Форд Мэдокс Браун: Автопортрет, 1877 г. Холст, масло. 76,2 х 64,1 см.
Музей искусств Фогга, Гарвардский университет, США.
Форд Мэдокс Браун (англ. Ford Madox Brown; 1821–1893) — один из виднейших английских живописцев. Его имя ассоциируется с самым важным художественным движением Великобритании девятнадцатого века — братством прерафаэлитов, для которого он был скорее наставником и соратником, чем "официальным членом". Подобно молодым бунтарям из братства, Браун выступал против "искусственных" исторических картин, одобренных Британской академией, придерживаясь бескомпромиссного реализма. Но в отличие от прерафаэлитов, которые тяготели к религиозным и средневековым сюжетам, живопись Брауна была ориентирована преимущественно на проблемы современного мира.
Форд Мэдокс Браун: Автопортрет, 1844 г.
Форд Мэдокс Браун родился в 1821 году в Кале, Франция в семье англичан, Форда Брауна, корабельного казначея, и Кэролайн Мэдокс. Будучи ещё подростком, он поступил в голландскую Академию искусств De Vrije Academie (существующую до сих пор как De Stedelijke Academie). Затем учился у Питера ван Ханселера — известного портретиста, и у Густава Вапперса, знаменитого художника, который считается первым известным художником-романтиком в Бельгии.
Форд Мэдокс Браун: Манфред на горе Юнгфрау, 1841, холст, масло. 140,2 x 115 см.
Манчестерская художественная галерея.
Отражая несколько личных трагедий, его ранние работы были выполнены в приглушённых цветах и мрачных тонах. Но после его встреч с Гансом Гольбейном и с членами движения святых назарян, его палитра стала включать более широкую цветовую гамму, которую он использовал, чтобы вдохнуть новую жизнь в рассказы о жизни обычных граждан Викторианской эпохи. Все последующие работы, включая пейзажи, он выполнил в более живом реалистическом стиле.
Форд Мэдокс Браун: Симпатичные Баа-ягнята (Милые барашки), 1851-1859, дерево, масло. 61 х 76,2 см.
Музей и художественная галерея, Бирмингем.
На этой пасторальной картине изображены женщина и ребёнок в солнечный день, кормящие ягнят, в то время как служанка набирает в корзину траву. Это безмятежное изображение семейной жизни, драгоценной и спокойной.
Форд Мэдокс Браун: Ожидание. 1854-1855. Дерево, масло. 30,5 х 20 см.
Художественная галерея Уокера, Ливерпуль.
Форд Мэдокс Браун: Возьмите вашего сына, сэр! 1851-1856, холст, масло. 70,5 х 38,1 см.
Галерея Тейт, Лондон. Картина экспонировалась на выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина в 2013 г.
Фон картины "Возьмите вашего сына, сэр!" роскошно украшен, а голова дамы, как у Мадонны, обрамлена нимбом, образованным зеркалом. Женщина выглядит бледной, на щеках у неё розовые пятна. Её бледный цвет лица говорит о том, что она, возможно, недавно родила и сейчас находится в крайне слабом состоянии. Браун был реалистом: он даёт нам образ женщины этого мира в интерьере своего времени — и таких грубых изображений родов очень мало. Зеркало показывает нам отражение интерьера с мужской фигурой слева. Он протягивает руки, чтобы принять новорождённого ребёнка, тем самым принимая на себя роль отца.
Форд Мэдокс Браун: Английский осенний полдень, 1852-1853, холст, масло. 71 х 134 см.
Музей и художественная галерея, Бирмингем.
Браун оказал большое влияние на братство прерафаэлитов. Наставник Данте Габриэля Розетти, друг Уильяма Холмана Ханта, он был сторонником и вдохновителем братства, которое бросило серьёзный вызов излишествам исторической живописи Академии. Исследование живописного реализма группой предвосхитило отход от академической живописи.
Форд Мэдокс Браун: Прощание с Англией, 1856, дерево, масло, 82,5 х 75 см.
Музей и художественная галерея, Бирмингем.
На этом тондо (круглой картине) изображена пара, отправляющаяся в путешествие (позади них — знаменитые белые скалы Дувра) в далёкие земли Австралии. Главные герои одеты в добротную зимнюю одежду. Когда мы приглядываемся, то видим, как из-под женской шали выглядывает маленькая ручка. На переднем плане — капуста, которой, вероятно, пользовались для профилактики цинги и рахита. В этой картине чувствуется его невероятное внимание к деталям, и не в последнюю очередь к естественному освещению серого и неспокойного моря, которое напоминает о предстоящем нелёгком путешествии. Стойкость этих людей перед лицом неизвестности завоёвывает симпатии зрителей.
Форд Мэдокс Браун: Ирландская девушка, 1860. Холст на дереве, масло. 28,6 x 27,6 см.
Йельский центр британского искусства, Нью-Хейвен, Коннектикут, США.
На этом портрете девушка погружена в свои мысли. Она сжимает в руках два синих василька, которые выделяются на фоне роскошного красного цвета шали девушки и тёмно-красного фона картины. Румянец подчеркнут слегка поджатыми губами девушки — она полна жизни, и мы не можем ей не восхищаться.
Форд Мэдокс Браун: Труд, 1852-1865, холст, масло. 137 х 197,3 см. Музей и художественная галерея, Бирмингем.
Картина экспонировалась на выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина в 2013 г.
Эта картина стала центральным экспонатом его персональной выставки. Браун организовал её в знак протеста против контроля Академии над современной живописью, и ему широко аплодировали за его смелость и успех в создании прецедента для выставок искусства вне Академии. На этой залитой солнцем картине множество людей из всех слоёв общества заняты различными делами. В центре изображены рабочие, которые, закатав рукава, трудятся под полуденным солнцем. Дети пробираются сквозь сцену, а старшая девочка с младенцем на руках, кажется, пытается их удержать. Браун более подробно описал детей на картине в своём выставочном буклете. Он объяснил, что дети были сиротами, их мать умерла из-за отсутствия санитарных условий в лондонском водопроводе, а отец бросил их из-за проблем с алкоголем.
Форд Мэдокс Браун: Уолтон-он-Наз, 1860, холст, масло. 31,7 х 41,9 см. Музей и художественная галерея, Бирмингем.
Браун сотрудничал в нескольких проектах с Уильямом Моррисом, движущей силой движения за искусство и ремесла. Вместе с ним он основал дизайнерскую компанию Morris, Marshall, Faulkner & Co. Под её эгидой он создал ряд витражей и предметов мебели ручной работы. Эти работы были такого качества, что его репутация специалиста по декоративному искусству лишь подтверждала его репутацию, пожалуй, самого разносторонне одарённого художника Англии.
Форд Мэдокс Браун: Разноцветное пальто, 1864, холст, масло. 108 x 103,2 см.
Художественная галерея Уокера, Ливерпуль.
Форд Мэдокс Браун: Судебный процесс над Уиклиффом, 1893, фреска. 146 х 317 см.
Большой зал городской ратуши Манчестера
В 1879-1893 гг. для украшения Большого зала городской ратуши Манчестера Форд Мэдокс Браун создал 12 настенных росписей, посвященных ярким эпизодам истории города.
Форд Мэдокс Браун: Римляне строят Манкуниум. 1893, фреска. 146 × 317 см.
Большой зал городской ратуши Манчестера
Браун не только своим реалистичным подходом нанёс удар по стандартам Академии, но и взял организацию выставки своих работ в свои руки. Он создал новый прецедент, став первым британским художником, организовавшим и продвигавшим успешную независимую выставку своих работ.
Форд Мэдокс Браун: Букет цветов, 1865. Холст, масло. 229×185 см.
Музей Эшмола, Оксфорд.
Форд Мэдокс Браун: Ромео и Джульетта, 1870, холст, масло. 135,5 х 93,9 см.
Делавэрский художественный музей, Уилмингтон
Браун был одним из самых выдающихся английских художников девятнадцатого века и знаковой фигурой в социальной истории викторианского искусства. Несмотря на то что многие считают движение прерафаэлитов исключительно британским, историки, такие как Ротенштейн, утверждают, что они, и особенно Браун, заслуживают похвалы за то, что они предвидели сдвиг в сторону реализма, который поглотит художников на европейском континенте в конце XIX века.
Форд Мэдокс Браун: Путешественник, 1868. Бумага, акварель, карандаш. 44,4 x 60,4 см.
Музей и художественная галерея, Бирмингем.
Форд Мэдокс Браун: Хаида находит Дона Жуана, 1873, холст масло. 173 × 215 см.
Музей и художественная галерея, Бирмингем.
Основав Хогарт-клуб, Браун создал место встречи и проведения выставок для тех художников и интеллектуалов, которые хотели бросить вызов господству "официальной" Академии искусства. Среди своих коллег он был признан первопроходцем за смелый шаг по организации первой в стране художественной выставки формата "один человек". Тем самым он фактически создал прецедент независимой художественной выставки в Великобритании. Его картины, которые он сочетал с весьма успешным погружением в декоративное искусство, лишь подтвердили его репутацию одного из самых выдающихся английских художников второй половины XIX века.
P.S.
С позволения автора статьи добавлю некоторые необходимые характерные работы Форда Мэдокса Брауна:
Форд Мэдокс Браун: Семена и плоды английской поэзии. 1845-1853. Холст, масло. 36 х 46 см.
Музей Эшмола, Оксфорд. Картина экспонировалась на выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина в 2013 г.
Форд Мэдокс Браун: Чосер при дворе короля Эдуарда III (читает Легенду о Констанце). 1856-1868.
Холст, масло. 123,2 х 99 см. Галерея Тейт, Лондон. Картина экспонировалась на выставке
в ГМИИ им. А.С. Пушкина в 2013 г.
Форд Мэдокс Браун: Лир и Корделия. 1849-1854. Холст, масло. 71,1 х 99,1 см.
Галерея Тейт, Лондон. Картина экспонировалась на выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина в 2013 г.
Форд Мэдокс Браун: Сенокос. 1855-1856. Красное дерево, масло. 24,1 х 33,3 см.
Галерея Тейт, Лондон. Картина экспонировалась на выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина в 2013 г.
Форд Мэдокс Браун: Иисус, омывающий ноги Петру. 1852-1856. Холст, масло. 116,8 х 133,3 см.
Галерея Тейт, Лондон. Картина экспонировалась на выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина в 2013 г.
Форд Мэдокс Браун: Смерть Тристана, 1863. Бумага, акварель. 10,8 x 9,5 см.
Художественная галерея и музей Хиггинса, Бедфорд.
Форд Мэдокс Браун: Медовый месяц короля Рене, 1864. Картон, акварель, гуашь. 27,6 x 18,6 см.
Галерея Тейт, Лондон.
Форд Мэдокс Браун: Илия возвращает сына вдове. 1864. Дерево, масло. 52,5 х 34,3 см.
Музей и художественная галерея, Бирмингем.
Форд Мэдокс Браун: Ужин в Эммаусе. 1876. Бумага, акварель, тушь, перо. 54 х 47 см.
Частное собрание.
Форд Мэдокс Браун: Ступени жестокости. 1856-1880. Холст, масло. 73,3 x 59,9 см.
Художественная галерея Манчестера.
Форд Мэдокс Браун: Плохой предмет (Mauvais Sujet). 1863. Бумага, акварель, мел, карандаш. 23.2 х 21 см.
Галерея Тейт, Лондон.
Форд Мэдокс Браун: Сын Вильгельма Телля, 1880 г. Холст, масло. 41,2 х 37,5 см.
Частное собрание.
ИСТОЧНИКИ
1. Эдмунд Швингахурст. Прерафаэлиты. Альбом. Пер. с англ. Б. Соколова. Москва, Издательство СПИКА/SPIKA, 1995. – 80 с., ил. 2. Lucinda Hawksley. Essential Pre-Rafaelites. Parragon Book, London, 2003. – 256 p., il.
3. Прерафаэлизм. Иллюстрированная энциклопедия. Состав. И.Г. Мосин. Санкт-Петербург, «Кристалл», Москва, «Оникс». 2006 г. - 256 с., ил. 4. Прерафаэлиты: викторианский авангард. Каталог выставки прерафаэлитов из собрания Галереи Тейт, музейных и частных коллекций Великобритании и США в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Науч. ред. Элисон Смит и Анна Познанская. Москва, 2013 г. – 196 с., ил.
5. Перси Бейт. Прерафаэлиты. Пер. с англ. Ю. Кулишенко.
Москва, Издательство «ЭКСМО», 2019 г. - 240 с, ил.
6. Искусство Форда Мэдокса Брауна, автор Кеннет Бендинер
7. Форд Мэдокс Браун: пионер прерафаэлитов, автор Джулиан Треухерц
8.Список картин Форда Мэдокса Брауна