейзажей, натюрмортов. Родился под Старым Крымом в обеспеченной дворянской семье. Систематического художественного образования не получил, живописью начал заниматься уже в достаточно зрелом возрасте. Суков объехал всю Европу, посетил Францию, Италию, Англию, Германию, Бельгию, Нидерланды и др. В Париже познакомился с Константином Коровиным, творчество которого оказало на него решающее влияние. Он восхищался творчеством Эдуарда Мане, Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара и Винсента Ван Гога, считая их своими учителями. В 1930-е годы его называли одним из лучших представителей советского импрессионизма. В 1932 году он был принят в члены ЛОССХа. Член Декоративного института (1920-е). Член «Общины художников» (Петроград, 1921-1923). Был близок к объединению «Круг художников», принимал активное участие в его деятельности. В.В. Суков умер от голода в блокадном Ленинграде в феврале 1942 года и место его захоронения неизвестно.
Старый Крым. Озеро Шах-Мурза.
Владимир Всеволодович Суков родился 10 сентября 1866 года в местечке Шах-Мурза, что под Старым Крымом в обеспеченной дворянской семье подполковника корпуса лесничих - специального формирования вооруженных сил царской армии. О детских годах Владимира достоверных сведений практически не сохранилось. Известно лишь, что начинал он обучение в Феодосийской мужской гимназии, а заканчивал в мужской гимназии города Бердянска, куда по службе был переведен глава семейства.
В 1869 году корпус лесничих перестал считаться армейской воинской частью и был подчинен Лесному департаменту Министерства государственных имуществ, одно из подразделений которого как раз и располагалось в Северном Приазовье на восточном берегу Бердянского залива.
г. Старый Крым. Усадьба Шейх-Мамай И.К. Айвазовского.
В.В. Суков (1866-1942). Рыбачок. 1898 г. Аукцион «Купить картину», Москва.
В.В. Суков (1866-1942). Русская девушка. 1900 г. Аукцион «Купить картину», Москва.
В.В. Суков (1866-1942). Крымский пейзаж. 1900 г. Холст, картон, масло. 20 х 30 см. Частное собрание.
Родители очень хотели, чтобы Владимир получил достойное образование, поэтому, хоть он и не демонстрировал в период своего гимназического обучения никаких особых талантов, после окончания гимназии и получения аттестата зрелости в 1884 году, для получения высшего образования, как полагалось в дворянских семьях, молодой человек отправился в столицу, где поступил на физико-математический факультет петербургского Университета. Четыре курса закончил Владимир в столичном университете, но дальше судьбе было угодно распорядиться совсем не так, как хотели его родители. В Петербурге Владимир угодил в самый центр студенческого движения, поскольку именно университетское студенчество было в центре студенческих волнений в крупных городах империи.
В.В. Суков (1866-1942). Вечереет. 1900 г. Холст, картон, масло, 20 х 30 см. Частное собрание.
В.В. Суков (1866-1942). Вечер. 1900 г. Холст, картон, масло, 20 х 25 см. Частное собрание.
В.В. Суков (1866-1942). Китайский чайный сервиз. 1913 г. Холст, масло. 54 х 54 см.
Auction Records askART.com.
Являясь наиболее активной частью прогрессивной интеллигенции, выступавшей за демократические преобразования в стране, студенчество часто устраивало различного рода беспорядки на улицах столицы, в которых нередко принимали участие и друзья Владимира по университету. Они пригласили и Владимира присоединиться к ним, и на третьем курсе он уже лично принимал участие в беспорядках, за что угодил на некоторое время в тюрьму. А после пламенной речи Сукова на похоронах художника И.Н. Крамского (1837-1877) в апреле 1877 года полиция взяла молодого оратора под негласный надзор, а годом позже добилась его исключения из университета.
В.В. Суков (1866-1942). Закат в поле. 1916 г. Картон, масло, 28 х 40,5 см. Частное собрание.
В.В. Суков (1866-1942). Набережная Мойки. 1920-е гг. Холст, масло. 68,5 х 90,5 см.
Галерея искусств KGallery, Санкт-Петербург.
В.В. Суков (1866-1942). Натюрморт с подсвечником. 1920-е гг. Холст, масло. 63,5 х 48 см.
Частное собрание.
И.Н. Крамской был знаменем всей прогрессивной молодежи в те годы, и знакомство с его творчеством, особенно после знаменитого бунта выпускников Императорской Академии художеств в 1863 году против старых методов обучения, за реорганизацию и обновление, вызвало у Владимира Сукова неподдельный интерес и увлечение живописью. Желание стать свободным художником и посвятить себя искусству полностью изменили жизненные планы молодого человека. Он начал самостоятельно изучать живопись, регулярно посещал музеи и выставки, подолгу изучая понравившимися ему произведениями.
В.В. Суков (1866-1942). Летний Ленинград. 1926 г. Холст, масло. 80 x 100,3 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
В.В. Суков (1866-1942). Набережная. 1926 г. Холст, масло. 76 х 90 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
В.В. Суков (1866-1942). Фонтанка. Аничков мост. 1928-1929 гг. Холст, масло. 85 х 98,5 см.
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.
Конторская работа, которой он теперь вынужден был заниматься В.В. Суков, чтобы себя прокормить, была скучна и неинтересна, и лишь занятия живописью, которой он посвящал теперь все свободное время, были для него отдушиной. Увлеченность искусством не отпускала, он много писал, пробуя свои силы в различных художественных жанрах, особенности которых самостоятельно кропотливо изучал. Постепенно формировался его вкус, четко обозначая пристрастия. Ему были близки французские импрессионисты, но сказывалось отсутствие базовой «школы» в обучении. Чтобы хоть как-то восполнить этот пробел, он четырежды по два месяца в году (больше просто не позволяло его финансовое положение) жил за границей в ведущих культурных центрах Европы, посещал выставки современного искусства, изучал работы мастеров в музеях.
В.В. Суков (1866-1942). Натюрморт с абрикосами. На обороте «Городской пейзаж». 1920-е гг.
Холст, масло. 70 х 80 см. Аукционный дом «СОВКОМ», Москва, 2023 г.
Эстимейт 1.300.000 - 2.600.000 руб.
В.В. Суков (1866-1942). Натюрморт с кувшином. 1923 г. Холст, масло. 80 х 80 см.
Аукционный дом «СОВКОМ», Москва, 2023 г. Эстимейт 500.000 - 1.000.000 руб.
В.В. Суков (1866-1942). Натюрморт. Сосуды с цветами. Втор. пол.1920-х гг. Холст, масло, 100,2 х 125 см.
Частное собрание.
По его собственным словам, французские художники-импрессионисты Клод Моне (1840-1926), Эдуард Мане (1832-1883), Пьер Огюст Ренуар (1841-1919) и Винсент Ван-Гог (1853-1990) стали его невольными учителями, сами того не зная, а его поздние произведения «Лодки у Летнего сада», «Макс Гельц», «У причала» явились ярким тому подтверждением. Суков посетил Италию, Францию, Англию, Германию, Бельгию, Нидерланды, жадно впитывая в себя все новые тенденции в искусстве. В Париже ему довелось брать уроки у Константина Коровина (1861-1939), оказавшего наиболее сильное влияние на формирование Сукова-художника.
В.В. Суков (1866-1942). Лодки. 1930 г. Холст, масло. 100 x 120 см. Вятский художественный музей
им. В.М. и А.М. Васнецовых, г. Киров.
В.В. Суков (1866-1942). Лодки. 1930 г. Картон, масло. 26 х 33 см. Auction Records askART.com.
В.В. Суков (1866-1942). Лодки у Летнего сада. 1930 г. Холст, масло. 107 х 133 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В.В. Суков (1866-1942). Пейзаж с озером. 1930-е г. Холст, масло. Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург.
Вращение в кругах культурной интеллигенции столицы позволило молодому художнику в начале 1900-х годов сблизиться с артистической средой: он начал писать недурственные стихи, познакомился с Сергеем Есениным, но, послушавшись его совета, полностью сосредоточился на живописи. Общение с Осипом Бразом (1873-1936), Иваном Мясоедовым (1881-1953), Степаном Колесниковым (1879-1955) и Борисом Анисфельдом (1878-1973), их критические замечания и дружеские советы существенным образом обогатили его техническую подготовку и понимание основ структурной композиции.
В.В. Суков (1866-1942). Натюрморт с сосудами. 1930 г. Холст, масло, 82 х 100 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В.В. Суков (1866-1942). Натюрморт с цветами в синей вазе. 1930-е гг. Бумага, акварель, уголь. 47,5 х 67,7 см.
Ярославский художественный музей.
В.В. Суков (1866-1942). Натюрморт с цветами. 1930-е гг. Бумага, карандаш, акварель. 51,5 х 68,5 см.
Государственный музей-заповедник «Петергоф».
В 1904 году Владимир Суков был призван в армию, но участия в боевых действиях русско-японской войны не принимал. После демобилизации вернулся в столицу и позже посетил Италию и Францию. Продолжал писать пейзажи, портреты и натюрморты. Кроме станковой живописи работал в области сценографии и занимался оформительской работой. Был членом «Общины художников». События Октябрьского переворота встретил с настороженностью. Лозунги победившего пролетариата оказались ему классово чужды, хотя он и не пытался уехать за границу.
В.В. Суков (1866-1942). Восточная сцена. Холст на картоне, масло. 10 х 15 см.
Аукцион «Купить картину», Москва.
В.В. Суков (1866-1942). Театрализованное представление. 1926 г. Холст, масло. 89 х 75 см.
Цифровой музей Malov Meta Art.
В.В. Суков (1866-1942). Городской пейзаж. Холст, масло. 30 х 20 см.
Аукцион «Купить картину», Москва.
1921 году Владимир Суков начал выставляться, впервые участвуя в Третьей периодической выставке «Общины художников». В 1922 году он участвовал на выставке объединения «Мир искусства», представив 8 картин, в т.ч. 4 натюрморта. В 1932 года был принят в члены Ленинградского Союза советских художников. Участвовал в многочисленных выставках в различных городах Советского Союза: в Москве, Кисловодске, Баку, Кронштадте. Его персональные выставки прошли в Ленинграде в 1927 и 1930 годах. С 1930 года принимал участие во всех крупных выставках художников Ленинграда демонстрируя свои произведения вместе с ведущими художниками города на Неве. «Почти каждый раз у меня приобретались вещи правительственными комиссиями, - вспоминал впоследствии художник. - Они позже экспонировались в 1930 году в Москве на специально организованных выставках приобретений за 1927-1928 и 1928-1929 годы, к которым были изданы обстоятельные каталоги».
В.В. Суков (1866-1942). Вид Васильевского острова у Благовещенского моста, 1930 г. Картон, масло. 21,5 х 35 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
В.В. Суков (1866-1942). Городской пейзаж. На обороте «Натюрморт с абрикосами». 1920-е гг.
Холст, масло. 70 х 80 см. Аукционный дом «СОВКОМ», Москва, 2023 г.
Эстимейт 1.300.000 - 2.600.000 руб.
В.В. Суков (1866-1942). Весенний лес. Холст на картоне, масло. 27 х 21 см.
Частное собрание.
Много времени Владимир Суков уделял преподавательской деятельности, считая ее для художника не менее значимой, чем творчество. В 1923-1930 годах Владимир Всеволодович преподавал в Петроградской художественной школе, в 1930-1931 - в Фабрично-заводском училище им. Мюнценберга. С 1932 по 1933 года он - доцент живописного факультета Института живописи, скульптуры и архитектуры при Академии художеств, в 1933-1934 годах преподавал там же на подготовительных курсах. Великую Отечественную войну художник встретил в родном Ленинграде. Вместе со всеми участвовал в строительстве оборонительных сооружений на подступах к городу, занимался маскировочными работами. Сотрудничал в «Окнах ТАСС». Блокадный Ленинград он не покинул, от эвакуации отказался.
В.В. Суков (1866-1942). Мать с детьми в Летнем саду. Холст, масло. 27 х 35 см. Частное собрание.
В.В. Суков (1866-1942). Раздумье. 1930-е гг. Картон, масло. 68 х 51 см. Аукционный дом «СОВКОМ»,
Москва, 2007 г. Эстимейт 90.000 - 130.000 руб.
В.В. Суков (1866-1942). Русская девушка. Аукцион LiveAuctioneers.com.
Владимир Всеволодович Суков умер от голода в блокадном Ленинграде в своей квартире № 11 в доме № 32 на улице Маяковского в феврале 1942 года. Точная дата смерти художника не известна, как и место его захоронения.
К большому сожалению, в блокаду погибли и многие работы художника. Сегодня его произведения хранятся в Государственном Русском музее, в Государственной Третьяковской галерее, в Государственном Музее истории Санкт-Петербурга, в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева, в других музеях и частных собраниях в России и за рубежом.
ИСТОЧНИКИ
Антон Успенский. Между авангардом и соцреализмом. Из истории советской
живописи 1920-1930-х годов. Москва, Издательство «Искусство- ХХI век», 2024 г.
– Стр. 72-73, 76.